- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Дорожная карта.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001004 |
Тема: | Дорожная карта. |
Содержание
Основная часть 1.1 Основные понятия Дорожная карта представляет собой наглядное изображение пошагового сценария развития определённого объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.п. целей [2]. Результатом дорожного картирования становится сценарий развития или действий с учетом требований к продукту или технологии, альтернативных вариантов и промежуточных этапов. Технологическая дорожная карта предназначена для выявления и систематизации продуктов, компонентов, технологий, знаний — предметов, наиболее значимых для достижения целевых ориентиров предметной области таких, как: * Оценка факторов, определяющих перспективу развития предметной области. * Выявление перспективных технологий, применимых в производстве продуктов, и описания производимых с их помощью продуктов. * Определения предприятий и организаций, являющихся ключевыми разработчиками, производителями и потребителями продуктов в данной предметной области, оценки уровня их разработок в сравнении с мировым. * Оценки сроков появления научных и технологических решений, существенно влияющих на достижение целевых ориентиров предметной области. Помимо технологических аспектов, в ТДК целесообразно показать экономическую оценку возможных направлений развития технологий провести их сопоставление, в том числе для: * Выявления характеристик продуктов, определяющих их востребованность и конкурентоспособность. * Оценки сегментов рынка, имеющих потенциал применения новых технологий, и факторов их динамики. * Выявления альтернативных источников потребительских свойств (альтернативных продуктов и технологий). * Оценки значимости перспективных технологий, включенных в состав технологической дорожной карты, в выделенном сегменте спроса. 4.2 Технологическая дорожная карта Б. Парка Б. Парк предложил разделять понятия технологические дорожные карты (technology roadmaps) и создание технологических дорожных карт (technology roadmapping). Технологическая дорожная карта, по определению Б. Парка, это: * согласованный взгляд на направления развития в рамках поставленных задач и целей; * процесс технологического планирования, необходимый для идентификации, выбора и развития необходимых технологических альтернатив; * выбор и формирование необходимых показателей для достижения поставленных целей за определенный период времени1. Создание дорожной карты, по Б. Парку, предполагает не только процесс изучения определенной области, но и процесс достижения консенсуса. По мнению Парка, технологические дорожные карты помогают: * выявить проблемные стороны продукта, которые будут нуждаться в выборе технологий производства и развития; * определить технологические альтернативы; * выбрать соответствующие технологические альтернативы; * сформировать план развития выбранных технологических альтернатив. 1.2 Основные принципы формирования дорожной карты Технологическая дорожная карта представляет собой мощный инструмент для поддержания технологического менеджмента и планирования, особенно для исследования динамических связей между технологическими ресурсами, организационными задачами и изменяющимся внешними условиями. Поэтому технологическая дорожная карта основывается на следующих важных принципах, которые помогают представить ТДК в необходимом для внешних пользователей виде: 1. Ориентированность на решение стратегических задач развития бизнеса, составление плана по имеющемуся набору потребностей и технологий, необходимых для удовлетворения этих потребностей, а также достижение приоритетных целей, поставленных на уровне государства. 2. Тщательная проработка альтернатив технологических решений. Дорожная карта должна отражать альтернативные варианты траекторий технологического развития и предоставлять лицам, принимающим решения, информацию, необходимую для выбора наилучшей траектории. 3. Установка на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров. Дорожные карты призваны показывать экономический и социальный эффект от их разработки, а также оптимальные альтернативы использования ресурсов с экономический позиции. 4. Дорожная карта должна решать не только долгосрочные задачи развития отрасли и секторов экономики, но также должна быть ориентирована на внедрение уже имеющейся научно-технической платформы в кратко-, среднесрочной перспективе. 5. Техническая, технологическая новизна, имеющая важное значение для реализуемых проектов. Взаимосвязь дорожной карты с действующими национальными и международными программами по поддержке и развитию научных исследований и разработок и инновационной деятельности. 6. Беспрепятственность входа новых организаций с целью участия в разработке и реализации дорожной карты. Понятность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации дорожной карты. 7. Возможность для внешних пользователей использовать информацию дорожной карты. Для представителей бизнеса наличие дорожной карты позволяет: определить сроки и финансовые аспекты внедрения технологий, устранить дублирование важных исследований и разработок, представить основы для планирования и координации технологических разработок внутри компании; распределить риски и затраты на выполнение исследований и разработок на предконкурентной стадии. Для вузов и научных организаций наличие дорожной карты позволяет: повысить инновационный потенциал и эффективность, организовать коммуникации с инвесторами; увеличить спрос на результаты исследований и разработок; получить возможность продвижение и коммерциализация имеющихся научных проектов. Для инвесторов наличие дорожной карты позволяет: прогнозировать технологические разработки в областях, являющихся объектами направленного воздействия, выявлять наиболее перспективные проекты; оценивать барьеры и риски, выявлять критические факторы. Для органов власти наличие дорожной карты позволяет: получать общую информацию о подведомственной сфере деятельности; улучшить качество макроэкономического прогнозирования; осуществлять своевременную проверку проектов нормативных правовых документов и отдельных проектов для господдержки; разрабатывать обоснованные и согласованные регулирующие меры. 8. Изменение путей развития с учетом изменчивости внешней среды. Дорожная карта должна показывать варианты развития рассматриваемой области с учетом тенденций, существующих во внешней среде — политических, экономических, социальных, экологических и др. Основываясь на этих принципах, а также учитывая специфику рассматриваемой предметной области, эксперты строят стратегический прогноз и выбирают определенный подход к построению ТДК. В мировой практике известно множество подходов к построению дорожных карт. Так, различают следующих 8 подходов: 1. Планирование для продукта Это наиболее часто встречающийся тип технологического дорожной карты, связанный с вводом технологии в производимые продукты, одного или нескольких поколений. Рис.1 «Планирование для продукта» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 2. Планирование развития производства или услуги Метод похож на планирование первого типа, но больше подходит для корпораций, занятых в секторе услуг. Фокусируется на том, каким образом технологии могут поддерживать организационные возможности. Рис.2 «Планирование развития производства или услуги» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 3. Стратегическое планирование Включает также и стратегическое измерение, в том смысле, что позволяет сделать оценку различных возможностей или же угроз в различных сферах деятельности, в основном, в сфере бизнеса. Рис.3 «Стратегическое планирование» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 4. Долгосрочное планирование Расширяет временные горизонты планирования, и часто используется в отдельном секторе (экономики) или на национальном уровне. К примеру, на нижеследующем рисунке-схеме дорожной карты показано, как различные направления развития технологий приводят к появлению самостоятельной системной сущности (на Рис.4 — «Nugget»). Рис.4 «Долгосрочное планирование» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 5. Планирование знаниевых активов Этот тип дорожной карты позволяет фирмам оценить имеющиеся у нее знаниевые активы, и на основе этой оценки запустить соответствующие инициативы и проекты для внедрения новых технологий. Это помогает компаниям достичь своих бизнес-целей на каждом уровне временного развития, а также сформировать ответы на запросы будущего рынка. Рис.5 «Планирование знаниевых активов» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 6. Программное планирование Реализует стратегию, и более непосредственно относится к проектному планированию (к примеру, программы НИОКР). Показывает отношения между технологическим развитием и фазами и ключевыми этапами программы. Рис.6 «Программное планирование» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 7. Планирование процессов Поддерживает управление знаниями, фокусируясь на конкретной области (например, развитие нового процесса), на потоках знаний, необходимых для эффективного развития и презентации нового продукта. Рис.7 «Планирование процессов» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 8. Интеграционное планирование Интеграция и/или эволюция технологий, используется для оценки того, как различные технологии сочетаются в рамках продуктов и систем, или для формирования новых технологий. Рис.8 «Интеграционное планирование» Источник: UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005 1.1 Методика формирования дорожных карт Методика формирования дорожных карт подразумевает построение иерархии элементов дорожной карты — выделение логических уровней, каждый из которых содержит однотипные элементы. В дорожной карте могут быть выделены следующие типы (уровни) элементов, связь между которыми показана с помощью визуального представления дорожной карты (Рис. 8.а): * драйверы/условия развития; * рынки (области спроса); * продукты; * технологии; * НИОКР; Рис. 8а Формирование дорожной карты 1.1.1 Моделирование дорожной карты. Классическая модель В настоящее время при построении практически любой дорожной карты за основу берется классическая модель: «Процесс управления технологиями предусматривает разрешение вопросов и задач, связанных с определением, отбором, использованием, развитием и защитой технологий (продуктов, процессов, оборудования и инфраструктуры), которые требуются компании для поддержания её деятельности и её рыночной позиции в соответствии с намерениями и целями компании»2. Здесь отмечаются два наиболее важных аспекта управления технологиями. Во-первых, этот процесс должен устанавливать и поддерживать связи между различными технологическими ресурсами компании и её целями, что достаточно сложно для многих компаний. Для этого требуется достаточно эффективная работа системы взаимодействия с внешней средой системы управления знаниями. Во-вторых, результативность управления технологическими ресурсами зависит от ряда управленческих процессов, а именно: * идентификация (identification, I), * выбор (selection, S), * использование (exploitation, E), * приобретение и развитие (acquisition, A) * защита технологий (protection of technology, P). Выделение данных пяти процессов было предложено Грегори (Gregory) в 1995 г. Таким образом, технологические дорожные карты позволяют осуществлять результативное управление технологиями организации, поскольку они предлагают инструментарий для обеспечения связи между основными технологическими и бизнес-процессами, которая так важна для стратегического управления. 1.1.2 Моделирование дорожной карты. Трёхуровневая модель Трёхуровневая модель дорожной карты является наиболее универсальным и гибким инструментом, предложенным Европейской ассоциацией технических исследований и управления (The European Industrial Research Management Association, EIRMA) в 1997 г. Эта модель позволяет в каждом конкретном случае приспособить дорожную карту под цели любой организации3 (рис. 9). Рис.9. Трёхчастная модель для построения технологической дорожной карты Источник: PhaalR., Farrukh C. and Probert D. Technology Roadmapping: linking technology resources to business objectives. Centre for Technology Management, University of Cambridge, 14th November, 2001, p. 3–4. На данной диаграмме представлены стратегии по совершенствованию трёх уровней компании — технологического развития («technology»), уровня операционной деятельности, ориентированного на удовлетворение рыночного спроса и соответствие внешним условиям («business/market»), и «прослойку» межу обеими слоями, уровня продуктов и услуг («product/service»). Эти три уровня взаимосвязаны и располагаются совместно на временной шкале. Данная базовая методика послужила «шаблоном» для построения дорожных карт в рамках Т-плана Фааля. На рис. 10 изображена стандартная схематическая дорожная карта, состоящая из трех уровней. Рис. 10. Стандартная схематическая дорожная карта (обобщение Т-плана Фааля) Источник:Phaal R., Farrukh C. and Probert D. Technology Roadmapping: linking technology resources to business objectives. Centre for Technology Management, University of Cambridge, 14th November, 2001, p. 13. Стандартный процесс разработки дорожной карты по Т-плану Фааля состоит из четырёх этапов. Первые три этапа предполагают последовательное формирование трёх уровней дорожной карты в нисходящем порядке — от верхнего к нижнему уровню («рынок-бизнес», «продукты-услуги» и «ресурсы-технологии»), а на последнем все данные и результаты объединяются в рамках одного временного периода. Затем происходит построение трёхуровневой схемы, то есть дорожной карты, которая содержит единую структуру, изобразительные средства, «язык» изложения, а «слои» карты связываются и перекрываются. В общем виде, схема каждого из четырёх этапов Т-плана, то есть стандартного процесса Т-плана при комплексном подходе планирования технологического развития и продуктовой линейки4, выглядит следующим образом. I этап («Рынок»): * обзор ситуации на рынке и состоянии компании в различном измерении; * определение основных движущих сил рынка и данной организации; * группировка и выделение приоритетов, * SWOT-анализ, * поиск «технологических развилок». II этап(«Продукт»): * поиск концепций развития на основании свойств продукции и её характеристики; * объединение в группы (продуктовая линейка); * классификация и ранжирование продукции в зависимости от силы воздействия на уровень технологического прогресса компании; * формирование «продуктовых портфелей» и стратегии управления продуктовой линейкой; * поиск «технологических развилок». III этап («Технология»): * оценка технологического развития организации; * группировка; * классификация и ранжирование технологий в зависимости от силы воздействия на уровень технологического прогресса компании и бизнес-стратегии, поиск технических (технологических) решений; * поиск «технологических развилок». IV этап («Составление карты») * идентификация основных этапов развития, «контрольных точек»; * составление схемы продуктовой стратегии; * стратегии управления технологическим потенциалом; * подготовка ресурсного обеспечения; * поиск «технологических разрывов» в стратегии компании; * рассмотрение возможных вариантов дальнейших действий. На сегодняшний день существует большое количество модификаций классической трехуровневой модели дорожной карты, поскольку различные компании адаптировали этот метод для удобства собственного использования и решения собственных специфических задач. Сам Роберт Фааль в 2001 г. признавал, что «быстрый» Т-план запуска дорожных карт должен включать две части5: * стандартный подход (standard approach), как правило, применяющийся для поддержки планирования продуктовой линейки; * индивидуализированный подход (customized approach), который развивает возможности по более широкому применению этого метода. 1.1.3 Моделирование дорожной карты. Четырёхуровневая модель Развитием классической модели дорожной карты стала четырёхуровневая модель. Четвёртым элементом стал новый уровень«что делать?» («to-do»), в функции которого входило планирование системы действий.6 Первый «слой» дорожной карты, как и раньше, определяет её «область действия» («why»), в частности включает оценку рыночной ситуации и уровня конкуренции. Второй уровень представляет направление действия, меры и средства («what»), а также их объединение и развитие для достижения цели (рис. 11). Новым является то, что третий уровень сведён, в данном случае, к описанию процесса изменения только технологий, который послужит основой для достижения целей дорожной карты («how»). То есть в данном подходе именно третий уровень становится «технологической дорожной картой»: все технологические решение должны обеспечивать выполнение каждого уровня архитектуры. Рис. 11. Четырёхуровневая модель дорожной карты Источник: Albright R. E., Roadmapping Convergence, Albright Strategy Group, LLC, USA, October 31, 2003 (Rev. 12/8/03, 1/15/04, 1/23/05), pp. 6, http://www.albrightstrategy.com/papers/Roadmapping_Convergence.pdf Главным отличием от трёхчастной модели является то, что раньше условия рыночного спроса («push») представали как внешний фактор, «вызов», а условия предложения («pull») — в качестве внутреннего источника развития компании. В данной модели условия спроса (внешний фактор) и потенциал самой компании (внутренний фактор) объединены в категорию «возможности» («push»), уровень же развития технологии внутри самой компании («двигатели» её развития) и вне её (требования соответствия технологическим стандартам) — в категорию «pull». Четвёртый уровень определяет конкретный план действий и уровень риска, соответствующий ему («to-do’s»), в частности разработку инвестиционной стратегии и подтверждения ресурсного обеспечения, выделение приоритетных направлений развития и вероятности соответствия им. 1.1.4 Моделирование дорожной карты. Пятиуровневая модель Еще одной модификацией классической модели стала дорожная карта с пятиуровневой архитектурой, которая рассматривалась как в работах Р. Фааля (2003), так и других авторов.7 В данном случае в отдельный подтип выделяется дорожная карта для планирования новых видов продукции и прогнозирования технологического развития (product-technology roadmap).8 Происходит добавление к стандартной архитектуре карты таких элементов, как проведение НИОКР и развитие ресурсной базы для достижения стратегии. Нижний, пятый, уровень — ресурсный базис («resources») — отображает потребность инвестирования в потенциал компании, а четвёртый уровень — надстройка в виде программ НИОКР, целью которых является создание инновационных продуктов (рис. 12). Рис. 12. Классическая дорожная карта для планирования продуктовой линейки и технологического развития Источник: Phaal R., Fast-Start Technology Roadmapping (presentation). UNIDO — Technology Foresight for Practitioners / Centre for Technology Management, University of Cambridge, 9th October, 2003, p. 5. Данная дорожная карта показывает необходимость инвестирования в проведение целевых исследований и разработок (RD1) для создания продукции с определёнными свойствами (P2), которая должна занять определённую рыночную нишу (M2), когда эта ниша появится или станет свободной. 1.2 Форматы дорожных карт Дорожные карты, как правило, состоят из нескольких «слоев», соответствующих исследуемым группам технологий/продуктов. Поэтому принято различать следующие форматы дорожных карт. А) Множественные слои Наиболее распространенный формат дорожной карты, объединяющий несколько слоев, например, слой технологии, продукта и рынка. График позволяет изучить развитие на каждом из слоев, а также рассмотреть межслоевые зависимости, что облегчает внедрение технологии в продукты, сервисы или бизнес-системы. Рис.13 «Пример дорожной карты с множеством слоев» Источник: UNIDO TechnologyForesight Manual, vol.1, 2005 Б) Столбцы Многие дорожные карты оформляются в виде комплекса столбцов, отдельных для каждого слоя. Преимущество данного метода состоит в упрощении и обобщении необходимых данных, что делает более удобным взаимодействие и интеграцию графиков, и разработку программного обеспечения для поддержки создания дорожных карт. Рис. 14 «Пример дорожной карты в виде комплекса столбцов» Источник: UNIDO TechnologyForesight Manual, vol.1, 2005 В) Таблицы В некоторых случаях, дорожные карты целиком, или отдельно взятые слои в одном графике, оформляются в виде таблиц (например, отношение времени к производительности). Такой подход частично подходит для ситуаций, когда производительность можно легко подсчитать, а в случае деятельности — разбить её по определенным временным отрезкам. Г) Графы В случае, когда продукция или производительность технологии можно представить в количественной форме, дорожная карта может быть создана в виде элементарного графа или диаграммы, обычно одного для каждого подслоя. Рис. 15 «Пример дорожной карты в виде графов» Источник: UNIDO TechnologyForesight Manual, vol.1, 2005 Д) Рисунки В некоторых дорожных картах для работы с технологической интеграцией и планами, применяется более креативный подход, а именно рисунки. Иногда используются графические метафоры (например, дерево). Рис.16 «Пример дорожной карты в виде рисунка» Источник: UNIDO TechnologyForesight Manual, vol.1, 2005 Е) Плоская диаграмма Это вариант формы дорожной карты типа А, фокусирующийся на одном слое многослойной дорожной карты. Будучи менее сложным, график этого типа имеет следующий недостаток — чаще всего не показываются взаимосвязи между слоями. Рис. 17 «Пример дорожной карты в виде плоской диаграммы» Источник: UNIDO TechnologyForesight Manual, vol.1, 2005 Ж) Текст Некоторые из дорожных карт полностью или большей частью основаны на текстовом отчете и не имеют графических приложений. 4.1 Типы дорожных карт Теория «технологических дорожных карт» выделяет четыре различных вида технологических карт с точки зрения их практического применения — бизнесовые технологические дорожные карты; индустриальные технологические дорожные карты; ориентированные на цель технологические дорожные карты; научно-технологические дорожные карты для (отраслевых) политик. В табл.2 [DaCostaetal., 2003] представлен обзор развития «индустрии» дорожных карт с 80-х годов прошлого столетия и сводит существенные различия между подходами к семи критериям: * Временное распространение: отрезок времени, когда эта процедура получила распространение * Охват: тема и границы разработки дорожных карт; * Инициатива и развитие: организации, которые развивают и вводят разработку дорожных карт; * Использование: предполагаемые и действительные пользователи дорожных карт; * Постановка целей при введении и развитии дорожных карт; * Методология: методологический подход к сбору и выбору, а также синтезу и презентации информации; * Продвижениев будущее: представления о неопределенностях в будущем(кратко-, средне- или долгосрочные прогнозы, будущее — единственное или многовариантное); * Временной горизонт: временной разрыв между настоящим и видением будущего, развиваемым при построении дорожных карт. Таблица 2 Четыре вида построения технологических дорожных карт Тип карт Критерий Бизнесовые технологические дорожные карты Индустриальные технологические дорожные карты Ориентированные на цель технологические дорожные карты Научно-технологические дорожные карты для (отраслевых) политик Временное распространение середина 80-х Начало 90-х Середина 90-х Конец 90-х Охват Конкретный продут или продуктовая линейка Определенный технологический сектор (монодисциплинарность) Ключ к тому, чтобы сделать технологии возможными для определенной цели (междисплинарность, коммерческий сектор). Ранние проявления в инновационном процессе Обширные области науки и технологии, даже целые научно-технологические ландшафты, от узко-тематических подходов до научных фундаментальных исследований Инициатива и развитие Отдельные предприятия Консорциумы фирм, национальные индустрии вплоть до международных индустриальных отраслей, государственные инстанции, частные консалтинговые центры Государственные инстанции, которые действуют поддерживают или выступают мотором развития консорциумов фирм «Фабрики мысли», государственные инстанции Использование Внутри предприятия Внутри консорциума, на отраслевом уровне (национальном или интернациональном), другие стейкхолдеры Различные предприятия из различных секторов, которые имеют совместный интерес в достижении единой цели, другие стейкхолдеры Лица, принимающие политические решения, другие стейхолдеры и фирмы Постановка цели Оптимизация решений в области исследований и развития, стратегическое планирование для развития новых продуктов Более высокая конкурентоспособность благодаря вкладу в инвестиции в исследования и развитие и результатам на фазе конкуренции Создание одинаковых оснований, совместных представлений и видения будущего для людей с совершенно разными бэкграундами Подготовка необходимой информации о подноготной событий для оптимизации инвестиций общества в исследования и развитие и обеспечения их релевантности для общества Методология Систематизация технической документации, внутренние workshops Workshops c участием отраслевых экспертов и представителей академического мира Мозговые штурмы и комбинированные workshops с различными экспертами и стейкхолдерами workshops с различными экспертами и стейкхолдерами, масштабные полузакрытые или открытые конференции Продвижение в будущее Движимо технологией и/или индуцируется рынком. Дескриптивно или нормативно:"Что мы делаем»?" Движимо технологией. Предсказания и нормативно: "Что произойдет?" und "Что мы должны делать?" Движимо проблематизациями. Предвидение: "Что может произойти?" (комплексность затронутых проблем) Движимо и проблематизациями, и технологиями. Сегодняшняя про-активная политика вносит свой вклад в формирование будущего. Мультивариантность будущего Временной горизонт краткосрочно, обычно 5 лет Среднесрочно, обычно 5-10 лет Обычно долгосрочно, до 20 лет, хотя может насчитывать и 5 лет в зависимости от отрасли, планирования/видения будущего, предсказания/предвидения, компромиссов Обычно от 15 до 25 лет, связывает дальнесрочные социально-экономические факторы (напр., Демография, геополитика, общественные риски и проблемы) с краткосрочным обозримым развитием технологий Принято выделять различные типы дорожных карт. В качестве критерия их классификации часто используется цель разработки дорожной карты. 1. Дорожная карта “планирование продуктовой линейки” (“product planning”) Она представляет собой увязывание продуктов и технологий с временной шкалой, что позволяет прогнозировать появление перспективных продуктов, и указывает, какие технологии необходимо развивать для их создания; 2. Дорожная карта “планирование спроса и предложения” (“service/capability planning”) Используется для анализа связи динамики рынка с производственным и технологическим потенциалом компании. Т.о., планируется состояние рынка, отрасли (отраслевого рынка) или сегмента. Лучше всего подходит для компаний, действующих в сфере услуг; 3. Дорожная карта “разработка стратегии” (“strategic planning”) С ее помощью можно сопоставить текущую ситуацию с желаемым будущим видением и определить пути развития и недостатки данной стратегии. Она учитывает ресурсообеспеченность и возможные угрозы для развития организации, выделяет критические сектора; 4. Дорожная карта для общего планирования программ и проектов (“program planning”) Используется для планирования программ и проектов, в т.ч. программ по НИОКР; 5. Дорожная карта по управлению интеллектуальным капиталом (“knowledge asset planning”) Используется для планирования и управления нематериальными активами, т.е. она учитывает взаимосвязь между интеллектуальным и технологическим капиталом и коммерческими целями организации; 6. Дорожная карта для долгосрочного планирования и прогнозирования (“long-range planning”) Является эффективным инструментом для поиска неизученных и не открытых раннее возможностей. На ее основе можно выполнить прогноз появления перспективных продуктов на рынке, появления спроса на них; 7. Дорожная карта комплексного планирования бизнес-процессов (“process planning”) Используется для комплексного совершенствования бизнес-процессов внутри компании, т.е. совершенствование продукции в соответствии с рыночными и технологическими задачами; 8. Дорожная карта для комплексного планирования технологического развития (“integration planning”) С ее помощью возможно адаптировать имеющиеся используемые организацией технологии к ее внутренней структуре и производимой продукции, а также создать условия для эволюционного развития этих технологий. 1. Международные проекты для авиационной отрасли Форсайт-исследования под эгидой международных организаций (или исследования, проводимые совместно организациями множества стран) являются важнейшими с точки зрения авиационной отрасли. В процессе реализации подобных проектов происходит множество изменений: * Происходит технологический и интеллектуальный обмен между странами-участницами форсайт-исследования; * Возможно провести сравнения уровня развития авиационных школ разных стран по тем или иным направлениям; * Результаты исследования являются совместными, а потому становится возможным заключить соответствующие соглашения о специализации; * Итоговые рекомендации и предложения обычно реализуются всеми сторонами исследования, что ведет к унификации и стандартизации. Отдельное внимание уделяется прогнозированию будущего авиации в результате внедрения технологий и реализации мер политики, предложенных по итогам проведения форсайт-исследований9. В последние годы международный форсайт авиационных технологий сфокусирован в основном в направлении повышения авиационной безопасности и защиты окружающей среды10. Ниже представлено несколько примеров успешного форсайта, результаты которого реализуются в том числе и в России. Глобальная дорожная карта авиационной безопасности (Global Aviation Safety Roadmap11) Проект направлен на сокращение рисков авиационных происшествий в мировой гражданской авиации. Основной целью дорожной карты является повышение безопасности полетов в краткосрочных и среднесрочных планах и определение роли всех заинтересованных сторон (государства, регулирующих органов, авиакомпаний, операторов аэропортов, производителей самолетов, ассоциаций пилотов и службы контроля воздушного движения) в повышении авиационной безопасности. Дорожная карта (см. Рис. 18) была разработана членами Группы отраслевого стратегического планирования в области безопасности полетов (ISSG12) и представителями следующих крупных международных организаций и транснациональных корпораций: * Международный совет аэропортов (ACI13); * компания “Airbus”; * компания “Boeing”; * Организация гражданского аэронавигационного обслуживания (CANSO14); * Всемирный фонд безопасности полетов15; * Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА16); * Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA17). Проект длился с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. Горизонт исследований охватывал период с 2005 по 2015 гг. Для разработки системы безопасности полетов были поставлены три задачи: 1. Определить мероприятия, необходимые для достижения целей, заявленных в дорожной карте; 2. Сформулировать план действий для отдельных регионов, которые бы включали оценку возможностей региона и определяли приоритетные действия, необходимые для повышения уровня безопасности в этом регионе; 3. Работа с ИКАО по интеграции соответствующих компонентов дорожной карты и стратегических целей ИКАО в области безопасности и включение подходящих действий в обновление Глобального плана обеспечения безопасности полетов (GASP18). В проекте принимали участие: * ИКАО как ключевой пользователь дорожной карты и ключевой партнер в определении и реализации государственной политики для достижения целей дорожной карты; * Группы региональной безопасности — в дорожной карте представлена передовая практика, которая может быть использована региональными командами для разработки плана по повышению безопасности полетов; * Промышленность — передовой опыт, представленный в дорожной карте, может использоваться при оценке текущего состояния промышленности и определения областей для повышения безопасности; * ISSG — в стратегии прописаны методические рекомендации, нацеленные на повышение авиационной безопасности. Все участники авиационной деятельности были разделены на три основные группы: государства, представители авиационного комплекса и регионы. Для каждой группы были определены основные стратегии действия, направленные на успешную реализацию планов по повышению авиационной безопасности. В плане действий определяется конкретная деятельность по повышению безопасности полетов. Она начинается с анализа сегодняшней ситуации, которая сравнивается с желательной ситуацией. Такой анализ определяет конкретные шаги, которые могут предприниматься для достижения желаемых целей. Затем разработчик плана решает, какие конкретные действия будут предприняты и в каком порядке, иными словами — каким образом можно расставить приоритеты в перечне действий. На основе этого перечня разработчик составляет план действий, в котором определяются необходимее меры и устанавливается лицо, ответственное за их осуществление. Хотя существует множество методов разработки плана действий на основе концепций, изложенных в дорожной карте, ISSG инициировала рекомендации, касающиеся поэтапного процесса использования в будущем результатов работы аналитической группы и группы по внедрению положений плана действий. Поэтапный процесс выглядит следующим образом: Рис. 19. Поэтапный процесс использования результатов исследования «Глобальная дорожная карта авиационной безопасности» ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: