- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Физическое воспитание школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008893 |
Тема: | Физическое воспитание школьников |
Содержание
8 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина Курсовая работа на тему «Физическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни» по дисциплине «Теория обучения и воспитания» Руководитель: Арифулина Рамиля Олеговна Выполнила: студентка 1 курса Анисимова Наталья Владимировна Группа ДОЗ 13-2 Содержание: Введение______________________________________________________3 - 4 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни у школьников 1.1 Понятие здорового образа жизни, его составляющие______________5-10 1.2 Историко-педагогический анализ развития проблемы формирования здорового образа жизни у школьников в России XX-XXI в.___________11-15 1.3 Педагогические средства работы по формированию здорового образа жизни школьника______________________________________________18-23 Глава 2.Формирование здорового образа жизни по средствам физического воспитания 2.1 Сущность физического воспитания младших школьников________________________________________________24-30 2.2Физическое воспитание – основа формирования здорового образа жизни школьников________________________________________________31-37 Заключение________________________________________________38-40 Список используемой литературы______________________________41-42 Введение По уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье человека является высшим благом общества. Тем не менее, здоровый образ жизни и его составляющие нередко напрочь забыты молодежью. Именно поэтому, необходимо рано приучать себя к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи. Почему в это время? Как раз в школьные годы, начинает формироваться образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно. Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Что находит подтверждение в ФЗ «Об образовании», в котором сказано, что «… образование направленно на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни...)» Актуальность здорового образа жизни вызвана также возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что тема нашей работы становится все более актуальной с каждым днем. В связи с этим, объект нашего исследования: процесс формирования здорового образа жизни школьника. Предмет исследования: физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни школьника. В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что: эффективность формирования здорового образа жизни в условиях непрерывного образования достигается в результате комплексного подхода в процессе физического воспитания. Таким образом, цель нашего исследования – определение значимости физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни школьника. В связи с целью работы мы выдвигаем следующие задачи: Определить сущность здорового образа жизни и его составляющие. Проанализировать развитие проблемы формирования здорового образа жизни у школьников. Рассмотреть педагогические средства работы по формированию здорового образа жизни школьника. Определить сущность физического воспитания. Определить роль физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни школьника. Методы исследования: Анализ научно-методической литературы - применялся с целью изучения теоретических основ по формированию здорового образа жизни подростков, обоснования актуальности выбранной темы, определения задач исследования и выявления путей их решения. Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни у школьников 1.1 Понятие здорового образа жизни, его составляющие Для нала давайте определим, что же представляет собой здоровый образ жизни? Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни». Так, ряд авторов полагают, что образ жизни – это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Согласно Ю. П. Лисицыну, «образ жизни – определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей». В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. [№17, с.497] Образ жизни традиционно связывают с характером, спецификой поведения человека. Говорят, об образе жизни какого-то лица, образе жизни городского или сельского населения, о профессиональных особенностях образа жизни и т. п. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входит трудовая деятельность, социальная, интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Здоровый образ жизни не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Его формирование является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Основные составляющие здорового образа жизни разрабатывались учеными-валеологами достаточно давно. Но и в настоящее время нет однозначной трактовки понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», а вот интерпретаций существует достаточно много. Несмотря на эти разногласия, все же удалось разработать компоненты, которые безо всяких сомнений можно отнести к ЗОЖ, ведь основная цель (к ней стремились все исследователи) - это обеспечение различных сторон жизнедеятельности человека, при которых он будет как можно дольше и как можно качественнее выполнять свои социальные функции. А возможным это становится лишь при условии, что организм его будет здоров.[№3, с.39] Здоровый образ жизни и его составляющие: Правильно поставленный режим труда и отдыха. В режиме школьника должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п. Любая нагрузка должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма. Только при выполнении этих условий жизнь ребенка будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени. Полноценное и правильное питание. Питание позволяет ребенку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия: а) оно должно быть максимально натуральным; б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе; в) не превращаться в культ, а оставаться прежде всего потребностью, а лишь затем — удовольствием. При несоблюдении указанных требований у ребенка нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность; развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие. Укрепление иммунитета, закаливание. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что ребенок вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что дети, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче. Соблюдение правил санитарии и гигиены. Для обеспечения хорошего здоровья ребенку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена. Достаточная двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает ребенку внешнюю привлекательность стройностью фигуры и атлетичность), но сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у школьника выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Отсутствие вредных привычек, к которым относят употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками». Стрессоустойчивость, позитивное восприятие окружающего мира. Современному ребенку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние школьника. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают современные дети. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья. Культура половой жизни. Речь идет, конечно же, о старших школьниках, хотя, как показывает практика, сексуальные отношения могут стать актуальными и для детей 9-10 лет. Не стоит, много говорить о венерических болезнях и ранней беременности – ни тот, ни другой фактор благоприятно не сказываются на здоровье школьника. Но даже так называемый «защищенный секс» для незрелого человека – неблагоприятный фактор, провоцирующий развитие неврозов, депрессивных состояний и формирование нездоровых стереотипов поведения, препятствующих эффективной социализации личности в дальнейшем. [№2, с.232] Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: правильно поставленный режим труда и отдыха, полноценное и правильное питание, укрепление иммунитета, закаливание, соблюдение правил санитарии и гигиены, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, стрессоустойчивость, позитивное восприятие окружающего мира, культура половой жизни. 1.2 Историко-педагогический анализ развития проблемы формирования здорового образа жизни школьников В дынном разделе, мы предлагаем проанализировать проблему формирования здорового образа жизни в историческом аспекте. Многие ученые, ученые еще с древних времен изучали и придавали большое значение здоровью подрастающего поколения. Поддержание телесного и психического здоровья – одна из древнейших традиций российского общества. С конца XVIII — начала XIX в. большое значение приобретает деятельность врачей закрытых детских учреждений, которые в своей практике не только занимались лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения и проводили мероприятия по борьбе с заразными болезнями, тем самым прокладывая первые пути здорового образа жизни. Первые упоминания о важности вопросов о здоровом образе жизни, в том числе и вопросов гигиены, мы находим в трудах основоположника отечественной методики преподавания естествознания Василия Фёдоровича Зуева (1754-1794 гг.). Учебник «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи» (1786), написанный им, содержал сравнительно мало сведений о строении, функциях и гигиене человеческого тела. XIX век характеризовался промышленным развитием, формировалось индустриальное общество, поэтому физическое развитие ребенка рассматривалось через труд, появились первые педагогические рекомендации по методике обучения разумному образу жизни в целом – диэтетики. В России данная методика получила распространение благодаря выходу в свет на русском языке книги И. Венцеля «Диэтетика человеческой души» (1802): появились «школы трезвости», опыт работы которых был описан в 1915 году – Г.Ф. Марковым. Тогда же появились основы школьной гигиены. Основоположниками этой области науки в России являются А.П. Доброславин, впервые применивший методы естественных наук в области гигиенических исследований. На рубеже XIX — XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш. Северин, 1901; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гданский, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941, и др.) Педагогические работы В. Соловьева о воспитании личности, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межличностных отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознания своего места и роли во вселенной, а также принципы образования стали осмысливаться и претворяться только в наши дни в различных интегрированных курсах (например, валеология и ОБЖ). Его идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов и педагогов, таких как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.[№10, с.73] Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX — начала XX в. П. Ф. Лесгафт в истории развития культуры здоровья занимает особое место. Научная деятельность педагога была тесно связана с его общественной работой, направленной на создание и осуществление идеи воспитания гармоничной личности. Опираясь на данные анатомии и физиологии, он ставит перед собой цель: глубоко и всесторонне разработать проблему физического воспитания, обращая внимание в равной степени на оздоровительные и образовательные задачи. Исходя из своего опыта, он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков, способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. В начале XX века развитие наук о человеке, позволило ученому П.П. Блонскому сформировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы, что заложило основы развития российской педологии. И. И. Мильман еще в 20-е гг. XX в. приступил к разработке уроков здоровья. Его учениками и последователями была написана серия учебных пособий, разъясняющих роль личной и санитарной гигиены. В 50 — 70-е гг. XX в. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось суровой необходимостью того периода. Среди авторов следует отметить и И. И. Шувалова (1959), С. А. Аптаева (1964), В. А. Xолодову, Т. В. Благодарову (1971), В. Н. Кудинова (1974) и др. Во многих публикациях значительная роль отводится воспитанию навыков здорового образа жизни в семье, где авторами предлагаются лишь концептуальные подходы к формированию здорового образа жизни школьников, а не системный подход к данной проблеме. В конце 80-х — начале 90-х гг. затрагивается новый аспект — половое воспитание, которое широко освещает в печати целый ряд тем и проблем, посвященных здоровью и здоровому образу жизни детей и учащейся молодежи. Стали подниматься вопросы детской преступности, детской наркомании, алкоголизма и т. п., что заставило ученых заговорить о неблагополучии в этой области воспитания и образования, о необходимости не только искать, но и находить пути и средства выхода из сложившейся ситуации. В XXI в. также ведется работа по здоровому образу жизни. Существует и укрепляется на практике система социалистического здравоохранения, гарантирующая каждому гражданину конституционное право на охрану здоровья как важнейшую задачу социальной политики и государства. Наша система здравоохранения, воплощает в жизнь генеральное направление — профилактику заболеваний. Это комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению возникновения болезней, их причин и факторов риска. Наиболее действительным средством профилактики, как говорилось, может быть и есть формирование здорового образа жизни. [№15, с.35] Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Проведенный сравнительно-исторический анализ проблемы формирования здорового образа жизни школьников показал, что: в XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш. Северин, 1901; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гданский, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941, и др.) в XX веке проблему формирования здорового образа жизни также рассматривают такие ученые как П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский, И.И. Мильман, среди авторов следует отметить и И. И. Шувалова, С. А. Аптаева, В. А. Xолодову, Т. В. Благодарову, В. Н. Кудинова. в настоящее время актуальность проблемы здоровья сохраняется, существует и укрепляется на практике система социалистического здравоохранения, гарантирующая каждому гражданину конституционное право на охрану здоровья как важнейшую задачу социальной политики и государства. 1.3 Педагогические средства работы по формированию здорового образа жизни школьника В этом разделе нашей исследовательской работы, мы рассмотрим наиболее эффективные методы и формы работы педагогов по формированию здорового образа жизни школьников. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. Общеобразовательное учреждение должно стать школой здорового стиля жизни детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. [№9, с.57] Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому образовательное учреждение, педагоги призваны заложить основы здорового образа жизни детей, используя различные формы и методы работы. Наиболее эффективными средствами работы по формированию ЗОЖ в школьном возрасте являются практические занятия. Практические занятия - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных действий в данной сфере. Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Беседы - очень нужная форма работы детей. Беседа - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми. Круг бесед может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы гигиены, профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. [№17, с.158] Своеобразие метода дискуссии заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках других участников дискуссии, а также помогает реализовать активность ребенка через включение в обучение элементов исследования. Использование дискуссии дает возможность школьнику получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность. Развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности. Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему формирования здорового образа жизни с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного. Выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость. Еще один метод работы наиболее эффективный в целях профилактики– тренинг. Тренинг – это метод формирования умений и навыков, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. [№16, с. 590] Большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра– это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам по формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью, здоровому образу жизни. Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.). Еще один метод работы по формированию ЗОЖ, применяемый педагогами – метод проектной деятельности. Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги. Успешное педагогическое управление проектной деятельностью дает возможность школьникам научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать, распределять и планировать свою деятельность. Общее во всех типах проектов — вовлечение детей в коллективное дело. Однако проектная деятельность и личностно ориентирована, она позволяет ребятам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес.[№15,с.35] Эффективность формирования ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов и форм, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей школьников при их выборе и личного примера педагога и родителей. Таким образом, привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому в работе педагогов, направленной на формирование здорового образа жизни у школьников важны любые методы и формы: практические занятия- занятия, направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных действий; беседы - круг бесед может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей; дискуссии - использование дискуссии дает возможность школьнику получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими; тренинг -метод формирования умений и навыков, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка; игра - используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам по формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью, здоровому образу жизни; проектная деятельность - успешное педагогическое управление проектной деятельностью дает возможность школьникам научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать, распределять и планировать свою деятельность. Вывод по первой главе В этой главе, мы определили, что: здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения школьника, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: правильно поставленный режим труда и отдыха, полноценное и правильное питание, укрепление иммунитета, закаливание, соблюдение правил санитарии и гигиены, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, стрессоустойчивость, позитивное восприятие окружающего мира, культура половой жизни. многие ученые, философы еще с древних времен изучали и придавали большое значение здоровью подрастающего поколения, первые русские ученые XVIII в. С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. П. Протасов заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены детей. Впоследствии их идеи развивали такие общественные деятели, как И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Первые упоминания о важности вопросов о здоровом образе жизни, в том числе и вопросов гигиены, мы находим в трудах конца XVIII — начала XIX в. основоположника отечественной методики преподавания естествознания Василия Фёдоровича Зуева. В XIX веке физическое развитие ребенка рассматривалось через труд, появились первые педагогические рекомендации по методике обучения разумному образу жизни в целом – диэтетики. На рубеже XIX — XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам, вопросам гармонии человека с самим собой и миром. В XX веке проблему формирования здорового образа жизни рассматривают такие ученые как П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский, И.И. Мильман, среди авторов следует отметить и И. И. Шувалова, С. А. Аптаева, В. А. Xолодову, Т. В. Благодарову, В. Н. Кудинова. В настоящее время актуальность проблемы здоровья сохраняется, существует и укрепляется на практике система социалистического здравоохранения, гарантирующая каждому гражданину конституционное право на охрану здоровья как важнейшую задачу социальной политики и государства. привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому в работе педагогов, направленной на формирование здорового образа жизни у школьников важны любые методы и формы: практические занятия, беседы, дискуссии, тренинг, игра, проектная деятельность. Глава 2. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни 2.1 Сущность физического воспитания младших школьников В данном разделе мы предлагаем определить сущность физического воспитания младших школьников. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.[№13, с.1] Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. Задачей физического воспитания является эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство, самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. [№8, с.125] Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность, скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени. Деятельность, отношения и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремление детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей. Таким образом, на уроках происходит постепенное нарас....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников
- Теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников
- Экологическое воспитание младших школьников