- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экономическое содержание категорий прибыли и рентабельности.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000639 |
Тема: | Экономическое содержание категорий прибыли и рентабельности. |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 6 ГЛАВА 1. Экономическое содержание категорий прибыли и рентабельности 9 1.1. Прибыль: понятие, виды и их характеристика 9 1.2. Факторы, влияющие на прибыль 18 1.3. Рентабельность, как показатель эффективности деятельности предприятия 21 1.4. Методика анализа прибыли и рентабельности 26 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «ПОЛЮС» 35 2.1. Организационно-экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации 35 2.2. Анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложения , оценка влияния факторов на их изменение 43 2.3. Анализ показателей рентабельности 52 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «ПОЛЮС» 58 3.1. Многовариантные подходы к планированию прибыли 58 3.2. Мероприятия по улучшению результатов деятельности предприятия 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81 ВВЕДЕНИЕ Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, более полно отражающим эффективность деятельности, объём и качество реализованной продукции, состояние производительности труда, уровень издержек обращения. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию деятельности при любой форме собственности. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда работников. Прибыль не только приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов, но и является источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения хозяйственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. В достижении полученных финансовых результатов деятельности предприятия, большое значение имеет экономический анализ прибыли и ее относительного показателя – рентабельности, изучение ее динамики и структуры. Данный анализ является заключительным этапом финансово-хозяйственной деятельности организации, а его цель – оценка финансового состояния организации, выявление неиспользованных резервов повышения прибыли и рентабельности, и на этой основе укрепление финансового положения организации и повышения конкурентоспособности. Целью представленной выпускной квалификационной работы является проведение анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия и разработка на этой основе рекомендаций по их увеличению. Для достижения указанной цели решались следующие задачи: * охарактеризовать основные виды прибыли торгового предприятия; * изучить понятия и методику расчета основных показателей рентабельности; * дать оценку финансово-хозяйственной деятельности торговой организации; * провести оценку прибыли и рентабельности на основе практических материалов предприятия; * провести экономическое обоснование прибыли и рентабельности на перспективу; * разработать рекомендации по повышению прибыли и рентабельности деятельности торговой организации. Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность исследуемой организации. Предмет исследования составляют финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Полюс». Объектом наблюдения выпускной квалификационной работы является ООО «Полюс» р.п. Линево, характеристика деятельности которого представлена в соответствующем разделе работы. Практическая значимость работы заключается в том, что исследование базируется на реально существующем предприятие ООО «Полюс» и содержит основные направления обеспечения выполнения плана прибыли организации. Методической и теоретической основой выпускной квалификационной работы послужила литература по анализу финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерская и статистическая отчетность исследуемого предприятия за 2013-2014 годы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении рассматриваются актуальность выбранной темы, обосновываются цель и задачи исследования. В первой главе работы раскрыто экономическое содержание категорий прибыли и рентабельности в рыночных условиях. Во второй главе проведен анализ прибыли и рентабельности ООО «Полюс» за 2013-2014 годы. В третьей главе осуществлено планирование показателей прибыли и рентабельности ООО «Полюс» на 2015 год и разработаны рекомендации по их достижению. В заключение обобщаются результаты проведенного исследования. ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 1.1. Прибыль: понятие, виды и их характеристика Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия. Чем больше прибыли получает предприятие, тем меньше его потребность в привлечении внешних источников финансирования. При этом, в отличие от других источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, его благополучном финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности ( т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями ( плата за аренду помещения и т.п.). Иначе говоря, прибыль - позитивный результат деятельности предприятия. В. П. Кодацкий утверждает: «Прибыль сегодня - это двигательная сила рынка [29, c. 7]. Именно она определяет решение трех коренных взаимосвязанных проблем: что производить, как производить и для кого». В этой связи исследование проблем теории и практики формирования и использования прибыли обусловлено следующими моментами: * прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики; она представляет собой часть национального дохода, включает стоимость прибавочного продукта и часть необходимого; * прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, цены, кредит, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с ней; * прибыль - один из основополагающих элементов деятельности предприятий и объединений. Как и другие стоимостные категории, прибыль является соподчиненным элементом всей экономической системы общества. Она предопределяет финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, характеризует эффективность производства и гарантирует полноту и своевременность выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой. Прибыль - основной источник финансирования мероприятий по научно-техническому и социальному развитию предприятий и объединений. Поэтому решающее значение для повышения эффективности производства во всех звеньях имеет выявление резервов роста прибыли на основе экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции, повышения производительности труда, сокращения непроизводительных расходов и потерь. Сегодня анализировать и сравнивать этот важнейший показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия, становится все более актуальным для аналитиков, инвесторов, кредиторов, регулирующих и контролирующих органов; * за счет платежей из прибыли формируется значительная часть финансовых ресурсов государства, а в последнее время - основная часть региональных и местных бюджетов, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития Российской Федерации, отдельных регионов, приумножение общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни, что особенно актуально сегодня для отечественной экономики; * прибыль является одной из самых сложных экономических категорий, без изучения которой невозможен научный подход к решению вопросов повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности и ответственности трудовых коллективов в достижении высоких конечных результатов при наименьших затратах. Значение прибыли в условиях формирования экономики можно определить через выполняемые прибылью функции [28, c.220]: • воспроизводственная функция - прибыль является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Его величина во многом определяет перспективы развития, возможности наращивания объемов деятельности; • стимулирующая функция - прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности; • оценочная функция - прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия; • источник доходов бюджета различного уровня - прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджета всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятия в виде налогов. Первая функция прибыли заключается в том, что ей принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации. Чем больше прибыли остается в распоряжении организации, тем меньше ее потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости. В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку организация самостоятельно принимает направления использования прибыли. Чем больше получаемая организацией величина прибыли, тем большая ее часть направляется на ее дальнейшее развитие, тем больше стоимость активов организации, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость организации. Вторая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственников организации. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворяет ряд социальных потребностей. Третья функция связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество финансово-хозяйственной деятельности организации посредством соотношения конечных результатов с производственными затратами. При прочих равных условиях деятельности организации можно считать более эффективной, если ее совокупные затраты обеспечивают большую прибыль и если данная сумма получена с минимальными затратами. Сущность четвертой функции заключается в том, что за счет отчислений от прибыли формируется доходная часть бюджетов различных уровней. Данное формирование осуществляется через систему налогов и сборов, установленных на законодательном уровне и в обязательном порядке уплачиваемых организациями. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико. Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой организации. Анализируя функции прибыли в экономической жизни организации, можно отметить, что прибыль необходима для: • оценки эффективности работы предприятия; • принятия решений, связанных с вложением средств в предприятие; • достижения целей собственников; • использования данных о прибыли прошлых отчетных периодов для прогнозирования деятельности предприятия; • принятия управленческих решений ( необходимо анализировать финансовые результаты для того, чтобы обосновать управленческие решения прошлых и будущих периодов); • определение величины налоговой базы. Назовем основные условия роста прибыли в торговле: • расширение ассортимента товаров; • внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; • отсутствие страха перед коммерческим риском; • разумное использование средств , получаемых от экономии затрат; • оптимизация издержек обращения; • гибкая ценовая политика; •управление прибылью, в частности, контроль прибыли; • углубленное изучение покупательского спроса; • построение эффективной системы материального стимулирования персонала. По источникам формирования прибыли, используемым в ее учете, выделяют прибыль от продаж, прибыль от прочих операций, прибыль от внереализационной деятельности. Прибыль от продаж является как правило, наибольшей частью всей прибыли предприятия, она непосредственно связана с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Под этой прибылью подразумевается разница между выручкой от реализации товаров, себестоимостью товаров и издержками обращения. Прибыль от прочих операций - это прибыль от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающий производств, не включаемая в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Эти финансовые результаты определяются как разница между прочими операционными доходами и расходами. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся: • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счете организации в банке. Прибыль от внереализационной деятельности объединяет различные поступления, не связанные с реализацией продукции. В состав внереализационных доходов включаются: • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций ( включая проценты и другие доходы по ценным бумагам); • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; • поступления в возмещение причиненных организации убытков; • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; • суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; • курсовые разницы; • сумма дооценки (за исключением внеоборотных активов) и др. Конечный финансовый результат деятельности предприятия - прибыль до налогообложения. Прибыль до налогообложения является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли показаны на рисунке 1.1. Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом прибылью и величиной налогов с учетом льгот. Для определения налогооблагаемой прибыли прибыль до налогообложения увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы исключаются: • рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленномпорядке; Рис 1.1. Формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли • доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; • доходы от долевого участия в других предприятиях, прибыль от страховой деятельности, прочие доходы от внериализационной деятельности, суммы отчислений в резервный фонд; • льготы по налогу на прибыль. Направления использования чистой прибыли показаны на рисунке 1.2. Таким образом прибыль в широком понимании является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат деятельности предприятия. Рис. 1.2. Направления использования чистой прибыли Различные виды прибыли дают основание для всестороннего изучения деятельности предприятия. Так, классификация прибыли в зависимости от источников ее формирования, используемых в учете, дает возможность от дельно изучить поступления от основного вида деятельности и оценить размер и характер прочих доходов и расходов. К данному классификационному признаку близок и признак деления прибыли в зависимости от источников формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности [22, c.321]. Выделение маржинальной прибыли позволяет проводить анализ безубыточности работы предприятия. Чистая прибыль является одним из наиболее важных видов прибыли, поскольку ее величина характеризует окончательный результат деятельности предприятия. Выделение налогооблагаемой и не облагаемой прибыли, позволяет оценивать влияние налогообложения на величину прибыли, дает возможность разрабатывать определенные меры по оптимизации налогообложения и прибыли. Классификация видов прибыли в зависимости от рассматриваемого периода позволяет проводить ее анализ и планирование на предстоящие периоды, выявлять наличие определенных тенденций в ее динамике. Выделение прибыли в зависимости от характера ее использования позволяет выносить суждение об объемах финансирования текущей деятельности, выплат собственникам и пр. Классификация видов прибыли показана на рисунке 1.3. Рис. 1.3. Классификация прибыли На формирование прибыли оказывают влияние многочисленные факторы 1.2. Факторы, влияющие на прибыль Факторы, влияющие на прибыль, подразумевают под собой условия ее формирования. Экономические условия могут быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно увеличить или уменьшить затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину прибыли до налогообложения и соответственно величину чистой прибыли [3, с. 40-47]. Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли предприятия. Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы (Табл. 1.1). Таблица 1.1 Факторы, влияющие на прибыль Основные факторы Взаимозависимые факторы Прибыль (убыток) от реализации товаров Объем продажи товаров Прибыль от прочих видов деятельности Цены на реализуемые товары Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям Издержки обращения Прибыль (убыток) от реализации основных фондов Фондовооруженность работников Оборачиваемость и состав капитала Налогоемкость предприятия Численность работников предприятия Взаимозависимые факторы, так же как и основные, сильно влияют на величину прибыли. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико -математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние [4, с. 752]. Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие предприятия может характеризоваться не только ростом реализации продукции и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличением капитала и др. К примеру, издержки обращения сильно зависят от размеров заработной платы и разного рода отчислений. Это в своем роде может увеличить размеры прибыли, но в тоже время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала [15, с. 132]. Величина прибыли также зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению прибыли до налогообложения. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены товаров. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определенных групп товаров [21, с. 128]. Таким образом, на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объемы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга. Однако, несмотря на многообразие видов прибыли, изучение только их абсолютных величин не может дать полного представления об эффективности деятельности предприятия. 1.3. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия При рыночной экономике результаты деятельность предприятия должны оцениваться с помощью определенной системы показателей, главными из которых являются показатели рентабельности. Необходимость использования показателей рентабельности вызывается тем, что сама по себе абсолютная сумма прибыли не позволяет точно оценить доходность предприятия или организации. Это объясняется тем, что многие предприятия оптовой и розничной торговли получают примерно одинаковую сумму прибыли, но вместе с этим масштабы деятельности этих предприятий могут значительно отличаться друг от друга, и следовательно имеют явно отличающиеся затраты, связанные с доведением товара от производителя до потребителя. Поэтому возникает потребность в относительных показателях, в качестве которых и выступают показатели рентабельности. Рентабельность выступает как обобщающий показатель, в котором отражаются результаты всей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций: объем оборота и его ассортиментная структура, производительность труда работников, уровень затрат, наличие непроизводительных доходов, расходов и другие [28, c.6]. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используются различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности. Рассмотрим основные показатели рентабельности, применяемые для оценки эффективности деятельности торгового предприятия. В настоящее время наиболее распространенным показателем оценки эффективности деятельности торгового предприятия служит уровень рентабельности продаж, который определяется следующим образом: %, (1.1) где Рп – рентабельность продаж,%; П – прибыль от продаж, руб.; ТО – товарооборот, руб. Коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли в товарообороте. Иными словами, рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 руб. (100 руб.) оборота. Преимущество данного метода расчета рентабельности заключается в его простоте; ясности, удобстве использования (уровень валютных доходов и издержек обращения также рассчитывается по отношению к товарообороту). При этом прибыль может быть различных видов: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Например, чистая рентабельность (рентабельность конечной деятельности) может быть определена следующим образом: , (1.2) где Ркд – рентабельность конечной деятельности,%; ЧП – чистая прибыль, тыс. р. При расчете этого показателя важно иметь в виду, что в знаменателе показываются: * в розничной торговле – оборот по розничной реализации; * в общественном питании – весь оборот по продажным ценам, включая наценку; * в оптовой торговле – оптовый товарооборот в расчетах по розничным ценам. Так как рентабельность продаж в значительной степени зависит от структуры товарооборота торгового предприятия, следует рассчитывать отдельно и рентабельность реализации конкретных товаров. В этом случае используют следующую формулу: , (1.3) где ИР – индивидуальная рентабельность,%; ТН – сумма торговой надбавки, тыс. р.; ИОТ – издержкоемкость товара, тыс. р.; ТОмг – оборот по товарным группам, тыс. р. Следующим важным показателем рентабельности выступает рентабельность текущих издержек, который позволяет определить эффективность производственных расходов и их окупаемость: , (1.4) где Рио – рентабельность текущих затрат,%; ИО – сумма издержек обращения, тыс. р. Данный показатель определяет величину прибыли на 1 руб. (100 или 1000 руб.) текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия. Однако данный показатель имеет один недостаток – он отражает эффективность только текущих издержек и не показывает как использовались другие ресурсы предприятия (основные средства, оборотные средства, затраты на оплату труда и пр.) В связи с этим важно рассчитать показатель рентабельности использования основных фондов торгового предприятия: , (1.5) где Роф – рентабельность основных фондов,%; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. Так же нужно рассчитать показатель рентабельности использования оборотных средств торгового предприятия: , (1.6) где Рос - рентабельность оборотных средств, %; ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р. Одновременно с этим показателем определяют величину прибыли до налогообложения и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды: , (1.7) где Рзот – рентабельность затрат на оплату труда, %; ФОТ - затраты на оплату труда, тыс. р. Данный показатель рентабельности характеризует размеры прибыли до налогообложения и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Для торгового предприятия важным показателем является рентабельность собственного капитала, на основе которого можно определить период (число лет), в течении которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие: , (1.8) где Рск – рентабельность собственного капитала,%; СК – собственный капитал, тыс. р. Для характеристики других определенных аспектов деятельности торгового предприятия наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств, для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: торговая площадь, численность персонала и пр. [27, c.235]. Для характеристики эффективности использования рабочей силы рассчитывают величину полученной прибыли в расчете на одного работника: , (1.9) где Пр – прибыль одного работника, тыс. р; Ч – численность работников, чел. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. торговой площади характеризуется следующим отношением: м? = , (1.10) где Пм? - прибыль на 1 кв. м. площади магазина, тыс. р.; S – величина торговой площади магазина, . Расчет данного показателя позволяет оценить эффективность использования торговых площадей организации, рациональное использование которых позволяет повысить размер прибыли. В заключении важно рассчитать коэффициент рентабельности совокупных затрат (или ресурсорентабельность), который определяется по формуле: , (1.11) где Рр – ресурсорентабельность, %; Пн(ЧП) – прибыль до налогообложения (чистая прибыль), тыс. р.; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.; ОС – среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.; ФОТ – фонд оплаты труда, тыс. р. Данный показатель характеризует величину прибыли, которая приходится на 1 руб. стоимости всех совокупных ресурсов организации Таким образом, каждый из показателей рентабельности характеризует деятельность предприятия с определенной стороны. В совокупности показатели рентабельности обеспечивают всестороннюю оценку хозяйственной деятельности торгового предприятия. Показатели рентабельности отражают соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в определенные группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур. 1.4. Методика анализа прибыли и рентабельности Целью анализа прибыли и рентабельности является выявление резервов их повышения. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: * проведение контроля за выполнением плана полученной прибыли; тенденциями ее изменения; * динамика изменения прибыли; * определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия; * выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности; * оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности. Источники информации для анализа прибыли: * данные бухгалтерского учета (баланс, форма №2); * показатели деятельности предприятия (издержки обращения, доходы, объем продаж и т.д.); * данные анализа за предшествующие годы; * информация о конъюнктуре рынка; * информация о конкурентах; * индексы цен и др. Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан на данном предприятии. При анализе прибыли определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) плана прибыли, ее увеличение (уменьшение) в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, а также рассчитываются, процент выполнения плана по прибыли, темп ее изменения по сравнению с предыдущими годами. Такой анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от продаж, прибыль финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль). Анализ прибыли торгового предприятия необходимо проводить не только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет, но также путем проведения более углубленного исследования, целью которого является определение и количественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов. Прибыль от продаж зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения. Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле: , (1.12) где - изменение прибыли от реализации товаров за счет изменения оборота розничной торговли; - объем оборота в предшествующем и отчетном периодах; - уровень рентабельности за предшествующий год. Влияние изменения среднего уровня дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле: (1.13) где - - изменение прибыли от реализации товаров за счет изменения дохода от реализации товаров; где - уровень доходов от реализации товаров в отчетном и предшествующем периодах. Влияние изменения уровня издержек обращения определяется по формуле: (1.14) где - изменение прибыли за счет изменения уровня издержек обращения; - уровень издержек обращения в отчетном и предшествующем периодах. При этом, направление влияния изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположный, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот. На прибыль оказывает влияние изменения цен на товары и физический объем реализуемых товаров. Для этого необходимо рассчитать товарооборот в сопоставимых ценах: = , (1.15) где ОТс - сопоставимый оборот; где I– индекс цен. Влияние изменения цен на прибыль определяется: (1.16) где - изменение прибыли от реализации товаров за счет изменения цен; Влияние изменения физического объема на прибыль определяется: (1.17) где - изменение прибыли от продаж за счет изменения физического объема. Расчет влияния факторов: внереализационных доходов и внереализационных расходов на прибыль до налогообложения определяется методом прямого счета (сальдовый прием). Анализируется использование чистой прибыли. В процессе анализа положительно оценивается увеличение доли прибыли, направляемой на накопление. Традиционный подход к анализу прибыли не позволяет установить за счет какой части затрат произошло снижение или увеличение суммы прибыли от реализации, для этого прибыль анализируют на основе маржинального дохода. Маржинальный доход позволяет сделать более объективные выводы о влиянии издержек обращения на изменение с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: