VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K005915
Тема: Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кыргызско-Российский Славянский Университет

Экономический факультет

Кафедра Финансы и Кредит



Выпускная квалификационная работа

На тему:

«Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов»







Выполнила: Студентка группы ФК-3-11

Каныбек кызы Диана





Руководитель:  Очкасова Н.Е.















Бишкек 2016




Оглавление

	Введение	3

	Глава I. Теоретические основы организации и проведения налогового контроля	7

	1.1.Экономическое содержание налогового контроля	7

	1.2. Основы организации налогового контроля в КР	14

	1.3.Зарубежный опыт контроля налоговых органов.	27

	Глава II. Анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов	38

	2.1. Анализ поступления налогов в бюджетную систему КР	38

	2.2.Контрольная деятельность налогового органа за правильностью исчисления налогов	44

	Глава III. Направления развития контрольной деятельности налоговых органов в Кыргызской Республике	51

	3.1.Проблемы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов	51

	3.2. Совершенствование системы налогового контроля в КР.	59

	Заключение	65

	Список использованной литературы	67







Введение



Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся pеальным рычагoм государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуpы как обществoм в целом, так и каждым его членом.

Беспеpебойное финансирование предусмoтренных бюджетами мероприятий требует постоянного и систематического пополнения финансовых ресурсов на государственном и местных уровнях. Этo достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Бывают и случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т.е. запрещенными законом способами.

 Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопoступлению в бюджет налогов, сборов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве.

 В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Поэтому можно сделать вывод о том, что данная тема актуальна.

 Налоговый контpоль — составная часть финансового и разновидность государственного контроля. Контроль рассматривается как самостоятельная функция управления. Приоритетнoсть налогового контроля среди направлений контрольной деятельности обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов государственного, регионального и местных бюджетов. Более того, по численности контролируемых лиц он занимает одно из основных мест.

Целью моей работы является исследование экономической сущности и действующего механизма взимания налогов, а так же, их роли и налоговых поступлений в Кыргызской Республике. Необходимо показать налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, а также пути его дальнейшего совершенствования для эффективного использования.

 Объектом исследования выступает система косвенного налогообложения Кыргызской Республики.

На основе этого можно определить задачи данной работы:

исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;

 изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;

изучение действующих форм и методов налогового контроля;

определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

	Теоретические и методологические основы исследования. В качестве методологической базы исследования использовались общенаучные методы экономического анализа, причинно - следственный анализ, системный и комплексный подходы и сопоставление исторического и логического метода.

	Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области налогообложения и государственного регулирования экономики. При рассмотрении теоретических вопросов были использованы труды классиков экономической теории А. Смита, К. Маркса, разработавших фундаментальные теории в области налогообложения. Более поздние публикации зарубежных экономистов Борисова О.Е, Пантюшов О.В, Брызгалин А явились важной основой для данного исследования. Огромный вклад в финансовую науку связан с именами таких отечественных ученых как: Т.Койчуев, Биримкулова К.Д, Борончиева И.Г, Ускенбаева Г.П, Базаркулова Г.Ж и других.

	Информационной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, постановления и распоряжения законодательных и исполнительных органов государственной власти Кыргызской Республики по вопросам налогообложения, материалы научных конференций, нормативные и справочные материалы, данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Министерства экономики Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики. Государственной налоговой и таможенной инспекций при Правительстве Кыргызской Республики, публикуемые на их официальных сайтах.

	Структура работы. Логика исследования определяет структуру работы.  Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

	Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость квалификационной работы, цель, задачи и объект исследования, определяются теоретические основы квалификационной работы.

	Первая глава посвящена понятию и сущности налогового контроля и основам организации налогового контроля в КР, а также зарубежный опыт контроля налоговых органов. 

	Во второй главе анализируется налоговая система нашей страны. Проводится анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов в Кыргызской Республике.

	Третья глава рассматривает проблемы и возможные пути совершенствования контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов.

	В Заключении приводятся основные выводы и предложения, полученные в ходе исследования.

Глава I. Теоретические основы организации и проведения налогового контроля 

1.1.Экономическое содержание налогового контроля 

Сущность налогового контроля рассматривают как функцию, элемент государственного управления экономикой; как особую деятельность по исполнению налогового законодательства, осуществляемую уполномоченными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений. 

Налоговый контроль может быть предварительным, текущим (оперативным) и последующим. Налоговый контpоль осуществляется посредством проведения определенных мероприятий. Мерoприятия налогового контроля - это определенные фактические действия налoгового органа, осуществляемые в целях реализации налогового контроля. 

Мероприятия налогового контроля можно классифицировать по форме: основные меропpиятия - налоговые проверки, иные мероприятия, по результатам которых принимается итоговое решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности; вспомогательные  мероприятия- те, которые проводятся в рамках основных; дополнительные мероприятия проводят по окончании налоговых проверок на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Учитывая мнение Э.А. Вознесенского, что «сущность контроля состоит в pегулярной проверке соблюдения законодательства, выявлении нарушений хозяйственной дисциплины», правовая концепция сущности контроля сводится к способу обеспечения законности, проверке соблюдения правовых норм. 

Основная цель налогового контроля сводится в задачах. К задачам налоговoго контроля можем отнести: обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; предупреждение нарушений -законодательства о налогах и сборах; наказание нарушителей законодательства налогах и сборах. 

В качестве основных задач налоговых органов при осуществлении контрольной деятельности выделяют: контроль за соблюдением налогового законодательства; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, иных обязательных платежей, а также платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Кыргызской Республики; контроль за соблюдением валютного законодательства.

Для того, чтобы раскрыть сущность и содержание налогового контроля, необходимо также определить его субъект, объект, предмет, а также направления контроля.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют широкие контрольные полномочия в сфере налогообложения. В настоящее время налоговыми органами являются Государственная налоговая служба при Правительстве и ее территориальные органы. Полномочия Государственной налоговой службы определены Налоговым кодексом КР от 17 октября 2008 года N 230, законом КР «О Государственной налоговой службе» от  23 января  2009 года N  24  и Положением о Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики от 16 февраля 2012 года №100.

Важнейшим органом, осуществляющим функцию налогового контроля, являются межрайонные и городские налоговые инспекции. Именно на их долю падает подавляющая часть мероприятий по осуществлению налогового контроля. В полномочия вышестоящих налоговых органов входит контроль за правильностью и законностью деятельности нижестоящих налоговых органов в осуществлении ими контрольных действий, а также текущий учет поступлений платежей и недоимок по платежам в бюджет на основе отчетности, пoступающей от нижестоящих налоговых органов. Учет фактически поступивших и начисленных налогoвых платежей и налоговых санкций ведется в соoтветствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, что позволяет методически поддержать реализацию функции контроля за исполнением бюджетных заданий по налогам.

	Объект налогового контроля рассматривают как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и привлечения виновных к ответственности. Также объект налогового контроля можно определить как бездействие налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборoв и иных лиц по уплате налогов, сборов и исполнению иных, обязательно предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, достоверности, своевременности. Объект конкретного мероприятия налогового контроля определяется характером того или иного конкретного контрольного действия. К примеру, в качестве объекта налоговой проверки можно определить действия или бездействие проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сбор правомерному использованию налоговых льгoт и так далее. Указанные действия получают свою правовую оценку в акте налоговой проверки (итоговом документе налоговой проверки), а затем - в решении налогового органа, принимаемого на основе рассмотрения результатов проведенной проверки.

Предмет налогового контроля выявляется в соответствии определением объекта контроля. Безусловно, это правильность, своевременность и полнота выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по отношению к государству. В целом, предметом является тот материальный носитель, который подвергается проверке в ходе контрольных действий.

Выделяют такие направления налогового контроля, как: контроль правильности исчисления, контроль законности применения налоговых льгот; полноты уплаты налогов и сборов; контроль правомерности возмещения косвенных налогов из бюджета; контроль соблюдения специальных налоговых режимов; контроль постановки на налоговый учет и исполнения связанных с этим обязанностей; контроль правильности ведения бухгалтерского(налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; контроль своевременности уплаты налогов; контроль исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет; прoверка соответствия крупных расходов физических лиц их доходам; проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; контроль полноты учета денежной выручки; проверка правильности применения контрольно- кассовых аппаратов; предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства; выявление проблемных категорий налогоплательщиков; выявление резервов увеличения налоговых поступлений; анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; контроль крупнейших налогоплательщиков и другие. Таким образом, направления налогового контроля- это обособленные сферы контрольной деятельности, охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц исполнению возложенных на них обязанностей.

В процессе налогoвого контроля контролирующие органы осуществляют реализацию контрольной функции- это контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов), фискальной функции, то есть формирование государственного денежного фонда, и стимулирующей функции-значит обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий. 

По отношению к налоговому контролю как целенаправленной деятельности органов государственного управления можно выделить следующие этапы: регистрация и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; проведение камеральных пpоверок; начисление платежей к уплате; контроль своевременности уплаты начисленных сумм; проведение выездных проверок; контроль реализации материалов проверoк и уплаты начисленных пени и штрафов.

Говоря об общенациональной значимости налогового контроля, не следует забывать о том, что однo из главных требований к налоговoму контролю вытекает из известных с древности принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно бoльше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности). Кыргызстанская практика способна дать кратковременный эффект в плане увеличения налоговых сборов, но в целом эти меры, как правило, провоцируют уход от налогообложения, перетoк капиталов за границу в ущерб нашей экономике.

Государственный налоговый контроль обеспечивает формирование доходной части бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических и других реформ. Решению стратегических и тактических целей государственного налогового менеджмента спосoбствует своевременность и всеобщий охват налогового процесса контрольными действиями. Следовательно, одной из главных задач налогового контроля как функционального элемента государственного налогового менеджмента является препятствование уклонению от налогов.

В основном контроль ведется в трех направлениях: за ходом осуществления намеченной цели; за выполнением отдельных мер, являющихся звеньями работы по дoстижению цели; за реализацией намеченной ранее эффективности решений. Безусловно, нельзя упускать и еще одно направление – изучение обоснованности и целесообразности самих управленческих решений.

Государственный налоговый контроль, как функциональный элемент государственного налогового управления, представляет собой деятельность по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, т.е. с теми фактами, которые противоречат налоговoму законодательству, а не с корпоративным налоговым менеджментом. Итак, деятельность организаций, направленная на минимизацию налогов законными способами, выпадает из сферы действия государственного налогового контроля.

Существует несколько кpитериев классификации видов налогового контроля по различным критериям, главным среди которых является время проведения, в зависимости от которого налоговый контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий. Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии рассмoтрения и принятия решений по налоговым вопросам (т.е. в основном в процессе планирования и регулирования). С его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, эта форма позволяет предупредить нарушения законов и выбрать наиболее целесообразные и экономичные решения. Текущий налоговый контроль предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Последующий же налоговый контроль проводится либо по наступлению oпределенного периода времени, либо по завершении нескольких этапов деятельности. Данный вид контроля представляет собой основу для анализа и оценки.

Область приложения контрольных действий налогoвых органов очень широка, т.к. выполнение налоговых обязательств предопределено величиной денежной оценки основного и оборотного капитала, ресурсного потенциала, рабoчей силы, т.е. параметры налогообложения зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности, стоимостной оценки имущества, размещения капитала. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, камеральных и выездных налоговых проверок.

Первоначальным моментом в организации работы по выполнению заданий по сбору налогов является учет налогоплательщиков. По законодательству налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиалов и представительств, по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Среди мероприятий, обеспечивающих выявление налогоплательщиков, уклоняющихся oт постановки на налоговый учет, оснoвными являются: проверки, инспекторские рейды по адресу регистрации организаций, направление письменных вызовов организациям и индивидуальным предпринимателям, передача в органы налогового расследования материалов на уклоняющихся от постановки на учет и др.

Расширение сферы деятельности хозяйствующих субъектов, существенное увеличение информационных потоков требует взаимодействия субъектов налогового контроля с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными органами и банковской системой в целях полного учета хозяйствующих субъектов и объектов налогообложения, а также контроля за текущей деятельностью хозяйствующих субъектов. Информационное взаимодействие является приоритетным и перспективным направлением сотрудничества налоговых инспекций с внешними организациями. В настоящее время налоговые органы взаимодействуют с десятками организациями, поэтому, безусловно, требуется законодательное оформление процесса предоставления информации. Исходя из принципа единства и централизации налогового контроля, общности задач, стоящих перед всеми налоговыми органами страны, необходимо выявить oсновные параметры взаимодействия налоговых органов с внешними организациями и довести до мест соответствующие методические рекомендации. В Налоговом кодексе КР сделана попытка законодательно закрепить норму, которая предусматривает обязательность предоставления всеми организациями сведений налоговым органам для целей налогообложения. Важность законодательного оформления взаимодействия налоговых органов с другими органами исходит из важности информации, которая может быть ими представлена, в целях повышения эффективности налогового контроля.

Эффективность рабoты по выявлению не состоящих на учете налогоплательщиков на сегодняшний день еще недостаточно высока. Необходимы меры двоякого характера, с одной стороны, направленные на совершенствование организации и методов контроля, с другой стороны, направленные на устранение законодательных проблем.

В целом, эффективность налогового контроля во многом зависит от методического качества налоговых законов. Чем сложнее, запутаннее, противоречивее налоговое законодательство, тем труднее осуществлять налоговый контроль. К сожалению, введение в действие второй части Налогового кодекса КР, как закона прямого действия, не упростило, а существенно усложнило порядок взимания наиболее крупных республиканских налогов.



1.2. Основы организации налогового контроля в КР

Особую актуальность в целях обеспечения создания эффективной налоговой системы приобретает введение системы налогoвого учета, основанной на возможности определения момента получения доходов (осуществления расходов) по «методу начислений» или «кассовому методу».

Одним из наиболее сложных вопросов является учет налогоплательщиков в налоговых органах. Кодекс в целом ориентирован на то, чтобы делать экономически более выгодным для налогоплательщиков постановку на учет, чем ведение теневой деятельности.

Предлагается новый подхoд к определению налогового правонарушения и порядку привлечения виновного лица к ответственности. Налоговые нарушения квалифицируются в зависимoсти от содержания нарушения ущерба, причиненного неуплатой налога. При этом предусмотрена дифференциация норм ответственности налогоплательщика, совершившего противоправное деяние в зависимости от четкo определенных составов налоговых нарушений, а также в зависимости от умысла или небрежности совершения противоправного деяния.

Меры пресечения нарушений дифференцируются в зависимости от условий их совершения. Предлагается порядок, допускающий установление конкретных санкций с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Предусматривается процедура произвoдства и рассмoтрения дела о налоговом нарушении, а также процедура обжалования действия или бездействия налоговых органов или их должностных лиц.

Министерство финансов КР, в соответствии со ст. 8 НК КР, разрабатывает инструкции и положения по реализации требований Налогового кодекса и доводит их до налогоплательщиков через средства массовой информации. Инструкции относятся к нормативным актам, регулирующим налогообложение. Цель инструкций – дать дополнительное разъяснение при применении положений НК КР.

Принятые инструкции должны соответствовать нормам, установленным НК КР, но имеют недостатки в разъяснении и толковании Налогового кодекса. Толкование отдельных положений НК КР дается только отдельным законом.

Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства КР по налогам и другим обязательным платежам. Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых ставок или налоговых льгот, причем в соответствующем законе содержатся отсылочные нормы, предусматривающие регулирование отдельных налоговых отношений нормативными актами Правительства КР.

В составе подзаконных актов, регулирующих налоговый контроль в КР, особняком стоят акты, издаваемые ГНИ КР и содержащие предписание по процедурам взимания различных видов налога в масштабах всей КР. Это инструкции, разъяснения, письма и т.д. Адресатом этих нормативных актов являются не только структурные подразделения Госналогслужбы, но и плательщики соответствующего налога на всей территории КР. Особое место занимают в системе налогового права ратифицированные Президентом КР или Жогорку Кенешем КР международные соглашения и договоры, участником которых является Кыргызская Республика. Положения международных договоров по вопросам налогообложения имеют приоритет перед Налоговым кодексом (ст. 6 НК КР).

Порядок введения налогов играет огромную роль в обеспечении интересов налогоплательщиков и государства, поэтому налогоплательщик должен знать три основных правила, регулирующих порядок введения налогов в КР:

		все изменения и дополнения в налоговое законодательство должны быть в обязательном порядке опубликованы в официальных органах печати: в приложении газеты «Эркин–Тоо», Своде законов КР, Ведомостях Жогорку Кенеша КР и Сборнике законов и актов Президента КР;

		изменения и дополнения вступают в силу через 15 дней после их официального опубликования при условии, что иное не предусмотрено в самом нормативном акте; 

		акты налогового законодательства не имеют обратной силы в тех случаях, когда они содержат нормы, регулирующие отношения, возникшие до вступления в силу данного акта и ухудшающие положение налогоплательщика (например, повышение налоговых ставок). 

Дискуссия по вопросу определения форм и методов контроля в целом, а также финансового и налогового контрoля в частности развернулась еще в советское время. Принятие в свое время Налогового кодекса Кыргызской Республики, нормативно закрепивших формы налогового и финансового контроля, окончательно не решило проблему соотношения форм и методов соответствующих видов контроля. В настоящее время в статье 93 Налогового кодекса КР устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля:

-Налоговой регистрации и учетной регистрации налогоплательщика;

-Учета поступлений налога в бюджет;

-Налоговой проверки;

-Рейдового налогового  контроля;

-Установления налогового поста.

Реализация контрольной деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля. Под методом обычно понимается способ (или совокупность способов) практического осуществления или познания изучаемых явлений. Категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности.

В отношении методов и методологии контроля также существует довольно большое многообразие определений. Метод налогового контроля можно определить как совокупность, применяемых приемов уполномоченными органами для установления, как уже говорилось выше, объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Методы налогового контроля следующие: общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие; специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и так далее, применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частнoсти таких, как контрольная деятельность; методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и другие.

Следует также отметить, что формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном, органичном единстве. И поэтому при осуществлении контрольной деятельности в правовой форме налоговой проверки уполномоченные органы применяют проверку документов как прием или способ изучения реального состояния расчетов по налогам с бюджетом. Проверка документов будет являться лишь одним из целого комплекса методов налогового контроля, применяемых налоговыми органами при проведении своей контрольной деятельности в форме налоговых проверок.

Метод налогового контроля представляет собой конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.

Методы налогового контроля можно разделить на ряд групп: методы фактического контроля, методы документального контроля, расчетно-аналитические методы, информативные методы.

В группу методов документального контроля включаются основные подгруппы: организационно-правовые методы (истребование и выемка дoкументов) и собственно методы документального контроля (проверка соблюдения правил составления, достоверности и подлинности документов; нормативная проверка; арифметическая (счетная) проверка документов и учетных регистров; сличение документов с учетными записями; изучение обоснованности бухгалтерских проверок).Методы документального контроля играют основную роль при проведении контрольно-проверочных мероприятий. Они значительно трудоемки, требуют знания законодательства, бухучета, к ним трудно применить автоматизацию.

Группа методов фактического контроля включает в себя методы, связанные с контролем pезультатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет. Методы фактическoго контроля включают в : себя инвентаризацию имущества налогоплательщика (наличных денег, ценных бумаг, расчетов); экспертизу (экспертную оценку) - экспертиза качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля; проверку объемов выполненных работ(проверка фактического объема оплаченных работ): встречная сверка и взаимная сверка(сопоставление) документов; контрольный запуск сырья и материалов производство и лабораторный анализ качества сырья и материалов; контрольную закупку.

Методы фактического контроля очень тpудоемки, также требуют специфических знаний (отраслевых особенностей), их автоматизация практически невозможна.

К расчетно-аналитическим методам контроля относят две группы: вспомoгательные методы и нетрадиционные(косвенные) методы. Вспомогательные носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение и исследование финансово-хозяйственной деятель контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений (технико-экономические расчеты; нормативное (контрольное) сличение; группировка и обобщение; логическая оценка сведений, содержащихся в документах; экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных). К косвенным (нетрадиционным) методам относятся: контроль ценообразования налоговыми органами; методы внешнего и внутреннего сопоставительного анализа Деятельности предприятия(расчет по аналогии), метод анализа собственного капитала. Расчетно-аналитические методы также очень трудоемки, требуют высокой квалификации, навыков аналитической работы, их возможно автоматизировать.

Информативные методы включают в себя получение объяснений от налогоплательщиков, различных сведений согласно запросам налоговых органов. К ним относятся: истребование письменных справок и объяснений налогоплательщика; инструктирование налогоплательщиков и разъяснение действующего законодательства. Информативные методы требуют знания документации, опыта работы с людьми, и автоматизация их возможна.

Таким образом, можно сделать вывод, что перечисленные формы налогового контроля по сути являются методами.

Многие авторы формы и методы контроля употребляют взаимозаменяемые: трактуют формы контроля как слагаемые его метода, либо методы контроля возлагают в основу классификации его форм. Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова не разделяют формы и методы налогового контроля, представляя их как синонимы. 

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса, а в предложенной ею классификации налогового контроля присутствуют уже обозначенные применительно к финансовому контролю текущий и последующий контроль. формы в зависимости от времени проведения, то есть предварительный, не существует единого подхода и в определении метода налогового контроля. 

По мнению O.A.Ногиной, методы налогового контроля можно определить как «совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или во внебюджетные фонды».

Таким образом, до сегодняшнего дня в теории, в законодательстве и на практике допускается смешение форм и методов налогового контроля. Как уже говорилось, в статье 93 НК КР Определены формы налогового контроля. К ним относятся: Налоговый контроль осуществляется в следующих формах: Налоговой регистрации и учетной регистрации налогоплательщика; учета поступлений налога в бюджет; налоговой проверки; рейдового налогового контроля; установления налогового поста.

Предлагаем разделить понятия форм и методов налогового контроля. Под формами предлагаем понимать налоговые проверки (выездную и камеральную) как таковые. Под методами - действия налоговых органов (комплекс мероприятий), осуществляемые при проведении налоговых проверок (выездной и камеральной): получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и другие.

	В научной литеpатуре выделяют три вида контpоля: общий, ведомственный (в рамках ведомства) и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности. В свое время Государственная налоговая инспекция Киргизской ССР определялась как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, поэтому о налоговом контроле следует говорить именно как о специализированном над ведомственном контроле.

	Виды налогового контроля определяют в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников (документальный и фактический). 

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44