VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологические проблемы региона на примере г. Москвы и Московской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005216
Тема: Экологические проблемы региона на примере г. Москвы и Московской области
Содержание
Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского®

(Первый казачий университет)



КАФЕДРА «БИОЭКОЛОГИИ И ИХТИОЛОГИИ» БиРХ









РУБРИКА ВКР по ГРНТИ: 

_____________ 

Расшифровка____________________________ 

_________________________________________ 

Код УДК ВКР: _______________________ 

Расшифровка _________________________ 

_____________________________________ 

_____________________________________ 

СМК-ГИА БиРХ: 

№ в ПСКАКИА – ____-______-____-____ 

________________ Гыбина Т.Г. 

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ (ПСКДЗ): 

Заведующий кафедрой 

«Биоэкологии и ихтиологии» 

д.б.н., профессор 

_____________ Никишин А.Л. 

«___» ___________ 201__г 





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

НА ТЕМУ:

«______________________________________________________________ 

______________________________________________________________» ВЫПОЛНИЛ: 

Направление подготовки – ХХХХХХ.ХХ 

_______________________ 

(ФИО дипломника) 

«Наименование направления подготовки», «профиль» 

_______________________ 

(личная подпись) 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 

ПСКНИДВ-Н 

_______________________ 

(уч. степень, звание, ФИО) 

_______________________ 

(личная подпись) 



Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. Общие вопросы экологии и охраны окружающей среды	7

	1.1 Экологический кризис и его последствия	7

	1.2 Проблемы лесных территорий и правовое регулирование

	 их охраны	10

	1.3 Правовое регулирование охраны лесов	16

	1.4 Биоразнообразие, биологические ресурсы и 

	система биологической защиты	25

	ГЛАВА 2. Экологические проблемы региона на примере г. Москвы и Московской области	34

	2.1 Экологическая ситуация в Московской области	34

	2.2 Городские леса и биоразнообразие Московской области	41

	ГЛАВА 3. ГИС в лесном хозяйстве	49

	3.1 Использования ГИС в лесной отрасли на примере города Дубна	49

	3.2  Проблема несанкционированных свалок в лесах  города Дубны	56

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	62

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	65




ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация – наикрупнейшая лесная страна в мире. На ее часть приводится одна четвертая мирового лесного покрова, лес охватывает практически половину территории государства. Леса Российской федерации различаются большим природным многообразием, предопределенным климатическими, почвенными и иными географическими спецификами, историей их применения, и в свою очередь общественно-экономическими отличиями ареалов государства.

Леса исполняют главнейшие защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, имеют основное значение в сохранении биоразнообразия и поддержке остальных биосферных функций. Они представлены основным фактором сохранения благоприятной сферы для существования людей, общественно-экономического формирования государства. 

Эффективностью применения лесных ресурсов во многом обусловливается благополучием страны и благосостоянием ее жителей.

Аппараты государственной власти, компании и социальные организации, функция которых сопряжена с лесом, в совокупности формируют лесной сектор экономики. Многочисленные функции лесов, в том числе поглощение углерода, поддержка водного баланса и биоразнообразия местности, предполагают собой вероятные источники заработка.

В нынешних обстоятельствах проблемы сохранения и применения лесов становятся наиболее разнообразными и трудными. Меняются стандарты управления, которые обязаны соответствовать возросшим международным, общественным, природоохранным и экономическим условиям. Растут опасности погибели лесов от пожаров, вредителей и заболеваний, иных негативных условий, потери биологического многообразия. Призывают особенного внимания задачи противодействия незаконному лесопользованию. В сумме с переменами климата данные опасности могут повергнуть к значимой трансформации, ослаблению биосферных и финансовых возможностей.

Этот сектор все больше встречается с потребностью соответственного реагирования на глобализацию рынков, формирование технологий, умножение конкуренции, усиление экологических запросов. По степени производства лесобумажного продукта и пользования ее на душу населения Российская федерация уступает индустриально развитым государствам мира. Недостающий технический и технологический уровень производства ведет к неконкурентоспособности российских продуктов из древесины на рынке. Неудовлетворительная инновационная и инвестиционная динамичность в лесном секторе мешает развитию глубокой обработки лесных ресурсов на территории Российской федерации, росту внутреннего валового продукта лесного сектора.

Установление и осуществление лесной политики дадут возможность России проявлять устанавливающее воздействие на становление международных процессов и глобальных лесных рынков. Эта тема включает большой диапазон работы человека, сопряженной с формированием материальных благ. Выполненные изучения дают возможность изучить экологические вопросы лесного хозяйства в Российской федерации, этим и обуславливается тема данной дипломной работы. Сегодня экологические задачи, сопряженные с лесными ресурсами, обладают тенденцией к уходу на задний план по  политическим и экономическим обстоятельствам, появившихся в крайние десятилетия.

Степень разработанности проблемы. (?? не поняла что-то вроде лальше должно идти)

В зарубежной, российской и отечественной литературе проблемам развития лесного хозяйства уделяется немалое внимание. Об этом свидетельствует значительное увеличение за последнее десятилетие числа монографических работ, статей и диссертаций.

Изучению теоретической базы лесоводства, заложившему основу учения о лесоведении, о лесовозобновлении, о биогеоценозе, посвящены труды таких ученых, как Васильев П.В., Дылис Н.В, Мелехов И.С., Молчанов А.А, Морозов Г.Ф., Нестеров В.Г., Рубцов М.В, Рахманов В.В., Сукачев В.Н., Цепляев В.П. и др.

Вопросы исследования лесов нашли отражение в работах таких широко известных ученых, как Болотов С.Б., Венгловенский В., Ган B.C., Коровин Е.П., Костин К.Ф., Лавренко Е.М., Миддендорф А., Некрасов В.А., Полярнова А.И., Попов М.Г., Соколов С.Я., Федченко А.П., Федченко P.A., Шевченко В.С и др. Писаренко А.И., Страхов В.В. – в книге «Лесное хозяйство России: от пользования – к управлению» определили концепцию и программу лесной реформы в нашей стране. А также были использованы основные направления развития лесной промышленности» и «Концепция развития лесного хозяйства РФ до 2020г.

Отсутствуют исследования по проблемам восстановления и улучшения защитных функций лесов, расширению воспроизводства, улучшению качественного и породного состава, повышению продуктивности.

Целью данной работы является изучение проблем экологического лесного хозяйства в Московской области и рассмотрение повышения эффективности ведения лесного хозяйства с учетом множества экологических и экономических факторов. 

Исходя из поставленной цели, в работе предусматривалось решение следующих задач:	

проблемы лесных территорий и правовое регулирование охраны лесов;

анализ экологических проблем на примере Московской области;

использование ГИС в лесной отрасли на примере города Дубна;

исследование проблем несанкционированных свалок в лесах  города Дубны.

Объектом исследования являются леса Московской области

Предметом исследования выступают механизмы эффективного развития лесного хозяйства в России.

Научная новизна работы. Впервые предпринята попытка оценки лесопользования (на основе нормативной цены лесных земель) региона по природным зонам в каждой категории защищенности и проведен анализ данных и нормативов. Обоснованность и достоверность результатов исследований базируются на достаточном объеме исходного материала. 

Практическая значимость работы. Полученные результаты исследований рекомендуется использовать для нужд лесоустройства, лесного хозяйства, ведения кадастра лесных земель и мониторинга лесов. 

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методические положения работы нашли практическое применение в предложенных автором рекомендациях по совершенствованию лесного хозяйства в Московской области, на примере города Дубна.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы. 



























Глава 1. Общие вопросы экологии и охраны окружающей среды

1.1 Экологический кризис и его последствия

На конференции Организации Объединенных наций 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что сегодняшняя рыночно-потребительская модель, функционирующая в ряде государств, очень быстро ведёт к гибели всего населения земли. Это модель не стабильного становления, характеризующаяся бездумной разработкой и пользованием природно-энергетических ресурсов биосферы. Впервые человечество осмыслило, что способно разрушить самого себя, анализируя результаты возможного ядерного инцидента. Но энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой всеми энергетическими установками мира за год. Каждый год перемещаются и реорганизуются огромные массы вещества, нарушаются большие участки поверхности суши, пропадают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон.

Человек считается единственным биологическим видом, получающим от природы как готовые продукты питания, так и материал, из которого либо с помощью которого изготовляет продукты. Вследствие взаимозависимости процессов в биосфере существует сложная система замкнутых биохимических циклов и когда человечество их не соблюдает в ходе собственной бездумной деятельности, то это приводит к экологическим кризисам: поначалу к локальным, потом к региональным и, в конце концов к глобальному. 

Экологический кризис - реверсируемое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных взаимоотношений.

На вопрос, как опасна современная экологическая обстановка, даже эксперты отвечают по-разному. Их мнение можно подразделить на 3 принципиально различные позиции:

Современная ситуация представляет глобальный природоохранный кризис, который имеет возможность вскоре привести к катастрофе (Н.Ф Реймерс, Н.Н. Моисеев, В.А. Зубаков, Б Коммонер, А. Печчеи и т.д.). Сторонники ее считают, что кризису, в который мы только лишь еще вступаем, имеется аналог в прошлом. Большая часть считает таковым позднепалеолитический упадок, что позволяет неолитическую революцию воспринимать за некий макет искомому выходу из глобального экологического кризиса (Комиссия).

Мир уже вступил в глобальную экологическую катастрофу (основывается на изучениях В.Г. Горшкова и поддерживается и развивается К.Я. Кондратьевым, К.С. Лосевым, В.П. Казначеевым и др.). По их мнению: «В данный момент мы существуем в момент развивающейся глобальной экологической катастрофы, обусловленной хозяйственной деятельностью людей, которое в считанные десятилетия нарушило баланс, поддерживающийся биосферой миллиардов лет…»

В настоящее время никакого глобального экологического кризиса нет, есть только локальные (А.О. Бринкен, С.Б. Лавров, Ю.П. Селиверстов).

Основные параметры глобального экологического кризиса:

экспоненциальный подъем народонаселения;

чистоты биосферы, а конкретно: производство отходов, геохимическое загрязнение биоты и находящейся вокруг среды, радиотоксикация, шумовое загрязнение и электромагнитное загрязнение;

энергетический;

исчерпаемости естественных ресурсов (сырьевой и разрушение природных экосистем на огромных территориях);

массовое ухудшение здоровья человечества.

Многознаменательный анализ вопроса о начальном источнике экологического кризиса указывает на то, что его предпосылки вынашивают гносеологический и чисто психологический характер.

Темпы роста негативных последствий человеческой деятельности ставят под сомнение не только способность природы совладать с ними, но и адаптационные возможности самого человека.

Наличие физических и химических факторов, с которыми индивидуум ни разу в ходе развития не взаимодействовал, имеет возможность привести к тому, что механизмы биологической и общественной адаптации окажутся не в состоянии сработать. Технический прогресс вызвал к существованию изобилия новых причин, перед которыми человек как представитель биологического вида фактически беззащитен. У него нет эволюционно выработанных механизмов защиты от их воздействия.

Между возможных экологических опасностей можно отметить те, которые имеют все шансы актуализоваться в имеющемся при сохранении существующих тенденций технико-экономического становления. К ним можно отнести угрозы исчерпания традиционных видов естественных ресурсов, теплового перегрева планеты, уничтожения озонового щита, сокращения количества кислорода в атмосфере и др.

Подводя итог рассмотрению сырьевой проблемы, следует сделать вывод, что важность каждого вида ресурса с ростом потребности в нем все более возрастает. Потому увеличивается и значение охраны природной среды от истощения.

1.2 Мировой и отечественный опыт решения экологических проблем

Экологическое состояние окружающей природной среды определяется, прежде всего, особенностями проводимой экономической политики и применяемых способов природопользования, технологическим уровнем производства и степенью зрелости природоохранной правой нормативной базы.

Мировой опыт свидетельствует о росте масштабов вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов по мере повышения уровня экономического развития страны.

Среднедушевое потребление топливно-энергетических и других видов природных ресурсов в высокоразвитых экономиках до 7-8 раз выше, чем в развивающихся странах. В России с преобладанием сохранившихся с советских времен ресурсорасточительных способов хозяйствования этот показатель в 2-3 раза уступает уровню США, Канады, стран Западной Европы. И, несмотря на то, что в постиндустриальных экономиках эффективность переработки сырья (по выходу конечной продукции из единицы его объема) уже до 10 раз выше, чем в остальных странах, «отходность» производства остается настолько высокой, что в целом по планете продолжается ускоренное ухудшение состояния окружающей среды. 

На долю высокоразвитых стран, в которых проживает не более 15 % жителей планеты, приходится уже более 75% общемирового объема загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду. Одни США выбрасывают загрязнителей в несколько раз больше, чем весь остальной мир. Уровень воздействия на окружающую среду уже значительно превышает способность природы к самоочищению.

Деградация естественной среды вплотную приблизилась к границе «невозврата», после которой условия жизни человека становятся невыносимыми. Поэтому мировое сообщество в последние 20 –30 лет по существу приступили к новому этапу решения проблем взаимодействия общества и природы. Главной особенностью этого этапа является координация усилий всех стран с проведением совместных согласованных экологических мероприятий.

Уже первые документы нового природоохранного подхода – Концепция устойчивого развития и Киотский протокол по квотам на выброс загрязнений в атмосферу – показали на высокую результативность выбранной тактики смягчения антропогенного пресса на экологическую среду. Большинство стран приступили к сокращению выбросов парниковых газов, налаживается механизм межгосударственной и межфирменной торговли квотами этих газов и уже совершены первые сделки этим новым «экологическим» товаром.

Заметный вклад в разработку и реализации новой экологической стратегии внесла Россия. В стране был подтвержден курс на поддержание резкого опережения усилий по рациональному использованию эксплуатируемых природных ресурсов над мероприятиями по дальнейшему наращиванию масштабов природопользования. В качестве приоритетной выдвинута задача сокращения абсолютных объемов извлекаемых из природной среды ресурсов и выбросов в эту среду вредных антропогенных отходов главным образом за счет внедрения инновационных технологий переработки сырья, улавливания и обезвреживания токсичных веществ из «хвостов» производства. Ряд крупных корпораций страны приступили к мониторингу своих выбросов газов, заключена была сделка с Данией на модернизацию за счет газовой квоты электростанций Оренбургской области и Хабаровского края. Реализован совместный российско-германский проект по оптимизации транспортировки природного газа, и подготовлено более 10 российско-шведских энергетических проектов по Ленинградской и Архангельской областей. В стране будут выполнены рекомендованные для России к 2019 году нормативы выбросов «парниковых» газов.

Однако эти «успехи» в отличие от зарубежных стран у нас будут достигнуты не за счет технологической модернизации производства, а наоборот за счет деградации экономики и, особенно, экологически наиболее опасных отраслей промышленности при незначительном увеличении ВВП только за счет «стерильных» отраслей сферы услуг. Степень физического и морального старения фондов и технологий за годы реформ еще более возросла. 

Новый этап экологизации хозяйственной деятельности только начался и для его реализации предстоит решить широкий комплекс подготовительных работ. 

Для нашей страны перспективен системный подход в природоохранной деятельности.

Экологическая проблематика должна учитываться во всех разделах бизнес-планов, не только в специальных природоохранных, но и в непрофильных разделах, рассматривающих, казалось бы, далекие от экологии задачи, но в действительности имеющих к защите окружающей среды не меньшее, а еще более тесное отношение. В частности можно отметить разделы по обоснованию отраслевой структуры хозяйства и развитию крупных городов.

В этом аспекте, оценивая сложившуюся структуру экономики России можно рекомендовать стремиться для начала хотя бы к восстановлению дореформенного более сбалансированного и экологически более эффективного соотношения между добывающими и обрабатывающими производствами. Это позволило бы вскоре стабилизировать объемы добычи первичных природных ресурсов, а затем и сократить выбросы отходов производства в окружающую среду. В подобной же реструктуризации нуждается и товарная структура российского экспорта. Заменой в экспорте сырья его продукцией конечного потребления будет обеспечена экономия для будущих поколений отечественных природных богатств, сдерживание темпов ухудшения качества ресурсной базы ведущих отраслей хозяйства, сопровождаемого ныне быстрым удорожанием их продукции, и получение дополнительной прибыли, часть которой возможно будет направлять на решение экологических задач.



1.2 Проблемы лесных территорий и правовое регулирование их охраны

Нормальное состояние и активность биосферы, устойчивость находящейся вокруг природной среды неосуществимо без создания благоприятной среды обитания для биотических сообществ во всем их обилии. Скорость уменьшения биоразнообразия, как в РФ, так и в мире в целом за последние 30–40 лет имеет устойчивую направленность к увеличению. Сокращение биоразнообразия отмечается на всех уровнях – генетическом, видовом и экосистемном, это приводит к непоправимым изменениям природной среды.

Среди разных биотических сообществ одно из самых принципиальных ролей в природе и жизнедеятельности человека играют леса.























Средозащитная (сохранение экологического равновесия)





Климаторегулирующая

Экологические функции



водоохранная





почвозащитная





Санитарно-гигиеническая





рекреационная











Древесина





Техническое сырье

Природные ресурсы



Минеральное сырье





Лекарственное сырье





Пищевые продукты



Рисунок 1.1-Значение леса в природе и жизнедеятельности человека[7]



По своему местоположению, значению и реализуемым функциям все леса делятся на 3 главные категории:

— 1-ая категория – леса, которые исполняют защитные природоохранные функции (полезащитные, водоохранные, рекреационные, санитарно-гигиенические). Данные леса находятся под строгой охраной, в особенности городские леса, лесопарки, государственные природные парки, ценные лесные массивы. В лесах данной категории допустимы рубки ухода за лесом и санитарные рубки деревьев;

— 2-ая категория – леса, которые имеют защитное и ограниченный эксплуатационный смысл. Эти леса распространены в участках с высочайшей плотностью народонаселения и развитой сетью автотранспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов указанной категории ограничены, следовательно, для сохранения их защитных и эксплуатационных функции, нужен строгий контроль системы лесопользования;

– 3-я категория – эксплуатационные леса. Предоставленная категория лесов распространена на лесных участках и считается одним из основных поставщиков древесины. Заготовка древесины реализуется в отсутствии конфигурации естественных биотопов и нарушения естественного экологического баланса. [12, с. 75-76]

Воздействие человека на растительный мир, а в частности на леса, может быть прямым и косвенным. 

Прямое воздействие: ликвидирование лесов и растительности при развитии хозяйственной инфраструктуры; вырубка лесов; лесные пожары, сжигание растительного покрова; возрастающий прессинг туризма. 

Косвенное воздействие: это ухудшение критерий среды обитания в силу антропогенного загрязнения воздуха, воды, применения пестицидов и минеральных удобрений, внедрение в растительные сообщества растений – интродуцентов, а в последние десятилетия еще радиоактивное загрязнение. [16, с.32]

Помимо лесов усилившееся негативное воздействие антропогенной деятельности воздействует и на остальном растительном ценозе (грибы, сосудистые растения, лишайники, мохообразные, водоросли и др.) Чаще всего негативное воздействие человека на растительные сообщества выражается при сборе ягод и лечебных растений, при выкашивании, и остальных видах использования. Очень много разнообразных видов растений уничтожается при воздействии загрязняющих веществ и в процессе строительной, мелиоративной и аграрной деятельности.

На безлесных землях образовываются разрушительные оползни и сели, овраги, разрушается фотосинтезирующая фитомасса, исполняющая особенные экологические функции, усугубляется газовый состав атмосферы, меняется гидрологический режим водных объектов, пропадает очень много животных и растительных видов и т. д.

Активное разрушение естественных природных сообществ повергло к исчезновению ряда растений, часть растений находится под охраной. Так,

в	Красную книгу Московской области вошли 290 объектов растительного мира: 206 видов сосудистых растений, 24 вида мохообразных, 4 вида водорослей, 38 видов лишайников и 25 вида грибов.



1.3 Правовое регулирование охраны лесов

Лесное законодательство регулирует охрану, использование, воспроизводство и защиту лесов. Данное законодательство исходит из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Лесные массивы располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (например, городские леса – на землях населенных пунктов). Охрана, использование, воспроизводство, защита, лесов совершается сообразно с целевым назначением земель, на которых располагаются эти леса. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, устанавливаются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Так, согласно ст. 10, 14, 23 Градостроительного кодекса (ГрК), границы земель лесного фонда (существующие и планируемые) устанавливаются в схемах территориального планирования РФ и отображаются в документации территориального планирования нижестоящего уровня (схемах территориального планирования субъектов РФ или муниципальных районов, генеральных планах городских округов и поселений). В случае, если проекты документов территориального планирования субъектов РФ или органов местного самоуправления содержат предложения, предполагающие изменение существующих или планируемых границ земель лесного фонда, такие проекты подлежат согласованию в порядке, установленном Правительством РФ.

В отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, действуют общие правила градостроительного зонирования. Следовательно, например, городские леса подлежат включению в состав территориальной зоны рекреационного использования, градостроительный регламент которой предусматривает применение вышеуказанных земель для туризма, отдыха, занятий физической культурой и спортом.

Общие экологические правила и требования заключаются в следующем: все леса подлежат охране от пожаров, загрязнений (в том числе радиоактивными веществами), иного отрицательного воздействия и защите от вредных организмов.

Применительно к лесам отличия их «охраны» от «защиты» состоит в характере негативного воздействия. Если говорить о негативном физическом, химическом, радиоактивном или ином негативном воздействии, то противодействие таковому (в том числе ликвидация последствий) именуется ЛК «охраной». Если же речь идет о биологическом воздействии на леса (угроза причинения им вреда со стороны вредных организмов), то меры противодействия такой угрозе называются «защитой» лесов. Основной целью защиты лесов является выявление вредных организмов (болезнетворных организмов, растений, животных, способных при некоторых условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предотвращение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам – на их локализацию и ликвидацию.

Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений».

В целях охраны и защиты лесов проводят такие мероприятия как: сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, включая очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг), проводятся авиационные работы, радиационное обследование лесов, выявляются зоны их радиоактивного загрязнения.

Следующее направление охраны и защиты лесов включает в себя установление особой системы мер по охране и защите лесов применительно к отдельным категориям лесов.

Лесной Кодекс развернуто регламентирует особенности охраны в каждой группе и подгруппе лесов. Например, ст. 104 ЛК указывает, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Содержание экологических обязанностей граждан и юридических лиц – участников лесных отношений определяется лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Для сохранения особенно редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников и иной лесной растительности, занесенной в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ, может запрещаться проведение деятельности, отрицательное воздействие которой приводит к сокращению численности вышеуказанных растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения выполнения данной деятельности.

Из всего сказанного выше следует, что охрана и защита лесов должны быть реализованы с учетом их биологических особенностей и имеют законодательно закрепленные основы (организационные, правовые и другие меры) по целесообразному использованию лесов, располагающихся на землях лесного фонда и землях иных категорий, сохранению от повреждения, ослабления, загрязнения, уничтожения и иных неблагоприятных воздействий.

Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России обязывают Российскую Федерацию иметь долгосрочную лесную политику, проводимую государством в интересах, как участников лесных отношений, так и всех граждан страны.

Принятие и реализация лесной политики позволят Российской Федерации оказывать определяющее влияние на развитие международных процессов и мировых лесных рынков.

Документы стратегического планирования в лесном хозяйстве:

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р 

Основные положения:

1. Утверждение прилагаемых Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по реализации Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена совместным приказом Минсельхоза России и Минпромторга России от 21 октября 2008 г. № 482 и № 248 соответственно;

Создан с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства, обеспечения экологической безопасности, стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах.

Основные положения:

1. Утверждает прилагаемую Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Определяет ответственными за реализацию Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года Департамент лесной и легкой промышленности Минпромторга России и Департамент лесного хозяйства Минсельхоза России

Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318 

Согласно данным Государственного лесного реестра (ГЛР) по состоянию на 1 января 2016 года площадь лесов в Российской Федерации составляет 1 184,1 млн. га, включая площадь земель лесного фонда – 1 146,3 8 млн. га.

Вклад экономики лесного хозяйства в производство внутреннего валового продукта согласно данным Росстат за период I квартала 2016 года составил 113,5 млрд. рублей в текущих ценах.

Экономика лесного хозяйства сегодня определяется деятельностью более 565 тысяч лесопользователей, значительную часть которых составляют индивидуальные предприниматели, а также предприятия и компании частных форм собственности, осуществляющие заготовку древесины.

Выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Российской Федерации в большей степени осуществляется в рамках государственных заданий государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам государственной власти и уполномоченным в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, общее число которых в начале 2016 года составило 554 учреждения.

В целом поступления от лесного хозяйства по всем установленным Лесным кодексом Российской Федерации видам использования лесов (статья 25) по итогам 2015 года составили 25,6 млрд. рублей.

Доходность лесного хозяйства кроме указанных неналоговых платежей формируется также за счет таможенных поступлений от экспорта необработанных лесоматериалов и налоговых платежей организаций по виду деятельности «Лесное хозяйство» в бюджетную систему Российской Федерации.

В целом, по экспертным оценкам, доходность лесного хозяйства (без учета экономической оценки экологического потенциала лесов России) по итогам 2015 года составила 50,8 млрд. рублей.

По итогам 2015 года среднесписочная численность работников, занятых по виду экономической деятельности «Лесное хозяйство», составила 74,4 тыс. человек.

Финансирование нужд лесного хозяйства обеспечивается в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (подробная информация в разделе «Программная деятельность» 

С информацией о динамике производства и цен на продукцию и товары лесного сектора, а также показателями экспорта в лесном комплексе можно ознакомится в аналитических справках Рослесхоза, опубликованных в разделе «Статистика»

Защита лесов

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".

Санитарная безопасность в лесах

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

установление санитарных требований к использованию лесов.

Лесопатологический мониторинг

В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг).

Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Авиационные работы по охране и защите лесов

Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:

авиационное патрулирование;

тушение лесных пожаров;

доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44