- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эффективность развития малкой моторики детей раннего возраста, путем использования пальчиковых игр
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008770 |
Тема: | Эффективность развития малкой моторики детей раннего возраста, путем использования пальчиковых игр |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «НГПУ») ____________________________________________________ Факультет ____________________________________ Кафедра КУРСОВАЯ РАБОТА ________________________________________________________________________ Тема работы (проекта) ____________________________________________________________ Номер (шифр) и название специальности/направления подготовки Руководитель ______________ _____________________ Уч. степень, звание _________________ Фамилия, И.О. (подпись, дата) _____________________ Фамилия, И.О. Обучающийся _________________ _____________________ Фамилия, И.О. (подпись, дата) Номер группы _____ Набережные Челны, 20__ Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 5 1.1.Проблема развития мелкой моторики детей раннего возраста в современных исследованиях 5 1.2. Значение пальчиковых игр в воспитании детей дошкольного возраста 8 1.3. Применение пальчиковых игр в развитии моторики детей раннего возраста 10 Выводы по первой главе 14 Глава 2 Развитие мелкой моторики детей 3 года жизни посредствам пальчиковых игр 15 2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики детей 3 года жизни 15 2.2. Внедрение комплекса пальчиковых игр в процесс развития моторики детей раннего возраста 21 2.3.Результаты опытно-поискового исследования 23 Выводы по второй главе 30 Заключение 31 Список использованных источников 33 Приложения 36 Введение Актуальность исследования заключается в том, что современное общество ставит перед образованием задачу всестороннего и полноценного развитого члена общества, который обладает высокими нравственными и личностными качествами. Дошкольное образование должно быть направлено на интеллектуальное и коммуникативное развитие детей, на развитие способностей к активному познанию окружающей действительности. Современное общество ставит задачу перед образовательными учреждениями высокого и качественного развития и образования порастающего поколения. Особую роль в этом играют дошкольные учреждения, поскольку, именно в дошкольном возрасте закладывается основы ля дальнейшего развития. В современной педагогике большую значимость в развитии детей отводят развитию мелкой моторики детей. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста имеет большое значение на всестороннее развитие детей. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на умственное, физическое, сенсорное развитие, на воспитание личностных качеств и черт личности детей [9]. Пальчиковые игры являются самым эффективным средством развития мелкой моторики детей раннего возраста. В процессе пальчиковых игр задействованы движение пальцев и разум, такие действия позволяют достичь их гармоничного взаимодействия. Развивающее воздействие пальчиковых игр предполагает процесс подготовки психики ребенка к последующему развитию [13]. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей раннего возраста. Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста. Цель исследования: выявить эффективность развития малкой моторики детей раннего возраста, путем использования пальчиковых игр. Гипотеза исследования предполагает, что процесс развития мелкой моторики детей раннего возраста средствами пальчиковых игр, будет эффективным если: - учтены возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста; - создана развивающая предметно-пространственная среда в условиях дошкольной образовательной организации, способствующая развитию мелкой моторики; - задания будут выстраиваться от простых к сложным; - игры будут соответствовать интересам и запросам детей 3 года жизни. Задачи исследования: 1.Изучить исследования; 2.Рассмотреть особенности пальчиковых игр; 3.Выявить и доказать эффективность применение пальчиковых игр в развитии моторики детей раннего возраста. Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития мелкой моторики детей дошкольного возраста ( Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Р. Лурии, Е.А. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.). Экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад No32 «Одуванчик», г. Альметьевск. Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы воспитателями и педагогами, в ходе педагогической деятельности. Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 1.1.Проблема развития мелкой моторики детей раннего возраста в современных исследованиях Дошкольный возраст является наиболее оптимальным возрастом для всестороннего развития детей. Одним из ведущих средств познаний окружающего мира, в дошкольном возрасте, является тактильные чувства (через прикосновение). Ребенку нужно все потрогать, попробовать на вкус [8]. Мелкая моторика является объектом изучения таких наук, как педагогика, физиология, и психология. Яркими представителями данных наук, внесшие огромный вклад в изучение мелкой моторики, являются В.В. Цвынтарная, О.А, Новицкая, Ю.А, Соколова и др. Многие современные педагогические исследования опираются на их изучения в области развития мелкой моторики. В современном мире достаточно большое значение придается развитию у детей мелкой моторики. Развивая мелкую моторику, ребенок познает окружающий мир, через восприятие. Исходя из этого, можно сказать, чем выше уровень развития мелкой моторики рук, тем у детей больше возможностей познать окружающий мир. Современные педагогические исследования опираются на труды великих педагогов, одним из которых является В.А. Сухомлинский. Анализ исследования В.А. Сухомлинского позволяет сказать, что способности человека находятся на кончиках пальцев, поэтому развивать нужно пальцы и руки, развивать их движения и координацию [24]. На основе исследований Л.В. Антаковой-Фоминой, можно сказать, что мелкая моторика воздействует на кору головного мозга, что в свою очередь оказывает влияние на речевое развитие детей. Отсюда исходит связь развития мелкой моторики и развития умственных способностей [1]. В дошкольной педагогике важное значение имеет развитие именно мелкой моторики, особенно в младшем дошкольном возрасте. Все дошкольные учреждения осуществляют воспитание и образование на основе образовательных программ. Каждая из которых, определяющую роль в развитии детей, придают развитию мелкой моторики. В современной дошкольной педагогике существуют различные образовательные программы, которые также рассматривают вопрос развития мелкой моторики детей раннего возраста. Среди таких программ можно выделить программу «От рождения до школы», программу «Успех», программу «Детство» и программу «Радуга». Для определения места развития мелкой моторики в системе дошкольного образования, были проанализированы основные образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Анализ исследований Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой показал, что в рамках программы «От рождения до школы большое значение придается развитию мелкой моторики детей дошкольников. В рамках данной программы предусмотрено, что развитие мелкой моторики осуществляется во всех образовательных областях, разработанные ФГОС. Авторы данной программы, считают, что развивать мелкую моторику необходимо с самых маленьких лет жизни детей, точнее с пяти месяцев. Позитивным в этой программе явилось системное развитие мелкой моторики [18]. Как и программа «От рождения до школы», программа «Детство» осуществляет развитие мелкой моторики во всех образовательных областях. Такой подход позволяет развивать мелкую моторику, при этом, не переутомляя детей и сохраняя их заинтересованность игрой [9]. В программе «Радуга» развитие мелкой моторики рассматривается в процессе предметно-орудийной деятельности детей. Такой вид деятельности развивает ручную умелость, мелкую моторику [20]. Как уже было отмечено выше, психология занимается изучением особенностей развития мелкой моторики детей. Анализ психологических исследований позволяет констатировать о взаимосвязи психических процессов с высшими свойствами сознания. Развитие мелкой моторики оказывает воздействие на развитие речи. Соответственно, чем выше уровень развития мелкой моторики, тем выше уровень развития речи [19]. Физиология изучает, каким образом мелкая моторика оказывает влияние на умственное развитие. Современная наука физиологии опирается на исследования И.П. Павлова, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерева и др. Исследование влияние мелкой моторики на умственное развитие началось с исследований И.П. Павлова, который считал, что развитие умственных способностей осуществляется на основе развития рук [19]. А.Р. Лурия в своих исследованиях делал акцент на то, что мелкая моторика является речевой зона мозга (это положило начало исследованиям связи развития речи и моторики) [168]. Анализ исследований М.М. Кольцовой позволяет сказать, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Исходя из этого, М.М. Кольцова сделал вывод, что если уровень развития мелкой моторики будет соответствовать возрастному развитию, соответственно, развитие речи также будет соответствовать возрасту [13]. Современная физиология утверждает, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти [27]. Обобщая анализ исследований, можно сделать следующие выводы. Изучение влияние развития мелкой моторики на умственное развитие детей является предметов исследований таких наук, как педагогика, психология и физиология. Дошкольное образование уделяет достаточно большое внимание на развитие мелкой моторики детей раннего возраста. Все образовательные программы дошкольного образования направлены на развитие мелкой моторики. В свою очередь, развитие мелкой моторики способствует развитию речи, всех познавательных процессов, развитию координаций движений. 1.2. Значение пальчиковых игр в воспитании детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие детей раннего возраста напрямую зависит от уровня сформированности движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Большой вклад в изучение взаимосвязи речевой и общей моторики внесли И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, которая является средством всестороннего развития детей. Сама по себе игра является мощным и эффективным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Одним из разновидностей детской игры являются пальчиковые игры. Такие игры являются одним из эффективных средств развития мелкой моторики. Пальчиковые игры, в которых участвуют руки и пальцы приводят в гармоничное отношение тело и разум. Развивающее воздействие пальчиковых игр предполагает процесс подготовки психики ребенка к последующему развитию [2]. В современном мире к данным пальчиковым играм относятся не серьезно, как к развлечению. Современные родители даже не подозревают о воздействии народных прибауток на всеобщее развитие детей. Они в себе таят колоссальное развивающее воздействие на ребенка [6]. Анализ исследований Е.А. Янушко позволяет выделить движения, которые развиваются средствами пальчиковых игр: хватание, соотносящие действия, подражание движениям рук взрослого, движение кистей и пальцев рук. Хватание предполагает развитие умений детей целенаправленно захватывать предмет. Соотносящие действия развиваются с помощью дидактических игр (пирамидка, матрешка и др.). Таким образом, дети учатся совмещать два или более предмета. Развитие навыков подражания движениям взрослого способствует формированию полезных навыков ручного труда. Кроме этого, пальчиковые игры способствуют всестороннему развитию ребенка, формируют самостоятельность и уверенность [27]. Пальчиковые игры способны воздействовать на все стороны развития ребенка. Пальчиковые игры эффективно развивают речь, психические познавательные процессы, особенно творческое мышление и воображение. Развивая движения, пальчиковые игры способствуют развитию ловкости, совершенствует умения владения движениями рук. Применение различных геометрических фигур, цифр (в том числе формирование счета у детей) способствует формированию элементарных математических представлений. В процессе пальчиковых игр, дети взаимодействуют друг с другом и со взрослыми. Тем самым, такие игры формируют социально важные качества, которые помогают формировать позитивные межличностные отношения [26]. Тренировка движений рук и кистей, в свою очередь, развивает пространственное мышление, формирует понятия больше-меньше, выше-ниже и др. С помощь пальчиковых игр можно сформировать в детях важные качества для учебного процесса такие, как внимательность, усидчивость. Это связано с тем, что в процессе проведения пальчиковых игр, дети получают сенсорный опыт, причем разнообразный и всесторонний, это в свою очередь развивает внимательность [13]. Несмотря на мобильность использования пальчиковых игр, основной же целью остается развитие и улучшение координации, развития мелкой моторики. Осуществление данной цели способствует умственному развитию детей. Пальчиковые игры предполагают использование потешек, стихотворений, коротких песенок, которые сопровождаются движениями рук и пальцем. Практика показывает, что у детей, с которыми часто занимались пальчиковыми играми, красивый почерк. Разнообразное сочетание стихов, массажных приемов, коротких песенок способствует активному умственному и физическому развитию [17]. Родители, которые переживают по поводу позднего развития речи, следует уделить внимание непосредственно развитию мелкой моторики рук. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Из этого следует, что детей нужно с маленьких лет учить оперировать с большими и маленькими предметами (открывать, закрывать крышки, откручивать их и др.). Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Исходя из вышесказанного, можно сказать, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, нужно с раннего возраста начинать развивать его руки: пальцы и кисти [25]. На основе пальчиковых игр дети воспринимают и усваивают движений рук взрослого, тем самым развивая способности повторять их. Пальчиковые игры подразумевают повторение детьми не только движений взрослого, но и стихов и песен, это, в свою очередь, развивает такие способности как умение слушать и понимать обращенную речь. Кроме интеллектуального развития, пальчиковые игры способствуют развитию социально важных качеств личности (коммуникативные качества). Движения во время игр позволяет снять напряжение не только с рук, но и со всего тела [19]. Обобщая анализ исследований, можно сделать следующие выводы. Пальчиковые игры оказывают всестороннее развивающее воздействие на детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры закладывают основу для дальнейшего психического и физического развития детей. Пальчиковые игры позволяют решить одну из актуальных проблем, с которой сталкиваются современные родители, это задержке речевого развития. Развитие речи тесно связано с моторикой рук. Поэтому, развивать моторику рук нужно начинать с самых маленьких лет. Кроме того, пальчиковые игры развивают в детях социальную их сущность, позволяет стать полноценным членом общества. 1.3. Применение пальчиковых игр в развитии моторики детей раннего возраста Анализ источников литературы позволяет определить мелкую моторику, как совокупность скоординированных действий нервной мышечной и костной системы. Мелкая моторика представляет собой выполнение мелких и точных движений. Каждый человек, ежедневно сталкивается с ситуациями, которые требует от него оперирования мелким предметами, ловкости и лабильности рук. В современных дошкольных учреждениях, все чаще встречаются дети, которые не умеют работать с ножницами, их движения не точные и не уверенные. Дошкольная педагогика определила основной метод развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью проведения с детьми пальчиковые игр [5]. Пальчиковые игры представляют собой веселые упражнения для пальцев и рук, которые сопровождаются стихотворениями, сказками, прибаутками и др. В процесс таких игр имеет место использования различных предметов, которые отличаются своими свойствами и признаками. Тем самым ребенок познает окружающий его мир, его свойства и особенности [12]. Развивать мелкую моторику необходимо начинать с самого раннего возраста. В младенчестве пальчиковые игры выступают в качестве массажа. Причем массаж осуществляется на все части теле. Массирование пальцев младенца позволяет развивать его умственно и физически. В виду не лабильности данного возраста, применение такие развивающих игр, особенно ценно и важно. Массаж делится на поглаживание и растирание. С помощь массажа, мы воздействуем на мозг человека, что в свою очередь способствует умственному развитию [7]. Анализ исследований позволяет выделить средства развития мелкой моторки, на основе пальчиковых игр: потешки, песенки и стижки, которые сопровождаются активными движениями кистей и пальцев; использование мелких предметов, в том числе сыпучих; применение пальчиковых игр в игровой, трудовой деятельности детей. Развитие мелкой моторики детей должна осуществляться, начиная с утреннего пробуждения и заканчивая сном [12]. Для детей дошкольного возраста, в системе межличностных отношений, важное место начинает занимать сверстники. Поэтому, в пальчиковых играх значение уделяется совместной деятельности детей друг с другом. Игры детей можно осуществлять совместно, в группах и индивидуально. Игра со сверстниками имеет особе значение не только в личностном, но и социальном плане, т.к. в этом случае развиваются коммуникативные умения и навыки. По мере развития и взросления ребенка, усложняют и сами пальчиковые игры. До 3 летнего возраста целесообразно использовать простые упражнения и постепенно усложнять их. Элементы пальчиковых игр нужно использовать на протяжении всего дня, во время различных видов деятельности детей. В процессе самообслуживания эффективным будет, если дать возможность ребенку застегнуть пуговицы, завязать шнурки, расстегнуть молнию и т.д. Т.е. развитие мелкой моторики должно осуществляться во всех видах деятельности детей. Старшим дошкольникам целесообразно давать пальчиковые игры с разнообразными предметами (кубики, шарики и т.д.) [10]. Подобранные пальчиковые игры, в первую очередь, должны соответствовать интересам и потребностям детей. Игры должны быть понятными и несложными для детей. Соответственно, игры должны строиться с учетом возрастных, а еще лучше, индивидуальных особенностей детей. Детям очень интересно работать с теми предметами, которые в жизни для них являются не досягаемыми, например, крупы, в частности сыпучие. Родители стараются как можно дальше их спрятать от детей. А в пальчиковых играх, дети получают возможность оперировать ими по своему усмотрению [2]. Процесс проведения пальчиковых игр с детьми предполагает построение и проведения их на основе принципов и правил, от которых зависит эффективность самого процесс и результат. Перед началом занятия, необходимо с детьми провести предварительную работу: рассказать детям о содержании игры, можно показать детям основные жесты, это позволит правильно выполнять упражнения, и настроит детей на занятие. Перед каждым упражнением нужно разогреть ладони, путем растирания друг об друга. Каждое упражнение выполняется в медленном темпе, на каждую руку по очереди, а потом на обе. Подобранные игрушки и материалы должны привлекать внимание детей, они должны мыть яркими и цветными. В играх необходимо использовать предметы с различными свойствами и признаками (гладкие, мягкие, твердые), что позволяет формировать в детях представления о предметах. Использование яркой цветовой гаммы – формирует в детях представления о цвете. Использование различных геометрических фигур знакомит детей с их названиями и особенностями, что в свою очередь носит характер формирования первичных математических представлений. Воспитатель должен следить, что бы дети все упражнения выполняли правильно: правильно располагали пальцы и кисти, добиваться плавности в движениях. Необходимо научить детей вовлекать все пальцы рук. Упражнения должны приносить радость детям, положительно подкреплять их. Взрослые же в свою очередь, должны показать свою заинтересованность игрой и свое участие [14]. Эффективным будет, если дети будут повторять упражнения с родителями. Ничто так не радует детей, как совместная деятельность с родителями. Задания, которые дают родителю и ребенку формирует доверие и уважение к родителю, скрепляет детско-родительские отношения. Также, создает условия для совместного времяпровождения ребенка и родителя. Обобщая анализ исследований, по данной теме, можно сделать следующие выводы. Для развития мелкой моторики, пальчиковые игры необходимо применять с младенчества. В младенчестве пальчиковые игры проводятся путем массажа пальцем и рук (массаж осуществляется на основе растирания и поглаживания). Подбирая пальчиковые игры необходимо руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями детей, содержание игр должны соответствовать интересам детей, это позволит удержать внимание. Игры не должны перезагружать ребенка, а напротив, должны снимать напряжение и усталость. Выводы по первой главе 1. Изучением влияние мелкой моторики на всестороннее развитие детей занимались многие науки. Особый вклад в изучение развития мелкой моторики детей внесли педагогика, психология и физиология. Исследования данных наук, позволяют выявить особенности развития мелкой моторки, их методы и средства развития, влияние мелкой моторики на всеобщее развития детей. 2. Пальчиковые игры оказывают всестороннее развивающее воздействие на детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры закладывают основу для дальнейшего психического и физического развития детей. Именно такие игры способствуют формированию языковой основы, развитию всех познавательных процессов, формированию социально важных качеств личности, которые способствуют установлению оптимальных взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками. 3. Развивать мелкую моторику необходимо с самого рождения. Подбирая пальчиковые игры необходимо руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями детей, содержание игр должны соответствовать интересам детей, это позволит удержать внимание и заинтересованность детей. Пальчиковые игры должны приносить радость детям, и носить расслабляющий характер. Глава 2 Развитие мелкой моторики детей 3 года жизни посредствам пальчиковых игр 2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики детей 3 года жизни Для исследования эффективности развития мелкой моторики детей 3 года жизни посредствам пальчиковых игр, была проведана исследовательская работа. Целью нашего исследования было выявление уровня развития мелкой моторики детей 3 года жизни На основе данного исследования была выявлена эффективность пальчиковых игр для развития мелкой моторики детей. Исследование, уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, проходило на базе МБДОУ «Детский сад №32 «Одуванчик», г. Альметьевск. В исследовании приняли участие 26 детей, в возрасте 3 лет. Группа детей была условно разделена на две группы: на контрольную и экспериментальную группу. Исследование проходило в три этапа: 1. Констатирующий этап; 2. Формирующий этап; 3. Контрольный этап. На констатирующем этапе было проведено исследование уровня развития мелкой моторики детей 3 года жизни. Для исследования были использованы следующие диагностические методики: Методика «Перебор пальцев» (Е.И. Рогова); Методика «Езда по дорожкам» (А.Е. Белая). Автором методики «Перебор пальцев» является Е.И. Рогова. Методика направлена на выявление уровня распределения мышечной активности и точности движений рук (кисти и пальцев). Задание по данной методике заключается в том, что детям нужно прикоснуться большим пальцам к 2,3,4 и 5 пальцу. Задания сначала проводятся в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Оценка развития мелкой моторики детей осуществлялось следующим образом: при правильном выполнении всех заданий (но при медленном темпе) – дети получают 4 балла, которое оценивается как высокий уровень развития; при нарушении двигательных навыков, дети получали 3 бала, что свидетельствует о среднем уровне; при устойчивом повторении, дети получали 2 балла, что оценивается как низкий уровень; при выраженной повторении движений, дети получали один балл, что свидетельствует об очень низком уровне развития мелкой моторики. Методика представлена в приложении (см. приложение А). Методика «Езда по дорожкам» направлена на диагностику уровня развития психомоторики ребенка. Экспериментатор показывает ребенку картинку и предлагает подъехать на машине к дому. Экспериментатор показывает, как нужно проехать дорогу (не отрываясь, проводит линию карандашом), объясняя ребенку, что если отрывать карандаш, то машина взлетит. Ребенок должен аккуратно проехать дорогу, не выходя за линию. Анализ результатов осуществлялся следующим образом: если ребенок ни разу не вышел за пределы линии, карандаш отрывался не более трех раз – это показатели высокого уровня развития психомоторики детей; если ребенок карандаш отрывал больше 3 раз, часто выходил за пределы линии, дорога не ровная, линии не уверенные, нажим карандашом слабый, многократно проводился по одному и тому же месту. Методика представлена в приложении (см. приложение А). После проведения диагностики уровня развития мелкой моторики детей 3-х летнего возраста, на формирующем этапе, с детьми экспериментальной группы, были проведены пальчиковые игры. Игры строились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. После проведения пальчиковых игр, на контрольном этапе, был проведен диагностический срез. Контрольное исследование было направлено на выявление качественных изменений показателей уровня развития мелкой моторки детей дошкольного возраста. На контрольном этапе были диагностированы дети контрольной и экспериментальной группы. Методика исследования уровня развития мелкой моторики детей выстраивалась по аналогии исследования на констатирующем этапе. На констатирующем этапе эксперимента был проведен первичный замер уровня развития мелкой моторики детей 3 года жизни. Группа детей раннего детства была условно разделена на две группы: на контрольную и экспериментальную. Диагностика проводилась с детьми обеих групп. Результаты исследования уровня развития мелкой моторики детей, представлены в таблице 1(см. табл.1). В таблице 2.1 представлены результаты контрольной и экспериментальной группы, полученные в ходе проведения методики. Данные, полученные в ходе первичной обработки, представлены в приложении (см. приложение Б). Таблица 2.1 Суммарные результаты исследования уровня развития мелкой моторики детей, на констатирующем этапе эксперимента № п/п Уровни развития мелкой моторики Кол-во человек Кол-во человек % соотношение Кол-во человек Кол-во человек % соотношение Контрольная группа Экспериментальная группа 1 Высокий 3 23 2 16 2 Средний 3 23 2 16 3 Низкий 4 31 5 38 4 Очень низкий 3 23 4 30 Результаты исследования уровня развития мелкой моторики графически отображены на рисунке 2.1 (см.рис. 2.1.). На рисунке отображены результаты обеих групп. Рисунок наглядно показывает отличие показателей уровня развития мелкой моторики между двумя группами. Рис. 2.1. Распределение уровней развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента Анализируя рисунок 2.1, можно сделать следующие выводы. Показатели уровня развития мелкой моторки двух групп практически находятся на одном уровне. Но в экспериментальной группе достаточно большие показатели низкого уровня развития мелкой моторики. На основе результатов методики были получены показатели уровня распределения развития мелкой моторики детей. В контрольной группе 23%, что составляет 3 детей, показали высокий уровень развития мелкой моторки; 23%, что составляет 3 детей, показали средний уровень развития; 31%, что составляет 4 детей, показали низкие результаты; 23%, что составляет 3 детей, показали очень низкий уровень развития мелкой моторики. В экспериментальной группе 16%, что составляет 2 детей, показали высокие результаты; 16%, что составляет 2 детей, показали средние результаты; 38%, что составляет 5 детей, показали низкие результаты; 30%, что составляет 4 детей, показали очень низкие результаты уровня развития мелкой моторики детей. Результаты исследования уровня развития мелкой моторики, полученные на основе методики «Езда по дорожкам», представлены в таблице 2.2 (см.табл.2.2). Данные, полученные в ходе первичной обработки, представлены в приложении (см. приложение Б). Таблица 2.2 Суммарные результаты исследования уровня развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента № п/п Уровни развития мелкой моторики Кол-во человек Кол-во человек % соотношение Кол-во человек Кол-во человек % соотношение Контрольная группа Экспериментальная группа 1 Высокий 3 24 2 16 2 Средний 4 30 3 24 3 Низкий 6 46 8 60 Результаты исследования уровня развития мелкой моторики графически отображены на рисунке 2.2 (см. рис. 2.2). На рисунке отображены результаты констатирующего этапа контрольной и экспериментальной групп. Рис. 2.2. Распределение уровней развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента Анализируя рисунок 2.2, можно сказать, что в экспериментальной группе достаточно высокие показатели низкого уровня развития мелкой моторики. В контрольной группе 24%, что составляет 3 детей, показали высокие результаты уровня развития мелкой моторики; 30%, что составляет 4 детей, показали средние результаты; 46%, что составляет 6 детей, показали низкие результаты уровня развития мелкой моторики. В экспериментальной группе 16%, что составляет 2 детей, показали высокие результаты уровня развития мелкой моторики; 24%, что составляет 3 детей, показали средние результаты; 60%, что составляет 8 детей, показали низкие результаты уровня развития мелкой моторики. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня развития мелкой детей 3-х летнего возраста. Для начала группа детей была разделена на две группы: контрольную и экспериментальную. Для решения поставленных задач, были использованы следующие методики: Методика «Перебор пальцев» (Е.И. Рогова); Методика «Езда по дорожкам» (А.Е. Белая). На основе методики «Перебор пальцев» были получены следующие результаты: В контрольной группе 23% детей показали высокий уровень развития мелкой моторки, 23% детей показали средний уровень развития, 31% детей показали низкие результаты, 23% детей показали очень низкий уровень развития мелкой моторики. В экспериментальной группе 16% детей показали высокие результаты, 16% детей показали средние результаты, 38% детей показали низкие результаты, 30% детей показали очень низкие результаты уровня развития мелкой моторики детей. По методике «Езда по дорожкам» были получены следующие результаты: В контрольной группе 24% детей показали высокие результаты уровня развития мелкой моторики, 30% детей показали средние результаты, 46% детей показали низкие результаты уровня развития мелкой моторики. В экспериментальной группе 16% детей показали высокие результаты уровня развития мелкой моторики, 24% детей показали средние результаты, 60% детей показали низкие результаты уровня развития мелкой моторики. 2.2. Внедрение комплекса пальчиковых игр в процесс развития моторики детей раннего возраста На основе полученных результатов исследования констатирующего этапа появился запрос на повышение уровня мелкой моторики детей 3 года жизни. С данной целью были подобраны пальчиковые игры. Пальчиковые игры были подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Цель игр: развитие мелкой моторики детей, путем вовлечения заданий на движений руками и пальцами. Задачи: развитие согласованных движений обеих рук; развитие точных движений кистей и пальцев рук; развитие внимание, мышление, памяти; развитие способности оперировать с мелкими предметами; формирование и развитие плавных движений рук и кистей. Подобранные пальчиковые игры оказывают влияние на всестороннее развитие детей: интеллектуальное, эмоциональное, речевое. Пальчиковые игры включали в себя энергичные движения кистями рук; составление простых фигур из пальчиков одной руки; игры с участиями двух рук. В ходе проведения пальчиковых игр с детьми, были использованы следующие методы: показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка. Организация пальчиковых игр: Пальчиковые игры проводились индивидуально с каждым ребенком или по парам. Длительность игр зависло от содержания конкретной пальчиковой игры. Пальчиковые игры проводились в перерывах между занятиями, во время игр и прогулки. На формирующем этапе исследования были использованы следующие пальчиковые игры: - Игра «Спрячьте в ладошке». Игра направлена на укрепление мышцы пальцев и кистей рук. - Игра «Крутись, карандаш». Игра направлена на развитие мелкой моторики рук, расслабления, снятия напряжения. Игра проводится в качестве массажа. - Игра «Не боюсь колючек». Игра направлена на развитие мелкой моторики рук, расслабления, снятия напряжения. Игра проводится в качестве массажа. - Игра «Спрячь ручки, затем найди игрушку». Игра направлена на развитие хватательных движений, осязания. - Игра «Веселый шнурок». Игра направлена на развитие движений кистей и пальцев рук, на развитие ловкости, сноровки. - Игра «Солнышко светит». Игра направлена на развитие движений рук, тонкую моторику, на развитие умений растягивать и отстегивать прищепки. - Игра «Удивительный коврик»....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: