- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деревянная архитектура Вологодской области (на примере города Вологда)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002491 |
Тема: | Деревянная архитектура Вологодской области (на примере города Вологда) |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5 РАЗДЕЛ I. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА РЕГИОНОВ РОССИИ………..8 1.1. Деревянная архитектура Вологодской области (на примере города Вологда) …………………………………………………………………..8 1.2. Деревянная архитектура Архангельской области (на примере города Архангельск) …………………………………………………………….16 1.3. Деревянная архитектура Томской области (на примере города Томск).. …………………………………………………………………………….20 1.4. Деревянная архитектура Новосибирской области (на примере города Новосибирск) ……………………………………………………………25 1.5. Деревянная архитектура Брянской области (на примере города Брянск)……………………………………………………………………29 Вывод по I разделу………………………………………………………39 РАЗДЕЛ II. ПРОЕКТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………………………...42 2.1. Понятие «проект», «культурный туризм», «культурное наследие» в культурологии..………………………………………………………………...42 2.2.1. Социокультурное проектирование …………………………………….50 2.2.2. Экскурсия как социокультурный проект………………………………57 Вывод по 2 разделу…………………………………………………………….63 РАЗДЕЛ III. ПРОЕКТ ВИРТУАЛЬНОГО ЭКСКУРСИОННОГО ТУРА «ДЕРЕВЯННОЕ ЧУДО РОССИИ. “ЛЕГЕНДЫ” ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА» ………………………………………….65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..84 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….86 ВВЕДЕНИЕ Актуальность дипломной работы История архитектуры представляет большое значение для любого культуролога и просвещённого человека. История архитектуры России - это собрание разнообразных стилей, которые редко можно увидеть в таком количестве и разнообразии в архитектуре других стран. Коммуникация между современным человеком и предшествующими поколениями осуществляется не только через искусство, литературу, религию и систему нравственных ценностей, но и через архитектуру. В современных реалиях мир деревянной архитектуры затерялся среди массивных каменных гигантов. В век технического прогресса, современного градостроительства, остро стоит проблема сохранения исторического наследия. Рассматривая такой элемент градостроительства, как деревянное зодчество, мы можем сказать, что дерево – это хрупкий строительный материал, который подвержен негативному влиянию со стороны климатических особенностей, воздействию огня, поэтому многие памятники деревянной архитектуры исчезли или находятся в зоне риска исчезновения. Поэтому практическая часть дипломной работы подкреплена проектом виртуального экскурсионного тура «Деревянное чудо России. “Легенды” деревянных домов конца XIX-начала XX века», который включает в себя объекты деревянной жилой архитектуры Вологды, Архангельска, Томска и Новосибирска. Практическая часть окажет помощь в сохранении исторического наследия и активизирует интерес у жителей Российской Федерации и зарубежных гостей к посещению и изучению деревянной архитектуры данных городов. Целью дипломной работы является рассмотрение специфики деревянной архитектуры России конца XIX-начала XX века. Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи: - изучить особенности деревянной жилой архитектуры конца XIX- начала XX века, находящиеся в таких городах, как Вологда, Архангельск, Томск, Новосибирск, Брянск; - определить роль социокультурного проектирования в сохранении культурного наследия; - разработать проект виртуального экскурсионного тура. Объект исследования в дипломной работе – русская архитектура конца XIX-начала XX века. Предмет исследования в дипломной работе – специфика деревянной архитектуры России конца XIX-начала XX века. Теоретическими вопросами специфики деревянной жилой архитектуры России конца XIX-начала XX века занимались отечественные учёные, как Ф. Я. Коновалов, В. И. Пилявский, А. Н. Мазерина, Н. Н. Орехова, Е. И. Бубнов, И. Э. Грабарь, Ф. Ф. Горностаев, Л. М. Лисенко и другие. На тему социокультурного проектирования и его основ писали такие учёные, как О. Акин, О. И. Генисаретский, Г.А. Карпова, Н. П. Анциферов, Б. В. Емельянов и другие. При решении конкретных задач в дипломной работе были использованы следующие методы: - описательный. С помощью данного метода мы получаем нужную нам информацию о деревянной жилой архитектуре России конца XIX- начала XX века, на примере таких городов – Вологда, Архангельск, Томск, Новосибирск, Брянск; - историко-сравнительный. Данный метод позволяет нам хронологически точно проследить процесс развития деревянной жилой архитектуры России конца XIX - начала XX века и сравнить между собой особенности строительства домов на примере вышеуказанных городов; - семиотический. Благодаря этому методу, мы сможем определить смысловые характеристики декоративного убранства деревянной жилой архитектуры России конца XIX-начала XX века, на примере вышеуказанных городов. Научная новизна дипломной работы заключается в том, что на основе теоретического материала, разработанного многими отечественными учёными, создаётся проект «Деревянное чудо России. “Легенды” деревянных домов конца XIX-начала XX века», целью которого является сохранение памятников культуры указанного периода и активизация интереса граждан Российской Федерации и иностранных гостей к изучению русской деревянной архитектуры конца XIX-начала XX века, через виртуальный экскурсионный тур, а также является одним из составляющих элементов развития культурного туризма в Российской Федерации. Основные положения дипломной работы прошли апробацию в выступлении на следующих конференциях: “Информация и общество”, “Культура народов Причерноморья с древнейших времён и до наших дней”. Основное содержание дипломной работы отражено в опубликованных тезисах конференций. Структура дипломной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы. Объём работы составляет 77 страниц, в списке использованных источников и литературы – 54 наименования. РАЗДЕЛ I. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА РЕГИОНОВ 1.1. Деревянная архитектура Вологодской области (на примере города Вологда) Деревянное зодчество Вологодской области – это неповторимый ансамбль стилей и направлений в деревянной архитектуре. Вологда один из не многих городов, который обладает хорошо сохранившимся, оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. В Вологде к концу XXI века насчитывается более 150 деревянных памятников архитектуры (дворянские, купеческие, мещанские деревянные особняки) ведь «Вологодский тип» это особый вид деревянного дома: двухэтажный особняк, по форме - параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом [42]. До начала XVII вeка все здания в Вологде выполнялись из дерева. Камень применялся для строительства церквей. Возведенные деревянные здания представляли собой хоромы, расположенные внутри двора, на улицу выходили стены и хозяйственные постройки, дома строились на высоком подкладке, с крутой крышей. Уже начиная с XVIII деревянное зодчество развивается по стилевым тенденциям, так например, в стиле классицизм строились усадьбы и дворянские дома. Характерным элементом в них был четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде, парадное крыльцо, которое выходило во двор. Необходимо отметить, что дворянские усадьбы группируются в городе по сословному признаку. Во дворах усадеб строился каретник. Купеческий дом, начало XIX века красовался мезонинной, также он не имел фронтонных портиков. Дома имели парадное крыльцо, а во дворе было разделение дома на две почти изолированные половины или квартирный тип. Этажи объединялись только общим входом и вынесенными в пристройки лестницами. Мещанские дома были одноэтажные с фасадом на три окна, которые заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещались деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходили антресоль или крещатый мезонин. Благодаря антресольному этажу увеличивалась полезная площадь жилья. Середина XIX века внесла в застройку Вологды новый тип домов – дом-куб вытянутый вглубь двора, обычно он строился двухэтажным с балконом-лоджией, под которым были крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры первого и второго этажа. Карнизы, крыльца, балконы, наличники домов были украшены резьбой [42]. Карнизы были не только декором, но также имели продуманную конструкцию предохраняющую дом от воды. Карнизы были достаточно вынесены в перед, чаще всего имели пластичную форму. Дома стояли близко друг другу и потому были разделены глухими стенами брандмауэрами, состоящими из несгораемых материалов, дабы предотвратить распространение пожара. Доходный дом, еще одна архитектурная особенность Вологды. Эти дома были вытянуты вдоль главного фасада и имели балкон в центре или по краям. Также в данный период появляются большие оконные проемы и башенки на крышах. Как известно в основе деревянного дома лежит сруб, который сложен из венцов «в обло», который имел заглубленные окна по отношению к фасаду. Дома обшивались досками, которые покрывались олифой, что предавала дому сероватый оттенок. Фундамент дома был каменным, для теплоизоляции домов укладывалась просмоленная береста [9, с. 102]. Ворота домов состояли из двух створок, придерживаемых с внутренней стороны брусом-щеколдой и предназначались для проезда, а справа или с лева располагались калитки для прохода. Ворота и калитки также были украшены резьбой и не уступали декору домов их главная функция отделение дома от улицы. Из изложенного выше материала становится понятно, что деревянная архитектура Вологды очень разнообразна и по характеру, и по стилистическим особенностям. Для деревянных домов характерна чёткая иерархия фасадного убранства и в основном декоративное украшение деревянных и смешанных типов зданий зависит от объёмно-планировочного и конструктивного решения постройки. Уличные фасады всегда отличались богатым декоративным убранством, боковые фасады в отличии от уличного имели скромный декор, а дворовые фасады крайне редко украшались. Резьба по дереву стала главным декоративным украшение домов Вологодской области. На фасадах деревянным домов основными декоративными акцентами выступают наличники, фронтоны, портики, карнизы, балконы, двери. В городах и сёлах Верхнего и Среднего Поволжья домовая резьба (глухая резьба) выполнялась с помощью долота и была рассчитана на солнечное освещение, тогда как северная прорезная (пропиловочная) резьба при минимальном количестве дней с ярким солнечным светом предусматривала также и силуэтное восприятие [39, с. 26-27]. Узоры, которые выполнены в технике глухой резьбы не пробиваются насквозь. Также у такой резьбы есть и другое название – корабельная, так как имеет сходства с техникой корабельной рези. Происхождение корабельной резьбы точно не известно. Но учёные утверждают, что с появлением на Волге пароходов руки опытных резчиков корабельных украшений освободились и мастера начали принимать заказы крестьян на декоративное украшение изб [31, с. 9]. В декоративном украшении домов большое распространение получают растительные и животные мотивы. Фронтоны, карнизы, наличники, двери украшаются стилизованными гирляндами с фантастическими соцветиями, виноградными лозами, цветами и листьями, а также стилизованными изображениями животных. В декоре дома нередко присутствовали полукруглые и круглые элементы со сходящимися к центру лучами (солярные знаки), которые символизируют солнце. В деревянном жилом доме одним из основных декоративных элементов был наличник – это обрамление проёма или ниши [40, с. 91]. В деревянном зодчестве Вологодской области можно встретить различные варианты наличников. Основываясь на классификации, которую предложили И. В. Маковецкий и Е. Н. Бубнов наличники вологодских домов можно разделить на четыре основные группы по способу устройства, особенностям стиля, формам и декоративной обработке и в соответствии с этим каждая группа разделена на подгруппы. Первой группе присущ тип оформления прямоугольного наличника простой или профильной доской, которая закрывает осадочный паз между оком и стеной. Такой наличник охватывал оконный проём с трёх или четырёх сторон [8, с. 157]. Его можно встретить как на фасадах дворянских и купеческих домов, так и доходных. Наличник первой группы развивался за счёт усложнения декоративного убранства. Добавлялись дополнительные декоративные резные и лепные элементы - медальоны, виньетки, гирлянды, пальметты, композиции из вьющихся стеблей фантастических растений или геометрических фигур. В порядке усложнения декора наличников первой группы можно выделить подгруппы: - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, в редчайших случаях декорированных в верхнем стыке досок накладкой с глухой резьбой. Например, наличник дома по улице Чернышевского, 55, резьба которого выполнена в форме трилистника; - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, которые завершены имитацией замкового или веерного камня; - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной, декорированые сверху по центру пропильной или глухой резьбой, которая символизирует солнце (солярные знаки); - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху резными или лепным элементами – медальонами, которые переплетены с листьями, виньетками; - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху сандриками геометрической формы или представляющие собой сложный резной элемент; - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху сандриками геометрической формы и с усложнённым и развитым низом наличника; - Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, усложнённой сверху и снизу, обрамлённые дополнительно в прямоугольную или полукруглую рамку. Основным элементом декора такого наличника становятся медальоны – перевитые друг с другом, украшенные накладками в форме цветка или композициями из сложно перевитых лент. Вторая группа представляет собой более развитые наличники, в которых венчающая часть выступает в виде целого или раскрепованного фронтончика с прямолинейными или криволинейными составными элементами. Сверху наличник имел чёткие горизонтальные членения, который состоял из полочек, валиков, гуськов, каблучков [32, с. 156]. Также в дальнейшем получает развитие подоконная доска. По периметру наличник обрабатывается в виде филенок различной формы и декорируется гирляндами, плетёным орнаментом, цветами и листьями, прорезями и полубалясинами. Окно с таким наличником выглядело более стройно и вытягивалось по вертикали. По форме фронтоны можно разделить на прямоугольные, треугольные, полуциркульные. - Наличники первой подгруппы имеют двускатный (треугольный) фронтон. Наличники имеют богато декорированное очелье, которое состоит из досок с пропильной резьбой или декорированное накладками с глухой резьбой, а также в украшении часто использовались полубалясины. Вторую группу составляют наличники с полуциркульным фронтоном. В этом случае пространство под фронтоном часто украшалось солярными знаками. Очелье окна декорировалось простыми или профильными досками или состояло из досок с пропильной резьбой. В наличниках третьей подгруппы верхняя часть завершалась чётким горизонтальным профильным карнизом с фризом. Орнаменты в наличниках этого типа развивались благодаря техники пропильной резьбы, которая позволяла создавать фигурные рисунки разной сложности. Также происходило обогащение верха наличника и декорировалось подфронтонное пространство окна. В данной подгруппе характерно использование чётких геометрических форм – квадратов, кругов, треугольников, которые подчёркивают строгость форм и пропорций окна. Основным элементом в декоре была перевёрнутая восьмёрка. На обрамляющих окно досках встречаются стилизованные кронштейны, которые несут фронтон окна, или доски с каннелюрами (параллельными прорезями-желобками). Для третьей группы присущ такой же принцип расположения и характер членения основных частей наличника, как и для второй. Однако существенным отличием послужило то, что резьба размещалась не только под фризом, но и переходило наверх, вплоть до горизонтального карниза. Наличники третьей группы имели усложнённый характер резьбы – это богато обработанный фронтон и подфронтонная плоскость, нижняя доска с различными накладками. Резьба в данной группе представляет собой довольно сложную композицию из цветов, листьев и геометрических фигур [32, с. 159]. Для данной группы характерны наличники с прямоугольными, полуциркульными и треугольными фронтонами, а орнамент фризовой и подоконной доски в ряде случаев делался немного шире оконного проёма. Для четвёртой группы наличников характерно то, что форма и композиция не имеет прямых аналогий с установленной системой оформления оконного проёма. Например, в наличниках домов по улице Благовещенская, 23 и улице Зосимовской, 21 верх декорирован плавными изогнутыми прорезями, которые характерны для модерна. Также большой интерес представляют наличники домов по улице Зосимовская, 20 и улице Ленинградская, 12, которые не имеют подобных аналогов в Вологде. Из приведённых выше примеров видно, что в одном доме могли встречаться разные типы наличников. Также среди оконных проёмов вологодских жилых деревянных домов встречаются так называемые венецианские (итальянские) окна. Они располагались на главном фасаде в центре и декорировались в одном стиле с остальными окнами. Одним из главнейших элементов декора деревянного жилого дома были двери, которые одновременно выполняли и коммуникационную, и охранительную функции. Парадная входная дверь в начале XIX века устраивалась со двора, но с изменением уклада жизни горожан переносится на главный фасад. Декоративному убранству двери в вологодском доме придавалось особое значение. Это ощущается в оформлении дверей доходного дома, которые располагаются попарно: одна ведёт на первый этаж здания, а другая – на второй. Практически во всех случаях это двусторонние двери со средниковой филенкой. Более распространённым типом в вологодских домах были двери с трёхчастным членение дверного полотна или двухчастным с геометрическим рисунком, который был характерен для классицизма. Также в декоративном убранстве дверей часто встречаются вставки из стекла, как в самом дверном полотне, так и над ним. Например, по Советскому проспекту, 20 устроены стеклянные двери, которые ведут в лавку на первом этаже. Особый интерес представляют двери, которые выполнены в стиле модерн с применением различных криволинейных элементов, цветов и виноградных гроздей. В декоративном оформлении дома большое внимание уделялось карнизу и фронтону. Карнизы и фронтоны дома часто украшались досками с пропильной резьбой. Базу резьбы составлял повторяющийся мотив и различных орнаментов: растительных, животных, геометрических. Также стоит отметить, что животные мотивы в резьбе вологодских домов встречаются очень редко. Но такое здание имеется и расположено по улице Ленинградской, 43а, в начале XX принадлежало купцу Попову. Основным мотивом в декоративном украшении дома является изображение дракона, он встречается на карнизе здания и на крыльце, в виде двух драконов с высунутыми языками. Судя по историческим фотоматериалам в Вологде встречались дома с львиными головами на дверях, а также стилизованными изображениями людей или мифических персонажей. Но данные декоративные элементы не сохранились до наших дней. Таким образом, исходя из изложенного материала можно сказать, что деревянная архитектура Вологодской области разнообразна и по характеру, и по стилевым особенностям. Начиная с XVIII века деревянные дома были подчинены веяниям эпох, а самое главное – это то, что по облику дома можно было определить к какому сословию принадлежит его владелец. XIX век для архитектуры стал очередной ступенью для появления новых типов построек. В строительстве деревянных зданий использовались веками проверенные материалы. Для вологодского дома была присуща чёткая иерархия фасадного убранства. Главный и боковой фасады имели более богатый декор, в то время как дворовой оставался без декоративных украшений. В зависимости от формы фронтона, наличия фриза и характера декоративного убранства были определены четыре основных группы наличников. Внутри данных групп были выделены подгруппы, которые имели свои особенности декора. Так же в ходе исследования было выяснено, что декоративное убранство деревянного дома не имело строгих правил оформления и поэтому на фасаде можно заметить применение различных типов наличников. В характере резьбы учитывались особенности климата, которые характерны для северных регионов России. Основными орнаментальными мотивами деревянной резьбы Вологодской области стали различные трактовки растений и цветов, геометрические фигуры: круги, ромбы, прямоугольники и другие, реже встречались изображения животных. 1.2. Деревянная архитектура Архангельской области (на примере города Архангельск) Архитектура Архангельских земель вобрала в себя традиции сразу нескольких школ. Активная торговля с иноземными купцами, центр которой находился в низовьях Северной Двины, привлекала сюда жителей многих городов. В большинстве своем это были выходцы из Ростова, Владимира и Суздаля. Путь их шел вверх по северным рекам - Онеге и Сухоне через земли Вологды и Белозерья. Приемы зодчества всех этих земель умело использовали местные мастера [6]. В Архангельской области сохранился один из наиболее древних видов расселения - гнездовой прием группировки селений. Возникая одно за другим, селения постепенно складывались в группы и образовывали архитектурно-природный ансамбль. Дом ставился на высоком подклете, который отделял жилую часть от поверхности земли воздушной подушкой, своеобразным теплоизолятором, и одновременно воздух изолировал жилье от влаги, идущей от земли. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками [14]. Дома строились обычно небольшие - одно-, двух- и очень редко трехэтажные. Планировка таких домов во второй половине XIX - начале ХХ века была компактной, экономной и довольно стабильной. Особенности строительного материала и наличие в Архангельске сильных традиций деревянного зодчества сказались в постройках, выполненных в дереве. Некоторые черты, свойственные тектонике сооружений деревянного зодчества, проявились и в каменных постройках. И это наблюдается в Архангельске в течение всего XIX - начале XX века в различных типах зданий, в облике которых четко читается каркасная тектоническая структура, присущая деревянным постройкам. Это отчетливо выражено здесь, например, в имитации как бы фахверковых конструкций стен и обрамлений окон, в большом выносе карнизов, воспринимаемых как сильно выступающие «подшитые» деревянные балки, в характерной трактовке и шатровообразном завершении углового эркера, и так далее. В некоторых домах двухэтажного типа можно проследить на фасадах в "модерне" которого присутствует влияние традиций классицизма и деревянного зодчества, а также в композиции и декоративной обработке здания. Можно утверждать, что в разной степени это коснулось большинства сооружений Архангельска второй половины XIX - начала XX в. Даже в сооружениях, возведенных в монументальных формах стилизаторства позднего классицизма или в неоклассицизме, прослеживается влияние каркасной тектоники деревянного зодчества. Это ощущается, например, в характерных наличниках окон, больших выступах эркеров и капителей колонн и пилястр, значительных выносах карнизов и так далее [14]. Интересно отметить, что в ряде деревянных построек Архангельска можно увидеть и обратное влияние тектоники камня на сооружения, исполненные в дереве. В дереве имитируются рустовка, пилястры, карнизы, наличники окон и другие каменные детали. Такие примеры в Архангельске многочисленны и относятся они главным образом к двух-, трехэтажным жилым зданиям, сооруженным по "образцовым" проектам. Причем строительство домов в дереве велось по "образцовым" проектам, предусмотренным для выполнения в камне. Более того, в Архангельске строительство домов в дереве под каменные формы на главных улицах декретировалось распоряжениями свыше. Окна в домах были выделены полуциркульными нишами, над которыми имеется лепной растительный орнамент. На некоторых домах виден венчающий карниз, украшен модульонами и розетками. В Архангельске в эту пору большое распространение получили жилые дома с мезонинами со стороны двора, с главного же фасада центр выделен небольшими ризалитами с аттиками. Орнамент был в основном растительный или животного происхождения. Профильной резьбой, чаще всего украшались крыльца, балконы, наличники, фронтоны. Полукружием чаще всего были украшены наличники окон первого этажа, в нише полукружия помещалась розетка или стилизованная корона, а на втором этаже они имели прямоугольную форму. В Архангельске, во второй половине XIX – начале ХХ века в основном, был распространен ассиметричный тип ворот с проезжей частью и калиткой. При въездах в деревню ворота устраиваются больших размеров. Калиткам, поставленным в оградах вокруг домов, придавалось немаловажное значение. Их столбы имели навершия в виде скульптурных фигур, напоминающих шары, луковицы, листья. Остовом калитки могли быть искривленные стволы деревьев естественно, вписывающиеся в изгороди и заборы. Столбы ворот были резные или украшались всевозможными плоскими накладными узорами. В разных районах встречаются различные типы изгородей. В зависимости от места их установки изменялись размеры по высоте, характер конструкций, свойственный той или иной местности. Иногда завершениям ограждений придавали декоративную форму, например в виде птичьей головы [30]. Таким образом, можно сделать вывод, что в строительстве деревянной жилой архитектуры применялся высокий подклет в качестве тепло-, водо-изоляции. В течение всего XIX - начале XX века в Архангельске наблюдается в различных типах зданий каркасная тектоническая структура. Это отчетливо выражено в имитации как бы фахверковых конструкций стен и обрамлений окон, в большом выносе карнизов, воспринимаемых как сильно выступающие «подшитые» деревянные балки, в характерной трактовке и шатровообразном завершении углового эркера, и так далее. В некоторых домах двухэтажного типа можно проследить на фасадах в "модерне" которого присутствует влияние традиций классицизма и деревянного зодчества, а также в композиции и декоративной обработке здания. Можно утверждать, что в разной степени это коснулось большинства сооружений Архангельска второй половины XIX - начала XX в. Даже в сооружениях, возведенных в монументальных формах стилизаторства позднего классицизма или в неоклассицизме, прослеживается влияние каркасной тектоники деревянного зодчества. Это ощущается, например, в характерных наличниках окон, больших выступах эркеров и капителей колонн и пилястр, значительных выносах карнизов и так далее. В декоративном убранстве дома прослеживается украшение профильной резьбой, растительными и животными орнаментами, также во фронтоны и наличники помещались розетки и стилизованные короны. 1.3. Деревянная архитектура Томской области (на примере города Томск) Деревянная архитектура Томска – это уникальное художественное наследие, которое сохранилось до наших дней. Историю Томска можно рассказывать по зданиям сохранившимся в нём. В XVII веке это город-крепость, затем торговый центр, купеческий город богатых людей, которые развивали его архитектуру, которая от строгости и простоты к XIX веку приобретает дорогое убранство. В первой половине XIX века в Томске появляются дома – усадьбы русского барокко и классицизма, но без излишней пышности. Томские мастера, используя традиции древнего зодчества русского севера, умело сочетают их с декоративными элементами других народов умело перерабатывая эти разнообразные источники в единое гармоничное целое, на выходе получая отличительную стройность пропорций, уравновешенностью композиций, богатством и живописностью силуэта, общим величавым, дворцовым строем. Изумительный резной декор отличительная особенность архитектурных зданий города Томска. Деревянные дома выходят на улицу узкой стороной, фасадом, а более длинная сторона уходит в глубь двора, дома располагаются тесно в ряд, без отпуска от тротуаров. Дома строились высокие и просторные, с каменным цоколем, с высокими окнами, толстыми стеклами, в этом и кроется удивительная величественность восточного зодчества [19]. Сложность конфигурации стен выходящих во дворы и большим количеством пристроек, эркер, лоджий, галерей гармонично сочетаются с простотой и лаконичностью фасадов. Чуть позже появляются дома с лестницами и отдельными входами в квартиры, которые располагаются с улице и размещаются в отдельной пристройке, иногда остеклены и увенчиваются фигурной кровлей, со срезанными углами, балконами. Верх домов, карниз, выполнен с большим выносом и развернутым профилем, имеет классические формы. Карнизы ритмично прорезаны несколькими небольшими острыми фронтонами, которые чаще всего завершаются декоративными башенками и шпилями. Без данных деталей не обходится ни одно здание обогащают силуэты зданий и являются одновременно композиционными осями фасадов зданий. Мастеровые завершали здание высокими и острыми шатрами, который являлся одним из элементов декора вместе с гребнями, шпилями, куполами. Основной элемент декоративного убранства томского деревянного дома это “деревянное кружево”. “Деревянные кружева” не повторяли друг друга и являлись украшением города. Резьба тянется вдоль карнизов, обвивает оконные наличники и обрамляет разной величины фронтоны. В орнаменте декора присутствуют животные и растительные мотивы, а также солярные знаки. Также металлические детали дверных запоров, кованные решётки козырьковых крылец, наголовники водосточных труб прекрасно дополняют звучание деревянного декоративного убранства. Фантастические драконы и птицы украшают крыши домов, а таёжные ягоды и кедровые шишки вплетены в резные орнаменты пилястр. В резном убранстве дома можно встретить совершенно разные виды и мотивы обработки дерева. К раннему виду можно отнести плоскорельефную резьбу, основные мотивы данной резьбы применялись в имитации колонн, вазонов с цветами, листьями и фруктами. Наравне в плоскорельефной резьбой в украшении дома начинает применятся и пропильная (прорезная). Такая резьба удачно заполняет подзоры (подкарнизное пространство) и украшает межэтажные пояса [16]. На рубеже веков декор становится более богатым. Наличники окон, фронтоны, пилястры, карнизы обильно украшались ажурной накладной и сквозной резьбой. Резные карнизы разрываются двумя-тремя треугольными или полуциркульными фронтонами, а тимпан главного фронтона часто украшался солярным знаком (солнышком) или птицами. Низ карниза зачастую украшает бахрома тонкой резьбы. Пропильные и профилированные модульоны-кронштейны получают свойственные дереву тонкость доски и, расставленные в своеобразном ритме – сдвоено или с чередованием парных и одиночных, бросают резкие тени на гладь фриза, придавая ему большое изящество и напоминая узорчатость и филигранность восточных мотивов. Резная бахрома свисает под фриз, делая ее объемней и больше. Рисунок фриза чаще сложный из вьющегося растительного орнамента. Окна двойные, трехчленные с широким окном по середине здания и двумя боковыми окнами. Окна также обрамлены резьбой, но не пышной, чаще строгие, вытянутые пропорции, украшенные от простой до самой сложной резьбой разнообразной техники исполнения. Разнообразные детали рисунков профилированы это и барочные завитки, полотенца, завитки, розетки, вазоны [20]. Также любимым элементов декора домов является центральный карниз-сандрик (полукруглый) с боковыми прямыми плечами, который опирается на вертикальные наличники, все это является завершением окна. По бокам сандрик поддерживают профилированные колонны, чем завершают общий вид окна, спускаясь в низ элементы завершаются трилистниками или точеными шариками. Окна не являются отдельным элементом, а соответствуют общему композиционному замыслу. Обрамление окон обычно смыкаются между собой и уходя в верх иногда накладываются на спускающийся карниз, его фриз, создавая тем самым сплошной узор на спокойном бревенчатом фасаде [13]. Сами стены, деревянные срубы, чаще всего остаются не покрытыми декором. Но также встречаются дама обшитые досками, но чаще всего обшивают лишь оконные простенки тем самым удлиняя вид дома. Обшивка делается как вертикальная, так и ёлочкой. Крыльцо обычно строятся с навесом, который поддерживается крупным резным деревянным кронштейном. Крыльцо это основная деталь дома, оно украшено резьбой и имеет завершение либо балконом или шатром. Эркеры, балконы и лоджии с тонко прорисованными деталями оконных обрамлений, ограждений, перил часто завершаются изысканной формы парапетами со сложной накладной резьбой, фронтонами, выполненными в общем духе всего здания, а иногда силуэтными кровлями - шатрами, крытыми чешуей. Такая необходимая деталь, как водосточная труба, в архитектуре Томских мастеров, является элементом художественной выразительности здания. Труба, поднимаясь к карнизу, оформлена валиками и резными поясками и заканчивается остроконечными завершениями. В общий художественный замысел также входит ограда и калитка, ворота. Обычно это глухие полотна, но обшивка столбов членится, выявляя цоколь и оголовок, которому придается характер профилированного завершения [20]. Устои ворот украшены витыми пилястрами и капителями, также вставками декора. Инструмент мастера древодела был незамысловат и предельно прост: остро отточенный топор, пила, рубанок, набор долот и стамесок - вот и весь арсенал строительного «оснащения» народного зодчества. Тем не менее его работы отличаются безукоризненной точностью и чистотой исполнения. Начиная от грубых плотницких - сколачивания венцов, до почти ювелирных – художественной резьбы по дереву. Впрочем, этим поистине артистическим мастерством всегда владели русские умельцы. Таким образом, исходя из изложенного материала можно сказать, что деревянная архитектура Томской области очень разнообразна и была подчинена веяниям эпох. В XVII веке это был город-крепость, а затем торговый центр, купеческий город богатых людей, которые развивали его архитектуру, которая в последствии от строгости и простоты к XIX веку приобретает дорогое убранство. В первой половине XIX века в Томске появляются дома – усадьбы русского барокко и классицизма, но без излишней пышности. Особенностями деревянной архитектуры города Томска является то, что дома выходят на улицу узкой стороной, фасадом, а более длинная сторона уходит в глубь двора, дома располагаются тесно в ряд, без отпуска от тротуаров. Дома строились высокие и просторные, с каменным цоколем, с высокими окнами, толстыми стеклами. В декоративном убранстве томских деревянных домов появляется “деревянное кружево” и оно было настолько индивидуальным, что нельзя было найти два дома с одинаковой резьбой “деревянных кружев”. В отличии от орнаментального убранства домов Вологодской обл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: