VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Элективный курс по химии на тему история химии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015725
Тема: Элективный курс по химии на тему история химии
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физико-математических и естественных наук
Кафедра химии и теории и методики обучения химии

Направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование
Магистерская программа «Химическое образование»

Магистерская работа
на тему: «Элективный курс по химии на тему “История химии”»



Студент _______________________________________________ Мазаева М.С.
Руководитель _________________________________________ Зимняков А.М.

Оценка ___________________








Пенза, 2018г
    Содержание
Введение

Глава 1 Элективные курсы в образовании
преподаватели химии: Махонина В.И., Талиманчук В.И.
ведущий методист пензенской области Фирстова Н.В.

1.1Цель, задачи, функции элективных курсов

1.2 Типы элективных курсов

1.3 Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки
наш вуз, что он дает основу химического образования пензенской области
связь: ВУЗ-КОЛЛЕДЖ-ШКОЛА наука и практика

1.4 Мотивы выбора школьниками элективных курсов

1.5 Учебно-методический комплекс

Глава 2 Краеведческий аспект на элективных курсах по химии
упомянуть жидкову как ведущего ученого по краеведению в области химии в пензенском регионе

2.1 Профориентационная направленность учащихся в рамках реализации краеведческого аспекта на элективных курсах по химии

2.2 Пенза – родина талантов

2.3 Проблемы дуального обучения на примере Пензенского региона

2.4 Дмитрий Иванович Менделеев и Пензенский край

Глава 3 Разработка элективных курсов по химии на тему «История химии» составить эк с краеведческим уклоном (влючить биологов,химиков и физиков по возможности, связать с сегодняшним днем генген, хрянин и т.д., вернигора, волкова-всероссийские олимпиады, международные-победители)

3.1 Методика разработки программы элективного курса

3.2 Межпредметные связи химии с другими дисциплинами

3.2.1 Взаимосвязь химии и физики

3.2.2 Взаимосвязь химии и биологии

3.3 Элективный курс «История химии»

3.4 Элективный курс по химии «“История химии” периоды до и после Великой Отечественной Войны 1939-1945 гг»

3.5 Элективный курс «История химии. Алхимия: мифы и реальность»

3.6 Элективный курс «История химии.  Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» бизнесинкубаторы (хромеев, учесть наших выпускников, возможно завод старт), МЕДИНЖ

Заключение

Список использованных источников

    придумать больше элективных курсов!!!
    посмотреть оформление дипломов,методичку
    вставить куда-нибудь апробацию
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

    Введение
    Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, математике. Необходимо отметить, что в последние годы наметился разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов.
    Цель нашей работы состоит в разработке, теоретическом обосновании и практическом обеспечении модели предпрофильной подготовки учащихся по предмету «Химия» на основе элективных курсов, а так же определении и экспериментальной проверке педагогических условий ее эффективной реализации.
    Объект исследования: процесс школьного химического образования в условиях его профилизации.
    Предмет исследования: предпрофильная подготовка учащихся по предмету «Химия» на основе элективных курсов по истории химии.
    В соответствии с целью, предметом и объектом исследования нашей работы, были определены ее задачи:
    1. Провести теоретический анализ состояния проблемы предпрофильной подготовки учащихся.
    2. Раскрыть возможности элективных курсов по химии.
    3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации элективных курсов по химии в реальной образовательной практике.
    4. Разработать комплекс предпрофильных элективных курсов по химии на тему «История химии», обеспечивающих содержательную и структурную преемственность общего и профильного образования.
    Актуальность научно-исследовательской работы заключает в себе концепцию модернизации российского образования на период до 2012 г., и предусматривает собой создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработка гибкой системы профилей. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2016-2017 учебного года, а с 2015-2016 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах. 
    В целом, в 2018 году по Пензенской области будут реализовываться 99 курсов по профессиям, требующим среднего профессионального образования (СПО), 121 курс – по профессиям, подготовку по которым можно по желанию получить в организациях среднего или высшего образования (СПО/ВО), и 36 курсов по профессиям, требующим получения высшего образования (ВО).
    Практическая значимость исследования состоит в том, что современная школа, являясь важным звеном модернизации российского образования, главной своей задачей, как отмечается в инициативе «Наша новая школа» ставит – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. При этом, особое внимание необходимо уделить учащимся старших классов: связать программы их обучения с выбором профиля дальнейшего обучения и на этой основе реализовать качественное предпрофильное обучение с целью обеспечения их более раннего профессионального и личностного самоопределения.
    
    
    
    
    
    
    
    Глава 1 Элективные курсы в образовании
    Основная особенность элективных курсов - вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.
    В основу элективного курса по предмету положен ряд общих принципов:
    – связь курса со школьной программой по химии и другими учебными предметами;
    – преемственность курсов;
    – использование художественных произведений, средств наглядности в дидактических и иллюстративных целях;
    – экологический подход при рассмотрении отдельных процессов и явлений;
    – освещение практической значимости веществ, активизация познавательной деятельности учащихся. 
    Методологические основы построения содержания элективных курсов разработаны известными российскими учеными В.В. Краевским, В.С. Ледневым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, и др. 
    Следуя дидактической теории (И.К. Журавлев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер) о том, что содержание образования – многоуровневая конструкция, можно  рассматривать каждый уровень: 
    – уровень общего теоретического представления, где определяются в обобщенном виде состав (элементы), структура (связи между элементами) и функции содержания образования, представленного в педагогической интерпретации социального опыта; 
    – уровень учебного предмета; 
    – уровень учебного материала, на котором определяются конкретные элементы состава содержания, входящие в курс обучения определенному учебному предмету.
    На  теоретическом уровне содержание общего образования рассматривается по его составу, структуре, которые находятся в прямой зависимости от сущности принципов, выражающих интересы общества и интересы человека. Эти принципы выступают как направления поиска источников и являются системообразующим элементом в процессе конструирования содержания общего образования.
    Согласно мнению В.В. Краевского, принципы – это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде.  
    В условиях вариативности образовательного процесса на первый план выходят принципы, отражающие сущность профильного обучения:
    – принцип интегративности;
    – принцип продуктивности обучения;
    – принцип вариативности;
    – принцип единства содержательного и процессуального компонента обучения. 
    Отбор из социального опыта объектов, значимых для изучения, происходит на общетеоретическом уровне конструирования содержания образования. Источниками формирования содержания  образования выступают те объекты или обстоятельства, содержание которых в том или ином аспекте становится содержанием образования. 
    Источниками конструирования содержания образования, отражающими сущность профильного обучения, являются: 
    – проблемы предметных  областей наук; 
    – тексты, отражающие специфику выбранного профиля;
    – различные виды профессиональной деятельности, соответствующие выбранному профилю;
    – видео, аудио материалы, соответствующие профилю;
    – СМИ, Интернет.
    Для понимания особенностей конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении нами было рассмотрено понятие «учебный предмет» и его структура. Учебный предмет есть средство реализации содержания образования, средство передачи его с помощью педагогической инструментовки.
    По мнению Л.Я. Зориной, один и тот же учебный предмет имеет несколько целей: сформировать систему знаний и умений, мировоззрение, ценностные ориентации учащихся. При этом одна из целей является приоритетной, она и определяет ведущий компонент содержания обучения. Все учебные предметы, можно разделить на следующие типы:
    – с ведущим компонентом «научные знания»;
    – с ведущим компонентом «способы деятельности»;
    – с ведущим компонентом «эстетическое воспитание»;
    – смешанный вариант, когда ядро включает два компонента.
    Возможности формирования опыта творческой деятельности учащихся представлены в каждом из вариантов ядра. Для нашего исследования данный вывод является значимым, так как он определяет возможность развития опыта творческой деятельности учащихся через содержание любого элективного курса, независимо от образовательной области. 
    В условиях профильного обучения, при конструировании содержания элективных курсов, в контексте настоящего исследования, значимой является концепция, разработанная И.И. Ильясовым и Н.А. Галатенко. Авторы предлагают структурировать учебный материал на основе выделения в познавательной деятельности четырех основных, взаимосвязанных вида умений:
    – умения решать типовые предметные задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);
    – умения осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);
    – умения решать нестандартные задачи с использованием знаний по учебной дисциплине (творческие умения);
    – умения осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения).
    Соотнеся представленные умения учащихся с компонентами базисного учебного плана в профильном обучении, представляется возможным определить логику взаимосвязи между компонентами базисного учебного плана. На наш взгляд, первые две группы задач целесообразно решать на базовых и профильных курсах, а вторые две группы задач необходимо использовать при конструировании содержания элективных курсах, тем самым осуществляя преемственность содержания профильного и школьного компонентов базисного учебного плана. Данная логика исследования подтверждается концепциями, разработанными Л.Я. Зориной и И.И. Ильясовым и Н.А. Галатенко. На основании этих концепций можно сделать вывод о том, что  ведущим компонентом конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении является опыт творческой деятельности учащихся.
    Опыт творческой деятельности учащихся является ведущей составляющей содержания элективных курсов, в рамках компетентностного подхода, так как через приобретение личностью опыта происходит развитие ценностного отношения к объектам мира, в том числе к миру профессий. Осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории направлен не только и не столько на познание мира профессий, сколько на формирование отношения к той или иной профессии. Это не разовый акт  выбора учебного заведения, профессии, а непрерывный процесс определения себя на протяжении всей жизни.
    Исходя из цели школьного образования, сформулированной в работах Е.И. Казакова, О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыной, которая состоит в том, чтобы научить учащихся решать стандартные жизненные проблемы, то есть понимать сущность и значимость этих проблем, освоить существующие правила и нормы решения этих проблем, уметь их обосновать, ориентироваться в источниках информации, которые могут помочь в их решении,  возникает принципиально важный вопрос: как опыт творческой деятельности, являясь ведущим компонентом содержания профильного обучения, трансформируется в компетентность.
    Согласно мнению А.П. Тряпицыной, компетентность характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе теоретических знаний и опыта.
    При решении творческих задач, проблем, происходит актуализация знаний, умений, освоенных ранее, при этом зачастую требуются знания и умения, которые необходимо освоить для успешного решения проблемы.
    При решении задач, проблем происходит интеграция знаний, умений, навыков, так как задача – это единица интеграции содержания обучения. На основе сформированности опыта творческой деятельности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к объектам мира и к миру профессий в частности. Эмоционально-ценностное отношение определяет готовность учащихся к решению того или иного типа проблем и задач.
    Таким образом, опыт творческой деятельности учащихся и опыт их эмоционально-ценностного отношения к объектам мира и есть основа формирования компетентности.    
    Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблемой профильного обучения, в частности содержания элективных курсов, является несовершенство учебно-методического обеспечения, поэтому необходимо обратиться к педагогическому конструированию как инструменту разработки содержания элективных курсов.
    На основе сопоставления понятия «содержание образования», которое рассматривается нами как педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, мы можем сформулировать определение понятия «конструирование содержания элективных курсов».
    Данная категория понимается, как процесс разработки и детализации системы знаний учащихся, их опыта практической и творческой деятельности учащихся, ценностного отношения к объектам мира и определения взаимосвязей между ними с целью обеспеченности целостности, целенаправленности элективного курса. Целостность будет определяться через соответствие и взаимосвязь целей, содержания и результатов освоения  элективного курса. Конструирование содержания элективных курсов реализуется в данном исследовании посредством педагогической технологии, реализуемой преподавателем.
    Технология конструирования содержания элективных курсов – это деятельность преподавателя по решению задач и достижению результатов на каждом из последующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы.
    На основе технологии конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении преподаватель разрабатывает учебную программу элективного курса.
    Учебная программа является моделью деятельности преподавателя и учащегося в обучении. Модель программы включает три части: «зачем», «что» и «как». «Зачем» в данном случае - к чему в результате обучения должны прийти учащиеся, на что направлена программа в ее целевом назначении. «Что» - это логически структурированное содержание учебного материала. «Как» - модель перевода задуманного в конкретные действия, то есть технология обучения. «Как» предполагает программу взаимодействия преподавателя и учащегося, выбор методов и форм организации обучения, средств, которые помогут сделать обучение эффективным, достигнуть планируемых результатов и определить уровень и степень их достижения, выполнение, корректировку в организации дальнейшего процесса.
    Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению.
    Анализ выявил основные затруднения преподавателей, среди которых следует обозначить: 
    – неумение определить принципиальное отличие профильных курсов от элективных; 
    – затруднения в конструировании содержания элективных курсов в профильном обучении.
    На основе результатов диагностики, направленной  на установление соответствия содержания элективных курсов целям профильного обучения, можно сделать следующие выводы: 
    – учащиеся отмечают низкую практическую, профессиональную направленность содержания элективных курсов; 
    – учащиеся высказали пожелание заранее  познакомиться с вариантами предлагаемых элективных курсов, краткие аннотации которых могут быть представлены в виде красочных буклетов; 
    – учащихся интересует специфика видов деятельности, которые будут для него ведущими, в случае выбора  данного элективного курса.
    Результативность технологии конструирования содержания элективных курсов и его влияния на достижение целей профильного обучения проверялась критериями. 
    
    1.1 Цель, задачи, функции элективных курсов
    Элективные курсы или курсы по выбору - новый элемент учебного плана, играющий важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы - обязательны для старшеклассников [23].
    Цель изучения элективных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности [10].
    Основные цели, стоящие перед элективными курсами в основной школе: [12]
    – создать условия, способствующие осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;
    – способствовать формированию личной ответственности учащихся за сделанный выбор профиля обучения в старшей школе.
    В старшей школе целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
    Элективные курсы должны помочь в решении следующих задач:
    – создание условий для того, чтобы учащиеся утвердились или отказались от сделанного им выбора направления дальнейшего учения связанного с определенным видом профессиональной деятельности;
    – оказание помощи учащимся, совершающим в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, в рассмотрении многообразия видов связанных с ней деятельности [30].
    В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции:
    – повышение уровня изучения базовых учебных предметов;
    – изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;
    – реализация межпредметных связей, интеграция разрозненных представлений, сформированных в рамках отдельных учебных предметов, в целостную картину мира;
    – подготовка к сдаче экзаменов на повышенном уровне для учащихся, изучающих предмет на базовом уровне;
    – ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, профессиональная проба;
    – ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности [10, 11].
    Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно.
    
    1.2 Типы элективных курсов
    Можно условно выделить следующие типы элективных курсов. [26]
    I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
    1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
    2. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
    3. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
    4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
    5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
    6. Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история химии, техники  и др.).
    7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
    II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
    III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
    Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
    
    1.3 Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки
    При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.
    Предпрофильная подготовка – это целая система знакомства с миром профессий в 9 классе, помогающая определиться со сферой будущей профессиональной деятельности и/или профилем обучения в 10-11 классах.
    Она состоит из трех этапов:
    1) теоретический курс по выбору профессии, который преподается в школе в сентябре-октябре, где происходит знакомство с миром профессий и определение сфер ваших профессиональных интересов;
    2) практико-ориентированные курсы, которые предоставляют вам возможность в короткий срок познакомиться с 3 профессиями;
    3) проектная деятельность, где вы, суммируя свои результаты по прохождению первых двух этапов, формируете  профилирующее направление собственной деятельности: получение профессионального образования после 9-го класса или выбор профиля дальнейшего обучения в 10-м классе.
    Преподаватели и специалисты 38 организаций образования и культуры нашего города, подготовив программы 256 курсов, готовы помочь вам в профессиональном самоопределении.
    Практически все профессии, которые нужны нашему городу, представлены в Системе. И, что немаловажно, им можно обучиться в профессиональных образовательных организациях Тольятти. Ведущие организации профессионального образования города предоставили вам возможность познакомиться со своими профессиями и специальностями непосредственно на территории своей организации. Возможно, какая-то из них станет для вас родным на долгие годы обучения в нем.
    Итак, в городской программе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов участвуют 16 организаций среднего профессионального образования со 140 курсами и 7 организаций высшего образования с 76 курсами.
    Кроме организаций профессионального образования, курсы предпрофильной подготовки проводят 2 школы, 9 организаций дополнительного образования детей и подростков, 1 организация культуры, 2  организации дополнительного профессионального образования (взрослого населения) и 1 предприятие.
    Предпрофильные курсы - это практически прямой выход на выбор профессии или специальности в той или иной организации профессионального образования. Поэтому и предлагаемая ниже классификация курсов по базовым профессиям курсов напрямую связана с классификаторами по образованию Министерства образования и науки РФ.
    В качестве нормативно-правовой основы предпрофильного обучения учащихся в настоящее время выступают «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» и «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях». Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их профильному самоопределению по завершении основного общего образования.
    Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:
    – Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
    – Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
    – Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
    Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
    – способствовать самоопределению учащегося и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
    – создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
    – познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
    – активизировать познавательную деятельность школьников;
    – повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. 
    Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия.
    Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы.
    Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. 
    В-третьих, преподаватель, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. 
    Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Выбор подросток должен совершить и в отношении индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) и относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает создание условий в основной школе, позволяющие учащемуся совершить этот выбор, а именно - введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору [15, 30].
    На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы поддерживают у учащихся интерес к той или иной учебной дисциплине. Проверяют возможности, способности учащихся. Помогают им выбирать профиль обучения в старшей школе, т.е. имеют развивающую, деятельностную, практическую направленность.
    
    1.4 Мотивы выбора школьниками элективных курсов
     То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов: [3]:
    – подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
    – приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
    – возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
любопытство;
    – поддержка изучения базовых курсов;
    – профессиональная ориентация;
    – интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
    Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие: [7]
    – ориентация на современные образовательные технологии;
    – соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
    – соответствие принятым правилам оформления программ;
    – наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
    – краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).
    Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы: [6]
    – титульный лист; 
    – пояснительную записку;
    – учебно-тематический план;
    – содержание изучаемого курса;
    – методические рекомендации;
    – литературу.
    Титульный лист включает: [6]
    – наименование образовательного учреждения;
    – сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
    – название элективного курса;
    – класс, на который рассчитана программа;
    – ФИО, должность автора (авторов) программы;
    – название города, населенного пункта;
    – год разработки программы.
    Пояснительная записка включает: [6]
    – аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе; 
    – указание на место и роль курса в профильном обучении; 
    – цель и задачи элективного курса;
    – сроки реализации программы элективных курсов;
    – основные принципы отбора и структурирования материала;
    – методы, формы обучения, режим занятий; 
    – предполагаемые результаты; 
    – инструментарий для оценивания результатов.
    Учебно-тематический план составляется в виде таблицы и включает: [12]
№
п/п
Перечень разделов, тем
Количество часов на изучение каждой темы
Вид занятий
1



2



…



    Содержание изучаемого курса  включает перечень тем и их реферативное описание.
    Методические рекомендации включают: [12]
    – основные  содержательные компоненты по каждому разделу или теме;
    – описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;
    – дидактические материалы.
    Литература включает «список литературы», а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса, как для преподавателя, так и для учащихся.
    Критерии оценки программы элективного курса [10]
    1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
    2. Мотивирующий потенциал программы.  Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
    3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
    4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
    5. Связность и  систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи
    6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)
    7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены   ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
    8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
    9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки, основного содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.
    
    1.5 Учебно-методический комплекс
    Программа элективного курса.
    1. Пояснительная записка:
    Аннотация - обоснование необходимости введения данного курса в школе. Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю достаточно полное представление о курсе: в чем привлекательность курса для учащихся, для преподавателей, родителей, школьного сообщества в целом.
    Указание на место и роль курса в профильном обучении. При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении, как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:
    ? какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
    ? какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
    ? каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
    ? как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного общества;
    ? усиление взаимодействия семьи и школы, местной администрации, общественности, учет регионального компонента;
    ? улучшение имиджа и повышения конкурентоспособности школы [10].
    Цель и задачи элективного курса. Цель курса - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет. В соответствии с целью формулируются задачи изучения курса - что необходимо для достижения цели; над, чем конкретно предстоит работать преподавателю и учащимся при изучении курса.
    Методы и формы обучения. Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим выделяют основные приоритеты методики изучения элективных курсов: [10]
    ? междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
    ? обучение через опыт и сотрудничество;
    ? учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
    ? интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);
    ? личностно-деятельностный и субъект-субъект.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.