- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Девиантное поведение в молодежной среде
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013751 |
Тема: | Девиантное поведение в молодежной среде |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГПГУ») ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ЮРИСПРУДЕНЦИИ Сысоев Александр Тенгизович Девиантное поведение в молодежной среде Направление подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» Бакалаврская работа Комсомольскк-на-Амуре, 2018 Работа выполнена на кафедре философии и социально-политических дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Научный руководитель: к.филос.н., доцент Гребениченко Т.В. Защита бакалаврской работы состоится: «22» июня 2018г. в 8ч.30 мин., в аудитории «219» на заседании ГЭК направления подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» К защите допускаю: Научный руководитель ___________________ Гребениченко Т.В (подпись) Заведующая кафедрой философии и социально- политических дисциплин ________________________ Ким В.В (подпись) Декан ФИиЮ ________________________ СамодуроваТ.В (подпись) Оглавление Введение………………………………………………………………………….. 4 Глава 1.Девиация и ее проявления………………………………………...……. 6 1.1. Теории девиации……………………………………………….……………. 7 1.2. Факторы молодежной девиации…………………...……………...……….. 9 1.3. Виды девиантного поведения…………………………..…………………. 12 Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения…………..………………………………………..…… 17 2.1. Исследование информированности молодежи о девиантном поведении………………………………………………………...……………... 17 2.2. Основные направления профилактики девиантногоповедения…..……. 18 Заключение……………………………………………………………………… 35 Библиографический список………………………………………………….… 36 Введение Девиантное поведение (от англ. deviation - отклонение) - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция [4]. Исследование девиантного поведения молодых россиян в условиях современной России представляется чрезвычайно актуальным. Молодежь представляет собой большую общественную группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями, образовательным, социокультурным, общественно-экономическим и социально-политическим положением, духовный мир которой находится в состоянии становления [27]. Девиантное поведение проявляется в действиях, противоречащих общепринятым в обществе нормам морали и права. Девиантное поведение молодежи в процессе своего формирования связано с разрушением общественно-полезных отношений, личных связей в семье, образовательном учреждении. В итоге социализация молодого человека может приобрести антиобщественную направленность. В данной бакалаврской работе девиантное поведение молодежи рассматривается на примере учащихся старших классов, так как это важнейший этап социализации человека. Но именно в этом возрасте и в данной среде в силу неполной личностной сформированностичеловек в большей мере подвержен асоциальному влиянию.Склонность к девиациям значительно ослабляется после достижения человеком совершеннолетия. Причины и сущностьдевиантного поведения изучали Змановская Е.В., Медведева Е.С., Нелидкин А.М. [12, 18, 20]. Проблемы проявления девиантных форм поведения, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений проанализированы в работах В.Г. Бочаровой, Т.Т. Гусейновой [5, 7]. Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся старших классов исследованы в работах Б.Н. Алмазова, Е.А. Потоловаой[2, 23]. Особенности девиантных форм поведения молодежи изучены в трудах Е.С. Жидяевой,А.А. Колтуновой[10, 15]. В.Г. Головина проблемы духовной безопасности человека и общества связывает с профилактикой девиантного поведения молодежи [6]. Объект исследования - девиантное поведение как социальный феномен. Предмет исследования -девиантное поведение в молодежной среде. Цель работы – выработать целостное представление о девиантном поведении у молодежи и его профилактике. Задачи исследования: 1) проанализировать существующие в литературе теории девиации; 2) выделить факторы молодежной девиации; 3) систематизировать проявлениядевиантного поведения; 4) провести исследование информированности старшеклассников о девиантном поведении; 5) охарактеризовать основные направления профилактики девиантного поведения. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анкетирование. Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных знаний в профессиональной работе с молодежью. В структуру работы входит введение, две главы, заключение и библиографический список. Во введении рассматриваются актуальность, степень изученности данной проблемы; обозначены объект, предмет, цель и задачи; перечислены методы исследования и приведена практическая значимость работы.В первой главе исследуются теоретические аспекты девиации. Во второй главе приведены итоги эмпирического исследования и выделены основные направления профилактики девиантного поведения в молодежной среде. В заключении приведены выводы по теме исследования. Глава 1 Девиация и ее проявления 1.1. Теории девиации Как это ни печально сознавать, в последние годы в нашей стране девиантное поведение приобрело массовый характер. Чаще всего под таким поведением понимают нарушение социальных норм. Свое воплощение социальная норма находит в законах, традициях, обычаях, во всем том, что прочно вошло в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением и играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Следовательно, нормальным поведением человека будем считать такое, при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок, признаваемых большинством на социальном (правовом, моральном) уровне [19]. Норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений о требованиях к поведению личности. Социальные отклонения имеют для общества различные значения: позитивные - служат средством прогрессивного развития системы, повышением уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения;негативные - дезорганизуют систему, разрушают сложившиеся общественные отношения. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве. Социальная система всегда пребывает в динамическом равновесии между сохранением и изменением существующих норм. Девиация сдвигает это равновесия в сторону, за которой происходит разрушение общества как целого. Различные виды отклонений от социальной нормы были рассмотрены представителями разных отраслей знаний: философами и юристами, медиками и педагогами, психологами и социологами. Основными научными концепциями и теориями девиации являются биологическая, психологическая и социологическая теории. Так, в социологии сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного поведения и социального контроля. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм [19]. Он связывалтакое поведение с факторами социального порядка.Социологическое объяснение девиации учитывает социальные и культурные факторы, обусловливающие девиации. Э.Дюркгейм выделил явление, которое он назвал аномией - состоянием отсутствия норм. Суть явления заключается в том, что личность не имеет ориентиров в выборе линии нормативного поведения. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, вызванное резкими изменениями, то есть аномия, выступает как социальная дезорганизация. В рамках этой теории работали такие ученые, как Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Г. Беккер, Э. Лемерт, Ж.-Н. Фишер. Р. Мертон представлял аномию как результат конфликта или рассогласования между культурой и социальной структурой, нормальными, законными средствами и побуждению к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей [19]. Т. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение молодежи онрассматривает в свете понятия аномии, т.е. такого состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость [19]. Г. Беккер считал, что девиантность - это не свойство самого деяния, а последствия применения таких норм и санкций, посредством которых человека клеймят как девианта. Он утверждал, что некоторая степень безнормативности (или безнормности) имеет место в любом обществе из-за несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств. Первичная девиантность - это акт отклонения от нормы по причине аномии [19]. Э. Лемерт предложил понятие вторичной девиантности как результата отклонения. Он считал, что понятие девиантности следует включить в теорию социального изменения, поскольку социальное изменение начинается с отклонения [19]. На взгляд Е.С. Могилевой, девиантность - это, скорее, свойство личности, ее предрасположенность к девиациям, к отклоняющемуся поведению [19]. В теории стигматизации Э. Лемертадевиантным является такое действие, которое вызывает негативную реакцию на него. Девиантное поведение не является качеством, выражающимся собственно в поведении, оно обнаруживается во взаимодействии между людьми, которых это действие затрагивает. Общественные группы вырабатывают представление о том, какое поведение следует считать девиантным [28]. Теория девиантного поведения Г. Кэмплана. Она проверялась в ходе изучения употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств. Г. Кэмплан изучал взаимосвязь девиантного поведения с пониженным самоуважением. Согласно его теории, каждый человек стремится к положительному образу «Я», а низкое самоуважение переживается как неприятное состояние. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Молодежь в целом, в силу психофизиологических особенностей и социального положения, подвержены наибольшему риску. Девиантное поведение молодежи - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и взросления. Склонность к девиациям возрастает на протяжении несовершеннолетнего периода и ослабляется после достижения совершеннолетия. У несовершеннолетних такое поведение часто служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых [28]. 1.2. Факторы молодежной девиации В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних: а) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию [29]. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально детерминирующих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся: - генетические, т.е. те, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, вредного химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим заболеваниям и отравлениям; - физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у несовершеннолетних в среде сверстников [16]. б) психологические, включающие наличие у несовершеннолетнего психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера; Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера [29]. в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития несовершеннолетнего, приводящих к отклонениям в ранней социализации [17]. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, нарушениями процесса социализации ребёнка: отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций [1]. По мнению Т.Т. Гусейновой, к семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения несовершеннолетнего, относятся: неполная семья; конфликтная семья; «асоциальная семья»; формальная семья; «алкогольная семья»; семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности ученика [7]. Однако, несмотря на значимость семьи в воспитательном процессе, было бы неверным недооценивать и роль образовательных учреждений при анализе основных причин отклонений несовершеннолетних от норм поведения. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их слабая связь с семьей, по утверждению М.И. Рожкова, поддерживают формирование педагогической запущенностинесовершеннолетнего, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания [25]. Отношение учащихся к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности несовершеннолетнего в определенном направлении [5]. Подавляющее большинство старшеклассников, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Их отношение к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Молодые люди постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Прогрессирующая тенденция к росту различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом задачу поиска форм, методов и технологий работы с труднымиучениками, концентрации усилий, направленных на предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. на устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего [18]. Поэтому в науке и практике в качестве основного метода воздействия на трудных несовершеннолетних рассматривается профилактика. 1.3.Виды девиантного поведения Принято различать следующие основные виды девиантного поведения. 1) Деструктивное поведение. Оно не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам, но общественный вред от него далеко не очевиден. Такое поведение причиняет вред, в первую очередь, самой личности. К этому виду относятся, например, накопительство, конформизм, мазохизм. 2) Асоциальное поведение. Оно наносит вред как личности, так и социальным общностям (семье, друзьям, соседям). Таковы, например, алкоголизм и наркомания. 3) Противоправное поведение, представляющее собою нарушение и моральных, и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях [17]. Наркомания - заболевание, которое состоит в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. К распространенным наркотическим веществам относятся: 1. Морфий и героин – алкалоиды опиума; 2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты; 3. Гашиш (анаша, план, марихуана); 4. Спайсы и различные курительные смеси; 5. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы. 6. Кокаин – алкалоид растения кока. По данным М.Ф. Ахмуллаевой и Б.Т. Крыкпаевой, молодые люди, употребляющие наркотические вещества в возрасте 11?14 лет, составляют около 8,4 %, в возрасте 15?17 лет около 13,8 % соответствующих возрастных групп [3]. Злоупотребление наркотиками ведет к развитию целого букета соматических и психических заболеваний и ранней смерти. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии ломки наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки [3]. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети наркоманов рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями (детский церебральный паралич, аутизм, косоглазие), что ведет к распаду семьи. Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, дефектами социально-культурной сферы, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неудачами в учебе или на работе, разочарованием в людях и.т.п. Значительное место среди факторов, провоцирующих наркоманию, занимают особенности личности наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают лица мужского пола. Другое важное обстоятельство ? то, что этим недугом поражена, главным образом,молодежь. Мотивы наркомании и токсикомании: 1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества; 2. Желание испытать чувство принадлежности к авторитетной группе с целью быть ею принятым; 3. Желание утвердить свою независимость от окружающих или даже выразить свою враждебность по отношению к ним; 4. Предвкушение удовольствия от нового, волнующего или таящего опасность опыта; 5. Стремление к достижению «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; 6. Желание полностью расслабиться; 7. Желание избавиться от гнетущих впечатлений или воспоминаний [3]. Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большую роль играет семья, окружающий мир человека. Необходимо уберечь несовершеннолетних от наркомании посредством привития правовой культуры, через нравственное воспитание, а в крайних случаях посредством оказания квалифицированной медицинской помощи. Такая форма девиантного поведения, как алкоголизм, определяется как патологическое (неодолимое) влечение к спиртному с последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство, в отличие от алкоголизма, - это неумеренное употребление алкоголя, которое разрушает здоровье человека и препятствует его социальной адаптации. Развитию алкоголизма у подростков способствует и раннее приобщение к спиртному, формирование «алкогольного мышления». Несовершеннолетний в состоянии опьянения утрачивает способность адекватно реагировать на раздражители, становится грубым, навязчивым, развязным. Алкоголь способствует угнетению психических и физиологических реакций организма человека, нарушает концентрацию сознания и воли. Как свидетельствуют многочисленные исследования, у молодого поколения зависимость от алкоголя возникает гораздо легче и быстрее, чем у людей зрелого возраста, а основным мотивом потребления спиртных напитков выступает желание подражать взрослым. Последствия пьянства и алкоголизма связаны с экономическим ущербом от преступлений, затратами на лечение от алкогольной зависимости и содержанием правоохранительных органов; нарушением моральных устоев семьи и общества [3]. Другой вид девиантного поведения, причем очень опасный, – проституция. Проституция несовершеннолетних - мощный фактор развития уголовной преступности, которая в наши дни вышла за пределы национальных границ. Хорошо известно, что проститутки представляют собой одну из групп риска с ярко выраженной виктимностью. Самоубийство (суицид) ? это добровольное и намеренное прекращение своей жизни. Суицидальное поведение ? это саморазрушительное поведение. К нему можно причислить и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах. Суицидальное поведение у несовершеннолетних часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих общих причин существуют особые причины. К ним можно отнести: - потеря любимого человека, а также грубо, бесцеремонно или высокомерно отвергнутое чувство любви; - уязвленное чувство собственного достоинства; - крайнее переутомление; - разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; - токсикомания и наркомания; - отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство; - состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением [3]. Для анализа суицидального поведения большое значение имеют его мотивы, поводы и конкретные обстоятельства, приводящие к нему. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом и личных интересов граждан, является правонарушение. Правонарушения проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Несовершеннолетнимприсуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из озорства и любопытства. Агрессиянесовершеннолетних, как правило носит немотивированный характер. На сегодняшний день к юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (бытовая электроника, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Это типично для подростков из семей, где нормой поведения является пьянство, где культивируется грубость и жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются бранью, насилием [3]. Молодежь хочет соответствовать требованиям общества, но не может этого сделать в силу социальных условий (уровня жизни), незнания способов социальной адаптации, неумения правильно определить социальные роли. Отклоняющееся поведение порой с течением времени становится общепринятой культурной нормой. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени может быть позволено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а - самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что социальные отклонения играют в целом деструктивную роль в развитии общества. Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения 2.1. Исследование информированности подростков о девиантном поведении Для определения степени информированности молодых людей о девиантном поведении нами было проведено исследование в средних общеобразовательныхшколах г. Комсомольска-на-Амуре. Учащимся была предложена анкета. Респондентамикоторой выступили ученики 10–11-х классов. В ходе исследования было опрошено 50 респондентов. По результатам исследования мы определили, что молодые люди не имеют четкого представления о сущности отклоняющегося поведения. Так на вопрос «Что, по вашему мнению, включает в себя понятие асоциального или отклоняющегося поведения?» 12 % (6 человек) ответили, что не знают, а 70 % (35 человек) дали неверные ответы, лишь остальные респонденты (9 человек) смогли дать более или менее верные ответы. Ответы на такие вопросы, как: «Я однажды пробовал…»; «Кто вам предложил впервые поучаствовать в этом?»; «С кем вы обычно проводите время?» позволили выяснить, что большинство подростков уже имело опыт употребления сигарет и спиртосодержащих продукций. На вопрос «Что вас подтолкнуло на подобные действия?» 42 % (21 человек) ответили: интерес, любопытство. Мы задавали и такой вопрос: «На ваш взгляд, достаточен ли спектр дополнительных образовательных услуг во внеучебное время в вашем городе?». 12 человек (24 %) ответили - нет, не достаточен; 18 % (9 человек) - затруднились ответить. Основными причинами совершения правонарушений респонденты считают недостатки семейного воспитания; желание завоевать авторитет в своей среде; отсутствие нормальных условий развития у молодежи. На вопрос, знают ли они о существовании учреждений, которые оказывают помощь несовершеннолетним в случае возникших проблем, 26 % (13 человек) ответили, что не знают, 40 % (20 человек) ответили положительно, назвав в качестве такого института полицию. 34 % (17 человек) не ответили на данный вопрос. На наш взгляд, этот факт говорит о том, что молодые люди плохо осведомлены о роли таких учреждений, как КДН и ЗП, ПДН, не знают о существовании телефона доверия. Данные исследования позволяют говорить о том, что молодежь не имеет ясного представления о понятии отклоняющегося поведения. Они мало информированы о функциях таких учреждений, как КДН и ЗП, ПДН, о телефоне доверия. Одним из наиболее часто встречающих факторов, сопутствующих вовлечению в противоправную деятельность, является социальное окружение несовершеннолетних. У большинства старшеклассников уже имеется опыт употребления сигарет и спиртосодержащих продукций. Таким образом, следует отметить, что намного эффективнее применение предупредительных мер, чем использование средств сдерживания ученика старших классов. 2.2. Основные направления по профилактики девиантного поведения Профилактика девиантного поведения - этобольшой комплекс мероприятий, которые направленны на его предупреждение. А.И.Селецкий и С.А.Тарарухин все профилактические мероприятия можно поделить на общие и специальные. К общим мероприятиям можно отнести политические (мероприятия,направленные на борьбу за власть и влияние) и социально-экономические (мероприятия,направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, и т.п.). Специальные мероприятия, основываясь на общих, имеют особенности при различных формах девиантного поведения [41, 91]. Профилактика девиантного поведения должна основываться на таких принципах как: системностиь, научность, социальная активность и, следовательно, должна быть комплексной, поэтапной и этиологичной а также - носить систематический характер. Этиологичностьданной профилактикизаключается в воздействии на основные факторы (социальные, биологические и психологические), способствующие формированию отклоняющегося поведения. Комплексность профилактики заключается во взаимной заинтересованности и согласованной работе ведомств, министерств, а главное специалистов. Профилактика девиантных форм поведения - задача общегосударственная, следовательно,успешное решение этой задачи возможно только при совместных усилиях врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей сети государственных и общественных организаций [47]. Профилактика девиантных форм поведения должна проводиться дифференцированно в отношении детей, подростков и взрослых, учащихся и конечно же родителей,быть различной для школьников и учащихся ПТУ, студентов и других групп молодежи, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на людей, неустойчивых в нервно-психическом отношении. И наконец, профилактика девиантногоповедения должна быть последовательной и поэтапной. Исходя из терминологии можно выделить три типа профилактики первичная вторичная и третичная. Первичная является наиболее распространенной и эффективной. Мероприятия данной профилактики направленны на ликвидацию социадбных и биологических неблагоприятных факторов, которые влияют на формирование девиантного поведения Задачей вторичной профилактики –является раннее выявление лиц с различными нервными и психическими нарушениями и их коррекцию. В последние годы наиболее актуальной и важной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», то есть молодых людей, у которых нет каких-либоявных признаков девиантногоповедения, но в свою очередь именно они больше других склонны к его формированию. Третичная профилактика - эта проблема целиком медицинская, которая направленна на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения [12, 7]. В педагогике отмечается, что девиантное поведение чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, следовательно, меры предупреждения девиантного поведения во многом могут и совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности. Основные усилия профилактической деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних, а также молодыхлюдей и негативные влияния со стороны ближайшего их окружения [3]. Для решения данных задач должны быть определенны следующие направления работы. анализ результатов, изучения мнений учеников и родителей и разработка на их основе программы коррекции отклонений в развитии личности, а также поведении учащихся с учётом выявленной специфики; определение распространённости различных типов и форм девиантного поведения подростков и молодых людей,и провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в воспитании и образовании. Нужно создать в школах психолого-педагогические условия, свободные от внешних факторов риска, может решаться посредством ряда управленческих решений, а также развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и многое другое. Уделить достаточное внимание формированию личности подростков, их социальной компетентности, и коррекцию их негативных поведенческих проявлений которое важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развитие способности мыслить критически, и конечно же умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные и обдуманные решения. По моему субъективному мнению, для того чтобы человек умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со своими стрессами, тревожностью, конфликтами, а также научить наименее агрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны окружающих, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать часто возникающие проблемы социально-позитивными средствами [32, 112-119]. К одним из важнейших факторов профилактической работы следует также отнести особенности общения специалистов с подопечными, родительской позиции, а также меру их участия в процессе профилактики отклоняющегося поведения. Работа социального педагога с подростками и молодыми людьми, демонстрирующими девиантное поведение,несомненно должна быть ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира каждого отдельно взятого человека. Социальный педагог должен владеть различными приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал или попадетмолодой человек - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социальных, личностных и эмоциональных нарушений. Основными видами такой деятельности будут являються: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей молодого человека; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях [3]. Наиболее эффективными формами психологической профилактики можно считать групповые занятия сподростками и работа с родителями. Такая групповая психотерапия решает некоторые из очень важных задач, таких как повышение самооценки; увеличение чувства ответственности за свое поведение; предотвращение отклоняющегося поведениямолодых людей[28]. Формирование социально позитивно ориентированной личности включает в себя довольно широкий круг мероприятий, среди которых смотря с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалкогольное (противонаркоманическое) воспитание [31]. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: