VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторы, влияющие на развитие индустрии банковских услуг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001585
Тема: Факторы, влияющие на развитие индустрии банковских услуг
Содержание
Аннотация


     Курсовая работа на тему «Формирование индустрии банковских услуг в России» состоит из введения, трех глав, заключения.
     В первой главе изучены теоретические основы формирования индустрии банковских услуг в России: понятие индустрии банковских услуг, ее особенности и этапы развития; факторы, влияющие на развитие индустрии банковских услуг в России.
     Во второй главе исследовано современное состояние индустрии банковских услуг в России; представлен обзор формирования индустрии банковских услуг в России; дана оценка формирования индустрии банковских услуг в России.
     В третьей главе показаны перспективные направления формирования индустрии банковских услуг в России: задачи формирования индустрии банковских услуг в России; преодоление факторов, сдерживающих формирование индустрии банковских услуг в России.
     Работа написана на 48 листах, в ней содержится 11 таблиц, 2 рисунка, 52 источника литературы, 6 приложений.























Содержание
    

Введение	3
1    Теоретические основы формирования индустрии банковских услуг в      
       России	3
      1.1 Понятие индустрии банковских услуг, ее особенности и этапы             
      развития	3
      1.2 Факторы, влияющие на развитие индустрии банковских услуг в                
      России	3
      1.3 Исторический аспект формирования индустрии банковских услуг в            
      России	3
2 Современные состояние индустрии банковских услуг в России	3
      2.1 Анализ  состояния банковских услуг в современных условиях	3
      2.2 Проблемы развития банковской индустрии	3
3   Перспективные направления формирования индустрии банковских услуг в  
     России	3
     3.1 Задачи формирования индустрии банковских услуг в России	3
     3.2 Преодоление факторов, сдерживающих формирование индустрии  
     банковских услуг в России	3
Заключение	3
Список использованных источников	3
Приложения ………………………………………………………………………..57

























Введение
     
     
     В последние десятилетия банковская сфера во всем мире претерпевает существенные изменения. В странах с развитой рыночной экономикой проис-ходит дальнейшая эволюция и усложнение банковских продуктов, в постсоциа-листических - продолжается трудный процесс становления банковской системы нового типа. Формирование банковского дела в постсоветской России протекало в условиях системного кризиса, при отсутствии институциональной основы перехода от госмонополии к банковской автономии.
     В настоящее время в банковском секторе РФ обозначились позитивные сдвиги. В 2003 году темпы прироста капитала банков превысили темпы прироста ВВП в 1,8 раза, а за 2004 год - на 27,4 %. Устойчивый рост демонстрировали 82 % банков, действовавших на конец 2003 г. и 98 % - на конец 2004 года. Доля кредитных продуктов выросла до уровня 58 % в активах банков против 49,3 % в 2003 г. Однако, российские банки пока заметно уступают западным банкам по размеру работающих активов, по уровню капитализации и по вкладу в прирост ВВП. В этой связи вступление России в ВТО и последующее неизбежное усиление конкуренции актуализируют интерес к разработке концептуальной модели будущего российского банка с учетом потребностей воспроизводственного процесса и специфических черт экономики России.
     Разработка такой модели должна основываться как на общемировых тенденциях развития банковского дела, так и на более чем двухвековом российском опыте. Между тем, прошлое, настоящее и будущее отечественной банковской сферы из-за отсутствия преемственности и недооценки национального опыта не представляется единым, целостным, внутренне взаимосвязанным процессом. В результате возникает необходимость поиска и теоретического обоснования связующей основы развития российского банковского сектора, определения логики его движения.
     Цель работы - определить основные тенденции формирования индустрии банковских услуг в России. 
     Задачи курсовой работы:
     ? изучить теоретические основы формирования индустрии банковских услуг в России;
     ? исследовать современное состояние индустрии банковских услуг в России;
     ? показать перспективные направления формирования индустрии банковских услуг в России.
     Объектом исследования являются банки и их взаимодействие с другими финансовыми посредниками на рынке денег и капитала.
     Предмет исследования - экономические отношения банка и клиента по поводу разработки и продвижения банковских продуктов, обусловленных воспроизводственным процессом и типом экономической системы.
     Методологической основой послужил системно-структурный анализ. Исследования в курсовой работе базировалось на принципах диалектической логики: единства исторического и логического, единства и различия формы и содержания, развития через противоречия, - что сконцентрировалось в принципе восхождения от абстрактного к конкретному. 
     В работе использовались принципы институциональной и эволюционной экономических теорий и трансформационного подхода.
     Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
     В первой главе изучены теоретические основы формирования индустрии банковских услуг в России: понятие индустрии банковских услуг, ее особенности и этапы развития; факторы, влияющие на развитие индустрии банковских услуг в России.
     Во второй главе исследовано современное состояние индустрии банковских услуг в России; представлен обзор индустрии банковских услуг в России; сформированы проблемы индустрии банковских услуг в России.
     В третьей главе показаны перспективные направления формирования индустрии банковских услуг в России: задачи формирования индустрии банковских услуг в России; преодоление факторов, сдерживающих формирование индустрии банковских услуг в России.
    































    1 Теоретические основы формирования индустрии банковских услуг в России
     
     1.1 Понятие индустрии банковских услуг, ее особенности и этапы развития
     
     
     В экономической литературе существуют разные подходы к трактовке понятия «банковская услуга». Каждый из них имеет право на существование, несмотря на возникшие противоречия и неточности. Дополняя друг друга про-изводственным, функциональным, маркетинговым, правовым, институциональным  анализами,  они  позволяют  преодолеть  односторонний подход, многогранно исследовать сущность и природу банковской услуги.
     Необходимо исследовать содержание данных подходов более подробно. Впервые сущность услуги исследовали классики экономической теории, которые под услугой понимали «…полезное действие той или иной стоимости, товара ли, продукта ли». В данной трактовке услуга выступает как реализация полезности стоимости затрат общественно-необходимого труда объекта по отношению к данному объекту.
     Обратившись к трудам К. Маркса «Капитал», находим, что «…человек, который производит предмет непосредственно для своего потребления, создает продукт. Продукт, вступивший в обмен, является товаром». При оказании банком услуги, возникают отношения между клиентом и банком, проявляется потребительная стоимость деятельности. Удовлетворяя потребности клиента в услуге, возникает полезная деятельность банка для клиента по поводу передачи стоимости.
     Очень интересен подход в литературе советского периода, где услуга рассматривалась как особая потребительская стоимость, создаваемая в непроизводственной сфере, удовлетворяющая определенные потребности общества и отдельных его членов. Такое определение услуги соответствовало марксистскому подходу, поскольку К.Маркс отмечал: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…» [37].
     Исходя из этого, следует отметить, что особенность потребительной стоимости труда в качестве услуги состоит в том, что труд выступает в этом случае полезностью в форме специфической деятельности. А эта особенность, в отличие от использования рабочей силы (труда) для производства товаров, предполагает отношения между людьми – партнерами рыночной экономики уже в самом процессе деятельности по оказанию услуг, то есть наличие в этой сфере двух экономических агентов: кто оказывает и кто получает услуги.
     Сторонники производственного подхода, рассмотренного выше, внесли первоначальный вклад в исследование многогранного понятия услуги, определив, что услуга означает полезное действие стоимости, выступающей в качестве деятельности. При оказании банком услуги между клиентом и банком возникают отношения по поводу передачи стоимости.
     Другой подход, который можно назвать функциональным, рассматривает банковскую услугу как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента.
     О.И. Лаврушин рассматривает банковские операции как проявление банковских функций на практике, а банковскую услугу как проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату, что совпадает с определением банковской услуги, данным Е.Ф. Жуковым [14]. 
     Банковские услуги являются разновидностью конкретного нематериаль-ного банковского продукта и выражаются в действиях банка, направленных на удовлетворение конкретных потребностей клиента денежного характера. 
     Среди российских экономистов не наблюдается единого мнения в трак-товке банковской услуги. Размышления отечественных экономистов, в частности В.И. Букато, П.П. Мигулина, М.Ю. Бабичева, Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой и др., дают основание утверждать, что в экономической литературе наравне с понятием банковская услуга используется понятие банковская операция, а иногда и заменяет его. Также Ю.В. Головин отмечает, что банковские услуги можно рассматривать в качестве «…совокупности операций, предоставляющих собой законченный комплекс удовлетворения какой-либо потребности».
     По   мнению   А.Н.   Иванова,   банковская   операция   является   элементом банковской услуги в качестве определенного действия [27]. 
     А.Н. Иванов предлагает следующие определения понятий: банковская ус-луга – это предоставленные клиентам технических, технологических, финансовых, интеллектуальных, профессиональных видов деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций. Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи [27].
     Авторы коллективной монографии под банковской услугой или банковской операцией, оказываемые клиентам банка понимают банковский продукт, понятие «банковская услуга» трактуют, с одной стороны, как массовую операцию, а с другой, как проведение банковских операций по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату.
     Опираясь на функциональный подход, отметим, что его сторонники со-поставляют банковскую услугу с одной или несколько операцией банка как проявление банковских функций на практике. Банковские услуги выражаются в действиях банка, тем самым, раскрывая другую сторону многогранного понятия «услуги». Не получили отражение в определениях разнообразные отношения, возникающие между банком и потребителем по поводу передачи стоимо-сти.
     Другой подход, который назовем маркетинговый, рассматривает банковскую услугу с точки зрения полезности, т.е. способности услуги удовлетворить потребности клиента. Банковскую деятельность рассматривают не с точки зре-ния производителя, а потребителя услуг. По мнению авторов данного подхода, в частности Э.А. Уткина, Н.И. Морозова, Г.И. Морозова, С.А. Гурьянова, В.Т. Севрук, В.Д. Маркова, В.Е. Хруцкого, И.В. Корнеевой, В.М. Усоскина, Е.В. Егорова, А.В. Романова, Н.И. Быкова, Ю.И. Коробова, Ю.С. Масленченкова, А.П. Мирецкого и др., полезностью деятельности банка является услуга.
     Определение Э.А. Уткина: «под банковской продукцией подразумевается любая услуга или операция, совершенная банком», показывает, что сторонники   теории   маркетинга   смешивают   понятия   «банковская   услуга», «банковская операция», «банковский продукт», не вдаваясь в специфику деятельности банка, принимая во внимание способ реализации услуги, доведения ее до конечно-го потребителя [48].
     Ряд авторов (П.Дойль, Ф. Котлер, Н.И. Морозова, Г.И. Морозова, Э.А.
Уткин) подтверждают акцент в определениях на полезность услуги, считая, что «банковский продукт» (услуга) представляет собой разнообразные действия на финансовом рынке, или денежные операции, осуществляемые коммерческим банком за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, либо    действия,	имеющие    целью    совершенствование    и    повышение эффективности банковского предпринимательства, принося пользу клиентам.
     Коробов Ю.И. считает, что «банковские услуги выражают отношения между производителем и потребителем, а операции – отношения внутри самого банка как производителя. Услуги являются одним из результатов осуществле-ния банковских операций» [12].
     По мнению Масленченкова Ю.С. банковские услуги – это итог трудовой, производительной деятельности сотрудников банка как процесса удовлетворения потребностей его клиентов (в кредите, в РКО, в гарантиях, в покупке – продаже и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.), результат обслуживания клиентов (выполнение банковских операций). Результатом услуги мо-жет быть содействие сделке, операция [32]. 
     Рассмотренный маркетинговый подход предлагает первоочередную ориентацию банка на потребности клиентуры и на полезность услуги. Достоинством данного подхода является уделение внимания свойствам банковского продукта.
     Интересным является семантический подход к определению банковской услуги. В ходе изучения данной проблемы был проведен анализ определений понятий «услуга», приведенных в энциклопедических изданиях.
     Выделим ряд признаков услуги: помощь, пособие или угождение действия, приносящие пользу другому; виды труда, которые посредством обслуживания самого потребления вещей, направлены на удовлетворение разнообразных индивидуальных запросов населения; виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта, это блага, пре-доставляемые не в виде вещей, а в виде деятельности.
     Под банковской услугой подразумевается деятельность, способствующая оптимальному выполнению банковских операций.
     Рассмотрим другой взгляд на эту проблему с точки зрения правового подхода. Его сторонники авторы (Г.А.Тосунян, А.Ю.Викулин, А.М.Эшалян, О.М. Макарова, Л.С. Сахарова, В.Н. Сидорова и др.) делают акцент на сделку, а не на операцию или услугу.
     В федеральном законодательстве под банковскими услугами понимается «совокупность направленных на удовлетворение потребностей других лиц и осуществляемых с целью извлечения прибыли сделок, исключительное право на совершение, которых предоставлено кредитным организациям» [9]. Из этой цитаты видно, что законодатели под услугой понимают сделку, удовлетворяющую потребность клиента и банка. Однако они не учли, что удовлетворению потребности предшествует производство банковского продукта (товара), выступающего объектом сделки.
     В российском законодательстве отсутствует однозначное определение «услуга» и «операция». В федеральном законодательстве под банковскими услугами понимается «совокупность направленных на удовлетворение потребностей других лиц и осуществляемых с целью извлечения прибыли сделок, исключительное право на совершение, которых предоставлено кредитным организациям».
     В соответствии с законодательством ФЗ «О банках и банковской деятельности в РФ» от (2.12.90 г. с последующими изменениями и дополнениями) банки имеют «…исключительное право на совершение…, заметим, банковских операций: привлечение средств во вклады; размещение средств от своего имени и за свой счет; ведение счетов». В законе «О банках и банковской деятельности» не разграничиваются понятия «сделка» и «операция» [4].
     Банковскими услугами следует считать действия и возможности банка для оптимизации и сопровождения процесса заключения сделок». В определении не отражен объект сделки и субъекты.
     Часть 1 ст.779 ГК РФ определяет услугу как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности: «…по договору воз-мездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги – совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность [1].
     В части 5 статьи 38 НК РФ законодатель конкретизирует понятие услуги, как деятельности, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются   и   потребляются   в   процессе   осуществления   самой   же   этой деятельности [2].
     Представители институционального подхода (Д. Берг, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Ф. Мишкин, К. Майер, Дж. Синки, Х.У. Дёриг, Д.С. Кидуэлл, РЛ. Петерсон, Д.У. Блэкуэлл, Э.Дж. Долан, Роде Э. и др.) обосновывают производительную роль банков. Они рассматривают банки как фирмы, которые являются производителями и поставщиками финансовых услуг, включая трансакционные, портфельные, информационные услуги.
     В зарубежной литературе, опирающейся на достижения институционалистов, в основном говорится о «производстве банковских продуктов» или «банковских услуг», направленных на удовлетворение потребностей первичных сберегателей и инвесторов.
     Главным отличительным признаком банковской услуги, по мнению П. Роуза, является ее удобство и связь с перемещением различной финансовой информации.
     В частности, в США (К. Гавальд, Ж. Стуфле, Р.Л. Миллер, Д.Д. Ван-Хуз, Дж. Синки и др.) принято говорить о продукции банка, подразумевая под этим услугу или операцию, совершенную кредитным институтом, его действие, предпринимательскую акцию, направленную на улучшение условий бизнеса.
     Жан Матук под банковской услугой понимает удовлетворение финансо-вых потребностей клиента, исходя из финансовых возможностей банка. 
     Французский автор, профессор Сильви де Куссерг полагает, что банков-ские услуги – это деятельность банка, сопутствующая банковским операциям (консультации, хранение ценностей и др.). 
     По мнению этих авторов, типичное «меню» продуктов, предлагаемых со-временными банками, включает [24]:
     - привлечение и размещение капитала через депозитные, кредитные, фондовые и прочие продукты;
     - обеспечение ликвидности, инвестиций клиентов путем торговой дея-тельности на рынке денег и капитала;
- различные экономические и информационные продукты;
- управление процентным риском и риском с иностранной валютой;
- обслуживание слияний и поглощений;
     - управление портфелем инвестиций с обеспечением безопасного хране-ния и осуществлением трастовых услуг;
     - вложение капитала в проекты с повышенным риском (инновационную деятельность).
     Интересным и актуальным для выяснения природы банковского продукта является деление на основные и не основные банковские операции. По мнению современных авторов, основные банковские операции, – это операции, произ-водство которых отвечает признакам банковской деятельности, а второстепенные – это операции, не являющиеся характерными для банковской деятельно-сти. На наш взгляд, данный методологический подход может служить базой для обоснования банковского и не банковского посредничества, для разделения банковской и парабанковской деятельности. Выяснение этих понятий стало актуальным как для теории финансового посредничества, так и для практической деятельности посредников современного рынка капитала.
     Недостатком маркетингового подхода является автоматическое перенесение его сторонниками теории маркетинга на банковскую деятельность. Отдель-ные понятия банковского дела встраиваются или «привязываются» ими в общие подходы теории маркетинга, не вдаваясь в специфику деятельности бан-ков. Они так же абстрагируются от конкретного понимания и необходимости разграничения понятий «операция», «банковский продукт», «услуга». Многие сторонники маркетингового подхода понятия «продукт» и «услуга» рассматривают как синонимы, подходя к их исследованию с точки зрения действий банка. Они не рассматривают отношения, возникающие между банком и клиентом, которые направлены на удовлетворения потребностей сторон [41].
     Анализ различных подходов к многогранному понятию «услуга» показал, что разные школы рассматривают этот термин односторонне, выделяя ту или иную грань, например, движение стоимости; отношения, возникающие по по-воду передачи стоимости; действия банка; полезность услуги.
     На наш взгляд, банковская услуга – это совокупность предоставленных клиенту профессиональных действий банка по поводу передачи стоимости, возникающие между банком и потребителем, приносящие ему пользу. Понятия «банковский продукт» и «банковская услуга» выражают отношения, возникающие между банком и потребителем с разных сторон: продукт отражает отношения с точки зрения производителя, а услуга – с позиции потребителя. 
     Рассмотрев различные подходы к понятию «банковская услуга» перейдем к определению понятия «индустрия банковских услуг».
     Индустриия (лат. industria – деятельность, усердие) – сфера деятельности, сектор экономики, включающий в себя производство (промышленность), сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию [20].
     Нередко слово «индустрия» всё ещё используется как синоним слова «промышленность».
     В XIX и в первой половине XX века промышленность составляла единственное содержание понятия индустрии, потому что процесс индустриализации сначала охватил те секторы экономики, в которых объединение рабочих усилий и централизация управления являлись наиболее необходимыми. В первую очередь это касается машиноёмких производств и заводов.
     Однако к началу XXI века понятие «индустрия» в равной степени применимо как к металлургии, так и к туризму, как к производству продовольствия или тканей, так и к кинематографу.
     Французский автор, профессор Сильви де Куссерг считает, что современные возможности банков по оказанию услуг позволяют говорить о банковской индустрии, следовательно, о наличии банковской продукции. 
     Современная банковская индустрия представляет собой народнохозяйственную отрасль по оказанию широкого спектра разнообразных банковских и других финансовых услуг. Она взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами и стремится к сохранению общественного доверия к банковскому сектору в целом путем достижения эффективной и стабильной работы каждого банка, выступающего самостоятельным участником банковского рынка [49].
     Итак, анализ различных подходов к понятию «продукт-услуга» показал, что они не исследуются с точки зрения противоречий и трансформаций, возникающих при движении стоимости на различных этапах развития экономики. Не получили отражения разнообразные отношения, обусловленные их производством и реализацией. Слабо исследуется, даже сторонниками потребительского подхода, полезность банковского продукта для клиента, которая проявляется в процессе его потребления и удовлетворения потребностей. Отсутствует комплексный, системный подход при изучении специфики банковских продуктов.
     В рассматриваемых и проанализированных нами теориях и трактовках банковского дела и его продуктов обнаружены соответствующие каждой теории методологические основания, к которым и сводятся указанные понятия. Разные методологические подходы к анализу исследуемой проблемы обогащают теорию банковского дела. Существенным недостатком большинства исследований является игнорирование «родовых» свойств и природы банка. В вышеназванных концепциях отсутствуют попытки проследить причины их трансформации при переходе от депозитно-обменной модели банковского дела к кредитно-инвестиционной, а затем к – инвестиционно-спекулятивной (финан-совой) модели. Для того чтобы проследить эти переходы и трансформации необходимо обратиться к их основаниям: логике превращения экономики товарного обращения в экономику обращения капитала, а затем в финансовую экономику.
     Изменения в экономической системе обусловили трансформацию банковского дела. Суть этих перемен сводится к дерегулированию рынка посреднических услуг, возникновению новых информационных технологий, внесших революционные сдвиги в расширение возможностей банковской экспансии. Индивидуализированные формы привлечения средств более прозрачны и менее рискованны, позволяют учесть нужды заемщика в конкретной ситуации. Одна-ко они являются более затратными и не имеют производного рынка и поэтому ограниченны. В связи с этим в процессе мобилизации ресурсов на длительные сроки произошла трансформация индивидуализированных форм в стандартизированные долевые и долговые титулы. Наряду с возросшими возможностями растет конкуренция как внутри банковской сферы, так и со стороны парабан-ков. Это обусловило разработку финансовых инноваций, которые способствовали новому витку эволюционных изменений в сформировавшемся банковском деле [43].
     Концентрация и централизация капитала обусловливает переход от единичных банков к отдельным банковским группам, а от банковских групп к национальной банковской системе. Возрастает общественная значимость банков, усиливается отделение капитала-собственности от капитала-функции, происходит слияние на новом витке банков с промышленным капиталом. Денежный рынок стал исходным звеном развития банковского бизнеса [37]. 
     В период капиталистического производства основным средством, удовлетворяющим потребность экономических агентов в сохранности и капитализации стоимости, стали депозитные продукты. На наш взгляд, депозитные продукты выражают отношения по поводу суммы вкладчика, доверенной банку или другому посреднику на различных, с точки зрения сроков, изъятия, вознаграждения и т.д., условиях. С точки зрения сроков депозиты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По критерию изъятия делятся на депозиты с уведомлением об изъятии вклада за определенный период времени или без уведомления, т. е. по требованию. По уровню ликвидности выделяются трансакционные депозиты, сберегательные и инвестиционно-накопительные.
     В условиях финансовой экономики воспроизводство нацелено на создание финансовых инноваций. Финансовой экономике характерен второй и тре-тий уровень производности, а также разделение функций по управлению активами и рисками. В банковском деле появляются вторичные производные, комплексные продукты. Отметим, что вклады «на хранение» и «вклады в рост», несмотря на свое разнообразие, постепенно теряли привлекательность, не имея вторичного рынка. Это стало импульсом к производству банковских депозитных обязательств с производными рынками обращения. Банковские депозитные титулы дали возможность иметь отношения по вкладам, не будучи постоянно привязанным, к «своему банкиру», но, в то же время, не порывая с ним отношений. С этого момента депозитные продукты уже различаются как первичные (primary) и производные (derivative). Появление последних, с одной стороны, открывает доступ другим финансовым посредникам к депозитному рынку, а, с другой, – создает серьезную конкуренцию банковскому бизнесу со стороны небанковских посредников [16].
     В условиях финансовой экономики небанковские посредники предъявляют повышенный спрос на производные депозитные инструменты, позволяющие решать обострившуюся проблему выбора между риском и доходностью. Как известно, срочные и им подобные депозиты на определенное время «замораживают» средства агентов денежного рынка, поэтому для покрытия текущих расходов или из соображения «на всякий случай» они вынуждены хранить часть ликвидности во вкладах «до востребования».
     Современные депозиты подразделяются на управляемые и неуправляемые, в зависимости от возможности банка контролировать и регулировать движение денежных средств вкладчиков [20].
     Трансакционные счета, наряду с хранением текущей ликвидности, являются инструментом осуществления платежей со счета на счет.
     В условиях финансовой экономики открытие счета в банке удовлетворяет не отдельные или разовые, а комплексные, возобновляемые потребности клиента. Именно поэтому в зависимости от выполняемых задач различают следующие виды банковских счетов, функционирующих отдельно или в комплексе: счета «ciro», предназначенные для выполнения кассовых операций и переводных услуг, основанных на жиральной системе; текущие (операционные) счета, которые предназначены для удовлетворения текущих, операционных нужд клиента; сберегательные счета, выполняющие функцию сохранения. Среди них различают сберегательные счета «до востребования» и их разновидности, целевые сберегательные счета и срочно накопительные счета; инвестиционные счета, выполняющие функцию накопления средств для капиталовложений. По этим счетам банк получает право пользования средствами до момента истребования средств вкладчиком; ссудные счета, представляющие собой кредитный титул, выражающий отношения кредитора и заемщика. С учетом близости и регулярности этих отношений различают простые ссудные счета, специальный ссудный счет, контокоррентный счет. При этом простые ссудные счета и специальный ссудный счет работают в паре с операционными счетами, а контокоррентный счет представляет комплексный продукт, объединивший два продукта: текущий счет, как средство снабжения текущей ликвидностью и ссудный счет, как средство производства кредита. Контокоррент свидетельствует о тесных, регулярно возобновляемых отношениях банка и заемщика, что выражается в переплетении услуг денежного и кредитного рынка [19].
     Историческая тенденция возникновения и развития банковского посредничества в платежах наглядно представлена на схеме (рисунок 1). 
      

     Рисунок 1 – Структура платежных продуктов рынка ликвидности
     
     По нашему мнению, что указанные на рисунке 1 формы платежных продуктов, последовательно возникавшие на определенных этапах развития экономики, сосуществуют и в современных условиях, сохраняя свой «классический» признак. При этом они выступают либо в составе новых продуктов, либо самостоятельно – на отдельных сегментах денежного рынка. Все это требует специального изучения пройденных этапов для понимания сути современных форм отношений банка и его клиентов в денежной сфере.
     Отметим что, современные платежные продукты представляют комплекс отношений банка с клиентом, в которых сам банк выступает одновременно кассиром, плательщиком, агентом, гарантом, кредитором, инкассатором, домици-лиантом. Платежно-расчетные инструменты также многообразны, динамичны и продолжают эволюционировать под влиянием современных информационных технологий, а также средств связи. Это разнообразие платежно-расчетных инструментов определяется уровнем хозяйственного развития, объемом совершаемых меновых сделок. Кроме того, на их эволюцию и качественное многообразие повлияло усиление территориальной отдаленности экономических агентов, сложившиеся обычаи и стереотипы хозяйственного поведения [49].
     На наш взгляд, исследование эволюции и качественного многообразия платежных продуктов следует производить как по формам перемещения, так и по способу передачи их из рук в руки. По критерию форм перемещения платежные продукты прошли документарную, бездокументарную (безналичную) и электронную (виртуальную) ступени развития. Каждая из них, возникнув на определенном этапе развития экономики, сохраняет свое значение в настоящее время, но в разной мере. Чем более развита экономика, тем сильнее тенденция к переходу от бездокументарной к электронной форме платежных продуктов. Анализ структуры платежного оборота показывает, что в странах с менее развитой рыночной экономикой преобладает спрос на документарную форму платежных инструментов, а в развитых странах повышенным спросом пользуются электронные платежи (таблица 1).
     
     Таблица 1 – Структура платежного оборота США
                                                                       
Средства платежа
Количество сделок (уд. вес, %)
Сумма сделок (уд. вес, %)


1978
1987
1993
1978
1987
1993
- Наличные
86,87
83,42
80,55
0,45
0,41
0,38
-  Чеки
10,42
14,07
17,05
18,13
16,37
15,16
- Другие
(дорожные чеки, кредитные карточки, денежные поручения)
2,43
2,17
2,02
0,15
0,12
0,11
Итого
99,72
99,66
99,62
18,73
16,49
16,65
-  Электронные переводы
0,01
0.03
0.05
79,75
82,45
83,52
-  Другие (автоматические расчетные палаты, перевод в место продажи, оплата через автоматическую кассовую машину)
0,27
0,30
0,33
1,51
1,05
0,82
Итого
0,28
0,33
0.38
81.26
83,51
84,34
Всего
100
100
100
100
100
100
     
     На данном этапе исследования при изучении платежных инструментов с точки зрения способа их передачи агентами денежного рынка друг другу необходим анализ хартальной, хартально-жиральной и жиральной ступени развития.
     Исторически первым хартальным платежным инструментом, основанным на кредите и обеспечивающим перемещение денег, был именной вексель. Бла-годаря индоссаменту произошло преобразование именного векселя в ордерный, который обрел вторичный рынок, и стал функционировать как платежный инструмент, обладая циркуляторностью. Эти возможности векселя значительно расширились с возникновением банковского посредничества, которое обеспечило ордерному векселю «второе дыхание» на рынке ликвидности [6].
     В целом, вексельная сделка представляет собой гибридную форму кре-дитной и платежной сделки.
     Производным продуктом от векселя стала банкнота, которая относится к документарной форме перемещения стоимости и к хартальному способу передачи денежных средств. Она, в отличие от векселя, является обязательством, а не приказом об уплате. 
     На современном этапе банкнота продолжает оставаться основным элементом наличных денег (таблица 2).
     
     Таблица 2 – Роль наличных денег в платежном обороте ряда стран
                                                                       

Франция
Германия
Англия
США
Дания
Уд. вес наличных платежей в общем кол-ве операций, %
83
86
93
74
68
Уд. вес наличных в стоимости операций, %
0,5
4,2
-
2,1
7,4
     
     Данные таблицы 2 свидетельствуют, что самый высокий уд. вес наличных платежей в стоимости операций в Дании – 7,4 %, затем следует Германия – 4,2 % и самый низкий во Франции – 0,5 %. Однако, удельный вес наличности в общем количестве операций составляет в среднем около 80-90%). Сохранению наличных денег в обращении способствует развитие сети банкоматов, телефонных автоматов и др. автоматов, использующих наличные деньги [24].
     Переходной формой от хартального способа к жиральному стал чек, который в ходе эволюции принимал различные формы приказов: именные, ордерные, предъявительские, кроссированные, удостоверенные чеки. Мотивами выдачи чековых приказов банку являются, во-первых, конверсия депозитных денег в наличные; во-вторых, оплата обязательств экономического агента; в-третьих.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.