VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Договорные отношения в сфере туристской деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000246
Тема: Договорные отношения в сфере туристской деятельности
Содержание
Содержание
    Введение
    Глава 1.  Основные понятия туристской деятельности и ее правовое регулирование:
    1.1. Основные понятия туризма как сферы деятельности.
     1.2. Источники правового регулирования туристской деятельности.
     1.3. Особенности государственного регулирования туристской деятельности.
     Глава 2. Договорные отношения в сфере туристской деятельности:
     2.1. Субъекты договорных отношений в сфере туристской деятельности и их правовой статус.
     2.2. Виды договоров в туристской деятельности.
     2.3. Система договорных связей между туроператорами и турагентам
     Глава 3. Особенности договора о реализации туристского продукта:
     3.1. Концептуальные подходы к определению правовой природы договора о реализации туристского продукта.
     3.2. Содержание договора о реализации туристского продукта.
     3.3. Порядок изменения и расторжения договора о реализации  туристского продукта.
     Заключение
     Список литературы
     Приложение


Введение
    Современный туризм в России, как социально-культурное явление и специфическая отрасль экономики, формируется под воздействием социально-экономических условий и находит закрепление в законодательной базе страны. В советское время в силу закрытости общества туризм развивался преимущественно как внутренний. Внешний, выездной туризм, для широких масс был недоступен. С начала 90-х годов прошлого века в социально-экономической жизни страны произошли преобразования, коренным образом затронувшие все сферы экономической, политической, социальной и культурной деятельности, не оставив в стороне и туризм.
    Конституция Российской Федерации закрепила изменения, произошедшие в социально-экономическом устройстве страны, установила равноправие всех форм собственности, свободу экономической деятельности и предпринимательства, провозгласила право граждан на достойную жизнь и развитие, выбор места жительства и свободу передвижения. Это послужило конституционной основой активного развития всех видов туризма в стране.
    На данный момент туризм одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики нашей страны. Тот факт, что развитие сферы туризма в России идет крайне быстрыми темпами, обуславливает необходимость развитого и качественного правового регулирования туристской деятельности. Поэтому правовое регулирование оказания услуг туристического бизнеса  требует детального теоретического осмысления с тем, чтобы в дальнейшем, благодаря проведенным научным исследованиям, могли быть не только выявлены, но и устранены недостатки действующего законодательства в сфере туризме и тем самым повышена эффективность нормативного регулирования туристской деятельности. Этим и обуславливается актуальность данной дипломной работы.
    Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают между субъектами туристического бизнеса в процессе формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
    Предметом исследования является правовое регулирование оказание услуг туристического бизнеса, а также материалы судебной практики.
    Целью исследования является комплексное изучение и выявление основных особенностей и проблем правового регулирования туристской деятельности, связанных с неточным толкованием используемых в туризме понятий и терминов, а также выявление особенностей частноправового и публично-правового регулирования отношений в сфере оказания туристских услуг и выявления специфики договорных отношений в сфере туризма. Кроме того предпринимается попытка обозначить пути решения вышеуказанных проблем.
    Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
    1)	изучить основные понятия и термины, используемые в туризме, обозначить проблему расхождения в их толковании и обосновать необходимость ее решения.
    2)	провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих оказание услуг в туристическом бизнесе.
    3)	выявить особенности государственного регулирования туристской деятельности.
    4)	определить круг субъектов договорных отношений в сфере туризма и их правовой статус.
    5)	выделить основные группы договоров, применяемых в туризме, и описать  их особенности.
    6)	определить особенности договорных отношений туроператора с турагентом.
    7)	провести анализ существующих концептуальных подходов к определению правовой природы договора оказания туристических услуг и выявить его особенности.
    9)	изучить и провести анализ законодательства и судебной практики в сфере туризма, выявить проблемные вопросы и разработать предложения по усовершенствованию.
    В целях настоящего исследования использовались общенаучные методы (методы формальной и диалектической логики, метод анализа и синтеза, системный метод) и частнонаучные методы (технико-юридический анализ, методы грамматического, логического и систематического толкования правовых норм, сравнительно-правовой метод), труды российских цивилистов М.И. Брагинского, В.П. Вахмистрова, О. Н. Викулова, В.В. Витрянского, Н.И. Волошина, Н.К. Зализняка, И.В. Зыкова, В.А. Квартальнова, А.Н.Ошнокова, Я.Е. Парция, E.JI. Писаревского, О.Н. Садикова, К.С. Свиридова, Е.А. Суханова, Ю. Чененова и др.
    
    
    









 
    

     Глава 1.  Основные понятия туристской деятельности и ее правовое регулирование
     
1.1. Основные понятия туризма как сферы деятельности

     В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.
     Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий в теории туризма.
     Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме1.
     Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
      Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
      Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
      Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.
     Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
     Для того чтобы сформулировать полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности.
     Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Этой задачей ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития. 
     Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
     В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств.
     Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла и обозначающий перемещение людей в пространстве и времени. Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником2.
     При определенных характеристиках и условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также "посетителем".
     Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле.
     В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.
     Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.
     В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия "турист", которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом.
     Турист - потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника.
     Адекватно указанным выше определениям выделим участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.
     В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение международного (иностранного туриста): лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью.3
     Внутренний турист - ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
     Экскурсант - временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.
     К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.
     В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по международному туризму, проходившая в Риме, рекомендовала для изучения Статистической комиссией ООН полное определение термина "посетитель" - это лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:
     1) туристов как временных посетителей, остающихся в стране как минимум 24 часа и имеющих целью путешествия следующие направления:
     - отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.; 
     - деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах;
     2) экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее 24 часов.
     Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г., рекомендовала странам использовать определение "посетитель", предложенное в 1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно определить как "однодневных посетителей" или "экскурсантов", которые, в свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров, которые не останавливаются на ночь в гостиницах.
     В России в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г4., определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения основных понятий:
     - туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
     - туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
     - туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
     - туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
     - туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
     - туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
     - туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
     - турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
     - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
     - туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
     - туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
     - продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
     реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
     - туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
     - турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент) и др.
     После изучения ряда важнейших понятий, закрепленных в Законе об основах туристской деятельности, необходимо остановиться на анализе центрального в рассматриваемой проблематике понятия «туристская деятельность». 
     Туристская деятельность определяется в ст. 1 Закона об основах туристской деятельности  как «турагентская и туроператорская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий». Согласно той же статье туроператорская деятельность определяется как «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор)», а турагентская деятельность - как «деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент)». Однако какая «иная деятельность по организации путешествий», кроме туроператорской и турагентской может считаться туристской, в Законе о туристской деятельности не уточняется. В связи с этим в научных кругах существуют различные точки зрения в отношении данного вопроса.
     Волошин5 Н. И. полагает, что «иной деятельностью» является деятельность по осуществлению стандартизации в сфере туризма, а также сертификация туристских услуг, услуг гостиниц и т. д. 
     С нашей точки зрения мнение Волошина Н. И. является не верным, так как данная деятельность относится к способам государственного регулирования туристской деятельности, поэтому быть одной из ее составляющих никак не может.
     Викулова6 О. Н. считает, что под «иной деятельностью по организации путешествий» имеется в виду деятельность организаций, осуществляющих продажу прав на, клубный отдых (таймшер). Суть таймшера состоит в том, что покупателю не нужно приобретать недвижимость целиком, он может приобрести право проживания в каких-либо апартаментах в течение от 1 до 51-й недели определенного времени года. Покупатель также выбирает срок, на который он приобретает эти недели, т. е. на три год, или на. 5 лет или на 50 лет. Таймшер можно продать, сдать в аренду или передать по наследству. Между людьми просто делится время использования имущества — апартаментов. Осуществление же туристской деятельности предполагает наличие туристских услуг. Услуги, предоставляемые клубами отдыха, нельзя; назвать туристскими, т. к. они не образуют турпродукт, ведь туристы должны добираться до средства размещения самостоятельно, оформляя, въездную визу и приобретая, авиабилеты за свой счет, а, следовательно, деятельность данных организаций не может считаться туристской.
     Существует и третий подход к вопросу о том какую деятельность по организации путешествий, кроме туроператорской и турагентской можно отнести к туристской. Так, Свиридов К. С. утверждает, что «практика, а также анализ правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, показывают, что никакой «иной деятельности по организации путешествий» на данный момент нет».7 Соглашаясь в целом с данной точкой зрения, мы считаем нужным уточнить, что, по нашему мнению, оставляя список открытым, законодатель имел в виду ту деятельность, которой пока не существует, и которую в будущем по тем или иным основаниям можно будет отнести к туристской, хотя в данный момент законодатель не относит ее к таковой.

      1.2. Источники правового регулирования туристской деятельности

     Туристская деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее время эта сфера деятельности достаточно урегулирована нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существует. Рассмотрим основные источники в зависимости от их юридической силы.
     Правовая база в сфере туристической деятельности в Российской Федерации основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации8. Среди них выделим те, которые достаточно тесно связаны со сферой туризма. В ст. 7 Конституции РФ говорится: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Так, ст. 27 Конституции РФ устанавливает право свободного перемещения по территории государства, а также свободного пересечения границ; ст. 41 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие. 
     Согласно ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Туризм зачастую связан с использованием природных ресурсов, поэтому в соответствии:
     -  со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;
     - со ст. 58Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, следует считать источниками правового его обеспечения. 
     Также огромное значение для выездного туризма имеет ст. 61 Конституции РФ, гласящая, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
     Наряду с Конституцией РФ высшей юридической силой обладают и международные правовые акты. 
     Международных правовых актов, так или иначе касающихся сферы туризма, достаточно много. Так, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также говорится о праве на свободу передвижения, праве на отдых, праве на свободу выбора рода деятельности, что создает самые общие правовые рамки для развития туристской деятельности9.
     В свою очередь, интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления соответствующих норм, регулирующих эту сферу деятельности.
     В числе важнейших международных правовых актов, которые можно считать истоком правового регулирования туризма на международном уровне, следует назвать Общую резолюцию Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, которая состоялась в Риме 21 августа - 5 сентября  1963 г. В резолюции подчеркивается, что «туризм является одной из основных и желательных сторон деятельности человека, заслуживающей одобрения и поощрения со стороны всех народов и правительств… туризм является важным фактором, вносящим вклад в укрепление экономики развивающихся стран путем расширения форм экономической деятельности, создания новых источников занятости и путем предоставления мощного стимула для содействия развитию местных отраслей промышленности». Этой же резолюцией было рекомендовано создание «Международного союза официальных туристских организаций». Конференция призвала правительства «препятствовать в области туризма любой кампании клеветы или дискриминации, основанной на религиозных, расовых или политических соображениях», а также «особо поощрять и облегчать путешествия с образовательными, научными, культурными или спортивными целями»10.
     Специальный раздел «Развитие туризма» имеется в Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который был подписан в Хельсинки 1 августа 1975 г.  где речь идет о необходимости поддержки туризма.
     Но первым наиболее масштабным специальным международно-правовым актом, посвященным туризму, является Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму, которая состоялась в Маниле 27 сентября – 10 октября 1980 г. при участии 107 делегаций государств, что свидетельствует об огромной роли туризма, которой уже тогда придавало значение мировое сообщество. В этом документе достаточно четко выделяются две стороны: 1) туризм как потребление соответствующих туристических услуг и 2) туризм как экономическая деятельность. Соответственно приводятся рекомендации и предложения11.
     Результатом логического развития туризма стало принятие Хартии туризма и Кодекса туриста, одобренных резолюцией 1 VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, которая состоялась в Софии 22 сентября 1985 г. В Хартии туризма закреплены положения предшествующих международных форумов по вопросам туризма. Кодекс туриста является непосредственным продолжением Хартии туризма и включает в себя несколько статей в основном о тех услугах, которые должны предоставляться туристам в местах их пребывания, а также обязанностях туристов, в частности, уважать культуру страны пребывания.
     На межпарламентской конференции по туризму, состоявшейся в Гааге      10-14 апреля 1989 г. была принята Гаагская декларация по туризму. Это весьма обширный документ. В нем развитие туризма в мире оценивается необычайно весомо и образно для такого рода документов, а именно как «туристская революция». В п.6 Приложения в декларации указывается, что «экономический потенциал для развития туризма практически неограничен; однако здесь потребуются значительные капиталовложения и затраты»12.
     Кроме того, источниками являются двусторонние международные договоры, закрепляющие основные принципы сотрудничества в указанной области. В настоящее время Россия имеет двусторонние международные договоры в сфере туризма с 48 странами, такими как Китай, Кипр, Турция, Литва, Польша, Норвегия, Франция и др.13
     Также в пределах своей компетенции издает рекомендательные акты Всемирная туристская организация.
     В Федеральном законодательстве, регулирующем сферу туризма в России,  туризм рассматривается как вид предпринимательской деятельности. В этой связи в перечне соответствующих законов следует назвать, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации14.  ГК РФ дает определения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ), юридического лица (п.1ст. 48 ГК РФ), индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ), коммерческих и некоммерческих организаций и их организационно-правовых форм (ст. 50 ГК РФ). Услуги рассматриваются в ГК РФ как один из объектов гражданских прав (ст.128 ГК РФ), а туристическое обслуживание конкретно названо в числе услуг, предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг (ст.779-783 ГК РФ15). В ГК РФ сформулированы общие положения о договоре (ст. 420-453 ГК РФ), дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах (ст. 454-1109 ГК РФ). В целом Гражданский кодекс РФ дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства как сердцевины рыночных отношений, в том числе в предпринимательской деятельности туристических организаций.
     Наряду с Гражданским Кодексом, правовое регулирование в сфере туризма осуществляет и Земельный кодекс Российской Федерации, который устанавливает состав земель особо охраняемых территорий, в том числе земель рекреационного назначения, как раз тех, которые предназначены и используются для организации отдыха, туризма, оздоровительной и спортивной деятельности граждан16.
     Можно констатировать, таким образом, что гражданское законодательство является непосредственной основой правового регулирования туризма как вида предпринимательской деятельности.
     Правовое регулирование сферы туристской деятельности осуществляется, наряду с ГК РФ, нормами достаточно большого количества законов.
     Учитывая то обстоятельство, что названные выше федеральные законы не в полной мере отвечали международным стандартам в сфере туризма, российским законодателем было принято решение о разработке и принятии специального Федерального закона – «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данным нормативно-правовым актом определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого рынка туристических услуг в Российской Федерации, регулируются отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определен порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. Также в законе указаны основные права и обязанности туристов, особенности формирования и реализации туристского продукта, способы и условия обеспечения безопасности туризма. Изменения, внесенные федеральным законом от 05.02.2007 года, практически целиком посвящены финансовым гарантиям туроператоров. Так как с 01.01.2007 года отменено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых, финансовые гарантии становятся весомым условием обеспечения прав туристов.
     Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.199217 регулирует отношения, возникающие между исполнителями и потребителями услуг, преимущественно в том случае, если оказаны услуги ненадлежащего качества либо небезопасные для жизни или здоровья. Также в этом законе указан механизм защиты прав потребителей.
     Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.199618 устанавливает общие правила по пересечению государственной границы Российской Федерации, в том числе и с целью осуществления туризма, а также порядок прохождения таких видов туристских формальностей, как паспортный, санитарный, таможенный и визовый контроль.
     Также, можно выделить еще такие источники Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»19, Федеральный закон «О техническом регулировании»20, Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации»21, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»22, Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»23 и другие, регулирующие отдельные аспекты отношений в сфере туризма.
     Важное место в системе правового обеспечения туризма занимают подзаконные акты. Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, указ Президента РФ от 07.07.1992 года «Об обязательном личном страховании пассажиров», постановление правительства РФ от 28.08.2003 года «Об утверждении Положения о пребывании в России пассажиров круизных судов». Далее идут нормативные документы министерств и ведомств. К ним относятся акты Министерства экономического развития РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального агентства по туризму РФ и других. Таких документов достаточно много, они регулируют отдельные вопросы сферы туризма.
     Наряду с федеральным законодательством отношения в сфере туризма регулируются и законами субъектов Российской Федерации, в которых учитывается специфика того или иного региона. Значение регионального правотворчества в сфере туризма возрастает в соответствии с ускоренным развитием именно регионального туризма 24.
1.3. Особенности государственного регулирования туристской деятельности
     Туризм, являясь сложной социально-экономической системой, в которую вовлечено большое количество ресурсов с разнообразными связями между ними, обладает, как и любая другая отрасль, социально-экономическими проблемами, которые возможно решить только с помощью грамотного и эффективного государственного регулирования, обеспечивающего правильное и необходимое взаимодействие всех участников туристического процесса. 
     Как правило, государственное регулирование сферы туризма заключается в разработке и принятии основных правил организации и развития туристского бизнеса в стране. Важными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие различных видов туризма в стран25.
     Изучив и проанализировав основные способы государственного регулирования туристкой деятельности, мы пришли к выводу, что их реализацию можно распределить по следующим направлениям: совершенствование методов государственного регулирования, государственная поддержка, создание условий для формирования устойчивого развития сферы туризма, повышение координирующей роли федеральных органов исполнительной власти в области туризма.
     Из главы II Закона об основах туристской деятельности следует, что государство воздействует на сферу туризма посредством государственного регулирования. В связи с этим совершенствование государственного регулирования в Российской Федерации в целом и в ее субъектах следует считать важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение заданных показателей.
     Основными направлениями государственного регулирования, на наш .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.