VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование открытой экономики в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000136
Тема: Формирование открытой экономики в России
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ  им. П.А. СТОЛЫПИНА»





Факультет(Институт) 
Специальность/направление подготовки	
Специализация/профиль/программа
Кафедра Экономики и управления

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему:
«  Формирование открытой экономики в России  »


Автор работы:
студент	1	  курса
  заочной    формы обучения
Ф.И.О.        Самыко Виктория 
Руководитель работы:
Должность		
Ф.И.О

Оценка	 
Подпись

Саратов 2014

Содержание                                  

С.
Введение................................................................................................................. 3
 Глава 1. Понятие открытой экономики
1.1 Сущность открытой экономики......................................................................4
1.2 Основные признаки открытой экономики.................................................... 9
1.3 Основные показатели открытости экономики страны............................... 12
Глава 2. Открытая экономика в России
2.1 Политика открытой экономики в России.................................................... 16
2.2 Оценка основных признаков и показателей открытости экономики 
в России................................................................................................................. 21
2.3 Перспективы развития России в условиях открытой экономики .............32
Заключение......................................................................................................... 34
Библиографический список.............................................................................37












                                                    Введение

	Открытая экономика - это  экономика, вошедшая в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект осуществляет внешнеэкономические операции: импорт/экспорт товаров и услуг, а также финансовые сделки.
	"Открытость" экономики может пониматься двояко.С одной стороны она может означать абсолютную проницаемость экономики для международных потоков капитала, технологий, сырьевых и трудовых ресурсов. В данном значении "открытая экономика" предполагает снятие всех барьеров на вывоз и ввоз товаров и услуг, всех барьеров  на деятельность в стране иностранных банков и фирм, включая также вопросы приобретения собственности.
	В этом первом значении, в развитых странах открытой экономики нет - можно говорить лишь о меньшей или большей степени приближения к этой модели. Она встречается в колониях и экономически зависимых государствах. 
	С другой стороны термин "открытая экономика" относится к разностороним хозяйственным комплексам, то есть по смыслу противоположна хозяйственным системам.
Противоречие между динамизмом  высокой эффективностью ,в первом случае, стабильностью и безопасностью, во втором случае, для малых стран  не разрешимо; для крупных стран (США, Китай, Россия, в меньшей степени - Германия и Япония) указанная проблема разрешима. 
Целью данной курсовой работы является рассмотрение признаков и показателей открытой экономики в  Российской Федерации.
В данной курсовой будут рассмотреныследующие темы:
-Сущность открытой экономики
- Основные показатели открытой экономики 
-Основные признаки открытой экономики
- Политика открытой экономики в России
- Оценка основных признаков и показателей открытой экономики  в России
-Перспективы развития России в условиях открытой экономики



























Глава 1. Понятие открытой экономики

1.1 Сущность открытой экономики

	Открытая экономика - экономика страны, которая открывает все границы для проникновения товаров и услуг из других стран.
	Под открытой экономикой понимается также экономика, развитие которой определяется отдельными тенденциями, действующими в мировом  хозяйстве. Bнешние связи страны увеличиваются с переходом к более высокому уровню развития происходит как относительное, так и  абсолютное их расширение. Факт наличия экономических связей между одной страной и другими странами еще не означает, что она имеет открытую экономику. Также когда в экономической политике страны доминируют автаркические тенденции, внешние связи играют ту или иную роль в данной экономике, хотя в замкнутой (автаркической) экономике внешнеэкономические связи очень малы.
	В автаркической экономики развитие определяется исключительно внутренними тенденциями ее развития и не зависит от тенденции, имеющих место в мировом хозяйстве, поскольку замкнутая экономика это экономика самообеспечения с опорой на собственные силы в крайних ее проявлениях.
	Открытость экономики следует понимать как противоположность  автаркической экономики, то есть состояние национальной экономики, для которого характерно наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей.
	Открытая экономика также национальная экономика, все субъекты экономических отношений которой свободны в своем выборе на внутреннем и международном рынках товаров, капиталов, услуг, а ее развитие определяется в большей степени тенденциями действующими в мировом хозяйстве. При этом торговый оборот (экспорт, импорт) достигает такого уровня, когда он начинает улучшать  общее экономическое развитие в данной стране. По некоторым оценкам в современных условиях улучшающее влияние внешнеторговых связей на развитие экономики проявляется особенно четко, когда ее внешнеторговый оборот достигает размеров 25% от ее ВВП. Речь идет о показателе внешнеторговой квоты.  
	Экономика одних стран открыта в большей степени нежелив других странах. Причем экономика крупных стран бывает открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики также зависит от владения природными ресурсами, численности населения, а также, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если производительные силы развиты в большей степени, то экономика более открыта, при меньшем потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обеспечивать высший уровень производства продукции и услуг непроизводственного и производственного  назначения при условии, что эффективно используются все ресурсы.  Помимо этого, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей, тем меньше вовлеченность страны в международное разделение труда, т.е. степень открытости её экономики. Напротив, если  обрабатывающая промышленность (машиностроение, электроника, химия) предполагают более глубокую подетальную специализацию, благодаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, увеличение открытого характера экономики. 
	Таким образом, если степень открытости национальной экономики выше, то больше развиты её производительные силы, чем больше в её отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше её экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.
	В большинстве случаев малые индустриально развитые страны имеют  высокую степень открытости. 
	Открытость национальной экономики связывается с понятием "взаимности" и "уязвимости". "Взаимность" предполагает преодоление возникающих неравновесий и споров. Примером может послужить 
неравновесие в торговле фабрикатами между Западной Европой и Россией   стремление уравновесить торговый баланс. 
	Под "уязвимостью" понимается зависимость национальной экономики от ситуации на мировом рынке, а также возможность понести убытки от воздействия внешнеэкономических факторов. Таким образом изменение экономической ситуации в одной стране может вызвать реакцию. Основные проблемы для национальных экономик создает зависимость от мировых цен, спроса и конкуренции. 
	Представление об открытости экономики не стоит на месте, а развивается по мере развития хозяйственной жизни.
В современных условиях все чаще говорят о двух видах открытости[4]:
1. Она связана с либерализацией нормативно-правовых условии существления внешнеэкономической деятельности. Открытость данного вида выражается в уровне таможенных барьеров, миграционного законодательства, инвестиционного климата, в уровне гарантии защиты иностранных инвесторов и т.д.
2. Во втором случае понимается интенсивность международных обменов, этот вид характеризует участие страны и ее отдельных частей в международной системе мирового хозяйства и измеряется разными показателями.
	В мирохозяйственные связи по разному вовлечены не только страны, но и части их экономического пространства. Уровень открытости страны является как бы средним для всей совокупности элементов территориальной структуры хозяйства, но различия между отдельными регионами страны по степени втянутости могут очень существенно различаться, что является следствием отражения их разной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
1.2 Основные показатели открытости экономики страны

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются[6]:
	1.  экспортная квота
	2.  импортная квота
	3.  внешнеторговая квота 
	Иногда используют также коэффициенты эластичности экспорта (для оценки динамики открытости экономики) или импорта по отношению к ВВП.
Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:    Кэ = Э/ВВП*100%.
Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП: Ки = И/ВВП*100%.
Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах: Кв = Э+И/2ВВП*100%.
Другой вариант Кв = (Э+И) / ВВП*100%*0,5
Показывает значимость внешнеторговых связей для страны, а не только экспорта и импорта. Все показатели не показывают долю страны в мировом экспорте.

	Коэффициенты эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП показывают, на сколько возрастает экспорт или импорт при увеличении ВВП страны на 1 % и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП страны за тот же период.
Еэ = дельта Э(%) / дельта ВВП(%)
Еи = дельта И(%) / дельта ВВП(%)
Значение данных коэффициентов если они больше > 1 трактуют как усиление открытого характера экономики, если меньше < 1 то наоборот.
Необходимо отметить, что не один из этих показателей нельзя признать универсальным индикатором открытости национальной экономики, поскольку они не учитывают участие данной страны в международном движении факторов производства, не учитывают ее влияние на изменение на движении мировой ставки процента, уровень мировых цен и т.д. Поэтому все эти показатели могут служить мерилом открытости экономики лишь в первом приближении.
	Универсального показателя открытости экономики нет, можно говорить лишь о совокупности показателей.
Мировой банк до сих пор классифицирует открытость экономики по критерию экспортной квоты страны. Он делит страны на три группы:
	1.  Относительно закрытые, с квотой < 10%
	2.  Страны с умеренно открытой экономикой, квота от 10 до 25%
	3.  Страны с открытой экономикой, квота > 25%
Но здесь можно тоже ошибиться если ВВП сокращается больше, чем экспорт, то мы получаем неправильную картину.
  	Иногда в теории международной экономики используют понятия как малая открытая экономика и большая открытая экономика.
Эти понятия ничего общего не имеют с экспортными и импортными квотами этих стран. Показатели открытости экономики не является критерием для отнесения страны к большой или малой открытой экономике страны.
  И большую и малую рассматривают в узком и широком смысле. При этом акцент делается не столько на степень включенности национальной экономики в международные хозяйственные связи, сколько на процесс формирования мировой ставки процента и влияние соответствующей страны на данный процесс. 
  В узком смысле  большая открытая экономика это экономика, в которой ставка процента формируется под значительным воздействием внутренних экономических процессов. Страны, где сформировалась большая открытая экономика: США, Япония, Германия оказывают значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой      ставки %.
	Малая открытая экономика в узком смысле это экономика, в которой ставка % задана условиями мирового финансового рынка. Государства с малой открытой экономикой не оказывают существенного влияния на движение мировой ставки % и на состояние международного рынка.
При более широком подходе содержание большой открытой экономики не ограничивается только критерием ставки % поэтому в широком смысле большая открытая экономика благодаря ее степени влияния на мировых рынков товаров, капиталов и услуг, а также имеющемуся национальному экономическому потенциалу оказывает реальное воздействие на формирование всех основных экономических параметров мирового хозяйства: уровень инфляции, мировых цен, влияние на динамику спроса и предложения на группу важнейших товаров, на состояние мировых финансовых рынков, включая движение ставки процента, а также на политику в области определения международных норм и правил регулирующих внешнеэкономические связи.   Малая открытая экономика это все в зеркальном смысле наоборот к большой экономике.





1.2 Основные признаки открытой экономики

	Для того, чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы.
	Первая группа - это признаки открытой экономики на макро-уровне:
	1.   Наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей.
	2.   Устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, при которой обмен с мировым хозяйством происходит не в силу дефицитов или излишков продукции внутри страны, а на основе сравнительных издержек производства и качества товара.
	3. Стабильность валютно-финансового положения страны, когда обслуживание внешнего долга не закрывает возможностей экономического роста и не создает трудностей с привлечением новых кредитов. 
	4. Международная обратимость национальной валюты.
	5 Развитие национальной экономики определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.
	Вторая группа - это признаки открытой экономики на микро-уровне: 
	1.  Свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, капиталов и услуг.
	2.  Свобода выбора всеми экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков при осуществлении хозяйственных операции.
	3.  Превращение внешнеэкономической деятельности в органичную составную часть в хозяйственной деятельности многих предприятии.
	И третья группа - это признаки открытой экономики в деятельности государства:

	1.   Открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой защитой отечественного производителя.
	2.  Обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функционирования и защиты иностранного капитала. 
	3.  Создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата (под которым можно понимать комплекс факторов обеспечивающих разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных товаров, капиталов, технологии, информации и т.д.)
	4. Ликвидация монополии внешней торговли по большинству товарных позиций.
	5. Поддержка на внешних рынках отечественных экспортеров.
	6.    Ориентация технической, промышленной и социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития.
	7.   Сближение отечественного хозяйственного права с международным.
	8.    Приоритет международных договорных обязательств страны над нормами отечественного права.
	9.    Применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования внешнеэкономических связей комбинируемых в зависимости от конкретной ситуации в национальной экономике.
	10. Обеспечение участия государства в важнейших международных экономических организациях[5].
Следует различать понятия «открытость экономики» и «свобода торговли». Свобода торговли это есть не что иное, как политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Открытость экономики более широкое понятие, чем свобода торговли поскольку:
	1.   Подразумевает активное участие страны не только в международной торговле, но и в других внешнеэкономических или мирохозяйственных связях. Понятие свободной торговли касается только сферы внешней торговли.

	2.   Открытость экономики не исключает протекционизм, который является антиподом политики свободы торговли.
	Протекционизм это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Цель политики протекционизма существенно отличается от цели политики автаркии, поскольку протекционизм не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачу, чтобы страна сама себя всем обеспечивала.
Различают 4 основные формы протекционизма это:
	1.                Селективный - направлен против конкретных отдельных стран, товаров или компании.
	2.                Отраслевой - защищает определенные отрасли национального хозяйства, прежде всего сельское хозяйство. 
	3.                Коллективный - проводится в отношении какой-то страны или ряда стран совместно с одной или несколькими другими странами.
	4.                Скрытый (косвенный) - осуществляется методами внутренней экономической политики.




























2. Открытая экономика в России
2.1  Политика открытой экономики в России

	Российская Федерация – крупнейшая экономика в мире. По размеру ВВП Россия входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Кроме того, РФ крупнейший экспортер в мире (в I квартале 2008г – 109,7 млрд. долларов (152,8%))[8]. Но не смотря на достаточную дифференциацию промышленности хозяйственная направленность экспорта составляет по большей части продажей и вывозом сырья.
	По степени структурной и институциональной открытости экономики субъекты Российской Федерации могут быть разделены на три основных типа[9]: 
	1.     центральный
	2.     приморский (приграничный),
	3.     проэкспортный.
Центральный тип наблюдается в 8 регионах, обладающих мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, с городами с миллионным населением в качестве региональных центров, которые имеют зону рыночного и культурного тяготения, сильно превосходящую сам регион: Москва и Московская область, С.-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, Татарстан. Для этих регионов характерны разнообразные и крупномасштабные внешнеэкономические связи, сильно диверсифицированные по географическим направлениям и предметному содержанию. Это регионы с наиболее благоприятным предпринимательским климатом. Среди них резко выделяется Москва. В 2007 г. через столичные предприятия и организации прошло 11,3 млрд долл. российского экспорта (в 2006 г. - 11,0 млрд долл., в 2005 г. - 13,3 млрд.).  На регионы, отнесенные к этому типу, приходится более 50% внешнеторгового оборота и около 70% накопленных прямых

иностранных инвестиций. 
	Приморский (приграничный) тип открытости (8 регионов) отличают высокие относительные показатели открытости, но сравнительно узкий спектр внешнеэкономической деятельности при большой доле в ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные центры приграничной торговли, через которые вывозятся значительные объемы иностранной валюты. Они широко включены в приграничное и субрегиональное сотрудничество. Наиболее рельефно подобный тип открытости представлен в дальневосточных регионах: Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Магаданской областях, а также в европейской части России в Карелии, Калининградской и Ростовской областях, Краснодарском крае. На них приходится около 8% внешнеторгового оборота страны и более 12% накопленных прямых иностранных инвестиций. 
	Открытость проэкспортного типа (14 регионов) связана с крупномасштабным экспортным производством, которое делает его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Регионы этого типа характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Они обеспечивают большую часть валютных поступлений в страну. Этот тип открытости наблюдается в Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, Башкирии, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Оренбургской, Пермской, Челябинской областях, Красноярском крае с Таймырским АО, Мурманской области. Они обеспечивают более 30% внешнеторгового оборота страны и примерно 17% накопленных прямых иностранных инвестиций. 
  От этой группы отличаются регионы-интроверты, экономика которых обращена преимущественно на внутренний рынок. Они имеют ограниченные внешнеторговые связи и малопривлекательны для иностранных инвесторов. 

В России насчитывается 38 регионов, экономика которых по своим структурным и институциональным характеристикам остается закрытой: области и республики Центрального, Волго-Вятского, Поволжского районов, северокавказские республики, южно-сибирские области и республики, большинство автономных округов.
Остальные субъекты Федерации (21 регион) характеризуются ограниченной открытостью и относятся к переходному типу.
Регионы приграничного типа открытости расположены в местах сопряжения структурообразующих транспортных коммуникаций России с международными морскими коммуникациями, местах протяженного соседства с зарубежными странами.
Регионы с проэкспортным типом открытости занимают обширное евразийское пространство от Европейского Севера до Восточной Сибири, находящееся на значительном удалении от внешних рынков.
Регионы-интроверты занимают обширный пояс, простирающийся от Амурской области до Алтайского края вдоль границы с Китаем и Монголией, значительную часть Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, большинство регионов в европейской части России, примыкающих к регионам с центральным типом открытости. 
	В региональной структуре открытости российской экономики особое место занимают крупные города, выполняющие функции административно-политических центров. В них, как правило, действует большинство всех размещенных в регионе предприятий с иностранным участием, концентрируются внешнеторговые функции, привлекаемые иностранные кредиты, обслуживающие и сопутствующие виды деятельности. В то же время большая часть периферийных территорий практически находится вне процессов глобализации экономики. В таблице 1 рассмотрим валовой региональный продукт по субъектам РФ в (2003-2006гг.)[10]

Таблица 1

Валовой региональный продукт по субъектам РФ в (2003-2006гг.)
(в текущих основных ценах; млн. рублей)


2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Центральный
федеральный округ

3 577 142.5


4 617 086.1


6 278 359.2


7 849 633.7

Северо-Западный
федеральный округ

1 091 026.5


1 474 882.0


1 799 780.2


2 168 428.2


Южный
федеральный округ

836 254.9


1 042 457.6

1 288 125.9


1 611 037.4

Приволжский
федеральный округ

1 807 987.0


2 284 895.8

2 799 035.9

3 519 037.4


Уральский
федеральный округ

1 659 322.1


2 234 753.0


3 091 362.9


3 772 730.5


Сибирский
федеральный округ

1 209 596.7


1 631 782.5

1 951 299.4


2 390 625.3


Дальневосточный
федеральный округ

561 093.6


678 448.4

826 421.7

980 959.3

Рассмотрев данную таблицу видно, что по степени открытости резко выделяется Московский регион, выполняющий функции внешнеэкономического посредника для всей страны.





















2.2 Оценка основных признаков и показателей открытости экономики в России

Наиболее социально, экономически и политически значимым результатом открытия российской экономики стал рост межрегиональной поляризации. Это одна из закономерностей рыночной трансформации, отражающая появление выигрывающих и проигрывающих от реформ территорий. Поляризацию российских регионов можно интерпретировать как сжатие пространства, на котором имеются благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
	Основой точного роста торговли являются сырьевые отрасли Российской промышленности. Прежде всего это нефтяные сектора, цветная и черная металлургия. Эти «киты» отечественной индустрии в совокупности дают до 70% валютной выручки страны. Их доля на мировом сырьевом рынке постоянно увеличивается. Причем рост и продажи идут в жесткой конкурентной борьбе. Российская нефтяная промышленность конкурирует со странами ОПЕК. 
	За 2006 г. ВВП России составил более 1,7 трлн. долл.  Хотя в мире за этот год было произведено товаров и услуг на сумму более 55 трл. долл., из которых на США пришлось около 12,4  трл., Китай – 5,3  трл. долл., Япония – 3,9  трл. долл., Индия  - 2,5 трл. долл. РФ – не самый активный участник мирового рынка, к тому же ее роль сведена к сырьевой стране[11]. К тому же, как показывает практика в условиях сурового климата и огромных расстояний конкурентные преимущества наших компаний могут быть уничтожены под напором соперников.
Но среди стран СНГ самый большой объем ВВП на душу населения в России -11861 долл., или 28,5% от уровня США. По этому показателю Россия занимает 51-е место в мире. В Казахстане этот показатель составил 8699 долл. (62-е место в мире), Беларуси - 8541 долл. (65-е место в мире). Самая бедная страна СНГ Таджикистан - 1413 долл. (119-е место в мире). Средний по СНГ уровень ВВП на душу населения составил 9202 доллара США. Из числа стран СНГ этот уровень превосходит только Россия, на долю которой приходится почти три четверти совокупного ВВП стран СНГ.
	Основные торговые партнеры РФ (внешнеторговый оборот в 2005 г. по данным ГТК РФ): страны СНГ  - 34,1 млрд. долл., Германия – 18,5 млрд. долл., Китай – 11,7 млрд. долл., Италия – 10,9 млрд. долл., Нидерланды – 10 млрд. долл., США – 7,1 млрд. долл., Польша – 6,3 млрд. долл., Швейцария – 6,3 млрд. долл., Великобритания – 6,3 млрд. долл., Финляндия – 6,2 млрд. долл., Франция – 5,8 млрд. долл., Турция – 5,7 млрд. долл. 
	В I квартале 2008г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 169,5 млрд. долларов (148,0% к I кварталу 2007г.), в том числе экспорт - 109,7 млрд. долларов (152,8%), импорт - 59,8 млрд. долларов (139,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 49,9 млрд. долларов (в I квартале 2007г. - 29,0 млрд. долларов). По сравнению с 2007 г. он увеличился на 25 % - 169,5 млрд. долл.. При этом вырос и экспорт – до 109,7 млрд. долл. (на 25,3%), импорт – до 59,8 млрд. долл. (на 24,3%). Все эти цифры говорят о том, что доля РФ в мировом торговом обороте неуклонно растет. Кроме того, государству удается на протяжении уже нескольких лет торговать с огромным профицитом – более 50 млрд. долл[13].
	Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса России», общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается. За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. 
	По некоторым оценкам  объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9 - 10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.		
	Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т.е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т.п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25 - 35 млрд. долл.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец марта 2008г. составил 38,3 млрд. долларов. В I квартале 2008г. из России за рубеж направлено 7,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, или на 38,0% меньше, чем в I квартале 2007года.  Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 6,3 млрд. долларов, или на 54,8% меньше, чем в I квартале 2007 года. 

В таблице 2 рассмотрим объем российских инвестиций, накопленных за рубежом.
                       







                                                                                                            Таблица 2

               Объем российских инвестиций, накопленных за рубежом


Накоплено на конец марта 2008г.

В том числе


всего

в % к
итогу

прямые

порт-
фельные

прочие

Всего инвестиций

38328


100


16688


2286


19354



	Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».
Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении правительства России. К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала». Для того чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12 - 24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.)[14].
	Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в анализируемый, контролируемый вывоз капитала. А также препятствует занижению экспортных и завышению импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках, и осуществлению авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов.
	Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
	1.     единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными  операциями;
	2.     лицензирование вывоза капитала;
	3.     инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения  действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.
	На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.

	Сложившаяся в 2003 г. динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок[15]. Стала увеличиваться доля оплаты денежными средствами, замедлился рост неплатежей. Сокращение бартера и других нерыночных форм обмена повлияло на снижение общего уровня цен, так как цены на товары, реализуемые за деньги, по оценкам, примерно на 25-30% ниже цен бартерных сделок. 
	Такая макроэкономическая ситуация должна быть использована для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности неинфляционного экономического роста.
Зависимость динамики фондового рынка в большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику.
Перелома тенденции пока не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие. 
	Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим. В России пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения. По оценкам иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных организаций. 
	По состоянию на конец марта 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 221,0 млрд.долл., что на 45,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,8% (на конец марта 2007г. - 50,0%), доля прямых - 48,2% (48,2%), портфельных - 3,0% (1,8%). Основные страны-инвесторы в I квартале 2008г. - Кипр, Нидерланды, Соединенное Королевство (Великобритания), Германия, Швейцария, США, Франция, Ирландия. Н.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.