VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004895
Тема: Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации
Содержание
Содержание



Введение …………………………………………………………………………3-5



Глава 1. Теоретические подходы к применению метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста ………………



1.1 Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания …………………………………………………………………. 5-7

1.2 Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО ……………………………………………………………………. 8-13

1.3 Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………13-19

Глава 2. Экспериментальное исследование применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников

2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………20-26

2.2 Организация проектной деятельности с целью экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………26-30

2.3 Результат опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию ………………………………………………………………30--36

Заключение ………………………………………………………………36-38

Список литературы ………………………………………………………39-42

Приложение …………………………………………………………………43-45




Вступление.



Задача экологического воспитания в настоящее время является крайне востребованной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека фактически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:

- семья;

- детские дошкольные учреждения;

- школа;

-внешкольные воспитательные учреждения;

-воспитательная работа в летний период;

- средства массовой информации;

- самовоспитание.

В настоящее время необходимо говорить об образовании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает целенаправленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на миропонимание.

Таким образом, цели экологического воспитания:

 • помогать пониманию сути глобальных задач экологии,

 • подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,

 • развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к обществу и среде его обитания. 

 

Задачи: 

• образование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля - наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней; 

• обучение школьников способам познания окружающего мира;

 • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, знания вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

• физическое становление учащихся, образования у них потребности в здоровом образе жизни;

 • выработка ответственности за собственные благополучия (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

 • становление начального навыка охраны природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта общества в отношении к природе как источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена становлением нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе образования знаний принимать альтернативные решения;

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и общественные критерии при выполнении определенных дел в разных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Тут главное развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе,

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и моральные чувства к природе;

- позитивные действия в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Направления реализации программы.

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания:

- экологическое воспитание учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

- активное вовлечение младших школьников в посильные для них фактические дела по охране местных природных источников. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц и т.д.

Работа по экологическому воспитанию ведется во внеурочное время, на классных часах.

Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания младших школьников, в настоящее время применяются такие инновационные формы, как природоохранительные акции и экологические проекты.

Акции - это общественно значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-нибудь датам, событиям, имеющим социальное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции в школе проводятся к значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), день Земли (22 апреля) и др.





1. Теоретические подходы к применению метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста



Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитании.

 Метод проектов, разработанный зарубежными педагогами, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными начала XX века, долгое время был предан забвению. Его возрождение началось с 1990-х годов. Однако применение метода проектов в современных условиях требует специального историко-педагогического анализа, который позволил бы выявить подходы основоположников этого метода к определению его сущности, специфики, причины возникших при его применении проблем. Особого внимания заслуживают подходы к применению метода проектов в области воспитания, поскольку до сих пор воспитательному потенциалу метода проектов уделялось крайне мало внимания, мало востребованными остаются подходы отечественных ученых 1920-х годов, применивших метод проектов в области воспитания. Этот факт обусловил и постановку задач нашего исследования. Будучи заявленным зарубежными специалистами как метод обучения, образования, метод проектов до сегодняшнего дня остается в той же интерпретации и в российских изданиях, что, на наш взгляд, существенно ограничивает его использование и не вполне соответствует представлениям основоположников метода проектов о его педагогическом потенциале. Исходя из этих предположений, мы предприняли в настоящем параграфе историко-педагогический анализ метода проектов, нацеленный на выявление предпосылок его применения в современных условиях в области воспитания. Мы обратились к некоторым страницам истории отечественной педагогики, а также к научно-педагогическим работам конца XX — начала XXI века, в которых предпринимаются попытки переосмысления подходов к оценке возможностей метода проектов и его применения в современных условиях.

Как показал проведенный нами историко-педагогический анализ, истоки метода проектов находятся в философско-педагогических концепциях и образовательной практике сельскохозяйственных школ США конца XIX века. Его называли также «методом проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Кильпатрика. Практическое применение своей теории Дж. Дьюи осуществлял в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете (1896-1904 гг.).

Несмотря на то, что метод проектов возник как метод обучения и разрабатывался его создателями как образовательная технология, в нем изначально предполагался особый развивающий личность потенциал, обусловленный направленностью обучения на «связь с жизнью», на практическое применение полученных знаний, на социализацию ученика, как показывает анализ работ Дж. Дьюи и В.Кильпатрика [65; 66; 91]. Ключевой идеей философско-педагогической концепции Дж. Дьюи являлось утверждение о том, что формирование мышления школьника, выступающее главным результатом обучения, должно основываться на его личном опыте. Дж. Дьюи разработал теорию формирования личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы свободного предпринимательства.

Проектируя трудовую школу, Дж. Дьюи видел ее фундамент в организации творческого труда детей, который и будет сосредоточением всей учебно-воспитательной работы. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в определенном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Поэтому необходимо обращение к проблеме, взятой из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания, умения и навыки, а также искать новые знания, которые позволят достичь поставленной цели. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, работа над проблемой задает ребенка по взаимодействию с социокультурным пространством ближайшего окружения [65; 66].

Теоретические положения, на которых базируется метод проектов, восходят и к ряду других образовательных идей конца XIX - начала XX века. В аналитических исследованиях этот период традиционно связывают с пересмотром теоретических основ образования. Чрезвычайно любопытной представляется причина этого пересмотра - неадекватность уровня развития педагогической мысли и реально существующих образовательных систем. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная за данность развития грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Такой поворот педагогической мысли привел к зарождению концепций «свободного воспитания», поднял волну создания «свободных», «открытых» школ, детских общин, экспериментальной педагогики. Авторов «новой школы», независимо друг от друга проводивших свои исследования во Франции (А.Бине), Германии (В. Лай, Э.Мейман), Швейцарии (Э.Клапаред), Бельгии (О.Декроли), США (Э.Торндайк) и др., объединяла убежденность в необходимости развивать творческие, природные задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

питания.







1.2 «Экологическое   воспитание» младших   школьников   в   свете
реализации ФГОС НОО

В 60е годы ХХ века в России резко обострилась экологическая
обстановка.   Проблемы   природы   приобрели   всеобщий   характер.   Как
следствие, усилилось   внимание   социума   к   вопросам   охраны   окружающей
среды.   В   XXI   в.   желание   побороть   силы   стихии   уступило   место
человеческому   интеллекту: стало   очевидно, что   природу   нужно хранить   и
разумно применять её ресурсы. 
Экология (от греческого olkos –местопребывание и logos – слово) – это
наука   об   отношениях   растительного   и   животного   мира   и   образуемых   ими
между собой сообществ и сообщества с окружающей средой.
Экология  наука относительно молодая, но корнями она уходит вглубь
на   несколько   веков.   Проблема   экологического   воспитания   волновала
европейских педагогов и просветителей еще в XVIIXVIII вв., хотя терминов «экология» и «экологическое воспитание» в то время не существовало.
Классическая   педагогика   утверждала, что   прежде чем   начинать
приобщать   детей   к   природе, тем   богаче   будет   их   жизненный   навык.
Я.А. Коменский   в   XVII   в.   говорил, что   усвоение   людьми   информации
происходит легче всего и лучше в детском возрасте. В своём труде «Великая
дидактика» Я.А. Коменский вывел из законов природы законы воспитания и
обучения, отметив, что образование наибольшую пользу приносит в раннем
возрасте.   В   данный период   детям   легче   привить   полезные   идеи, а   также
поправить имеющиеся недочеты. Я.А. Коменским выведено экологическое
положение о взаимозависимости природы и человека, об их неразрывности, и
подтверждено, что   в   человеческом   обществе   все   процессы   протекают   подобно
природным процессам [18]. За укрепление и становление гуманных чувств ребенка средствами природы высказывались   и   другие   великие   педагоги.

Такие русские просветители   XIX   в., как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, призывали уйти от бездушного формального отношения к
окружающему   миру.   Ими   утверждалось, что   познания   об   окружающем   мире
влияют   на   образование   моральных   качеств   ребенка   и   определяют   его
поведение. Средневековые просветители предлагали давать в школе ребенку
полноценные   познания   о   природе   и   при   помощи   различных   педагогических
средств, форм и способов расширять общение с ней [18].

К.Д.   Ушинский (великий   русский   педагог) являлся   горячим
последователем повышения экологической грамотности у детей, утверждая, что «логика природы есть самая полезная и самая доступная логика для ребенка», и её воспитательное значение в педагогике «мало оценено». В своих книгах «Детский мир» и «Родное слово» К.Д. Ушинский уделял наибольшее внимание
значению   природы   в   воспитании   детей, показывая   её   логику   в   сказках   и
рассказах   для   детей.   У   идей   этого   русского   педагога просветителя
впоследствии оказалось много сторонников.
Создание   нового   отношения   человека   к   природе   –   задача   не   только
общественно-экономическая, но   прежде   всего   нравственная.   Нужно
формировать   у   детей   экологическое   сознание   и   осознаванию   тесной
связи между природой и человеком [18].

Экологическое   сознание      это   не   только   убеждения   и   познания, но   и
экологически грамотное поведение, складывающееся из отдельных поступков (знаний, навыков, действий), целей и мотивов человека. Следственно, это
доказывает, что   образование   экологического   поведения   и   сознания
нужно начинать уже с самого раннего детства в семье и в ДОУ. Задачей
педагогов   является   не   только   дать   детям   новые, но   и   откорректировать, исправить уже полученные до школы знания и умения.
Личностное становление младших школьников во многом связано с такой
компетенцией, как   умение   учиться.   Она   обеспечивается образованием
универсальных учебных действий (УУД)  общностью методов и учебных
навыков, содействующих   самостоятельному   усвоению   новых   познаний   и
образованию умений и компетенций [6].

 Умение учиться является одним из основных 

навыков для повышения результативности образования знаний и компетенций, освоения предметных
знаний. Для младших школьников свойственно уникальное единство открытой
эмоциональности и потребности в познаниях. Данные возрастные особенности
позволяют уже в младшем школьном возрасте заложить прочный фундамент
ответственного отношения к природе.Каждая урочная и внеурочная деятельность
обязаны   расширить   и   углубить   знания   школьников,   сформировать   у   них
основы   экологической   культуры   в   соответствии   с   возрастными
особенностями.
Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   [48]   к
учителю   начальных   классов   предъявляются   современные   требования
подходов   к   учебно-воспитательному   процессу   и   использование
инновационных   технологий.   Педагог   должен   сформировать   у   учащихся
способность и подготовленность реализовывать УУД.
Одной   из   основных   целей   экологического   воспитания   младших
школьников   является   образование   у   них   целостной   картины   мира,   и
единство   рационально научного   знания   и   чувственно ценностного
осмысления   учащимися   личного   навыка   взаимодействия   с   обществом   и
природой.
Значение   работы   по   экологическому   воспитанию   как   урочной,  так   и
внеурочной   состоит   в   овладении   детьми   основами   практических   знаний   о
человеке, обществе и природе, в знания устанавливать в окружающем мире
причинноследственные связи, прежде всего опираясь на материал родного
края. В итоге у младших школьников формируются умения проводить
наблюдения, соблюдать правила поведения в мире людей и в природе, ставить
примитивные навыки; дети становятся активными сторонниками здорового образа
жизни, что   позволит   им   в   будущем   адекватно   вести   себя   в   социуме   и   в природе.

 В то же время во ФГОС ООО (стандарте основной школы) экологическая
составляющая гораздо шире представлена. Она прописана и в требованиях к                                меж предметным   итогами («образования   и   развитие   экологического
мышления»), и   в   требованиях   к   личностным   результатам («формирование
основ экологической культуры»), и многократно упоминается в требованиях к
предметным   результатам (курсы «Биология», «География», «Основы
безопасной   жизнедеятельности», «Химия», «Физика»).   В   данном   стандарте
экология является составной частью и развития, и воспитания, и обучения
[48]. Заметно   некоторое   несоответствие   в   наличии   экологической
составляющей во ФГОС ООО и ФГОС НОО. В случае буквального следования
этим документам могут проявиться два отрицательных следствия: принижение
роли   начальной   школы   в   экологическом   образовании   школьников (что, безусловно, неправильно) и   затруднения   в   реализации   принципа
преемственности между начальной школой и основной. Впрочем, это   несоответствие   педагог   может   смягчить.   Один   из   путей
реализации   скрытых (не   названных   в   стандарте) вероятностей      введение
экологического   аспекта   в   указанное   во   ФГОС   НОО   моральное   и
эстетическое   воспитание.  Единство   нравственного   и   экологического
воспитания в работе с младшими школьниками обеспечивается спецификой, а   именно её   антропоморфизацией
восприятия   детьми   природы, (очеловечиванием, олицетворением).   Поскольку   дети   придают   природным
объектам   свойства, присущие   человеку, отношения   с   природой, по   сути
экологические, являются   и   моральными   отношениями.   Подобно

экологическая   составляющая   может   быть   внесена   и   в   эстетическое
воспитание.   Эстетическое   отношение   к   природе   единовременно во   многом
является и экологическим.
В этой связи исследователями называются и более частные, но весьма
актуальные проблемы экологического образования младших школьников [25]. Например, проблема   преодоления   негативного   отношения   младших
школьников к ряду природных объектов. В первую очередь в этом случае речь
идёт   о   формировании   положительного   отношения   к «плохим» («безобразным», «злым», «некрасивым» и   т.д.)   животным, потому   как
очевидна   негативная   экологическая   составляющая   подобного   отношения   к
объектам природы. А.В. Мироновым приводится следующий случай из жизни: в   небольшом   водоёме   дети   ловят   рыбу.   На   крючок   случайно   попадается
тритон, и маленькие рыбаки с отвращением и даже с ужасом отбрасывают его
в сторону. Младшие школьники не решаются прикоснуться к тритону, чтобы
освободить его от крючка, и делают это лишь после того, как земноводное
перестает   подавать   признаки   жизни.   Однако   всего   одно   внеклассное
мероприятие способно достичь эффекта, когда дети уже не будут относить
жабу или волка к «плохим» («безобразным», «злым») животным [26].
Воспитание экологической культуры является трудной задачей, но при
применении   планомерной   и   систематической   работы,   при   использовании
многообразных средств и форм воспитания, общими усилиями школы и семьи,
при   ответственном   отношении   взрослых   за   свои   поступки   и   слова   можно
получить положительный результат.
Обучение   –   это   процесс   взаимодействия   педагога  и   ученика,   в   ходе
которого ученик получает новые знания и умения, а воспитание – процесс
целеустремленного становления личности ребенка. 
Экологическое   воспитание   подразумевает   образование   и   становление
  В   структуре
экологических   эмоционально ценностных   отношений.
экологического воспитания младших школьников уроки окружающего мира
стоят   на   первом   месте.   Они   дают   учителю   вероятность образования и
развития экологической грамотности учащихся.

В   исследованиях   психологов   и   педагогов (например, В.В.   Давыдова) выявлено, что   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   уже   могут   быть
сформированы элементарные обобщённые представления и представления о связях
между предметами и явлениями в природе, об окружающем мире. Эти умения
успешно углубляются и расширяются в школе в курсе «Окружающий мир». Но особенно полное становление эти познания получат в среднем и старшем звене
обучения в курсе «География». С 1го класса  на  доступном  для  младших
школьников   уровне   рассматриваются   связи   между   неживой   и   живой
природой,   между   природой   и   человеком,   между   компонентами   живой
природы [35].
Рекомендуется   на   уроках   использовать   инновационные   технологии,
средства ИКТ, интернет ресурсы, потому что это (например, использование видео
на   уроках)   позволяет   заинтересовать   младших   школьников,   расширить   их
кругозор,   развить   речь,   обогатить   словарный   запас,   заинтересовать
дополнительной   художественной   и   научно популярной   литературой.   А   это
для развития личности младшего школьника даёт огромные возможности.
Укажем   такую   характерную   черту   многих   современных   курсов
окружающего мира, как неудовлетворительная глубина рассмотрения экологических
вопросов, неровность   насыщения   экологическим   материалом.   Начало
процесса   экологализации   было   положено   учебником   природоведения.

На сегодняшний день среди разнообразных программ можно выделить
курс окружающего мира в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы
программ и учебников А.А. Вахрушев и др.  [7]), в котором экологические
вопросы   рассматриваются   более   глубоко.   В   этом   курсе   изучается «экосистема»    центральное   представление   научной   экологии, её   строение, взаимозависимость   с   понятиями «пищевые   цепи», «круговорот   веществ   и
энергии» и т.п. Авторы благополучно адаптировали научное оглавление для детей
младшего школьного возраста.  Так, экологические   термины «консументы», «продуценты», «редуценты» «переведены» на доступный для второклассников
язык    «едоки», «кормильцы», «мусорщики».   Данная   терминология   стала
популярной, и её заимствуют и другие авторы.
Из вышесказанного следует, что рассматривая неудовлетворительную   насыщенность
экологическими вопросами некоторых курсов окружающего мира, педагогам
рационально обращаться к учебникам экологической направленности, что
поможет   им   повысить   уровень   экологического   образования   младших
школьников.
Смена     парадигмы   образования   при   вступлении   ФГОС   с   знаниевой   на
деятельностную   вынуждает   обратить   внимание   на   реализацию
деятельностного подхода в обучении также и в экологическом образовании.
Реализация   данного   подхода   может   быть   осуществлена   по   нескольким
направлениям:   построение   урока   экологического   содержания;   решение
учебных задач экологической направленности и др.
В настоящее время распространение получают относительно новые виды
учебной деятельности младших школьников комплексного характера: учебно
исследовательская, проектная, которые нашли отражение во ФГОС НОО. Для
осуществления   учебных   исследований   и   проектов   на   сегодня   введены
дополнительные   условия, а   именно, введение   дополнительных   часов   на
внеурочную работу.
Связь человека с природой проявляется в той роли, которую природа
играет в духовной и материальной жизни людей. Огромное влияние на природу
оказывает   человек.   Данное   влияние   может   быть   как   позитивным (природоохранные   функции) либо   иметь   отрицательный   характер (загрязнение

окружающей   среды, потребительское   отношение   к   природным   ресурсам   и
т.д.). Проблема   экологического   воспитания   существовала, и   будет
существовать на протяжении всего становления человеческого социума, но при
правильном   воспитании   можно   в   будущем   не допустить   многие
экологические проблемы. Ведь, именно в дошкольном и младшем школьном
возрасте закладывается фундамент экологической культуры, формируются и
развиваются особенности личности, характера ребенка, нравственного облика
и эмоционально волевой сферы.
Не нужно ждать от младших школьников «взрослых форм» проявления
экологической   культуры.   Но   если   в   итоге   педагогической   работы
ребёнок   будет   располагать   знаниями   о   правилах   экологической   этики, оценивать   эмоциональные   впечатления   от   восприятия   картин   природы, проявлять   интерес   к   знаниям, читать   рассказы   о   природе, петь   песни, то можно сказать, что задача решена. А педагог должен создать условия для
того, чтобы дети росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно
богатыми.





1.3 Проектная   деятельность   как   средство   экологического
воспитания младших школьников

В   будущем   учащиеся   мечтают   стать   экономистами, переводчиками, адвокатами, докторами, управленцами, учителями  у них для выбора множество
профессий. Педагоги обязаны понимать, что, какую бы профессию ни предпочли
ученики, все они остаются жителями нашей планеты, от каждого из них будет
зависеть   здоровье   нашего   общего   дома   под   наименованием Земля.   Невозможно
научить   ребенка   понимать   значимость охраны   природы   и   вести
соответствующую   реальную   природоохранную   действенность, если   каждый
учащийся сам не получил нужного для этого чувственного опыта. Задача
педагога довести ситуацию до получения такого опыта через наблюдение
грозящей экологической катастрофы. Нужно смоделировать ситуацию, в
которой   учащийся   пополнит   запас   собственных   переживаний   и   получит
положительные эмоции, которые сохранятся на всю его жизнь. Действуя в
природе, соприкасаясь   с   природой   в   обычной   среде, учащийся, да   и
любой   взрослый, получает   яркие   эмоциональные   впечатления, которые
фиксируются памятью как навык.
Как   нами   было   рассмотрено   в   предыдущем   параграфе, существует
множество форм организации образовательного процесса для решения задач экологического   воспитания.   Это   и   уроки   за   пределами   класса, и целевые экскурсии, и туристические походы, и новые образовательные технологии.
Одним из дидактических условий экологического воспитания младших
школьников   является   реализация   проектной   деятельности   на   уроках
окружающего   мира.   Проектная   деятельность   –   это   педагогическая
технология,   владеющая   концептуальной   основой,   которая   обеспечивает
целевую   целенаправленность   образовательного   процесса   и   определяет   ее
содержание [31]. 
Концептуальную   основу   проектной   деятельности   составляют
следующие тезисы: 
 личная увлеченность ученика в познании окружающей среды; 
  сотрудничество   учеников   и   педагога   при   решении   разнообразных
задач экологической направленности; 
 отчетливое осознание учеником, что он делает и для чего; 
 обеспечение ответственности за итог продукта деятельности.
Целевой   компонент   проектной   деятельности   полагает выработку
экологических отношений, становление экологического сознания и тяготения
младших школьников к экологической деятельности путем вовлечения их в
проектную деятельность. 
Применение метода   проектов   позволяет   развивать   умение
ориентироваться в информационном пространстве и познавательные навыки,
помогает учащемуся выстраивать собственную образовательную траекторию.
Метод   проектов   нацелен   на   независимое   деятельность  учеников,   что
является особым способом организации процесса сознания.
Каждый проект в своей основе должен содержать какую-то задачу.
Для   решения   данной   задачи учащемуся   предстоит   приобрести   опыт
поисковой, исследовательской, проблемной деятельности, научиться собирать
и   обрабатывать   данные,   т.е.   исследовать и классифицировать, уметь
интегрировать имеющиеся и полученные исследовательским путем знания. В
процессе этой работы приобретаются знания и навыки из разных областей
искусства, науки   и   техники.   Помимо   того, значительным является   вопрос
теоретической, практической   и   познавательной   важности получаемых
итогов.    в. Что было сделано хорошо? Рассмотрим, что такое проект, проектная деятельность.
Во-первых, проект   –   это   творческая, независимая, завершённая
работа   одного   либо   группы   учащихся, соответствующая   возрасту   либо даже
опережающая возрастные возможности ребенка, выполняющего проект. Такая
работа   выполняется   в   соответствии   с   алгоритмом: проблема      идея   
исследование (творчество)  воплощение в действительность.
Во-вторых, в каждой   проектной   работе   выделяются   два итога
внешний – продукт,   то что  получается   в   результате   практической
деятельности учащегося, и внутренний – это накопленный навык учащегося в
результате   выполнения   проектной   деятельности,   полученные   им   знания,
умения, навыки.
В-третьих, все   проекты   можно   условно   поделить по   следующим
признакам:
1) по длительности;
2) по типу деятельности: творческий, исследовательский, ролевой, практико-ориентированный и пр.;
3)  по числу участников;
4) по предметно содержательной области; моно проект (осуществляемый в рамках одной области познания), межпредметный проект;
В-четвёртых,   вся   деятельность   учеников   сосредоточивается   на
следующих этапах:
1) определение проблемы, задач и путей её решения;
2) выдвижение гипотезы;
3) обсуждение способов решения проблемы или исследования;
4) проведение сбора данных;
5) обзор полученных данных;
6) оформление результатов работы;
7) подведение итогов, корректировка, выводы.
Содержательный   компонент   проектной   деятельности   состоит   из
следующих этапов работы:
I этап  погружение в проект с дальнейшим обоснование задачи и
темы проекта, выделением под тем и образованием творческих групп; 
II   этап      разработка   плана проектирования   и   организация
исследовательской   деятельности   с   определением   форм   выражения   итогов
(результатов) проектной деятельности;
III   этап      технологическая   стадия      осуществление   деятельности   с
дальнейшим моделированием результатов деятельности;
IV этап  заключительная стадия  презентация и оценка результатов,
полагающая само рефлексию как результатов, так  и процесса в целом [31,
c.150151].
При   этом   выдаются непременные данные   реализации   проектной
деятельности: 
1) использование метода сотрудничества, проблемных, исследовательских
и поисковых методов; 
б)   создание   учебного   продукта, тот что владеет   субъективной   или
объективной новизной и имеет практическую важность; 
в) материально-техническое обеспечение   удачного образования у
учащихся   проектной   деятельности:   наличие   компьютера   с   доступом   в
Интернет,   библиотеки   со   справочной   и   дополнительной   литературой   и
комфортной расстановки мебели в классе для работы учащихся в группах.
Например, в традиционной образовательной программе  «Окружающий
мир»     (авт.   А.А.   Плешаков) для   учащихся   третьего   класса   предлагается
следующая тематика проектов [36]: 
1)   Проект «Возвращенный   лес».   Цель   проекта: определить   затраты
древесины для производства бумаги.
2) Проект «Жалобная книга» природы». Цель: создать книгу жалоб на
основе   наблюдений   от   лица   растений   или   животных, обитающих   на
определенной территории.
3) Проект «Очаровательный сорняк». Цель проекта: узнать, всегда ли
сорняк бесполезен?
4) Проект «Березкины слезки». Цель проекта: как уберечь березу во
время сбора березового сока. 
5) Проект «Прогноз погоды». Цель: попытаться предсказывать погоду
по народным приметам.
Учитывая   психологические   особенности   детей     младшего   школьного
возраста, организация   их   проектной   деятельности   может   сопровождаться «путеводителем»    подсказкой, которая   представлена   в   виде   карты «Мой проект»:
1. Мой маршрут движения к поставленной цели: а. Что я хочу сделать?
    б. Как будет называться мой проект?
    в. К кому я буду обращаться за советом?
    г. Мне надо прочитать эти книги.
2. Основная часть проекта: что я делаю, чтобы достичь цели.
3. Подведу результаты: а. Выполнил ли я-то, что задумал?
    б. Все ли получилось так, как я задумывал?
    г. Что было сделано плохо?
    д. Попрошу взрослых оценить мою работу:  что сказали родители?
         что сказала учительница?
 как оценили проект мои друзья?
         в чем я с ними согласен, а в чем нет? Схема   проведения   исследования   с младшими   школьниками   выглядит
следующим образом:
1. Актуализация проблемы. 
Цель:   выявить   проблему   и   определить   направление   будущего
исследования.
2. Определение сферы исследования. 
Цель:   сформулировать   основные   вопросы,   результаты    которые   нужно обнаружить.
3. Выбор темы исследования.
 Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы.
  Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть
высказаны и нереальные  провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
 Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. 
Цель: зафиксировать полученные познания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. 
Цель:   структурировать   полученный   материал,   используя   известные
логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. 
Цель: дать определения осно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44