VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансово-правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опыт России и ООН

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012424
Тема: Финансово-правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опыт России и ООН
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ 
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) 
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

НАПРАВЛЕНИЕ МАГИСТРАТУРЫ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

ПРОГРАММА «МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ И ТОРГОВОЕ ПРАВО»

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА




МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему:

«Финансово-правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: опыт России и ООН»




Выпускная работа защищена
"__" ______________ 2018 г.
Оценка _______________ 

Секретарь ГЭК_________
Выполнил (а): 
студент(ка) Небольсина Юлия Сергеевна

Научный руководитель: 
к.ю.н., доцент 
Кондрат Елена Николаевна












Москва - 2018
Содержание
стр.
Введение
4
Глава 1. Международно-правовая система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: организации и финансово-правовые стандарты



10
1.1. Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и финансово-правовые стандарты противодействия


10
1.2. Общая характеристика и методы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма


20



1.3. Легализация (отмывание)  доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма как угрозы национальной и международной финансовой безопасности


31
Глава 2. Роль ООН в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

2.1. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как направление деятельности ООН: становление и современный статус



38
2.2. Система органов и организаций ООН, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма


47
2.3. Анализ нормативной базы и практической эффективности финансово-правовых мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, реализуемых ООН






54
Глава 3. Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации: финансово-правовой аспект


65
3.1 Законодательное регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации и его субъекты



65
3.2. Имплементация международных финансово-правовых стандартов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в законодательстве Российской Федерации



73
3.3. Анализ эффективности финансово-правовых норм в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации и перспективы их совершенствования



77
Заключение
82
Список литературы
90
Приложения




















Введение
     
     Развитие технологий и появление новых средств связи, глобализационные процессы и формирование единого мирового рынка, транспарентность границ внутри интеграционных объединений способствуют повышению производительности производства, объемов получаемой прибыли и более быстрому проведению финансовых расчетов. Однако в то же время финансовые системы и инструменты, используемые для совершения законных финансовых операций, предоставляют возможности для незаконного оборота денежных средств: по оценке Банка России, опубликованной в мае нынешнего года, в 2017 году объем сомнительных операций в банковском секторе составил 422 млрд руб., из которых 96 млрд руб. были выведены за рубеж, а 326 млрд. руб. обналичены1. 
     Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, находится на повестке дня как национальных государств, так и всего мирового сообщества в целом уже более 20 лет. Точные масштабы легализации не поддаются измерению в силу характера данного явления, однако, по разным оценкам, данная цифра составляет от 2 до 5 % мирового ВВП. Подобные объемы легализованных доходов являются солидным источником процветания транснациональной организованной преступности: оценивая годовой доход от одной только мировой наркоторговли в пределах от 426 млрд до 652 млрд долл. США, эксперты Global Financial Integrity говорят всего лишь об 1% взыскиваемых сумм2, что свидетельствует о наличии значительных недостатков в системе борьбы с транснациональной преступностью и получаемых ею доходах, в том числе в ее финансово-правовом регулировании.
     События 11 сентября 2001 г. продемонстрировали новый опасный аспект легализованных преступных доходов: как источник финансирования терроризма. Данные проблемы, несомненно, тесно взаимосвязаны: создание эффективной системы противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, сделает невозможным получение террористическими группами легальных финансовых средств, а также позволит идентифицировать и блокировать каналы отмывания террористами «грязных» денег. 
     Актуальность обозначенной проблемы не вызывает сомнений: эксперты единодушны в оценке указанных явлений как представляющих серьезные угрозы для безопасности мирового сообщества. Особое место в объединении усилий по борьбе с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), занимает Организация Объединенный Наций (далее – ООН), еще в 1988 году в Вене принявшая первый в мире документ, в котором был затронут вопрос о легализации преступных доходов, - Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 
     Российская Федерация также активно включена в борьбу с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма: разработана соответствующая нормативно-правовая база, внедрены финансово-правовые регулирующие механизмы, ратифицированы важнейшие конвенции ООН по ПОД/ФТ. Однако практические результаты деятельности России в данном направлении получают разную оценку у экспертов.
     В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть современное регулирование ПОД/ФТ с финансовой точки зрения, а именно: какие финансово-правовые меры борьбы с указанной проблемой предлагаются ООН и какие реализованы в масштабе Российской Федерации, а также дать собственную оценку степени их эффективности.
     Объектом исследования выступают финансово-правовые отношения, возникающие в сфере ПОД/ФТ.
     Предметом исследования являются система финансово-правовых мер ПОД/ФТ, реализуемых на уровне ООН и РФ.
     Цель исследования заключается в анализе сущности и содержания легализации преступных доходов и финансирования терроризма как преступлений и реализуемых финансово-правовых мер для борьбы с ними, определение особенностей финансово-правового регулирования ПОД/ФТ, проводимого ООН и Российской Федерации, и оценка его эффективности.
     Для достижения указанной цели были поставлены следующий задачи:
     - дать определение и выявить сущность и содержание понятий «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» и «финансирование терроризма»;
     - рассмотреть основные международно-правовые стандарты, применяемые в области ПОД/ФТ и закрепленные в них финансово-правовые меры;
     - дать общую характеристику и оценку легализации преступных доходов и финансированию терроризма с точки зрения их опасности для финансовой сферы государства и мирового сообщества в целом;
     - рассмотреть этапы развития деятельности ООН в области ПОД/ФТ и определить органы и организации ООН, участвующих в данной деятельности;
     - проанализировать нормативные документы и выявить основные финансово-правовые меры ПОД/ФТ, установленные ООН; 
     - рассмотреть нормативно-правовую базу системы ПОД/ФТ в Российской Федерации;
     - определить степень реализации в Российской Федерации международных финансово-правовых стандартов в области ПОД/ФТ;
     - дать оценку эффективности действующих в Российской Федерации финансово-правовых норм в области ПОД/ФТ и рекомендации по ее повышению.
     Характеризуя степень научной разработанности рассматриваемой проблемы,  необходимо отметить высокую популярность сферы ПОД/ФТ среди как зарубежных, так и российских экспертов в качестве предмета исследования. Однако внимание преимущественно уделяется анализу данного вопроса с точки зрения криминалистики, уголовного, административного и международного права. Финансово-правовой аспект регулирования ПОД/ФТ не получает широкого внимания.
     Теоретическую основу исследования составили работы таких российских и зарубежных ученых, как В.М. Алиев, Х. Амрани, Д.Д. Винов, К.И. Гобрусенко, Р.В. Жубрин, О.В. Зимин, В.А. Зубков, Э.А. Иванов, А.С.М. Ирвин, Е.Н. Кондрат, Е.А. Кондратьева, А.Н. Конев, Л.А. Кормишкина, Т. Криегер, В.К. Крутиков, В.В. Кустова, О.В. Мезенцева, Д. Мейеррикс, С.К. Осипов, Н.Н. Соловых, Е.А. Соломатина, И.В. Фирсов, А.В. Шашкова и др.
     В качестве нормативной и эмпирической базы данного исследования были использованы международно-правовые документы, национальное законодательство Российской Федерации (федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, документы ведомств), официальные доклады и обзорные материалы, издаваемые ООН, МВФ, ЮНОДК, ФАТФ, ВБ, а также широкий спектр различных периодических изданий и публикаций в сети Интернет.
     Методологическую основу исследования составили такие методы, как исторический, сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный, формально-юридический, анализ, синтез и др.
     Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изложении теоретических основ, лежащих в основе понимания ОД и ФТ, которые были использованы автором для оценки финансово-правовых мер, установленных ООН, а также реализуемых в РФ. Разработаны предложения по повышению эффективности дальнейшего финансово-правового регулирования в сфере ПОД/ФТ для РФ. Кроме того, основные положения и выводы данной работы могут быть использованы в целях  совершенствования законодательства в области ПОД/ФТ.
     Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первый в научном сообществе полномасштабный анализ финансово-правового аспекта регулирования в области ПОД/ФТ на уровне ООН и РФ. Предлагается оценка указанных мер и их эффективности на основе последних документов ООН и РФ. Рассмотрение международных документов ООН, а также законодательства РФ в данной сфере позволил сформулировать ряд предложений по совершенствованию соответствующих мер. 
     Исходя из цели и задач исследования была определена структура работы: текст состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
     На защиту выносятся следующие положения:
     1.  В работе уточняется понятийный аппарат в сфере ПОД/ФТ:
     - раскрыто понятие ОД и ФТ в понимании зарубежных и российских законодателей;
     -  предложено включить в соответствующие нормативно-правовые акты РФ исчерпывающее определение термина «средства» для ФТ.
     2. Формулируется вывод о том, что меры ПОД/ФТ финансово-правового характера – это меры первичного и вторичного (государственного) мониторинга, являющиеся одним из трех составных элементов классической системы ПОД/ФТ.
     3. Доказывается тезис об опасности ОД и ФТ для финансовой безопасности и финансовых систем государств. 
     4. Анализируя деятельность ООН, автор обосновывает точку зрения о формировании ПОД/ФТ как направления деятельности данной организации в ответ на возникшие угрозы. 
     5. Предлагается структура органов и организаций ООН, участвующих в ПОД/ФТ, однако сформулирована позиция, что конкретные финансово-правовые меры ПОД/ФТ в рамках ООН имеют место только на уровне ГА и ЮНОДК.
     6. Сравнивая выбранные акты ООН, автором формулируется позиция о все более детальном закреплении финансово-правовых мер по мере углубления понимания проблемы, при этом предлагаемые меры в целом единообразны по своему содержанию.
     7. Аргументируется точка зрения об отсутствии на сегодняшний день какого-либо дальнейшего развития в области финансово-правовых мер ПОД/ФТ в силу признания ведущей роли за ФАТФ.
     8.  Автором предлагается актуализированная система источников правового регулирования системы ПОД/ФТ в РФ и доказывается мнение о непрерывной динамике ее развития. На основании анализа структуры национальной системы ПОД/ФТ высказывается позиция о возможности ее оценки как эффективной.
     9. В части степени имплементации международных финансово-правовых стандартов в законодательстве РФ дана авторская оценка статуса исполнения на текущий день Рекомендаций ФАТФ. Автор аргументирует тезис о том, что замечания, сделанные ФАТФ по результатам взаимной оценки РФ в 2008 г., практически полностью устранены. По частично устраненному замечанию автор высказывает предложение по внесению изменений в законодательство.
     10. На основании сопоставления статистических данных автором формулируется точка зрения, что применяемые сегодня финансово-правовые меры в области ПОД/ФТ в РФ эффективны, но с долей условности в силу природы ОД и ФТ. Для дальнейшего совершенствования данных мер автор предлагает внести ряд изменений в законодательство.












     Глава 1. Международно-правовая система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: организации и финансово-правовые стандарты
     1.1. Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и финансово-правовые стандарты противодействия

     Неотъемлемым условием успешного анализа любого явления является определение понятийного аппарата. В этой связи, прежде чем приступить к непосредственному анализу выбранного нами объекта исследования, представляется важным определить, что означают понятия «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» (далее – ОД) и «финансирование терроризма» (далее – ФТ). 
     В литературе можно встретить различные вариации понятия ОД. В своей работе Ю.В. Быстрова приводит их примерный перечень3, но можно заметить, что основные используемые термины – это легализация и отмывание. Понятие «легализация» означает «обретение легального положения, законной силы; подтверждение подлинности и юридической силы документа, выданного в иностранном государстве в международном праве»4. Однако в Большом юридическом словаре мы встречаем сразу два термина: «легализация», понимаемая как «1) разрешение деятельности какой-либо организации; придание юридической силы какого-либо акту, действию; 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей»5, и «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем», под которой подразумевается «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равное его использование для предпринимательской или иной экономической деятельности»6.
     Наличие двух терминов приводит нас к выводу о том, что применительно к преступным доходам термин «легализация» приобретает особое значение, и в целях уточнения к термину «легализация» добавляется термин «отмывание», который Большой толковый словарь русского языка трактует как обращение денег, полученных незаконным путем, в законный доход7. Таким образом, мы сталкиваемся с определенным парадоксом, когда понятие состоит из противоположных терминов, один из которых означает правомерную деятельность, а другой – преступную. Однако не будем забывать, что в процессе легализации доходы становятся легализованными, «чистыми», имеющими якобы законный источник, и, по мнению А.Н. Конева, именно данная логика могла привести российских законодателей к использованию термина «легализация» в данном случае8. 
     Хотя деятельность, которую обозначает термин ОД, уходит корнями в историю, как концепция ОД появилось в начале 70-х гг. ХХ в., когда США приняли Закон о банковской тайне (Bank Secrecy Act), который ввел требование к финансовым институтам о ведении учета и предоставлении отчетов по валютным сделкам на сумму свыше 10 000 долл. США (Title 31 § 5316 (a)) 9. Как юридический термин ОД впервые было использовано в деле 1982 г. US v. $4,225,625.39 о гражданско-правовой конфискации денежных средств с банковского счета10. 
     Международно-правовое закрепление отмывание денежных средств получило с принятием ООН в 1988 г. Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: хотя документ не содержит определения как такового, в нем указан перечень действий, которые образуют состав данного преступления. 
     В принятых впоследствии международных документах понятие «отмывание денежных средств» расширялось и, помимо незаконного оборота наркотиков как предикатного преступления, стало включать и иные виды преступной деятельности (Приложение 1). Приведенные определения демонстрируют во многом единообразное понимание ОД. В состав данного преступления зарубежные законодатели включают и действия, непосредственно направленные на сокрытие незаконного источника данных доходов, и их любое использование, когда лицу известно об их незаконном происхождении. Кроме того, все указанные определения описывают ОД как процесс. 
     В целом, аналогичный подход мы встречаем и в российском законодательстве. В Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ №115-ФЗ) используется рассмотренная нами выше конструкция из двух терминов – легализация и отмывание (в противовес одиночному термину «отмывание», используемому в международных документах), которую законодатель определяет как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления»11. Ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) относит к данному преступлению «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом12», при этом ст. 174.1 УК РФ содержит идентичное определение, но устанавливая субъектом данного преступления только само лицо, которое его совершило.
     Для определения понятия ОД важное значение имеет понимание того, что является преступным доходом. Как мы выяснили, к нему относятся денежные средства и иное имущество. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности относит к имуществу «любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право на такие активы или интерес в них» 13. Однако ФЗ № 115-ФЗ и УК РФ не раскрывают содержания термина «иное имущество». Искомое разъяснение дает Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ): «под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства, под иным имуществом – движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем)14» (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»). Таким образом, преступным доходом не могут быть результаты работ и оказание услуг, интеллектуальная собственность и нематериальные блага. 
     Обратимся к понятию «финансирование терроризма». Нормативно-правовое закрепление на международном уровне данное явление получило впервые благодаря принятию Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999 г., Нью-Йорк). В соответствии с п.1 ст.2 данной конвенции, ФТ – это преступление, которое заключается в том, что лицо «любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения: а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению; б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения» 15. Кроме того, будет считаться, что лицо осуществляет финансирование терроризма, если оно действует в качестве соучастника, организатора/руководителя или пособника (п.5)16.
     Данное определение ФТ было впоследствии использовано в Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (2005 г. Варшава)17 и в Рекомендациях ФАТФ, при этом последние особо указали на то, что преступлением следует признавать «не только финансирование террористических актов, но также финансирование террористических организаций и отдельных террористов даже при отсутствии связи их действий с конкретным террористическим актом или актами» 18.
     Если обратиться к российскому законодательству, что понятие ФТ содержится в тех же нормативно-правовых актах, что и понятие ОД, - это УК РФ (примечание 1 к ст. 205.1) и ФЗ № 115-ФЗ (ст.3), где оно определяется идентично как «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями УК РФ 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 (и дополнительно ст. 361 в ФЗ № 115-ФЗ), либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений» 19. Сравнение формулировок в российских и международных актах позволяет сделать вывод о том, что подход, используемый РФ, отражает универсальное международное понимание данного явления, за исключением одного момента – включения дополнительного способа финансирования терроризма в виде оказания финансовых услуг.
     Таким образом, анализ определений ФТ позволяет заключить, что в российском праве данное определение трактуется шире. Однако нельзя не заметить и тот факт, что в международной практике сегодня наблюдается тенденция к включению также и финансовых услуг: например, об этом говорится в преамбуле Резолюции Совета Безопасности ООН (далее – СБ ООН) 2395 (2017)20.
     Определенную сложность  для понимания определения ФТ в российском праве может вызвать отсутствие в УК РФ и ФЗ № 115-ФЗ четкого определения для термина «средства». Разъяснение можно найти в п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 09 февраля 2012 № 1, что к средствам относятся не только наличные или безналичные денежные средства, но и материальные в виде средств связи, экипировки, транспортных средств и т.д.21 В то же время в упомянутой Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма такое определение есть: «средства – это активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими22». В этой связи представляется рациональным включить определение для термина «средства» в ст.205.1 УК РФ и ст.3 ФЗ № 115-ФЗ в формулировке указанной конвенции, поскольку, на наш взгляд, это укрепит единое с зарубежными законодателями понимание данного преступления. 
     Проведя анализ понятий ОД и ФТ и значений, которые вкладывают в них российские и зарубежные законодатели, перейдем ко второй части настоящего параграфа и определим основные международно-правовые стандарты, применяемые в области ПОД/ФТ.
     Стандарты ПОД/ФТ закреплены в ряде международно-правовых документов-источников. В.А. Зубков и С.К. Осипов приводят несколько классификаций данных источников:
     - по охвату предмета регулирования: комплексные акты (к ним относятся Рекомендации ФАТФ, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма) / акты по отдельным аспектам (например, резолюции Совета Безопасности ООН, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ) / акты по вопросам внутреннего регулирования и контроля в отдельных секторах финансовой системы (Вольсфсбергские принципы);
     - по сфере действия: универсальные (например, конвенции ООН, Рекомендации ФАТФ) / локальные (документы Совета Европы, СНГ) / двусторонние*;
     - по юридической силе: юридически обязательные (резолюции ООН) / юридически необязательные (Вольфсбергские принципы) / юридически необязательные с процедурами исполнения (Рекомендации ФАТФ)23.
     В целях нашего исследования перечислим наиболее значимые источники, в которых закреплены стандарты ПОД/ФТ:
     ООН: Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г., Вена); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г., Нью-Йорк); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г., Палермо); Конвенция против коррупции (2003 г., Мерид).
     Рекомендации ФАТФ
     Совет Европы: Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г., Страсбург); Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.); Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.); Конвенция от отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (2005 г., Варшава).
     ШОС: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.)
     Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт»: Заявление о целях (1997 г., Мадрид); Принципы обмена информацией между ПФР (2013 г.); Типовой меморандум о договоренности в отношении обмена информацией между ПФР.
     Базельский комитет по банковскому надзору: Декларация о предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств (1988 г.); Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (1997 г.); Методология основополагающих принципов (1999 г.); Руководство для банков по надлежащей проверке клиентов (далее – НПК) (2001 г.); Рекомендации «Знай своего клиента» (2001 г.)
     Вольфсбергская группа: Всеобщие директивы (указания) по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (далее – Вольфсбергские принципы) (2000 г.); Заявление «О борьбе с финансированием терроризма» (2002 г.); 14 принципов борьбы с отмыванием денег в банках-корреспондентах (2002 г.); Заявление «О мониторинге, проверке и поиске» (2003 г.)
     Как мы видим, имеет место широкое многообразие международно-правовых актов для стандартизации деятельности государств в самых различных аспектах ПОД/ФТ. Такое разнообразие свидетельствует о комплексном подходе международного сообщества к борьбе с обозначенной проблемой, а также о важности единого стандартного подхода: только благодаря гармонизации институциональных механизмов государств можно построить эффективную систему ПОД/ФТ и обеспечить результативное и качественное сотрудничество. Кроме того, налицо стремление гармонизировать как собственно сотрудничество между государствами, так и стандартизировать их внутренние правовые режимы, о чем свидетельствует разработка модельного законодательства. Это, в свою очередь, подводит нас к мысли о том, что в области ПОД/ФТ важны как усилия международного сообщества в целом, так и государств по отдельности.
     Таким образом, подводя итоги проведенному анализу в данном параграфе, необходимо отметить следующее: мы пришли к выводу о том, что в то время как для обозначения легализации преступных доходов зарубежные законодатели используют термин «отмывание» (money laundering), в российском праве применяется словосочетание терминов «легализация (отмывание)», в правовом значении противоположных по смыслу. Необходимость такой конструкции объясняется, с одной стороны, желанием четкого описания смысла данного деяния, а с другой - уравновесить жаргонный термин «отмывание» более юридическим понятием. В этой связи можно утверждать, что термин «легализация (отмывание)» является самостоятельным и не тождественным отдельно понятию «легализация».
     Определения, используемые зарубежными и российскими законодателями, демонстрируют в целом единообразное понимание ОД. Что касается термина ФТ, то в российском праве данное определение трактуется шире, включая не только предоставление и сбор средств, но  и оказание финансовых услуг.
     С момента принятия Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных было принято большое количество различных актов, регулирующих противодействие ОД. Однако с принятием Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма вопросы ОД и ФТ рассматриваются как взаимосвязанные и потому регулируются зачастую одними и теми же нормативными актами. 
     Отмечено широкое многообразие международно-правовых актов для стандартизации деятельности государств в самых различных аспектах ПОД/ФТ, имеющих как обязательный, так рекомендательный, как международный, так и локальный характер, что свидетельствует о комплексном подходе международного сообщества к борьбе с обозначенной проблемой, а также о важности единого стандартного подхода. Налицо стремление гармонизировать как собственно сотрудничество между государствами, так и стандартизировать их внутренние правовые режимы, о чем свидетельствует разработка модельного законодательства. Это подводит нас к мысли о том, что в области ПОД/ФТ важны как усилия международного сообщества в целом, так и государств по отдельности.
     
     1.2. Общая характеристика и методы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

     Определив понятийный аппарат, используемый применительно к изучаемому нами объекту исследования, дадим характеристику самим процессам, подразумеваемых под терминами ОД и ФТ. Здесь обратим внимание на то, что в целях нашего исследования преимущественный акцент будет сделан на финансово-правовой составляющей.
     Существуют различные подходы к изучению ОД. Однако все ученые сходятся во мнении, что легализация (отмывание) преступных доходов – это процесс, имеющий свое целевое назначение. К основным целям данной деятельности мы можем отнести следующие: «1) сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников; 2) создание видимости законности получения доходов; 3) сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания; 4) уклонение от уплаты налогов; 5) создание условий для безопасности и комфортного потребления; 6) обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников; 7) создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес» 24.
     Мы можем выделить следующие признаки ОД:
     - «сокрытие или искажение источников и природы происхождения, преобразования, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности денежных средств, имущества или прав на имущество, заведомо добытых преступным путем;
     - использование механизмов подлога путем внесения в отчетные документы заведомо ложных сведений или изъятие из них сведений о хозяйственной или финансовой деятельности, а равно уничтожение финансовых или иных учетных документов;
     - умышленное нарушение правил проверки личности контрагентов при осуществлении финансовой или хозяйственной деятельности, а также правил регистрации контрагентов и производимых финансовых и других имущественных операций либо нарушение правил хранения регистрационных документов»25; 
     - профессиональность; латентность; в подавляющем большинстве случаев – организованный характер; транснациональность.
     Большое количество характерных признаков, по нашему мнению, несомненно, говорит о том, что подобная деятельность является сложной и многоаспектной.
     Какие же факторы способствуют ОД? Мнения исследователей разнятся: Е.А. Кондратьева выделяет три основных группы факторов – правовые, связанные с недостаточным правовым регулированием в области ПОД/ФТ; экономические, вызванные нестабильной экономикой; и политические, определяемые высоким уровнем коррупции в политической, банковской и иных сферах26. В свою очередь В.М. Алиев и Н.Н. Соловых подразделяют их на политико-экономические, социально-правовые и нравственно-психологические27. О.В. Зимин и Ю.В. Быстрова идентифицируют пять групп факторов: экономические, политические, правовые, а также социально-нравственные и отдельно организационно-управленческие28. Но нельзя не отметить безусловную значимость информационных факторов, таких как развитие Интернет-технологий, их доступность, высокая скорость и низкие затраты на онлайн-операции, зачастую анонимность, сложность идентификации участников операции, экстерриториальность29. 
     Ранее мы заключили, что ОД – это процесс. Немаловажно определить, какие стадии и этапы включает данный процесс. По этому вопросу научное сообщество также расходится во мнениях. Кратко обозначим существующие модели:
     1. Модель круговорота (циркуляции), предложенная А. Цундом, в рамках которой процесс легализации (отмывания) преступных средств сравнивается с круговоротом воды в природе.
     2. Двухфазовая модель, предложенная профессором П. Бернаскон.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44