- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование у учащихся основной школы регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ по физике
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000100 |
Тема: | Формирование у учащихся основной школы регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ по физике |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» Факультет физики и информационных технологий Кафедра теории и методики обучения физике Выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование у учащихся основной школы регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ по физике» Выполнила студентка 5 курса Третьяк Анастасия Евгеньевна Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике Пурышева Наталия Сергеевна Москва - 2014 год Оглавление Введение 3 Глава 1. ФГОС как нормативный документ, регулирующий образовательный процесс по физике 6 1.1. ФГОС - основные идеи и требования к результатам обучения 6 1.2. Универсальные учебные действия как индикатор метапредметных результатов 8 1.3. Виды универсальны учебных действий 10 Глава 2. Учебный физический эксперимент как средство формирования регулятивных универсальных действий 13 2.1. Учебный физический эксперимент и его виды 13 2.2. Регулятивные универсальные учебные формируемые при выполнении лабораторных работ по физике 15 2.3. Общие положения методики формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся при выполнении лабораторных работ на уроке физики 26 Глава 3. Методика формирования у учащихся 8 класса регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ 31 3.1. Описание методики формирования у учащихся 8 класса регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ по теме «Электрический ток» 31 3.2.Конспекты уроков, выполнения лабораторных работ по теме «Электрический ток» 34 3.3. Педагогический эксперимент 50 3.3.1. Этап констатирующего эксперимента 50 3.3.2. Этап обучающего эксперимента 53 Заключение 57 Раздаточные материалы 58 Использованная литература 59 Введение На сегодняшний день обучение в школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, оно должно вооружить учащихся знаниями основ различных наук, во-вторых, оно обязано подготовить своих выпускников «к жизни». Многих педагогов волновал вопрос, какие методики применять, что бы научить учеников применять знание полученные на уроках в школе при решении различных задач. Исследованию работы посвящены работы Ю.К. Кабардинского, К.В. Бардина, Н.А. Лошкарева. А работы Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, А.Г. Асмолова посвящены исследованию умения учиться в рамках концепции «универсальных учебных действий». В соответствии с федеральным образовательным стандартом второго поколения одним из основных результатов обучения в школе являются универсальные учебные действия учащихся. Поэтому вопросы, как научить учащихся учиться, научить их применять полученные знания в жизни и какие методики использовать, на данный момент очень актуальны. Выделяют познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия. На уроках физики можно сформировать все упомянутые виды универсальных учебных действий. В данной работе особое внимание уделяется регулятивным универсальным учебным действиям. К ним относятся: планирование работы; пользование измерительными приборами и измерение физических величин; математическая обработка результата; сборка установки, схема эксперимента; учет правил техники безопасности; расчет погрешности вычисления; оформление результатов (схемы, таблицы, графики); обобщение результатов лабораторной работы (выводы). На основе проведенного мною в Государственном образовательном учреждении (ГОУ) Гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» констатирующего эксперимента (анкетирования преподавателей и учащихся 8 класса) можно сделать следующие выводы: на сегодняшний день учителя не понимают четко, что представляют собой универсальные учебные действия и не владеют методикой формирования универсальных учебных действий у учащихся; у большинства учащихся не сформированы регулятивные универсальные учебные действия. Таким образом, на основе анализа методической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента можно сделать заключение о том, что существует противоречие между задачей формирования у учащихся универсальных учебных действий при обучении физике и отсутствием обоснованной методики решения данной задачи. Необходимость разрешения указанного противоречия определяет актуальность моей работы. Требуется найти ответ на вопрос, какой должна быть методика формирования универсальных учебных действий учащегося при обучении физики. Объектом исследования выступает процесс обучения физики. Формировать универсальные учебные действия можно и нужно в различной учебной деятельности учащихся: решение задач, выполнение лабораторных работ, изучение теоретического материала и прочее. С нашей точки зрения наибольшими возможностями в решении этой задачи обладают экспериментальные лабораторные работы. Поэтому предметом исследования является методика формирования у учащихся основной школы регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ по физике. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся при выполнении лабораторных работ на уроке физики. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий будет основана на постепенном переходе учащихся от алгоритмизированной деятельности к самостоятельной исследовательской работе и, следовательно, гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: регулятивные универсальные учебные действия могут быть сформированы при постепенном обучении учащихся самостоятельно выполнять те или иные действия. В процессе проведения уроков, на которых выполняются лабораторные работы, используется следующий раздаточный материал: памятка с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ по теме «Электрический ток», алгоритм сборки электрической цепи, пример плана выполнения лабораторной работы. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы предполагается решить следующие задачи: на основе методической литературы обосновать значимость и необходимость формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроке физики; определить теоретические основы методики формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся при выполнении лабораторных работ на уроке физики; разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся при выполнении лабораторных работ на уроке физики; экспериментально проверить гипотезу исследования и эффективность разработанной методики. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности: теоретические методы исследования методических проблем (анализ и синтез, обобщение, проведение аналогий, моделирование); экспериментальные методы и формы работы (исследование констатирующего характера с использованием анкетирования, опытная проверка предлагаемых методических решений). На данный момент отсутствуют полностью обоснованные методики формирования у учащихся основной школы регулятивных универсальных учебных действий в процессе выполнения лабораторных работ. Поэтому новизна выполненного исследования заключается в обосновании и разработке данной методики. Глава 1. ФГОС как нормативный документ, регулирующий образовательный процесс по физике 1.1. ФГОС - основные идеи и требования к результатам обучения Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС) представляет собой совокупность норм, которые устанавливают обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к наличию определенной материально-технической базы и необходимого количества квалифицированных преподавателей. Согласно образовательному стандарту первого поколения 2004 года, основной целью обучения формирование определенных общеучебных умений и навыков и способов деятельности учащихся. Обучение было направлено на формирование познавательной деятельности (наблюдения за объектами окружающего мира), речевой деятельности, умения работать с различными учебными текстами, организации деятельности (выполнение инструкций) [13]. В ФГОС требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов [12]. Ниже данные результаты обучения рассмотрены подробнее. Личностным результатам обучения учащихся уделяется достаточно много внимания в современном стандарте образования. Под личностными результатами обучения понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учеников к себе и одноклассникам, учителям, самому образовательному процессу и его результатам. Если у учащихся в результате обучения сформировались познавательные интересы, самостоятельность в приобретении новых знаний и ученики убедились в том, что для познания природы целесообразно использовать различные достижения науки и это будет способствовать дальнейшему развитию общества, то можно говорить о личностных результатах обучения. Необходимо помнить о ом, что все результаты обучения требуют оценки. И личностные результаты не являются исключением. Для оценки данных результатов обучения используются: мониторинг, оценивающий эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения (отдельной школы, региона, образовательной системы страны); индивидуальное или групповое обследование, оценивающее индивидуальный прогресс. Как отмечено в стандарте общего образования второго поколения, для оценки личностных результатов обучения нельзя использовать формальный итоговый контроль или аттестацию. Формами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения, психолого-педагогическая характеристика и портфолио учащегося [7]. А теперь рассмотрим, что же представляют собой метапредметные результаты обучения. Согласно позиции разработчиков нового образовательного стандарта под метапредметные результаты обучения ? результаты, сформированные у учащихся на основе одного, нескольких или всех учебных предметов, а способы деятельности, освоенные учащимися, применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [7]. К метопредметным результатам обучения относиться умение учащихся самостоятельно ставить перед собой новые познавательные и учебные цели или задачи, умение планировать пути достижения поставленной цели основываясь на самостоятельный анализ условий и имеющихся средств ее достижения, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, умение организовывать групповое сотрудничество (совместная деятельность с одноклассниками или учителями) и работать в группе, прислушиваясь к мнению партнера и др. Под предметными результатами обучения понимается усвоение учащимися определенных элементов социального опыта (знаний, умений, навыков и опыта решения каких-либо проблем), который изучается в рамках учебного предмета. Рассматривая предметные результаты обучения физики, выделяют общепредметные и частные предметные результаты обучения. К общепредметным результатам обучения физике в основной школе относятся: • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Общие результаты основываются на частных предметных результатах, в состав которых входят: понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, и другие; умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы и так далее; понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике; понимание принципов действия машин, приборов и различных технических устройств, с которыми можно встретиться в повседневной жизни; умение использовать полученные знания, умения и навыки во внеучебной деятельности. Необходимо отметить, что выделение в отдельную группу личностных результатов обучения достаточно «схематично», так как любые образовательные результаты, которые достигает учащийся при изучении предмета, являются личностными. Таким образом, основное нововведение федерального образовательного стандарта общего среднего образования второго поколения заключается в том, что главное внимание уделяется результатам образования, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования. Сущность метапредметных результатов обучения и универсальных учебных действий рассмотрена в следующем параграфе. 1.2. Универсальные учебные действия как индикатор метапредметных результатов Как было упомянуто выше, согласно образовательному стандарту второго поколения одним из требований к подготовке выпускников являются метапредметные результаты. А индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Под термином «универсальные учебные действия» понимается умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения опыта, накопленного обществом. Если рассмотреть суть данного термина в психологическом плане, то можно сказать, что универсальные учебные действия представляют собой совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [7]. Хотелось бы еще раз отметить, что метапредметные результаты обучения – это чему ученик научился на различных предметах и может применять в обучении, на практике, при решении жизненных проблем. Именно освоение системы универсальных учебных действий, в состав которых входят личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, позволяет достигать предметных, личностных и метапредметных результатов основного общего образования и обеспечивает овладение учащимися основными заниями и навыками в старшей школе, на базе которых в высшем учебном заведении будут формироваться общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные умения и навыки. Для достижения «умения учиться» необходимо полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности на базе различных универсальных учебных действий, которые включают учебные мотивы (личностные образовательные результаты), учебную цель (регулятивные универсальные учебные действия), учебную задачу(познавательные универсальные учебные действия), учебные действия и операции: ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка (регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия). Универсальные учебные действия помогают ученику самостоятельно осуществлять обучение, ставить перед собой различные учебные цели и использовать необходимые способы их достижения. Так же универсальные учебные действия создают условия для самореализации личности на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. И универсальные учебные действия обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Каждый учитель должен помнить, что для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо, чтобы учащиеся осознавали значение овладения умениями выполнять данное действие и имели определенную цель действия, освоили научные основы дисциплины. Учитель должен грамотно организовать упражнения, которые требовали бы от учащихся самостоятельного выполнения какого-либо действия при изменяющихся условиях. На уроке должны присутствовать различные формы обучения учащихся методом самоконтроля. Так же необходимо достаточно эффективно использовать простое умение для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности. Для определения уровня сформированности универсальных учебных действий используют критерии И.Я. Лернера. Согласно исследованиям Лернера, при любой организации обучения новому учебному материалу, учащиеся проходят три этапа его усвоения. Следовательно, можно говорить о трех уровнях усвоения, которые представлены в таблице 1 [7]. Таблица 1 Уровни сформированности универсальных учебных действий Уровень усвоения Характеристика 1 уровень Состоит в осознанном восприятии информации об объекте, усвоении и запоминании ее. Данный уровень усвоения проявляется в непосредственном опознании воспринятого объекта или воспроизведении знаний о нем. 2 уровень Представляет собой усвоение способов применения знания по образцу, включая легко опознаваемые вариации этого образа. 3 уровень Состоит в готовности учащегося творчески применять усвоенную информацию в новой, незнакомой ему ситуации. 1.3. Виды универсальны учебных действий Выделяют следующие виды универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. Ниже рассмотрим каждый из видов универсальных учебных действий подробнее. Личностные универсальные учебные действия Одной из основных задач новых стандартов образования является развитие в каждом человеке способности к самореализации. Хотелось бы отметить, что личностные универсальные учебные действия способствуют формированию: профессионального самоопределения; способности к смыслообразованию, ценностно-смысловой ориентации учащихся; готовности к жизненному и личностному самоопределению. На наш взгляд, цели урока физики, должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. Именно на уроке физики ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. Так же хотелось бы отметить, что учителю необходимо помнить, все ученики в его классе разные и у каждого есть свои особенности. Поэтому в школе предусматривается дифференцированная работа учащихся на всех уроках и в частности на уроке физики, используется уровневый подход при отборе содержания учебного материала, а также дифференцированный подход при контроле знаний. В результате обучения физики ученики должны научиться самостоятельно, приобретать новые знания или практические умения, они должны быть готовы к выбору своего жизненного пути. Так же учителя должны учить своих учеников уважительно относиться к ученым и их открытиям [9]. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия можно разделить на общеучебные и логические действия. Сначала рассмотрим общеучебные действия. Учащиеся должны уметь самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, находить нужную информацию, выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий, воспроизводить речевые высказывания в устной и письменной речи. На уроках физики ребята учатся воспринимать и затем воспроизводить информацию с помощью слов и образов, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с необходимыми задачами, выделять главное в прочитанном тексте, находить ответы на различные вопросы и сообщать их одноклассникам и учителям, приобретают опыт самостоятельной работы с информацией (поиск, анализ), используя различные источники [9]. А теперь рассмотрим универсальные логические действия. В процессе осуществления логических действий учащиеся сравнивают различные данные для того чтобы выделить тождественные элементы, проводят классификацию каких-либо предметов и явлений, устанавливают причинно-следственные связи и составляют логические цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при работе учащихся в группе, например, формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует выполнение учащимися лабораторных работ на уроке физики, в исследовательской и проектной деятельности. Основная задача учителя заключается в формирование у учеников умения слушать друг друга, высказывать свое мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении различных вопросов, приходить к общему мнению. Следовательно, к коммуникативным универсальным учебным действиям относятся такие действия как: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе обучения; совместный поиск необходимой информации; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; достаточно точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями взаимодействия с окружающими; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия – действия, которые помогают учащимся организовывать свою учебную деятельность. Данные универсальные учебные действия будут подробнее рассмотрены во второй главе. В таблице 2 представлены все упомянутые в данном параграфе универсальные учебные действия и их характеристика. Таблица 2 Характеристика видов универсальных учебных действий Вид универсальных учебных действий Характеристика универсальных учебных действий Личностные Можно выделить три вида личностных универсальных учебных действий: профессиональное и жизненное самоопределение, понимание смысла образования( установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) и нравственно – этическая ориентация. Познавательные К познавательным универсальным учебным действиям относятся выделение познавательной цели, нахождение необходимой информации, воспроизведение речевых высказываний в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений. Коммуникативные Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают учет позиции других людей и дают возможность успешно взаимодействовать и сотрудничать с учениками, учителями, родителями. Регулятивные Действия, помогающие ученикам планировать работу, прогнозировать и контролировать свою деятельность. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: планирование, прогнозирование, оценка деятельности и так далее. Глава 2. Учебный физический эксперимент как средство формирования регулятивных универсальных действий 2.1. Учебный физический эксперимент и его виды Роль лабораторных работ в курсе физики чрезвычайно высока. Нельзя обучать физике только теоретически, необходимо обязательно добавлять «работу руками». Лабораторные занятия способствуют развитию у учащихся интереса к изучению физики, потому что во время таких занятий они знакомятся с различными физическими явлениями на основе собственного опыта. И личный практический опыт лучше запоминается в сравнении со знаниями, которые учащиеся могут почерпнуть из учебников. Значение лабораторных работ по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании [2]. О том, что физика как наука связана с экспериментальным методом исследования, писал еще Г. Галилей. Он считал, что сначала идет чувственный опыт, затем переход к гипотезе, далее осуществляется математическое развитие, и, наконец, опытная проверка следствий [9]. В таблице 3 приведены виды школьного физического эксперимента. Таблица 3 Виды школьного физического эксперимента Демонстрационный эксперимент Ученический эксперимент Эксперимент на уроке Эксперимент во внеурочной работе Фронтальный лабораторный эксперимент Физический практикум Экспериментальные задачи Домашний эксперимент по основному курсу физики Кружки, факультативы Элективные курсы В данной работе рассматривается фронтальный лабораторный эксперимент. Фронтальные лабораторные работы – это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование [2]. При выполнении фронтального лабораторного эксперимента в основной школе учащиеся самостоятельно изучают объекты и их свойства, устанавливают взаимосвязи между явлениями и физическими величинами, измеряют различные физические величины, конструируют экспериментальные установки. Фронтальные лабораторные работы чаще всего выполняются группой учащихся, состоящей из двух или трех человек. Можно выделить следующие группы фронтальных лабораторных работ: наблюдение физических явлений (взаимодействие магнитов и др.); ознакомление с различными приборами и выполнение с их помощью прямых измерений физических величин (измерение силы тока, напряжения и др.); выполнение косвенных измерений физических величин (измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра и др.); установление зависимостей между физическими величинами, описывающими какой – то физический процесс (исследование зависимости между силой тока и напряжением и др.); сборка и ознакомлению с принципом действия некоторых технических установок и приборов (сборка электромагнитного реле и др.) [2]. Фронтальные работы по характеру деятельности учащегося и месту в образовательном процессе можно разделить на иллюстративные (проверочные) и исследовательские. При выполнении иллюстративных лабораторных работ учащиеся «проверяют» изученные закономерности. Исследовательские работы выполняются с целью проверки гипотез и получения новых знаний [2]. Основная задача учителя состоит в том, чтобы добиться веры ученика в свои собственные силы. Роль учителя при выполнении учащимися лабораторной работы может заключаться в непосредственном руководстве деятельностью учащихся, частичной помощи или наблюдении за самостоятельной деятельностью учащихся. Проведение лабораторных работ требует от учителя определенной подготовки. Учителю необходимо определить, какие экспериментальные умения формируются при выполнении работы, и какова будет его роль в процессе формирования данных умений, определить и подготовить необходимые приборы и материалы, разработать систему вопросов, которые будут задаваться учащимся на уроке выполнения лабораторной работы и систему заданий для учеников. Так же целесообразно составить проблемные практические задания для активизации познавательной деятельности в процессе выполнения учащимися лабораторной работы. Учитель должен сообщить учащимся о том, как необходимо оформить отчет о лабораторной работе. Отчет учащихся о работе должен содержать: название работы; цель; перечень приборов и материалов; рисунок установки, схему цепи; таблицу значений измеряемых величин с указанием их единиц и погрешностей измерений; вычисления (необходимые формулы и расчеты); вычисление погрешностей измерений и расчетов; анализ результатов и выводы [2]. Во время проведения фронтальных лабораторных работ на уроке физики учитель может сформировать у учащихся следующие регулятивные универсальные учебные действия: планирование работы; пользование измерительными приборами и измерение физических величин; сборка установки, схема эксперимента; математическая обработка результата; расчет погрешности вычисления; оформление результатов (схемы, таблицы, графики); обобщение результатов выполнения работы (выводы); учет правил техники безопасности. 2.2. Регулятивные универсальные учебные формируемые при выполнении лабораторных работ по физике Формируя регулятивные универсальные учебные действия, учитель учит учеников планированию своей работы, прогнозированию, контролю своей деятельности, оцениванию своей работы. Физика – наука экспериментальная, поэтому выполнение лабораторных работ обязательно должно присутствовать при обучении физики в школе. И, на мой взгляд, формировать регулятивные универсальные учебные действия необходимо при выполнении лабораторных работ учащимися или при решении экспериментальных задач. При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Решение экспериментальных задач , формирует у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности, и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий [9]. Как уже было упомянуто выше к регулятивным универсальным учебным действиям относятся: планирование работы; пользование измерительными приборами и измерение физических величин; сборка установки, схема эксперимента; математическая обработка результата; расчет погрешности измерения; оформление результатов (схемы, таблицы, графики); обобщение результатов выполнения работы (выводы); учет правил техники безопасности. А теперь рассмотрим каждый вид регулятивных универсальных учебных действия более подробно. Планирование работы Первое, что необходимо сделать, это определить приборы, которые требуются для выполнения лабораторной работы. Затем - сформулировать цель лабораторной работы. После этого формулируется гипотеза, которая будет подтверждена или опровергнута в результате выполнения лабораторной работы. Затем в тетради необходимо нарисовать схему установки и собрать необходимую установку (электрическую цепь) основываясь на нарисованную схему. Следующим пунктом в плане работы должно быть проведение измерений и оформление результатов, расчет погрешности измерения. И в конце необходимо сделать выводы. Пользование измерительными приборами и измерение физических величин При работе с приборами необходимо помнить особенности связанные их работой. Рассмотрим использование таких приборов как амперметр, вольтметр, мультиметр и измерение с их помощью физических величин. Измерение напряжения Для измерения напряжения или разности потенциалов используется прибор, который называется вольтметр. Ниже (рис.1) представлена фотография вольтметра, который применяется для измерения постоянного напряжения до 6 вольт. Рис. 1 Следует отметить, что щитовые вольтметры это частный случай использования этих приборов. В лабораториях, на радиозаводах, в конструкторских бюро и радиолюбительской практике, вольтметры используются чаще всего в составе мультиметров, которые раньше назывались авометры, то есть ампер-вольт-омметр. В настоящее время с развитием цифровой электроники стрелочные приборы отходят в прошлое и им на смену приходят цифровые мультиметры с удобной цифровой шкалой, автоматическим переключением предела измерения, малой погрешностью и высоким классом точности. Например, если нужно измерить напряжение на резисторе, который является частью электронной схемы, необходимо переключить мультиметр в режим измерения напряжения (постоянного или переменного – смотря какой ток течёт в цепи), устанавливаем наивысший предел измерения. Далее щупы мультиметра параллельно подключаются к резистору. Схематически это выглядит следующим образом (рис. 2): Рис. 2 Измерение силы тока Для измерения силы тока применяется измерительный прибор, который называется амперметр. Ток, как и напряжение, бывает постоянным и переменным и для измерения их величины требуются разные измерительные приборы. На фотографии (рис. 3) представлен амперметр, рассчитанный на измерение силы постоянного тока величиной до 150 Ампер. Рис. 3 Помимо амперметра силу тока можно измерять с помощью мультиметра. При этом щупы прибора соединяются последовательно с нагрузкой. Математическая обработка результатов При оформлении результатов работы учащимся следует помнить, что точность обработки числового материала должна быть согласована с точностью самих измерений. Обычно при вычислении средних значений рекомендуется оставлять на одну значащую цифру больше, чем содержится в непосредственно измеренных значениях. Расчет погрешности измерений и вычислений Физические измерения делятся на прямые и косвенные. К прямым измерениям относятся измерения различных предметов измерительными инструментами: линейкой, штангенциркулем, микрометром и измерение времени секундомером. Если искомую величину нельзя получить при измерении различными приборами, то необходимо измерить некоторые другие величины, связанные с искомыми определенными соотношениями. Такие измерения называют косвенными. После измерения учащийся вычисляет необходимую величину при помощи известных ему физических законов и формул. К косвенным измерениям относится, например измерение ускорения движения тела. При проведении тех или иных измерений учащимся необходимо посчитать погрешность измерения для того что бы получить наиболее точный результат измерения какой-либо величины. Потому что любое измерение характеризуется наличием ошибок связанн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике
- Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников во втором классе на уроках математики