- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R101539 |
Тема: | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» Факультет социальной работы, педагогики и психологии Кафедра психологии и педагогики ЛЕОНТЬЕВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 44.03.02 код направления подготовки/ специальности 60 код выпускающей кафедры 4 порядковый номер темы ВКР по приказу 1 код формы обучения 44.03.02. Психолого-педагогическое образование Психология и социальная педагогика Особенности Образа-Я подростков, обучающихся в образовательных организациях различного вида Допустить к защите: Декан факультета ____________________________ (Е.Л. Тихомирова) подпись, дата, Заведующий кафедрой ____________________________ (Н.В. Носова) подпись, дата, Руководитель ВКР ___________________________ (М. О. Цатурян) подпись, дата, Нормоконтролер ____________________________ (М.О. Цатурян) подпись, дата, Обучающийся ____________________________ (В. А. Леонтьева) подпись, дата, Вологда 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ВИДА 6 1.1 Психологические особенности Образа-Я в подростковом возрасте 6 1.2. Понятие образовательной организации. Основные виды образовательных организаций 12 1.3 Вид образовательной организации, как фактор, определяющий психическое становление личности 17 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ. 22 2.1 Организация и методы исследования 22 2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки, но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС основного общего образования акцентируют внимание на формировании зрелой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций [34]. Основной базовой ступенькой к личностному становлению, к «стремлению и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» является формирование целостного Образа-Я. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Личностным критерием оценки действий и поведения личности является Образ-Я, на что указывают исследования многих психологов (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Г.Г. Кравцов, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Т.И. Юферева и др.). Изучение особенностей Образа-Я, его становления особо значимо в подростковом возрасте в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования, что определяет особенности личности и поведения подростка [6, 28]. Кроме того следует отметить, что Образ-Я является структурным компонентом Я-концепции, формирование которой является важнейшим новообразованием старшего подросткового возраста. Однако изучать особенности Образа-Я с целью предупреждение возможных отклонений в его развитии целесообразно для подросткового возраста. Формирование позитивного Образа-Я, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование неадекватного Образа-Я может привести к деформации личности [4]. Формирование Образа-Я происходит в социальном контексте в непрерывном взаимодействии с другими людьми. Социальный контекст подростка является весьма разноплановым, однако значительную часть своего времени взрослеющий человек проводит в образовательной организации. Следовательно, специфика образовательной организации, в которой подросток осуществляет большую долю своих социальных взаимодействий, будет оказывать определенное влияние на качественное своеобразие его Образа-Я. Цель исследования – изучения особенностей Образа-Я подростков, обучающихся в образовательных организациях различного вида. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть теоретические аспекты проблемы: дать определение основным понятиям (подростковый возраст, Образ-Я, образовательная организация). 2.Сформировать выборочную совокупность, подобрать диагностический инструмент, адекватный поставленный целям и задачам. 3.Изучить на эмпирическом уровне особенности Образа-Я подростков, обучающихся в образовательных организациях различного вида. 4.Проанализировать полученные данные, сформулировать практические рекомендации для субъектов образовательного процесса, направленные на создание условий актуализации подросткового Образа-Я. Объект исследования – Образ-Я подростков. Предмет исследования – особенности Образа-Я подростков, обучающихся в образовательных организациях различного вида. Теоретическое изучение проблемы позволило нам выдвинуть следующую гипотезу: Образ-Я подростков, обучающихся в образовательных организациях различного вида, обладает рядом отличительных особенностей, связанных с различным уровнем структурированности, принятия и содержательного наполнения. Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Метод контент-анализа для обработки данных открытых вопросов методики. 3. Методы психодиагностики, в рамках которого были использованы следующие методики: - Тест 20 высказываний «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) в модификации Т.В. Румянцевой - Личностный опросник С. Хартер «Самовосприятие подростка» Я и мир вокруг меня. 3. Метод статистического анализа эмпирических данных: - Описательные статистики; - ? критерий Колмогорова-Смирнова (для проверки нормальности распределения); - Непараметрический критерий U Манна-Уитни (для выявления значимых различий); - ?2 Пирсона для двух несвязанных выборок. База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №14 г. Вологды и бюджетное образовательное учреждение Вологодской области «Вологодский многопрофильный лицей». В исследовании принимали участие дети подросткового возраста в количестве 100 человек, 5 классы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ 1.1 Психологические особенности Образа-Я в подростковом возрасте Подростковый возраст занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый период отличается и массой положительных фактов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными отношения становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Главным образом, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его осознанное отношение к себе как к члену общества [17, 24]. Кроме того, бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления, а также усложнение форм межличностного взаимодействия приводит к последовательной актуализации Я-концепции подростка, а так же оснований её составляющих, в том числе Образ-Я как целостной системы представлений о себе. В подростковом возрасте Я-концепция претерпевает определенные изменения, обусловленные рядом причин. Во-первых, психологические и физиологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводят к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требование, исходящие от социальной среды – родителей, учителей, сверстников, которые могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток [11, 13]. По мнению К. Роджерса, формирование Я-концепции не происходит без конфликта. Человек стоит перед дилеммой: принять оценку других или остаться при своей. Иными словами, обесценить либо себя, либо других. В процессе социализации ребенок отказывается от индивидуального оценочного механизма и подчиняет свое поведение системе оценок окружающих, чтобы не потерять их любовь. Следовательно, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Именно поэтому важным моментом в характеристике подростка, его новой социальной позицией является осознание своего «Я», которое согласно У. Джеймсу включает: - Я-концепты, то есть представление человека о собственных физических, психологических и социальных характеристиках; - персональную идентичность, то есть представления о личностных изменениях, отличиях от других людей, о тех характеристиках, которые позволяют личности действовать независимо. В основе развития персональной идентичности лежит развитие ясных, реалистичных и интегрированных представлений о себе, которые должны сложиться к концу подросткового возраста. Итак, в подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, Образов-Я. Общепризнанно, что Я-концепция представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. В отечественной и мировой психологии не раз высказывалась идея о том, что самосознание имеет уровневое строение [5, 25]. И. С. Кон формулирует понятие уровневой концепции Образа–Я, используя понятие установки. Основание для этой концепции И. С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В. А. Ядова. В целом, Образ-Я понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным (отношениями к себе и отдельным своим качествам – самооценку) и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении субъекта). Нижний уровень Образа-Я составляют представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот Образ-Я вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. Отметим, что степень адекватности Образа-Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности. Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. По И. С. Кону, изменения характеризуются отдельными компонентами или Образом-Я в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и личностной ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменение индивидом представление о себе) [41; 26; 29; 30]. С. Хартер описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я- концепции, происходящие в конце подросткового возраста: - Представление о себе становятся более абстрактными. Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшие подростки используют в основном конкретные характеристики (рост, внешность, принадлежность к группе, простые эмоции – радость, грусть и т.д.), старшие подростки – интегральные характеристики (желания, мотивация, интегративные чувства). - Я-концепция становится более дифференцированной. Младшие подростки описывают себя как носителей большинства социальных ролей, нежели дети. Старшие подростки начинают видеть себя в каждой социальной роли в разных ипостасях. Подросток осознает, что ведет себя с различными людьми по-разному, однако, еще не понимает причин такого поведения. По мнению С. Хартер, в этом непонимании кроются причины наибольшего беспокойства у 14-15 летних подростков. - Развивается идеальное и воображаемое «Я». Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирование вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей и самого «Я». В том случае, если у подростка существуют существенные различия между реальным и идеальным «Я», он чувствует себя несчастным, возможны разочарования в себе, даже депрессия. Расхождение между реальным и идеальным «Я» особенно велики в 14-15 лет, так как в эти годы идеальное «Я» преувеличено. Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду, так как, по мнению подростка, «каждый смотрит на меня». Подростки видят себя весьма отличающимися от других людей и не верят, что кто-то способен понять их [22; 31]. Ориентируясь на концепцию Р. Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие Образа-Я подростка. Когнитивный компонент включает знание подростка о своих возможностях, в том числе и о физических. Это и восприятие подростков своего внешнего вида, своего тела, физических данных (сила, выносливость, ловкость и т.д.). Когнитивный компонент не только формирует представление подростка о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента Образа–Я в значительной степени зависит от социального окружения подростка, семейного воспитания и жизненного опыта. Эмоционально-оценочный компонент Образа-Я отражает результаты сравнения знаний подростка о себе с другими. Аффективная оценка представлений подростка о своих возможностей может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики Образа-Я могут вызывать у ребенка более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Огромное значение на формирование эмоционального компонента самооценки влияет обобщенные представление подростков о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка подростков себя нередко приводит к аддиктивному (саморазрушающему поведению), что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакокурении, в склонности к азартным играм и т.д. Поведенческий компонент Образа-Я включает в себя конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент адаптации подростка к окружающей действительности [5, 38]. Развитие Образа-Я – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростков целой гаммой специфических переживай (часто внутренних конфликтов): подросткам свойственно смена настроения, неуровновешанность, иногда подавленность. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Происходит постепенное усложнение и углубление самопознание. Важнейшей особенностью личности становится быстрое развитие самосознание посредством рефлексии на себя [2, 21]. Таким образом, можно говорить о том, что Образ-Я подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от Образа-Я, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии и т.п. В то же время подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссоциируют, сочетание различных Образов-Я негармонично. Следовательно, путь переходного развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный конфликтами, метаниями, неуверенностью, последовательностью и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве для ребенка определяют роли взрослые, то с наступлением юности наступает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения [7, 20]. Общепризнанно, что Я-концепция представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. И именно в подростковом возрасте Я-концепция претерпевает определенные изменения, обусловленные рядом причин, например, физиологические и психологические изменения, появление способности различать реальные и гипотетические возможности, изменение требований социальной среды и т.п. По мнению ряда исследователей в конце подросткового возраста, в когнитивном компоненте Я-концепции, происходят следующие изменения: представление о себе становятся более абстрактными; Я-концепция становится более дифференцированной; развивается реальное и идеальное «Я». Подросток становится более интроспективным, а примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. Таким образом, именно в подростков возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному бытию и индивидуальной картине мире [10, 19]. Становление Я-концепции – важнейшее новообразование старшего подросткового возраста, которое складывается как целостная система подростков о себе. 1. 2 Понятие образовательной организации. Основные виды образовательных организаций Право на образование относят к числу важнейших социально-экономических и культурных прав человека. Без реализации данного права ограничиваются возможности развития личности. Обратимся к закону «Об образовании в РФ», в которой в ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» гарантирует право каждого человека на образование, независимо от пола, расы, языка, происхождения и прочих обстоятельств. Также, в статье гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования. Высшее образование бесплатно при условиях конкурса. Для обеспечения этим правом, в Российской Федерации создаются соответствующие социально экономические условия для его получения [17]. Федеральные государственные образовательные стандарты входят в число основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Согласно п. 11 ст.2 Федерального закона №273 Ф3 общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения новых общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. В соответствии с новым законом дошкольное образование так же входит в систему общего образования. Ч. 5 ст. 23 Федерального закона №273 Ф3 устанавливает правила о наименовании образовательной организации, которая должна содержать указание на ее организационно правовую форму и вид образовательной организации [18]. Образовательные стандарты Российской Федерации устанавливают систему правил и норм, обязательных к исполнению в любой образовательной организации, реализующей основные образовательные программы. Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение: 1) Равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; 2) Единства образовательного пространства в РФ; 3) Защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; 4) Преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования; 5) Социальной защищенности обучающихся; 6) Социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; 7) Прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных организаций. Образование по законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается подтверждением достижения обучающихся гражданином установленных государством образовательных цензов. Общее образование (не профессиональное, не специальное) включает в себя следующие ступени: 1) Дошкольное образование (возраст ребенка от 2 до 7 лет) – обеспечение индивидуального, личностного и физического развития ребенка; 2) Начальное общее образование (1-4 класс) – первая ступень общего образования, приобретение первых знаний об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач; 3) Основное общее образование (5-9 класс) – вторая ступень общего образования, создающее условия для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов; 4) Среднее (полное) общее образование (10-11 класс) – третья, заключительная ступень общего образования, помогающая развить творческие способности обучающегося и сформировать навыки для дальнейшего самостоятельного обучения [32]. Согласно новой статье №23 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обязуются указывать свою «организационно правовую форму и тип образовательной организации». Исходя из нового закона, статья, которая указана выше, обязательные организации имеют возможность существовать и создавать не только в форме учреждений, но и в любой другой форме, которая установлена законодательством для некоммерческих организаций. Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Образовательные организации делятся на: - государственные (созданы РФ или субъектами федерации); - муниципальные (муниципальные образовательные организации); - частные (негосударственные, созданные общественными или коммерческими организациями, частным лицом) [32]. Перечислим возможные виды общеобразовательных организаций основного общего и среднего общего образования: школа; гимназия; национальная гимназия; лицей; учебно-воспитательный комплекс; школа с углубленным изучением предметов; профильная школа; кадетская школа; кадетский корпус; школа интернат. Многих родителей, имеющих детей дошкольников, волнует вопрос вида образовательной организации. Рассмотрим особенности наиболее актуальных вариантов – лицея и общеобразовательной школы. Важно выделить одно из положений о лицее, представленном в приказе Министерства образования и науки РФ № 1091 «Об утверждении перечня показателей деятельности общеобразовательной организации» о перечнях показателей деятельности общеобразовательной организации, необходимых для установления его государственного статуса. Деятельность лицея: «реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля». В том же документе говорится об основной общеобразовательной школе, главной деятельностью которой является «реализация основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования». Комментируя эти данные, можно сделать вывод о том, что разница между школой и лицеем по большей части в количестве часов, отведенных на определенные предметы. Однако, это заблуждение. Выделим основные различия между лицеем и общеобразовательной школой: 1. Помимо общепринятой программы обучения лицей осуществляет собственную программу обучения. В общеобразовательной школе программа обучения строго государственная. 2. После 9 класса во многих лицеях происходит разделение учащихся по профильным классам с углубленным изучением точных, гуманитарных или естественных наук. Для тех учеников, которые не определились наличествует общеобразовательный класс. 3. Зачастую лицеи взаимодействуют или прикреплены к определенному вузу, в который и зачисляется обучающийся по итогам выпускных квалификационных экзаменов в лицее. В сам лицей попасть можно посредством конкурсного отбора. 4. Дисциплины в лицее могут вести преподаватели вузов. 5. Требование к дисциплине в лицеях на порядок выше, чем в школах. Введена школьная форма, существует определенный порог успеваемости. 6. Количество учащихся в лицейском классе не должно превышать 25 человек. По некоторым предметам (иностранные языки) и занятиям (физическая культура) классы подразделяются на 2-3 подгруппы. При этом в общеобразовательных школах стандартный класс открывается, как правило, от 25 учащихся. 7. Общеобразовательные школы доступны для обучения с 1 по 11 класс. Лицеи же могут начинать набор с 5 класса, 1 класса или же только в выпускные классы. 8. В лицее психологическая помощь очень важна. В каждом потоке оказывается психологическая помощь в адаптации лицеистов к условиям обучения и воспитания. В начале учебного года психолог вместе с методистом по воспитательной работе проводят психологическое социометрическое исследование по выявлению личных взаимоотношений учащихся лицеистов (выделение неофициальных лидеров – «звезд» и отверженных; симпатии и антипатии друг к другу и так далее). Результаты исследований используются в процессе работы в семестровые периоды. Уделяется особое внимание индивидуально психологическому консультированию учащихся, индивидуальной психокоррекции и психорегуляции поведения [18]. Исходя из описанных выше отличий, можно прийти к простому заключению: учиться в лицее сложнее, чем в школе. И эта сложность заключается не только в углубленном изучении предметов – высокая нагрузка и большая ответственность, необходимость соответствовать высоким требованиям, поддерживать собственных статус и соответствовать статусу лицея – все это влияет на физическое и, главным образом, на моральное состояние ученика. Лицеисты в своем большинстве, кроме учебной деятельности, принимают участие в различных соревнованиях, олимпиадах и разного рода образовательных конкурсах. При этом многие из них параллельно посещают секции, кружки или школы (художественную, музыкальную и т.д.). Всё это создает высокую нагрузку, может привести к утомлению или дисбалансу времени на обучение и отдых. Разумеется, среди школьников тоже присутствуют ученики с выдающимися способностями. Однако если в школе высокая успеваемость принимается на успех, то в лицее это норма и стандарт, которому нужно соответствовать. Различие в темпах и качестве образования сказывается на интересах, восприятии и интересах в целом. Большинство школьников образовательной школы, как правило, имеют больше свободного от учебной деятельности времени вследствие не столько интенсивной нагрузки и невысокого порога обязательной успеваемости. Таким образом, для них свойственно уделять свободное время на общение, расширение круга знакомства, развитие коммуникативных навыков, занятиям в разных секциях без высокой вероятности утомления. Лицеисты не так свободно располагают своим временем, так как образование в лицее требует много сил и времени. 1.3 Вид образовательной организации как фактор, определяющий становление психических особенностей подростков Изучение возрастных периодов связаны не только с качественными особенностями возраста, но и с социальной ситуацией развития, в которой ребенок развивается, получает и применяет полученные знания в постоянно меняющемся мире. Среда взросления подрастающего поколения постоянно меняется. Повышаются требования, которые предъявляет образовательная организация, а общественная среда носит не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Таким образом, современный мир просит новые уточнения данных о возрастном развитии детей от науки и практики. В большей степени это относится к подростковому возрасту, потому что этот период развития личности неразрывно связан с социумом [1, 39, 37]. Настоящая социальная ситуация развития ставит перед подростком задачи, которые он не всегда способен эффективно решить. Прежде всего, это относится к тем образовательным организациям, которые осуществляют свою деятельность на основе повышенных программ обучения (лицей, гимназия). Требования предъявляются не только к общим способностям детей, которые помогают в усвоении материала, но и к личностно нравственному воспитанию ребенка, а именно к Я-концепции учащегося. Важнейшим новообразованием подросткового периода является становление Я-концепции. Она развивается на протяжении всего периода посредством обратной связи от окружающих, сверстников, взрослых, учителей, родителей и других людей, которые непосредственно взаимодействуют с подростком. Так же огромную роль играет то, как видит себя сам подросток через призму своих способностей, особенностей, возможностей и осмысления прожитой жизни в целом [3, 35]. В образовательных организациях, таких как лицей, гимназия, к учащимся предъявляются огромные требования со стороны взрослых, сверстников и их самих. Участвуя в олимпиадах, подростки видят других детей, которые, как им кажется, могут быть лучше их в каких то предметах, но так же, они могут оценивать и внешние характеристики. Если подросток будет испытывать ситуацию неудачи, то это прямым образом будет сказывается на его самооценке. Но так же, может повысить мотивацию для своего внутреннего и внешнего развития. В настоящее время в школах делается очень многое по организации образовательного пространства. Появляются новые предметы, учебные пособия, авторские образовательные программы, постоянные изменения, как информационного содержания, так и модернизация оборудования, но по прежнему важным критерием развития является человеческий фактор. Особенности взаимодействия педагогического состава, работающего в школе, напрямую влияют на создание психологического пространства образовательной среды, которая является «почвой» для формирование одного из новообразований подросткового возраста [7, 34]. Важным критерием является взаимодействие подростков с педагогическим составом школы. Ведь во многом именно от них поступает тот информационный материал, который необходим подростку для развития и осознания определенных сторон своей личности. Наличие в образовательной организации педагога психолога оказывает определенное благоприятное воздействие на психологический климат и создание условий для формирования адекватного и объективного представления учащихся о самих себе, своих способностей. Также тесное сотрудничество способствуют разрешению конфликтных проблем в жизни каждого подростка. В организации подобных условий в подростковом возрасте наблюдается интерес учащихся к познанию своих особенностей. Это проявляется в тех случаях, когда рядом с подростком есть взрослый, который отражает ребенку особенности, которые замечает. К подростковому возрасту дети, обнаруживая в себе выше названые особенности, готовы к сотрудничеству с взрослым и анализом своих особенностей, а так же поиску представлений о себе. Подобную функцию может выполнять и школьный психолог. Но уже к 12-13 годам Я-концепция начинает формироваться под влиянием сверстников, когда подростки, взаимодействия друг с другом отмечают в себе некоторые изменения [8, 33]. Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно личностное общение со сверстниками. Именно в этот период развития ребенка происходит изменение в социальном плане. Подростку больше интересно общаться со сверстниками, получая от них информацию о себе, других, делятся опытом, развивают свои способности и кругозор. В образовательных организациях повышенного типа обучения у детей зачастую не хватает времени на общение со сверстниками. Подростки слишком заняты учебной деятельностью от этого у них возникают сложности в установлении контакта и взаимопонимания с окружающими людьми. По мере взросления подростки испытывают определенные трудности при общении с людьми, и это может сказаться на их дальнейшей жизни [9, 23]. В общеобразовательной школе подростки большую часть времени проводят в кругу своих сверстников, тем самым, процесс коммуникации проходит у них эффективней. По мнению Т. В. Драгуновой, взаимодействие подростков с друг другом происходит благодаря двум составляющим: 1) В виде поступков подростков по отношению друг к другу; 2) В виде размышление о поступках друга и взаимоотношениях с ним [10]. Благодаря этому у подростка формируется «придирчивость» по отношению к близким людям и тем, с кем он хочет дружить. Образовательная организация – это способ общения и самоутверждения и отличается от школы в ее исходном значении. Подростки взаимодействуют, и их отношения строятся на полном доверии с товарищами и желанию к взаимопониманию. В подростковом возрасте учебная деятельность теряет своей первостепенной значимости, но все же и остается преобладающей, но центр жизни переносится в процесс общения. Изменяется и система взаимодействия с учителем: то, каким видит подростка референтная группа внутри классного коллектива, является важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Именно через общение происходит усвоение моральных норм, приобретаются и «впитываются» знания о том, каким быть. Здесь идет мыслимое и воображаем....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: