VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование нравственно – волевых качеств у детей 5 лет через подвижную игру

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013260
Тема: Формирование нравственно – волевых качеств у детей 5 лет через подвижную игру
Содержание
Министерство образования, науки и молодежной политики
 Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



                                                                                       Студентка 4 курса, 
                                                                                специальность 44.02.01. 
                                                                                     Дошкольное образование, 
                                                                        группа ДО- 4ф (1)
                                                               МАЗИТОВА
                                                                          Юлия Альбертовна


Формирование нравственно – волевых качеств у детей 5 лет через подвижную игру
Выпускная квалификационная работа



Предзащита                                                       Руководитель: Н. В. Петрова, 
Дата_________                                                  преподаватель высшей категории
Председатель ПЦК ________                          Консультант: Т.П.Гурьянова, 
Нормоконтроль                                                 преподаватель высшей категории 
Дата_______                                                      Рецензент: А.Н. Сысокина,
Подпись_________/_________                        воспитатель высшей категории 
                                                                            МБДОУ «Детский сад № 128»                                             
 
                                                       
Дзержинск - 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………….......7
1.1. Сущность и характеристика нравственно – волевых качеств………7
1.2. Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………....15
1.3. Роль подвижных игр в формировании нравственно–волевых  качеств детей старшего дошкольного возраста ……………………...…22
Выводы по главе 1………………………………………………………...……..26
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ……………………………………………………….….27
2.1. Выявление уровня сформированности нравственно-волевых качеств у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 446» 
г. Нижний Новгород………………………………………………………27
2.2. Использование подвижной игры с целью формирования нравственно-волевых качеств у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 446» г. Нижний Новгород………………………...…...33
2.3. Методические рекомендации к использованию подвижной игры с целью формирования нравственно-волевых качеств у детей старшей группы…………………………………………………………..........……42
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………...……50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………....54


ВВЕДЕНИЕ

     В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладывается основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. 
     Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), физическое развитие включает в себя  приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).[1]
     На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. 
В настоящий момент существует необходимость в поиске путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности детей, развития интереса к движению как жизненной потребности.	
     Решить данную проблему можно благодаря использованию спортивных или подвижных игр. Любая подвижная игра является  динамичной и эмоциональной, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. 
     Подвижные игры эффективно влияют на развитие у детей дошкольного возраста, как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), та и физиологических (усиливают кровообращение, обмен веществ). 
     Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы  В.Н.Архангельского, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, К.А. Климовой, М.И.Лисиной и др.  
     Развитием подвижной игры, в свою очередь, занимались такие педагоги как: В.П. Арсентьев, О.П. Бауэр, Е.Н. Вавилова и др.
     Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. 
     Объект исследования: формирование нравственно-волевых качеств у дошкольника. 
     Предмет исследования: формирования нравственно-волевых качеств у детей старшей группы в процессе подвижных игр. 
     Цель работы: выявление, обоснование и опытная проверка условий эффективного формирования нравственно-волевых качеств у детей старшей группы в процессе подвижных игр.
     Гипотеза: нравственно-волевые качества будут формироваться успешно в процессе подвижной игры у детей старшей группы если:
- подвижная игра будет подбираться ко всем нравственно-волевым качествам в соответствии с возрастом детей;
- будут соблюдены этапы формирования подвижной игры как деятельности;
- будут использованы приемы стимулирования проявления нравственно-волевых качеств (беседа, вербальные и невербальные способы воздействия.)
     В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
     1. Изучить сущность и характеристику нравственно-волевых качеств в дошкольном возрасте.
     2. Раскрыть  сущность, виды, значение игры в развитии дошкольника.
     3. Обосновать роль подвижных игр в формировании нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
     4. Выявить уровень сформированности нравственно-волевых качеств детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 446» г. Нижний Новгород.
     5. Опробовать ряд подвижных игр с целью сформированности нравственно-волевых качеств детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 446» г. Нижний Новгород.
     6. Разработать методические рекомендации к использованию подвижной игры с целью формирования нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
     
     В педагогическом исследовании использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, наблюдения, опытная работа, математические и графические методы.
     Характер выпускной квалификационной работы: опытно-практическая работа.
     Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав.
     Объем выпускной квалификационной работы 50 страниц.
     Характер выпускной квалификационной работы: опытно–практическая работа.
     База исследования:  МБДОУ «Детский сад № 446». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     
     1.1. Сущность и характеристика нравственно-волевых качеств
     
     В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств ребенка-дошкольника, которые представляют собой совокупность социально и биологически обусловленных компонентов, позволяющих ему действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
     Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка в контексте нравственно-волевой готовности к школе следует рассматривать как одну из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания.
     В педагогическом процессе без сформированности нравственно-волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, решительность, целеустремленность и т. д.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.
     Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем дошкольном возрасте, основной причиной которого является преобладание возбуждения над торможением. В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому воспитателю необходимо помогать детям выполнять установленные правила поведения, предупреждать возможности нарушения, формировать умение сдерживать себя, не поддаваться отрицательному примеру сверстников. [9]
     В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
     Старших дошкольников воспитатель уже должен ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, с тем, чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.
     Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, учению, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Вместе с тем нередко недостаточное развитие волевых процессов проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказа от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности нравственно-волевых качеств ребенка: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.
     Учитывая эту особенность детей, воспитателю следует обращать особое внимание на формирование у них устойчивого внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этого разнообразные виды детской деятельности. [8]
     Бесспорно, значение дошкольного возраста в формировании нравственно-волевых качеств ребенка велико, и вырабатываются они в результате целого комплекса воспитательных воздействий не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
     Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в нравственно-волевых качествах – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием ребенка-дошкольника.
     Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.
     Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства. [17]
     Отечественные ученые, такие как, Г.Н. Година, К.П.Кузовкова  выделяют, прежде всего, самостоятельность. Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций (доброты, сочувствия, радости, удовольствия). Первые два компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как нравственно-волевого качества личности ребенка. [17]
     Исследованиями установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и может проявляться в виде устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Воспитанная с младшего возраста самостоятельность способствует формированию независимости, уверенности в себе, умения справляться с заданием без помощи взрослого.
     Детям свойственно стремление к самостоятельности. Уже на третьем году жизни они часто заявляют «Я сам». Приобщая детей к самостоятельности, нужно начинать с воспитания умения обслужить себя (снимать и надевать одежду, складывать ее, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать ботинки). Детей следует приучать помогать сверстникам и взрослым.
     Однако уже в средней группе каждый ребенок должен руководствоваться правилом: «Не проси помощи, если умеешь сделать сам». Начиная со средней группы, рекомендуется постепенно приучать детей к самостоятельности в выборе деятельности.
     С детьми 6-7 лет можно обсудить вид работы на участке, в групповой комнате, предложить самим распределить обязанности. Излишняя опека детей приучает их делать все только по указанию взрослого. [17]
     Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность. Исследования, проведенные К. А. Климовой, показывают, что формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. В исследовании К.А.Климовой использовались разработанные ею специальные ситуации в различных видах детского труда, в игре и дифференцированный подход к воспитанию детей с разным уровнем развития ответственности. Автор пришла к выводу, что старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.
     Вместе с тем исследование показало, что у некоторых детей это качество ещё недостаточно устойчиво и требуется дополнительная работа по его формированию. [22]
     Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием. Послушание – это первая ступень дисциплинированности.
     Дисциплина (от лат. – обучение, воспитание) – это общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе. [28]
     Большое влияние дисциплине воспитанников уделял А. С. Макаренко. Он утверждал: «Дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только того, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение и найдёт в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря ни на какие бы то ни было трудности и неприятности».[26, с.182]
     На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе дети могут проявлять сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед выходом на прогулку, чтобы не разбудить куклу и т. п.). Воспитатель последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения.
     Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия и к таким рассуждениям: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому я должен выполнять поручение». Наиболее важными условиями воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателей и родителей, атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. [27]
     По мнению В.Г.Нечаевой, дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя. [28]
     Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям, по мнению И.М. Кононовой, также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.
     Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение, в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость. [21]
     В свою очередь М.И. Лисина считает, что готовность к учению в школе связана и с развитием интереса к знаниям. Развитые познавательные интересы способствуют не только интеллектуальному, но и нравственному развитию, помогают ребёнку приобрести уважение и сверстников, и учителей. [25]
     Анализируя данную проблему, Л.И.Божович приходит к выводу, что существуют разные подходы к формированию в дошкольном возрасте готовности к учению. Однако их объединяют обязательность и систематичность проведения занятий с детьми, вырабатывающие стереотип поведения, создающие психологическую установку на обучение, приучение к соблюдению определённых требований, например, отвечать по одному, не мешать товарищам, выслушивать их, выполнять задания воспитателя. [9]
     С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.
     Новый образ жизни (второй аспект нравственно-волевой готовности) потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.[9]
     Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения. Исследования В. Г. Нечаевой показывают, что дети уже в младшем возрасте усваивают нравственные нормы и стараются им следовать. Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит детей, содействуют этому. [28]
     Непростое умение вообще, а для детей шести-семи лет тем более – быть принципиальным, отстаивать свою точку зрения. Тем не менее, по её мнению, это нравственно-волевое качество необходимо формировать у дошкольников. Оно должно сочетаться с проявлением элементов коллективизма – отзывчивости, готовности помочь и принять помощь товарищей, сочувствия, доброжелательности. Наличие таких черт у ребёнка облегчит его вхождение в новый коллектив.
     Очень важно для старшего дошкольника умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе. [28]
     Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.
     Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей инициативности, т. е. самодеятельного участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер.
     Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.
     В полной мере это относится и к нравственно-волевым качествам смелости, честности и правдивости, скромности. Так, смелость ребёнка всегда сопряжена с уверенностью в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.
     Вместе с тем особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания её с разумной осторожностью. Воспитатель должен всячески поддерживать это качество у детей, но в то же время сообщать им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их надо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать обдумывать свои действия. [5]
     Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.
     Проявления лжи – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступки, стремление переложить свою вину на другого и т. д.
     Формирование у детей честности и правдивости способствует установлению в дошкольном учреждении обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. Воспитателю следует отличать лживость от случаев, когда ребёнок фантазирует. Сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель должен воспринимать их как детский юмор.
     Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.
     Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семье, где ребёнок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается.
     Недопустимо захваливание отдельных детей, для которых выполнение дел не представляет особых трудностей. [4]
     Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях. К.А. Климова пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения». [22, с.98]
     
     1.2. Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
     
     Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С.Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. [16]
     Д.Б. Эльконин в своей работе «Психология игры» высказывает мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогинезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др. [35]
     Среди разных подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения , либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых , либо как проявление и условие умственного развития. [29]
     В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
     В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой
игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших. [32]
     В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. 
     В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
     Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается
мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. [2]
         Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. 
     Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.
     Игра - имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. [24]
     Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. 
     Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой-настоящей творческой мысли будущего человека". [35]
     Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
     Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы-курицы, а завтра - цыпленка. Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Выполняя роли, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. [29]
     Игры построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет. 
     В игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми, а следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом. [23]
     Определить сущность сюжетно-ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.
     Согласной концепции Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста. Её возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребёнка в обществе. [35]
          Игры имеют множество названий. Их называют играми без правил, играми-драматизациями, стихийными, свободными, творческими, естественными и т.д. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Ролевая игра -- форма моделирования ребенком социальных отношений; свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
     Ролевые игры детей всех возрастов не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Все это детям запрещено во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети проверяют, подвергают анализу накопленную информацию о жизни; в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.
     Соглашаясь, с мнением Д.Б. Эльконина, который подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка. Содержание роли - основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребенка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей. [35]
     Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в сюжетно-ролевых играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера.
     Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль.
     Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых.
     И, наоборот, чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше на первый план .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44