VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторы и причины возникновения химической зависимости у младших подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005352
Тема: Факторы и причины возникновения химической зависимости у младших подростков
Содержание
Анализ научных представлений об алкоголе и наркотиках, которые в настоящее время относятся к группам психоактивных веществ (ПАВ), показал, что с исторической точки зрения эти вещества являются первыми социально закреплёнными адаптогенами – препаратами, истинно или мнимо повышающим адаптационные свойства организма. Явление иллюзорной адаптации происходит благодаря возможности ПАВ влиять на психику и физиологию человека (ощущения, эмоциональный фон, реактивность, общее напряжение).[6, стр. 216]

При систематическом приёме ПАВ происходит привыкание, которое переходит в психическую, а затем в физиологическую зависимость. Такая форма зависимости согласно международному классификатору болезней (МКБ-10) определяется как расстройство поведения, связанное с применением ПАВ. Это объясняется тем, что природа химической зависимости – это паталогическое непреодолимое влечение к ПАВ, приводящее к постоянному увеличению дозы, и в конце концов – к распаду личности и физиологическому истощению. [7, стр. 387, 390].

	В настоящий момент существует целый ряд подходов к изучению явления химической зависимости, однако ни один из них нельзя считать исчерпывающим. 

А.В. Воропай считает, что химическая зависимость – это самостоятельно неизлечимая, быстро развивающаяся болезнь, зачастую имеющая летальный исход. [8]. По мнению А. В. Воропай, химическая зависимость (от алкоголя и наркотиков) является первичным, хроническим, прогрессирующим заболеванием имеющим наследственные, психологические и социальные факторы развития.

Влияние наркотических и алкогольных ПАВ распространяется не только на зависимого человека, но и на его окружение. В первую очередь стоит отметить феномен созависимости, характерный для семей алкоголиков и наркоманов, выражающийся в стабильном изменении поведения и искажении психоэмоционального состояния. [6, стр. 226].

Березин, С.В., Лисецкий, К.С, описывая это явление, отмечают, что созависимость – является одновременно и психологическим состоянием членов семьи больного, и характеристикой отношений между её членами. [4]

По мнению А. П. Короленко и В. Ю. Завьялова [19], каждый человек имеет четыре сферы проявления своей сущности:

1. Биологическая сфера, в которой заложено устройство и функционирование нашего организма, а также отдельных его органов. Контролирует физиологические и биохимические процессы. 

2. Психическая сфера. В ней находится человеческая логика, система ценностей, а также самоопределение, чувства и эмоции.

3. Социальная сфера. Состоит из взаимоотношений с социумом: осознание собственной идентичности, идентификация и непосредственное включение в референтные группы. 

4. Духовная сфера. Состоит из нематериальных образований, таких как ценности религии, идеи, правила этикета и морали.

Потребление наркотических или алкогольных ПАВ вносят изменения во все сферы человеческой личности. В большинстве случаев зависимый не замечает этих изменений до определённого момента. 

Рассмотрим, какие именно изменения происходят в организме человека при потреблении ПАВ.



Биологическая сфера.

Первые изменения происходят в биологической сфере. Процесс выработки ощущения напрямую связан с выработкой специальных веществ – нейромедиаторов, функцией которых является посредничество в передаче электрохимического импульса между нейронами. Существует множество структур, которые отвечают за получение человеком определенных ощущений. Каждая из них имеет свой нейромедиатор. 

К примеру, гамма-аминомасляная кислота, являющаяся важнейшим тормозным нейромедиатором центральной нервной системы - контролирует человеческое расслабление). Системы эндогенных опиатов, включающих в себя эндорфины и энкефалины -  оказывают сильнейшее обезболивающее и противошоковое воздействие, снимают стрессовое состояние. Серотонин, который также называют «гормон счастья», контролирует уровень нашего настроения. Дофамин и его уровень - контролирует ощущение удовольствия, влияет на процессы мотивации и обучения.

Пятницкая И.Н. в своих исследованиях [31] показывает, как именно ПАВ влияют на функционирование систем ощущений человека, замещая функции нейромедиаторов. При употреблении алкоголя и наркотиков в человеческом организме нарушается обычный порядок выработки необходимого количества нейромедиаторов, и дальнейшее их производство невозможно без новой дозы ПАВ. Это явление составляет физиологическую основу болезни.

Таким образом, при приёме алкоголя и наркотиков формируется механизм зависимости, который, прогрессируя, не позволяет ощутить нужный уровень комфорта и расслабления без повторного употребления ПАВ.



Психическая сфера.

Е.Н. Проценко [30] считает, что основная причина болезней химической зависимости находится именно в психической сфере, а именно в области психических защит.

Е.Н. Проценко также говорит о том, что психические защиты есть у каждого из нас. Они помогают нам справляться со сложными жизненными ситуациями, оберегая нас от переизбытка эмоций. При потреблении алкоголя или наркотиков человек так же создаёт психические защиты, скрывающие от него реальность или замещающие её другой. В случае вмешательства в химическую зависимость человека с целью помочь в борьбе с алкоголизмом или наркоманией, мы скорее всего столкнёмся с полным отрицанием, непониманием или агрессией. Всё это считается механизмом психической защиты, развивающимся в процессе химической зависимости. 

Б. Г. Херсонский, В. С. Битенский  [5] считают, что отрицание в таком случае имеет форму мыслей и убеждений, что свидетельствует о наличии зависимости.



Социальная сфера.

О химической зависимости как о явлении социальной сферы личности человека писали А. Е. Личко, В. С. Битенский [20]. Они считают, что алкоголизм и наркомания не воспринимаются или не осознаются большинством людей как болезни. Когда кто-то из близких попадает в подобную зависимость, человек, прежде всего, испытывает такие чувства как страх, жалость, бессилие, гнев, раздражение. Следует отметить, что эти чувства направлены не на саму болезнь, а на зависимого человека. Вследствие чего, вмешательство ограничивается обращением к совести или воле зависимого. Игнорируется факт того, что в большинстве случаев он не в состоянии справиться с влечением к ПАВ самостоятельно. 



Духовная сфера.

Е.Н. Проценко[30] считает, что основное изменение в духовной сфере жизни человека – это утрата смысла жизни и чувство собственной ненужности и никчёмности. Остановившиеся вовремя наркоманы и алкоголики, находясь на реабилитации, отмечали, что каждый новый приём ПАВ становится всё больше и больше похож на единственный смысл жизни. 



В последние годы в отечественной литературе все чаще используется английский термин аддиктивное поведение (addictive behavior), которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость (Miller, 1984; Landry, 1987). 

Ц. П. Короленко (1991, 2000) дает более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».

С точки зрения А. Е. Личко и В. С Битенского (1991), для подростков термин аддиктивное поведение представляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Авторы выделяют два пути по которым развивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом предложенными таблетками или сигаретами с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда злоупотребление обрывается раньше.

Во втором — наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь ПАВ (бензин, алкоголь и др.). Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, реже происходит произвольный выбор.



В химической зависимости от преобладания того или иного фактора употребления алкоголя выделяют несколько типов алкогольной зависимости [7, стр. 391-392], которые с известной оговоркой можно перенести на другие виды зависимости:

Alpha-тип: психическая зависимость. Употребление алкоголя в критических жизненных ситуациях, вследствие психотравмирующих событий.

Beta-тип: социальная зависимость. Употребление алкоголя для поддержания традиций, «за компанию», по тому или иному поводу.

Gamma-тип: психическая и физическая зависимость. Физический аспект зависимости возникает на основе длительного и регулярного употребления алкоголя вследствие психической зависимости.

Delta-тип: физическая зависимость. Употребление алкоголя для поддержания жизненного тонуса.

Алкоголизм и наркомания являются прогрессирующими заболеваниями. Динамика алкоголизма и наркомании включает несколько стадий; каждая последующая стадия неизбежно превосходит предыдущую по силе патологической потребности, положению алкоголя или наркотика в иерархической системе жизненных целей и ценностей человека, степени физического истощения и глубине деградации личности. Количество положительных эмоций и степень контроля над принятием ПАВ, напротив, уменьшается, а толерантность (переносимость) вначале возрастает, затем снижается [2, стр.280].

Параллельно динамике формирования зависимости происходит динамика защитных реакций организма на отравление ПАВ. Критерием наступления необратимых процессов в организме вследствие систематического употребления ПАВ, «точкой невозврата» алкоголизма и наркомании является абстинентный синдром, который в отношении алкоголизма называется «похмельем», а в отношении наркомании – «ломкой». Абстинентный синдром возникает тогда, когда организм вследствие многократной неэффективности типичных защитных реакций на отравление (рвотного рефлекса и т.д.) осуществляет процесс адаптации к ПАВ путем включения его в собственный обмен веществ. С этого момента организму требует постоянное поступление ПАВ, а в тех случаях, когда поступление ПАВ в организм прерывается, возникает абстинентный синдром, который возможно купировать только путем принятия «дозы» алкоголя или наркотика. С этой стадии алкоголизм и наркомания считаются неизлечимыми.

Таким образом, под общим определением химической зависимости в контексте младшего подросткового возраста следует понимать психическое расстройство поведения, вызванное систематическим приёмом ПАВ, ведущее к деградации личности и физическому истощению. Привыкание организма к наркотику происходит постепенно, что неизбежно приводит к необходимости увеличения количества потребления ПАВ, принося колоссальный вред организму. Следует отметить, что последствия ощущает не только зависимый, но и его окружение. Первый удар на себя принимает семья, в которой формируется созависимость как психологическое состояние членов семьи и как характеристика взаимоотношений в целом. Также наносится вред взаимоотношениям со сверстниками, изменяя механизмы группового поведения. Пристрастие подростка к ПАВ представляет большую угрозу для его развития и реализации потенциала личности. В настоящий момент проблемами химической зависимости занимаются специалисты из области медицины, психологии, педагогики и социальной работы.
Однако, на наш взгляд, имеются пробелы в сфере социальных факторов развития химической зависимости, выражающиеся во включении подростка в деятельность родительской семьи.

1.2 Факторы и причины возникновения химической зависимости у младших подростков



В настоящее время проблема употребления людьми наркотических веществ имеет крайне опасную общественную тенденцию – снижение возраста первых проб. По данным отечественных и зарубежных источников совсем недавно средний возраст, с которого начинался прием психоактивных средств, составлял 17-18 лет (Пятницкая 1994 г.; Фридман, 1998 г.).  

На данный момент эта цифра уменьшилась до 10-14 лет, и по некоторым данным участились случаи более раннего потребления. (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000 г.).

Также имеется тенденция к половым различиям подростков, подверженных влечению к ПАВ. В 90-x годах среди подростков с наркозависимостью явно доминировали мальчики (85%) (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991 г.). В настоящее время это соотношение изменилось, и теперь девочки-подростки, подверженные зависимости от ПАВ, составляют около четверти всего количества.  

Для снижения уровня распространения явления химической зависимости, а также ослабления вышеуказанных тенденций необходимо провести анализ факторов, влияющих на младшего подростка и способствующих началу приёма им наркотических средств.

Если говорить о  факторах, приводящих к формированию наркомании, то можно сказать, что существуют биологические, социальные и психологические [58, 65, 93, 156]. В ряде работ указывается на то, что наследственная отягощенность психическими заболеваниями может выступать как фактор, способствующий развитию химической зависимости.[2].

Возникновению и плавному развитию наркомании также способствуют:

пре-, пери-, постнатальная патология;

черепно-мозговые травмы, тяжелые и длительные соматические заболевания;

остаточное органическое поражение головного мозга.

Особенности полового созревания, влекущие за собой замедленное или ускоренное конституциональное развития организма подростка, оказывают определённое психологическое воздействие. Отставание развития ряда внешних признаков вызывает чувства переживания, тревоги, нарушения идентичности, порождает комплекс неполноценности. В то время как опережение относительно сверстников по некоторым признакам считается более привлекательным. Окружающие отмечают, что такие подростки более уверенны в себе, имеют адекватную самооценку, менее стеснительные. Таким образом, поздно созревающие подросткяи больше подвержены риску аддиктивного поведения, поскольку их переживания сравнения со сверстниками порождают множество компенсаторных механизмов. [101].

Э. Фромм определяет злоупотребление психоактивными веществами среди подростков как частный случай «культа потребительства». В связи с чем, выделяется мотив – как фактор приобщения к группе, имеющей предрасположенности к  химической зависимости. Такого же мнения придерживаются  А.Е. Личко и В.С. Битенский, которые, проанализировав созданную В.Ю. Завьяловым классификацию мотивов алкозависимых [66], предложили свою, в которой выделили: 

1) Социально-психологические мотивы (Обусловленные традиционными и культурными нормами, а также отражающие ведомое поведение под давлением сверстников и мнимую адаптацию к их ценностям)

2) Мотивы потребности смены собственного состояния (Атараксические, гедонистические и гиперактивирующие мотивы).

3) Хронический паталогический мотив, обусловленный наличием абстинентного синдрома.

Таким образом, ряд авторов, включая В.С.Битенского, считают подростковое зависимое поведение полностью обусловленным комплексом мотивов, которые, в свою очередь, отличаются в зависимости от стадии наркотизации [66]. 

С другой стороны, как известно, истинные мотивы могут не осознаваться человеком.  Поэтому, говоря о мотивах, нельзя не отметить, что часто р ечь идёт о мотивировке – субъективных причинах действий, объясняющих в глазах определённой социальной (референтной) группы, поведение субъекта. Некоторые авторы [43] обнаружили сильные различия между мотивами и мотивировками, которые отражают всё внутреннее противоречие молодёжной среды, вызванное несовпадениями формальных запросов общества и реалий подростковых субкультур.

Особенно ценный вклад в эту область внесли В.В.Гульдан, К.С.Лисецкий и С.В.Березин, применившие  психосемантический подход к изучению мотивов. [42, 88].

В связи с этим нельзя не отметить изучение личностных предпосылок и исследовании «специфического профиля» личности, склонной к злоупотреблению психоактивных средств. 

Исследования в этой области весьма неоднозначны. Подростковый возраст является кризисным: подросток уязвим со стороны физиологии, и социального окружения (возможные трудности в общении в семье, школе, субкультурной группе). Высокая стрессогенность ситуации в сочетании с нестабильностью самооценки и склонности к познанию и поиску всего нового (период экспериментов), а также вместе со слабым самоконтролем и стремлением к принадлежности какой-либо социальной группе – являются фоном, который может способствовать уходу подростка в зависимость от психоактивных веществ.

Основной же причиной уязвимости подростков является нестабильность 
Я-концепци. Доказано, что некоторые специфические особенности
 Я-концепции в подростковом возрасте могут влиять на формирование и течение химической зависимости [93]. Прежде всего – формирование самой Я-концепции происходит под влиянием социального окружения, определяет его взаимодействие с ним. То есть нестабильная (неблагополучная) социальная ситуация порождает неустойчивую Я-концепцию. К этому также добавляется «образ-Я», который формируется у подростка через внешний образ собственного тела, которое постоянно развивается и меняется.

Противоречие, возникающее в подростковом возрасте, содержится ещё в самораскрытии и идентификации себя с какой-либо группой. При этом действует также механизм «освобождения» - желания отделить себя от привычной социальной среды, противопоставить себя ей, раскрывая собственное «Я». 

Не вызывает сомнения утверждение, что подростковое «Я» - это очень мощное образование, которое требует постоянного самовыражения. Однако, оно является, по сути, неопределённым, наполненным зачастую содержанием чужих взглядов и опытом других людей: родителей, старших ребят, популярных личностей, других значимых людей. Всё это создаёт в подростковой личности сильное внутренне напряжение, и чем больше времени оно растёт, тем сильнее необходимость его разрешения. Эффективным способом, по мнению подростка, зачастую оказывается принятие той или иной модели девиантного поведения, в том числе – употребление психоактивных веществ. [83]. 

Анализ существующей литературы не даёт однозначного ответа на вопрос об особенностях личности,  которые являются факторами риска приобщения к употреблению наркотических средств в младшем подростковом возрасте. 

Мы считаем, что решающим условием развития химической зависимости является формирование психологических характеристик личности младшего подростка, сформированные в кругу семьи. 

Неблагополучие в семье является очень важным среди психологических факторов, формирующих предпосылки для злоупотребления подростками ПАВ. Существует ряд исследований [58; 99; 93], показывающих, что большинство подростков, страдающих химической зависимостью, воспитываются в неполных семьях. Неблагополучие (недостаток внимания, созависимые отношения, гиперопека и т.д) служит фоном, который зачастую направляет подростка к включению в асоциальные компании. Это особенно заметно при некоторых типах акцентуаций характера подростка.

П.Б. Ганнушкин [19] в своих исследованиях установил, что конституциональная предрасположенность к злоупотреблению ПАВ особенно ярко выражена у эпилептоидно	й, циклоидной и истероидной акцентуации характера. Была выявлена очень интересная взаимосвязь между определёнными типами акцентуаций и действиями конкретных психоактивных веществ. Гипертимные подростки предпочитают галлюциногены и ингаляты для получения ярких и насыщенных образов. Истероидные подростки чаще всего используют различные транквилизаторы, приносящие им приятное состояние расслабления. Подростки, имеющие шизоидный тип акцентуации легко увлекаются опийными препаратами, дающими изменённое приятное эмоциональное состояние.


Однако, факт того, что в большинстве случаев подростки, злоупотребляюшие психоактивными веществами, выявляются не в начальной стадии, а в тот момент, когда их поведение уже имеет в себе ряд патахарактерологических изменений, не позволяет утверждать, что акцентуации характера являются факторами развития химической зависимости. Мы можем лишь утверждать, что взаимосвязь есть, однако, она может быть и обратной, т.е. само потребление наркотиков того или иного типа может изменять характер в сторону определённых акцентуаций.

Особое значение имеют работы, посвящённые изучению личностных качеств, свойственных нарко-и алкозависимым людям. С небольшими поправками их можно перенести на подростка и выделить среди них:

низкий уровень самоконтроля (самодисциплины);

неразвитость эмоциональной сферы;

субмиссивность характера;

слабое развитие навыка прогнозирования последствий собственных действий;

неопытность в преодолении собственных трудностей;

искажённая ценностная ориентация;

склонность к неадекватной реакции в фрустрирующей ситуации;

патологическая обидчивость, ранимость;

Н.Ю. Максимова [70] подтверждает наши предположения, говоря о том,  что актуализации психологической готовности к употреблению ПАВ среди подростков можно  считать следующие причины:

- затруднение в удовлетворении актуальных, жизненно необходимых потребностей;

-   неспособность  решения сложных ситуаций с продуктивным исходом;

- неразвитость и малая эффективность способов психологической защиты подростка;

- наличие психотравмирующей ситуации, решение которой подросток не может найти

Таким образом, подросток, подверженный большому количеству фрустрирующих ситуаций, в сочетании с его собственной уязвимостью, приходит к «решению проблем» путём приёма психоактивных средств.

Курек Н.С. [58] считает, что подросток, употребляя психоактивные вещества, «попадает под контроль схемы с неподходящим способом подкрепления - наркотическим веществом». Таким образом, можно сделать вывод, что наркотик – это способ обрести уверенность в себе и избавиться от страха. 

Нам уже известно, что в результате химической зависимости личность претерпевает изменения. Внутреннее напряжение растёт, в то время как психическая адаптация ослабевает.  Н.С Курек [60] в своих трудах описал характерные для наркозависимых особенности эмоциональной активности: экспрессивность, искажённое восприятие эмоционального состояния другого человека (по жестам, позам, мимике), нивелирование эмоциональных особенностей и различий между полами.

Таким образом, помимо явных нарушений эмоциональной сферы людей, имеющих химическую зависимость, особенно важным с точки зрения социального взаимодействия является их ослабленная способность к выражению или распознаванию эмоций. 




Особенное значение в формировании аддиктивного поведения подростка имеет неформальная группа общения, которая оказывает большое влияние на его личность. Контакты подростка со сверстниками являются, в некотором роде, индикатором его психического развития. По мере взросления, значение и характер этого общения возрастает, влияя на поведение подростка. Популярность (как показатель принятия группой) обусловлена индивидуальными особенностями подростка: как внешними (внешний вид, достижения в какой-либо важной для группы деятельности), так и внутренними (чувство юмора, живость общения, дружелюбие и т.д). Непопулярность подростка можно рассматривать как отвержение его большинством групп. В таком случае шанс возникновения отклоняющегося поведения возрастает .

По мнению М.А. Алемаскина подростки становятся на путь девиантного поведения именно под воздействием старших ребят [5].

Ещё одним фактором, влияющим на формирование химической зависимости, может являться школа. Заслуживают внимания работы Харгрейвера [150] в области социальных взаимоотношений в средних школах. Во-первых, было установлено, что большинство детей с отклоняющимся поведением учатся в школе, где преподавательский состав непостоянный. Нестабильные отношения с педагогами оказывают негативное влияние на формирование личности ученика. Во-вторых, были выявлены негативные последствия разделения детей на потоки обучения. Проводилось сравнительное исследование среди «успешных» и «неуспешных» групп. Было установлено, что в первой группе отношения с преподавателями были хорошими и имели доверительный характер. А во второй группе ожидания учителей были невысокими, эмоциональные отношения слабые. Такие «слабые» группы сами по себе формируют субкультуру, в которой девиантное поведение может является неотъемлемой частью.

Несмотря на большое количество факторов, которые могут влиять на развитие химической зависимости подростка, мы считаем, что ни один из них не должен рассматриваться отдельно. На наш взгляд, приобщение подростка к психоактивным веществам всегда происходит под влиянием ряда факторов, среди которых самым малоисследованным мы считаем взаимосвязь выявленной химической зависимости от степени включения в деятельность родительской семьи. 

На основании анализа отечественных и зарубежных психологических исследований, касающихся причин, влияющих на развитие химической зависимости в младшем подростковом возрасте, мы можем сформулировать следующие выводы.

Среди факторов, влияющих на формирование химической зависимости, чаще всего выделяют психологические, социальные и биологические. 

Подростковое зависимое поведение может обуславливаться комплексом скрытых мотивов. Сам же подросток причины своего зависимого поведения может видеть в другом.

Исследования «специфического профиля личности» зависимого подростка весьма противоречивы и неявны. Поскольку в большинстве случаев подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, выявляются не в начальной стадии, а в момент, когда их поведение уже имеет в себе ряд патахарактерологических изменений. Невозможно установить характер связи: влияют ли особенности личности на формирование зависимости или сама зависимость формирует эти особенности.

Неблагополучие в семье является одним из основных факторов, формирующих предпосылки для злоупотребления подростками ПАВ. Большинство подростков, имеющих зависимость от ПАВ, воспитывались в неполных семьях.

Одним из факторов, влияющих на развитие химической зависимости младшего подростка, могут выступать деформированные отношения в неформальной группе. В таком случае, начало приема ПАВ может служить средством для повышения собственной популярности или приобщения к определённой социальной группе.

Столкновение подростка с обстоятельствами, препятствующими удовлетворению основных жизненных потребностей, в сочетании с его собственной уязвимостью (неразвитостью и малой эффективностью способов психологической защиты) создают условия для формирования девиантного и аддиктивного поведения.

Злоупотребление психоактивными веществами является защитной реакцией личности подростка в фрустрирующей жизненной ситуации, из которой сам подросток не может найти рациональный выход. Таким образом, определяется адаптивный смысл такого поведения.

Причиной приобщения к наркотическим средствам может быть не только ожидания снижения напряжённости от невозможности удовлетворения потребностей, но и ожидание повышения этих возможностей после приёма ПАВ. Таким образом, наркотик становится средством контакта с окружающей средой.

Постоянность преподавательского состава и отношение педагогов к ученикам в школе во многом определяют характер общения учеников друг с другом. Таким образом, школа, как социальный институт тоже может быть одной из причин формирования девиации химической зависимости.

Несмотря на большое количество факторов, которые могут влиять на развитие химической зависимости подростка, мы считаем, что ни один из них не должен рассматриваться отдельно. На наш взгляд, приобщение подростка к психоактивным веществам всегда происходит под влиянием ряда факторов, среди которых самым малоисследованным мы считаем взаимосвязь выявленной химической зависимости от степени включения в деятельность родительской семьи. 

1.3 Психологический анализ роли семьи в развитии химической зависимости подростков

С первых дней жизни ребёнка родительская семья играет в ней большую роль, являясь психологическим пространством, формирующим и ориентирующим развитие ребёнка и особенности жизнедеятельности на долгие годы. В отечественной и зарубежной литературе есть множество работ, посвящённых влиянию семьи на развитие субъекта.

Одним из первых в области психологии этот вопрос описал З. Фрейд. Опираясь на положения о бессознательной, инстинктивной природе человека, он описал неосознанное влияние взаимоотношений в семье на дальнейшее поведение человека. В данной работе семья является внешним фактором развития личности субъекта. [188, стр. 257]  

Ж. Пиаже считает, что развитие личности обусловлено противопоставлением и поиском баланса между средой и биологической системой организма. [139, стр. 63] 

По мнению Л.С. Выготского развитие личности ребёнка – это социальный процесс формирования «индивидуального» из «социального». Таким образом, семья в его работах выступает уже не как противопоставляющий биологической природе фактор развития, а как первый и необходимый. Психические функции, которые по началу являются формой сотрудничества, становятся впоследствии индивидуальными. [28] 

Основу теории Л.С. Выготского можно проследить во взглядах Г.В.Ф. Гегеля на развитие человека.  Г.В.Ф.Гегель описывает формирование сознания человека через «абсолютный дух», который является мощным культурно-историческим образованием, присутствущем в каждом. [201] Дальнейшее развитие идеи Л.С. Выготского можно обнаружить также в трудах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. [196]. 



С точки зрения социальной педагогики семья – это источник опыта взаимодействия с обществом, концентрация общественных и индивидуальных ценностей, собранных в установках, моделях и способах поведения. [177]. Такой подход к определению семьи помогает увидеть основы личностного и когнитивного развития детей в разных социальных условиях. 


Н.Я. Соловьев указывает, что «семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство» [48]. Такой взгляд на семью отражает прежде всего социально-бытовой аспект родовых взаимоотношений, которые, в свою очередь, могут быть представлены, в трёх типах: кровного родства, брачных отношениях мужа и жены, связь поколений (родители и дети).

По мнению И.А. Горьковской и Е.Е. Ромициной [30] семья является «динамической микросистемой», которая находится в постоянном развитии. Рассматривая семью как первичную интимную группу в развитии субъекта, мы отмечаем прежде всего эмоциональные взаимоотношения.

С точки зрения системной семейной психотерапии [16] семья - это вид социальной системы, характеризующейся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерархии, в распределении ролей и функций.



Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. Функции семьи - это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов [67]. Можно выделить несколько функций семьи, важных с точки зрения дальнейшего анализа семейных причин наркотизации и динамики семейных отношений в наркоманических семьях.

1) воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга.

2) хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечиваются необходимые и приемлемые условия жизнедеятельности семьи.

3) эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4) функция духовного (культурного) общения заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Семья способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности, поддержанию и развитию сферы совместной деятельности, интересов, формированию согласованных целей и ценностей.

5) функция первичного социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

6) сексуально-эротическая функция состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство, а также удовлетворение эротических потребностей и фантазий. Сексуально-эротическая функция создает возможности для глубинно-личностного самопознания и познания брачного партнера.

С течением времени происходят изменения в семейном функционировании: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями.


Во всех случаях подростковой наркомании в период, предшествующий наркотизации, имеют место нарушения основных функций семьи. После обнаружения наркотизации дисфункциональность семьи возрастает, вплоть до невозможности выполнения в семье таких функций как духовное общение и первичный социальный контроль. В свою очередь, воспитательная и эмоциональная функции приобретают паталогизирующий характер.


Говоря о влиянии родителей на формирование личности подростка, хотелось бы отметить труды В.М. Миниярова, который выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности подростка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия, о которых говорил в свое время Э. Берн [20,75].

Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая Минияровым диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда был идеалом воспитания.

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка

Сочувствующий стиль

Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибка.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.