- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирмирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016165 |
Тема: | Формирмирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации. |
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» Колледж «Синергия» Специальность 38.02.04 Кафедра КиТД (код) (аббревиатура) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) На тему ФОРМИРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ЭККО РОС» Обучающийся Метёлкина Виктория Евгеньевна _____________ подпись Руководитель Чернухина Галина Николаевна _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись Консультант _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись Заведующий кафедрой _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись МОСКВА 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………... Глава 1. Формирование и управление ассортиментом в торговой организации…………………………………………………………………… 1.1 Сущность и характеристика торгового ассортимента ………...…... 1.2 Процесс формирования ассортимента: принципы и факторы…….. 1.3 Обеспечение качества и безопасности товаров ……………………. Глава 2. Формирование ассортимента в розничном торговом предприятии ООО «ЭККО-Рос» на примере одного из магазинов «ЭККО – Вегас Каширский»………………………………………………………….. 2.1 Краткая характеристика компании ООО «ЭККО-РОС» и анализ показателей эффективности её финансовой деятельности……………….... 2.2 Анализ показателей товарооборота по товарным группам в розничном торговом предприятии ООО «ЭККО-РОС»…………………… 2.3 Управление товарными запасами и оценка методов продаж в ООО «ЭККО-РОС»…………………………………………………………… Глава 3. Направления совершенствования системы управления товарными запасами в ООО «ЭККО Рос» в магазине «ЭККО – Вегас Каширский»………………………………………………………………….... 3.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления товарными запасами и методов стимулирования продаж магазина «ЭССО – Вегас Каширский»………………………………………………… Заключение………………………………………………………………... Список использованной литературы……………………………………. Приложения……………………………………………………………… 4 8 8 14 25 38 38 44 49 61 61 66 70 72 ВВЕДЕНИЕ На современном товарном рынке в условиях жесткой конкурентной борьбы за предрасположенность потребителей и, соответственно, на успех экономической деятельности торговых предприятий, большое влияние оказывают свойства товаров, их качество, экологическая чистота и безопасность. Иными словами, показатели ассортимента имеют немаловажное значение для организации торговли. Базируясь на вышесказанном, работники торговых организаций должны уметь не только проводить экспертизу товаров при приёмке товаров по качеству и создавать условия для сохранения показателей качества при складировании и размещении на временное хранение, но и знать ассортимент товаров и уметь поддержать его на оптимальном уровне для всех субъектов торговой деятельности. Основная причина, послужившая предъявлению более высоких требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров – рыночные отношения. Это представляет собой одну из составляющих форм конкурентоспособности. В настоящее время очень разнообразен ассортимент потребительских товаров. Он имеет различия по назначению, происхождению, условиям хранения различных видов товаров. Основываясь на этом, можно подчеркнуть одну их важных функций ассортимента – систематизация всего множества групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров. В России с каждым годом увеличивается количество импортных товаров. Ввоз импортных непродовольственных товаров подскочил почти втрое, несмотря на широко развернутую госпрограмму импортозамещения. Из-за роста товарооборота и увеличения потребления продукции необходимо изучать спрос покупателей. Одна из основных задач изучения покупательского спроса – наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. А достижение этой задачи происходит благодаря совершенствованию показателей ассортимента. Для успешного развития розничного торгового предприятия не малое значение имеет правильное решение ассортиментной политики. Большинство субъектов уходят с рынка из-за непродуманного подхода к выбору ассортимента магазина. Так же причиной является статичность ассортиментных наборов товаров и негибкое реагирования на изменения, происходящие на рынке под влиянием факторов макро- и микроокружения. Это демонстрирует практика хозяйствования предприятий розничной торговли. Всё это говорит о том, что торговым предприятиям необходимо научиться управлять ассортиментом. Существуют показатели, зависящие от состава своевременного обновления ассортимента товаров в торговых организациях. К таким показателям относятся: степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с приобретением товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли. Формирование товарного ассортимента является одновременно как средством, так и методом управления ассортиментом. Основой стабильности, рентабельности и, в результате, конкурентоспособности предприятия на рынке является оптимальная ассортиментная политика предприятия. Одним из важнейших условий торговли является широкий выбор товаров. Помимо этого должно поддерживаться и их постоянное наличие в розничной торговой сети. Поддержать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии позволяет эффективное управление товарными запасами. В данной работе пойдёт речь о формировании и управлении товарным ассортиментом в торговой организации на примере ООО «ЭККО-Рос». На спрос потребителей значительно влияет ассортимент товаров, а так же такие его показатели, как структура, полнота, широта, обновляемость, стабильность. Они же, в конечном счёте, определяют эффективность работы торгового предприятия. Таким образом, данная тема выпускной квалификационной работы является актуальной в современных условиях рыночной экономики. В России многократно увеличивается ассортимент различных товаров. Достаточно большая часть представленной продукции недостаточно высокого качества и не отвечает современным мировым требованиям. Для предприятия ошибки при выборе товара, незнание их свойств и характеристик могут обернуться крупными потерями и убытками. Исходя из этого, знаниями, полученными в ходе данной темы, должен обладать каждый высококвалифицированный торговый специалист в области товароведения, конкурентоспособный на рынке труда. Цель выпускной квалификационной работы – систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, провести теоретические и практические исследования объекта и предмета исследования и разработать предложения по совершенствованию товарного ассортимента в организации торговли. Объект исследования – торговая организация «ЭККО – Вегас Каширский». Предмет исследования – механизм формирования ассортимента в «ЭККО – Вегас Каширский». Выпускная квалификационная работа предполагает выполнение следующих задач, конкретизирующих цель исследования: изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами; показать состояние и особенности управления в торговом предприятии; выявить основные направления совершенствования в формировании качества; изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ООО «ЭККО-РОС»; рассчитать эффективность работы предприятия. Методологической базой для написания работы выступили труды таких известных ученых какд.э.н., проф. Ильина С.Н.,д.э.н., проф. Николаевой М.А., д.э.н., проф. Козловской Э.А., д.э.н., проф. Ставрукова Н.Т. и др. Методами исследования являются методы финансового анализа; методы, приемы и инструменты математической статистики; сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; методы нормирования запасов и управления ими. Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям формирования ассортимента и управления товарными запасами торгового предприятия на современном этапе в России, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, внутриогранизационная нормативно-техническая документация. Объём работы – 71 страниц печатного текста. Состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений. Глава 1. Формирование и управление ассортиментом торговой организации 1.1 Понятие и свойства торгового ассортимента Ассортиментом товаров называют набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению.1 Ассортимент товаров – совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению).2 Основой классификации товаров по сырьевому назначению соответствует признак однородности сырья, из которого изготавливаются продукты. Таким образом, например, по сырьевому признаку можно выделить такие товарные группы, как: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, хлопчатобумажные ткани, шерстяные ткани и т.д.3 По признаку потребительского назначения можно выделить такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д. Ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности (лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.). То же самое можно сказать и о детских товарах (легкой, обувной, пластмасс, стекольной и т. д.).4 В товароведении чаще всего классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку: товарная отрасль (швейные изделия, зерномучные, овощи, плоды, грибы, вкусовые товары, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д.); товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.); товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т.д.); отдельные разновидности товаров (сухое кофе, растворимое кофе, пряники мягкие, сухари с изюмом и т.д.).5 В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент. Промышленный ассортимент – это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием. Торговый ассортимент – номенклатура товаров, реализуемых в торговых организациях. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, которые представляют собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.6 Именно для достижения этой цели производственный ассортимент преобразовывается в торговый (подсортировка товара). Промышленный ассортимент модифицируется в торговый ассортимент и осуществляют это преобразование, в основном, оптовые торговые предприятия, в первую очередь, по товарам сложного ассортимента. Процесс преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент осуществляется непосредственно в розничных торговых предприятиях. Он осуществляется по непродовольственным товарам простого ассортимента и некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся). Таким образом, торговый ассортимент – это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.7 Квалифицированный коммерсант в работе в торговой сети должен учитывать все эти колоссальные изменения ассортимента, его расширение, обновление. Так же, он должен предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним. Своевременно регулировать ассортимент в оптовых и розничных предприятиях. Следует также различать ассортимент товаров, торговый ассортимент и товарную номенклатуру. Товарная номенклатура – это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения.8 Торговый ассортимент – это набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени и подлежащий реализации в магазинах. В рамках товарного ассортимента товары делятся на группы (табл. 1). Внутри товарного ассортимента выделяют классы, группы, виды и разновидности. Класс – совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение (одежда, мебель, культтовары). Группа товаров – совокупность товаров определенного товарного класса, обладающих сходными потребительскими свойствами и показателями, а также общим назначением (верхняя одежда, мягкая мебель и т.д.). В рамках групп иногда выделяют подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды. Вид товаров – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого отдельного вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности. 9 Таблица 1 Классификация товарного ассортимента по группам Признаки классификации Вид ассортимента 1. По назначению товара Продовольственные и непродовольственные товары 2. По назначению Хозяйственные, спортивные товары, одежда, мебель и т.д. 3. По ограниченности сроков хранения Скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары 4. По признаку сложности ассортимента Товары простого ассортимента – товары, имеющие небольшое число видов или сортов (хлеб, хозяйственное мыло и др.). Товары сложного ассортимента – товары, имеющие внутреннюю классификацию по большому количеству критериев. Например, одежда характеризуется цветом, размером, фасоном, видом ткани. 5. По частоте предъявления спроса Товары частого спроса – товары, которые приобретаются на ежедневной или еженедельной основе. Товары периодического спроса – приобретаются раз в один или несколько месяцев. Товары редкого спроса – приобретаются раз в один или несколько лет. Кроме того, имеется группа сезонных товаров – реализуются в определенные периоды (сезоны) года. 6. По характеру спроса Товары твердо сформулированного спроса – товары, спрос на которые определился до посещения магазина и предъявляется на конкретный товар или его разновидность. Товары импульсного (импульсивного) спроса – товары, спрос на которые возник во время посещения магазина под влиянием различных стимулов: реклама, выкладка товаров, интерес других покупателей. Товары альтернативного спроса – товары, спрос на которые возник до поседения магазина, но окончательно формируется (выбор модели, марки и т.п.) во время ознакомления с ассортиментом и выбора товара. Разновидность товаров – совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков, представляется в виде конкретных марок, артикулов, моделей. 10 В торговле выделяют два вида ассортимента: укрупненный и развернутый. Детализированный до уровня классов, групп или подгрупп товаров – это укрупненный ассортимент. А детализированный до уровня разновидностей товаров – это развернутый ассортимент. В каждом конкретном случае структура ассортимента индивидуальна. Специализированные магазины обычно включают одну группу товаров, представленную большим числом видов, разновидностей и наименований. А вот ассортимент супермаркета может включать несколько товарных групп. Особенности товарной структуры предприятия называют свойствами ассортимента. Свойство ассортимента – отличительная особенность конкретного набора товаров.11 В товароведении рассматриваются специфические свойства ассортимента: широта, глубина, структура, обновляемость, гармоничность и устойчивость (рис 1). Рисунок 1. Свойства торгового ассортимента Рассмотрим подробнее свойства ассортимента. Широта ассортимента - количество предлагаемых групп (подгрупп) товаров. Глубина ассортимента определяется общим количеством ассортиментных позиций в группе или подгруппе товаров. Ассортимент считается глубоким, если фирма может предложить множество разновидностей товаров. В основном глубокий ассортимент предлагают крупные или специализированные магазины. Полнотаассортимента означает соответствие фактического наличия товаров в торговом зале ассортиментному перечню.12 Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле: К_П=Р_Ф/Р_Н *100% где Кп – коэффициент полноты ассортимента; РФ – фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки; РН – количество разновидностей товаров, которое предусмотрено ассортиментным перечнем. Гармоничность (согласованность) ассортимента – отражает степень совместимости различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения и других показателей. Ассортимент считается гармоничным, когда предприятие предлагает близкие по назначению товары, удовлетворяемой потребности или ещё какому-нибудь критерию. Например, ассортимент магазина детских товаров можно считать гармоничным в том случае, когда в продаже представлены такие группы товаров, как детское питание, игрушки, детская одежда, детская мебель, коляски и т.д. Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле: К_(О )=П_Н/П_Общ где ПН – количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год; Побщ. – общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год. Устойчивость ассортимента определяется постоянным наличием товаров определенного вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар).13 Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле: К_У= (Р_Ф1+ Р_Ф2+…+ Р_Фn)/(Р_Н*n) где КУ – коэффициент устойчивости ассортимента; РФ1, РФ2, ..., РФn – фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований; РН – количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем; N – количество обследований. Ассортимент считается тем полнее и устойчивее, чем ближе значение коэффициентов к единице. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже: для универсамов и гастрономов – 0,90; для универмагов – 0,80; для магазинов обуви и одежды – 0,75. 1.2 Процесс формирования ассортимента: принципы и факторы Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента торговой организации должно быть согласовано со стратегическими целями организации и ассортиментной политикой этой организации. Ассортиментная политика – общие принципы, которых собирается придерживаться торговая фирма в области формирования ассортимента. . Задачи ассортиментной политики: установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах; определение основных показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности); принятие решений относительно включения в ассортимент новых товаров и исключения их него убыточных или не пользующихся спросом товаров; оптимизация структуры ассортимента. Решения, принимаемые фирмой в рамках ассортиментной политики, могут включать следующие семь пунктов. Сокращение (сужение) ассортимента – это изменения в ассортименте, которые связанны с уменьшением его широты. Чаще всего причинами сокращение ассортимента служат такие признаки, как недостаточность предложений со стороны поставщиков, падение спроса, убыточность, низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров. Расширение ассортимента – это изменение в ассортименте, которые связанны с увеличением его широты. Для расширения ассортимента служат такие причины, как изменения в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др. Увеличение или уменьшение длины товарных групп – это изменение глубины ассортимента. Ассортимент тем глубже, чем больше товаров разных наименований в товарной группе. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок. Обновление ассортимента – изменения в ассортименте, которые характеризуются увеличением показателя обновляемости. В таком случае формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Как правило, причины, побуждающие ассортимент изменяться, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества. Достижение большей или меньшей гармоничности ассортимента – изменения в ассортименте, связанные со степенью близости между собой отдельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам. Для покупателей огромным преимуществом гармоничного ассортимента связано с большим удобством поиска близких по назначению или дополняющих друг друга товаров. Для продавца же, преимуществом является то, что гармоничным ассортиментом проще управлять. Но одновременно с этим, если предлагаемые товарные группы пользуются активным спросом, то отсутствие гармоничности не является недостатком торгового предприятия. Стабилизация ассортимента подразумевает высокую устойчивость и низкую степень обновления ассортимента. В основном это связано с продовольственными товарами и другими товарами повседневного спроса. И такая политика может реализовываться в течение какого-либо периода. Совершенствование структуры ассортимента – изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура ассортимента в большей степени будет удовлетворять структуре и содержанию спроса и задачам максимизации прибыли предприятия.14 Ассортиментная политика в розничной торговой сети – является важной частью коммерческой стратегии в розничной торговле. Когда проводится ассортиментная политика, требуется принимать решения, как о включении новых товаров, так и о снятии товаров с продажи. Фирмы – изготовители и поставщики товаров регулярно обновляют ассортимент своих товаров. Это характеризует их стремление получить больше прибыли. Ассортимент – это часть розничной стратегии. Он является оружием в борьбе с конкурентами. И уже это предполагает непрерывное и динамичное изменение ассортимента. Бывают ситуации, когда совершенно очевидна необходимость исключить определенный товар из ассортимента торговой организации. Ассортиментная политика каждой торговой организации предполагает знания о жизненных циклах производства и реализации товаров. Без этих знаний правильное управление торговым ассортиментом становится невозможным.15 Таким образом, можно сказать, что формирование ассортимента товаров в торговых организациях должно быть, первоначально, подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения. Это значит, что должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Часть ассортимента, удовлетворяющая сформировавшийся спрос населения по объему, структуре, цене и прочим факторам, переходит в сферу потребления. С одной стороны, она характеризует сумму расходов населения на покупку товаров, с другой – товарооборот, то есть денежную выручку торговли от продажи товаров.16 Процесс формирования ассортимента товаров включает три этапа. Установление группового ассортимента товаров. Групповой ассортимент разрабатывается на основе маркетинговых исследований рынка. Он соответствует профилю, специализации и типу магазина. Вторым этапом формирования ассортимента является определение структуры группового ассортимента, то есть количественных соотношений отдельных групп товаров (долей товарных групп в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется по средствам анализа объема и структуры товарооборота за прошлый период, состояния спроса и конъюнктуры торговли и т.д. Следующий этап формирования ассортимента – определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, то есть подбор конкретных разновидностей товаров в рамках каждой группы. Данный этап предполагает хорошее знание покупательского спроса и ассортимента товаров, предусмотренного промышленностью и предприятиями оптовой торговли. Товарооборот является одним из самых значимых показателей в деятельности торгового предприятия. Это из-за того, что от него, в итоге, зависит величина валового дохода и прибыли. Помимо этого, товарооборот характеризует величину реализованного спроса. В связи с чем, является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Не стоит забывать, что ассортимент товаров непрерывно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. В связи с этим в розничных торговых организациях регулярно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Помимо этого, в определенный сезон розничные торговые предприятия должны расширять номенклатуру соответствующих товаров. Проводя всё это нельзя забывать информировать покупателей о появлении новых товаров. 17 На данный момент на многих торговых предприятиях формирование торгового ассортимента осуществляется как по товарно-групповому принципу, так и по признаку потребительского назначения товаров. Этот подход заключается в том, что в торговом зале магазина все товары расположены по потребительским комплексам, которые объединяют товары, ориентированные на одну группу потребителей или определенную потребность (например, вместе с верхней одеждой предлагаются головные уборы и шарфы), а не по отдельным товарным группам («верхняя одежда», «головные уборы» и т.д.). Сущность этого подхода в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, «верхняя одежда», «головные уборы» и т.д.), а по потребительским комплексам, объединяющим товары, ориентированные на одну группу потребителей или определенную потребность (например, вместе с верхней одеждой предлагаются головные уборы и шарфы). Потребительский комплекс – это перечень групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку (пол, возраст, особенности образа жизни покупателей). Формирование ассортимента по потребительским комплексам выполняет две задачи: минимизация времени для покупателя, возможность удовлетворить свои потребности в одном магазине или отделе; использование эффекта взаимосвязанности покупок и извлечение дополнительной прибыли. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы: «Одежда», «Головные уборы и шарфы», «Белье», «Чулочно-носочные изделия» и др. В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности. Ассортиментный перечень – это основной инструмент, с помощью которого осуществляется планирование и регулирование ассортимента на торговом предприятии. Он содержит список наименований товаров, представленных в продаже. Ассортиментный перечень самостоятельно формируется торговым предприятием. Он должен быть утвержден руководителем организации. Ассортиментный перечень обычно разрабатывается на год, в течение года в него могут вноситься изменения. Рассмотрим принципы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли. Обеспечение соответствия ассортимента потребностям целевых потребителей организации розничной торговли. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров по признаку потребительского назначения товаров. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создавать большие удобства для покупателей. Это облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок». Обеспечение устойчивости ассортимента. Если ассортимент товаров в магазине устойчивый, то покупатели будут меньше времени тратить на поиск товара. Устойчивый ассортимент позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Обеспечение рентабельной деятельности предприятия. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия18. На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов. К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования. Социальные факторы: социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи, мода и др. Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состава семьи. Природно-естественные факторы: климатические условия; продолжительность времен года; физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д. 19 К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина; специализация магазина; техническая оснащенность магазина; условия товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика); численность и состав обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. Формируя ассортимент продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях, следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Таким образом, более высокой степенью устойчивости обладает спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары, а в отдельных случаях - известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям и т.д.). В связи с этим важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. Когда в розничных торговых предприятиях формируется ассортимент продовольственных товаров, надо знать и помнить факторы их взаимозаменяемости. Если в продаже отсутствует нужный продукт или этот продукт неудовлетворительного качества, то покупатель, обычно, не откладывает покупку, а ищет замену данному продукту. Он покупает другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это касается товаров 1 группы, но есть и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель – крупами, макаронами и т.д. Ещё у продовольственных товаров есть такая особенность, они носят комплексный характер. Это значит, что одновременно приобретаются продукты, которые дополняют друг друга (например, мясо, жиры, овощи, хлеб, молоко, чай, сахар, печенье и т.д.). Это следует учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров. На спрос и потребление многих товаров оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Либо особенности потребления товара (со сменой времен года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах, напитках). В результате этого происходит неравномерность потребления продовольственных товаров в течение года. Спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи. Летом, в условиях обилия овощей, ягод и фруктов, резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т.д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается, в основном, путем создания сезонных запасов соответствующих товаров. Об этом тоже не стоит забывать при формировании ассортимента. При современном ритме жизни, из-за постоянной нехватки времени, возможностей резко увеличивается спрос на полуфабрикаты, концентраты, кулинарные изделия. На ту продукцию, которая максимально подготовлена к употреблению при небольшой термообработке. Еще одним важным фактором формирования торгового ассортимента является – жизненный цикл товара (рис. 2.). Рисунок 2. Жизненный цикл товара Концепция жизненного цикла товара основывается на том положении, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым. Одни товары предназначены для продажи в течение ограниченного срока, другие являются рыночными «долгожителями», но вечного товара быть не может. Товары устаревают как технически, так и морально, психологически.20 Любой товар с момента своего возникновения проходит определенные стадии, этапы, фазы развития, общие для всех товаров. Стадия вывода на рынок: тестирование товара; ввод в продажу небольшого количества товара. Стадия роста. Увеличение объема поставок товара в магазины. Ввод в продажу разновидностей товара (различные цвета, вкусы, размеры и т.д.). Стадия зрелости. Организация продажи товара во всех магазинах. Ввод его в основной ассортимент магазинов. Варьирование разновидностей товара в соответствии с профилями магазинов. Стадия ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: