VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическая эффективность проектов ГЧП в РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000162
Тема: Экономическая эффективность проектов ГЧП в РФ
Содержание
     Экономическая эффективность проектов ГЧП в РС(Я)
     Содержание
     
Введение	3
Глав 1. ГЧП как инструмент развития регионов России	5
1.1. Специфика взаимодействия государства и частного бизнеса в проектах ГЧП	5
1.2. Модели, формы и механизмы ГЧП	15
1.3. ГЧП в регионах РФ	22
Глава 2. Особенности реализации проекта ГЧП в регионах зоны севера	26
2.1. Роль проектов ГЧП в регионах зоны Севера	26
2.2. Эффективность проектов ГЧП в Якутии	30
Глава 3. Экономическая эффективность проекта ГЧП	36
3.1. Совершенствование или проблемы	36
Заключение	41
Список использованной литературы	44
Приложение	48
     
     
     
     
     

Введение
     
     Целью настоящей работы является оценка экономической эффективности проектов ГЧП1 в РС.
     Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в экономике.
     Актуальность основа на том что, среди важнейших предпосылок экономического роста многие эксперты называют развитие инфраструктуры (автомобильного и железнодорожного транспорта, энергетики и проч.). Инфраструктурные проекты позволяют стимулировать целые отрасли экономики, например производство строительных материалов, металлургию, а также создавать рабочие места.
     Однако часто бюджетных средств недостаточно для реализации крупных инфраструктурных проектов ввиду дороговизны последних. Кроме того, бюджетные средства расходуются не всегда эффективно с точки зрения соотношения цены и качества результата (value for money). В качестве инструмента распределения проектных затрат, а также распределения рисков между государством и частным бизнесом эффективно используется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
     Для достижения поставленной цели мною будут решаться следующие задачи:
* определить специфику воздействия государства и частного бизнеса в проектах ГЧП;
* рассмотреть модели, формы и механизмы ГЧП;
* изучить опыт реализации ГЧП в регионах;
* выявить роль проектов ГЧП в регионах Севера;
* оценить эффективность проектов ГЧП в Якутии.
     Объектом исследования является государственное частное партнерство. Предметом исследования является реализация проектов ГЧП в Республике Саха (Якутия).
     Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
     При подготовке и написании настоящей работы были изучены работы следующих авторов: Айрапетян М.С., Белицкая А.В., Билль М.В., Варнавский В.Г., Гладов А.В., Губанов И.А., Долгих И.А., Захаров А.Н., Зудин А.Ю., Зусман Е.В., Исупов А.М., Колесников В.В., Левитин И.Е., Макаров И.Н., Овакимян М.С., Родин А., Саидов З.А., Сулейманов Т.Р., Халимовский Ю.А., Чичканова К.В. и д.р.
     
     

Глав 1. ГЧП как инструмент развития регионов России
1.1. Специфика взаимодействия государства и частного бизнеса в проектах ГЧП
     
     Институт государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющий реализовать совместные проекты государства и бизнеса, за рубежом, особенно в странах Европейского союза, появился значительно раньше, чем в России, и доказал свою эффективность.2 Как показывает зарубежный опыт, государственно-частное партнерство способствует разработке инновационных и инвестиционных программ и технологий, развитию социальной сферы (инфраструктуры, здравоохранения, образования).
     Целесообразно проанализировать опыт нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства стран, в которых данный организационно-правовой институт функционирует уже долгое время. Этот опыт может быть полезен для России, которая нуждается в эффективном внедрении государственно-частного партнерства в правовую систему, а также в выработке оптимальных механизмов реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере. Это подчеркивают ряд авторов. Например, Т.Я. Хабриева, А.Н. Захаров и М.С. Овакимян полагают, что "мировой опыт использования ГЧП может помочь России найти свой путь взаимодействия бизнеса и государства"3.
     "Первая концессия во Франции была предоставлена в 1554 году Адаму де Кралонну на сооружение и эксплуатацию канала, а первым крупным концессионным объектом стал Южный канал, который соединил побережье Атлантики со Средиземным морем" 4. Первые попытки нормативно-правового регулирования отношений по поводу концессий в Великобритании датируются XVII в.5 В том же столетии в Северной Америке иностранным гражданам стали выдаваться концессии на землю, реки и строительство дорог6.
     А.В. Белицкая отмечает: "Период широкомасштабного применения концессий пришелся на вторую половину XIX в. Во Франции государство активно привлекало частный сектор для предоставления коммунальных услуг. В 1882 г. был заключен 15-летний контракт с братьями Перрье на поставку воды в город, что заложило традиции построения отраслей коммунального обслуживания на концессионной системе"7.
     Таким образом, институт государственно-частного партнерства в странах Западной Европы формировался примерно 400 лет. Его эффективность проверена временем. Однако роль государственно-частного партнерства в Европе возросла в последние 15 - 20 лет. В.Г. Варнавский связывает это с распространением неолиберальных концепций развития, которое привело к тому, что "в США, Великобритании и других странах мира стал сокращаться государственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения, до этого принадлежавшие государству, стали постепенно передаваться бизнесу"8. И.А. Губанов указывает: "Различные причины способствуют принятию национальными правительствами решений об использовании механизмов ГЧП: это и бюджетные ограничения для всех стран Еврозоны, и потребность в увеличении финансирования государств-членов Центральной и Восточной Европы Европейским союзом, и др." 9.
     Анализируя зарубежный опыт государственного регулирования ГЧП, А.В. Белицкая отмечает, что в Великобритании распространена такая форма финансового сотрудничества государственного и частного секторов, как инициатива частного финансирования (Private Finance Initiative)10. Исследователь цитирует А. Грехема, по мнению которого "инициатива частного финансирования - это и есть государственно-частное партнерство (Public Private Partnership) в современном понимании, и возникло оно в 1992 г., когда Правительство Джона Мейджора объявило о новой концепции управления государственной собственностью"11. Т. Уилсон отмечает, что "основная идея инициативы частного финансирования заключалась в том, чтобы передать в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве функции финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции и управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры субъектам частного предпринимательства"12.
     Таким образом, как показывает зарубежный опыт, задача частной финансовой инициативы сводится к финансированию традиционных для влияния публичных субъектов сфер, которые постепенно стали для государства обременительными. Частная инициатива призвана обеспечить выполнение части государственных функций и принести прибыль частному инвестору - в этом состоит взаимная выгода партнерских отношений. Выгода частного партнера выражается в том, что он после исполнения упомянутых Т. Уилсоном обязательств по эксплуатации, реконструкции и управлению государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры может претендовать на эти объекты или их часть или на продукт, полученный в результате совместной с государственным партнером деятельности. В Российской Федерации государственно-частное партнерство гипотетически может использоваться для приватизации, но неясно, насколько это возможно в современных условиях.
     Так, согласно ч. 14 ст. 3 проекта Федерального закона N 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"  "соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения о государственно-частном партнерстве от одной его стороны к другой". Однако мнения представителей российского законодательного органа о целесообразности данного положения расходятся. Комитет Госдумы по федеративному устройству подготовил поправки, исключающие из текста законопроекта приведенную норму. В качестве альтернативы депутаты предложили объекты соглашения о государственно-частном партнерстве передать инвесторам на праве пользования13. По их мнению, необходимо целевое использование публичного имущества в рамках государственно-частного партнерства, поскольку данный институт призван решать публичные задачи. Следовательно, переход права собственности на имущественный объект соглашения от государственного партнера к частному противоречит публичным интересам. С данной точкой зрения не согласен директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития И. Коваль, утверждающий: "В соглашении будут четко прописаны выполнение сторонами его условий и закрепление целевого использования имущества при условии финансирования частным партнером реконструкции такого объекта и повышения качества предоставляемых услуг. Это нормальная мировая практика".
     Опасения по поводу того, что переход права собственности от государственного партнера к частному в рамках государственно-частного партнерства создает угрозу нецелевого использования объектов, имеющих высокую социально-экономическую значимость, преувеличены, а бороться с нецелевым использованием объектов недвижимости путем сокращения правового инструментария чрезмерно радикально. Предоставление права (в данном случае - права приобретения государственного и (или) муниципального имущества в рамках государственно-частного партнерства) всегда корреспондирует с наложением обязанностей (в данном случае - обязанностей по целевому использованию объектов государственно-частного партнерства), а значит, допускает вероятность их неисполнения. Однако прямой зависимости здесь нет. Тем более зарубежный опыт демонстрирует, что приватизация объектов соглашений о государственно-частном партнерстве способствует развитию государственной экономики.
     И.А. Губанов отмечает, что "... европейское законодательство не регулирует институт ГЧП. Однако существующие общеевропейские "принципы и правила закупок товаров, работ и услуг" 14 устанавливают общий порядок взаимодействия государства и частного субъекта по вопросам реализации проектов в некоторых частично относимых к ГЧП формах".
     В.Г. Варнавский обращает внимание на нормотворческую активность руководящих органов Европейского союза в решении вопросов государственно-частного партнерства15. В 1992 г. появилась первая Директива ЕС, в которой формулировались правила и процедуры по предоставлению контрактов частным компаниям в сфере общественных услуг16. В 1993 г. были опубликованы еще три Директивы ЕС, связанные с предоставлением прав частному сектору в некоторых отраслях, составлявших государственную монополию17. Часть вопросов, касающихся ГЧП, затрагивалась в нормативных актах ЕС по либерализации отдельных отраслевых рынков: электроэнергии, газа, железных дорог18. Наконец, в апреле 2004 г. была выпущена Зеленая книга "Государственно-частное партнерство и законодательство Сообщества по государственным контрактам и А.В. Гладов и А.М. Исупов отмечают, что Франция сегодня лидирует по масштабам использования государственно-частного партнерства19. Однако в этой стране отсутствует единый закон, регулирующий все известные формы государственно-частного партнерства. Каждой форме государственно-частного партнерства посвящены свои нормативные правовые акты, преимущественно административные и гражданско-правовые. Среди них: Закон от 29 августа 2002 г. N 2002-1094 (LOPSI) и Закон от 9 сентября 2002 г. N 2002-1138 (LOPJ), согласно которым частный сектор вправе участвовать в проектировании, строительстве, финансировании и обслуживании объектов для нужд правосудия, правоохранительных органов, армии и Министерства обороны; Постановление от 4 сентября 2003 г. N 2003-850 ("Постановление BEH"), позволяющее частному сектору осуществлять проектирование, строительство, финансирование и обслуживание объектов в сфере здравоохранения; Закон Сапена20, посвященный главным образом борьбе с коррупцией и содержащий нормы, предписывающие представителям оппозиции и Генеральной дирекции по вопросам конкуренции и потребления участвовать в рассмотрении и утверждении контрактов на общественные работы. Соглашения о государственно-частном партнерстве были урегулированы распоряжением Правительства Франции в 2004 г. с принятием Закона от 17 июня 2004 г. N 2004-559. Этим нормативным правовым актом закреплена такая категория договоров, как договор о партнерстве ("contrat de partenariat"), представляющая собой схему государственно-частного партнерства, используемую в любом секторе и в любой сфере деятельности. "Договор о партнерстве можно определить как договор, на основании которого государственное или частное юридическое лицо обеспечивает финансирование, разработку, строительство, реконструкцию, управление и обслуживание инфраструктуры или предоставление услуг за плату, выплачиваемую его государственным партнером на долгосрочной основе. В отличие от договора концессии, договор о партнерстве подразумевает не полную передачу риска, а разделение рисков между государственным органом и его партнером. Вознаграждение частного партнера часто зависит от поставленных задач, в связи с чем частное лицо может подвергнуться большим штрафам"21.
     М.С. Айрапетян22 и А.В. Белицкая23 выделяют схемы государственно-частного партнерства, характерные для стран англосаксонской правовой семьи вообще и Великобритании в частности:
     1) BOT (build, operate, transfer - "строительство, управление, передача") - это классический вариант концессий, когда концессионер строит, а затем и эксплуатирует объект за свой счет и на свой риск. По истечении срока договора, достаточного для окупаемости вложенных средств, объект возвращается государству. У данной схемы есть модификация - ROT (rehabilitate, operate, transfer - "реконструкция, управление, передача"), предусматривающая реконструкцию уже существующего объекта;
     2) BTO (build, transfer, operate - "строительство, передача, управление") - схема, при которой концессионер сразу после завершения строительства передает объект в собственность государства, а уже после осуществляет его эксплуатацию, чтобы возместить издержки и получить прибыль в соответствии с договором. Объект находится в пользовании частного партнера, но без передачи ему права владения;
     3) BOOT (build, own, operate, transfer - "строительство, владение, управление, передача"). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока соглашения, по истечении которого объект возвращается государству. Модификация BOO (build, own, operate - "строительство, владение, управление") предусматривает, что право собственности на объект остается за концессионером на постоянной основе. Некоторые страны используют также обратный BOOT: государство финансирует возведение объекта, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру, который по истечении времени может выкупить его;
     4) специфические схемы: BOMT (build, operate, maintain, transfer - "строительство, управление, обслуживание, передача"), где акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт объекта; DBOOT (design, build, own, operate, transfer - "проектирование, строительство, владение, управление, передача"), где на инвестора возлагается дополнительная функция по проектированию объекта; DBFO (design, build, finance, operate - "проектирование, строительство, финансирование, управление"), где специально оговаривается ответственность частного партнера за финансирование строительства объекта; BBO (buy, build, operate - "покупка, строительство, управление"), при которой государство продает объект частному партнеру, совершенствующему объект для эффективного управления.
     И.А. Губанов выделяет такую особенность государственно-частного партнерства в Великобритании, как его использование в оборонном секторе. В 1996 г. Министерство обороны Великобритании объявило частную финансовую инициативу частью государственной политики по увеличению эффективности размещения заказов для лучшего соотношения цены и качества. При этом государственно-частное партнерство на основе частной финансовой инициативы используется для таких целей Министерства обороны Великобритании, как обучение кадров, производство обмундирования, оборудования, разработка программ поддержки и информационных технологий.
     Соединенные Штаты Америки также демонстрируют высокий уровень эффективности применения государственно-частного партнерства. Как отмечает А.Ю. Зудин, "в 1950-е и 1960-е годы ГЧП в США были инициированы федеральным правительством как инструмент для стимулирования частного инвестирования во внутригородскую инфраструктуру и регионального экономического развития. Правительство Рейгана возобновило свою ориентацию на частное инвестирование путем урезания размеров федерального правительства и его роли в принятии решений на местах. Администрация Клинтона поощряла ГЧП в качестве одного из ключевых компонентов политики развития. Государственно-частные партнерства считаются механизмами нового государственного менеджмента и средством внедрения новых форм управления сквозь существующие организационные границы" 24.
     А.Е. Зятьков приводит данные Национального совета США по государственно-частному партнерству (NCPPP), свидетельствующие, что "ГЧП в США применяется в таких сферах, как водоснабжение, городское хозяйство, жилищное строительство, транспортные проекты, аэропорты и железнодорожные терминалы, платные дороги и тоннели. Государственно-частные партнерства используются в системах общественной безопасности, в частности в системах контроля дорожного движения. Большинство таких проектов относится к ведению штатов и местных властей. Однако в ГЧП участвует и федеральное правительство" 25.
     Важен вопрос о создании и функционировании так называемых органов управления государственно-частным партнерством. Как отмечает В.Г. Варнавский, "в мировой теории и практике отсутствует общепринятое понимание органов управления ГЧП (орган ГЧП, PPP Unit). К ним относятся государственные (агентства, отделы, департаменты), полугосударственные (смешанные компании), а иногда и коммерческие структуры"26 .
     И.Н. Макаров и В.В. Колесников приходят к выводу, что "в целях оптимизации механизмов государственно-частного партнерства, управления им и контроля за результатами его деятельности, а также качеством производимой продукции и предоставляемых услуг мировая практика предусматривает формирование институтов, осуществляющих надзорные и регулятивные функции. При этом практикуются три основных подхода: создание единого органа (чаще всего в форме агентства) по государственно-частному партнерству для всех секторов национальной экономики; создание специальных органов (агентств) для групп связанных секторов (отраслей) экономики; создание отдельного органа (агентства) для каждого сектора экономики (отрасли народного хозяйства)" 27.
     В.Г. Варнавский выделяет основные функции органов управления государственно-частным партнерством:
     1) выработка политики, принципов и методов государственно-частного партнерства, продвижение ГЧП, подготовка нормативно-правовой базы, стандартизация проектов;
     2) координация деятельности органов государственной власти, занятых в проектах государственно-частного партнерства; оказание государству и бизнесу услуг по экспертизе проектов; помощь в технических вопросах, информационное, консультационное сопровождение проектов; помощь в досудебном разрешении споров, возникающих между участниками проектов;
     3) обучение и переобучение чиновников;
     4) контроль и мониторинг проектов 28.
     В Российской Федерации нет развитой системы органов управления государственно-частным партнерством. На наш взгляд, это препятствует выработке единой государственной политики относительно данного организационно-правового института.29 Такую систему необходимо создавать с учетом социально-экономических и политических реалий, а также в соответствии с законодательством.
     
1.2. Модели, формы и механизмы ГЧП
     
     Гипотеза о существовании различных форм государственно-частного партнерства, равно как и о смысловом наполнении термина "форма государственно-частного партнерства", пока не нашла законодательного закрепления на федеральном уровне30. 
     В то же время правоприменительная практика разграничивает соглашения о государственно-частном партнерстве в различных формах31. Под формой ГЧП следует понимать ту или иную организационно-правовую модель реализации соглашения (проекта)32.
     Таким образом, формой государственно-частного партнерства может быть соглашение, предполагающее создание государственным и частным субъектами объекта в совместную (долевую) собственность; соглашение, по которому один из партнеров предоставляет земельный участок, на котором другой партнер возводит объект недвижимого имущества и эксплуатирует его, или же концессионное соглашение.33
     Действующее законодательство РФ позволяет использовать основные модели ГЧП, такие как:
     - концессионная модель (согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессиях)), предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения;
     - основанные на частной собственности на объект модели ГЧП, структурируемые в соответствии с общими положениями законодательства Российской Федерации.
     Каждая из указанных моделей имеет свои особенности, и выбор в пользу той или иной модели должен быть сделан инициатором проекта.
     Законодательство Российской Федерации позволяет структурировать разные модели ГЧП (Build - Own - Operate ("строить - владеть - эксплуатировать") (BOO), Build - Own - Operate - Transfer ("строить - владеть - эксплуатировать - передавать") (BOOT) и др.), основанные на частной собственности на объект.
     Так, при реализации нескольких проектов в сфере коммунальной инфраструктуры в Москве, в частности реконструкции и эксплуатации мусоросжигательного завода N 334 и строительстве и эксплуатации производства (завода) гипохлорита натрия35, применена модель BOOT, в рамках которой между субъектом Российской Федерации и инвестором заключен инвестиционный контракт (договор о реализации проекта), согласно которому:
     - субъект Федерации предоставляет проектной компании инвестора земельный участок в аренду, а также в случае реконструкции передает ей подлежащий реконструкции объект;
     - проектная компания организует привлечение финансирования, а также проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объекта;
     - после ввода объекта в эксплуатацию право собственности на объект регистрируется на проектную компанию и сохраняется за ней на период до завершения рефинансирования инвестиционных затрат инвестора;
     - субъект Федерации обеспечивает полную загрузку построенного (реконструированного) объекта в течение периода эксплуатации проектной компанией на срок до окончания рефинансирования;
     - по завершении рефинансирования контроль над объектом переходит к субъекту Федерации в результате перехода права собственности на 100% акций проектной компании - собственника объекта.36
     Важно отметить, что юридически рефинансирование оформляется как выплата субъектом РФ покупной цены за акции проектной компании - собственника объекта. Покупная цена покрывает инвестиционные затраты и выплачивается частями в течение периода эксплуатации при условии надлежащего строительства и эксплуатации объекта.
     Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации позволяет структурировать проект по модели BOOT. При этом схема рефинансирования проекта зависит от того, будет ли государством принято решение о платной эксплуатации объекта:
     - проект может предусматривать рефинансирование затрат инвесторов за счет получаемой от эксплуатации объекта прибыли, например в случае реализации проекта, предусматривающей эксплуатацию платной автомобильной дороги, в виде собираемой с пользователей объекта платы за проезд (модель прямого тарифа, real toll), либо
     - рефинансирование может осуществляться государством (Российской Федерацией или субъектом РФ) или муниципалитетом, например, в форме оплаты выкупной цены за акции проектной компании - собственника объекта либо при условии надлежащей эксплуатации объекта исходя из пригодности объекта для использования и показателей его использования (платеж за эксплуатационную готовность (availability payment).37
     Таким образом, достоинством основанных на частной собственности моделей ГЧП является большая степень свободы сторон в структурировании проекта, что может быть использовано в проекте для повышения заинтересованности частных инвесторов. Но ввиду фрагментарности правового регулирования на федеральном уровне (федеральный закон о государственно-частном партнерстве, который должен предусматривать различные модели, до сих пор не принят) и ограниченного перечня оснований для расходования бюджетных средств по Бюджетному кодексу РФ следует отметить, что эффективная реализация проекта ГЧП по неконцессионным моделям (BOOT, BOO и др.) может быть обеспечена путем принятия на уровне субъекта РФ специального законодательства о ГЧП, как это было сделано, например, в Санкт-Петербурге38, где соответствующий закон позволяет использовать различные модели ГЧП, а также в Томской области39 и многих других субъектах Российской Федерации.
     В последнее время наибольшую поддержку со стороны государства получила концессионная модель. Несомненным ее достоинством с юридической точки зрения является наличие регулирования на уровне федерального закона. Кроме того, принятый в 2005 году Закон о концессиях неоднократно существенно дорабатывался, в результате чего многие его первоначальные недостатки, выявленные практикой применения, были устранены.
     Закон о концессиях прямо предусматривает строительство и реконструкцию частным инвестором (в терминологии Закона о концессиях - концессионером) автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, тоннелей; объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта; морских и речных портов, аэродромов и аэропортов; коммунальной инфраструктуры и др.
     Право собственности на объект сохраняется за государством или муниципалитетом (в терминологии Закона о концессиях - концедентом), который предоставляет концессионеру на срок окупаемости проекта право владения и пользования объектом в целях его эксплуатации для возмещения инвестиционных затрат и извлечения прибыли. Таким образом, концессионная модель, не предусматривающая частной собственности на объект, предоставляет концеденту возможность полностью контролировать проект и дает ему большие в сравнении с иными моделями ГЧП юридические гарантии.
     Закон о концессиях предусматривает также предоставление концессионеру земельных участков под строительство (реконструкцию) объекта в аренду на срок действия концессионного соглашения, а также позволяет передать концессионеру иное имущество для осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности.
     Со стороны государства в концессионном соглашении могут выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет, представленные соответствующими органами исполнительной власти.
     Концессионером могут выступить как российское, так и иностранное юридическое лицо либо консорциум, состоящий из двух или более юридических лиц (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о концессиях). Обычно в целях участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, по результатам которого заключается концессионное соглашение в силу ч. 1 ст. 13 Закона о концессиях, а также последующей реализации проекта заинтересованные лица (инвесторы) специально создают концессионера в виде проектной компании, в отношении которой заключается соглашение о совместном предприятии, которое определяет цель деятельности предприятия, структуру управления концессионером, а также другие права и обязанности участников консорциума и сферы их ответственности.
     В целом концессионное соглашение предусматривает строительство и эксплуатацию объекта соглашения за счет частных инвестиций, привлеченных концессионером. Помимо акционерного финансирования основных инвесторов (акционеров концессионера), в финансировании таких проектов участвуют крупные частные банки, инвестиционные и пенсионные фонды. Необходимыми условиями привлечения банковского финансирования в проект будут инструменты, позволяющие финансирующим организациям контролировать реализацию проекта и предотвратить расторжение концессионного соглашения по вине концессионера, в частности, заключение между концедентом, концессионером, подрядчиком строительства (реконструкции) объекта и эксплуатирующей организацией (оператором) и финансирующими организациями прямых соглашений, обеспечивающих защиту интересов банков, в частности с использованием механизма замены концессионера в случае возникновения угрозы дальнейшей реализации проекта (step-in).
     В соответствии с Законом о концессиях в действующей редакции допускается замена концессионера без проведения конкурса (step-in), если это предусмотрено прямым соглашением, в случае нарушения им существенных условий концессионного соглашения или если его деятельность привела (или может привести) к причинению вреда жизни или здоровью людей. Решение о замене концессионера принимается концедентом по согласованию с кредиторами. Единственным требованием к новому концессионеру является его соответствие требованиям к участникам конкурса, установленным российским законодательством и первоначальной конкурсной документацией.
     Кроме того, последние изменения Закона о концессиях (Федеральный закон от 21.07.2014 N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях") отменяют запрет на уступку прав и обязанностей по концессионному соглашению до ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, предусмотренный в первоначальной версии Закона о концессиях. В результате права по концессионному соглашению могут быть использованы в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами уже на начальном этапе реализации проекта. Кроме того, использование такой уступки прав в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами теперь допускается в любых концессионных проектах, а не только для проектов в сфере коммунальной и автодорожной инфраструктуры (как было предусмотрено Законом о концессиях ранее).
     Закон о концессиях в действующей редакции предусматривает ряд гарантий для концессионера на тот случай, если принятые законы увеличивают совокупную налоговую нагрузку на концессионера или ухудшают положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения. В таких случаях концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме, предусмотренном концессионным соглашением, путем 
     (i) увеличения размера платы концедента, 
     (ii) увеличения срока концессионного соглашения (с согласия концессионера), 
     (iii) увеличения размера расходов концедента на строительство объекта или 
     (iv) предоставления концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий.40
     

1.3. ГЧП в регионах РФ
     
     Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству был одобрен проект модельного регионального закона "Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства". В ряде субъектов Российской Федерации приняты свои законы о ГЧП на основе модельного закона, в некоторых - независимо от него.41
     Для удобства восприятия основные сведения о законах субъектов Российской Федерации систематизированы в таблице 1.
Таблица 1
      Сведения о законах субъектов Российской Федерации42
 Субъект(ы) РФ 
 Схемы ГЧП 
 Сферы 
 Распределение 
 рисков 
Модельный закон 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта 
Транспорт, системы ЖКХ, энергоснабжение и распределение энергии, государственное и муниципальное управление, правопорядок и безопасность, связь, использование природных ресурсов, здравоохранение, воспитание, культура, спорт, образование, туризм, рекреация, иные 
Распределение рисков - существенное условие соглашения о ГЧП. Предусмотрены конкретные варианты выплат из бюджета в пользу частного партнера 
Санкт-Петербург 
7 схем по соглашению о ГЧП, концессия, "иные формы" 
Образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, физическая культура, спорт, культура, туризм, транспортная и инженерная инфраструктура, инфраструктура связи и телекоммуникаций 
Предусмотрены конкретные варианты выплат из бюджета в пользу частного партнера 
Калининградская область 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта 
Как в модельном законе 
Варианты распределения рисков не указаны 
Удмуртская 
республика 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта 
Общественная инфраструктура 
Варианты распределения рисков не указаны 
Челябинская 
область 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта. К ГЧП отнесено инвестирование, поставка товаров, бот и услуг для государственных нужд 
Как в модельном законе, дополнительно жилое и нежилое строительство, инновационное промышленное производство, агропромышленность 
Варианты распределения рисков не указаны 
Ямало-Ненецкий автономный округ 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта 
Как в модельном законе 
Варианты распределения рисков не указаны. Предусмотрена возможность компенсации минимального трафика или объема потребления частному партнеру 
Республика Алтай 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта; концессия, "иные формы". К ГЧП отнесено инвестирование, предоставление госимущества 
Как в модельном законе, инновации, сельскохозяйственная деятельность 
Варианты распределения рисков не указаны. Предусмотрена возможность субсидий на восполнение затрат или недополученных доходов 
Республика Калмыкия 
Конкретные схемы ГЧП не предусмотрены, названы варианты финансового и имущественного участия публичного субъекта. Формами ГЧП названы участие в уставных капиталах и реализация инвестиционных проектов 
Как в модельном законе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%