VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Демографическое развитие Китая с 1949 по 2000 гг.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005043
Тема: Демографическое развитие Китая с 1949 по 2000 гг.
Содержание
Введение



Формирование мировой демографической ситуации во многом зависит от Китайской Народной Республики, которая занимает первое в мире место по численности населения. Изменения демографической структуры Китая влекут за собой и изменения в структуре населения всей планеты. 

Социальная структура современного Китая характеризуется сложными интеграционными и дезинтеграционными процессами, на которые влияют противоречивые тенденции и факторы. Демографический фактор оказывает сильное воздействие на социально-экономическое развитие КНР с момента ее возникновения. 

Демографические исследования позволяют уменьшить стихийность общественного развития, поэтому демографии уделяется все большее внимание в КНР и в мировом сообществе. В связи с огромной численностью населения возникают вопросы, необходимость решения которых толкает китайское правительство на формирование собственного политического курса, способного отрегулировать рост населения и добиться результатов в решении сопутствующих социально-экономических проблем. 

Актуальность работы также обуславливается тем, что возникшая социальная стратификация  влияет на внутреннее состояние и на будущее китайской политики, поэтому понимание новых тенденций в трансформирующейся социальной структуре  приводит к пониманию того, как развивается Китай. От социально-экономического развития, от изменений демографической социальной структуры может возникнуть много новых проблем и противоречий. Поэтому данная тема постоянно подвергается научному анализу и наблюдению.

Данная работа призвана рассмотреть развитие демографической структуры в период после образования КНР (1949 г) и до 2016 гг. 

Объектом исследования является народонаселение КНР, предметом –демографические проблемы Китая.

В связи с этим целью работы является анализ основных параметров социально-демографической структуры в процессе трансформации китайского общества; рассмотрение достижений и проблем демографической политики.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть предпосылки формирования мощного демографического потенциала страны;

Дать оценку численности населения КНР;

Рассмотреть возрастно-половую структуру населения; 

Проследить динамику статистических данных;

Рассмотреть экономические и социально-политические проблемы, возникающие под влиянием демографического фактора;

Провести  анализ результатов проведенной демографической политики, вывести тенденции развития; 

Дать характеристику демографической политики;

Рассмотреть возможности дальнейшего развития демографического потенциала страны.

Основными методами, которые были использованы при написании дипломной работы, являются статистический и метод сравнительного анализа.

Источниковая база представлена в основном статистическими данными. Сюда входят Государственный статистический ежегодник КНР, Коммюнике Национального бюро статистики Китая, новостийные материалы по численности населения КНР, данные  о численности населения полученные  на зарубежных сайтах Интернета. 

Историография вопроса, теоретические аспекты демографической политики КНР наиболее полно раскрыты  такими авторами как А.С. Веремейчик, Е.С.Баженова,  О. В. Почагина, Р.Ф. Назарова и др. 

Эволюция социальной структуры Китая в демографическом аспекте до и после образования КНР рассмотрены Е. С. Баженовой в труде «Население Китая». Данным автором также охарактеризованы основные направления социальной и демографической политики в свете решения 3-го Пленума ЦК КПК. В статье подчеркивается, что социальная и демографическая сферы будут зависеть от развития экономики, но и сами будут оказывать влияние на скорость экономических преобразований. При этом проблема народонаселения названа на первом месте среди трех основных проблем, стоящих перед китайским обществом, а социальная и демографическая политика находятся в числе ключевых направлений для китайского руководства. 

Культурные, политические, исторические аспекты демографии КНР освещены в статье Р.Ф. Назаровой. В данном исследовании рассмотрены основные демографические параметры современной социальной структуры Китая, такие как, прирост населения, коэффициент рождаемости и соответствующие меры контроля над ними. В условиях новой демографической ситуации и тесно связанной с ней экологической проблемы важно рассмотреть меры китайского руководства по распределению природных ресурсов, что сделано Е.В. Бирюлиным в работе «Последние решения и меры КНР в сфере охраны окружающей среды».

Обострение многих социальных проблем, связанных также с негативными тенденциями в социальной структуре Китая изучено китайским исследователем Джан Хэ Лань в работе «Рост численности населения - фактор социального давления в Китае». Демографическая политика, принятая на 5-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва, согласно которой всем парам разрешается иметь двух детей, важный разворот в политике планового деторождения и в развитии китайского общества. Это было исследовано другим китайским демографом Чун Яту в статье «Актуальность мер реагирования на демографический кризис». Автором обозначены возможные последствия, противоречия демографической политики и прогнозы возможного развития социальной структуры Китая в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В работах вышеперечисленных и других авторов представлены статистические данные по динамике основных демографических показателей на основе четырех переписей населения КНР, изложены основные этапы формирования демографической политики и определены основные направления демографического прогнозирования в Китае. 

В целом, проблема народонаселения КНР в литературе представляет собой  разрозненные статьи периодических изданий по различным тематикам, которые содержат авторский анализ и оценку данных, полученных ими из официальных источников, либо в результате собственных исследований. В своей работе автор попытался обобщить и проанализировать различные материалы  по демографическому развитию, рассматривая их во взаимосвязи и взаимозависимости с изменениями в социальной структуре.

Новизна данного исследования заключается в сборе и анализе материалов последней переписи населения КНР, проведенной в 2016, а так же в оценке результатов демографической политики путем сравнения ожидаемых и реально полученных результатов.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка. Во введении сформулированы основные цели и задачи, определена сфера исследования. В первой главе основной части описываются структура населения КНР в период с 1949 по 2016 гг., приведены данные основных переписей населения, подвергаются анализу основные демографические показатели, такие как коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста. Рассматривается демографическая социальная структура в динамике. Вторая глава посвящена современным тенденциям, возникшим в социальной структуре и связанным с демографическим фактором. Изучается взаимозависимость данных тенденций с экономическими и политическими проблемами.

В заключении подводится краткий итог проведенного исследования, делаются основные выводы. Обработанные источники и материалы по теме дипломной работы указаны в библиографическом списке.



















































Глава I





1.1. Демографическое развитие Китая с 1949 по 2000 гг.



Демографический скачок Китая известен всему миру. Многочисленность населения Китая накладывает отпечаток на все сферы жизни его граждан. Темпы роста населения сильно влияют, прежде всего, на экономическую и социальную сферы. Рост и спад населения в период Китайских империй и до образования КНР зависели от определенных факторов, с которыми сталкивался Китай на протяжении своего исторического развития. Основными причинами позитивного демографического развития были в основном благоприятное внутриполитическое положение в государстве, развитие сельскохозяйственного производства и появление первых промышленных городов, которые давали мощный стимул для распространения внутренней миграции населения из экономически отсталых Южных районов в развивающиеся Северные и Восточные районы.

По переписи 1953 г. в Китае проживало 601,9 млн. человек, в 1964 г.— 723,1 млн., в 1982 г.— 1008,2 млн. человек, а в 2000 г. – 1 295 830 тыс. человек. 

Население КНР за период с 1949 по 2000 гг. выросло на 753 млн. человек, с 542 до 1295 млн., (прирост населения  14 млн. в год в среднем). Следует отметить, что до 50-х годов численность населения выросла лишь на 50—60 млн. человек, прирост населения составлял, в среднем, 0,3% в год. Из общей суммы абсолютного прироста на 50-е годы приходится 120 млн., на 60-е  145 млн., на 70-е годы  146 млн., на 80-е  127млн., а на 90-е более 150 млн. человек.

Но в течение этих десятилетий имела место значительная неравномерность темпов прироста населения: в 1950—1957 гг. они увеличились с 1,9 до 2,3%, в 1959—1961 гг. произошло их резкое падение до отрицательных величин (—4,57% в I960 г.), сопровождавшееся снижением общей численности населения на 13 млн. человек за эти три года вследствие продовольственных трудностей и голода. С 1962 по 1970 гг. темпы прироста населения вновь возросли до 2,6-3,3%, но в последующие годы — с середины 70-х до середины 80-х годов — происходило их постепенное снижение до 1-1,5% в результате усиления мер контроля над рождаемостью.

Естественный прирост КНР характеризуется высокими темпами на протяжении всего периода существования страны. Однако были и такие периоды, когда естественный прирост значительно сокращался или вовсе приближался к нулевой отметке. Это происходило в годы кризисов политической и экономической системы Китая, которые были следствием проводимого в стране курса реформ в политической, экономической и социо-культурной сферах. Однако снижение рождаемости и увеличение смертности, а соответственно и сокращение естественного прироста в кризисные периоды быстро компенсировалось, когда наступал период стабилизации. На схеме 1 изображены показатели рождаемости и смертности в динамике с 1950 года и прогноз до 2050 г.

По словам китайских специалистов меры по последовательному демографическому росту должны быть основаны на балансе между населением, ресурсами и развитием.

Сбор сведений о численности населения в Китае стал принимать системный характер только после образования КНР в 1949 г. Специально созданный в 1952 г. орган для ведения статистики именовался Государственное статистическое управление. Демографическую информацию получали разными способами. Например, в 1950-х гг. велась регистрация городского и сельского населения, кроме того исследования населения проводились Министерством здравоохранения, также численность населения определялась в процессе проведения земельной реформы 1949-1953 гг. По результатам первой Всекитайской переписи населения 1953 г. численность населения составляла 582,6 млн. человек (без Тайваня).

Схема 1. Динамика рождаемости, смертности и соответствующее изменение естественного прироста



На всем протяжении существования КНР отношение к демографическим проблемам менялось в зависимости от политического курса или экономической ситуации. По мнению Мао Цзэдуна страна с большим количеством населения имеет много преимуществ, прежде всего, потому что если в стране большое количество трудоспособных граждан – будет больше произведено товаров и услуг. А с более масштабными объемами производства будет больше денежных накоплений. Государство не вмешивалось в традиционный уклад жизни многопоколенческих семей. 

С 1953 года в поддержку ограничения рождаемости стали выступать некоторые политические и научные деятели. В 1957 г. в работе «Новая теория народонаселения» известный экономист и общественный деятель Ма Иньчу выдвигал идеи ограничения численности населения Китая. Несмотря на некоторые противостояния среди политической общественности, на специальном совещании ЦК КПК было упомянуто о некотором ослаблении запретов, однако никаких решительных мер предпринято не было.

Вместе с созданием индустриальных баз в северо-восточных регионах в 50-х гг. начались миграции народных масс в провинции Ляонин, Хэйлунцзян. В погоне за лучшими условиями для занятий сельскохозяйственным производством в северо-восточные регионы мигрировало 250 тыс. молодых китайцев. Все это, вместе с ростом материального благосостояния, усовершенствованием системы здравоохранения, социальной стабильностью способствовало демографическому взрыву. 

Так, с 1950-1957 гг. численность населения увеличилась с 541,67 млн. до 646, 53 млн. человек при среднегодовом приросте 13,11 млн. человек. Из них 51,21 миллионов проживали в северо-восточных районах. На съездах КПК говорилось о новых мерах, касающихся ограничения деторождаемости. Эти меры предусматривали строительство клиник для обеспечения населения контрацепцией и пропаганду по снижению рождаемости.

Согласно позициям Мао Цзэдуна и Лю Шаоци человек рассматривался, прежде всего, как производитель. Привлечение большого количества людей для строительства кустарных предприятий (программа трех красных знамен 1958 г.) в период «большого скачка» 1958-1960 гг. означало отказ от ручного труда в сельском хозяйстве и снижение уровня сельскохозяйственного производства. Как результат  значительное ухудшение снабжения продовольствием, рост количества случаев заболеваний и голода. Коэффициент рождаемости упал до 24,78 промилле и в 1961 г.  до 18,02 промилле, а уровень смертности вырос. В 1960 г. естественный прирост численности населения составил -4,5промилле. Количество населения убыло на 10 млн. человек. 

Наряду со стабилизацией экономической ситуации с 1962 года начался резкий рост рождаемости. В 1963 г. суммарный коэффициент рождаемости достиг наивысшей за всю историю КНР цифры  7,50, общий коэффициент рождаемости составил 43,6 промилле.  Вторая Всекитайская перепись населения показала рост населения на 120 млн. человек: численность составила 700 млн. В 1964 году в Китае проживало уже около 704,99 млн. граждан. Коэффициент естественного прироста составлял 27‰, а коэффициент рождаемости  39,14‰, коэффициент смертности – 11,30‰.

В 1962 г. государство взялось за урегулирование семьи, опубликовав документ, который имел название. «Указание о последовательной пропаганде планирования семьи», в котором говорилось о повышении брачного возраста. В органы здравоохранения направлено поручение по разработке конкретных способов и создания условий для проведения абортов и операции по стерилизации. В 1965 г. суммарный коэффициент рождаемости сократился до 6,08 промилле.

С 1950-60-х гг. стала заметна разница в доходах и количестве рабочих мест между городом и деревней, которая серьезно влияла на демографические показатели. К низкому коэффициенту рождаемости в городе привело то, что женщины в городах могли получить высшее образование, приобрести профессиональный статус. В угоду карьерному роста многие женщины откладывали рождение детей.

Условия городского и деревенского труда отличались. В городах строились медицинские центры, пропагандистские и контролирующие центры, которые занимались строгим контролем над увеличением населения. Уменьшению количества новорожденных способствовали принятые меры по социальному обеспечению и государственным пособиям. Во многих районах была введена пенсионная система, которая позволяла гражданам быть независимыми от своих потомков в старости.

«Культурная революция», начавшаяся в 1966 г., сорвала этот процесс. Многие заведения, занимающиеся планированием семьи, закрывались. Социальные и экономические процессы, включая планирование рождаемости стали дезорганизованными.

Ко второй половине 1970-х годов правительство принялось за модернизацию и восстановление экономики, а также за решение вопросов занятости населения и распределения ресурсов. Еще в 1974 году была окончательно сформулирована цель: молодые люди должны позже вступать в брак, заводить меньше детей. 

Прежде, чем завести ребенка, надо было обращаться за разрешением к комитету по планированию семьи и рождаемости. Женщинам моложе 22 лет и мужчинам моложе 24 запрещалось вступать в брак. Для согласившихся иметь одного ребенка введены такие льготы, как удостоверение «Отличников планируемой рождаемости», денежные выплаты в размере 10% оплаты труда, отмена налогов на воспитание и образование. Для тех же, кто превысил норму рождаемости, вводились ограничения на медицинское страхование, бесплатное жилье и т.д. Несмотря на довольно строгие меры, имелись и некоторое послабления. Разрешалось иметь больше одного ребенка там, где оба родителя единственные дети в семьях; если первый ребенок – девочка (в селе); если у трех поколений подряд родился только один сын; если оба родителя – представители редкой этнической группы.

В итоге снижение рождаемости стало более значительным – с 33,43‰ в 1970 г. до 17,82‰ в 1979 г. Однако, несмотря на неблагоприятные социально-экономические условия в 1960-х, прирост населения оставался положительным. 

Так как рождаемость в конечном итоге влияет на все сферы жизни граждан и функционирования государства, а сам процесс контроля рождаемости должен соответствовать социально-экономической политике, плановая рождаемость была закреплена в конституции КНР в 1982 году. 

С самого начала было тяжело добиться соблюдения гражданами данного закона в полной мере (особенно в сельской местности, где второго ребенка просто не регистрировали), однако, благодаря гибкой политике, ситуация начала плавно стабилизироваться. 

Перепись 1982 года показала, что численность населения в то время составила 1008,2 миллионов человек. А в 1990 году  1,160 млрд. человек. Целью политики было ограничить население до 1,2 млрд. человек к 2000 году, однако эта цель не была вполне достигнута. К сегодняшнему дню численность граждан КНР составляет 1,3 млрд. 

Ввиду изменения культурных ценностей китайских граждан (переезд из деревни в город, отход от традиции многодетной семьи и др), а также эмансипация женщин и повышение уровня образования, рождаемость также продолжала снижаться. 

Удивительный экономический рост Китая на протяжении двух последних десятилетий происходил на фоне благоприятных демографических условий. Временное существование до 2010 г. так называемого «окна демографического благоприятствования» обеспечило постоянный приток трудовых ресурсов, избыток дешевой рабочей силы, во многом, за счет увеличения числа молодых женщин, не обремененных заботой о детях или пожилых родителях. Однако период бесперебойного поступления молодой и дешевой рабочей силы окончен. Кроме того, снижение доли населения в возрасте от 30 до 50 лет, повлияет на экономические рост, так как данная группа людей в большей степени является вкладчиками частных сбережений, как источники инвестиций. К 2020 г. их доля снизится с 50% до 46%, и до 40% в 2030 г. Поскольку большая часть вкладчиков выходят на пенсию, темпы роста сбережений будут снижаться, так как это было в Японии, где норма сбережений снизилась с 34% в 1990 г. до 28% в 2007 г., и в Южной Корее  с 39% в 1988 г.до 31% в 2008 г.

В 90-е годы политика одного ребенка делала акцент не на общегосударственной необходимости, а на улучшении качества жизни. В результате следования этой политике граждане получали шанс жить более комфортно. Эксперты из КНР считают, что политика планирования семьи принесла «ощутимые результаты». По словам специалистов, Китай будет придерживаться мер по планомерному демографическому росту, который основывается на равновесии между народонаселением, полезными ресурсами и развитием.



1.2. Демографическая структура КНР в XXI веке.



Китай по сей день остается страной с очень значительным удельным весом населения относительно общемировых показателей. 

С 2000 по 2016 гг. общая численность населения Китая возросла с 1269 до  1380 млн. человек, с ежегодным приростом 0,46%, или 6,3 млн. человек. Ежегодный прирост населения Китая постепенно снижался с 1970-х и 1990-х годов, когда показатель прироста превышал 1-2%, а количество человек – выше 20 миллионов. В настоящее время в Китае наблюдается приблизительно одинаковые коэффициенты рождаемости и смертности среди младенцев. Причем население в данной стране распределено весьма неравномерно: около миллиарда граждан проживают на 10% территории, что создает высокий коэффициент плотности населения (590 чел/1кв. км.). 

По национальному составу население КНР распространено крайне неоднородно. В Китае насчитывается 56 национальностей, но среди них ханьцы составляют 91,5% населения или 1225,93 млн. человек; представители национального меньшинства составили 8,49% - 113,8 млн. от общего количества населения, которые включают в себя такие народы, как чжуаны (1,26%), маньчжуры (0,78%) и хуэйцы (0,79%). 

Следствием политики планового деторождения явились некоторое проблемы. Самые серьезные  старение населения и гендерный дисбаланс. Другие – резкое увеличение кустарных абортов, появление большого количества незарегистрированных детей. Прогнозы китайских демографов показывают, что к 2050 г. на каждого работника в КНР будет приходиться по 5-6 пожилых людей. А прогрессирующее преобладание мужского населения над женским может привести к новым социально-экономическим проблемам. 

Под сильным давлением может оказаться система социального обеспечения. Поскольку молодое население сокращается, то внутренний спрос на потребление может также ослабнуть, так как молодые люди являются также наиболее активными потребителями. А поскольку Китай является крупным игроком в мировой экономике, влияние демографических изменений в стране не будет ограничиваться ее границами. Вызовы, с которыми Китаю придется столкнуться в результате демографических изменений выходят далеко за рамки экономического роста и других проблем.

В 2012 году, ввиду вышеупомянутых проблем, встала необходимость корректировки политики одного ребенка: прежде всего, в КНР наблюдалась серьезная нехватка рабочего населения. Еще 1980 г. был опубликован прогноз: «Проблема роста населения, которая оказывается особенно напряженной на сегодняшний день, смягчится через 30 лет, и тогда можно будет принять другую демографическую политику». 

Начиная с 1 января 2016 г. всем китайским парам разрешено иметь двух детей. Процесс окончательной отмены закона об ограничении рождаемости происходил в три этапа. В марте 2013 г. была образована в результате слияния Национальная комиссия по здравоохранению и планированию семьи. В ноябре 2013 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва были приняты постановления, касающиеся важных вопросов в политической, социальной, экономической, в том числе демографической сферах. Согласно принятому смягчению демографической политики, парам, в которых один из партнеров является единственным ребенком в семье, позволено иметь двух детей. Еще в 2001 г. ученые ведущих университетов Китая в своих работах исследовали новые демографические  реалии и последствия продолжения необдуманной политики «одного ребенка». Их коллективные обращения к правительству послужили основанием для политических дискуссий в Китае. Потребовалось десятилетие, чтобы прийти к отказу от данной политики. Кроме того, китайской общественности долгое время внушали, что рост населения является причиной практически всех социальных и экономических проблем.

Немного позже руководитель исследовательской китайской Национальной комиссии по здравоохранению и планированию семьи, Ма Сюй, заявил о намерении изучить возможное влияние и последствия смягчения демографической политики. Среди 11 млн. семей, которым было разрешено иметь второго ребенка согласно новому постановлению, было зарегистрировано только 15,4% или 1,69 млн. пар, которые заявили о желании завести второго ребенка. 

Своевременное регулирование демографической политики может сбалансировать развитие населения,  замедлить темпы старения, не вызывая при этом резкого скачка рождаемости. По мнению некоторых исследователей, несмотря на отмену  политики «одна семья – один ребенок» инерция убыли населения будет сохраняться. Заместитель председателя Института народонаселения Китая Ди Чжэньу в интервью заявил: «Даже коррекция политики контроля за рождаемостью не сможет фундаментально изменить  текущую ситуацию в демографической структуре населения».

По мнению правительства, именно дальнейшее ограничение рождаемости может привести к серьезным экономическим проблемам, таким как сокращение расходов потребителей, недостаточное стимулирование потребительского сектора и розничной торговли. Кроме того, сама политика ограничения рождаемости нарушает естественные права человека, за что на протяжении всего периода действия подвергалась критике со стороны других развитых государств. 

Государственные СМИ заявили, что ослабление политики контроля над рождаемостью повлияет на несбалансированную демографическую ситуацию в Китае и улучшит неустойчивую экономику в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Дальнейший прогноз касательно прироста населения в Китае весьма оптимистичен: резкого увеличения рождаемости не ожидается (хотя уровень рождаемости увеличился с 6 до 12%), так как за тридцать лет действия политики в стране изменилась система ценностей. Также резкому скачку рождаемости препятствует урбанизация, повышение уровня образования и благосостояния, эмансипация женщин. 

Согласно данным раннее опубликованного отчёта ООН о мировой демографической ситуации, в 2017 году население Китая достигнет своего пика — 1,36 миллиарда человек, а затем начнёт сокращаться с нарастающей скоростью. В 2017 году средний уровень рождаемости составляет 1,5 ребенка на семью. По прогнозам демографов, этот показатель может вырасти к 2050 году до отметки 1,75, а численность населения Китая продолжит сокращаться. Рождаемость будет сдерживаться не административными ограничениями, а социально-экономическими условиями жизни населения. Результаты экспериментального исследования в провинции Цзянсу в 2007-2009 гг. подтвердили, что очень низкий уровень рождаемости в Китае является больше результатом выбора, а не политики ограничения. Среди сдерживающих факторов роста населения, можно назвать средний возраст женщины при рождении ребенка, который составляет 28 лет. Кроме того, труднодоступное жилье и образование, а также новое осмысление семьи: в наши дни все чаще встречаются семьи, которые совсем не хотят заводить детей, так как это выгодно с финансовой точки зрения.

Ожидаемый эффект отмены политики одного ребенка: увеличение внутреннего потребления, увеличение доли работоспособных граждан относительно пенсионеров, уменьшение дефицита рабочей силы. 

Политика двухдетной семьи имеет серьезные преимущества перед политикой однодетной семьи. Во-первых, иметь двух детей считается приемлемым для гораздо большего числа людей. Как следствие – больше граждан будут соблюдать данную политику. Во-вторых, это выгодно экономически, так как затрачивается меньше средств на стимулирование соблюдения политики. В-третьих, сокращение агрессии в отношении девочек и женщин, жестокого с ними обращения. В-четвертых, сокращается социальная напряженность, связанная с обеспечением пожилой части населения. 

По мнению китайского исследователя Фэн Вана, демографический переход в Китае в во многом был связан со снижением смертности и колоссальным экономическим развитием после принятия политики одного ребенка. Благодаря этому многие женщины освободились от статуса «машины для размножения», а миллионы студентов получили достойное образование. Однако Китаю придется принять серьезные структурные реформы, для того чтобы компенсировать влияние быстрого снижения рождаемости. Это влечет за собой перераспределение ресурсов и смену национальных приоритетов, по мере того, как все больше средств направляется на пенсионные программы и здравоохранение. Увеличение расходных обязательств, вызванное данной проблемой, не только сыграет свою роль в  перераспределении ресурсов от инвестиций и производства, но также проверит способность правительства по удовлетворению растущего спроса на обслуживание лиц пенсионного возраста.

Отсюда можно сделать вывод, что в будущем в результате отмены политики одного ребенка можно будет ожидать позитивных тенденций во многих сферах жизни граждан КНР и страны в целом. 













Глава II

Влияние демографического фактора на китайское общество



2.1. Проблема гендерного дисбаланса



Вследствие политики ограничения рождаемости возникла еще одна проблема – несоответствие численности мужской и женской частей населения. 

К концу 2016 г. в Китае людей мужского пола насчитывалось 710 млн. чел., женского  675 млн чел., соотношение полов  105,08 мужчин на 100 женщин. К 2020 г.  социальная стабильность Китая может оказаться под угрозой в результате 40 млн. мужчин, не имеющих возможности завести семью.

Ввиду появления технологии ультразвукового исследования, пол будущего ребенка стало возможным узнать на довольно малом сроке беременности. Вследствие чего в 2000-х в Китае резко увеличилось количество абортов по причине того, что плод оказывался женского пола. В соответствии с политикой одного ребенка семьи отдавали предпочтение мальчикам, так как мужчины имеют больше возможностей получить хорошую должность, следовательно, в будущем могут помогать финансово своим престарелым родителям. Кроме того, традиции, историческая память рода, преемственность поколений и, что важно, фамилия сохраняются именно по мужской линии. Поэтому девочек в Китае рождается меньше. 

Данный процесс привел к серьезному численному несоответствию женихов и невест в Китае. Данная ситуация опасна, прежде всего, тем, что молодые мужчины, лишенные возможности завести семью, образуют значительный пласт населения, который недоволен жизнью в данном государстве. Следовательно, есть риск повышения уровня преступности и самоубийств, возникновения радикальных группировок, рост агрессии в отношении правительства и женского населения Китая, похищений девушек, торговли людьми. 

С данной проблемой также связан такой экономический показатель, как норма сбережения. Семьи с сыновьями вынуждены сберегать финансовые средства для заключения успешного брака и благополучной жизни в будущем. Таким образом, при высокой доле сбережений, внутренний рынок не может быть опорой экономического роста.

Чтобы в некоторой степени снизить социальное напряжение, вызванное гендерным дисбалансом, необходимо поменять культурные установки и ценности, существующие в Китае относительно женитьбы и холостяцкой жизни. Корректировка демографического курса в долгосрочной перспективе направлена на сбалансированное развитие китайского общества. Однако половой дисбаланс можно назвать негативной тенденцией и серьезным сдерживающим фактором, из-за чего вероятность выравнивания демографических перекосов в краткосрочной перспективе весьма сомнительна.



2.2. Влияние демографической ситуации на рынок труда в КНР



Дешевая рабочая сила Китая – один из главных факторов стремительного развития промышленности в данной стране. В начале XX века промышленность динамично развивалась благодаря этому фактору. Также дешевая рабочая сила – это очень привлекательное условие для иностранных инвесторов. 

В начале XX века доля работающего населения превышала долю неработающего. Появлялись новые предприятия легкой и тяжелой промышленности. Однако примерно с начала XXI века наблюдается снижение доли работающего населения, а также экономически активного населения. Эта ситуация является следствием политики одного ребенка.  «До принятия мер в рамках государственной политики планового деторождения Китай располагал большим количеством рабочей силы. Неисчерпаемая молодая рабочая сила обеспечила в определенный период высокую динамику экономического развития страны. Этих огромных рабочих ресурсов хватило на более чем 30 лет, вплоть до 2012 г.», по слова профессора Центра по изучению демографии и развития китайского Народного университета Гу Баочан. 

В 2012 г. Государственное статистическое управление Китая объявило о первом за «значительный промежуток времени» абсолютном уменьшении доли трудоспособного населения в возрасте 15-59 лет на 3,45 млн. человек до 937 млн. В 2013 г. эта группа населения сократилась еще на 2,44 млн. до 919,54 млн., составив 70% к 2015 г. от общей численности населения страны. Снижение превратилось в тенденцию, которая не могла не вызывать беспокойства властей. Согласно прогнозам Исследовательского центра по вопросам развития при Госсовете КНР, к концу этого десятилетия численность указанной демографической группы уменьшится на 29 млн., что может негативным образом сказаться на развитии и конкурентоспособности китайской экономики.

Но проблема недостатка рабочих мест существует и сейчас. Многим китайцам приходится возвращаться в села, так как они не могут найти работу в городе. Государство делает попытки создания новых рабочих мест путем открытия строительства муниципального жилья. На 2015 год уровень безработицы составлял 5,1%. В начале 2016 г. в Китае было официально заявлено создать 4,43 млн. рабочих мест. «Основные индикаторы рынка труда остаются в разумных пределах», заявил Синь Чансин, заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения, на пресс-конференции. Синь отметил, что существует структурный дисбаланс на рынке труда, с сокращением спроса в трудоемкой области, с увеличением спроса на квалифицированных работников с опытом работы со сложной техникой. Создание новых рабочих мест для сохранения стабильной занятости является одним из главных приоритетов правительства, так как многие рабочие могут столкнуться с сокращением штатов из-за слияния и реорганизации промышленных предприятий.  

Китай намерен создать более 10 млн. новых городских рабочих мест в 2016 г. и удержать уровень зарегистрированной городской безработицы ниже 4,5%, сообщается в докладе правительства в марте. 

Статистические данные отражают общие перемены, происходящие с населением Китая, которые связаны с двумя угрозами: быстрым старением населения и снижением численности детей. Возможны большие изменения в развитии поколений, что может неблагоприятно сказаться на социально-экономическом развитии. Существует  риск возникновения дефицита рабочей силы, из-за снижения удельного веса экономически активного населения. По мнению китайского демографа Фэн Вана, количество работников в возрасте 20-29 лет за 10-летний период с 2016  2026 гг.  сократится примерно на четверть, с 200 млн. до 150 млн. человек. Из них группа людей от 20 до 24 лет резко сократится почти на 50% до 68 млн. из 125 млн. 

В наши дни большое внимание на китайских предприятиях уделяется качеству рабочей силы. За последние 20 лет в Китае вырос уровень образования. В настоящее время остается все меньше необразованных китайских граждан (чуть более 50 млн человек). Остальные имеют начальное, среднее (и среднее профессиональное) и высшее образование. Это приводит к тому, что все больше образованных людей требуют более высокой оплаты труда. В результате растет общий уровень качества предоставляемых услуг. 

Но рост уровня образования создает проблему того, что выпускники высших учебных.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44