VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007901
Тема: Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению
Содержание
Эмоциональная устойчивость как фактор надежности профессиональной деятельности







СОДЕРЖАНИЕ





Введение

	Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной устойчивости как фактора надежности профессиональной деятельности	3

	1.1 Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению	3

	1.3 Основные психологические теории профессионально важных качеств личности	19

	Вывод	26








Введение





Актуальность исследования. Проблема профессиональной экстремальности и повышенного риска на работе в современном обществе становится все более востребованной, как наукой, так и практикой. Связано это, с одной стороны, с все более жесткими темпами жизни человека, информационно-технической насыщенностью, стрессовыми нагрузками и пр., с другой стороны – с все более увеличивающимся количеством опасностей современного мира: помимо постоянных бытовых, природных, техногенных опасностей появились риски, связанные с экстремизмом и терроризмом.

Экстремальные ситуации могут возникнуть в любой момент и коснуться каждого человека. Рост числа экстремальных ситуаций привел к увеличению числа экстремальных профессий. Современные условия, в которых трудятся представители многих профессий, в частности военнослужащие министерства по чрезвычайным ситуациям, можно вполне обоснованно назвать особыми и экстремальными.

Настоящее время – это время развития нефтяной, газовой, химической и других взрыво- и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогорючих материалов, рост городов в высоту, время развития и прогресса. К сожалению XXI век характеризуется и увеличением числа природных и техногенных катастроф, террористических актов и бытовых аварий. Решение такого рода проблем требует высококвалифицированных специалистов способных действовать в экстремальных условиях, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов. Важное место в системе безопасности занимает Министерство чрезвычайных ситуаций и, соответственно, его сотрудники – работники МЧС.

К личности сотрудника МЧС предъявляется целый ряд требований, среди которых одним из основных выступает высокий уровень эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость играет значительную роль в структуре психологической готовности работников экстремальных профессий потому, что даже при высоком уровне профессиональной и технической подготовки отсутствие этой устойчивости может сделать человека непригодным к службе в экстремальных условиях. Во-первых, индивид с низкой эмоциональной устойчивостью может поддаться панике в процессе выполнениях своих профессиональных обязанностей. Во-вторых, недостаточная устойчивость способна привести к возникновению синдрома профессионального выгорания, который снижает профессиональную эффективность в разы и приводит к нервно-психическому истощению.

Разработанность проблемы исследования. Роль эмоциональных процессов в регуляции профессиональной деятельности рассматривается в двух аспектах:

- часть ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.) полагают, что эмоциональные процессы организуют деятельность и поведение;

- иные специалисты (М. Арнольд, А. Лазарус, О.А. Черникова и др.) воспринимают эмоциональные процессы как процессы, дезорганизующие деятельность.

Негативное влияние дезорганизующих эмоциональных процессов на профессиональную деятельность обусловили интерес специалистов к изучению эмоциональной устойчивости как фактора, оказывающего влияние на надежность человека как профессионала (В.М. Игуменов, Л.А. Китаев-Смык, В.Л. Марищук, Г. Селье и др.). 

Аспекты изучения эмоциональной устойчивости применительно к профессиональной деятельности военнослужащих и иных специалистов экстремальных профессий рассматривался С.С. Алексаниным, Ю.Г. Баскиным, А.Э. Болотиным, А.А. Грешных, В.Л. Марищуком, М.И. Марьиным, В.Л. Пашута, Н.В. Романенко, В.Ю. Рыбниковым, Ю.С. Шойгу, А.В. Шленковым, В.А. Щеголевым и др. 

Объект исследования: надежность профессиональной деятельности. 

Предмет исследования: эмоциональная устойчивость как фактор надежности профессиональной деятельности.

Цель исследования: выявить особенности эмоциональной устойчивости как фактора надежности профессиональной деятельности у представителей экстремальных профессий.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у представителей экстремальных профессий уровень эмоциональной устойчивости превышает аналогичные показатели у представителей иных профессий, что обеспечивает их профессиональную надежность.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

Выполнить анализ литературы по проблеме изучения эмоциональной устойчивости как фактора надежности профессиональной деятельности.

Подобрать подходящие цели исследования психодиагностические методики и обосновать их использование.

Эмпирически выявить особенности эмоциональной устойчивости у представителей экстремальных профессий.

Сформулировать рекомендации по развитию эмоциональной устойчивости сотрудников.

Методы исследования:

- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- тестирование;

- качественный и количественный анализ эмпирических данных;

- математико-статистическая обработка эмпирических данных.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной устойчивости как фактора надежности профессиональной деятельности





1.1 Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению



В отечественной психологической науке к эмоциональной устойчивости как к понятию принято выделять четыре подхода к изучению (см. схема на рисунке 1).





Рис. 1. Подходы к изучению эмоциональной устойчивости человека



При изучении эмоциональной устойчивости человека ее сущность представляется особым психическим образованием, содержащим в себе ряд элементов, среди которых выделяются:

- профессионально-личностные качества;

- особенности познавательной сферы;

- специфика эмоционально-волевой составляющей и др. 

Именно уровень и соразмерность развития указанных черт во многом определяют способность индивида успешно выполнять функции профессиональной деятельности. 

Эмоциональная устойчивость как особая организация деятельности личности способна обеспечить оптимальное развитие индивида. Упрощенно эмоциональную устойчивость человека можно определить в качестве способности к предвидению и предотвращению неприятных событий в жизни, и выходу из этих ситуаций, в случае их возникновения, без существенных потерь. В современной психологической литературе эмоциональную устойчивость определяют в качестве особой системной организации личности, обеспечивающей максимально эффективное ее функционирование. Эмоциональная устойчивость трактуется как крепость духа, несгибаемость, основа безопасности и живучести. Это та характеристика, которая предоставляет гарантию надежности, личной безопасности, вне зависимости от внешних обстоятельств. Эта характеристика индивида приобретает особое значение в условиях систематической нехватки времени, важности выполняемой работы, ее разноплановости, которая порождает спешку, внутреннюю и внешнюю суету, раздражительность человека и, в конечном счете, недовольство собой и другие отрицательные эмоции. При этом основным условием эмоциональной устойчивости человека применительно к работе является отсутствие нервозности и суеты. Высокий уровень эмоциональной устойчивости выступает залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Актуальной на наш взгляд по этой причине становится проблема формирования, развития и сохранения эмоциональной устойчивости личности каждого человека и социума в целом. 

Эмоциональная устойчивость представляет собой гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств, гарантирующих успешность профессиональных действий и поведенческих реакций в процессе деятельности и жизненной стратегии. Речь идет о способности субъекта деятельности успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность. На наш взгляд, наиболее важной особенностью эмоциональной устойчивости человека является динамичность ее уровня, определяемая степенью воздействия внешних психогенных факторов, доминированием одной или нескольких составляющих эмоциональной устойчивости для преодоления жизненных неурядиц. 

Проблема повышения эмоциональной устойчивости представляет, в настоящее время, чрезвычайно широкую область исследований, которая дает практические результаты, особенно при применении не отдельных (хотя бы и наиболее разработанных средств), а при их комплексном воздействии по определенным, учитывающим конкретные условия схемам. 

Устойчивость вообще, необходимо рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. Закономерности развития эмоциональной устойчивости можно определить и подтвердить экспериментально, если понимать устойчивость не только как сохраняемость определенных состояний, но и видеть активный характер устойчивости. По мнению В.М. Генковской, под активным характером устойчивости следует понимать момент сопротивления данной системы к внешним воздействиям. При кратковременном единичном воздействии устойчивость определяется быстротой возвращения системы к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны во времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит от одного состояния в другое, при этом сохраняя основные внутренние взаимосвязи. 

Основным признаком устойчивости системы, ее толерантности к внешним воздействиям заключается в способности сохранять себя в изменяющихся условиях. Эмоциональная устойчивость отличает активный характер, так как она двуедина, устойчивость можно рассматривать как процесс и как результат. Активность эмоциональной устойчивости обеспечивает адаптационные процессы личности в среде. Устойчивость, благодаря активному характеру, является неотъемлемой частью личностного развития. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона. Инвариантность в данном контексте следует понимать в качестве способности в одно и то же время демонстрировать активное сохранение своей организации и способность к самодвижению, к саморазвитию. Поэтому эмоциональную устойчивость нельзя свести только к поддержанию определенных состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом, т.е. последовательность состояний во времени. Внутренние субъективные условия, определяющие психологическую сущность личности, одновременно являются факторами, которые влияют на эмоциональную устойчивость личности к психическому воздействию, а именно предполагают учет следующих факторов:

- значимости события для личности;

- субъективной оценки личностью ситуации;

- ценности человека;

- личностного смысла;

- качества психологической переработки.

Для переживания критической ситуации и приобретения опыта ее преодоления без ущерба для здоровья целесообразно совместно вырабатывать тактические и стратегические, коллективные действия, организованные при помощи общественных организаций и других форм гражданского общества (институтов типа «человек-человек»). Подобное решение проблемы позволяет обеспечить психотерапевтический эффект сопереживания и совместную деятельность в диалоговом интерактивном общении, что отдает дань глубинному бессознательному российского человека, его древним архетипам. 

Современная наука отличается ростом числа работ, которые изучают человека в специфических условиях выполняемой деятельности. Этот факт объясняется тем, что в связи с растущей напряженностью («кризисностью») жизни на повестке встал вопрос исключительно практической значимости: противопоставления негативному психическому и функциональному состоянию, стрессу, кризису активной позиции, формирования психологической готовности к нему, качеств личности, навыков и умений успешного преодоления. Генезис изучаемой проблемы наиболее продуктивно дан в работах Р.М. Загайнова, В.Г. Зазыкина. Умение себя успокоить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность является одним из основополагающих навыков психологической подготовки, необходимой специалисту. Те, кто таких навыков не получил, испытывают дискомфорт, а люди, обладающие ими, гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в такой сфере деятельности как управление коллективом. Более того, негативные факторы, разрушая толерантность человека, приводят к «поломкам» более слабых мест организма, что приводит к развитию психосоматических расстройств, зачастую переходящих в хронические болезни. 

Согласно В.Э. Чудновского, эмоциональная устойчивость личности может быть представлена четырьмя уровнями (они представлены в схеме на рисунке 2).





Рис. 2. Уровни эмоциональной устойчивости личности 

(по В.Э. Чудновскому)



Таким образом, в результате рассмотрения понятия «эмоциональная устойчивость» можно прийти к следующему выводу. Эмоциональная устойчивость современной психологической наукой понимается в качестве интегральной совокупности врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, которые обеспечивают оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды. Основные факторы, которые влияют на эмоциональную личностную устойчивость следующие:

- степень личностной значимости события;

- субъективная оценка личностью ситуации;

- особенности ценностно-смысловой сферы человека;

- характер личностных смыслов;

- интенсивность психологической переработки. 

Для исследования проблемы развития эмоциональной устойчивости личности необходимо использовать различные теоретические подходы, такие как: психолого-акмеологический, психолого-педагогический, социогенетический, аксиологический, социально-психологический.





1.2 Содержание понятия «профессиональная надежность»



Реалии современного уровня развития общества выдвигают задачу воспроизводства и массовой подготовки профессионалов новой формации, способных находить комплексные, и часто уникальные решения проблем, возникающих в быстроменяющихся условиях производственной и общественной деятельности.

Процесс вхождения в профессиональную деятельность (профессионализация) связан с приобретением профессионализма, под которым чаще всего понимается свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм в таком понимании отражает степень овладения человеком структурой профессиональной деятельности и профессиональными качествами (профессиональные знания, умения, навыки, профессиональное самосознания и т.д.), которые соответствуют принятым в обществе стандартам и требованиям.

Профессионализм, как системное образование представляет собой комплексный психологический и социокультурный феномен, поэтому профессиональное обучение и развитие специалиста является крайне сложным междисциплинарным процессом, далеко не все стадии которого допускают строгое структурированное и количественное описание.

По мере развития цивилизации менялись представления, как о содержании понятия «профессионал», так и о наилучших способах его обучения и подготовки. Эволюционно-историческое развитие форм организации совместной профессиональной деятельность в соответствии с исследованиями Б.М. Басса состоит из четырех основных этапов:

- «Век генералистов».

- «Век ремесленников».

- «Век специалистов и малоквалифицированных рабочих».

- «Век командной работы и самопомощи».

Объединяя эффекты, порожденные научно-технической, демократической, информационной, сексуальной и другими революциями последнего века, британский историк Г. Перкин ввел понятие профессиональной революции, которая, по его оценке, ведет к формированию в глобальном масштабе профессионального общества.

Задача профессиональной подготовки специалистов, соответствующих высоким современным требованиям чрезвычайно сложна. В соответствии с последними образовательными тенденциями центр внимания в обучении и профессиональной подготовке переместился из области предметных знаний в область освоения методов самостоятельного получения новых знаний в любой сфере человеческих знаний.

Профессиональная подготовка, лежащая в основе становления профессионализма связана с развитием как индивидуального профессионализма, так и профессионального сообщества в целом. 

При анализе практических задач становления индивидуального профессионализма принято рассматривать упрощенную модель, включающую в себя модель профессиональной среды, образно-понятийную модель профессиональной деятельности и модель субъекта деятельности (Я-концепцию профессионала).

Особо ответственная роль в процессе профессионализации принадлежит образовательным учреждениям и учреждениям профессионального образования.

Современный подход к образованию, вошедший в государственные образовательные стандарты, получил наименование компетентностного и является основой для разработки конкретных учебных программ, как общего, так и профессионального образования.

Переход к компетентностному подходу вызвал неоднозначные отклики среди специалистов общего образования и профессиональной подготовки.

Определенные расхождения во мнениях наблюдаются даже в определении содержания понятий компетенций и компетентности.

Впервые понятие «компетенция» стали использовать в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, в связи с необходимостью определения качеств будущего сотрудника, предопределяющих успешность его дальнейшей профессиональной деятельности. За рубежом на сегодняшний день сложились три основные школы понимания компетентности при подготовке специалиста: американская, в основном базирующаяся на поведенческом подходе, британская, исповедующая функциональный подход и целостная (системная), получившая распространение в Германии, Франции и ряде других стран.

В одной из наиболее распространенной формулировок понятие компетентности (по В.Д. Шадрикову) представляет собой новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Проблема обучения будущего специалиста усложняется тем, что к подготовке профессионала предъявляются противоречивые требования.

С одной стороны, в условиях усложнения деятельности для становления профессионализма человека требуется длительный период его профессионального обучения, а с другой стороны, в условиях быстрых изменений окружающей среды необходима адекватная коррекция профессиональных знаний и умений.

Исходя из данных требований, особую значимость приобретают проблема соответствия возможностей человека требованиям профессии и проблема надежности профессионала и его деятельности.

Постановка вопроса надежности профессиональной деятельности человека и его интенсивное изучение связаны, прежде всего, с техническими науками. Первоначально проблема надежности специалиста рассматривалась исключительно в контексте человека-оператора, включенного в контур управления человеко-машинной системы и допускающего в процессе своей деятельности ошибки различного характера. При этом вопросы профессиональной надежности связывались с конкретными задачами обеспечения безопасности и качества труда.

Одно из первых определений надежности человека-оператора трактовало ее как способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки.

Несколько позже было предложено характеризовать надежность как состояние работоспособности, при котором обеспечивается точное, эффективное, безошибочное, оптимальное, своевременное и успешное выполнение всех порученных ему функций.

Желание иметь не только качественное описание феномена надежности, но и его количественной оценки привело к рассмотрению надежности интегрально с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика надежности определяется способностью специалиста (или обобщенно системы) выполнять требуемые функции в заданный интервал времени, а количественная характеристика представляет собой вероятность того, что система или ее элемент будут выполнять требуемые функции удовлетворительно в течение заданного времени и в заданных условиях.

В результате процесс формирования профессиональной надежности стал рассматриваться как обязательная составляющая профессиональной подготовки.

Пренебрежение оценкой данной составляющей может в дальнейшем приводить к ситуациям, в которых человек, владеющий совокупностью специальных знаний и умений, в ходе реальной профессиональной деятельности не может работать с требуемом уровнем надежности.

Огромный вклад в развитие проблематики профессиональной надежности был сделан в рамках инженерной психологии, благодаря чему к настоящему времени разработан целый арсенал методов и средств для обучения, тренировки и совершенствования необходимых операторских качеств. Построение на основе этих методик автоматизированных обучающих систем и тренажеров позволяет гибко подстроиться к индивидуальным особенностям каждого обучаемого и обеспечить оптимальную индивидуальную траекторию обучения и практической тренировки.

Однако в конце XX в. отношение к проблеме профессиональной надежности существенно изменилось, и к ней стал проявляться интерес в других естественных и гуманитарных науках. О надежности стали говорить применительно к различным уровням организации живой и неживой материи, к системам природы и общества.

Среди психологических механизмов, обеспечивающих надежность профессиональной деятельности, фундаментальная роль принадлежит самоконтролю и самоуправлению, которые часто рассматриваются в едином синонимическом ряду с термином саморегуляции, под которым понимается:

- управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями;

- целенаправленное изменение психофизиологических функций и состояний;

- саморегуляция поведенческой активности и др.

Одно из направлений расширения концепции профессиональной надежности и эффективности саморегуляции связано с введением понятия «цены» профессиональной деятельности. Понятие «надежность деятельности человека» применительно к его операторским функциям, предполагает, что при определении надежности деятельности человека необходимо использовать не только результирующие параметры его работы, но и показатели психологических и физиологических характеристик субъекта во время выполнения профессиональной деятельности. Исходя из такой постановки вопроса под надежностью профессиональной деятельности следует понимать способность выполнять профессиональные функции с заданным качеством при сохранении в допустимых пределах психофизиологических параметров организма, совокупность которых характеризует степень напряжения регуляторных механизмов и величину расхода функциональных резервов организма.

Требования к междисциплинарной подготовке современных профессионалов с необходимостью приводят к необходимости дальнейшего расширения концепции профессиональной надежности и целесообразности введения понятия социально-экономической надежности деятельности специалиста.

В экономической науке исследование поведения человека как субъекта экономических отношений является одной из сложнейших проблем.

Применительно к специфике поведения специалиста как экономического агента могут быть использованы рассматриваемые в научной литературе различные концептуальные модели человека, например, такие как модели человека экономического, социологического, психологического, институционального, наследующего и приобретающего навыки поведения, политического, идеологического, иерархического, информационного, культурного и целый ряд других.

Понятно, что поведению профессионала, рассматриваемого с позиций экономического агента присущи не только экономические и социальные, но и другие признаки в соответствии с рассмотренными выше подходами к определению надежности деятельности профессионала. С этой точки зрения важной характеристикой профессионального поведения специалиста является девиантность (т.е. отклонения от принятых в обществе норм поведения).

При этом принято выделять различные формы девиантного поведения, частными видами которого рассматриваемыми в институциональной теории, являются оппортунистическое (предконтрактное и постконтрактное) поведение экономических агентов и различные формы нонконформистского поведения, и аберрантного поведения, в рамках которого отклонения от нормы целесообразны.

При формировании данной стороны деятельности будущего специалиста особую роль играют общественные идеалы и примеры для подражания, образцы поведения, концептуальные представления понятия о добре и зле, плохом и хорошем поведении и т.д. Формирование эталонов социализации – задача всего общества в целом, а не отдельных образовательных учреждений и даже профессиональных сообществ.

По данным, приводимым в работе, за последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50% до 18%, в то время как число курящих подростков за это же время утроилось. В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, при этом алкогольные напитки употребляют более 80% молодежи и почти 40% школьников.

Анализируя общую ситуацию с молодежью, автор упомянутой работы вынуждены констатировать морально-нравственную деградацию общества.

Особенность обучения и воспитания современной молодежи, как будущих профессионалов, состоит в том, что эти процессы проходят в принципиально новых условиях конфликта между субъективной реальностью человека и объективной действительностью, называемых конфликтующими реальностями.

Конфликтующие реальности в соответствии с определением Э.Ф. Зеера – это противоречия, несогласованность субъективной (душевной) жизни человека и реальной, объективной действительности.

Конфликтующие реальности порождают деструктивные тенденции развития человека, в том числе и как будущего специалиста, создают риски и угрозы стабильности развития общества.

Широкое распространение в обществе правового нигилизма в целом приводит к безразличию большинства к девиациям поведения в экономической области и к экономической преступности. Объяснением такого безразличия может служить то, что факт причинения ущерба обществу трудно установить.

При совершении традиционного преступления факт самого преступления в большинстве случаев очевиден, в то время как в экономическом преступлении факт совершения преступления труднодоказуем особенно в условиях рыночной экономики.

Одно из первых системных исследований девиантного экономического поведения с точки зрения проблем экономической преступности было проведено Э. Сатерлендом. В его концепции внимание было акцентировано на то обстоятельство, что субъектами наиболее опасных экономических преступлений являются лица, занимающие высокое социальное положение в сфере бизнеса и совершающие преступления в процессе профессиональной деятельности. В результате был введен специальный термин «беловоротничковая преступность» достаточно точно отражающий существо рассматриваемой проблемы.

Таким образом, для оценки сформированности современного профессионала целесообразно использовать интегральную оценку, включающую в себя:

- качество выполнения непосредственных профессиональных операций;

- психофизиологическую стоимость выполнения профессиональной деятельности;

- оценку социально-экономической безопасности и надежности его деятельности.

Если первые две составляющие предлагаемой комплексной оценки профессиональной надежности специалиста в большинстве случаев могут быть объективно количественно измерены, то вопрос оценки социально-экономической надежности пока остается открытым.

С этой точки зрения понятно, что необходим пересмотр роли преподавателя (наставника, инструктора и т.д.) в формировании у обучающихся адекватных психологических установок, раскрывающихся в мотивационном, ценностно-смысловом и эмоционально-волевом аспектах.

Именно эти установки наполняют структуру профессиональной компетенции личностным содержанием.

Вопрос интеграции в единое целое процессов обучения и воспитания, формулированный Я. Коменским более 300 лет тому назад на сегодняшний день приобретает особую значимость. Внедрявшаяся в нашей стране концепция «образовательных услуг», устранявшая воспитательную компоненту из профессионального образования, нанесла существенный вред образовательной системе в целом. К счастью, от данной концепции удалось отказаться.

Широкое развитие различного рода автоматизированных средств обеспечения и поддержки деятельности, компьютерных технологий с обилием шаблонов, реализованных алгоритмов обработки информации и принятия решения создают обманчивое впечатление об отсутствии необходимости глубокого изучения предметной области для их оптимального выбора и применения. Поверхностное ознакомление с подобными наукоемкими продуктами с пользовательским интерфейсом, сведенным к «одной кнопке» может создавать крайне вредную и опасную иллюзию доступности данного вида деятельности практически для любого человека. Понимание сути деятельности и логической структуры выполняемых действий в данном случае сводятся к знаниям названий программного продукта или технической системы, которая может автоматизировать решение стоящей перед специалистом задачи. Данная негативная ситуация особенно осложняется в том случае, если в процессе профессиональной подготовки рассматривались только унифицированные рабочие ситуации.

Сокращение времени непосредственного контакта преподавателя и конкретного обучаемого (учителя и ученика), являющееся следствием директивных указаний по выполнению нормативов экономической эффективности учебных заведений и сокращению преподавательского корпуса, существенно ослабляет возможности личного влияния преподавателя на процесс формирования профессиональной этики и социально ориентированной мотивации у будущих специалистов.

Реализовать введение в реальную практику предлагаемой трехкомпонентной концепции оценки профессиональной надежности, а, следовательно, и трехкомпонентной оценки готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности, безусловно, далеко не просто.

Однако продолжение игнорирования значимых составляющих в характеристике подготавливаемых специалистов может уже в ближайшем будущем существенно сказаться на безопасности всего общества.









1.3 Основные психологические теории профессионально важных качеств личности



На всех этапах своего профессионального становления человек действует под влиянием двух групп факторов: субъективных и объективных. 

Субъективные факторы – это имеющиеся у конкретного человека задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка, психологическая защита от ошибок и неудач. 

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей: профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств. 

Успехи в деятельности обуславливаются соответствием этих двух групп факторов. В качестве субъективных факторов, обуславливающих успех в деятельности, выступают, как известно, «профессионально важные качества» (ПВК), которые трактуются в научной литературе неоднозначно.

Впервые понятие профессионально важных качеств было введено еще в 1929 в работе советского психотехника С.Г. Геллерштейна «Руководство по психотехническому профессиональному подбору». Однако сама проблема определения индивидуальных качеств, способствующих результативности деятельности появляется еще раньше и обозначена в работе А.А. Толчинского 1920 года, посвященной, как об этом пишет О.Г. Носкова, психотренировке перцептивных умений контролеров (бракиров) резиновых изделий – галош на заводе «Красный треугольник». 

В современной психологии труда теоретический фундамент изучения профессионально важных качеств лежит в рамках системогенетической концепции В.Д. Шадрикова. Сам В.Д. Шадриков понимал под системой ПВК индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Значение данной подсистемы в психологической системе профессиональной деятельности, по Шадрикову, подчеркивается вследствие того, что профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования всей системы.

До В.Д. Шадрикова Е.Э. Смирнова говорила о параметрах личности, обеспечивающих успешность действий в избранной области. Эти параметры она назвала качествами. Помимо таких качеств, Смирнова предложила при построении той части модели специалиста, в которой отражаются особенности специалиста как человека – носителя определенных профессиональных функций, изучать знания, умения и навыки, а также установки, ценностные ориентации, мировоззрение.

Знания в структуре модели специалиста, предложенной Смирновой, – это сведения теоретического и прикладного характера, которыми оперирует в своей деятельности специалист, и представляют когнитивный компонент в его деятельности и личности. Умения и навыки человека – приемы и способы, с помощью которых субъект разрешает профессиональные задачи и достигает необходимых результатов. Четвертый параметр, характеризующий особенности личности специалиста, по Смирновой, – установки, ценностные ориентации, мировоззрение. Этот параметр связан с мотивационной структурой личности.

Таким образом, в системе качеств, обусловливающих успешность специалиста, выделяются подсистемы знаний, умений и навыков, мировоззрения, установок и т.п. При этом взаимодействие между элементами этой системы осуществляется не по принципу альтернативности детерминант, а по принципу их взаимообусловленности. 

М.А. Дмитриева и А.А. Крылов вводят понятие «профессионально важные свойства», к которым относят следующие: 

- индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности); 

- сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия);

- аттенционные (свойства внимания);

- психомоторные, мнемические (свойства памяти);

- иммажитивные (свойства воображения);

- мыслительные;

- волевые свойства;

- интеллектуальные умения.

К.К. Платонов выделяет понятие «психические профессиональные способности», которые он определяет как в кач.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.