- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деятельность клубных объединений по приобщению подростов к народной музыкальной культуре
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000999 |
Тема: | Деятельность клубных объединений по приобщению подростов к народной музыкальной культуре |
Содержание
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСОВАЯ РАБОТА «Деятельность клубных объединений по приобщению подростов к народной музыкальной культуре» Выполнила студентка Акони Амина Насимовна Группа: СКТ/БЗ441-4/1 Направление подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» Форма обучения Заочная Научный руководитель Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Фридолина Наталья Александровна (подпись, дата) Санкт-Петербург 2016 Введение Актуальность исследования обусловлена проблемой сохранения и бережного отношения к народной музыкальной культуре, которая играет важную роль в формировании и развитии эстетической и духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Одной из ведущих задач воспитания личности является формирования мировоззрения ребенка. Мировоззрение включает в себя целостную систему научных, философских, нравственных и эстетических взглядов на мир. В формировании нравственно-эстетической культуры личности огромную роль играет народная музыкальная культура. Народное музыкальное творчество – уникальное явление художественной культуры социума. Оно отражает национальное художественное сознание и менталитет народа, его традиции и ценности. Народная музыкальная культура содержит в себе огромный потенциал в плане развития и воспитания подрастающего поколения, так как она несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал. В последнее время наблюдается повышенное внимание к вопросу возрождения народной музыкальной культуры. Появляются фольклорные коллективы, снимаются специальные телепередачи, программы, используются на сцене этнические детали одежды и т.д. Однако все же в обществе все чаще чувствуется нравственный и эстетический разрыв между поколениями. К сожалению, сегодня музыкальный вкус у несовершеннолетних формируется под влиянием популярной музыки, качество которой оставляет желать лучшего. Прогрессивное развитие музыкальных и компьютерных технологий, к сожалению, имеет и обратный эффект: создавать и исполнять музыку стало намного проще, в том числе тем, кто не имеет ни музыкальных способностей, ни музыкального вкуса. При этом образное восприятие у современных детей сильно страдает, эстетическое восприятие народных музыкальных произведений свойственно незначительному контингенту истинных меломанов. Все то глубокое содержание, которое включает в себя народная музыка, стало слишком тяжело для восприятия любителям современной легковесной поп-музыки, так как отсутствует культурная и образовательная основа. Необходимо восполнять это нравственно-культурный пробел в образовании и воспитании. Клубные объединения играют важную роль в решении этой образовательной задачи, ведь они являются ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков. Организованные на добровольных началах по принципу открытости для всех желающих они являют собой многообразие организационных форм в соответствии разносторонним интересам и потребностям подрастающего поколения. Деятельность клубных объединений направлена на организацию свободного времени детей, подростков, молодежи, развитие интересов, способностей, активной познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности, духовно-нравственное формирование личности. Проблема исследования заключается в противоречии между объективно существующим потенциалом клубных объединений в организации деятельности по приобщению детей младшего школьного возраста к народной музыкальной культуре и недостаточной его реализацией в практической деятельности учреждений социально-культурной сферы. Объект исследования: приобщение подростков к народной музыкальной культуре. Предмет исследования: преобразование организации деятельности клубных объединений по приобщению детей младшего школьного возраста к народной музыкальной культуре. Степень научной разработанности проблемы. Целесообразность и необходимость приобщения детей и подростков к музыкальным народным традициям подтверждали педагоги прошлого Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж Руссо, А. Дисверг и другие классики. Важность данного направления образования в России доказывалась В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым. Педагогическую целесообразность приобщения детей и подростков к народной культуре обосновал К.Д. Ушинский. В дальнейшем идея «народности» в воспитании детей получила распространение в трудах В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой, Н.Ф. Виноградовой, Э.К. Сусловой и др. Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой. Проблема организации наиболее эффективной социально-культурной деятельности рассматривалась в трудах многих известных деятелей, таких как М.А. Ариарский., В.А. Триодин., А.А. Сукало., Г.Ю. Литвинцева., А.Д. Жарков., Ю.Д. Красильников., Т.Г. Киселева., но она требует постоянного пересмотрения и усовершенствования методов по ее устранению. Цель исследования: раскрыть и реализовать потенциал клубных объединений в организации деятельности по приобщению подростков к народной музыкальной культуре. * Задачи исследования: * рассмотреть народную музыкальную культуру как необходимый компонент формирования эстетического сознания личности подростка; * раскрыть психолого-педагогические особенности и специфику организации досуга подростков; * изучить специфику деятельности клубных объединений по приобщению подростков к народной музыкальной культуре; * проанализировать деятельности Центра Творчества Юных г. Гатчина по приобщению подростков к народной музыкальной культуре; * проанализировать диагностику досуговых интересов и музыкальных предпочтений воспитанников ЦТЮ г. Гатчины; * разработать проект по приобщению подростков к народной музыкальной культуре на базе ЦТЮ г. Гатчины. При выполнении работы была принята гипотеза о том, что социально-культурная деятельность будет наиболее продуктивной при следующих условиях: * учёте специфики психолого-педагогических особенностей подростков; * изучении и выявлении досуговых интересов и музыкальных предпочтений подростков; * использовании ресурсов «ЦТЮ г. Гатчина» для исследования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к народной музыкальной культуре; * разработке проекта по приобщению подростков к народной музыкальной культуре на базе ЦТЮ г. Гатчины. База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Центр творчества Юных» г. Гатчина. Адрес: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, революционный пер., д. 1. Методологические основы исследования: в исследовании социально-культурной деятельности клубных объединений мы будем опираться на Основы законодательства Российской Федерации о культуре; подпрограмму «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы; труды Ариарского М.А., Триодина В.А., Сукало А.А., Жаркова А.Д. Методы исследования: 1. Теоретические методы: * анализ и синтез специальной литературы * обобщение * анализ планов работ клубных объединений * сравнение 2. Эмпирические методы: * наблюдение; * опрос; * анкетирование. Этапы исследования: 1. Теоретико-аналитический этап. На данном этапе была определена значимость народной музыкальной культуры как необходимого компонента формирования эстетического сознания личности ребенка, изучены психолого-педагогические особенности и специфика организации досуга подростков, выявлена специфика деятельности клубных объединений по приобщению детей младшего школьного возраста к народной музыкальной культуре. 2. Диагностический этап. Заключался в изучении досуговых интересов и выявлении уровня заинтересованности народной музыкальной культурой среди воспитанников ЦТЮ г. Гатчина. Были проведены исследование и интерпретация результатов, полученных в ходе проведенных исследований. Осуществлен анализ деятельности ЦТЮ г. Гатчина по приобщению подростков к народной музыкальной культуре. 3 Проектный этап. С учетом выводов, полученных на основе теоретического и диагностического результатов исследования, с помощью использования ресурсов ЦТЮ г. Гатчина были разработаны предложения по совершенствованию организации деятельности клубных объединений по приобщению подостков к народной музыкальной культуре. Новизна исследования заключается в обосновании значимости деятельности клубных объединений по приобщению подростков к народной музыкальной культуре. * Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта по приобщению подростков к народной музыкальной культуре на базе ЦТЮ г. Гатчины, который может использоваться в других учреждениях социально-культурной сферы. Положения, выносимые на защиту: * организационно-педагогические условия организации деятельности клубного объединения по приобщению подростков к народной музыкальной культуре: * учёт специфики психолого-педагогических особенностей подростков; * изучение и выявление досуговых интересов и музыкальных предпочтений подростков; * использовании ресурсов «ЦТЮ г. Гатчина» для исследования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к народной музыкальной культуре. * разработка проекта по приобщению подростков к народной музыкальной культуре на базе ЦТЮ г. Гатчины. Характер поставленных целей и задач, методология исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретический подход к организации деятельности клубных объединений по приобщению подростков к народной музыкальной культуре 1.1. Народная музыкальная культура как необходимый компонент формирования эстетического сознания личности подростка. Музыка, как средство коммуникации является одной из самой древней формой общения людей. Сформировавшись как коммуникативная система, она воздействует через аудитивный канал и оказывает влияние на умы и души людей уже многие века. Музыка как вид искусства имеет сложную коммуникативную систему. Еще в древности её рассматривали как особый вид коммуникативной деятельности, используя во время обрядов, для привлечения потусторонних сил или сил природы. Для этого люди играли на музыкальных инструментах, подражали пению птиц или изображали звуки грома, журчание ручья и т. д. В музыке заложена не просто информация, в ней всегда присутствует экзистенционально-эмоциональное начало, в ней отражено бытие народа, его чувства, отношение к определенным событиям. Музыкальная народная культура является чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее. Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Проблема построения людьми образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие. Формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Большие потенциальные возможности воздействия на подрастающее поколение заключаются в народной музыке. Народная музыкальная культура - это образ мира народа, способ его восприятия, склад его ума, коллективные психологические установки, модели народного сознания, поведения и творчества. К основным аспектам содержания народной музыкальной культуры можно отнести: мировоззрение народа и его быт, трудовую деятельность и ремесла, народный календарь и отдых, семейные отношения и традиции, народные праздники и обряды. Народная музыкальная культура является частью духовной культуры, которую можно определить как совокупность ценностей, идей и достижений общества в области идеологии, науки, образования, искусства, а также саму деятельность, направленную на производство, закрепление и восприятие, потребление этих ценностей. Первоначальное музыкальное воспитание подрастающего поколения надо осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у подростка национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, он подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Подросток осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Более того, доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой форме знакомят подрастающее поколение с обычаями, с бытом народа и обеспечивают эмоционально-психологическое благополучие. «Незнакомая музыка начинает восприниматься не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления.»1 Множество свойств народной музыки, вплетенных в сложную систему мира, реализует основные функции искусства, среди них выделяются следующие: 1. гносеологические (познание действительности); 2. идейно-пропагандистские (распространение эстетических и других идей); 3. гедонистические (душевный подъем, особое наслаждение); 4. суггестивные (внушение определенного строя эмоций и мыслей); просветительские (своеобразный «учебник» жизни); 5. эвристические (активизация и развитие творческого потенциала человека); 6. коммуникативные (искусство выступает в роли особого языка, особой связи между поколениями). Рассмотрим значение коммуникативной функции народной музыки для воспитания эстетической культуры подростков. Эстетическая культура — это формирование внутреннего мира в его целостности перед лицом внешнего мира. Это совокупность ценностных ориентиров личности в ее взаимоотношениях с миром, ориентиров, касающихся и направляющихся на содержательные, выразительные стороны человеческой деятельности. Эстетическая культура никогда не бывает продуктом стихийного процесса формирования. Она всегда предполагает личную активность, направленную на себя как на объект формирования. Развитие эстетической культуры является, таким образом, характеристикой ценностных оснований внутреннего мира подростка. Для подростков общение с музыкальным произведением часто ограничивается изучением нотного текста, именно этот уровень представляет собой лишь первый и единственный этап знакомства с произведением. Если мы хотим воспитать эстетическую культуру подростков, надо работать над развитием чувственной сферы, эмоций, стремлением к творчеству. Ключ к пониманию музыкального произведения лежит в чувственной сфере, это невозможно до конца объяснить, но приоткрыть тайну народной музыки можно и нужно. Музыкальный язык народной музыки очень специфичен. Он способен отразить важнейшие особенности традиционной картины мира: структуру пространства, времени, социума. Различные сочетания музыкальных интервалов говорят о сигналах бедствия или помощи, начале или окончании праздников и т. д. Особенности музыкального языка можно сравнить с разными разговорными языками, у каждого народа свой язык и свои особенные слова для передачи определенных сообщений. Так, например, мажор часто употребляется для выражения веселого, бодрого, а минор — для выражения ласки, грусти, нежности. Можно определить чувства по встречающимся интервалам: близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность, а тревожные чувства предают диссонансы и т. д. Язык музыкального фольклора всегда поэтично — образный, несет в себе много символов. Чтобы почувствовать народную музыку, проникнуть в ее глубинный смысл, мало понять информацию, заложенную в ней, необходимо захотеть услышать музыку. На первом месте должно идти эмоционально-чувственное восприятие музыки, только после этого надо овладевать языком того музыкального стиля, который смог заинтересовать подростка, иначе коммуникативный музыкальный акт не состоится, подростки начнут передавать не эмоциональные состояния, не характер музыки, а лишь сигналы. Поэтому очень важно, изучая с подростками музыкальный язык, всегда помнить, что теоретическое изучение основ музыки не должно перекрывать ее чувственное восприятие. Владение музыкальным языком дает возможность подросткам в полной мере участвовать в коммуникативном процессе только тогда, когда они начинают чувствовать, переживать. Понять и передать информацию (в первую очередь чувственную) - важнейшая задача педагога и подростка в процессе музыкальной деятельности. В любом случае - исполняет подросток народную или просто слушает - происходит процесс общения, с помощью которого он узнает культуру народа, пытается понять его особенности, стиль жизни, мировоззрения, эстетические ценности и идеалы и т. д. Для существования музыки необходимы три условия: народная музыка, исполнитель, слушатель. В этом триединстве заложен весь процесс музыкальной деятельности, а также воспитательный процесс. Педагог должен научить подростка общению с народной музыкой. Сложность заключается в том, что между ней и подростком, стоит не только исполнитель, но и временное пространство. С другой стороны, подростки, так же могут являться исполнителями народной музыки, и в этом случае они уже сами должны донести до слушателя всю информацию (не только исполнить текст, но и передать чувства, эмоции, характер музыкального произведения). И в момент восприятия, и в момент исполнения народной музыки, необходимо, чтобы общение происходило на одном «языке», а для этого нужно изучить традиции, обычаи, мировоззрение, миропонимание народа, его духовную и религиозную культуры. Задача педагога — подготовить подростка к диалогу с народной музыкой, к беседе с ней. Невозможно оценить, как глубоко подростки проникли в смысл возможных музыкальных сообщений, что они смогли понять в ходе прослушивания или исполнения народной музыки, но можно проследить, как модернизируются отношение к народной музыке. Задача не в том, чтобы дать подростку навыки исполнения народной музыки и получить информацию о ней, а в том, чтобы научить его творчески мыслить и получать эстетическое удовлетворение от народной музыки, научится с ее помощью общаться с прошлым, настоящим и будущим. Трудности процесса общения с музыкальными произведениями, возникающие в отношениях между подростком и музыкой, подростком и слушателями, должны преодолеваться на основе единства практики воспитания, развития и обучения. Главная роль педагога - не только научить исполнять музыкальное произведение, не только подготовить к диалогу с народной музыкой, а воспитать личность, способную испытывать эстетические эмоции, чувства и реализовывать эстетический потенциал в мире культуры. Поэтому процесс общения должен происходить так: подростки, узнавая особенности жизни своих предков, их мировоззрение, ценности, идеалы, воспринимают эту информацию, эмоционально ее принимают, дальше происходит процесс осмысления. Они сознательно, а иногда бессознательно начинают сравнивать, находить, что общего между прошлым и настоящим, пытаются понять и оценить эстетическую значимость произведений, что положительного можно взять для себя, и что бы им хотелось передать будущему поколению. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Работа музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей детей средствами народной музыкальной культуры многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. Следует отметить, что, как общественное явление, народная музыкальная культура обладает и другими специфическими функциями, которые сегодня сохранили свою актуальность. Наиболее существенными и характерными для народной музыкальной культуры можно назвать следующие функции. 1. Сочетание традиции и новации. Народная музыкальная культура может существовать благодаря традициям, однако постоянно нуждается в приспособляемости к постоянно меняющимся жизненным условиям, и это обеспечивается за счет внедрения новых образов, технологий, понятий. 2. Устойчивое сохранение этнической самобытности. Этот феномен живет в веках и тысячелетиях благодаря тому, что обеспечивает свое актуальное пространство за счет коллективного творчества. Действие этой функции направлено на закрепление определенных музыкальных народных образов, формул, семиотики, что как раз и способствует узнаваемости, причастности к той или иной народности, региону, территории, а это является непременным условием в освоении родовых устоев, законов, жизнедеятельности. Народная педагогика средствами музыкальных народных образов оказывает мощное воздействие на формирование мировоззрения, норм поведения, эстетических позиций, моральных убеждений. 3. Диалогичность, способность к логической связи с профессиональной культурой и культурами других народов. Народная музыкальная культура во все времена, а в современном пространстве особенно нуждается в постоянном обогащении, совершенствовании, которое может осуществляться за счет роста качественного уровня профессиональных коллективов и отдельных мастеров, а также и заимствования примеров из других музыкальных и художественных культур, но при этом остается важным не переступить ту грань, за которой может последовать расслоение или полная потеря собственной музыкальной идентичности, самобытности. 4. Просвещение. Эта функция особенно актуальной стала в период предшествующих полутора столетий, поскольку появилась необходимость в глубоком осмыслении накопленного народного опыта, сборе и систематизации фольклорного материала, в грамотном освоении усовершенствованных музыкальных инструментов, а главное, в осознании и сохранении истоков, характера и особенностей этого уникального наследия. Народная музыкальная культура, важный механизм в народном просвещении, срабатывает через систему институтов, доступных и открытых для широких масс - клубы и художественная самодеятельность, профессиональные концертные организации и театры, радио и телевидение, народные праздники и обряды. В ходе естественного эволюционного развития общественных отношений и совершенствования жизненных условий в природном пространстве одни формы бытования музыкальной культуры уходили в прошлое, на их место приходили новые, соответствующие определенному жизненному укладу. Среди качеств народной музыкальной культуры, обладающих способностями сохранения и дальнейшего развития, можно выделить следующие: -адаптивность, детерминирующую творческое отношение к культуре ушедших из жизни поколений; -регенеративность как способность к восстановлению на основе «латентных» (скрытых) свойств музыкальной культуры; -трансформируемость, осуществляющую диалог и взаимопреобразование музыкальных культур на основе диалектического единства традиционного и новаторского. В новой исторической, общественно-социальной, духовной и экономической ситуации в глобальном масштабе встает вопрос о ценности народной музыки и ее месте в современной культуре. Народная музыкальная культура является не только необходимым, но и специфически объективным фактором эстетического развития личности подростка, в которой заранее запрограммированы основные эстетические ценности народа, в ней отображены особенности национального мировоззрения и характера, народный идеал человека. Народная мудрость, аккумулированная в многовековой памяти национальной музыкальной культуры, указывает современному подростку пути духовного и физического совершенствования, достижения единства внутреннего и внешнего, гармонии с миром и самим собой. Через музыкальную культуру осуществляется процесс самодетерминации эстетического развития личности. Воспитание средствами народной музыки актуально: во-первых, в связи с бурным расцветом средств массовой информации и возникающей необходимостью в межнациональном взаимопонимании на основе понимания культурных смыслов других народов. Во-вторых, в связи с явным скачком в развитии знаково-символических систем. Кроме того, в связи с возрастающей потребностью изучения своих корней, тяги к народному искусству, имеющего места в обществе. Через народную музыку от поколения к поколению передаются ценные крупицы накопленного опыта, через нее передаются шедевры искусства далеких друг от друга эпох и обнаруживают родство различные по типу народные музыкальные традиции. Задачи эстетического развития подростков средствами народной музыки в рамках клубных объединений условно делятся на две группы: приобретение теоретических знаний о народной музыке и формирование практических навыков ее исполнения. Первая группа - теоретические дисциплины (сольфеджио, музыкальная литература) - решает вопросы усвоения определенного объема научных знаний, изучения музыкального языка народной музыки; изучение мировоззрения. В подростковом возрасте преобладает интерес к изучению знаковых культур. Для подростков становится интересно изучать музыкальный текст народной музыки. Вторая группа - практические занятия (игра на инструменте, пение, игра в оркестре, ансамбле) - посвящена музыкально- эстетической деятельности, развитию умений и навыков, необходимых для восприятия и исполнения народной музыки, а также раз витию художественного сознания, мышления, опыта, воображению. В ходе практических занятий подростки включены в активную творческую деятельность, это различного рода выступления, участие в мероприятиях, концертах, фестивалях, конкурсах и т. д. Клубные объединения, несомненно, являются благодатной почвой для воспитания эстетической культуры подростков и включения их в пространство народной музыки. Предметный потенциал эстетического воспитания личности подростков в процессе изучения данных дисциплин очень высок, однако недостаточно используется материал именно народной музыки. Для преодоления противоречия между значительным уровнем предметного потенциала клубных объединений в эстетическом развитии подростков средствами народной музыки и низким уровнем эстетической культуры подростков и нежеланием их изучать музыкальную культуру и фольклор своего народа необходимо создать систему по изучению народ ной музыки в образовательном процессе клубных объединений. 1.2. Психолого-педагогические особенности организации досуга подростков. Одним из основных, а также критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него. С одной стороны для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны стремление во что бы то ни стало быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной смены приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Как и любой другой, подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Конечно, подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. «Проблема свободного времяпрепровождения подростков является актуальной на сегодняшний день и одним из важнейших направлений с социально-педагогической деятельности. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и психическое, духовное и эмоциональное развитие человека».2 Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.). Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические аспекты приобщения детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре
- Педагогические аспекты приобщения детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре
- Возможности использования художественной литературы как средства приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре