- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эмперическое исследование формирования отношений к здоровому образу жизни на примере занятий по физкультуре
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001336 |
Тема: | Эмперическое исследование формирования отношений к здоровому образу жизни на примере занятий по физкультуре |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Формирование ценностных отношений к здоровому образу жизни (на примере занятий по физкультуре) ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения формирования ценностных отношений к здоровому образу жизни……………………………………………….6 1.1. Здоровьесберегающие технологии как педагогическая проблема…………………6 1.2.Состояния здоровья и его особенность в младшем школьном возрасте...14 1.3. Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения…………………………………………. ГЛАВА 2. Эмперическое исследование формирования отношений к здоровому образу жизни на примере занятий по физкультуре………………………….….26 2.1. Организация и методы исследования……. 2.2. Уровень сформированности ценностных отношений к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста………………………………… 2.3. Разработка практических рекомндаций по формированию мотивации к здоровому образу жизни ……………………………………………………...33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………...62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..63 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..65 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Необходимость поддержания здоровья человека является актуальной проблемой современности. По данным НИИ гигиены детей и подростков – более 43% детей имеют хронические заболевания, 63% – нарушение осанки, 22% – реакцию на гипертоническую болезнь, 18% детей – повышенное давление, и эти данные ежегодно растут. Актуальность и значимость проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения очень важна, так как только хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Существенное ухудшение здоровья школьников в нашей стране зависит от ряда существенных причин. Это, в первую очередь, несоблюдение санитарно-гигиенических требований в организации образовательного пространства, неправильное питание школьников и отсутствие у обучающихся элементарных навыков по здоровьесбережению. Негативно отражается на здоровье школьников возросший объем и усложненный характер учебной нагрузки. Напрямую зависит здоровье наших детей и от базовых признаков утомляемости: - фактора закрытых помещений и ограниченных пространств; - телесно-мышечной гиподинамии; - закрепленных статистических состояний; - потока абстрактной сигнальной информации на фоне бедной образной среды; - информационно-психогенных факторов; - обедненной сенсорными стимулами среды; - воздействия жестких форм излучения. Следовательно, школа должна стать «территорией здоровья», а не местом, отнимающим здоровье у наших детей. Для этого нельзя ни на минуту забывать о том, что самые важные периоды интенсивного развития школьника и становление его индивидуального здоровья на протяжении многих лет связаны с местом его активной деятельности, а именно со школой. Поэтому создаваемая взрослыми здоровьесберегающая образовательная среда должна предоставлять реальную возможность каждому ученику совершенствоваться и физически и духовно, а также получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. Немаловажную роль, при этом, играют здоровьесберегающие технологии, которые учителя успешно внедряют в учебный процесс, но этого недостаточно для получения позитивных результатов. Необходима хорошо отлаженная действующая система по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка. 5 ноября 2008 года бывший президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному Собранию выступил с инициативой «Наша новая школа». В ней среди основных направлений развития общего образования он выделил сохранение и укрепление здоровья школьника. По мнению Д.А. Медведева, к каждому ученику в рамках образовательного процесса необходимо подбирать индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Государственная программа развития образования на период 2013-2020 годы также предполагает всемерную поддержку здоровья обучающихся в процессе получения образования. Противоречие исследования состоит в том, что, с одной стороны, педагогическая общественность в полной мере осознает важность формирования ценностных отношений к здоровому образу жизни у младших школьников, с другой стороны, недостаточно разработаны технологии здоровьесбережения для учащихся начального звена. Проблема исследования заключается в необходимости разработки здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для формирования здорового образа жизни у младших школьников. Цель исследования: осуществить теоретический анализ по теме исследования и предложить варианты использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для формирования здорового образа жизни у младших школьников. Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи: 1. Рассмотреть здоровьесбережение детей как педагогическую проблему и дать характеристику состояния здоровья современных младших школьников. 2. Провести диагностику отношения к здоровому образу жизни у младших школьников. 3. Представить и провести обсуждение результатов использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Объект исследования: формирование ценностных отношений к здоровому образу жизни. Предмет исследования: технологии формирования здорового образа жизни младшего школьника на занятиях по физической культуре. Гипотеза исследования: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия: - проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни; - насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни; - обеспечение максимальной двигательной активности младших школьников. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования: - Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы. - Определить условия формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни. - Разработать методические рекомендации, реализующие ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе. Методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента; 2. Эмпирические: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент; 3. Математические методы обработки результатов исследования. База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Московской области в средней общеобразовательной школе № 1, г. Ногинск. Всего исследованием было охвачено 20 младших школьника. Структура работы. Дипломная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения формирования ценностных отношений к здоровому образу жизни. 1.1. Здоровьесберегающие технологии как педагогическая проблема Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Р.И. Айзман с соавторами в коллективном исследовании «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», опираясь на исследования по социологии, философии, медицине, психологии, педагогике характеризует понятие «здоровье» следующим образом: - здоровье является фундаментом полноценного существования и жизнедеятельности человека, условием его гармоничного развития как личности; - здоровье выступает интегральной категорией, включающей биологические, психологические, социальные, духовные аспекты природы человека; - здоровье является не только биологической, но и глубоко социально-психологической, регулируемой и управляемой категорией [2, c. 35-83]. Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье – это важнейшая предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. В.И. Боева в своем исследовании «Здоровьесбережение и здоровый образ жизни – основной принцип воспитания» отмечает, что здоровье является внутрисистемным порядком, позволяющим человеку достигать поставленной цели своей жизни. Данный порядок осуществляется механизмами здоровья, являющимися механизмами саморегуляции системы. Степень порядка может быть различной, что выражается в соответствующих уровнях здоровья. По мнению В.Е. Боевой, основной задачей педагогов является формировать и поддерживать здоровье обучающихся на «безопасном уровне», на котором не возникают или быстро проходят болезни [3]. Здоровьесбережение, вернее его отдельные аспекты, рассматривались в классической педагогике Я. Коменским, Дж. Локком, И. Песталоцци, П. Лесгафтом и др. Но активно понятие «здоровьесбережение» в педагогику вошло лишь в начале 1990-х гг. XX в. Данное понятие стало отражать специфику отношений к сохранению здоровья учащихся в процессе учебно-воспитательного процесса. Современная наука трактует понятие «здоровьесбережение» в различных аспектах. Так, Н. Амосов данное понятие трактует с точки зрения самоактуализации и самоосуществления. В. Быков, П. Костенок изучают здоровьесбережение через призму физического саморазвития и самовоспитания. В. Шилько изучает здоровьесбережение в контексте интеграции физкультурного образования. В. Ильинич, С. Лозанский воспринимают здоровьесбережение составной частью индивидуальности личности. В. Вишневский считает здоровьесбережение частью здоровья и здравостроения. Г. Назарова предполагает здоровьесбережение условием автономии личности. В. Бальсевич в рамках исследования здоровьесбережения рассматривает субъективные культурные потребности в освоении здорового стиля жизни [12]. Итак, под понятием «здоровьесбережение» мы будем понимать многоплановый процесс преобразования интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью. Здоровьесбережение предполагает соблюдение здорового образа жизни. Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции [7, c. 28-37]. Итак, здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Проблема сохранения здорового подрастающего поколения и подготовки детей к полноценной самостоятельной жизни – это одна из центральных проблем общественного развития. Уклад жизни современного общества характеризуется как динамичный, напряженный, информационно насыщенный. Организм человека часто оказывается не в состоянии быстро подстроиться и адаптироваться под нужный ритм. Усиливает дезадаптацию выраженный дисбаланс нагрузок: малоподвижный образ жизни (малые физические нагрузки) сочетается с умственными и нервно-психическими перегрузками. При этом здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Здоровьесберегающие технологии – это составная часть и отличительная особенность всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Образовательный процесс, соответствующий возрастным и индивидуальным возможностям детей, способствующий усвоению ими ценностей здоровья и здорового образа жизни, в котором используются адекватные технологии развития и воспитания определен как здоровьеобеспечивающий. Он включает в себя три основных направления: - здоровьесбережение, цель этой деятельности сберечь, то, что уже внедрено на всех уровнях педагогической системы, избежать нанесения вреда здоровью всех субъектов процесса, сохранить и использовать задатки ребенка (насколько это возможно) для дальнейшего развития; - оздоровление (здоровьеукрепление) заключается в укреплении физического и психического здоровья детей и повышении резистентности их организма к внешним негативным воздействиям; - здоровьесозидание выражается в научении воспитанников, педагогов, родителей адаптивному типу взаимодействия в соответствии с ценностями здорового образа жизни; в разработке новых технологий ориентированных на формирование нравственно-духовных ценностей и культуры здоровья [15, c. 6-12]. Здоровьесберегающая педагогика имеет главную отличительную особенность – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает: - последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства; - воспитание у детей культуры здоровья [10]. Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают: - аксиологический компонент – осознание учащимися своего здоровья как высшей ценности, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни; - гносеологический компонент – приобретение необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интерес к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различные методики по оздоровлению и укреплению организма; - здоровьесберегающий компонент – система ценностей и установок, формирующих систему гигиенических навыков и умений, которые необходимы для нормального функционирования организма; - эмоционально-волевой компонент – это проявления эмоциональных и волевых психологических механизмов. - экологический компонент – учет того факта, что человек – это биологический вид, существующий в природной среде; - физкультурно-оздоровительный компонент – владение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии [10]. Как известно, здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Подобный подход имеет ряд особенностей: - происходит эффективное накопление школьником личного опыта; - происходит предложение школьнику выбора различных форм учебно-познавательной работы; - выявление реальных интересов школьников и дальнейшее согласование с ними учебного материала; - возможность проведения индивидуальной работы с каждым учащимся; - возможность оценить результаты работы каждого школьника и поощрить за достигнутые успехи (либо указать на допущенные ошибки) [16, c. 36-42]. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания, для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии можно разделить на 3 группы: - I группа – технологии, наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе относятся традиционные технологии обучения, технологии связанные с чрезмерной интенсификацией образовательного процесса; - II группа – технологии сохранения и укрепления здоровья; - III группа – все остальные педагогические технологии, по описанию которых и предварительному знакомству с ними невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса [16, c. 36-42]. Особую роль при обучении детей мы отводим II группе педагогических технологий, поскольку они, на наш взгляд, являются наиболее универсальными и включают все остальные группы педагогических технологий. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения (по Н.К. Смирнову): - «Не навреди!» – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не носящими вреда здоровью ученика и учителя; - приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса; - непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке; - субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах; - соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся; - комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей; - успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки; - активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Так, например, в процессе «активной демонстрации», внимание учащихся концентрируется на существенных, а не на, случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса. В итоге он быстрее, легче и полнее осознаёт материал; - ответственность за своё здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья [11]. Можно выделить основные типы применяемых в образовательных учреждениях здоровьесберегающих образовательных технологий: - здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); - оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); - технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); - воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) [14]. Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: - внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое); - предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры; - предполагающие активную субъектную позицию учащегося: различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья [14]. По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть: - частные – узкоспециализированные: медицинские, образовательные, психологические; - комплексные – интегрированные: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья; педагогические технологии; технологии, формирующие ЗОЖ [14]. Образовательную технологию можно считать здоровьесберегающей, если: - педагоги не будут прибегать к авторитарной позиции. В попытках выстроить дисциплину, организовать образовательный процесс неоправданно часто и интенсивно используется понятие «заставить ученика». Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается самооценка, формируется система хронического стресса, что приводит к неожиданному всплеску агрессивности детей, их неискренности, безответственности. Кроме того, отмечено, что чем более авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя его ученики, что ускоряет наступление утомления и переутомления. - проводится работа по индивидуализации педагогических воздействий. Без учета индивидуальных особенностей у детей возникает нервно-психическое перенапряжение, которое провоцирует соматические заболевания. Происходит снижение мотивации, активности развития. Даже учет только лишь возрастных и темпераментных особенностей учащихся требует серьезной подстройки психолого-педагогического воздействия. - образовательный процесс носит творческий характер. Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения, гибкое и согласованное использование разных каналов [3, c. 18-21]. Переход на новые стандарты образования (ФГОС) предполагает, в первую очередь, изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья. Понимая здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия человека, все участники образовательного процесса определили свои действия, как обеспечение условий и реализация средств здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Учебный процесс реализуется на основе тщательного прогнозирования, разумного включения инновационных технологических процессов, создания новых интегрированных прикладных курсов, призванных не только творчески развивать детей, но и помогать им в овладении базисным образованием. 1.2. Состояния здоровья и его особенность в младшем школьном возрасте. Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа 21-го века это школа формирования образа жизни, в том числе и воспитания здорового образа жизни. Результативность школы, качество школьного образования во многом зависит от здоровья школьников. В различных общеобразовательных учреждениях отмечаются однотипные нарушения гигиенических требований: - учебный план превышает максимальную недельную нагрузку; - в гимназиях и лицеях сокращены перемены между уроками; - отсутствуют перемены между учебными и факультативными занятиями; - в младших классах проводятся сдвоенные уроки; - в составлении уроков не учитывается ранговая шкала трудности предметов; наиболее трудные предметы ставят в расписание занятий первыми и последними уроками; - несмотря на то, что состояние здания и помещения школы, как правило, соответствуют санитарным нормам и правилам, наполняемость классов не соблюдается [1, c. 2-7]. Много нерешенных проблем в регламентации учебных нагрузок, а также в вопросах профилактики стрессогенных ситуаций у школьников в связи с дезадаптацией, возникающей от умственного переутомления. Образование с каждым годом вводит в учебные планы школы все новые учебные предметы с соответствующим ростом объема учебной нагрузки школьника. В результате, суммарное время умственной деятельности школьников колеблется от 28 часов в первых классах до 48 часов в шестых классах. Возросшие информационные нагрузки приводят к тому, что идет интенсификация труда учащихся на протяжении всего урока. Отечественными учёными-физиологами установлено, что влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Исследования учёных позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: - стрессовая педагогическая тактика; - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - провалы в существующей системе физического воспитания; - интенсификация учебного процесса [18, c. 37-38]. Под интенсификацией обучения понимается повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени. Но для этого необходимо, в первую очередь обеспечить непрерывность учебно-воспитательного процесса, выбора оптимальных вариантов обучения. Изменения, которые происходят в современном образовательном процессе, сопровождаются, прежде всего, интенсификацией умственной деятельности, увеличением нагрузки на организм обучающегося, что приводит к ущербу состояния здоровья учащихся, так как недостаточно проработаны общие дидактические и методические условия сохранения здоровья обучающихся. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; - отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [4, c. 28-33]. Особое внимание в нашем исследовании мы обращаем на факторы риска, которые связаны, во-первых, с несоответствием методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, во-вторых, с интенсификацией учебного процесса. Перечисленные выше травмирующие факторы можно объединить в три группы: - эколого-гигиенические (природно-средовые); - организационно-педагогические; - психолого-педагогические [4, c. 28-33]. Из анализа научной педагогической литературы следует, что стабильное развитие заинтересованности в формировании и сохранении здоровья школьников можно осуществлять следующими путями: - через содержание изучаемого предмета; - через организацию совместной деятельности участников образовательного процесса (условия проведения уроков); - через методы обучения (их использование облегчает понимание и усвоение изучаемого материала); - использование межпредметных связей [4, c. 28-33]. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создаётся и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Завышенные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, что способствует развитию хронических заболеваний. Подобное состояние здоровья – результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. В связи с этим, одной из актуальных задач современной системы образования, является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни [13, c. 92-94]. Многочисленные сравнительные исследования школьников массовых школ и школ нового вида показывают, что среди хронических болезней учащихся последних частота нарушений опорно-двигательного аппарата, болезней системы пищеварения и зрительного анализатора в 1,5-2,5 раза выше, чем у учащихся массовых школ, заболевания же сердечно-сосудистой и нервной систем встречаются в 4 раза чаще. В основе развития такой патологии лежит перегрузка психики ребенка в связи с информационными перегрузками и интенсификацией образовательной деятельности и умственного труда учащихся, следовательно, проблемы здоровья школьников могут усугубляться. Большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях, и доля факторов внутришкольной среды составляет не менее 20% от всей совокупности внешних факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, поэтому очевидно негативное воздействие неудовлетворительных условий воспитания и обучения на здоровье школьников. Оптимальная организация ученического рабочего места является одним из ведущих факторов профилактики учебного утомления и сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся. Одно из основных ее условий – строгое соответствие антропометрических характеристик учащихся функциональным размерам школьной мебели. Расписание учебных занятий чаще всего не соответствует гигиеническим требованиям. Так, в утренние часы умственная работоспособность школьника оказывается чрезвычайно низкой, однако чаще всего именно первые уроки в школе отводятся наиболее сложным учебным дисциплинам (соответствующим 10-11 баллам по классификации Г.К. Сивкова). В середине же учебного дня школьника (3-4 уроки), когда умственная работоспособность школьников оказывается оптимальной, трудность учебных дисциплин в расписании снижается до 6-7 баллов. В этом случае адаптационные механизмы школьника находятся по уровню своего напряжения в противоречии с предъявляемыми требованиями с постепенным их истощением. Аналогичная динамика работоспособности свойственна и недельному циклу. При этом минимальной она оказывается в понедельник, нарастает во вторник и достигает оптимального значения в среду-четверг, снижается в пятницу и несколько повышается в субботу, (что связывают с эмоциональным – перед выходным днем – всплеском) [6, c. 75-88]. При разработке учебного расписания в школе принципиально важно с точки зрения не только эффективности обучения, но и обеспечения здоровья, учитывать особенности изменений общей и умственной работоспособности школьника для данного промежутка времени. Не учитываются состояние и динамика общей и умственной работоспособности учащихся и в течение учебного года. Так, в общеобразовательной школе нельзя проследить соответствия между длительностью каждой учебной четверти и последующего периода каникул. После первой и третьей четвертей школьники не успевают восстановиться, и в результате приступают к очередному учебному периоду не готовыми к выполнению новых нагрузок. Одним из серьезных факторов риска здоровья учащихся являются неправильно распределенная учебная нагрузка (домашние задания, контрольные работы и пр.) в результате ученик в условиях дефицита времени испытывает постоянные умственные перегрузки, которые не в состоянии устранить и выходные дни. Так как наибольшая учебная нагрузка приурочивается, как правило, к концу четверти, полугодия, учебного года и для многих школьников сопряжена с высоким уровнем тревожности, то представляется закономерным факт резкого возрастания к концу учебного года количества школьников с различными невротическими нарушениями. Отсутствие в организации и методике учебно-воспитательного процесса учета психофизиологических закономерностей и возрастных особенностей учащихся младших классов является несомненным неблагоприятным фактором для их здоровья. Режим и организация учебно-воспитательного процесса в инновационных школах имеют значительные отклонения по сравнению с общеобразовательными учреждениями. Для учеников большинства общеобразовательных учреждений характерны: - постоянное психоэмоциональное напряжение, обусловленное большой учебной нагрузкой и высокими требованиями к качеству знаний; - уменьшение двигательной активности и длительное пребывание в сидячей позе во время занятий в школе, дома, при получении дополнительного образования; - снижение времени пребывания на свежем воздухе [20, c. 81-84]. Учитывая вышесказанное можно видеть, что имеются различные исследования по оценке учебного процесса, как внутришкольного фактора на формирование образа жизни и здоровья школьников, но комплексной гигиенической оценки влияния внутришкольных и внешкольных факторов на формирование образа жизни учащихся младших классов не проводилось. Под термином «здоровье» понимают не только состояние организма, когда все показатели укладываются в пределы нормы, но и наличие у организма на всех уровнях существенных резервных возможностей, обеспечивающих адаптивные реакции. Несомненные травмирующие психику ребенка последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться, а у «сильного» – комплекс превосходства с тем же отсутствием желания учиться. Следует отметить и то обстоятельство, что уже в младшем звене школьного образования у детей одного паспортного возраста биологический возраст, а с этим показателем в значительной степени связаны здоровье, работоспособность, интеллектуальный потенциал и т.д., отличается, согласно официальной статистике, на 1,5 – 2,5 года, и к подростковому возрасту это различие проявляется еще в большей степени [5, c. 39-47]. Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований. Все критерии здоровья оцениваются в динамике. Одним из критериев оценки здоровья можно считать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих. В нашей стране при оценке популяционного и индивидуального здоровья; здоровья отдельных возрастных групп и контингентов, а также при анализе их динамических изменений и оценки лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений, для определения потребностей в специализированных группах и кадрах используют методику распределения детей по стандартным пяти группам здоровья. По С.М. Громбаху, показателями здоровья детей служат: отсутствие заболеваний, нормальное состояние основных функций, своевременное и гармоничное развитие, высокая реактивность организма. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, ба....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: