VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Феноменология психотравмирующего стресса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008318
Тема: Феноменология психотравмирующего стресса
Содержание
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» 

Министерства здравоохранения РФ 

Факультет социальной работы и клинической психологии 

Кафедра общей и клинической психологии







КУРСОВАЯ РАБОТА

Феноменология психотравмирующего стресса





Выполнила студентка

2 курса 202 группы

Петринич Алеся Михайловна

_________________________

Научный руководитель:

Волчанский Михаил Евгеньевич,

__________________________









«Работа допущена к защите»

__________________________

Декан:

Волчанский Михаил Евгеньевич,

доктор социологических наук, профессор

__________________________________



Волгоград 2017


СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3

	ГЛАВА 1. Понятие стресса ....................................................................6

	1.1. Возникновение психотравмирующего стресса. Последствия психотравмирующего стресса........................................................9

	1.2. Динамика развития стрессового состояния и адаптация к стрессу..............................................................................................22

	Выводы по первой главе...........................................................................28

	ГЛАВА 2. Психологическая помощь в преодолении последствий психотравмирующего стресса..................................................................29

	2.1. Основные подходы к проблеме психологической помощи в преодолении негативных последствий психотравмирующего стресса..............................................................................................33 

	2.2. Характеристика методов психологической помощи............37

	Выводы по второй главе...........................................................................41

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................43

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................45



































Введение

Актуальность.  Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире стресс стал неотъемлемой частью человеческого бытия. Невероятное количество аварий, проявлений психического и физического насилия, потеря близких в террористических актах, убийства, самоубийства… Всё это безжалостно вошло не только в жизни взрослых, но также и в хрупкий мир детства. Только за последние десять лет наша страна пострадала от страшных событий, выдержать которые часто бывает не под силу даже самым психологически выносливым людям. Проблема стресса, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, занимает одно из ведущих мест. Стресс изучается с точки зрения физиологических, психологических и поведенческих уровней.

Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, довольно масштабный и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза здоровью или образу «я». Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям у людей, перенесших психотравмирующий стресс, а также у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь человека.

Существуют общие механизмы проявления стрессовых нарушений, поэтому, в целях оказания психологической помощи, лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, необходимо знать общие понятия о стрессе, причины его возникновения, а также последствия для организма и личности.

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при экстремальных состояниях. 

Стресс вызывают все серьезные события жизни: рождение ребенка и смерть близких, свадьба и развод. Не менее важную роль играют мелочи, которым, можно не придавать особого значения. 

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (давка в транспорте), зачастую - ответственная и более нервная, чем у сельских жителей, работа. Даже неправильный выбор профессии ведёт к постоянному стрессу в течение рабочего дня.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть различным. Одного обокрали - он заработал в два раза больше, другого обокрали - он с горя ушёл в запой. Одних стресс организует, стимулирует, других затягивает в «омут» неприятностей. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Трудно найти в психологической литературе и в житейской практике научный термин, который использовался бы чаще, чем слово «стресс». Употребляя этот термин, люди обычно подразумевают, что они находятся в состоянии нервного напряжения, что они утомлены или подавлены. Но стресс - вовсе не «болезненное» состояние, а средство, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями. Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать как физические, так и психические заболевания.               Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Ошибочно думать, что стресс вызывается только неприятными событиями. Чрезмерная радость также может привести к состоянию стресса. Организм человека также истощается, как и при негативном воздействии.

Цель работы: рассмотреть феномен стресса, изучить его психологические и биологические особенности проявления у человека.

Объект исследования: травмирующий стресс.

Предмет исследования: воздействия травмирующего стресса на здоровье человека.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Сделать анализ взаимосвязи понятий «стресс» и «психотравмирующий стресс»;

2.  Изучить реакции на психотравмирующий стресс и проявления этих реакций;

3. Рассмотреть последствия стресса и его влияние на поведение индивида;

4. Рассмотреть методы психологической помощи при психотравмирующем стрессе.

Гипотеза исследования: Оказание психологической помощи снижает влияние психотравмирующего стресса на организм человека.

Метод: сбор и теоретический анализ научной литературы.

Методологическая база: основой работы стало изучение работ основоположника понятия о стрессе Г. Селье, отечественных ученых Л.А.Китаева-Смыка "Психология стресса", работ Ю.В. Щербатых, результатов исследований, посвященных стрессу и опубликованных в специальных периодических изданиях. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 30 наименования. Общий объем работы составил 48 страниц.



































Глава 1. Стресс как явление



Понятие «стресс» уже давно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в, достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее в окружающей среде.

Итак, что же такое стресс? Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.[12,с.35] Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями. 

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс. Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды). «Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида».[8,с.42] Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. 

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно-значимые конфликты). 

Еще Г. Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно Г. Селье, ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать. Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного удовлетворения своей потребности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое». Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.



1.1. Возникновение психотравмирующего стресса



Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Существует много теорий, объясняющих возникновение психотравмирующего стресса. Американский психолог Дж. Ялом рассматривает все психологические проблемы психотравмирующего стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции и бессмысленности.

Смерть предстает перед человеком в двояком виде. Он становится свидетелем смерти других людей (знакомых, незнакомых, родных, близких) или оказывается перед лицом своей возможной смерти. Существует четыре вида эмоциональных состояний при психотравмирующем стрессе, которые можно рассматривать как особые проявления страха смерти: 

1) страх перед «просто смертью» - ужас перед угрозой исчезновения своей индивидуальности, разрушения своей телесности, перед болью (нарушение физической телесности, угрожающей смертью). Чувство страха в критических условиях неистребимо, его надо превратить в чувство разумной осторожности; 

2) потеря социального статуса (страх «исключения особи из стада, стаи»). Проявляется в форме дискомфортных переживаний угрожающей или случившейся десоциализации (чувство позора, ощущение собственной неуспешности, неполноценности, ненужности другим людям и т.п.). Проявляется, как правило, у людей, увольняемых со значимой для них работы за социально неодобряемые поступки. Человек боится не смерти, а позора в глазах сослуживцев; 

3) чувство «смертельной» тоски (смертельная опасность для своего «Я-образа»). Проявляется в представлениях о невозможности противостоять стрессору, чувство неспособности к овладению экстремальной, стрессогенной ситуацией. Это чувство сопряжено с предметно-смысловым содержанием ситуации. Человек, переживающий неуспешность своих поступков и деятельности, накапливает информацию о собственной неуспешности. Чувство возникает при отсутствии времени и условий для переживания положительных эмоций; 

4) «страх» за сохранность популяции (или отдельных ее членов) - проявление страха за родителей, родных, знакомых. Страх за себя может быть подавлен страхом за других. 

До попадания в экстремальную, стрессогеную ситуацию человек создает для себя психологические защиты, которые выступают в виде устойчивых базовых иллюзий (иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира).

Иллюзия собственного бессмертия («Могут умереть все, кроме меня!»). Первое столкновение с психотравмирующей ситуацией ставит человека лицом к лицу с реальностью. Впервые в своей жизни он вынужден, бывает признать, что может умереть. Для большинства такое откровение может кардинально поменять образ мира, который из уютного, защищенного превращается в мир роковых случайностей. Иллюзия справедливости основывается на принципе: «Каждый получает по заслугам», если я буду делать добро людям, то оно вернется ко мне».

Травматическая ситуация подчеркивает неправильность, нереальность данной иллюзии. Для человека это может стать настоящим потрясением, которое обесценивает все усилия: зачем быть честным и хорошим человеком, когда это не принесет спасения. 

Внешние обстоятельства не могут выступать ограничителями свободы, так как они не связаны с психической реальностью. Имея полную свободу действия, можно чувствовать себя несвободным.

Самым сильным ограничителем свободы является чувство вины. Человек с этим чувством как бы «застревает» в прошлом, не изменяясь, не продвигаясь вперед, иногда начиная считать, что он не достоин жить. При психотравмирующем стрессе чувство вины может возникнуть из-за того, что человек выжил, в то время как близкие погибли или за поступки, которые он совершал при жизни близкого ему человека. Погибший отец, «являющийся» во сне сыну, как бы говорит: «Как ты можешь жить, когда я здесь умираю?». Это чувство лица, перенесшего психотравмирующий стресс, выражают такими словами: «Почему я выжил, в то время как он умер?». Это чувство называется «смертельной виной» и связывается с беспомощным состоянием потерпевшего в травмирующей ситуации. Чувство вины заполняет пустоту, возникшую в результате физической и психической пассивности, с одной стороны, и сознания невыполненного долга с другой. Оно может выражаться в трех видах:

1) Вина за воображаемые грехи. Анализируется поведение по отношению к погибшему отцу, и всегда находятся причины его огорчавшие. Чувство особенно выражено, если у потерпевшего были сложные отношения с погибшим.

2) Вина за то, что не сделал («болезненное чувство ответственности»). Человека заботит реальная или воображаемая ответственность за действия в прошлом. Пример воображаемой ответственности: в Армении женщина послала своего ребенка в магазин за хлебом. В этот момент произошло землетрясение, магазин разрушился, мальчик был погребен под его развалинами. Особенно тяжелы случаи, когда человек действительно виноват. Во время ночного пожара женщина в шоковом состоянии выбежала из дома, позабыв о детях. Когда же она пришла в себя, было уже поздно. В подобных случаях практически невозможно отправиться от потрясения. 

3) «Вина выжившего» (чувство вины испытывается только потому, что человек остался жив, а тот другой, умер, например, при выполнении ответственного боевого задания).

Лица, перенесшие психотравмирующий стресс, страдают от одиночества, от трудности или невозможности установления отношений с другими людьми. У них меняется характер и круг общения, который был до психотравмирующего события. Переживания этих людей и их опыт настолько уникальны, что другим людям просто невозможно или затруднительно бывает понять таких людей. Лица, перенесшие психотравмирующий стресс, тянутся друг к другу, так как, по их мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их. Одиночество, переживаемое пострадавшими, это не только психологическая реальность, но и социальная, которая связана с отношением окружающих к таким людям. Вместо сочувствия такие люди часто вызывают агрессию (попал в аварию - надо было быть внимательней и т.д.). Люди начинают сторониться пострадавшего. Особенно это проявляется при отношении к беженцам. Родители не позволяют своим детям играть с детьми-беженцами, сидеть с ними за одной партой. В результате пострадавшие оказываются не только в психологической, но и в физической изоляции. Таким образом, при оказании психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, необходимо учитывать, что переживание полученной психотравмы может усугубляться агрессивным отношением окружающих.

Психическая травма неожиданна, беспричинна и поэтому воспринимается как бессмысленная. Это заставляет пострадавших искать какое-нибудь объяснение тому, что произошло, чтобы травматическое переживание не было напрасным. Это приводит к созданию социальных мифов с целью объяснения случившегося. Для человека важно и необходимо знать, почему он страдал. Если этого объяснения не существует в действительности, он его придумывает. Необходимо рассмотреть изменения механизма восприятия прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы. Травматический опыт кажется наиболее существенным событием в жизни, разделяющим ее на события, происшедшие до травмы и после. 

Полученная психотравма меняет видение не только настоящего, но и будущего. Человек, переживший травму, ощущает себя не таким, каким он был прежде, а значительно взрослее, старше и даже старее, чем его сверстники, не имевшие такого переживания. Психотравмирующее событие как бы притягивает человека к себе и не отпускает его. (Пример - ветераны войны в Афганистане едут воевать в горячие точки, с целью повторения травматической ситуации в будущем, так как они стремятся вернуться в то время и прожить его вновь. Поэтому психологически человек как бы остается в том времени и в том же возрасте. 

Если человек реализует указанный жизненный сценарий, это свидетельствует о личностных изменениях, типичных для людей, переживших психотравмирующий стресс и не справившихся с ним. Таким образом, психически-травмированная личность - личность, сформировавшаяся под воздействием психотравмирующего стресса и считающая позитивными патологические изменения, происшедшие с ней, так как находит определенные психологические выгоды в этом. 

Выделяют следующие черты травматической личности:

1. Романтизм (готовность пожертвовать всеми, кто имеет другие представления о счастье).

2. Преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Жизнь группы становится важнее жизни отдельного человека.

3. Стремление к саморазрушению. Имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертия при преобладании групповых ценностей: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает.

4. Наличие в сознании базовых иллюзий справедливости и простоты устройства мира. У таких людей мир поделен на «наших» и «не наших», действует принцип: «Кто не с нами, тот против нас». Например - для женщины, подвергшейся насилию, все люди стали делиться на насильников - мужчин и жертв - женщин. Другие варианты не учитываются. 

Итак, можно сделать вывод, что любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Последствия психотравмирующего стресса



Г. Селье различает конструктивный и деструктивный стресс. Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой (от греч. «эустресс» – «эу» - хороший), а также ослабляющей, чрезмерной (от англ. «дистресс» - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда). По мере усиления стресса улучшается общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эта точка - оптимальный уровень стресса. Если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. На стадии истощения адаптационных возможностей организма человек не в состоянии самостоятельно справиться со стрессогенным воздействием. Возникший стресс перегружает психологические, физиологические и адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим. 

Психотравмирующий стресс - особая форма общей стрессовой реакции, обусловленной психотравмирующими для индивида жизненными событиями. 

Это стресс повышенной интенсивности, сопровождающийся получением человеком психических травм.

Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психическая травма возможна в случаях, если: 

- происшедшее событие осознаваемо;

- пережитое разрушает привычный образ жизни, выходит за рамки обыденного человеческого опыта и вызывает дистресс у любого человека. 

Одним из последствий психотравмирующего стресса является психическая травма. Одно из первых упоминаний о психотравме принадлежит историку Геродоту, который рассказал об афинской войне, Эпизелосе, ослепшем от переживаний после Марафонской битвы. Лукреций (1 век до н.э.) впервые, указал на реминисценции (отсроченное воспроизведение вытесненного события) как основной элемент травматического невроза у воинов. Проблемами психических травм занимался З.Фрейд. Психическая травма по З. Фрейду - прорыв гипотетического защитного покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раздражений.

Идеи З. Фрейда о двух формах проявления реакции на психотравмирующее событие (вытеснение и фиксация на травме), нашли свое отражение в современной концепции отсроченных реакций на психотравмирующий стресс. Одним из основных видов психологической защиты как реакции на психотравмирующий стресс является вытеснение. Вытеснение - один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного. 

В отечественной литературе можно выделить следующие подходы к пониманию феномена психической травмы. А.М. Свядощ рассматривал психическую травму как раздражитель, действие которого определяется не их физическими параметрами, а информационным значением. Психическая травма по А.М. Свядощу - результат воздействия психотравмирующих раздражителей, сила которых определяется значимостью патогенной информации для данного индивида. Он выделяет острые психические травмы и хронические. Первые являются результатом однократного, сверхсильного воздействия, вторые - многократно действующих более слабых раздражителей. Действие слабых раздражителей может суммироваться. 

Ф.В. Басин и В.Е. Рожнов подходят к рассмотрению природы психической травмы в контексте концепции психологической защиты. Психическая травма по Ф.В. Басину и В.Е. Рожнову - нарушение психологической защиты человека, которое приводит к нарушению прежней системы значимых переживаний.

Существует различная классификация психических травм и ситуаций их вызывающих. Г.К. Ушаковым (1987) была предложена классификация психических травм с точки зрения их интенсивности. Он выделил следующие виды психотравм:

- массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверх-актуальные для личности; б) неактуальные для личности; 

- ситуационные острые (под острые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность, связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения;

- пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): 

а) вызываемые самим содержанием ситуации; б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности.

В.А. Гурьева (1996) подразделяет психотравмы по силе их воздействия на личность, выделяя следующие основания. 

1. Сверхсильные, острые, внезапные: 

а) присутствие при смерти; 

б) убийство; 

в) изнасилование. 

2.Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для личности): 

а) смерть близких родственников (матери, отца); 

б) неожиданный уход из семьи любимого родителя (для детей); 

3. Острые, сильные, сверхсильные, следующие одна за другой. Например: смерть родителя, уход супруга, супружеская измена, привлечение к уголовной ответственности ребенка.

4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств, отличающиеся определенным своеобразием. Это - стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, война, несчастные случаи, роль жертвы пыток). 

5. Определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, чувствительные и пр.).

6. Сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной). Депривация (англ. deprivation - лишение, утрата) - недостаточность удовлетворения каких-либо человеческих потребностей. 

7. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, армейские условия, нелюбимая работа). 

8. Комбинация острых и хронических психогенных травм.

Е.М. Черепанова классифицировала психотравмирующие ситуации по степени увеличения симптомов патологического горя, развития синдрома посттравматических стрессовых нарушений:

1. Ожидаемая утрата, к которой человек подготовлен;

2. Внезапная ожидаемая утрата;

3. Информация о неожиданной утрате: 

а) внезапная смерть, болезнь; 

б) несчастный случай, катастрофа, война; 

в) убийство, самоубийство.

4. Присутствие при неожиданной утрате: 

а) внезапная смерть, болезнь; 

б) убийство, самоубийство.

5. Неожиданная утрата в ситуациях, когда человек, пострадавший в результате несчастного случая, катастрофы или на войне, остался в живых.

Характер психической травмы и уровень стрессогенности психотравмирующей ситуации зависит от силы психотравмирующего воздействия. Психотравмирующее воздействие по Ю.А. Александровскому - воздействие, обусловленное ослаблением активности или целостности индивидуального барьера психической адаптации. В случае ослабления индивидуального барьера психической адаптации, снижение ее уровня приводит к психогенным расстройствам.

Можно сделать вывод, что психотравмирующие события изменяют представление о себе, систему ценностей, концепцию окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире. Эти события могут быть внезапными, шоковыми или оказывать длительное, тяжело переносимое воздействие, а также сочетать в себе как те, так и другие свойства одновременно.

Последствия стресса и его влияние на поведение, и деятельность человека

По данным новых исследований подтверждено наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. В одном из исследований пять тысяч больных сообщили, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е. в большинстве случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням. Длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, приводят впоследствии к:

1. инсультам;

2. заболеваниям желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцати перстной кишки, нарушения аппетита, запоры или диарея и т. д.);

3. нарушениям сна (бессонница, сонливость);

4. синдрому хронической усталости, ухудшению памяти, снижению концентрации;

5. неврозам, депрессивным состояниям;

6. головным болям, головокружению;

7. снижению иммунитета;

8. импотенции и другим расстройствам в сексуальной сфере;

9. бронхиальной астме;

10. повышению уровня «плохого» холестерина, что приводит к атеросклерозу;

11. ускорению старения, резкому ухудшению волос, кожи и ногтей;

12. появлению сердечнососудистых заболеваний, таких как гипертония, гипотония, приступы учащенного сердцебиения, приступы стенокардии;

13. возникновению некоторых кожных заболеваний, например, экземы.

Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных людей, повышает риск развития сахарного диабета второго типа. Абсолютно новым является предположение о влиянии стресса на развитие онкологических процессов, медициной это еще не доказано, но в исследовании психологов было замечено, что раком чаще болеют люди, подверженные длительным депрессиям. Стресс влияет на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной их появления является не нарушение функций какого-либо органа или системы, а длительное воздействие психогенных факторов. Перечисленные выше заболевания в данном случае являются психосоматическими, хотя большинство их могут развиваться и по другим причинам. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются - вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите. Психологическими проявлениями стрессовой реакции являются беспредметная тревога, депрессия, расстройства сна.

Стресс так же оказывает влияние на поведение и деятельность человека. Выше было отмечено, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечнососудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гне.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44