- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирования творческих способностей школьников на уроках технологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005896 |
Тема: | Формирования творческих способностей школьников на уроках технологии |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») Кафедра технологии и предпринимательства Допустить к защите в ГАК "____"_____________2016 г. Научный руководитель д-р пед. наук, проф. _______________________ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА Формирования творческих способностей школьников на уроках технологии (на примере раздела «Технология обработки ткани») Работу выполнила______________________________________Е.Ю. Гурова Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики Направление 44.03.01 Педагогическое образование (Технологическое образование) Научный руководитель, проф., д-р пед. наук, доцент _________________________ Ю.Н. Синицын Нормоконтролер доц., канд. пед. наук ___________________________ А.Г. Хентонен Краснодар 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………..4 1.Теоретические аспекты формирования творческих способностей школьников……………………………………………………………………..8 1.1 Сущностное формирование творческих способностей школьников………………………………………………………….………….8 1.2 Историко-педагогические предпосылки формирования творческих способностей учащихся общеобразовательной школы…………………….14 1.3 Современное состояние формирование творческих способностей школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе………...20 1.4 Методическое обеспечение формирование творческих способностей и творческого потенциала учащихся на уроках технологии ………………...30 Выводы по первой главе …………………………………………………………..39 2. Экспериментальная работа по формированию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на уроках технологии ……………. 40 2.1 Организация экспериментальной работы …………………………………40 2.2 Педагогический эксперимент по формированию творческих способностей школьников на уроках технологии………..................................41 2. 3 Анализ результатов экспериментальной работы и практические рекомендации формирования творческих способностей школьников на уроке технологии ………………………………………………………………………….49 Выводы……………………………………………………………………………. 54 Заключение…………………………………………………………………………58 Список используемых источников………………………………………………. 60 Приложение А Тест креативности Торренса …………………………………….64 Приложение Б Сводный итог результатов диагностики по методике Торренса на констатирующем этапе ……………………………….65 Приложение В Сводный итог результатов диагностики по методике Торренса на формирующем этапе ………………………………….66 Приложение Г План-конспект урока по технологии в форме коллективного творческого дела ………………………………………………….67 Приложение Д Упражнения для формирования и развития творческих способностей …………………………………………………….70 Приложение Е Упражнения для формирования и развития творческих способностей …………………………………………………….72 1элъын ц1ык1ури мыш1эзакъо Сэузэрэслъэгъурэм уи маф1эм сэ сесты Согъгэри сэук1ытэ сызэгуеут А нальчик къалэ нобэ сыздэмысыми А нальчик къалэ лъэмыджыжъэ телъ А мы сиданэ тэ тызэгуры1онш Тыгъэ къэтэджы мэ1ыстхьыжьи Нанэ мы1эрысхэр къыпечыр Размерхэр ины кате делэ к1алэхэр 1ушы, пшъашъэхэр мэджэгух, къашъох, ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы в том, что проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Творческое мышление является одним из интереснейших вопросов и феноменов, которые выделяют человека из животного мира. Декарт, определив человека как «вещь, которая думает» и провозгласив: «Мыслю, следовательно, существую», признал уникальность статуса человека в эволюционном процессе. Еще со времен античности, философами делались попытки объяснить феномен креативности, которые продолжаются до сих пор. Творчество является одним из видов мышления, который можно охарактеризовать созданием нового продукта в самой познавательной деятельности по его созданию, которые касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творчество отличается от репродуктивного мышлениея. Вопрос творческого развития интересовал многих психологов, педагогов. Один из крупнейших исследователей творческого мышления Я.А. Пономарев отмечал принципиальное отличие человеческого мышления от «мышления машинного». Для решения творческих задач требуется «способность действовать в уме» согласно его концепции. Д.Б. Богоявленская рассматривала творческое мышление как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности». Особую актуальность формирование творческих способностей приобретает в современном обществе в настоящее время, образование претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально ? экономическим условиям. Постоянно увеличивающийся объем информации вынуждает оперировать современного специалиста в любой области и процессом интеграции наук. А такой процесс требует от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления. Вопрос творческого развития интересовал многих психологов, педагогов. Cовременная система образования должна ориентироваться на подготовку школьников к реальной жизни. Чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо быть самостоятельным, обладать оригинальностью мышления. Школьник должен уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности. Вопросам формирования и развития творческих способностей посвящено большое количество исследований таких авторов, как А.Г.Асмолов, А.И.Астахов ,Г.С.Альтшуллер, Т.Н.Астраханцева, В.В.Выгонов, Ю.К.Бабанский, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебрянников, А.В.Виноградов, С.Н.Гайдай, В.М.Дмитрова, Н.Ю.Венгер ,Л.Н.Выготский, Ж.К.Годфруа, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Лук, Е.В.Лопанова, Я.А Пономарёв, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн , Б.М.Теплов, В.С Шубинский, Е.А.Яковлева. На сегодня в России имеются значительные научно-теоретические и научно ? методологические работы, в которых анализируются сущность подхода и проблемы творческих способностей. Необходимость формирования творческих способностей как профессионально важного качества профессий типа «человек – человек» отчетливо осознается педагогами. Исходя из выше сказанного возникает противоречие: между необходимостью формирования творческих способностей школьников на уроках технологии и недостаточной разработки его методического обеспечения. Актуальность и противоречие выявляют проблему исследования: какова методика обеспечения формирования творческих способностей школьников на уроке технологии? Целью данного исследования является создание и внедрение методики формирования творческих способностей школьников на уроках технологии в разделе технологии обработки ткани. Сипсэзанц1ык1у ц1ык1ужьий Объект исследования: образовательный процесс общеобразовательной школы. Предмет исследования: процесс формирования творческих способностей школьников на уроках технологии. Гипотеза исследования: формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе будет эффективным при условии: - разработки и внедрении методики формирования творческих способностей школьников на уроке технологии; -выявления и внедрения педагогических условий внедрения методики формирования творческих способностей; ? определения и применения критерии и показатели формирование творческих способностей школьников на уроках технологии в школе; Также этот процесс будет эффективным, если будет включать в себя совместную творческую деятельность учителя с учащимися, активное включение родителей и учителей ? предметников в процесс развития творческих способностей старшеклассников. Успешности процесса будет способствовать создание в школе творческо ? поисковой среды. Задачи исследования: ? изучить сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе; ? раскрыть понятие творчества и творческих способностей; ? рассмотреть условия формирования творческих способностей учащихся в школе; ? провести опытно-экспериментальную работу по формированию творческих способностей школьников; ? теоретически выявить и обосновать педагогические условия совершенствования процесса формирования творческих способностей школьников на уроках технологии. ? предложить методику формирования творческих способностей и реализации творческого потенциала учащихся старших классов на уроках технологии. Методы исследования: ? теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ школьной документации ? Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент; ? методы математической статистики, регистрация, ранжирование, шкалирование. Практическая значимость: материалы и результат исследования можно использовать в образовательной современной школе, а также в учреждениях дополнительного образования. База исследования: МАОУ лицей поселка городского типа Афипского муниципального образования Северский район СОШ №5, ученики 6 «А» и 6 «Б» (всего 30 человек). Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 1.Теоретические аспекты формирования творческих способностей школьников 1.1 Сущностное формирование творческих способностей школьников Ученые рассматривают творчество как человеческую деятельность по познанию и преобразованию окружающего нас мира. Если человек занимается интересным делом, что-то создает, то в итоге он становится творческой личностью. Он изменяется, соответственно изменяется его образ мыслей, меняются качества его личности качества, в итоге он становится творцом своей жизни. Творчество ? механизм развивающийся. И человек, который целеустремлен, настойчив, изобретателен, способен к продуктивной творческой деятельности. Такой человек смело формирует свои убеждения, ставит цели, формирует свои мотивы и интересы. [38, c.302]. Способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта называют творчеством или креативностью. Н.Ю. Хрящева определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема – раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта [2, c.14]. О творческом мышлении впервые заговорили древние греки. Платон считал, что интеллект (нус) – это то, что отличает человеческую душу от души животного. Нус – надиндивидуальное по природе творческое начало, которое приобщало человека к миру богов. Аристотель понятию нус, противопоставил понятие интеллекта, который имел «земное» происхождение и нетворческий, рассудочный характер. В дальнейшем в немецкой классической философии оба типа интеллекта были рассмотрены И. Кантом и В.Ф. Гегелем. Творческий тип интеллекта стали называть разумом, а второй – рассудком [2, c.93]. Творчество является сложнейшим психологическим процессом, сконцентрировавшим в себе чувства человека, его мысли и волю. Высшая форма активности, направленная на открытие нового рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного мира. Такая форма активности и называется творчеством. Доказано, что творчество является управляемым процессом. Но для того, чтобы этим процессом управлять, необходимо суметь создать для этого соответствующие условия. В работах известных психологов разработаны и показаны деятельностные подходы к формирования творчества, имеющие важное значение. Одним из первых обратился к проблеме творческого мышления представитель гештальтпсихологии М. Вертгеймер. Среди основных особенностей творческого мышления М. Вертгеймер говорит о его адаптивности и структурности. Адаптивность говорит о том, что творческие процессы работают на улучшение сложившейся проблемной ситуации, а структурность – что в процессе решения осуществляется анализ особенностей ситуации, требующей решения, также анализируется изменение функциональных значений отдельных элементов этой ситуации в границах одной целостной структуры. М. Вертгеймер отдельно указал, что задачи, стимулирующие творческое мышление, должны быть необычными, или «нетипичными» для человека. При решении творческой проблемы человеку придется взглянуть на ситуацию с новой точки зрения. На основе использования скрытых свойств объектов, непривычных связей, он должен перенести принципы и методы решения из одной, известной ему сферы, в другую, незнакомую и иногда весьма далекую от предыдущей [5, c.54]. Способности человека, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, различных открытий, возникновения новых интересных идей, изобретений, если быть более кратким и точным, индивидуальное творчество в различных областях деятельности называются творческими. Ниже представлены отдельные составляющие структуры творческих способностей, а именно [2, c. 22]: – умение увидеть новые проблемы в знакомой ситуации; – способность самостоятельно переносить знакомые навыки и знания в новую ситуацию; – умение самостоятельно сочетать знакомые способы деятельности в совершенно новые; – способность обнаруживать различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; – умение выстраивать новейшие способы решения проблемы, которые состоящие из комбинации известных способов. Учитель руководит творческой деятельностью учащихся, так как их деятельность на этапе формирования творческих способностей нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Во многом в этом помогает творческая литература – материалы, помогающие школьникам фантазировать, додумывать сюжет, параллельно выполнять творческие задачи и т.п. Кроме того, творческая литература способствует тому, чтобы школьники самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы по содержанию прочитанного текста. Растолковывание какого-либо рассказа, выделение его основной мысли и является осуществлением творческой деятельности. Способность к риску, метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения, быстрота мышления, способность находить оригинальные идеи, богатое воображение, эстетические ценности, развитая интуиция – все это можно отнести к творческим способностям. В современной педагогической литературе комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов понимают как творческие. Творчество включает в себя разнообразные психические явления, такие как мотивы, эмоции, память, волю, способности и т.д. Понятие творчества тесно связано с понятием креативности. Творчество понимается как процесс, который имеет свою специфику, приводящий к созданию нового, то креативность можем рассматривать как внутренний ресурс человека. Носителем творчества является человек. Креативность определяется как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, к осознанию и развитию своего опыта [6, c.75]. Можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, которые представили креативность как универсальную познавательную творческую способность. Основанием концепции явилась кубообразная модель структуры интеллекта: материал ? операции ? результаты – SOI (structure of the intellect) [1, c.186]. Понятие «креативность» получило признание лишь в начале 50-х годов прошлого века. Именно с этого времени креативность определяют как психологическую категорию. Первым определение креативности предложил Дж. Гилфорд. По его мнению, креативность – общая способность творить, которая проявляется в самых разных сферах его активной жизни. Креативность обычно рассматривают как независимый фактор одаренности. Этот фактор характеризует личность в общем виде. При создании концепции креативности Дж. Гилфорд в качестве основы взял кубообразную модель структуры интеллекта, разработанную им сами чуть ранее, а также обнаруженные им в процессе исследований различия между дивергентным и конвергентным мышлением. Универсальной познавательной творческой способностью является креативность в изложении Дж. Гилфорда. Он выявил связи между дивергентным мышлением и творческими способностями [12, c.23]. В своих последних трудах Дж. Гилфорд предлагает рассматривать и оценивать креативность по шести параметрам: 1. способность выявить проблему и поставить задачу; 2. способность генерировать как можно большее число идей; 3. способность быстро генерировать разнообразные идеи (гибкость мышления); 4. способность нестандартно отвечать на раздражители, эта способность также называется оригинальностью; 5. способность постоянно совершенствовать объект путем добавления мелких деталей; 6. способность к решению проблем, или степень овладения методами анализа и синтеза. В целом, Дж. Гилфорд и его последователь Э.П. Торренс признаны главными идеологами «психометрического» подхода при исследовании креативности. Они разработали ряд тестов креативности. В общем виде процедура исследования креативности во многом походит на процедуру тестирования интеллекта. Среди отечественных психологов самым крупным исследователем творческого мышления признается Я.А. Пономарев. Исходя из его концепции, создание творческого продукта предполагает включение интуиции, кроме того, такой продукт нельзя получить на основе логического вывода. Я.А. Пономарев полагает, что с креативностью тесно сопряжены два личностных качества. Речь идет об интенсивности поисковой мотивации и чувствительности к побочным образованиям, которые неизбежно появляются при мыслительном процессе. Я.А. Пономарев, изучая особенности умственного развития детей и варианты решения задач взрослыми, пришел к выводу, что основой успеха решения творческих задач является «способность действовать в уме». Такая способность определяется высоким уровнем развития внутреннего плана действия [9, c.25]. Д.Б. Богоявленская разработала специальные методики «Креативное поле» (например, цилиндрические шахматы – доска склеивается и вместо плоскости получается цилиндр), она создала возможность для проявления в процессе выполнения эксперимента феномена «интеллектуальной активности» [1, c.42]. Участвующие в эксперименте должны были решать предложенные экспериментатором задачи. А так как предметная область стала новой, приобрела другие свойства, то часть испытуемых (они были названы креативы) прекратила решение чужих задач, начала выдвигать собственные цели исследования, начала самостоятельную познавательную деятельность, которая была направлена на понимание новой реальности. Таким образом, необходимо сделать вывод, что эффективность решения зависит от способа формулировки условий и цели. Эти условия и цели образуют психологическую структуру задачи. Рассмотрим понятие «творчесткости». Способность обнаружить новые решения проблем, обнаружение новых способов выражения и есть творчесткость. Это привнесение в жизнь чего-то нового для индивида [6, c.72]. Исследуя креативность мышления, можно выявить условия, которые способствовали или препятствовали быстрому нахождению решения творческой задачи. Важную роль во время решения задач играет подсказка или промежуточная задача. И очень важно, на каком этапе дается такая подсказка. В исследованиях ученых на кафедре психологии философского факультета МГУ под руководством А.Н. Леонтьева использовались приёмы, которые выполняли наводящую роль при решении задач на догадку. Примером задачи этого типа выступает простая задача, которую использовал в своих опытах Ю. А. Пономарев [8, c.54]. Испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы четыре точки, расположенные в виде квадрата. Задача испытуемого состоит в том, чтобы перечеркнуть их тремя прямыми, не отрывая руки от рисунка, и вернуться к отправной точке. Опыт проведенных ранее подобных экспериментов показал, что взрослые, которые не знали задачи заранее, быстро решить ее не могут, несмотря на то, что необходимые для этого элементарные геометрические знания у них есть. Но если эту задачу несколько видоизменить и представить в другой интерпретации, например: «Опишите треугольник вокруг квадрата», – то в данном случае она может быть решена тем же испытуемым очень легко. Если это упражнение дать после того, как основная задача остается нерешенной, то его наводящее действие отчетливо сказывается при вторичном предъявлении основной задачи, которая часто решается немедленно. Положительный эффект наводящей задачи наблюдался у более активных испытуемых, чьи интересы в решении первоначальной задаче не угасали. Задача, прежде всего, должна вызывать у испытуемого интерес. Она должна создать эмоциональный фон, который будет способствовать созданию достаточно повышенной впечатлительности. В результате такие условия окажут такое воздействие, при котором задача будет легко решена [42, с.215]. 1.2 Историко – педагогические предпосылки формирования творческих способностей учащихся общеобразовательной школы Очень важно внедрять в образовательный процесс Важнейшей педагогической задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и сформировать и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Как известно, творчество ? это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Деятельность человека, включающая сознательную и бессознательную составляющие называется творчеством. Тыкытек1тк1э зы дунай. Творческий процесс ? это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество[37, с.401]. Тыкытек1тк1э зы дунай. Способности ? это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся[37, с.9]. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления, формирования и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Тыкытек1тк1э зы дунай. На основе этого можно сформулировать основные цели формирования творческих способностей учащихся: Тыкытек1тк1э зы дунай. ? приобщить учащихся к творческой работе; ? прививать интерес к творчеству, поиску; ? развивать навыки созидания, самореализации. Творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, умственной активности, смекалки и изобразительности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное [31, с.324]. Тыкытек1тк1э зы дунай. Значит, творческая личность ? это человек, овладевший подобной деятельностью. В процессе самостоятельного применения ранее полученных знаний, когда учащиеся умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить его с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту и рождается творческая личность. Тыкытек1тк1э зы дунай. Возрастные и физиологические особенности щкольников формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия с окружающим миром. Как считает Н.С. Лейтес: «…возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Отметим, что педагогу при построении процесса воспитания следует постоянно иметь в виду неповторимые особенности данного возраста» [22, с.33]. К таким возможностям относятся творческие способности. Очень важно создать атмосферу доброжелательности на уроках технологии. Это будет способствовать формированию и развитию творческих способностей школьников. Необходимо дать учащимся возможность самостоятельно выражать свои мысли, задавать вопросы. Также необходимо на уроках технологии предлагать учащимся задания, в процессе выполнения которых они смогут оценивать и обосновывать свою оценку. Создавать такой эмоциональный фон, который будет способствовать стимулированию эмоционального отношения школьников. Если им интересно на уроке, если учителю удалось их заинтересовать, то и ученик начнет эмоционально выражать свое отношение к окружающему. Поэтому и содержание урока должно быть построено так, чтобы оно стимулировало эмоциональное отношение детей. Тыкытек1тк1э зы дунай. Сочетание принципов и технологий на уроках технологии в общеобразовательной школе должно быть максимально оптимальным. Готовясь к уроку, преподаватель должен продумывать очень тщательно содержание урока и заданий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся. А также эти упражнения должны способствовать формированию творческих способностей [22, с.205]. Для учителя задача формирования творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. Это показывает практика деятельности учителей технологии. Необходимо не только для каждого учащегося создать условия, позволяющие ему творчески подойти к решению различных проблем, кроме всего, это должно происходить в рамках программы. Учитель трудового обучения должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовят необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся. Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве – психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.). Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки [2, с.211]. У каждого учителя свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях. Тыкытек1тк1э зы дунай. Для творчески активного учителя, владеющего педагогическим мастерством характерен высокий уровень организации занятий, бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся, целесообразный подбор учебно – производственных работ. Такой преподаватель поддерживает высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности и нацеленность на качество результатов труда. На уроках такого преподавателя царит деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью, но, в то же время и присутствует строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда. Искать, творить новое можно только при высокой педагогической эрудиции, творчески используя эффективный педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое [44, с.132]. Тыкытек1тк1э зы дунай. Одним из важных критериев педагогического мастерства, которые определяют авторитет учителя, необходимо считать его умение устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива. Правильные взаимоотношения между учителем и учащимися – это отношения доверительные, доброжелательные, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения всегда должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства учителя. Такие отношения создают возможности для положительного воздействия на личность, с другой – являются условием нормального педагогического процесса [17, с.325]. Тыкытек1тк1э зы дунай. В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Особое место в формировании творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, так как процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования. Тыкытек1тк1э зы дунай. Необходимо отметить, если деятельность находится на пределе возможностей учащегося, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что называют «зоной потенциального развития». У учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату, то есть реализации идеи [41, с.36]. Особое внимание на занятиях должно уделяться групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Тыкытек1тк1э зы дунай. Для того чтобы раскрыть в учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход. Тыкытек1тк1э зы дунай. Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. Назначение такого подхода заключается в том, чтобы все учащиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, а также и в том, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности, у каждого учащегося выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности. Индивидуализация подхода не может быть сведена только к определенной системе воздействий со стороны педагога, ориентированных на особенности того или иного ученика. Индивидуальный подход должен стимулировать активность учащегося в овладении профессией. Это предполагает обеспечение его такой системой требований и указаний об усваиваемых действиях, которые позволяли бы проявиться индивидуальным возможностям. Большую роль играют воздействия на личную сферу учащихся с целью воспитания и закрепления отношений личности и мотивов как основных регуляторов поведения и деятельности учащихся [35, с.44]. Для проявления активности учащихся важное значение приобретает активизация их мышления. Этот аспект активности связан с анализом и оценкой как объективных условий, так и индивидуальных возможностей. К реализации этих возможностей имеют прямое отношение и эмоциональные реакции учащихся. Учет этих реакций выступает как один из аспектов индивидуального подхода к учащимся [16, с.180]. Существенной стороной организации индивидуальной работы является учет социально ? психологических условий: особенностей взаимоотношений учащихся друг с другом, учет их индивидуальных особенностей при организации помощи друг другу, а также индивидуализация общения педагога с учащимися. Тыкытек1тк1э зы дунай. Одним из условий мобилизации индивидуальных возможностей является психологическое просвещение. Оно позволяет учащимся полнее осознать и оценить свои индивидуальные качества и их природу и создает предпосылки для организации работы по самовоспитанию. Воспитание творческой личности ? важнейшая цель педагогического процесса. Только путем формирования способности к эстетическому творчеству можно добиться всестороннего развития личности. Эстетическое и творческое воспитание неразрывно связаны между собой. Эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается только сферой литературы, искусства. Большую сознательную часть своей жизни человек проводит в труде. Воспитание положительного отношения к труду является важной задачей воспитания подрастающего поколения. Тыкытек1тк1э зы дунай. Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества. Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные ситуации. Тыкытек1тк1э зы дунай. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю [6, с.185]. 1.3 Современное состояние формирование творческих способностей школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе Тыкытек1тк1э зы дунай. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Важная роль здесь отводится урокам технологии. Для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. Необходимо для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, но это должно происходить только в рамках программы. Правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Тыкытек1тк1э зы дунай. Творчест....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: