VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эффективность бюджета, вопросы теории и практики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008020
Тема: Эффективность бюджета, вопросы теории и практики
Содержание
3



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Российский государственный гуманитарный университет»



Филиал РГГУ в г. Домодедово



Кафедра экономико-управленческих дисциплин















Чуриков Никита Сергеевич



Эффективность бюджета, вопросы теории и практики



Курсовая работа студента 3 курса очной формы обучения

группы ФК-32



                            







                             Кандидат экономических наук,  

                                   доцент

Е. Б. Гусева













Домодедово 2016

СОДЕРЖАНИЕ



	

	ВВЕДЕНИЕ	4

	1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТА	8

	1.1. Сущность бюджетной эффективности	8

	1.2. Подходы к оценке эффективности бюджета	10

	Выводы	20

	2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТА РФ	21

	2.1. Анализ эффективности бюджета РФ	21

	2.2. Проблемы и направления повышения эффективности бюджета РФ	25

	Выводы	38

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	40

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	42




ВВЕДЕНИЕ



Одним из важнейших принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности пользования бюджетных средств. Особую актуальность он приобретает в настоящее время, когда на практике происходит расширение самостоятельности бюджетов муниципальных образований, повышение их роли в решении социально — экономических задач регионов, модернизации и реструктуризации экономики, обеспечении достаточного уровня жизни людей. 

В настоящее время рост расходных полномочий на местном уровне не обеспечивается соответствующим увеличением источников финансирования; актуализируется задача повышения эффективности управления их доходами и расходами. Как показывает практика, лучших результатов добиваются те муниципальные образования, где администрации удается обеспечить единство финансовой, промышленной и социальной политики, выбрать оптимальные методы повышения эффективности управления собственностью и финансами, организовать взаимодействие с предпринимателями и другими активными слоями населения для повышения качества жизни населения. Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему уникально. Различны возможные масштабы преобразований, имеющиеся ресурсы и ключевые сферы экономики. 

При оценке степени эффективности управления муниципальными финансами и собственностью необходимо исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Поскольку основной целью деятельности органов управления муниципальными образованиями является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на данной территории, и обеспечение его основных, жизненных потребностей, нельзя прямо использовать обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т. д.). В данном случае необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, насколько в результате реализации принятых управленческих решений возросло качество жизни населения, насколько динамично развивается муниципальное образование. 

Как показывает практика, наиболее эффективны те управленческие решения муниципальных руководителей, при разработке и обосновании которых они осуществляются с трех точек зрения. 

Они должны отражать, прежде всего: 

-        размеры получаемого дохода; 

-        возможность получения общественной пользы (например — снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов, рост продолжительности жизни при улучшении финансирования системы здравоохранения); 

-        рациональную экономию бюджетных средств. Динамика изменения качества жизни населения является одним из индикаторов эффективности управления территорией. Вопрос определения адекватных индикаторов качества жизни, отражающих социальное развитие территории, является крайне важным. Индикативные показатели призваны не столько объективно отражать развитие системы, сколько определять вектор воздействия на нее.

В свете этих положений актуальность данной работы заключается в рассмотрении вопросов теории и практики эффективности бюджета. 

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих вопросы теории и практики эффективности бюджета.

Предметом исследования являются элементы вопросов теории и практики эффективности бюджета.

Целью написания данной работы явилось изучение факторов, влияющих на формирование эффективного бюджета. 

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:

1. Формирование теоретических основ вопросов теории и практики эффективности бюджета;

2. Исследование подходов к оценке эффективности бюджета;

3. Анализ эффективности бюджета;

4. Выявление проблем и направлений повышения эффективности бюджета РФ.

Информационной базой данной курсовой работы послужила современная научная и периодическая литература.

Степень разработанности проблемы исследования. 

Тема эффективности бюджета  является, на наш взгляд, одной из наиболее изученных, и, вместе с тем, до сих пор имеющей множество дискуссионных вопросов, нуждающихся в подробном рассмотрении. 

Хронологические границы исследования – 2013 – 2016 гг.

Характеристика информационной базы. Информационно-правовая проблематика указанной темы разрабатывалась в трудах таких авторов, как: Алферьев Т.П., Багишова Г.З., Байдаров Д.Ю., Жунина М.А., Карачарова Т.А., Клишина Ю.Е., Мокшин А.В., Негой Н.М., Петросян Т.С. и др.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания. 

Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. 

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, приводятся цель, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы эффективности бюджета.

Вторая глава посвящена основам оценки эффективности бюджета РФ

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются выводы.




 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТА 



1.1. Сущность бюджетной эффективности 



Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом. Благосостояние граждан прямо пропорционально зависит от полноты бюджета государства. Ведь при бюджетном дефиците, большом государственном долге, правительство вынуждено увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить расходы на социальные нужды населения и т. д. Совершенно иная ситуация происходит при бюджетном достатке бюджетных средств (или профиците): увеличивается финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, повышаются трансфертные отчисления, повышаются отчисления во внебюджетные социальные фонды. 

Бюджетный процесс в РФ представляет собой централизованное бюджетно-сметное планирование с довольно строгой регламентацией расходов федерального бюджета с применением детализированной бюджетной классификации. По этой причине, что реализация бюджетного процесса, довольно кропотливая работа, становится понятна необходимость повышения контроля эффективности использования бюджетных средств. 

Эффективная система управления общественными финансами — важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. Поэтому бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их — значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.

Несмотря на большое внимание, уделяемое повышению эффективности расходования бюджетных средств руководством страны, регионов и муниципальных образований, система оценки эффективности на сегодня не выработана. В принципе с помощью механизмов планирования и оценки результатов расходования средств и корректных методик сравнения возможно построение системы оценки эффективности на всех уровнях агрегации расходов, начиная от целевой статьи и заканчивая государственной программой. Важно только понять, что эффективность расходов в рамках целевой статьи характеризует конкретные операции с денежными средствами, а эффективность расходов на реализацию государственной программы — деятельность органа власти с точки зрения стратегического планирования и умения достигать запланированных результатов. Именно поэтому и подходы должны быть различными.

С 2014 года федеральный бюджет формировался в программном разрезе, при котором бюджетные ассигнования распределялись по государственным программам, подпрограммам и основным мероприятиям, поэтому целесообразно и систему оценки эффективности расходования бюджетных средств строить применительно к такой структуре бюджета. То есть оценивать эффективность расходов на непрограммные мероприятия, на реализацию государственных программ в целом, на реализацию подпрограмм, на реализацию основных мероприятий, из которых состоят подпрограммы, и на оценку мероприятий.

Необходимо пояснить, о каких мероприятиях идет речь. Формально в составе государственных программ самым детальным элементом являются основные мероприятия. 

При девятизначном коде целевой статьи первые два знака будут использоваться для кодировки государственных программ и непрограммных расходов федерального бюджета, вторые два знака — для кодировки подпрограмм, пятый и шестой знаки — для кодировки основных мероприятий и входящих в госпрограммы федеральных целевых программ. Седьмой — девятый знаки будут использоваться для кодировки мероприятий. Таким образом, мероприятие в целях программного бюджета — это аналог подпрограммы в существующих целевых статьях.



1.2. Подходы к оценке эффективности бюджета  





Бюджетный процесс - это регламентированная правом РФ и ее субъектов действие органов представительной и исполнительной власти МСУ по составлению, рассмотрению, исполнению бюджетов муниципальных образований.

Основным составляющим элементом бюджетного процесса является процесс бюджетного регулирования.

Бюджетный процесс включает четыре этапа:

1-й этап - характеризуется прогнозированием экономического и общественного развития, определением бюджетно-финансовой политики на следующий финансовый год.

2-й этап - формирование и утверждение бюджета.

3-й этап - исполнение бюджета. 

4-й этап - полагает заключение операций по исполнению бюджета, составление и заявление отчета об исполнении бюджета за отчетный год.

Современная государственная финансовая политика претерпевает значительные изменения, регионам ставится задача управления результатами, а не управление затратами, как было ранее. Такие изменения ведут к возникновению методических и организационных особенностей оценки эффективности финансового контроля (далее — ФК), как функции финансов. 

В настоящее время становится наиболее значимой проблема оценки эффективности деятельности государственных органов, в том числе и органов финансового контроля. Обычно в итогах проверок приводятся показатели результативности: общая сумма нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств», общая сумма нарушений, отнесенных к категории «неэффективное использование бюджетных средств», общее число нарушений, «недопоступление платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды», «неправомерное расходование денежных средств и материальных ценностей», и ряд других. Исходя из вышеуказанных абсолютных показателей, эффективность деятельности органов контроля определить невозможно.

В настоящее время единого показателя эффективности работы органов финансового контроля не существует. Применяется ряд косвенных показателей, которые характеризуют деятельность органов с разных сторон. Для оценки деятельности работы контрольного органа должен быть ряд законодательно утвержденных показателей, при сравнении с которыми можно сделать вывод об эффективности деятельности конкретного органа ФК. Все авторы приходят к единому мнению в том, что контроль должен быть действенным и результативным, а его результаты должны быть оценены как с качественной, так и с количественной точек зрения. Количественные показатели могут быть выражены набором различных показателей, полученных путем сбора и анализа собранной информации. Качественные — должны отображать результативность контроля и эффективность выполнения поставленных целей. 

Немаловажную роль играет периодичность оценки, которая может составлять: квартал, полугодие, год, несколько лет. Соответственно чем выше период анализа, тем качественней будет определение эффективности органа ФК. Результаты деятельности органа ФК должны быть доступны общественности в соответствии с действующим законодательством. При оценке эффективности деятельности органа финансового контроля могут применяться пять основных критериев: результативность, действенность и экономичность, интенсивность и динамичность работы. Результативность можно определить с помощью соотношения суммы установленных нарушений ко всему объему проверяемых бюджетных средств: 

Кв=УН/С,                                                                                           (1) 

где УН- сумма установленных нарушений; 

С — сумма бюджетных средств, представленных к проверке. 

Также имеет смысл показать относительную величину соотношения суммы нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств» к общей сумме нарушений: 

Кнецел=Ннецел/Н,                                                                                 (2) 

где Ннецел — сумма нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств»; 

Н — общая сумма нарушений. 

Также и по группе «неэффективное использование бюджетных средств»: 

Кнеэфф=Ннеэфф/Н,                                                                                 (3) 

где Ннеэфф- сумма нарушений, отнесенных к категории «неэффективное использование бюджетных средств».

 Эта группа наиболее важная, которая отображает ущерб от неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, а также соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически выполненными. 

Автор считает, что критерий действенности можно отразить в виде соотношения количества исполненных представлений и предписаний к общему количеству выданных представления и предписаний: 

Кn=n/N,                                                                                              (4) 

где n — исполненных представлений и предписаний; N- количество всех выданных представлений и предписаний. 

Также, с экономической точки зрения, действенность можно оценить с объемом средств, возвращенных в бюджет, после проведения контрольных мероприятий. В случае наличия «высоких» показателей результативности, но при малом объеме денежных средств, возвращенных в бюджет, высоко оценивать деятельность органа ФК нельзя. Такой критерий можно отразить соотношением объемов средств, восстановленных в бюджет к объему средств, предложенных к восстановлению. 

КВБС=ВБС/БС,                                                                                 (5) 

где ВБС — восстановленные бюджетные средства; БС- объем средств, предложенных к восстановлению. 

Для оценки действенности органа ФК также подходит критерий отношения количества возбужденных уголовных дел по материалам органа ФК, направленным в правоохранительные органы к общему количеству материалов, направленных в правоохранительные органы. 

Ккуд=КУД/КМ,                                                                                         (6) 

где КУД — количество возбужденных уголовных дел по материалам органа ФК, направленным в правоохранительные органы; 

КМ — общее количество материалов, направленных в правоохранительные органы. 

Критерий экономичности предполагает расходование наименьших средств и усилий для достижения наилучшего результата. Оценку экономичности предлагается определять, как отношение объема средств, полученных от реализации результатов финансового контроля, к объему средств, затраченных на содержание контрольного органа. 

Ээкф = Эк / Зфк,                                                                                    (7) 

где Ээкф — экономическая эффективность деятельности; Эк — экономический эффект от всех контрольных мероприятий (средства, восстановленные в бюджет); 

Зфк — затраты на содержание органа финансового контроля. Критерий интенсивности характеризует загруженность органа финансового контроля, систематичность и методичность контроля. 

Оценка данного критерия может проводится, как по всему органу финансового контроля в целом, так и по направлениям деятельности органа.

Критерий динамичности показывает, насколько быстро осуществляется контрольное мероприятие. Можно рассчитать, как отношение фактически затраченного времени на осуществление контрольного мероприятия к его нормативному показателю или к плановому, определенный руководством региона. 

Кдин=Тз/Тнорма,                                                                               (9) 

где Тз- затраченного времени на осуществление контрольного мероприятия; 

Тнорма- нормативный или плановый показатель. Главный же критерий определения эффективности финансового контроля — это конечный результат. 

При этом, важное значение приобретает контроль исполнения устранения нарушений, выявленных по результатам ревизий и проверок. 

Систематизация выявленных нарушений и разработка механизма, приводящего к недопущению возникновения таких нарушений вновь, на мой взгляд, должны стать прерогативой в дальнейшем совершенствовании эффективного управления финансами, в том числе муниципальными. 

Критерии эффективности должны заключаться в сведении к минимуму количества системных нарушений, для чего необходимо проводить мониторинг выявленных нарушений, систематизировать их по видам с указанием причин возникновения и на соответствующем уровне бюджетных отношений принимать решения нормативно-правового характера, которые позволили бы избежать нарушения в будущем. 

Деятельность муниципального финансового контроля должна быть направлена на соблюдение всеми участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования средств бюджетов всех уровней. 

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в качестве участников бюджетного процесса являются следующие предприятия: организации государственной и муниципальной форм собственности, банки, в состав финансовых операций, которых входит работа с средствами перечисляемыми из бюджета. Процесс формирования и утверждения и исполнения бюджета называется бюджетным циклом и длится примерно 3,5 года. 

Срок исполнения бюджета не может превышать более одного календарного года, т.к. период действия бюджетного года на территории РФ длится 12 месяцев. В пункте 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ. Там же приведен полный перечень участников бюджетного процесса: Президент РФ - высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы МСУ; исполнительные органы государственной власти; Центробанк РФ; органы государственного финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; основные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Для повышения уровня организации бюджетного процесса на территории муниципальных образований РФ определен четкий регламент проведения оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

Теперь рассмотрим каждый пункт данной классификации доходов, определим группу факторов для каждого и систематизируем их.

Группа 1. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации. 

Основные факторы, влияющие на объем поступлений налоговых доходов:

- налоговое законодательство страны; 

- развитие как малого и среднего, так и крупного бизнеса; 

- объемы добычи полезных ископаемых; 

- соотношение прямых и косвенных налогов в доходах. 

Основные факторы, влияющие на объем поступлений неналоговых доходов:

• размер устанавливаемых таможенных пошлин; 

• наличие ситуаций, при которых государство вынуждено продавать государственное имущество федерального ведения. 

Группа 2. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета подразделяются на налоговое и неналоговое направление внутри группы. Согласно статье 96.6 главы 13.2 Бюджетного Кодекса РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: 1. налогов:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 

– нефть, 

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 

– газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, 

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 

– газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья.

2. неналоговых платежей:

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; 

- вывозных таможенных пошлин на газ природный; 

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Факторы, влияющие на поступления данной группы доходов: 

• изменение мировых цен на нефть; 

• изменение мировых цен на природный газ; 

• изменение объемов экспорта нефти и газа; 

• изменение ставок налогов и таможенных пошлин. 

К ненефтегазовым относятся доходы федерального бюджета без учета нефтегазовых эффективности бюджета. Самые крупные статьи доходов в этой группе:

1. налоговые:

- налог на прибыль организаций;

- налог на добавленную стоимость; 

- акцизы на табачную продукцию, спирт и т.д.; 

- государственной пошлины. 

2. неналоговые: 

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; 

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации; 

- таможенные пошлины и таможенные сборы. 

Группа 3. Внешние и внутренние доходы федерального бюджета Российской Федерации. 

Внешние доходы федерального бюджета в основном представлены:

- ввозные таможенные пошлины; 

- вывозные таможенные пошлины. Факторы: 

• стабильность или кризисные явления на мировом рынке; 

• уровень устанавливаемых таможенных пошлин; 

• участие в торговых организациях, таких как ВТО, Таможенный Союз, и договоренности с ними. Внутренние поступления:

- налоговые и неналоговые доходы, не связанные с внешнеэкономической деятельностью.

В каждой группе эффективности бюджета  приведены факторы, влияющие на объем поступления доходов данной группы. 

Составим сводную таблицу характеристик и факторов, влияющих на формирование каждой группы (табл. 1). 





























Таблица 1

Факторы, влияющие на объем поступлений в бюджет 











Группа 1



Группа 2











Группа 3





























Налоговые



Неналоговые



Нефтегазовые

Ненефтегазо

Внешние

Внутренние



















вые









































Налоговое



Размер





Изменение



Изменение



Стабильность

Развитие





законодательство



устанавливаемых



мировых цен

на

налоговых



или

кризисные

внутренней



страны.





таможенных





нефть.



ставок.



явления

на

экономики









пошлин.













мировом рынке.

внутренних





























рынков.





Развитие

как



Наличие





Изменение



Изменение



Уровень



Налоговая



малого и среднего,



ситуаций,

при



мировых цен

на

объема ВВП.



устанавливаемых

социальная



так и

крупного



которых





природный газ







таможенных

политика





бизнеса.





государство













пошлин.



страны.











вынуждено































продавать































государственное





























имущество































федерального































ведения.

























Объемы

добычи









Изменение



Изменение



Участие

в

Наличие





полезных











объемов экспорта

объемов экспорта

торговых



соглашений



ископаемых.









нефти и газа.



и импорта.



организациях,

двойном

























таких

как

ВТО,

налогообложени























Таможенный

в случае экспорт























Союз,



и

и импорт

























договоренности с

продукции.























ними.











Соотношение









Изменение



Изменения

в













прямых

и









ставок налогов и

мировой















косвенных









таможенных



экономике.















налогов в доходах.









пошлин.



















































Несмотря на то, что деление в классификации на группы весьма условно, каждая группа всходит отчасти в состав другой группы, тем не менее, зная, на какую часть доходов государство возлагает надежды на получение большего дохода в данном периоде, мы можем определить, каким факторам следует уделить внимание в первую очередь. 

Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В январе-феврале месяце 2015 г. госкомпании предъявили федеральному бюджету высокие налоговые вычеты, тем самым бюджет за январь и февраль месяцы был закрыт с дефицитом. 

По мнению автора, такие показатели в начале года могут свидетельствовать о возможных трудностях с закрытием бюджета в конце отчетного периода. 

Отсюда, с точки зрения автора, было бы более рационально применение следующих мер: 

1) усилить контроль безналичного оборота; 

2) усилить контроль за расходами государственных компаний при осуществлении масштабных проектов; 

3) отменить законодательные вычеты госкомпаниям, которые получают бюджетные субсидии; 4) повысить качество прогнозирования.























Выводы



Отметим, что бюджет является основным элементом в сфере государственных и муниципальных финансов финансовой системы РФ. Экономическое содержание государственного (муниципального) бюджета составляет движение бюджетных ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования на этой основе государственных (муниципальных) доходов в результате приведения в действие бюджетно-налоговых механизмов и инструментов.

Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляя собой соотношение целей развития общества и средств их достижения.

Известно, что формирование региональных бюджетов происходит на принципах бюджетного федерализма, в основе которого лежит принцип многоуровневой бюджетной системы государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. 




 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТА РФ  





2.1. Анализ эффективности бюджета РФ 



Современный этап развития бюджетной системы Российской Федерации характеризуется переходом от модели бюджетного планирования «управление затратами» к модели «управление результатами», целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов посредством внедрения системы программно-целевого бюджетирования.

Данный метод позволяет не просто исходить из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых результатов деятельности администраторов бюджетных средств, но и осуществлять мониторинг и контроль достижения намеченных конечных целей. Вместе с тем, метод программно-целевого бюджетирования служит гарантом обеспечения устойчивого развития территориальных систем.

 Для оценки потенциального объема теневых налогов в РФ необходимо определиться с объектов рассмотрения. В частности на сегодня в РФ теневой сектор определяется с трех позиций, а именно: скрытая, неформальная, нелегальная. 

В рамках анализа потенциального налогообложения теневого сектора в Российской Федерации отметим, что это спорный вопрос, так как Государственная Служба Статистики РФ, Федеральная налоговая служба РФ и международные организации, в частности Всемирный Банк, констатируют факт наличия данного сектора в экономическом хозяйстве России, но в части нелегальной сферы данной категории не могут компетентно подсчитать данные показатели. А в силу особенностей данных показателей и отсутствия законодательной базы для государственного вмешательства, судить о величине нелегальной теневой экономики мы не можем, в силу криминальных особенностей деятельности.  

Останавливаясь на первых двух типах, отметим, что данным статистики на сегодня зафиксированная доля «легального» теневого сектора в РФ составляет примерно 14–16 % от объема ВВП без учета теневой экономики.

Данные Всемирного Банка отличаются и варьируются в пределах 48–49 % ВВП РФ. 

Таким образом, опираясь на статистические данные Госкомстата и Всемирного Банка можно оценить потенциальную долю доходов от налогообложения сектора теневой экономики, которая выражается в величине, варьирующейся от 2 трлн. руб. до 7.

На основании приведенных выше данных можно сделать предположение о том, что значительная часть экономических операций на территории РФ подвержена негативному влиянию теневого сектора. Однако, вне зависимости от специфики экономической деятельности важно определить адекватную величину данного сектора, а при возможности рассчитать потенциальную долю налоговых доходов в части обложения этого сектора. Данная мера позволит отражать достоверную информацию о хозяйственных операциях в РФ, а также зафиксировав данные операции, увеличить основные показатели экономической деятельности РФ. В частности речь идет о доходной части бюджета РФ и субъектов, поскольку, в рамках выше проведенных расчетов, экономика РФ сможет увеличить свои налоговые доходы по налогу на прибыль организации от 1,5 до 3 раз. 

Рассмотрим динамику поступлений основных налогов в 2014–2015 г. г. (рис.1.): 







2014



2015Рисунок 1 Динамика поступлений основных налогов в 2014–2015 г. г. 

Основную массу поступлений администрируемых финансовой налоговой службой России доходов в федеральный бюджет в 2015 году составляет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) (2459 млрд. руб.). Второе место — налог на прибыль — 2355 млрд. руб. Хотя в 2014 именно он принес больше всего поступлений в бюджет (на 11,16 % больше, чем НДПИ). Третье место — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 2260 млрд. руб.; он увеличился на 13,34 %, по сравнению с 2014 г. 

На 1 февраля 2016 года в федеральный бюджет страны поступило доходов 1 093 098,63 млн. руб., что на 33 539,44 млн. руб., или на 3,17 % больше, чем на 1 февраля 2015 года. Налоговые и неналоговые доходы составили 1 034 356,21 млн. руб. в текущем году, и практически не изменились по сравнению с прошлым годом — выросли на 0,88 %. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выросли на 63,1 % или на 22727,17 млн. руб.! И составили на душу населения в 2016 году 7 625,54. 

Доля безвозмездных поступлений в доходах составила 5,37 %, что является на 58,1 % больше, чем в 2015 году. Если говорить о расходах, то они увеличились с 1 032 383,17млн. руб. до 1 108 714,93 млн. руб., т. е. на 7,39 %. Из них на 12,4 % сократилась доля расходов на заработную плату, на 59119,48 млн. руб. уменьшились дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Конечно, сложно сделать вывод о работе всей системы за один месяц. Но, по сравнению с предыдущим годом работы, по многим показателям результаты существенно ниже. Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. И есть вероятность, что текущий дефицит бюджета (15 616,3 млн. руб.) сократится. Также необходимо сказать, что доходы за весь 2015 год составили 12 853,68 млрд. руб., а расходы — 12 890,75 млрд. руб. Наблюдается явный дефицит бюджета, равный 37,06 млрд. руб.

Тем не менее, существует тенденция к снижению дефицита, ведь в 2013 г. он составлял 749,36 млрд. руб. В 2014 г. был профицит бюджета — 430 млрд. руб. В ходе работы получены следующие выводы: 1) Дефицит бюджета постепенно уменьшается. По сравнению с 2013 г. он уменьшился в 20 раз. 2) За 1 месяц работы в 2016 г. в бюджете страны наблюдается дефицит. Расходы увеличиваются быстрее доходов, причем на данном этапе это не влияет отрицательно на население страны. 3) Прибыль от налогов существенно продолжает расти. Это означает, что фискальная политика государства налаживается, последствия кризиса уменьшаются. 

Таким образом, сектор теневой экономики занимает в экономической оценке деятельности Российской Федерации значительное место. В связи с этим целесообразно его учитывать в рамках экономики РФ, что позволит отражать объективно и полно результаты экономической деятельности государства, а также увеличивать налоговые поступления бюджета, обеспечивая этим здоровое функционирование отечественной экономики.





2.2. Проблемы и направления повышения эффективности бюджета РФ 

Одной из главных задач любого государства, а так же субъектов Российской Федерации является пополнение своей доходной базы для выполнения функций жизнедеятельности региона. Но проблема, с которой сталкиваются субъекты при выполнении этой задачи, является сравнительно малый объем доходов — нехватка денежных средств, дефицитность бюджета и впоследствии государственный долг. 

Решением проблемы нехватки средств могут стать меры .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44