VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Детские СМИ сегодня и вчера.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016758
Тема: Детские СМИ сегодня и вчера.
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
     
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
     «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГТУ», ВГТУ)


      Строительный факультет
      
      Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации
      
      Направление подготовки (специальность) 42.03.02 «Журналистика»
      Профиль (специализация) подготовки     Журналистика в производственно-технической сфере


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА
     Тема: «Детские СМИ сегодня и вчера»



Разработала                          ___________________________________________А.А. Попова
                                                                                  (подпись, дата)                            (инициалы, фамилия) 
Заведующий  кафедрой    	                                              д.филол.н. Л.В. Ковалева
                                                                    (подпись, дата)                            (инициалы, фамилия) 
Руководитель                           				     к.филол.н., доц. Ю.А. Лысякова
                                                                                               (подпись, дата)                            (инициалы, фамилия) 
Консультанты:

По разделу  «Основы журналистской деятельности»                                    Г.В. Дистерло
                                                                                                                   (подпись, дата)        (инициалы, фамилия)
По разделу «История отечественной журналистики»                                 Ю.А. Лысякова                                                                                                                                                              (подпись, дата)         (инициалы, фамилия)




                








Воронеж 2018

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
 «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГТУ», ВГТУ)
Строительный факультет
Кафедра  русского языка и межкультурной коммуникации
Направление подготовки (специальность) 42.03.02 «Журналистика»
Студент группы  4241 Б      Попова Анна Александровна
З А Д А Н И Е
на выпускную квалификационную работу
1. Тема выпускной квалификационной работы  «Детские СМИ сегодня и вчера»
утверждена распоряжением по факультету № _____от _________г.
2. Содержание: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
3. План выполнения выпускной квалификационной работы
 с «   » ___________________________г. по «   »___________________ г.
Название элементов работы
%
Сроки
% выполнения
Подпись руководителя, консультанта
Введение




ГЛАВА 1. Детские СМИ и их место в журналистике




ГЛАВА 2. Детские издания в советский период




ГЛАВА 3. Современный период развития детских изданий: периодика и книгоиздание




Заключение




Список используемой литературы




Приложение





Руководитель выпускной квалификационной работы
(подпись)                                                                      к.филол.н., доц. Лысякова Юлия Александровна
4. Выпускная квалификационная работа закончен(а)
 «      »                                  г._____________________________________________________
                                                                                                      (подпись студента)
5. Пояснительная записка и все материалы просмотрены 
Оценка руководителя___________________________________________________________
Консультанты:          
                                            	      (подпись)                                                         (фамилия, имя, отчество)

                                                                   (подпись)                                                         (фамилия, имя, отчество)

                                                                   (подпись)                                                         (фамилия, имя, отчество)

6.  Допустить студента ___________________________		_____________Попова А. А.
                                                                                                                 (фамилия, инициалы) 
к защите выпускной квалификационной работы в ГЭК
(протокол заседания кафедры № ____________от «___»____________________г.)

7. Назначить защиту на «___»____________________г.
Заведующий кафедрой____________________________Л.В. Ковалева____________ 
                                                                (подпись)                  (инициалы ,фамилия)

Декан факультета___________________________         _Д.В. Панфилов___________
                                                                (подпись)                  (инициалы ,фамилия)





























Воронеж 2018


Содержание

Введение	5
  1. Детские СМИ и их место в журналистике
	8
1.1 Понятие «детские СМИ»	8
1.2 История развития детских дореволюционных  СМИ, их тематика и проблематика	11
2. Детские издания в советский период	23
2.1 Система детских изданий советского периода	23
2.2 Основная тематика и проблематика  изданий советского периода	35
3.  Современный период развития детских изданий: периодика и книгоиздание	42
3.1 Основные СМИ для детей	42
3.2 Проблемы детского книгоиздания	53
  3.3 «Азбука-Аттикус» в мире современного детского книгоиздания…..	56
Заключение	62
Список литературы	64
Приложения……………………………………………………………...………68

Введение

     Детские СМИ - это  самостоятельное  звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
     Ребенок ХХI в. развивается и формируется в медиализированном пространстве, которое составляет действительность современной культуры. 
     Средства массовой информации на  сегодняшний день с полной уверенностью можно назвать одним из способов воздействия массовой культуры на сознание человека. В особенности, на детей, так как сознание молодых людей находится в стадии формирования и легко поддаётся различным влияниям, как позитивным, так и негативным. 
     Средства массовой коммуникации проникли во все слои общественной жизни. Медиа стали главным средством производства нынешней культуры, а не только передаточным механизмом. К главным факторам, воздействующим на развитие детского сознания, на сегодняшний день можно отнести не только семью, как главную ячейку общества, учебные заведения, которые охватывают все звенья системы образования, внешкольные и культурно-просветительные организации, но и средства массовой информации.
     Массмедиа существенно  воздействуют  на развитие детского сознания. Уже с раннего детства ребенок подвергается воздействию, которое оказывается, со стороны разнообразных информационных источников. При этом, не  умея еще  анализировать информацию, сортировать  действительные факты от различных мнений, детская аудитория больше всего подвержена влиянию масс-медиа (Интернет, пресса, телевидение,  кинематограф, радио и пр.). Поэтому специализированные СМИ, которые предназначены  для растущего поколения, должны быть изначально социально ответственными и возлагать на себя роль реализации первичной социализации личности.
     Современный человек с раннего детства подвергается влиянию большого информационного потока. Ребенок в особенности подвержен воздействию СМИ. Отсюда и  исключительная значимость для общества тех специализированных СМИ, которые предназначаются  для детской аудитории, их ключевая задача быть социально ответственными, реализовывая первичную социализацию личности.
     Предмет исследования: особенности содержания детско-юношеских изданий прошлого и настоящего.
     Объект исследования: издания, посвященные детско-юношеской аудитории.
     Цель работы: изучить особенности детских СМИ в контексте истории их развития.
     Задачи:
     1. определить понятие детских СМИ; 
     2. изучить историю развития детских изданий дореволюционного, советского и современного периодов, выявляя особенности их тематики и проблематики;
     3. рассмотреть особенности современного книгоиздания, рассчитанного на подрастающее поколение.
     Степень разработанности: исследованием темы занимались  Акопова А. И., Алексеева О. В., Белинский В. Г., Акимова А. Н, Арзамасцева И. Н., Бабушкина А. П., Баренбаум И. Е., Есенькина Б. С., Гриценко З. А.,  Карайченцева С. А., Сетина Ф. И., Чернышевский Н. Г., Минералова И. Г., Маршак С. Я., Добролюбов H. A. 
     Методы исследования: метод анализа научной литературы, сравнения.
     Научная новизна основных результатов работы определяется комплексным подходом к изучению проблем влияния «детских  СМИ» на человеческое сознание и, в первую очередь - на детей. 
     Практическая значимость  исследования заключается в том, что имеющиеся в нем материалы могут быть применены в работе журналистов, при создании новых издательств для детей. Результаты исследования могут быть использованы для изучения современной детской публицистики и книгоиздания. 
     Структура работы: работа имеет традиционную структуру, она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
     

1. Детские СМИ и их место в журналистике

1.1 Понятие «детские СМИ»
     
     Детская журналистика включает в себя газеты, журналы, теле - и радиопередачи, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми.
     Для детей нужно писать по-особому. Связано это с особенностями детского восприятия и детской психологии. Детская литература и детская журналистика ориентирована на специфического читателя, постоянно меняющегося, формирующегося. Не секрет, что в десять лет ребенок фактически другой, чем в семь лет. Не случайно Маршак говорил, что для детей надо писать на трех языках. Таким образом, специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию, что определяет «особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией»?21, с. 43?.
     В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией [10, с. 31]..
     Основным типоформирующим признаком всех детских изданий и телепередач является характер аудитории, на которую они рассчитаны.
     Психологи делят эту аудиторию на группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.
     Возрастные особенности юной аудитории и оригинальность работы с каждой из возрастных групп определили возникновение нескольких типов изданий и передач: для дошкольников, для младших школьников, для подростков.
     Познание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание/телепередача, редакция определяет его содержание, структуру, форму, размер. Учитываются и социально-психологические характеристики аудитории [25, с. 21].
     Кроме того, для детской журналистики, так же как и для детской литературы, свойственны познавательная и воспитательная (дидактическая) функции. Познавательная функция - одна из главных. Ребенок, читая, получает информацию, знакомится с находящимся вокруг  миром; узнает его.
     Исследователи не раз подчеркивали, что детские и юношеские СМИ являются важным элементом системы воспитания детей и подростков. Поэтому они активно взаимодействуют и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой). Эта функция основная и для художественной и научно-художественной детской книги. Не случайно детская журналистика активно взаимодействует с детской литературой. Она  была связана с лучшими детскими писателями. Объясняется это как раз способностью детской литературы образным, доступным ребенку языком и формой передать основные нравственные законы. С помощью книги ребенок усваивает образцы поведения, нормы, правила человеческого общежития, говоря элементарным языком, детские книги учат различать, что такое хорошо, а что такое плохо. Книга помогает ребенку, подростку обратиться к анализу внутреннего мира, собственного «я». И очень важно, какая дидактическая задача поставлена автором или редактором (часто, собственником) издания [5, с. 1124].
     Во многих теоретических исследованиях, обобщающих практическую деятельность сотрудников СМИ, и социологических опросах аудитории можно встретить указания на важнейшую духовно-идеологическую роль журналистики: нравственное возрождение общества, культивирование высоких моральных принципов, взаимосвязи личной и общественной морали [18, с. 43]. Закономерно поэтому, что среди функций, свойственных детско-юношеским и молодёжным изданиям в целом, указывают информационную, воспитательную, образовательную, рекреационную, познавательную, социализаторскую, функцию общения, функцию артикуляции общественных интересов — приобщение новых поколений к системе сложившихся в обществе знаний, ценностей и норм, ценностно-нравственных ориентаций [2, с. 73]. Отсюда вытекает требование необходимости учитывать все особенности аудитории; журналисты призваны работать с маленьким читателем на самом высоком творческом уровне.
     Конкретный коммуникативный процесс начинается с цели сообщения и определения исходного состояния сознания аудитории. Исследования психологов говорят о том, что в детстве и отрочестве не просто формируется система знаний, умений и навыков, но создается интеллектуальная база, на основании которой саморазвивается, самовоспитывается, самообразуется человек. Нужно знать свою аудиторию, ее особенности, социальные, психологические, демографические характеристики. Взаимодействие журналистики и аудитории в коммерческом аспекте должно решаться не на основе импровизации, а с опорой на научные рекомендации ведущих психологов, педагогов, социологов. В этом контексте журналистам детского издания необходимо помнить о той огромной социальной ответственности, которую возлагает на них профессия и дарованное ею право «сеять разумное, доброе, вечное».
     Единая модель детского периодического издания проявляется и на уровне такого типоформирующего признака, как «специфика социальных функций. Для типологического анализа специализированных газет П. И. Чуков [34, с. 77] в порядке их приоритетности выделяет следующие:
     1. обзорная, аналитическая, просветительская;
     2. справочно-консультационная, рекламная;
     3. развлекательная (рекреативная);
     4. документирования, мобилизационная, контактная.
     Детские периодические издания - отдельный вид специализированной прессы. К сожалению, научное исследование периодических изданий для детей отстаёт от нужд и запросов современной детской журналистики; большинство серьёзных, фундаментальных работ относятся к советскому периоду ее функционирования, современное состояние наиболее подробно рассматривается в учебных пособиях "Типология периодической печати" и "Средства массовой информации России". Симптоматично и показательно, что, несмотря на очевидную обособленность детской прессы в структуре СМИ, типологические характеристики детских изданий сегодня страдают неопределённостью и обнаруживают самые общие подходы к исследованию, базирующиеся на законах "взрослой" печати, и поэтому не могут обеспечить выпуск полноценного и оригинального информационного продукта. Одним из серьёзных препятствий на пути глубокого и всестороннего изучения детской периодики, в т.ч. и газетной, и выявления её типологической природы является отсутствие универсальной методики, позволяющей провести комплексный анализ отдельных ключевых сегментов на основе чётких критериев.
    
     1.2 История развития детских дореволюционных  СМИ, их тематика и проблематика
     
     Детские СМИ в России имеют давние  исторические корни.
     Становление культуры на Руси взаимосвязано с принятием христианства. Христианство пришло к нам из Византии,  достаточно развитого на что момент времени страны. Именно«культурный парадокс Византии оказал воздействие на процесс развития и становления российской литературы»[9, с. 6].
     История русской литературы берет свое начало  с  XI века, а детская литература только с XVI в., такой большой разрыв связывают   с тем, что «детство как особый период человеческой жизни не выделялся» [9, с. 6]. Первым детским журналом считают «Лейпцигский еженедельный листок» (1772-1774), который издавался в Германии. Спустя три года в России в Москве стало выходить специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума».
     Журнал издавался как  бесплатное  приложение к субботнему номеру газеты «Московские ведомости» в течение пяти лет – до конца 1789 года, при этом издававшиеся  за три месяца номера соединяли  в тома («части» – всего издано было двадцать частей). Первые годы редактором и автором был  Новиков Н.И. (им было выпущено восемь частей).
     Цель журнала была  ввести юных читателей в сферу проблем реальной жизни, выработать в них смелость и стойкость, патриотизм и истинную гражданственность. В составе первых частей были:
     -  нравоучительные произведения (в частности  беседы, которые проводит с читателем постоянный персонаж журнала - некий Добросерд), 
     - научно-популярные (самой различной  тематики: по астрономии, физике, географии, философии, истории и т. д.), 
     -  беллетристические (нравоучительные рассказы и повести, пословицы, басни и пр.), заимствованные, обычно, из иностранной детской и взрослой литературы.
     Любой номер с 1785 года начинался стихом из Священного Писания. В журнале время от времени появлялись материалы библиографические: нужные книги упоминались в разговорах с читателями, включались в издававшиеся перечни продававшихся в лавке института книг, которые были рекомендованы для чтения ребятам. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» вызвал подражания, и с начала XIX века журналы для аудитории детей стали появляться один за другим: это и  «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и близкие по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824).
     У первых журналов были и другие особенности: они издавались при безоговорочном недоступности детской литературы, за это время как вопрос о ее разработке уже был довольно острым. Эти, а также ряд иных обстоятельств определили структуру, содержание журналов  для детей, которые издавались  самой  середины XIX века. Это был  обычный альманах, с определенным номером, обычно выходил  один раз в месяц.
     Необходимо упомянуть журнал «Друг юношества» (годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл видную роль в формировании СМИ для детей. Издатель его был приверженцем просветительских мыслях, вожделел «способствовать образованию сердец и разумов и споспешествовать, сколько возможно, к соблюдению плотских возможностей. В журнале издавались рассказы, стихи, повести передовых создателей, научно-популярные заметки по географии, истории, и другим наукам. Не все, оглавление и манера материалов, которые помещались в «Друге юношества», не всегда различались безукоризненным вкусом и педагогическим тактом. «Часто в текстах (например, принадлежащих  самому Невзорову) звучали унылые проповеди с прямой  дидактической назидательностью» [7, с. 102].
     В 1813 году в Петербурге издали первый иллюстрированный «Журнал для детей или Приятное и полезное чтение для образования ума и сердца: с картинками».
     Большая часть детской периодики первой половины XIX века отмечались однообразием и издавались недолго. Скорее всего, спрос на них был небольшой.
     С 1836 года начинает издаваться официальное издание «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений», который обеспечивался казенной субсидией и обязательными подписчиками. Он существовал целых семнадцать  лет.
     Другой знаменитый детский журнал, который издавался  уже в середине века – это «Библиотека для воспитания». Его основал и редактировал литератор-славянофил Д.А. Валуев; его сотрудниками были знаменитые ученые, писатели, просветители: Ф.И. Буслаев, Т.Н. Грановский, И.В. Киреевский и другие. Главные  материалы журнала посвящались истории Российского государства, истории и быту народов славян,  памятникам прошлого. В  журнале не было  ни иллюстраций, ни раздела развлечений, потому что  редактор его полагал, что для детей  главное – «в добротности статей, составляющих журнал» [4, с. 65].
     К 60-е годам детская журналистика существенно расширила область собственного существования и воздействия за счет обращения к более массовому числу читателей. Всему этому  содействовала происходившая в этот этап либерализация образования, школа становилась существенно демократичнее, вбирала все более обширные круги россиян. Это активизировало издателей детской периодики к иному, чем в первых журналах, наполнению их материалами, чтобы лучше и обширнее  отвечать стремлениям прогрессивных педагогов к активному развитию и просвещению читателя-ребенка. В лучших журналах данного времени печатаются  знаменитые русские поэты и прозаики, педагоги и ученые,  качественные  переводы зарубежной детской литературы. Все это содействовало становлению личности, прививало прогрессивные для данного времени познания и убеждения.
     Уже в самом начале XIX века сформировалось общество профессиональных детских писателей: А.О. Ишимова, С. Глинка,  А. Зонтаг,  П. Фурман, В. Бурьянов,  Б. Федоров и другие
     При конструктивном участии данных писателей в детской  литературе  появляются новые жанры. С. Глинка ввел жанр «рассказ из истории»; В. Бурьянов придумал форму повествования  «прогулки с детьми»; формирование научно-художественного повествования связывают с именем А.О. Ишимовой.
     Многие из этих писателей  сами открывали журналы для детей.
     Сергей Глинка  основал журнал «Новое детское чтение». На страницах данного журнала повествовалось о русском патриархальном быте и обычаях народа, показывались отношения помещика и крепостного — как  наставления для маленьких дворян.
     Для юных читателей  Глинка создал  «Русскую историю» из десяти  томов, «Русские исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную повесть «Образец любви» и иные произведения такого рода. Их язык сейчас  воспринимается как достаточно тяжелый, в  особенности  для ребенка, но тогда  он таким не казался. Сам Глинка  не раз говорил, что наилучший метод  в  воспитания гражданина – четкая  и ясная родная речь.
     Виктор Бурьянов  тоже был сторонником патриархальной старины. Из всех профессиональных писателей для детей  того времени он, пожалуй, отличался наиболее низкопробными текстами, навязчивым морализаторством. Также его различные произведения в жанре «прогулок» делают его практически  самым известным в первой половины XIX века.
     Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные дети! Мало того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах благоухающий цвет чувств и выращивает в них пырей и белену резонерства, г-н Бурьянов еще убивает в вас и всякую возможность говорить и писать по-человечески на своем родном языке» [4, с. 65].
     Практически такого же мнения был Белинский  и о Петре Фурмане (1809 — 1856). Детям, писал  он, лучше совершенно не знать грамоты, чем читать его книги. В тоже время, тексты  данного писателя пользовались у детей успехом. Их притягивала, в частности, тематика, родная история и герои — настоящие деятели истории. Повести «Князь Меньшиков», Фурмана «Саардамский плотник» (о Петре Первом), «Князь Суворов-Рымникский» и иные  отличались грамотно выстроенным сюжетом и ярко представленными  ключевыми сценами и часто держали детей в напряжении. Хотя язык данных текстов  и психологическая разработка сюжетов не выдерживали критики.
     Борис Федоров (1798 — 1895) был  писателем и переводчиком и имел у взрослых современников неприятную  славу графомана. Но его работа в области детской периодики содержит большой смысл. «Новая детская библиотека», разработанный им журнал, выделяет представление о литературе для ребят, о ее темах, жанрах и сюжетах, видах и мотивах. Оглавление журнальчика было достаточно разнообразно: повествование об древних героях и популярных людях больше поздних периодов, очерки о растениях, животных, природе, повести и статьи на церковные темы. Федоров желал воспитать в молодых читателей религиозную веру, сочувствие, приверженность к ближнему, надобность в культуре поведения, обстановки. Журнал Федорова, а также изысканные  малоформатные книги пестрят  иллюстрациями. Он фактически первый оценил роль  книжной картинки для юных читателей.
     Б. Федоров написал для детей альманахи «Детский Цветник» и «Детский павильон», где учитывались предпочтения юных читателей   различного возраста. А предназначены они были для «семейного чтения», т. е. для чтения детей вместе с родителями или бабушками.
     Содержание альманахов различно: тут есть  смешное и серьезное, поучительные разговоры, маленькие пьесы, загадки, басни, игры. Федоров, в  собственных альманахах, один из первых обратился к пересказам некоторых эпизодов из «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина.
     Морализаторские рассказы, которые помещены в данные альманахи, выделялись прямой дидактичностью: обучали юных читателей   быть терпеливыми, осторожными, благоразумными в выборе друзей, уметь различать злых людей от добрых и тому подобное. Существенное место он  отводил писателям религиозным, и  переводам зарубежных авторов-моралистов.
     Федоров также являлся  критиком. Хотя по его личному творчеству не скажешь, что у него был  идеальный художественный вкус, но детскую психологию, по всей вероятности, понимал неплохо. Об этом говорят, в частности, его реакция на появление повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на Русском языке сказки лучше написанной» ?24?, — писал критик и справедливо  писал: как известно, произведение это долгое время было  любимым детским чтением.
     Первым частным журналом, который выходил  в течение  двадцати лет, стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863). 
     Российская  литература для детей многим обязана именно данному периоду — первой половине XIX века. Бурный  рост детского книгоиздания, многообразие журналов принесли  плодотворные  результаты. Сложились  и новые жанры детской  литературы — научно-художественный и научно-популярный. А отечественная история делается  ведущей темой литературы для детей. И еще одна существенная специфика данного периода: крупнейшие авторы  стали писать  специально для детей или же создавали тексты, которые легко  входили в круг чтения для детей.
     «Звездочка» сначала выходила в двух разделах: для старшего и младшего возраста. После их соединения Ишимова выработала отчетливую структуру журнала. Все   номера имели такие  разделы:
     1. Словесность (тут были  произведения самой Ишимовой, сказки, рассказы, стихи других авторов).
     2. Науки (очерки по естествознанию, истории,  географии).
     3. Новые книги. 
     4. Смесь.
     5. Для самых  читателей. 
     Ишимова сотрудничала с  известными  писателями и учеными. В «Звездочке» издавались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал  успешно  выполнял задачу, которую поставил издатель: формировать будущих матерей, хозяек дома [7, с. 63].
     Конец 50-х годов — период расцвета детской периодики, а в 60-е годы не было  и года, чтобы не появился  один, а то и несколько  детских журналов.
     В  Санкт-Петербурге с 1858 года стал  выходить «Подснежник» (1858—1862) под редакцией известного критика В. Майкова, который считал своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения» ?7, с. 65?. Редактор сотрудничал с  И. Тургеневым, Н. Некрасовым, Д. Григоровичем, И. Гончаровым. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года главным сотрудником «Подснежника» была писательница М.Ростовская, а с 1864 года она сама создала  журнал «Семейные вечера», который издавался целых двадцать четыре года (Ростовская в нем работала до 1870 года); изначально он выходил каждую неделю, а потом — каждый месяц.
     Годовые подшивки «Семейных вечеров» хорошо покупались  даже несколько лет спустя после их издания. Данное  издание, в сущности, стало продолжением «Звездочки». М. Ростовская работала с А. Ишимовой и разделяла ее позиции и точку зрения на чтение для детей. Журнал удостоился высокого покровительства императрицы Марии Александровны. В нем издавались тексты самой М. Ростовской. Она довольно хорошо писала  и в каждом номере  радовала собственных читателей сказками, рассказами, поучительными историями, биографиями известных людей. В журнале печатались Е. Тур, В. Даль. В. Авенариус, Н. Львов,  и др.
     Год спустя  в Петербурге возник  необычный журнал - «Калейдоскоп». Новизна его предусматривалась уже в подзаголовке: «Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». В программе издания писали: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую игрушку» ?7, с. 65?. Уже в  первом номере на восьми страницах (объем один печатный лист) были помимо  программы «Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства» помещены: «Няня. Характеристический очерк», зарисовка «Кокосовое дерево», три стихотворения и «Мозаика» — небольшие сообщения о занимательных диковинках на свете, переводы из иностранных журналов. Издание сопровождалось  многочисленными иллюстрациями.
     Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) сошлось с периодом  общественного подъема в ситуации приближение «великих реформ». Случилось  это, на наш взгляд, не просто так. Как писали современники, новые веяния овладели и детьми и  подростками. В вопросах школы  происходили существенные перемены. Революционер-народник П. Н. Ткачев писал после, что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее вето; чтение было сейчас не только разрешено, но даже поощрялось, и дети жадно набросились на него. Книги активизировали новые мысли, дети  с нетерпением ждали  выхода каждой новой книжки, журнала [29, с. 101].
     Веяния новой  эпохи хорошо почувствовала  С.П. Бурнашева, редактор «Калейдоскопа Она проделала в детской журналистике то, собственно что прежде не проделывали: приблизила личное газета к жизни, «осовременила» его, дала резонанс на действия, которые происходят. Одно только это событие обусловило неотъемлемое условие – испускать журнал не один раз в месяц, как правило, а значимо почаще. Затем последовали и другие трансформации: размер издания убавлялся, убирались кое-какие жанры, нормальные для альманаха, видоизменялась наружная картина журнала. «Калейдоскоп» не издавал  у себя  крупных литературных произведений. Распространенным  жанром газеты был очерк - о народностях страны, о быте народонаселения окраин России. Скрупулезно создавался раздел хроники, который называли  то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости и мелочи». Повествование очевидца, указание местности, изображение мелких подробностей - все это конкретизировало публикации. И также требовало от автора конкретных оценок, обнаружения  отношения к определенным событиям. В публикациях на базе материала, который взят из жизни, возникали  публицистические мотивы осмысления реальности.
     «Калейдоскоп» ознаменовал новейшие тенденции, обозначившиеся в детской журналистике. Сам момент  изучения других типологических возможностей открывал некоторые  возможности в периодике для детей. Но подлинной газетой издание не стало. Оно оказалось далеко от актуальных и современных вопросов, от, социальных, политических проблем, с которыми сталкивалось общество.
     Следующая газета для детей  в России появилась только после 1905 года. Российская  периодика для детей к этому времени сильно  изменилась: она получила обширное распространение по всей стране; некоторые журналы издавались уже в течение  десятилетий, хорошо и  надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; в периодике стали участвовать  писатели, педагоги. Но главное было в том, что изменилось само время. Из-за политических событий, натиска революционной борьбы понемногу начинает меняться и  тематика детских журналов. На их страницах появляются социальные очерки о жизни бедных слоев населения, о положении заводских рабочих, о неурожаях и голоде в разных губерниях. Дети  начинают видеть  публикации о последних политических событиях, и читать  комментарии к ним.
     Детские  журналы  в конце ХIХ века демократизируются,  они уже обращаются и к читателям из семей рабочих. Издаются  в них труды  публицистов-реалистов – сильные по эмоциональному влиянию и социальной направленности рассказы, очерки, повести, стихотворения. 
     Вплоть  до 1917 года продолжает выходить один из наиболее заметных старых изданий, из  детских журналов данного периода – «Задушевное слово» (1876 – 1917, с трехлетним перерывом). В данном журнале работали  такие знаменитые  авторы, как К. Лукашевич, Л. Чарская, А. Пчельникова,  Т. Щепкина-Куперник. Однако демократическая критика относилась к «Задушевному слову» не слишком хорошо, называя его «гостинодворским» изданием ?7, с. 65?.
     В начале 1900-х годов вышли в свет  три журнала, созданные одним издателем, писателем для детей А. Федоровым-Давыдовым: «Путеводный огонек»,  «Светлячок», «Дело и потеха». Редакторы хотели, преимущественно, развлечь ребенка, занять его и в тоже время  преподать важные  жизненные уроки, познакомить с природными явлениями. В  журнале в основном издавались  рассказы, сказки, повести, басни, стихи, шутки самого издателя. Любимым жанром Федорова-Давыдова выступали  сказки, и сам он их писал довольно хорошо, они были похожи даже на  народные. Юные читатели любили данные журналы за радостный и благосклонный настрой. Редактор публиковал  много шарад,  ребусов, фокусов, головоломок. В первых номерах публиковался Д. Мамин-Сибиряк [7, с. 66].
     Другой известный журнал – «Игрушечка», он   предназначался лишь для маленьких. За свою достаточно долгую жизнь журнал напечатал большое количество произведений современных русских писателей, знаменитых и малоизвестных. Во всех  номерах  помещались сказки, веселые рассказы, биографии известных людей, стихи, очерки. Также в журнале были разделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Особый  раздел «Для малюто.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.