- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование лидеров в спортивной команде
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004078 |
Тема: | Формирование лидеров в спортивной команде |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Академия физической культуры и спорта Кафедра теории и методики избранного вида спорта Соловьев Павел Сергеевич студент группы 41-Ф ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРОВ В КОМАНДЕ ПО ШОССЕЙНЫМ ВЕЛОГОНКАМ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация бакалавр Научный руководитель: ст. преподаватель И.В. Савушкин Орел 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3 1. ОСОБЕННОСТИ ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСПОРТА И ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ…………………………………………………… 9 1.1.Характеристика велоспорта-шоссе, отличительные особенности……… 9 1.2. Обзор теорий лидерства в отечественной и зарубежной психологии… 12 1.3. Формирование лидеров в спортивной команде…………………………. 16 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ КОМАНДЫ ПО ШОССЕЙНЫМ ВЕЛОГОНКАМ «ДИНАМО МОСКВА» НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ……………………………………………… 19 2.1. Диагностика лидерских качеств в команде по шоссейным велогонкам на основании анализа психодиагностических данных………………………. 19 2.2. Анализ основных количественных характеристик тренировочного процесса отражающих специфику подготовки участников команды по шоссейным велогонкам………………………………………………………... 27 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА КАНДИДАТУРЫ ЛИДЕРА КОМАНДЫ ПО ШОССЕЙНЫМ ВЕЛОГОНКАМ «ДИНАМО МОСКВА» НА ОСНОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ …………………………………………..…. 30 3.1 Анализ психодиагностических данных…………………………………... 30 3.2 Анализ физического состояния спортсменов……………………………. 48 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….. 55 Библиографический список…………………………………………………… 57 Приложения…………………………………………………………………….. 59 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Спорт в современных условиях представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной реальности. Он давно перестал играть роль просто развлечения и превратился в реальную силу, влияющую на жизнедеятельность общества, на формирование человека как личности, на менталитет не только отдельных людей, но и социальную направленность развития целых государств. Спорт обладает особым социальным статусом в пересечении общественных реалий. Он является критерием моральных и физических возможностей спортсменов как лучших представителей нации и государства. Однако социальное значение спорта определяются не только тем, что он позволяет выяснить, кто сильнее, быстрее, выносливее. Победитель воплощает в спортивном результате не только личные физические возможности, но знания и опыт тренеров, интеллект, волю и уровень развития общества [1]. В настоящее время во всех сферах спорта, в различных спортивных видах требуется достаточно большое количество лидеров. Рассчитывать только на природные данные спортсменов в современных условиях уже нельзя. Постоянная потребность в лидерах приводит к необходимости целенаправленного их формирования, развития творческого потенциала личностей, формирования лидерских профессиональных, эмоциональных, социальных, функциональных качеств, параметров и характеристик. Изучение феномена лидерства началось в начале XX века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления. Так начали формироваться концепции происхождения лидерства: «теория черт» - значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К. Бэрд и Р. Стогдилл, которые пытались определить набор качеств необходимых лидеру; «ситуационная теория» - своим развитием обязана бихевиористическому направлению, популярному в те годы в социальной психологии и таким ученым как Д. МакГреггор, К, Левин, Р. Лайкерт; «синтетическая теория» - явилась своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б. Басса, Ф. Фидлера, Дж. Джулиана. Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – авторитарного, демократического и либерального, которые стали традиционные для социальной психологии. В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С.О. Лозинского, Е.А. Аркина, А.С. Залужнога П.Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г.К. Ашину, И.П. Волкову, Н.С. Жеребовой, Р.Л. Кричевскому, Б.Д. Парыгину, Л.И. Уманскому и др. Фактор лидерства в спортивных командах трудноизмерим и не всегда понятен, деятельность спортивных лидеров многопланова, многогранна, существует огромное множество ее индивидуальных проявлений. Как результат, анализ условий и реальных возможностей, создание технологий формирования лидеров спортивных команд являются очень важными. Формирование личностных качеств спортивных лидеров помогает юношам и девушкам в дальнейшем более успешно влиться во взрослую жизнь, создает предпосылки для лидерства, как в спорте, так и в общественной жизни. Однако данная проблема до сих пор обстоятельно не изучалась. Научных работ по этой проблематике явно не достаточно, что создает, с одной стороны, большое количество трудностей для тренеров, и, с другой стороны, обширное поле деятельности для научных исследований. Целенаправленное воздействие на социальные субъекты, активно занимающиеся спортом, формируют у спортсменов социально-важные личностные качества, которые определяют их отношение к обществу, другим людям, самим себе. У спортивных лидеров эти качества значительно выше, чем у рядовых спортсменов. Данные характеристики могут стать стержневыми, системообразующими и в формировании всесторонне развитых личностей. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение при помощи различных методологий и методик формирования определенных личностных лидерских качеств, которые можно успешно использовать как при работе со спортивными командами, так и со спортсменами, занимающимися индивидуальными видами спорта, а также при формировании лидеров в других сферах общественной жизни. Шоссейный велоспорт – одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. История шоссейного велоспорта началась в 1868 году, а первая крупная велогонка – Льеж – Бастонь – Льеж, проводится, начиная с 1892 года. В коммерческом отношении данная дисциплина является наиболее популярной и развитой. Шоссейный велоспорт особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие гонки: легендарные классические однодневки и гранд туры [2]. Велокоманда – это сложный организм, который можно разделить на две большие части: - соревновательное ядро (велогонщики и спортивные директора); - управленческий и обслуживающий персонал (менеджеры, пресс-служба, механики, повара, врачи, специалисты по посадке и физиологическому тестированию и т.д.). Общее количество человек в команде варьируется и зависит от возможностей и целей команды. Состав на каждую гонку подбирается в зависимости от профиля и протяженности трассы с учетом физиологических особенностей гонщиков и их специализации. Каждый состав формируется специально под гонку, с целью завоевать как можно больше мест на подиуме или близко к нему. Именно поэтому в велоспорте так важно четкое распределение ролей. В связи с этим большой исследовательский интерес в современных условиях вызывает изучение формирования лидеров в команде по шоссейным велогонкам на основе психологического и физического состояния спортсменов. В настоящее время, когда физические нагрузки спортсменов оказываются запредельными, а в напряженной борьбе за спортивные результаты счет идет на сотые доли секунды, особое значение приобретают лидерские качества спортсменов. Поэтому очень важно формировать лидерские механизмы и модели, которые будут детерминировать стремление спортсменов к победам в спортивных соревнованиях. Знание основ формирования взаимоотношений и управления спортивной командой может значительно увеличить эффективность всего коллектива и помочь тренеру в организации деятельности. В связи с этим достаточно актуальным представляется изучение условий и возможностей проявления лидерских качеств в спортивной команде. Научная проблема заключается в необходимости изучения механизма формирования лидерства и поиска потенциального лидера велокоманды для повышения эффективности соревновательной деятельности/ Цель исследования определить лидера команды по шоссейным велогонкам на основании анализа психологического и физического состояния спортсменов, выявить особенности формирования личностных качеств и ценностных ориентаций лидеров в данной области. Объект исследования велосипедная команда «Динамо Москва» состоящая из 7 человек различной спортивной квалификации (от кмс до мастера спорта) и различной возрастной группы (от 17 лет до 23 лет). Предмет исследования особенности проявления коммуникативных и лидерских способностей членов команды по шоссейным велогонкам. Гипотеза исследования Основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы» и проявляются в спортивной команде по шоссейным велогонкам в зависимости от социально-психологических условий, а также физической подготовки спортсменов и их организаторских способностей. Задачи исследования: 1. Рассмотреть феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии. 2. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен. 3. Провести диагностику лидерских качеств в команде по шоссейным велогонкам на основании анализа психодиагностических данных. 4. Проанализировать основные количественные характеристики тренировочного процесса (тренировочных и соревновательных нагрузок) отражающих специфику подготовки участников команды по шоссейным велогонкам. 5. Обосновать выбор кандидатуры лидера команды по шоссейным велогонкам «Динамо Москва» на основании эмоционального и психофизиологического состояния спортсменов. Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологии использованы следующие методики: «Q-сортировка» [В. Стефансон], которая позволяет выявить основные тенденции поведения в реальной группе и представлений о себе, «Эстафета», «Встать», «Кино» [Т.В. Бендас] выявляют лидеров группы, а также методики диагностики лидерских, коммуникационных и организационных качеств личности [Е. Жариков, Е. Крушельницкий; В.В. Синявский, В.А. Федорошин]. Теоретическая основа исследования сложилась на основе изучения литературы, документов, трудов ведущих отечественных и зарубежных специалистов по актуальным теоретическим и прикладным проблемам в области спортивной психологии. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выделение лидера в велокоманде поможет создать хороший социально-психологический климат, способный повысить эффективность соревновательной деятельности. Кроме того, тренер сможет построить взаимоотношения в команде таким образом, чтобы все члены не только успешно взаимодействовали, но и гармонировали между собой как личности. Также проведенные исследования помогут тренеру подобрать методики, оказывающие влияние на физическую и технико-тактическую подготовленность, воздействовать на психологию и поведение отдельных членов команды, управлять командой через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретическим обоснованием рассматриваемой проблемы, использованием в написании ВКР апробированных методов и средств исследования, статистических материалов, признанных положений отечественной и зарубежной науки. Полученные результаты подвергнуты корректной статистической обработке. 1. ОСОБЕННОСТИ ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСПОРТА И ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ 1.1. Характеристика велоспорта-шоссе, отличительные особенности Велосипедные шоссейные гонки впервые были проведены в 1869 г. во Франции и берут свое начало с розыгрыша Большого приза Амьена. Первые соревнования такого уровня в России состоялись 24 июля 1883 г. Они проходили на Московском ипподроме. В программу Олимпийских игр велогонки были включены в 1896 г. на соревнованиях, проходивших в Афинах. В велоспорте проводится шесть видов шоссейных гонок: групповая, командная, критериум, индивидуальная на время, многодневная и гонка парами на время. «Шоссейников» называют спортсменами-многоборцами, потому что, не смотря на то, что каждая из гонок предъявляет к участнику свои требования обычно они участвуют во всех их видах. В групповой гонке зачастую участвуют 150 – 170 гонщиков, и проходит она по пересеченной местности. Особенностью этого вида, является то, что спортсменам, приходится вести многочасовую борьбу и поэтому их подготовка требует более тщательного подхода. В связи с этим спортсмен должен быть готовым к максимальной скорости с самого старта и до финиша на протяжении большого количества трудных километров. Его физической подготовки должно хватить на езду в резко-переменном темпе. Изнурительная борьба проходит в жару, в холод, в дождь, на горных или равнинных участках на протяжении 4 5 часов, поэтому спортсмен «шоссейник» не должен обращать внимания на усталость и быть в состоянии мобилизовать себя на борьбу на финише. Участников групповой гонки отличают рациональная техника педалирования и высокое мастерство езды в группе на поворотах с малым радиусом, а также особые физические и функциональные возможности [6]. Командная гонка проходит на дистанции протяженностью 40 – 50 км (для мужчин). В составе команды обычно от двух до десяти участников [4]. Впервые первенство в командной гонке на 100 км было проведено в СССР в 1949 г. В команде было шесть участников. На чемпионате мира данный вид представлен с 1962 года, а в программу Олимпийских игр командная гонка включена с 1960 г. Начиная с 2012 года, в командной гонке могут принимать участие команды, зарегистрированные под эгидой UCI и команды женщин [4]. Успех в командной гонке зависит от психологической совместимости участников, их способности на протяжении всей дистанции сохранять необходимый режим работы, основой которого является динамический стереотип. Посадка «командника» на велосипеде должна быть непринужденной, обтекаемой и удобной для эффективного педалирования. Туловище гонщика находится в горизонтальном положении, затылок на одной линии со спиной, руки, согнутые в локтевом суставе, параллельны горизонтальной трубе рамы велосипеда [6]. Самой распространенной ошибкой спортсменов является то, что они отводят локти в стороны, тем самым увеличивают площадь лобового сопротивления. Лидер команды это гонщик, находящийся на первой позиции. Он принимает на себя сопротивление воздушной среды и облегчает продвижение едущих за ним товарищей по команде. Протяженность пути в роли лидера зависит от работоспособности спортсмена, климатических условий и профиля трассы. Смена позиций с 1-й на 4-ю, а, следовательно, и смена лидера требует от спортсменов определенного навыка. Малейшая небрежность повлечет за собой падение [6]. Критериум – это вид шоссейной программы представляет собой гонку с определенным количеством промежуточных финишей, на которых разыгрываются призовые очки. Такие гонки крайне интересны, так как проходят в городах, на кругах маленькой протяженности, около 1,5 – 2,5 км и вся борьба за призовые очки разворачивается непосредственно на глазах у зрителей. Победителем признается тот спортсмен, который сможет набрать самую большую сумму призовых очков на промежуточных финишах. Число финишей зависит от размера кольца и протяженности дистанции, обычно от 10 до 20 финишей. Сложность для спортсменов состоит в том, что принимает участие большое количество велосипедистов и это осложняет борьбу за победу на финише. Кроме того, гонщикам приходится совершать ускорение и рывки, для того, чтобы заиметь дистанционное преимущество и набрать очки. В связи с этим участникам приходится в состоянии утомления вести острую борьбу на финише, а это одно из важнейших качеств «шоссейника» [6]. Протяженность трассы в индивидуальной гонке варьируется от 5 до 10 км. Это зависит от возраста и подготовленности велосипедистов – шоссейников. Обычно данный вид гонок выступает полуэтапом в многодневных соревнованиях. Спортсмены стартуют с интервалом в 1-2 минуты, в соответствии с текущим рейтингом. Самые сильные спортсмены стартуют последними. Побеждает тот участник, у которого наименьшее время, затраченное по прохождение дистанции. Считается целесообразным проводить индивидуальную гонку на 10 км. Это помогло бы активизировать «шоссейников-групповиков» как тренировочном, так и в соревновательном процессах. Каждый из этих видов по-своему интересен и увлекателен, у каждого есть свои адепты и болельщики. Однако, не умаляя достоинств и привлекательности всех этих дисциплин, необходимо отметить вершину шоссейных гонок – многодневки. Особое место среди них занимают так называемые Гранды – Тур де Франс, Джиро д’Италия и Вуэльта Испании. История многодневок, а начало было положено гонкой Тур де Франс, которую называют еще «Большой петлей», насчитывает более 100 лет. Необходимо отметить, что многодневные гонки не входят в программу Олимпийских игр, кроме того по этому виду гонок не проводят не чемпионата Европы, не тем более чемпионата мира. Однако данный вид приобрел сверхпопулярность на всех континентах [6]. В связи с вышесказанным необходимо отметить, что велосипедисты-профессионалы чтобы стать лидерами своих команд должны обладать выносливостью, способностью много часов работать на повышенных скоростях, уметь быстро восстанавливаться в процессе езды и после изнурительных соревнований, устойчивой психикой и умением разумно соотносить свои силы с возможностями противника, а также иметь отличные двигательные способности. Кроме того, лидеров должны поддерживать их партнеры по команде и качественно выполнять свою работу, например, разгонять лидера по трассе или задерживать пелетон. 1.2. Обзор теорий лидерства в отечественной и зарубежной психологии Зарубежные и отечественные психологи заинтересовались феноменом лидерства еще в начале прошлого века. Проведенные исследования в данной области дали возможность накопить огромный теоретический и практический материал. Так в зарубежной психологии лидерство изучалось в рамках различных подходов, таких как: персоналистический, ситуационный, поведенческий, трансактный, мотивационно-ценностный. Самые первые теории лидерства появились в рамках персоналистического подхода. Одной из самых популярных – стала «Теория черт», Она появилась на основе развития концепции «Великого человека». Данная концепция, гласит, что выдающиеся люди лидируют благодаря тому, что от рождения наделены чертами, отличающими их от других индивидов. Автором концепции «Великого человека» считается английский психолог и антрополог Ф. Гальтон (F. Galton, 1869). Ученый в своей работе «Наследственность таланта, ее законы и последствия» объясняет феномен лидерства наследственными факторами. Также Ф. Гальтон в своей книге выдвигает предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств, которые позволяют им занимать лидирующие позиции. Опираясь на его работу другие ученые такие как О. Тид (Teаd, 1929), Э. Вигэм (Wiggam, 1931), Дж. Доуд (Dowd, 1936), Ф. Вудс (Woods, 1936), Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и др. развернули обширные исследования, которые помогли создать список различных лидерских качеств. Однако в 1948 году Р. Стогдилл на основании своих исследований опроверг теорию о том, что «человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств». Таким образом, при подходе к исследованию лидерства только с точки зрения «теории черт» остаются неучтенными многие аспекты, прежде всего деятельность, осуществляемая группой, особенности взаимоотношений лидера и последователей, характер профессионального взаимодействия, условия среды, в которых осуществляется лидерство и др [6]. Однако нет никаких сомнений, что лидер все же должен обладать определенными чертами, отличающими его от других членов группы. Поэтому после Ф. Гальтона «теорию черт» модифицировали и предлагали свои концепции такие ученые как А. Менегетти, С. Клубек, Б. Басс. Они пытались сформулировать классификацию, составить каталоги и модели лидерских черт применительно к специфике группы и деятельности. «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену «Теории черт». Основателями данной теории являются Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер. Сторонники ситуационного подхода говорят о важности обстоятельств, в которых проявляется лидерство, и относительность лидерских черт. Таким образом, ученые, которые поддерживали данную теорию, считали, что качественно разные обстоятельства могут «потребовать» качественно различающихся лидеров. Также зарубежные ученые-психологи изучали проблему лидерства в зависимости от поведения и взаимодействия индивидов. Поведенческий подход нашел свое место в теориях, которые основывались на бихевиоризме, то есть в качестве объекта исследования выступало наблюдаемое поведение, а в качестве центрального понятия – «стиль лидерства». Одним из первых разработкой этого понятия занялся К. Левин, позднее исследованием данной проблемы занимались Р. Лайкерт, Дж. Мак Грегор Бернс, П. Херс и К. X. Бланшар, Р. Таннебаум и В. Шмидт, В. Врум, Ф. Йеттон и др. В последующих работах различных авторов внимание стало уделяться не столько стилю поведения лидера, сколько характеру взаимодействия между лидерами и последователями. Согласно взглядам Уоррена Бланка, лидерство не столько личностный или ситуационный, сколько межличностный феномен, оно является продуктом отношений между лидером и последователями [6]. Позднее лидерство стали рассматривать с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения индивидов в контексте взаимоотношений с другими членами группы. Такой подход в 1955 году предложили Р. Стогдилл и С. Шартл. Развитием теории занимались К. Джиб Дж. Хемфилл, С. Эванс и др. Трансактный подход, основывается на атрибутивном анализе и концентрирует внимание на восприятии последователями поведения и действий лидера, мотивов, которыми он руководствуется, а также на ожиданиях от этих действий. Основоположником данных исследований был Ф. Хейдер. Точка зрения Ф. Хейдера созвучна основным положениям модели «кредита доверия» Е. Холландера. Согласно последней, способность лидера влиять на членов группы во многом определяется тем, насколько последователи осознают его компетентность в значимых ситуациях и в какой мере его поведение соответствует существующим в группе нормам. Рассмотрение особенностей взаимного восприятия лидера и последователей, а также взаимосвязи между поступками и анализа их причин положено в основу атрибутивных теорий лидерства. Интересный способ приложения атрибутивного подхода к изучению лидерства отражен в работах Дж. Пфеффера и Б. Калдера. Мотивационно-ценностный подход, ориентированный на изучение мировоззрения, ценностей, мотивов лидера и его последователей, а также исследование моделей и принципов взаимодействия между ними. Представители мотивационных теорий, среди которых выделяются А. Маслоу, Т. Митчелл, Р. Хауз, С. Эванс и др., обращали внимание на то, что эффективность лидера во многом зависит от его способности воздействовать на мотивацию последователей. В отличие от мотивационных теорий, ценностные теории получили свое развитие сравнительно недавно (конец 1980-х – 1990-е годы). Во многом они являются продолжением, но отчасти и своеобразным противопоставлением мотивационным теориям. Изучение лидерства с точки зрения проблем ценностей, этики и морали стало предметом в большей степени философского анализа. В развитие ценностных теорий лидерства внесли существенный вклад К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С. и Т. Кучмарски и др. Отечественные ученые начали изучать феномен лидерства почти одновременно с зарубежными. В 1920–1930-е годы лидерство исследовали Е. А. Аркин, Д. Б. Эльконин, А. С. Залужный, П. П. Блонский, С. С. Моложав, М. П. Феофанов, Б. В. Беляев, Н. Н. Корганов, И. Рудченко и в основном на материале детских групп. Возобновились исследования лидерства в 1960-е годы в работе Б. Д. Парыгина, выделившего ряд отличительных черт лидера и руководителя. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов лидерства и руководства была подтверждена Е. С. Кузьминым, И. П. Волковым и Ю. Н. Емельяновым в результате опытных исследований. Ряд ученых обнаружили зависимость групповой эффективности от того, принимают ли члены группы руководителя в качестве лидера или нет [6]. Характер и особенности принятия лидера и руководителя анализируются в работах Е. Б. Абашкиной и Ю. Н. Косолаповой. Интересной является концепция Р. Л. Кричевского. Согласно этой концепции, ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. В результате в качестве лидера принимается тот, в ком наиболее полно представлены особенно значимые для групповой деятельности качества (по сути, речь идет о ценностях). В отечественной теории социальной психологии основой для изучения проблемы лидерства являлся преимущественно деятельностный подход А. Н. Леонтьева. Исследование социально-психологических особенностей проявления лидерства в студенческих группах проводилось Н. В. Беляковой. Проблема активизации лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе разрабатывалась И. В. Дрыгиной. В воинских коллективах лидерство изучалось Я. В. Подоляком, М. С. Полянским. Исследованием педагогических аспектов становления лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования занимался Э. Е. Лукьянчиков. 1.3. Формирование лидеров в спортивной команде В ходе становления спортивной команды обязательно устанавливаются такие отношения, в которых кто-то подчиняется, а кто-то доминирует и соответственно следует и влияет. Такие отношения и характеризуют лидерство. Таким образом, феномен лидерства представляет собой систему межличностных отношений, в которой один из членов спортивной команды выдвигается и берет под контроль функции неформального руководства группой. Спортивная команда - это всегда спортивная группа, которую объединяют общие цели спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Именно общие цели заставляют спортивную команду действовать совместно и согласованно, что побуждает их выдвигать руководителя, то есть лидера. При этом руководителем или лидером команды может стать только тот человек, которому готовы подчиняться ведомые члены команды. На поведение спортивной команды постоянно оказывает влияние большое количество факторов окружающей среды. Поэтому для того чтобы команда достигала поставленных целей необходимо оперативное, но при этом четкое управление. Однако не стоит забывать, что спортивная группа является замкнутой системой и подобное управление возможно только в форме самоуправления, которое, кстати, реализуется в малой группе как раз через лидера. Отечественные и зарубежные ученые-психологи достаточно глубоко изучили качества и свойства присущие лидеру спортивной команды. К таким качествам в первую очередь относится способность к руководству, высокий уровень компетентности в выбранном виде спорта, а также умение управлять и мотивировать ведомых членов команды. Однако основываясь на огромном количестве исследований феномена лидерства в различных видах спорта, современная психология установила, что не все спортсмены, формально имеющие лидерские задатки в реальности становятся лидерами, как раз наоборот члены команды, имеющие более низкую предрасположенность к лидерству, на практике выдвигались именно на эту роль. Но как бы, то, ни было лидерство в спортивных командах необходимо рассматривать как процесс самоуправления, который способствует лучшей координации взаимоотношений между спортсменами для выполнения поставленных задач. При этом можно выделить три наиболее важные функции спортивного лидера: информационную, организационную и воспитательную. Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, а также планов для достижения поставленных целей. Информационная функция предполагает, что лидер команды является центром обмена всей информацией в команде: он сообщает информацию о задачах команды, вариантах их решения, распределяет функции, обсуждает поведение соперника и ставит четкие цели. Воспитательная функция состоит в развитии у членов команды чувства товарищества, ответственности, уважения к социальным требованиям и нормам, дисциплинированности и уверенности в своих силах. В основном данная функция осуществляется спортивным лидером не только на соревнованиях, но и в условиях тренировочных сборов и отдыха. Необходимо отметить, что в роли лидера спортивной команды обычно выступает наиболее опытный и авторитетный спортсмен. В спорте высших достижений лидером почти всегда является один из сильнейших спортсменов команды, либо самый старший. Лидер может действовать в соответствии с планом и задачами тренера. Максимальный положительный эффект достигается как раз при качественной координации совместных усилий лидера команды и тренера. При этом если между официальным руководителем и лидером команды не устанавливается взаимопонимание, то чаще всего это приводит дезорганизации и нарушению всех процессов управления, однако бывают и противоположные ситуации. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ КОМАНДЫ ПО ШОССЕЙНЫМ ВЕЛОГОНКАМ «ДИНАМО МОСКВА» НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ В связи с целью нашего исследования определить лидера команды «Динамо Москва» по шоссейным велогонкам на основании анализа психологического и физического состояния спортсменов, а также выявить особенности формирования личностных качеств и ценностных ориентаций лидеров в данной области объектом данного исследования стала группа из 5 человек. Возраст в группе варьируется от 17 до 23 лет. Спортивная квалификация участников команды по шоссейным велогонкам «Динамо Москва» от кандидата в мастера спорта до мастера спорта. Спортивный стаж спортсменов составляет от 1 до 4 лет. В таком составе группа занимается на протяжении 1 года. Несколько человек из команды тренируются вместе на протяжении 4-х лет. 2.1. Диагностика лидерских качеств в команде по шоссейным велогонкам на основании анализа психодиагностических данных Предметом исследования являются особенности проявления коммуникативных и лидерских способностей членов команды по шоссейным велогонкам. Одним из предположений исследования является то, что навыки лидера в спортивной команде зависят от его организаторских способностей. Для исследования лидерских качеств были поставлены следующие задачи: 1. Изучить особенности проявления коммуникативных и организаторских склонностей каждого члена велокоманды. 2. На основе социометрической методики выявить инструментального и эмоционального лидера. Определить групповые социометрические индексы. Для выявления лидерских способностей будет использован тест «Коммуникативные и организаторские склонности». Методику разработали В. В. Синявский и В. А. Федорошин. Используя разработку «КОС» можно определить, у кого из членов велокоманды наиболее выражены коммуникативные и организаторские способности, что, несомненно, необходимо для успешного лидерства. Спортсменам будет предложен вопросник, состоящий из 40 вопросов, который поможет определить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Предлагается ознакомиться с вопросами, и если они соответствует представлению испытуемого о себе, то ответить «да», в противном случае – ответить «нет». Для получения объективной информации важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) представлен в приложении 1. Для количественной обработки данных мы будем использовать «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени, отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Таблица 1 Дешифратор Склонности Ответы положительные отрицательные Коммуникативные номера вопросов 1-й строки номера вопросов 3-й строки Организаторские номера вопросов 2-й строки номера вопросов 4-й строки Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). Формулы для подсчета коэффициентов такие: Кк = Кх \ 20 (1) Ко = Ох \ 20 (2) где Кк – коэффициент коммуникативных склонностей; Ко – коэффициент организаторских склонностей; Кх и Ox – количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям. В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого пользуются шкалой оценок. Таблица 2 Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей Кк КО Шкала оценки 0,10 – 0,45 0,2 – 0,55 1 0,46 – 0,55 0,56 – 0,65 2 0,56 – 0,65 0,66 – 0,70 3 0,66 – 0,75 0,71 – 0,80 4 0,75 – 1,00 0,81 – 1,00 5 Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Оценочный коэффициент (К) – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка. Также для проведения экспериментального исследования лидерских качеств в спортивной группе были использованы оригинальные методики, созданные на основе идей: А.С. Залужного - Т.В. Бендас, Е.Жарикова - Е.Крушельницкого, профессора Томаса Заца, а именно методики: ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: