VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическая деятельность фирмы и ее результаты

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008766
Тема: Экономическая деятельность фирмы и ее результаты
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
(ГОУВПО ТвГУ)


ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отделение профессиональной подготовки в сфере экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Экономическая деятельность фирмы и ее результаты»



Выполнил:
Студентка 1-го курса 
Отделения профессиональной
подготовки в сфере экономики и менеджмента по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Борисова Е.В.
Научный руководитель:

К.э.н., доцент кафедры  Генг В.А.

                                                                  ______________________________
                                                                          (подпись научного руководителя)

Тверь 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

        Введение	3
       Глава 1. Экономическая деятельность фирмы и ее       результаты.	5
           Экономическая деятельность фирмы.	5
Результаты экономической деятельности фирмы.	11
Подходы (методы, приемы) к оценке результатов экономической деятельности фирмы	19
       ГЛАВА 2. Экономическая деятельность и результаты деятельности ОАО «Вышневолоцкий мебельно-   деревообрабатывающий комбинат» .	35
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат»	35
       2.2. Анализ результатов деятельности ОАО «Вышневолоцкий      мебельно-деревообрабатывающий комбинат»	36
      Заключение	41
     Список литературы	43
    Приложение 1	45
      Приложение 2	50

      
      
      
      
      
     ВВЕДЕНИЕ
     Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики. Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия. Предприниматель, объединяя в одном производственном процессе ресурсы (труд, земля, капитал) создает предприятие (фирму). 
     Фирма является довольно сложной системой, соединяя  людские и материальные ресурсы, она требует эффективного управления, что невозможно без сбора и анализа информации о разнообразных явлениях и процессах, протекающих в ней. Принимая те или иные управленческие решения, хозяйствующие субъекты должны учитывать возросшее влияние внешних факторов, неопределенность рынка, чтобы постоянно поддерживать гибкость своего функционирования. 
     Изучению вопроса деятельности фирмы посвящено  много литературы, такой как Экономика предприятия, Экономика фирмы и многой другой.   Объектом рассмотрения в данной работе является самостоятельная хозяйственная единица (фирма), осуществляющая свою деятельность на территории  РФ,  в соответствии с действующими законами и нормативными актами. 
      Предметом изучения является экономическая деятельность фирмы.
      Целью курсовой работы является рассмотрение экономической деятельности фирмы на примере   ОАО «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат»   и результатов ее деятельности за период  2014 по 2015 годы.
       Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующее:
      раскрыть понятие экономической деятельность фирмы и ее результаты; 
      изучить  подходы (методы, приемы) к оценке результатов экономической деятельности фирмы;
       рассмотреть экономическую деятельность фирмы и ее результаты на примере ОАО «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат».                                                                                                                  Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. 
      В первой главе раскрываются понятия экономической деятельности фирмы, результаты деятельности фирмы, методы (приемы, подходы) к оценке этих результатов. Первая глава состоит из трех параграфов.    Во второй главе рассматривается экономическая деятельность конкретной фирмы, а именно, ОАО «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат» и результаты ее деятельности за 2014 и 2015  годы.
     В заключении описаны основные выводы о проделанной работе.
     В списке литературы перечислены все источники литературы, используемые для написания работы.
     В приложении вынесены таблицы, используемые в написании работы.













ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
  Экономическая деятельность фирмы.
      В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности переместился к основному звену всей рыночной экономики — предприятию. Здесь предприятие выступает  как самостоятельный и равноправный субъект экономической деятельности. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии организуется производственный процесс, разрабатываются стратегические, текущие и оперативные планы, осуществляется эффективное управление — менеджмент. Здесь происходит инновационная и инвестиционная деятельность, принимаются меры по экономному использованию финансовых ресурсов. Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.1  
      Под понятием «фирма» понимается организация, осуществляющая в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенная правами юридического лица, имеющая собственное название и прошедшая требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах.2
     В научной литературе широко используются не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма».
      В зарубежной литературе обычно употребляется понятие "фирма", в советской и российской экономической литературе более распространено понятие "предприятие". Хотя в точно значении слова под предприятием понимается организация, которая занимается одним видом деятельности и выполняет определенные функции по производству товаров и услуг, а под фирмой понимают организацию, которой характерны различные виды деятельности или которая представляет собой объединение предприятий, тем не менее, понятия "фирма" и "предприятие" часто употребляются как синонимы. Фирма- это наименование, под которым предприятия выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.3
     Являясь субъектом хозяйствования, предприятие выступает как юридическое лицо. 
     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.4 
        Понятие экономической деятельности вводит Конституция РФ. Именно в ней,  впервые упоминается данный вид деятельности, который представляет собой деятельность коммерческих, некоммерческих организаций в сфере гражданского оборота.
     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.5
     Экономическая деятельность, как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.
     Экономическая деятельность — это не только собственно производство и реализация продукции, но и иные ее стадии.
     Выделяют организационную, то есть стадию до начала эксплуатации. Сюда относятся регистрационные процедуры, лицензирование, согласование предпринимательства с государственными инстанциями. Далее следует эксплуатационная стадия. Это непосредственное производство продукции. И наконец, послеэксплуатационная стадия: обмен, распределение продукции, средств, а также уплата налогов, статистическая отчетность.
     Основополагающим элементом деятельности предприятия является выбор субъектом деятельности– юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вида экономической деятельности. 
     В дальнейшем от этого выбора зависит возможность реализации хозяйственных интересов в конкретной сфере экономических отношений, возможность получения лицензий и выбора соответствующей системы налогообложения, размер ставок страховых взносов и много многое другое. Для целей описания экономики целесообразно строить структуру классификации видов экономической деятельности таким образом, чтобы объекты классификации (виды деятельности) включали все или почти все виды деятельности, осуществляемые в какой- либо отрасли. В этом случае группировки видов экономической деятельности по наименованию совпадают с группировками предприятий, образующих отрасль, которым присущи эти виды экономической деятельности. В указанном смысле отрасль представляет как бы сборку различных видов экономической деятельности. 
     В России существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), из которого при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо подобрать коды видов предпринимательской деятельности (коды ОКВЭД). В соответствии с Федеральным законом от  23.12.2003  №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 1 января 2004 года в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), включены сведения о кодах по ОКВЭД.
     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (сокращенно ОКДП) представляет собой систематизированный свод классификационных группировок соответствующих объектов классификации.
     ОКДП является составной частью общей системы классификации и кодирования экономико-статистической информации. ОКДП предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.6
     	Сферой применения ОКДП являются ведомства, организации и предприятия всех форм собственности, функционирующие на внутреннем рынке. ОКДП обеспечивает информационную поддержку решения следующих задач:
      1) организации «горизонтальных» связей в производственной сфере между производителями и потребителями продукции и услуг; 
     2) обеспечения системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке; 
     3) предоставления информации об отечественной продукции на рынках зарубежных стран посредством ее перекодировки через соответствующие переходные ключи;
      4) организации и обеспечения функционирования системы налогообложения предприятий;
      5) реализации комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике;
      6) создания информационных систем для обеспечения функционирования бирж и торговых домов с выходом на международные электронные системы передачи данных, действующие в рамках комплекса стандартов ISO «ЭДИФАКТ»;
      7) использования кодов ОКДП с системой переходных ключей в качестве языков запроса при работе с международными банками данных в информационно-вычислительных сетях.7
       Объекты классификации ОКДП – виды экономической деятельности, продукция и услуги – в свою очередь являются основными классификационными признаками предприятий.
     Экономическую деятельность фирмы можно разделить на два вида:
Коммерческую (все операции с продукцией после ее производства: транспортировка, перепродажа, хранение и т.д.);
Производственная (непосредственное производство продажа продукции).
Можно сказать, что коммерческая деятельность вторична по отношению к производственной, то есть не может быть на рынке фирм, осуществляющих только коммерческую деятельность, потому что кто-то должен ее еще и производить.8















             1.2. Результаты экономической деятельности фирмы.
     
         В широком смысле под  результатами деятельности предприятия понимается всякое следствие процесса производства, все то, причиной чего является процесс производства. Такое широкое понятие результатов производства позволяет их классифицировать на экономические, социальные, политические, экологические результаты и т. д. Под экономическими результатами имеют в виду производственные и финансовые  результаты. Производственные результаты - это продукция, работы, услуги, оказанные предприятием сторонним организациям. 
     Продукт- изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате использования которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую цену. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Общество как совокупный потребитель заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент; прическа, а не стоимость этой услуги).
     Услуга — такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественную форму продукта, добавляет к его первоначальной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются ремонт бытовой техники, перевозка грузов, мелирование, рекламирование товара. Выделяют услуги социальные и культурно-бытового назначения. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в натуральных (физических) единицах измерения (шт.,т, м и т.д.). 
     Учет в натуральных единицах измерения осуществляется в том случае, если продукция однородна по назначению и содержанию.9
          В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов кроме натуральных единиц измерения применяются условно-натуральные единицы измерения. 
         Данный измеритель целесообразен в том случае, когда производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, но разных по назначению. 
          Стоимостный измеритель позволяет получить сводные данные на любом уровне обобщения (от отдельных видов продукции, производимых одной фирмой, до народного хозяйства в целом). Основой учета продукции является денежный измеритель. В зависимости от полноты общественно необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой. 
          В рыночной экономике и себестоимость, и цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер. Однако условия рыночной конкуренции приводят к выравниванию, стандартизации цен, что делает их гораздо более объективным инструментом для оценки объема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая всегда остается индивидуальной вследствие различий в производстве.
          Для измерения объема работы услуг может применяться трудовой измеритель в затратах рабочего времени (часах). Вся продукция, производимая в рамках хозяйствующего субъекта, должна соответствовать установленным требованиям, стандартам, должна быть сертифицирована.10

          Под финансовыми результатами понимают затраты на производство и реализацию продукции, выручка от реализации продукции (общая сумма денежных средств или имущество в денежном выражении, полученные производителем за реализацию продукции), доходы, расходы и прибыль от прочей реализации, внереализационные доходы, расходы и прибыль.
           Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
          Под выручкой понимается сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.11  
          Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются тремя признаками:
     1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;
     2) целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);
     3) определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.
     Сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу), называется себестоимостью.  Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию».12 
       Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и входит в систему управленческого учета, т.к. именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений.
          По способу просчета себестоимость делится на плановую, нормативную и фактическую.
          Плановая себестоимость определяется по плановым нормам расхода и плановым ценам и тарифам.
          Нормативная  себестоимость — по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам.
          Фактическая себестоимость отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на производство и сбыт.
           Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. 
          Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.13 В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в Отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
     В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:
      1) расходы по обычным видам деятельности;
      2) прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы).
      Классификация расходов и их состав представлены в таблице 1.1 Приложения 1
     При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:
     материальные затраты;
     затраты на оплату труда;
     отчисления на социальные нужды;
     амортизация;
     прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).
     На основе Налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтерскому учету министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Классификация таких затрат производится по ряду признаков, представленных в таблице 2 Приложения 1.
          Имеются и другие признаки классификации затрат на производство и продажу продукции, некоторые из которых важны для управленческого учета. Релевантные затраты (принимаемые в расчет) – это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению. Релевантные затраты, как минимум, должны покрываться в цене для того, чтобы компания осталась на рынке. Нерелевантные затраты (не принимаемые в расчет) – это затраты, которые необходимо исключить при принятии окончательного решения.14
          Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.15
          Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня. 
            Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения. В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятий в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода.
     Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.16При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты-прибыль отсутствует. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки - это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.17
     Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.



























 Подходы к оценке результатов экономической деятельности фирмы 
     Анализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале.
     Классификация видов анализа хозяйственной деятельности фирмы исходит из основных функций управления, к которым относятся:
     1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации);
     2) анализ предшествующего (ретроспективного) и настоящего состояния экономики фирмы;
     3) прогнозирование состояния экономики фирмы при различных вариантах развития (наихудших и наилучших условиях);
     4) учет и контроль параметров производства (оперативный, финансовый и статистический);
     5) стимулирование достижения результативности деятельности фирмы (финансовых результатов);
     6) анализ результативности деятельности фирмы и подготовка информации к очередному производственному циклу.18
Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может регулярно проводиться в краткосрочные (неделя, декада, месяц) и долгосрочные периоды (квартал, год, несколько лет). Кроме того, анализ может осуществляться специализированными аналитическими службами, собственниками предприятия, органами управления, поставщиками, покупателями, аудиторскими фирмами, кредитными и финансовыми органами, т. е. различными субъектами хозяйствования.
По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, системный и локальный анализ. Виды анализа приведены в табл. 3 Приложения 1.
     Методы анализа хозяйственной деятельности — это совокупность приемов, применяемых для обработки информации о работе предприятия. Эти приемы составляют основу методик анализа, в которых описывается подробное содержание показателей и этапов проведения анализа. Различают общие, типовые и частные методы и методики проведения анализа. 
     Общая методика представляет собой такую совокупность этапов и приемов аналитической работы, которая присуща любым процессам, происходящим на предприятии.
     Типовая методика — это общая методика, применимая для разных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли в отношении конкретных вопросов, поставленных для выполнения соответствующих задач.
     Традиционными общими способами (приемами) обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравнение, сводка и группировка, балансовый метод, графический анализ, табличный метод, методы определения относительных и средних величин, моделирование и оптимизация.19
     Сравнение — это прием, позволяющий выразить характеристику одного явления через другое. В практике анализа хозяйственной деятельности предприятия производится сравнение анализируемых показателей с нормативными, отчетными, плановыми, максимальными, минимальными, оптимальными, с показателями предшествующих периодов (ретроспективный анализ) и т. д. Применение приема сравнения требует приведения показателей в сопоставимый вид. Сопоставимость показателей предполагает тождество объемных и стоимостных характеристик, структурных составляющих, равенство промежутков времени, за которые вычислены сравниваемые показатели.
     Группировка — это прием, с помощью которого генеральная совокупность показателей разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризующих группы и всю совокупность анализируемого объекта. 
     Группировки осуществляются, как правило, в табличной форме.
        Таблицы, в которых отражаются соотношения, пропорции двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых равны, называют балансовыми. Балансовые таблицы широко используются предприятиями и в целом по отраслям, регионам, и в национальном счетоводстве. Это балансы имущества и обязательств, балансы доходов и расходов, балансы поступлений  и использования товарно-материальных ценностей и т. д.
          Все вышеперечисленные методы, используемые в анализе хозяйственной деятельности предприятия, должны использовать показатели, имеющие количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные величины показателей характеризуют явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и т. д. Относительные величины показателей характеризуют соотношение изучаемого явления с базовым, сравниваемым. Отношение выражается в форме коэффициентов, удельных весов, процентов.20
          С помощью вышеперечисленных приемов осуществляются анализ, диагностика и оценка состояния хозяйственной деятельности фирмы. Однако на практике достаточно часто необходимо максимизировать, минимизировать или рационализировать те или иные факторы развития. Тогда применяются экономико-математические методы, к которым относятся методы линейного программирования, динамического программирования, математическая теория игр, матричные методы анализа, теория нечетных множеств, математическая теория массового обслуживания и др.
        Методы линейного программирования основаны на решении системы линейных уравнений (с преобразованием в уравнения и неравенства), когда зависимость между изучаемыми явлениями функциональна. К ним относятся симплексный и распределительный методы. Методы динамического программирования применяются при решении оптимизационных задач, в которых целевая функция или ограничения, или и то и другое характеризуются нелинейными зависимостями.
        Математическая теория игр исследует оптимальные стратегии в ситуациях игрового характера. К ним относятся ситуации, связанные с выбором наивыгоднейших производственных решений, системы научных и хозяйственных экспериментов, с организацией статистического контроля, хозяйственных взаимоотношений и т. д.
          Матричные методы анализа основаны на линейной и векторно-матричной алгебре. Применяются для изучения сложных и высокоразмерных структур, как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий и их объединений. 
          Теория нечетких множеств относится к числу прикладных математических моделей, поскольку направлена на решение прикладных задач и возникла из чисто практических потребностей, а использует математические методы.
   Диагностика и анализ финансового состояния предприятия
          Диагностика может осуществляться в виде экспресс-анализа в короткий промежуток времени и фундаментального анализа, который требует более длительного времени. Основным источником информации является бухгалтерский баланс и приложения к нему, характеризующие изменение финансового состояния предприятия за истекший год. Различают шесть основных методов финансового анализа:
     • горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
     • вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
     • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
     • анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
     • сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
     • факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.21
     Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:
     1) общая стоимость имущества организации;
     2) стоимость иммобилизованных (т. е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества;
     3) стоимость мобильных (оборотных) средств;
     4) стоимость материальных оборотных средств;
     5) величина собственных средств организации;
     6) величина заемных средств;
     7) величина собственных средств в обороте;
     8) чистый оборотный капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами, и т. д.
     Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.
     В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:
     • валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;
     • темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
     • собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;
     • темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.
          Показатели ликвидности
           Показатели ликвидности характеризуют способность .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%