VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008054
Тема: Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата
Содержание
2



Оглавление

	Введение	3

	Глава 1. Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата.	6

	Заключение	23

	Литература	26



































 

ВВЕДЕНИЕ



В истории Нового времени 18 век оказался переломным. Феодальный строй постепенно начал себя изживать и уже наметились признаки становления нового общественно-экономического строя – капитализма. Наиболее остро противоречия между старыми производственными отношениями и новыми проявились во Франции.

Кризис феодального строя, а также огромный разрыв между привилегированными сословиями и третьим сословием нашло свое отражение в идеологической борьбе просветителей 18 века. Крупнейшим представителем демократического просветительства 80-х годов 18 в. являлся выдающийся социальный мыслитель, ставший в последствии значимым деятелем революции Жан-Поль Марат.

        Именно формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата и будут рассматриваться в данной работе. 

Выбор темы данной курсовой работы определен необходимостью изучения роли Ж.П. Марата и значении его публицистики в Великой французской революции.

Актуальность темы 



















Родился Жан-Поль Марат в Швейцарии, в семье довольно известного врача Жана-Батиста Марата. Ж.П. Марат   также увлекается медициной и в 1762 г. переезжает в Париж, где продолжает свои научные занятия. Но его любознательность не ограничивается одной медициной, он также интересуется философией, историей, литературой, физикой и химией. Наставниками Марата были Монтескье и Руссо.

Марат стремился знать абсолютно все и с наивной гордостью заявлял: «Мне кажется, что я исчерпал почти все, что человеческий разум сделал в области морали, философии, политики, чтобы извлечь все лучшее». Фактически Марат стремился объять необъятное, и это стремление привело к тому, что он имел крайне слабое представление об экономике, да и о философии, которую якобы он "исчерпал".

В итоге, Жан-Поль Марат все более склоняется к медицине, как к одному из более верных путей достижения известности. Марат намеревается стать новым Гиппократом. При этом он не планирует идти обычной проторенной дорогой. Он мечтает о славе и желает достичь ее быстро. И тогда он принимает решение уехать в Англию.

         Естественно, что Англия в те времена во многом опережала Францию в науке, и вместе с тем, в глазах большинства французов не без оснований выглядела самым передовым государством. В 1765 году Жан-Поль Марат уезжает из Парижа для того, чтобы вернутся сюда лишь спустя целых одиннадцать лет, в 1776 году. На протяжении двух лет пребывания в Ньюкасле он завоевал авторитет хорошего врача.

        Однако совсем скоро Марат забрасывает свои медицинские увлечении и проявляет страстный интерес к политике. Марат приезжает в Англию, воодушевленный предубеждением против принятой среди французов англомании. И как раз в это время, когда волею судьбы Марат попал в Лондон, он углядел прославившийся остров свободы и либерализма совсем в непримечательном облике воссоздания королевского деспотизма. Марат с азартом бегает по митингам, забывая все свои дела ради деятельности в заседаниях клубов.

Самое важное, что смогла дать Жан-Поль Марату Англия является - политическая школа, опыт, который он смог получить благодаря ей. Вся дальнейшая политическая инициативность Марата тому подтверждение. В сущности в Англии Марат в полной мере развивает основные принципы своей политической философии, которая безоговорочно делает его не похожим на других. Правда, только в сравнении с другими деятелями Французской революции, большинство из которых принимали английский опыт со стороны, из-за Ла-Манша. Жан-Поль Марат один из тех единственных, кто не только близко наблюдал, но и участвовал в английской политической жизни.







































Глава 1

Сложные общественные изменения неминуемо вели к усугублению политических противоречий. Середина XVIII в. для Англии полна усиленной политической борьбой, направленной против господствования олигархии. Буйная социальная среда не могла не оказывать влияния на становление политических и социальных взглядов Жан-Поль Марата.

В 1774 году в Лондоне на английском языке была выпущена в свет первая политическая книга Жан-Поль Марата - "Цепи рабства".  Во многих ее аспектах можно было заметить влияние взглядов Руссо и Монтескье. Являясь непосредственным противником деспотизма, выявляя развитие различных его форм на некоторых этапах истории развития общества, в итоге, выставляя, действенную программу эгалитаристского строя, Марат в большей мере заимствовал Руссо. Но все-таки в существенных вопросах Жан-Поль Марат опередил Руссо. Ссылаясь на взаимоотношения богатства и власти, он надвигается к выводу, что антагонизм между действующим дворянством и старой буржуазией является не таким острым конфликтом, в сравнению с противоречиями между богатыми и бедными, конфликт, которых гораздо значительней.

Губительный мрачность - присущая черта творения Марата. Его воспитатель и главный наставник - Руссо тоже не верил в светлое будущее, обнаруживая "положительное и хорошее" только в прошлом. Однако, во всяком случае, он размышлял о планах более справедливого будущего общества и выдвигал хотя и не реалистичные, но все же обнадеживающие виды на будущее.

Марат же абсолютно не интересуется конструированием будущего. Он не верит в возможность улучшения доли бедных. В конфликте с этим беспросветным тупиком, из которого казалось бы нет никакого выхода, он досконально, во всех подробностях, с интересом пишет о своих мечтах на революцию, о принудительном перевороте с целью свержения от власти тиранов. Таким образом, "Цепи рабства" является первой в истории попыткой не создать, а по крайней мере представить картину революционного, насильственного переворота. Основное значение книги Жан-Поль Марата в этом и состояла: новизна, оригинальность и ценность.

Вдохновленный Жан-Поль Марат, буквально одержим идеей вооруженного восстания граждан. Но вместе с тем его изнуряют тревожные подозрения. Он предостерегает о тех многочисленных опасностях, которыми обрекают себя восставшие в случае поражения. Основным условием победы должна являться его всеохватность, повсеместность и массовое участие людей в нем.

Жан-Поль Марат желает всеобщего и как можно более всеобъемлющего участия в революции всего народа. Вместе с тем он с горечью признается, что его надежда только на самых бедных, которым в любом случае нечего терять. Но бедные все равно ничего и не приобретут, так что и на них надежды ничего особенного не обещают.

Возможно, основная проблема Жан-Поль Марата состоит в том, что он и сам не верит в созданную им революционную тактику. Осознания краха и неудачи пронизывает всю его революционную речь. "Цепи рабства" – есть ничто иное, как удивительное пророчество трудного, противоречивого, безнадежного пути, которому следовала Французская революция.  Марата пока еще смутно но невероятно верно предсказывает все трудности, сложные катаклизмы и конечная гибель дела о народной революции.

После выхода "Цепей рабства" Марат в 1776 г. уезжает в Париж, где начинается последующий этап его жизни и политической деятельности. Уже через год он получает официальную должность врача лейб-гвардии и за несколько месяцев нахождения в Париже делает блестящую карьеру. 

Однако самодостаточность, обретенная Маратом, не сумела его излечить от его революционных настроений, сформулированных им в "Цепях рабства", а только усилила их. Он теперь пишет свой "План уголовного законодательства", хоть и не являлся юристом, и не имел ни специальных знаний, ни практики в этой специальности. Жан-Поль Марат создал еще одно разоблачение несправедливого общества. В том состоит его отличие от "Цепей рабства", в котором все сводится к призыву насильственного свержения власти деспотов.

Рассуждения Жан-Поль Марата по прежнему отталкиваются от идей Руссо. Так, Марат начинает с заявления, что все государственные организации являются результатом и желаем продуктом общества, как казалось бы должно быть, а насилия: "Все государства были созданы с помощью насилия, убийства, разбоя, и у власти поначалу не имелось никаких иных полномочий, кроме силы".

Марат, как и обычно, исходит признанных всеми общих моральных ценностей. Без единого намека на выяснение социально-экономического происхождения государства. Стоит отметить, что на этот раз он гораздо ближе подходит к тому, приходя к выводу, что все законы есть ничто иное, как инструмент господства богатых над бедными, что собственность это итог "первого захвата". Именно поэтому, Жан-Поль Марат делает вывод, ставящий в тупик любое уголовное законодательство: "Кто крадет, чтобы жить, пока он не может поступить иначе, лишь осуществляет свое право".  Мало того, он считает, что в преступлениях повинны не сами преступники: "Почти повсюду правительство само вынуждает бедняков к преступлению, отнимая у них средства к существованию".

В своем первом революционном произведении Марат осуждает глупость, наивность, покорность людей, а здесь, напротив, проявляет сочувствие и сострадание к угнетенному и униженному народу. Марат, который славился своей "кровожадностью", обнаруживает в себе искреннее чувство милосердия к людям. "Жестокость пыток и казней препятствует соблюдению законов" - утверждает Жан-Поль Марат, и к тому же, предлагает ограничивать применение смертной казни.

Марат предлагает свой подход к видению государственных преступлений. Он их разделяет на две группы: ложные и подлинные. К ложным государственным преступлениям, которые он оправдывает, причисляет все выступления, прямо или косвенно, осуждающие несправедливый государственный порядка. К подлинным государственным преступлениям он относит действия, так называемых, «представителей власти» против народа, ограбление, обман и угнетение народа.

Можно сказать, что Жан-Поль Марат не писал проект уголовного кодекса, а написал обвинительное заключение против властей и угнетателей народа. Позднее Марат напишет о своем новом сочинении, что оно "может быть, наименее несовершенное из всех, мной написанных", ибо "точка зрения, развитая в нем, поможет установлению царства справедливости". 

Новое творение Марата являлось, конечно, не юридическим. Это был своего рода нравственный и политический трактат, написанный в самый пик успешной медицинской карьеры. По этой причине он и опубликовал его анонимно, иначе разгорелся бы большой скандал, так как официально Марат еще не обращался к политике, лишь в тайне мог ею интересоваться.

Так же, как и в "Цепях рабства", в "Плане уголовного законодательства" Жан-Поль Марат позиционирует себя как смелый и решительный революционный демократ и буржуазный революционный демократ, разумеется. 

В "Цепях рабства" и в "Плане уголовного законодательства" значительное внимание уделено критике тирании во всех его проявлениях, разоблачительным и резким осуждениям абсолютистского режима.

Стабильность в карьере и довольно прочное материальное устройства заканчиваются для Марата к 1784 г. Так он теряет свою должность врача лейб-гвардии и свое жалованье, для него наступают самые трудные годы его жизни. Бесконечное стремление к известности уже сменяется заботой о хлебе насущном. Летом 1788г. тяжелая болезнь одолевает Жан-Поль Марата.

В 1789г. Марат без подписи издает в Париже брошюру под названием "Дар отечеству", пожалуй одна из самых знаменитых речей Марата, а еще через пару месяцев и тоже анонимно издает ее продолжение в виде другой брошюры, наименованной "Добавление" к "Дару отечеству".

"Дар отечеству", "Добавление" и те политические требования, которые в них содержатся, не значительно отличаются от других многочисленных политических речей, появлявшихся во Франции в период созыва Генеральных штатов. Планы о суверенной власти народа, и о том, что только народу надлежит высшая власть в стране, которые и являются основным замыслом обоих произведений, приобретали в это время широко распространение и популярность.

       Но тем не менее стоит отметить, что "Дар отечеству" и "Добавление" в определенных своих чертах отличались от других схожих им по тематике произведений. Так в сравнении с прежними произведениями, в которых критика была направлена против феодально-абсолютистского режима и против зарождавшихся форм капиталистического господства, в своих новых политических брошюрах Марат уделяет все внимание критике на феодально-абсолютистского строя и его учреждений.

Спасительный период, возрождение сил наступили, когда больному Марату стало известно, что принято решение о созыве Генеральных штатов. Большинство французов, да и сам Людовик XVI, полагали, что дело сведется лишь к незначительному перераспределению сбора налогов, Жан-Поль Марат сразу понял, что настало время революции.

Революция, ознаменовавшаяся 14 июля 1789г. - народным восстанием, свергшим Бастилию, соответствовала по содержанию, объективным задачам и целям революцией буржуазной, но основным действующим лицом и основным героем этой революции являлся сам народ.

 В событиях 14 июля, в которых он принял только косвенное участие, все его усилия были направлены на то, чтобы создать собственный стабильный печатный орган, каких в то время создавалось много. 

12 сентября 1789 г. Марат выпускает первый номер газеты "Друг народа". Под этим знаменитым названием газета и ее редактор и вошли в историю.

Благодаря своей газеты Марат воздействовал на многочисленные массы и с помощью них - на ход революционных действий. За незначительное время новая газета смогла приобрести большую популярность, что позволило оказывать огромное влияние на значительные слои французских трудящихся.

Взгляды Марата в первые недели после начала революции особенным образом не отличалась не только от взглядов представителей либерального дворянства и либеральной буржуазии, одурманенных удачей, достигнутой с помощью самоотверженных подвигов людей из народа, но и от взглядов, проповедуемых большинства представителей революционной демократии.

Перевес взглядов "Друга народа" состояла в том, что он точно выявлял основные направления и главные мишени, по которым в это время нужно было бить в интересах этой самой революции. Правильно истолковывая цели революции и прислушиваясь к голосу народной массы, Марат пробуждал в них ярость, направляя их существенную силу против врагов революции, которые в этой момент являлись наиболее опасными и против тех, которые создавали наибольшие затруднения на пути свержения власти.

В выступлениях "Друга народа" по самым разным политическим вопросам, исследователи подмечали, что отправным пунктом всех соображений Марата является мысль о том, что революция еще не подошла к своему завершению, осталась незаконченной и находится еще в начале своего долгого пути, ведь она еще не уничтожила всех своих врагов, не успела разрешить стоявшие перед нею цели.

К тому же позиция решительно защищаемая и твердо занятая Маратом в "Друге народа", отвечала объективным условиям, возникшие к тому времени в стране. Так в это время по всем городам Франции прошла волна народных недовольств, выразившихся в многочисленных восстаниях и уничтожившая старые органы местной власти и замещавшим их другими.  К тому времени все больше и страшнее разгорался охват крестьянского движения. "Друг народа" с его постоянным лейтмотивом через все выступления, напоминает о незавершенности революции и являлся подлинным толчком этого движения -  многомиллионной народной массы, ожидавших от революции удовлетворения своих социальных надежд.

В последующие месяцы после падения Бастилии, Жан-Поль Марат своей главной угрозой и угрозой для революции - происки и планы партии двора, "партии аристократов", как он ее именует, которая "носится с мыслью оказать противодействие принятию Конституции и вернуть королю абсолютную власть...". Марат уже приходит к выводу, что эта партия сторонников абсолютистского режима имеет своих приверженцев не только среди дворян и духовенства, которые естественно являются ее опорой, но и среди представителей крупной либеральной буржуазии и либерального дворянства, представляющих роль друзей революции.

Уведомляя о грозной опасности со стороны партии двора и феодальной контрреволюции, он указывает на инструменты борьбы с этой опасностью. Так здесь особенно четко проявляется другая отличительная черта Марата, как великого буржуазного революционера-демократа: он в поисках средства избавления страны от надвигающейся для нее опасности не в парламентских решениях и не в стенах Национального собрания, а в революционном действии масс, на площадях и улицах революционной cтолицы. Жан-Поль Марат обращается не к представителям власти, он теперь обращается к народу и только к нему.

Марат исходит из убеждений, что лишь народ сможет спасти революцию, обновить и возродить свою родину. Народ часто не улавливает ни своей задачи, ни своих возможностей. Марат считает, что его долг как друга народа в том и состоит, чтобы разбудить сознание народа, вдохнув в него веру в свои возможности и поднять его на борьбу.

"Несчастный народ! Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь ее ужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся средству спасения - оно в твоих руках!".

Его спасение состоит ни в чем ином, как в революционных действиях, в восстании народа против сложившихся несправедливых его притеснениях. Желание народа, подкрепленное силой оружия и является ведущей, основной силой в революционном процессе. Марату не свойственна какая бы ни была уступка перед формальной законностью. Настраивая народные массы на защиту революции, подготавливая ее против своих врагов, Марат выдвигает целую систему практических революционных мер. Таких как: "чистка" Учредительного собрания, созыв народных собраний, разгон Учредительного собрания и выдвижение народом новых представителей в новые законодательные органы.

Целая программа, которую Марат настойчиво пропагандирует на страницах собственного журнала, полна абсолютного презрения и пренебрежения к формальной законности, к "букве закона". Но Марат не совсем противник, не враг государственности вообще.

Все время он не один раз намекал, что государственная власть в руках людей, преданных своему народу, может оказать немалую пользу обществу. Но Марат прибегал и к тому, чтобы убедить народ, что формальная законность не должна ограничивать его инициативы, так спасительной для свободы и Франции. Лишь народное восстание и будет для Марата настоящей основой революционной Франции, настоящим источником ее свободы.

Жан-Поль Марат создает одно из интереснейших творений революционной идеи Великой Французской революции - собственный проект Конституции и Декларации прав человека, объемный документ, содержащий 60 страниц. Он совсем не похож на привычные конституционные тексты. Проект Конституции Марата напоминает какой-то основной закон сказочной Земли обетованной, а не кодекс меркантильной буржуазии. Но ведь Марат и не желает буржуазной революции, а мечтает об иной, народной революции.

Основное в его проекте, и в том он сильно обгоняет свою эпоху, посягательство на неприкосновенный для буржуазии принцип частной собственности. Марат говорит, что на основании естественного права, "когда какому-нибудь человеку недостает всего, он имеет право отнять у другого имеющиеся у него в избытке излишки... Человек вправе покуситься на собственность, на свободу, даже на жизнь себе подобных". Но такое естественное право ограничивается общественным правом, защищающим права других членов общества. Однако эта защита должна содержать принципиальное исключение: "Закон должен предупреждать слишком большое неравенство состояний, устанавливать предел, какой они не должны переступать".

Общество обязано обеспечивать всем равное право на жизнь, оно "в долгу перед теми его членами, которые не обладают никакой собственностью и чей труд едва достаточен для удовлетворения их насущных потребностей, для обеспечения их средств, которые позволяют им питаться, одеваться... Те кто живет в роскоши, должны взять на себя заботу о покрытии потребностей тех, кто лишен самого необходимого".

Но это уже далеко выходит за пределы целей буржуазной революции, которую Марат обгоняет на века. Он осмеливается даже утверждать, что социальная справедливость вправе восторжествовать даже с помощью насилия. Правомерность вооруженного восстания народа и преступность сопротивления ему - вот что провозглашает Марат.

Марат досконально развивает свою идею народного суверенитета. Он детально описывает задачи, принципы организации исполнительной власти. Она, вполне в духе времени воплощена в монархии. Зато, какого жесткого контроля он требует со стороны народа над этой властью. Особенно настойчиво Марат предостерегает против угрозы военного деспотизма. Досконально он излагает требование к организации судебной власти, требуя учреждения Верховного трибунала. Что касается налогов, то Марата больше всего беспокоит, чтобы богатые не ускользнули от налогообложения, тогда как бедняк у него "не должен платить ничего".

В этом проекте сочетается постоянное стремление Марата к личной славе и поразительное чувство милосердия и сострадания к угнетенным. Мысль Марата совмещает в себе вещи несовместимые: реальные требования буржуазной революции третьего сословия, с одной стороны, и еще более резкое требование четвертого сословия, бедняков, плебеев города и деревни, с другой. Написав проект Конституции и Декларации прав, Марат три недели обивал пороги парижских типографщиков, пытаясь уговорить их напечатать его взрывчатое произведение. Но оно появляется лишь в конце августа за два дня до принятия Конституции 3 сентября 1791г.

Смелые и настойчивые призывы Марата к революционным действиям, к революционной борьбе доходили до сознания народных масс Парижа. Марат, несомненно, был одним из вдохновителей народного движения 5-6 октября 1789г. - похода парижан на Версаль, приведшего к поражению роялисткой контрреволюции, к вынужденному переезду короля, а вслед за ним и Учредительного собрания из Версаля в Париж. После похода на Версаль 5-6 октября, Марат резко усилил нападки на либералов, главенствующих в Учредительном собрании и парижском муниципалитете. К категории врагов революции Марат теперь относит и те социальные группы (например, финансистов), которых он до революции считал необходимым привлечь в ее лагерь.

Исторической заслугой Марата было то, что он первым осознал во всей глубине значение поворота крупной буржуазии к реакции и с предельной силой ударил по ее самым авторитетным вождям - Нектеру, Мирабо. Лафайету.

Марат развенчивал, разоблачал, показывал в действительном неприкрытом виде политику господствовавшей в Учредительном собрании крупной буржуазии и ее партии - конституционалистов. Он показывал антинародный и антидемократический характер законов об имущественном избирательном цензе, о разделении граждан на "активных" и "пассивных", о предоставлении права вето королю. Он доказывал, что реальный смысл всей политики руководимого конституционалистами Учредительного собрания заключается в том, чтобы установить и увековечить господство новой аристократии - аристократии богатства.

Ведя борьбу против крупной буржуазии, изменившей делу революции, Марат, можно сказать, преследовал ее по пятам, клеймя каждый шаг ее антидемократической политики. Крупная буржуазия и ее лидеры быстро почувствовали и оценили силу ударов "Друга народа". Марат и его газета подвергалась преследованиям и гонениям властей. Уже в октябре 1789 г. был отдан первый приказ об аресте Марата, издание газеты почти на месяц прекратилось, а сам Марат должен был уйти в подполье.

Марат в своих произведениях постоянно подчеркивал, что необходимым условием для дальнейшего развития революции является сокрушение политического господства конституционалистов-фейянов, вступивших в союз с "аристократами", т.е. с открыто контрреволюционной партией двора. В борьбе против этого блока Марат опирался на народ, апеллировал к народу. Ни один из французских политических писателей того времени, ни один из революционных деятелей не пользовался такой любовью и уважением среди санкюлотов, как Марат.

При всем том, вопреки мнению некоторых историков, Марат был гораздо сильнее в области политических вопросов, чем вопросов социальных. В своих сочинениях он уделял социальным вопросам значительно меньше внимания и места, чем политическим, был гораздо осторожнее и сдержаннее, менее оригинален и самостоятелен в этих вопросах. В социальных вопросах Марат почти не продвинулся вперед за годы революции, вернее ничего не изменил в своих старых взглядах. Более того, самоочевидной слабостью Марата и как социального мыслителя, и как политического деятеля следует признать странное, трудно объяснимое невнимание к такому кардинальному вопросу революции, как крестьянский вопрос.

Марат был главным образом политическим революционером. Он в совершенстве постиг "науку политики" и стал ее великим мастером. Но это отнюдь не значит, что и в этой области у Марата не было слабостей, очевидных изъянов. Одним из очевидных недостатков в общеполитических воззрениях и тактике Марата было нигилистское отношение к республике, к республиканской форме власти. Марат продолжал упорно высказываться за сохранение монархии.

Позиция Марата в этом вопросе была противоречивой. Весь ход его аргументов против системы деспотизма, против монархической власти вообще с неопровержимой логикой вел, казалось бы, к требованию свержения Людовика XVI с престола и уничтожения монархии. Но в странном несоответствии с развиваемыми им публично общими положениями Марат в феврале 1791 г. продолжал утверждать, что "ограниченная монархия более всего пригодна для нас" и даже что "нам нужен именно такой король, и мы должны благословлять небо, что оно дало нам его". Боевым лозунгом Марата в это время был не лозунг свержения монархии, а лозунг разгона Национального собрания.

Революционный инстинкт Марата давно подсказывал ему, что король хочет бежать из революционной столицы. Когда предвиденное стало действительностью, когда Марат по реакции народа на бегство короля понял, как яростно негодование масс, Марат, как истинный революционер, немедленно поднял знамя восстания. В статье, опубликованной в "Друге народа" 22 июня, т.е. написанной несколько часов спустя после бегства короля, Марат призывает народ к немедленному восстанию.

Но нельзя не заметить, что Марат, возбуждая ярость масс против депутатов-изменников, Лафайета, генералов, обходит молчанием вопрос о короле и монархии. Позиция Mapата по вопросу о монархии остается крайне путаной. Марат - в отличие от многих своих сотоварищей по лагерю революционной демократии, требовавших республики, - отказывался поддержать этот лозунг, призывал народ не к свержению монархии, а к разгону Национального собрания. Лишь под влиянием уроков кризиса, и в частности расстрела 17 июля, Марат преодолел все имевшиеся у него в этих вопросах колебания и занял новую, совершенно четкую позицию; народное восстание для свержения монархии.

В сентябре 1791 г. Учредительное собрание завершает работу над текстом конституции и 3 сентября она была принята. Конституция 1791 г. устанавливала принцип верховенства нации: "Источник суверенитета зиждется по существу, в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника" . Франция провозглашалась конституционной монархией.

Призывы Марата к народному восстанию, к свержению монархии повторяются до тех пор, пока подымавшаяся все выше и выше волна народного возмущения и гнева наконец не прорвалась в могучем народном восстании 10 августа 1792 г., смывшем тысячелетнюю французскую монархию.

Народное восстание 10 августа поднявшее революцию на новый, более высокий этап ее развития, привело к изменению в соотношении классов.10 августа не только была свергнута монархия, но и было сломлено политическое господство монархической фейянской крупной буржуазии. Руководящая роль в Законодательном собрании и правительстве, т.е. фактически политическая власть, перешла от фейяновк жирондистам. Жирондисты представляли интересы провинциальной, по преимуществу торгово-промышленной, и отчасти землевладельческой буржуазии, успевшей за годы революции извлечь некоторые выгоды и готовой защищать ее основные завоевания. Но, достигнув власти, став господствующей партией, жирондисты, опасаясь дальнейшего развития и углубления революции, превратились в консервативную силу.

Но те классы и классовые группы, которые составляли главные движущие силы революции и большинство нации, не добились еще в революции осуществления своих социальных и политических требований, и естественно стремились двигать революцию дальше. Это был могущественный блок крестьянства, плебейства, революционно - демократической буржуазии, возглавляемый якобинцами, или Горой.

Жиронда стремилась задержать, остановить революцию - Гора стремилась ее продолжить, углубить и развить. Столкновение между Горой и Жирондой было неизбежно. Крайне тяжелое внутреннее положение страны и грозная опасность, нависшая над Францией и революцией со стороны иностранных интервентов, вторгшихся в глубь страны и угрожавших Парижу, обострила эту борьбу между Горой и Жирондой и в короткий срок довела ее до логической развязки.

Марат был одним из первых якобинцев, кто в ближайшие дни после народной победы 10 августа во весь голос предостерег народ, что борьба не закончена. И еще раз, доказывая свое глубокое понимание логики классовой борьбы в период революции, Марат предостерегал народ против всякой самоуспокоенности, напоминая, что сопротивление реакционных сил не подавлено. Марат настаивал, на том, чтобы король и его семья были взяты в заложники, чтобы народ потребовал созыва Конвента и изменения Конституции, суда над королем и т.п. Декрет от 21-22 сентября 1792г. гласил: "Национальный конвент единогласно постановляет, что королевская власть во Франции упраздняется".

В декабре 1792 г. Людовик XVI был предан суду Конвента. Идея суда над королем никому не казалась простой и ясной, хотя с самого начала она была поставлена с ошеломляющей простой и ясностью. Марат, больше и громче всех взывавший к расправе над тиранами и их приспешниками, не мог принять предложение покарать короля без суда. Он считал, что надо провести процесс над королем с соблюдением всех формальностей. Он писал, что "такой образ действий был необходим для просвещения народа потому, что нужно убедить различными путями, соответствующими степени развития умов, всех жителей Республики ".

Конвент решает судить короля с соблюдением революционной и демократической процедуры.14 января он решил прекратить прения и начать голосование по трем вопросам: виновность, обращение к народу и мера наказания.

Марат добивается чтобы решение Конвента о короле было поставлено на поименное голосование. По последнему вопросу о мере наказания королю, из 721 голосовавшего депутата 387 депутатов подали голос за безоговорочную смертную казнь. "Конвент отныне объявил Людовика предателем французской нации, преступником против человечества" .

Призывая весь народ подняться на борьбу против армий интервентов, Марат уже с августа 1792 г. предостерегал народ против людей, стоящих во главе Законодательного собрания, прикрывающихся маской гражданственности, но преследующих тайные и коварные цели, - против жирондистов.

В положении и роли Марата в революции к этому времени многое изменилось. После свержения монархии он вышел из подполья и начал легально издавать свою газету. В ближайшие дни после 10 августа вместе с другими якобинцами Марат был избран в руководящие органы Парижской коммуны; в сентябре он избран членом Конвента. Его популярность в народе и в армии к этому времени стала громадной; он пользовался всевозрастающим авторитетом у якобинцев; его слово имело большой политический вес, и в сознании передовой части французского населения Марат наряду с Робеспьером и Дантоном, был вождем развивавшейся революции.

Всей силой своего огромного авторитета Марат обрушивается теперь на жирондистов: он видит в них главную опасность для революции. В этой борьбе Марат опирался на моральный авторитет, а жирондисты - на авторитет государственной власти. В апреле они вырвали у Конвента декрет о предании Марата суду, возведя на него самые чудовищные обвинения.24 апреля Марат предстал перед Революционным трибуналом. Процесс над Маратом закончился его триумфом, революционный трибунал его оправдал.

После процесса авторитет Марата поднялся еще выше. Теперь все его выступления были пронизаны одной мыслью - "только одни революционные меры действительны". Народ должен снова, как и раньше подняться на спасительное восстание, и изгнать изменивших революции жирондистов из Конвента.

Обогащенный опытом революции, Марат в период подготовки восстания, которое должно было свергнуть власть Жиронды, значительно расширил и углубил свое понимание революционной диктатуры. В нем окончательно укрепляется "мужество беззакония", признание революции высшим и самым авторитетным фактором общественной жизни. Уже в речи по поводу суда над королем, т.е. в начале 1793 г. Марат дает замечательное определение Конвента как потенциального органа революционной диктатуры. Рассматривая Конвент как революционный орган, наделенный неограниченной властью, в том числе властью революционного насилия, считая, что интересы революции ("общественного блага") доминируют над всеми законами, Марат, в сущности, предвидел ту революционно-демократическую диктатуру, которая через несколько месяцев сложилась в практике якобинского этапа революции.

Марат непосредственно участвовал в организации и руководстве народным восстанием 31 мая - 2 июня 1793г., свергнувшим господство жирондистов и приведшим к власти якобинцев. Нужно отметить, что якобинцы пришли к власти в самый критический момент в жизни республики. Выход был один - дать стране единую политическую основу в виде новой демократической конституции. Учредительное собрание два года вырабатывало и утверждало текст конституции; якобинский Конвент разрешил эту задачу в две недели: 10 июня началось обсуждение проекта Конституции, а 24 июня 1793г. был торжественно утвержден ее окончательный текст. Якобинская Конституция 1793г. была одной из самых демократических буржуазных конституций Нового времени. Новая Декларация прав человека и гражданина, написанная Робеспьером, гласила: "Целью общества является общее счастье. Правительством установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами".

В последние шесть недель перед убийством Марат вследствие тяжелой болезни уже не мог публично выступать и активно участвовать в работе органов революционной власти. Но он зорко следил за развитием революции. Широкие народные массы, простые люди, санклюты любили, ценили, глубоко чтили Марата как истинного Друга народа, прислушивались к его словам и советам. В то же время все изменившие народу и революции, все перебежчики: фейяны, жирондисты и им подобные ярост.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%