- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формы и методы изучения творчества Л
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012626 |
Тема: | Формы и методы изучения творчества Л |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» _______________________________________________________________________ Институт филологии, истории и права Кафедра литературы и методики её преподавания «К защите» И.о.завед.каф.литературы и МП _________/доц. Инаркаева С.И./ «___»____________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (квалификация - бакалавр) Тема: «Формы и методы изучения творчества Л.Н. Андреева в общеобразовательной школе» Выполнила: студентка 5 курса, направления подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование» (профили «Русский язык» и «Литература»), очной формы обучения ____________Шамсуева А.В. Руководитель ВКР ________________ Инаркаева С.И. Консультанты: 1.Аналитическая часть ______________ 2.Практическая часть ________________ Нормоконтролер, нач.УМУ ___________ ВКР защищена на оценку __________________________ (протокол № _____ «_____»_________2018 г.) г. Грозный 2018 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение_______________________________________________________3-7 ГЛАВА I. Л.Н. Андреев в контексте русской литературы рубежа 19-20 веков 1.1. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева_______________________8-19 1.2. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева________________20-27 1.3. Тема детства в прозе Л. Андреева_____________________________28-33 ГЛАВА II. Методы и формы изучения произведений Л. Андреева в школе 2.1. Методика изучения творчества Л. Андреева в 5-11 классах________34-37 2.2. Специфика восприятия и анализа произведений Л. Андреева в школе________________________________________________________38-45 2.3. Опытно-экспериментальная работа по видам и формам изучения творчества Л.Н. Андреева в школе на уроках литературы_____________46-57 Заключение___________________________________________________58-61 Список использованной литературы_______________________________62-66 ВВЕДЕНИЕ Творчество Леонида Николаевича Андреева (1871 - 1919) привлекает к себе все большее внимание как одно из характерных и оригинальных явлений русской литературы рубежа веков, которое совмещало в себе и реальные, и нереальные черты того периода. Писатель не примыкал к определенному течению, а умело совмещал их в своем творчестве. Его называли реалистом, модернистом, экспрессионистом, импрессионистом, но наиболее точную оценку метода Леонида Андреева дал Семен Афанасьевич Венгеров. В своем учебнике «Русская литература XX века. 1890-1910 гг.» он поместил свою статью о Леониде Андрееве в раздел «Синтетический модернизм и богоискательство». В этой статье он точно подметил, что отличительной чертой творчества Л. Андреева является стремление к синтезу. А Всеволод Келдыш назвал Леонида Андреева «пестрым художником». Проблема синтетизма творчества писателя заинтересовала критиков и все чаще стали появляться комментарии к его произведениям. Да и сам писатель с сомнением относился к возможности однозначного подхода к своему творчеству, в литературном процессе он не находил строгих терминологических определений своим художественным поискам. В письме к Г. Чулкову он писал: «… взял я для пьесы совершенно иную форму - ни реализм, ни символизм, ни романтика, - а что, не знаю - и очень хочется услышать мнение сведущих людей». Духовные и философские искания Л. Андреева стали основной базой появления многих направлений в литературно-художественной жизни России начала XX века. В его творческом методе причудливо переплелись традиционное и новаторское, реализм и новейшие веяния. «Он синтез нашей эпохи», - сказал о нем его современник К.И. Чуковский, - под сильнейшим увеличительным стеклом». Действительно, такие особенности андреевского творчества, как стремление к интеграции литературы и философии, тяготение к притчеобразности и мифологизму, полное отрицание канонов существующих эстетических систем, позволяют говорить об андреевском феномене синтетизма, одновременно выражающем существенные тенденции всего искусства рубежа XIX - XX вв. Многие современные ученые проявляют большой интерес к творчеству Л. Андреева, и связано это с его необычной манерой писания. Исследователи творчества Л.Н. Андреева считают, что, если яркими представителями конца XIX века являются А.П. Чехов и А.М. Горький, то начало XX века будет отмечено именем Л.Н. Андреева. Л. Андреев как художник- экспериментатор находился в поиске новых форм и средств изображения современной ему действительности, потому что это был период переосмысления уже сложившихся ценностей и возникновения новых идеалов. Общественно-политическая жизнь конца XIX - начала XX вв. оказывала сильное влияние на развитие литературы и искусства: литература переплетаясь с философией рассматривает такие проблемы, как человек и общество, человек и природа, человек и тайны бытия. В условиях острой полемики возникают и утверждаются новые литературные направления (символизм, акмеизм, экспрессионизм и др.). Современная школа находится в поиске новых решений совершенствования учебного процесса и обновления содержания литературного образования. Перед учителями-словесниками и методистами стоят сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе. Обновление содержания литературного образования требует включения в учебные программы произведений писателей, ставших достоянием отечественной и мировой культуры XX века. Изучение жизни и творческого наследия таких мастеров слова способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Одним из таких писателей конца XIX -начала XX вв. был Леонид Николаевич Андреев, творчество которого представляет собой уникальный мир, требующий глубокого осмысления. Л. Андреев оставил богатое и разнообразное художественное наследие (рассказы, повести, драмы, публицистика и др.), в которых в своеобразной форме показал все черты переломной исторической эпохи и периода назревавших революций, а также состояние простого человека в обществе. Мировую славу писателю принесли его рассказы, потому что у Л. Андреева был свой художественный стиль, отличающийся от остальных. В творчестве Леонида Андреева читателей привлекает больше всего его способность изображения внутреннего мира человека, глубина и острота проникновения писателя в душевный мир героя и способность подробно описывать различные психологические процессы(мысли, чувства, переживания). Тема бедности и одиночества людей, духовной ущербности человека, проблемы совести и веры поднимаются в его рассказах «Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского», «Предстояла кража» и др. В рассказах «Петька на даче», «Гостинец», «Баргамот и Гараська», «Большой шлем» Л. Андреев продолжил гуманистические традиции Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Г.И. Успенского, А.П. Чехова и других. Проблема изучения творчества Л. Андреева нашла отражение в работах методистов Н.М. Гришиной, М. Кузнецовой, Н.В. Кулагиной, И.М. Лейфман, Е.А. Михеичевой, Н.В. Нещерет, Я.Н. Новиковой и др. Они отмечают, что изучение творчества Леонида Андреева в школе дается детям очень сложно, что объясняется своеобразием художественного метода писателя. Но в то же время подчеркивают, что произведения автора являются актуальными и в наши дни. Они вызывают большой интерес у учащихся, подталкивают их к изучению и других произведений автора, заставляют размышлять над ними, искать ответы на волнующие их вопросы. В школьные программы включены только самые известные рассказы Л. Андреева. Их изучение развивает творческую и мыслительную деятельность учащихся, воспитывает всесторонне развитого, глубоко мыслящего и отзывчивого читателя. Актуальность исследования определяется необходимостью целостного анализа художественного своеобразия творчества Андреева в контексте культуры серебряного века. А также важностью изучения творчества Л. Н. Андреева в школе. В школьные программы долгое время не включалось имя Л.H. Андреева. Новые программы ФГОС расширили круг чтения и изучения произведений Л.H. Андреева, тем самым актуализировав данную проблему. В 5 классе изучается рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» (К.М. Нартов, М.В. Черкезова), в 8 классе - «Предстояла кража» (М.В. Черкезова), в 11 классе - «Жили-были» (К.М. Нартов). Такое положение не способствует целостному восприятию произведений Л.Н. Андреева. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения рассказов Л.Н. Андреева в 5-11 классах в общеобразовательной школе. Объект исследования - процесс изучения рассказов Л.Н. Андреева в школе. Предмет исследования - методика изучения рассказов Л.Н. Андреева в 5-11 классах на уроках литературы и внеклассных занятиях. Цель и предмет исследования предполагают необходимость постановки и решения следующих задач: - провести анализ литературоведческой и методической, литературы о творчестве Л.Н. Андреева с целью теоретического обоснования изучения рассказов русского писателя в 5-11 классах; -изучить современное состояние преподавания произведений Л.Н. Андреева в школе; - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику изучения произведений Л.Н. Андреева в 5-11 классах, способствующую повышению образовательного уровня учащихся, их духовному воспитанию. Методы исследования: - теоретический (изучение и анализ философской, психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по теме исследования); - социолого-педагогический (изучение и обобщение педагогического опыта учителей русской литературы, беседы с учителями и учащимися); - экспериментальный (проведение констатирующего среза и обучающего эксперимента); - статистический (анализ результатов опытно-экспериментального обучения, обобщение экспериментальных данных). Экспериментальная база исследования: Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шали, Шалинского муниципального района. Практическая значимость исследования в том, что на основе предложенной методики изучения произведений Л.Н. Андреева в общеобразовательной школе даны методические рекомендации для более глубокого постижения особенностей русской литературы (в аспекте темы исследования). Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русской литературы учителями-словесниками. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, включающая 2 главы, заключения и списка использованной работы. ГЛАВА I. Л.Н. АНДРЕЕВ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РУБЕЖА 19-20 ВЕКОВ 1.1. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева Леонид Андреев - один из наиболее неоднозначно воспринимаемых писателей своего времени. Как и все писатели своего времени, Л. Андреев по-своему уникален. Основным качеством его творчества является многозначность трактовки, нецельность. Он ставит вопросы, но не дает на них однозначных ответов. Сам писатель говорил о себе, что его знает очень мало критиков, его никто не любит, он никому не интересен. Но есть читатели, которым не безразличен его труд. «Кто они? - задумывался иногда Л. Андреев, и отвечал себе, - либо больные, либо самоубийцы, либо близкие к смерти, либо помешанные. Люди, в которых перемешалось гениальное и бездарное, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, такая же помесь, как и я». [35, с.35] Художественному стилю писателя, манере написания, его текстам критики давали разные определения - критический реализм, «фантастический реализм», «неореализм», реальный мистицизм, экспрессионизм. Впоследствии писатель объявлялся то экспрессионистом, то символистом, то предшественником экзистенциализма. Леонид Андреев в своем письме Максиму Горькому в 1912 году писал: «Кто я? Для благороднорожденных декадентов – презренный реалист; для наследственных реалистов – подозрительный символист». [35, с.28] Эстетические и художественные искания Л. Андреева объективно отражали столкновение в его сознании реалистического и декадентского мировоззрения. Особенностью творческой манеры писателя является его умение совмещать в своем творчестве разные стилевые течения и направления. Поражает способность писателя чутко воспринимать все новое. И экспрессионизм как литературное направление возникло в творчестве Л. Андреева гораздо раньше, чем в западноевропейской литературе. Леонид Андреев был «новым» писателем, целиком принадлежащим наступившему XX веку. Внук орловского предводителя дворянства и крестьянки, сын небогатого землемера. Автор постиг ужасы городской окраины, полуголодный студенческий быт, мучительный разлад с самим собой, ненависть к бессмысленному существованию «толпы». В шестнадцатилетнем возрасте он написал в своем дневнике: «Придет время, я нарисую людям потрясающую картину их жизни». Он испытал приступы глубокого душевного отчаяния, несколько раз хотел покончить собой (ладонь левой руки у него была пробита пулей, пальцы скрючены) и в то же время был обуреваем жгучими, разъедающими, тщеславными помыслами, жаждой славы и известности. Как-то признался он Максиму Горькому: «Еще с четырнадцати лет я сказал себе, что буду знаменит, или - не стоит жить».[17, с.86] Литературную деятельность Леонид Николаевич Андреев (1871– 1919) начал во второй половине 1890-х годов (по окончании в 1898 г. юридического факультета Московского университета) в газетах «Орловский вестник» и «Курьер». Идейное направление этих газет было радикальным. «Курьер» сочувственно относился к нарастанию революционного движения, отстаивал традиции и идеалы русской демократической общественной мысли, реализм в литературе. Газета широко продвигала творчество реалистов нового поколения – М. Горького, В. Вересаева, А. Куприна. В «Курьере» участвовали в то время такие писатели и общественные деятели из «стариков», как Василий Немирович-Данченко, В. Гольцев, П. Сакулин, В. Каллаш, П. Ащешев, из «молодых» – В. Поссе, П. Коган, А. Серафимович, А. Луначарский. В этой среде и проходил свою литературную школу Л. Андреев. В «Курьере» Л. Андреев издает фельетоны, рассказы, литературные и театральные рецензии, ведет воскресный фельетон «Мелочи жизни» и фельетон «Впечатления», выступает в качестве судебного репортера. В фельетонах (написанных под псевдонимом Джейм Линч) Леонид Андреев приветствует подъем общественного самосознания, обличает обывательщину. Свою карьерную деятельность Л. Андреев отсчитывает с публикации в «Курьере» 1898 г. его «пасхального» рассказа «Баргамот и Гараська». В «Журнале для всех», ежемесячнике «Жизнь» он публикует рассказы «Петька на даче», «Из жизни штабс-капитана Каблукова», «Рассказ о Сергее Петровиче» и др. Осенью 1901 г. в издательстве «Знание» выходит книга его «Рассказов». Эти рассказы имели очень большой успех, переиздавались. А рассказ «Баргамот и Гараська» очень полюбился читателям и имел хорошие отзывы. Этот рассказ привлек внимание самого М. Горького, который сыграл важную роль в писательской судьбе Л. Андреева. Он почувствовал в нем «дуновение таланта», напоминающего талант Н. Помяловского. [18, с.143] Вскоре М. Горький помог Л. Андрееву вступить в литературный кружок «Среда», куда входили Н.Д. Телешов, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович, С.А. Нейденов, И.А. Белоусов и другие. На «Средах» бывали А.П. Чехов, А.М. Горький, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Скиталец (С.Г. Петров), Ф.И. Шаляпин, артисты Художественного театра, художники В.М. Васнецов, И.И. Левитан, А.Я. Головин. К тому же, Максим Горький помог Леониду Андрееву выпустить его первый сборник «Рассказы» (1901), взяв все расходы за публикацию на себя. Много лет он был доброжелательным и строгим критиком его творчества. Первый том «Рассказов» Л. Андреева был выпущен осенью 1901 г. издательством «Знание», основанным самим М. Горьким. Выход этой небольшой книги был отмечен общественностью как крупное литературное событие. Творческое наследие Л. Андреева включает в себя около девяноста рассказов. Большая их часть (свыше пятидесяти) создана в первый период творчества – с 1898 по 1904 гг. В своих ранних рассказах автор пытается продолжить традиции «шестидесятников»: Н. В. Успенского, А. И. Левитова, Н. Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова в творчестве которых показана вся правда «без всяких прикрас». Писатель, заинтересованный традицией этих авторов, пытался им подражать, учиться у них. В произведениях этого периода Л. Андреев пишет в своих произведениях об «униженных и обездоленных», о пошлости, которая поглощает в свою бездну и оказывает отупляющее воздействие на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошен судьбой на самое «дно» жизни, о мелком чиновничьем люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества. В центре внимания Андреева «маленький», «обыкновенный» человек, который хочет чтобы его поняли и приняли. Свои рассказы предреволюционного периода как традиционно-реалистические, так и философско-обобщенного плана Л. Андреев строил на бытовом материале. Общественная оценка, содержавшаяся в них, опиралась на абстрактно-гуманистические, утопические иллюзии автора о возможности нравственного совершенствования общества, на веру в преобразующую силу совести каждого человека, независимо от его социальной принадлежности. Гуманизм Л. Андреева приобретал зачастую окраску сентиментальную, особенно в произведениях, написанных под влиянием классика английской литературы XIX в. Чарльза Диккенса, которым писатель в то время увлекался. «Первый мой рассказ, – писал Л. Андреев в автобиографической справке, – «Баргамот и Гараська» – написан исключительно под влиянием Ч. Диккенса и носит на себе заметные следы подражания». [33, с.174] Под видом умильного пасхального рассказа автор показывает нам страшную историю человека, лишенного имени человеческого. Л. Андреев как бы демонстрирует, что «за выдуманной жизнью течет своя безрадостная жизнь». [47, с.56] В рассказе «Ангелочек» (1899) Л. Андреев знакомит читателя с мальчиком по имени Сашка, который в своем маленьком возрасте уже стал задумываться о несправедливости его жизни и жизни вообще. Для него единственным смыслом жизни, лучиком счастья и надежды становится восковой ангелочек, которого он выпросил с богатой рождественской елки. Этот ангелочек становится для него символом счастья, любви и доброты. Ему кажется, что все добро мира сосредоточилось в этом ангелочке. Любуясь игрушкой, и сын, и жалкий отец по-разному тосковали и радовались. Но ангелочек, которого повесили рядом с печкой растаял. И в этом ангелочке выражена главная мысль автора об иллюзорности человеческих надежд на счастье, на возможность преодоления чувства безграничного одиночества. «Жили-были» - рассказ о простом торговце, умирающем в университетской клинике. «Губернатор», написанный во время революционных волнений, рассказывает о провинциальном губернаторе, который, отдав приказ расстрелять рабочую демонстрацию, узнает, что революционеры его убьют. Тема рассказа - ожидание смерти. Леонид Андреев писал свои произведения на самые злободневные темы и поднимал в них острые проблемы. Главные из таких проблемных рассказов: «Мысль» (1902) - врач сходит с ума от гипертрофии чистой мысли, работающей в пустоте; «Жизнь Василия Фивейского» (1903) - священник сходит с ума, потеряв веру. «Красный смех» (1904) написан в разгар русско-японской войны. Он был «дерзостной попыткой», как говорил сам писатель, воссоздать психологию войны, показать состояние человеческой психики в атмосфере «безумия и ужаса» массового убийства. В его изображении люди на войне теряют свою человечность, превращаются в безумцев, которые бессмысленно и жестоко истребляют друг друга. Рассказ «Так было» (1906) - исконная тщета политических революций; «Иуда Искариот» (1907) - проблема свободы воли и необходимости; «Елеазар» (1907) возвращение к жизни Лазаря, вкусившего смерть; «Тьма» (1908) - «право быть хорошим»; «Проклятие зверя» (1908) - ужас больших городов; «Мои записки» (1908) - воспоминания человека, приговоренного к пожизненному одиночному заключению, тщета свободы. «Рассказ о семи повешенных» - это рассказ о пяти террористах и двоих уголовниках-убийцах, ожидающих казни после приговора. Л. Андреев с глубоким состраданием писал о приговоренных к казни революционерах. Это не протест против насильственной смерти, а прославление русских революционеров. Творчество Л. Андреева выражало «неоформленный хаос жизни», отчаяние пессимиста, страстно ненавидевшего современный строй, его мораль, культуру, но не видевшего реальных путей обновления жизни. Это и определило особенности его творческого метода, в котором выразились попытки Л. Андреева «синтезировать» реализм и модернизм. [14, с.248] Одна из ключевых проблем, поставленных Леонидом Андреевым в своем творчестве, это проблема «добра и зла». Как известно, диалектика добра и зла всегда была напрямую связана со спецификой морального общественного сознания различных эпох, вследствие чего понятия «добро» и «зло» наполнялись разным конкретным содержанием. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому», – писал Фридрих Энгельс. [54, с.94] Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики; это своего рода форма разграничения нравственного и безнравственного, имеющего отрицательные или положительные моральные значения, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им. Проблема происхождения зла неоднократно поднималась в истории этической мысли. Чтобы устранить моральные пороки из жизни человека, следует уничтожить социальные условия, которые их порождает. А в религиозно-этических теориях «зло» - фатальная неизбежность человеческого существования. К примеру, в этике Канта «зло» – необходимое следствие чувственной природы человека. Осмысление проблемы борьбы «добра и зла» нашло отражение в творчестве такого крупного русского писателя начала ХХ-го столетия, как Леонида Андреева, чьи произведения находятся в непосредственной взаимосвязи с предшествующей литературой, в частности с творчеством Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, признававшего, что человек способен гореть одновременно и «идеалом мадонны», и «идеалом содомским», что «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей…» [50, с. 173] Творческий путь русского писателя Леонида Андреева был сложен и противоречив, это был путь мощнейшей духовной и идейной эволюции. Эволюции, недостаточно осмысленной и исследованной в современном литературоведении. Получивший мгновенную и оглушительную известность в конце XIX века, Л. Андреев и сейчас остаётся одним из самых читаемых авторов. Своеобразие произведений писателя проявляется в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов. Проза Л. Андреева не утратила своей актуальности и в наше время и, прежде всего, актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческой. Наша работа – попытка восполнить пробел в изучении и анализе андреевских произведений в школе. Испытавший влияние А. Шопенгауэра, Э. Гартмана и Ф. Ницше, Л. Андреев с ранних лет стал доискиваться ответа на вопрос о смысле жизни. Он писал воплощая свои мысли в слова, расплывчатые фразы, которые, словно извилистые змеи, проникали в человека, заставляя разум мыслить, а душу волноваться. Постепенно выявляется двойственность мировоззрения писателя, тенью которой становится безверие. Переломные события ХХ-го столетия, а особенно революция 1905 года, произвели на писателя неизгладимое впечатление. Леонид Андреев, обладающий редчайшей способностью улавливать скрытые потоки общественной жизни и тончайшие колебания в душе человека, испытывал сильное воздействие атмосферы «переходного времени». Все напряженнее становится ощущение неблагополучия жизни. Рождаются сомнения: достаточно ли нравственно вооружен человек перед лицом надвигающихся перемен, выдержит ли он под бременем новых испытаний? Своей мыслью он стремится найти ответы на вопросы, которые революция ставит перед обществом, пытается изведать возможности человеческого характера, поставленного в обстоятельства, связанные с социальными катаклизмами и катастрофами. Но обращаясь к извечным проблемам добра и зла, истины, власти и смерти, Л. Андреев уходит от социальной конкретности, реальных исторических фактов. Обстоятельства места и времени, социально-историческая конкретность происходящего стерты и размыты. Художник стремится уловить общечеловеческий смысл событий. В ряде произведений он использует для этого библейские образы и сюжеты. Обращение к историческим и библейским сюжетам не уводило Л. Андреева от современности, а лишь указывало на своеобразие его творческих исканий. Необычный подход к извечной проблеме человечества, новая трактовка образов и сюжетов привлекли наше внимание и подтолкнули нас к их рассмотрению на материале творчества именно этого писателя. В рассказах Леонида Андреева всегда добро одерживает моральную победу над злом и несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные, праведные. Условием их человечности является непричастность к социальному механизму ни в качестве командующего, ни в качестве исполнителя. Социальное неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях. Л. Андреев считает жестоким тот мир, где приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов: «Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец». По сути, эти дети лишены самого светлого - детства. В других своих рассказах автор показывает, как жизнь опустошает людей, превращая их в скучающих рабов обыденности. Это чаще всего бедный люд и те, кого принято считать «отбросами общества». Пронзительной жалостью наполнена последняя сцена рассказа «Баргамот и Гараська»: рыдающий взахлеб Гараська, к которому впервые в жизни обратились по отчеству, с уважением... А в рассказе «Кусака» нам показана жизнь бездомной собаки, которая не видела ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Весной к ним приехала приличная, интеллигентная семья. Они приласкали собаку, дали ей имя. Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака ещё бездомная собака, её никто не любит: «Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Во второй части она знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды её шерсть начала лосниться. Кусака стала ленивой и ласковой, она поняла, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу». Писатель показывает, как ласка, участие добра меняет, буквально преображает любое живое существо. Но сезон закончился, и Кусаку бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…» [27, с.12] Но этот рассказ не только о жестоком обращении с животным, автор показывает, что не может быть маленькой жестокости, маленького зла. Начав с плохого обращения к собаке, зло разрастается, переходит на людей, завладевает миром. Неслучайно поэтому в рассказе появляется дурачок Илюша. Люди, способные на предательство домашнего любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьями. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом дома избил свою жену. Л. Андреев показывает, что не может быть относительного добра и зла, маленького или большого. Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое было добро, способное преображать и изменять в лучшую сторону. Своими произведениями он пробивает защитную пленку, пытается достучаться до каждого, проникнуть в глубины души человеческой и показать к чему может привести наше равнодушие. В реалистических рассказах Л. Андреева уже появляются два мира - мир действительности и мир добра и света, куда стремятся попасть герои. Обыкновенный человек, оказавшийся в орбите «мирового зла», подчиняется антигуманным законам общества, сливается с враждебным для него миром, теряет «естественность», обретает качества, делающие его частицей «мирового зла». В рассказах «У окна» и «Большой шлем» воссоздан приблизительно один и тот же тип отношений героя со средой, с миром действительности, когда герой отрекается от самого себя, осознавая, что жизнь для него - страх и ужас. Подчиняясь тому высокому чувству, которое недоступно для созерцания и понимания, осознавая тщетность противостояния этой высшей силе, главный герой уходит в мир иллюзий с надеждой там найти спасение. В рассказе «Большой шлем» закон, норма, рок обретают символико-фантасмагорические черты. Будни настолько обесценивают духовное содержание человеческой жизни, что она становится похожа на игру, в которой заключен смысл жизни персонажей. В дальнейшем творчестве Л. Андреев будет широко пользоваться образом маскарада, где человек - всего лишь маска или марионетка. Из этой страшной игры нет выхода. Разговоры партнеров игры в винт, даже смерть одного из них - ничто не может остановить действие бессмысленного закона. В конце рассказа «Большой шлем» сливаются воедино сарказм и крик боли, ирония и вопль отчаяния. В одном из лучших рассказов Л. Андреева - «Жили-были» (1901) - одинаково страдают от неустройства жизни умирающий купец Кошеверов и молодой студент. Вновь затронутая писателем проблема жизни и смерти находит в целом оптимистическое разрешение. Смерть купца Кошеверова -это только эпизод в потоке вечно обновляющейся жизни. Проблемы добра и зла, судьбы и счастья, жизни и смерти - все это иногда решается в двух пластах: реальное тесно переплетается с фантастическим, мистическим, а некоторые произведения представляют собой аллегорические и символические картины с отвлеченным обобщением. Своеобразное преломление нашла эта тема в повести «Жизнь Василия Фивейского». Герой рассказа - сельский священник, от природы одаренный способностью сострадать людям. Во время исповедей он услышал столько неподдельного горя и крайнего отчаяния в словах горожан, приходивших к нему, что усомнился в разумности мироустройства и божественном милосердии. Странным и зловещим кажется реальный мир, где возможна трагедия крушения веры. Повесть завершается катастрофой - разочарованный в жизни ее герой, отец Василий Фивейский, погибает. В «Рассказе о семи повешенных» Л. Андреев напоминает о неизбежности возмездия, палачам. Л. Андреев посвящал свои главные произведения нравственным проблемам бытия, общефилософской проблеме борьбы добра и зла. В них он пытается ответить на волнующие вопросы: всегда ли алчность побеждает добродетель, а зло неистребимо? По силам ли человеку устоять, духовно не надломившись, перед различными жизненными испытаниями? Существует ли в мире абсолютное добро или абсолютное зло и кто их воплощает? 1.2. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева «Я настоящий в своих произведениях»-Леонид Андреев. Творчество Леонида Андреева представляет собой яркую страницу в истории русской литературы. Среди выдающихся писателей начала 20 века этот необыкновенный художник занимал особое место. В начале своей карьеры писатель получил огромную популярность, которая сменялась периодами охлаждения к нему. Возникнув как средоточие духовно-нравственных, интеллектуальных и художественных поисков писателя, его творческое наследие во многих отношениях определило ведущие тенденции развития русского и мирового искусства XX века Начав печататься с конца 1890-х гг., к середине первого десятилетия XX в. он достиг зенита славы, стал чуть ли не самым модным писателем тех лет. Необычными были сфера и характер авторских наблюдений. Писателя увлекала мысль о возможных пределах развития (нарастания) человеческих переживаний, состояний. Все проявления героя представали «под микроскопом». Так прояснялись светлые потенции личности или ее угасание. Л. Андреев верил в логику души, «которая не может обманывать, когда о чем-нибудь серьезно подумаешь. В известном положении не может быть иначе, чем подсказывает художественное чутье». [7, с. 45] На формирование мировоззрения и индивидуальности писателя повлияли также обстоятельства его жизни. Родился он в семье землемера Николая Ивановича Андреева и дочери разорившегося помещика Анастасии Николаевны. Жили они вполне чем скромно. Однако их материальное положение ухудшилось после смерти его отца. Будучи старшим сыном в семье, Леониду Андрееву приходилось работать чтобы прокормить свою семью. В это время он начал злоупотреблять алкоголем, положение семьи с каждым днем ухудшалось. За неуплату его отчислили из университета, но писатель не стал забрасывать учебу. Переехал в Москву и поступил на юридический факультет. Это было время, когда редакции со смехом возвращали его первые рассказы. Однако друзья не оставили его в беде, помогали ему с деньгами. Позднее из-за неразделенной любви писатель решил покончить собой: случай спас его. Мать писателя, Анастасия Николаевна, всегда поддерживала сына и верила в его талант. Душевная близость с ней было единственным утешением для Леонида Андреева. Биография, безусловно, оказывает большое влияние на внутренний мир, мировоззрение и нравственные принципы любого автора. Но гораздо важнее раскрыть идеи, взгляды и убеждения автора через его творчество. Произведения расскажут больше, нежели любая история из жизни. В творчестве Леонида Андреева большое место занимает исследование психологии человека, мотивы рока, судьбы. Поздняя проза писателя отличается от ранней тем, что в ней представлены проблемы глобального масштаба( проблемы жизни и смерти, добра и зла). Многие критики и литераторы отмечают что Л. Андреев теряет свою прежнюю стилевую направленность, четкую последовательность событий и сосредоточенность мыслей. Но взамен в его произведениях появляется большая тематическая раскованность, шире становится его взгляд на мир и человека, менее однозначными и более гибкими оказываются оценки таких глобальных бытийных категорий, как жизнь и смерть, добро и зло. Критика того времени обращала внимание на его интерес к общефилософским и религиозно-этическим проблемам. Ни одному исследователю творчества Л. Андреева еще не удалось найти ключевое понятие художественного метода писателя. Автор свои произведения 1900-х годов объединял под общим названием «неореализм». Это определение подразумевает собой преобладание экспрессионистской направленности в творчестве писателя В 1910-....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: