VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Дебиторская и кредиторская задолженность понятие, состав и структура

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001468
Тема: Дебиторская и кредиторская задолженность понятие, состав и структура
Содержание







     
Введение
     
     Формирование оборотных средств в организации происходит с момента ее создания, когда формируется уставный капитал. Источником формирования являются инвестиционные средства учредителей организации. В дальнейшем минимальная потребность организации в оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого финансирования. Однако в силу целого ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентами и др.) у организации возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Когда покрыть эти потребности собственными источниками невозможно, финансовое обеспечение хозяйственной деятельности осуществляется за счет заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, отложенных налоговых обязательств, инвестиционного вклада работников организации, привлеченных источников - кредиторской задолженности, а также источников, приравненных к собственным средствам, так называемых устойчивых пассивов.
     Актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости выявления проблемы и поиска путей совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами.
     Дебиторская задолженность возникает из договоров между организацией, выступающей в роли кредитора, и другими юридическими и физическими лицами, выступающими в роли должников. В силу указанных договоров должники обязуются совершить в пользу организации-кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги. Дебиторская задолженность за юридическими и физическими лицами может быть принята к учету и в результате судебного решения. В денежной оценке она является составной частью оборотных активов организации. Организация-кредитор погашает дебиторскую задолженность по факту поступления денежных средств от должника, приемки работ, получения услуг либо путем зачета взаимных требований.
     Кредиторская задолженность возникает по следующим обязательствам:
     * оплатить поставщикам и подрядчикам стоимость полученных от них в собственность товаров, принятых работ, оказанных услуг;
     * оплатить коммерческий вексель;
     * уплатить деньги, передать имущество, выполнить работы, оказать услуги дочерним либо зависимым обществам;
     * передать имущество, выполнить работы, оказать услуги другим юридическим и физическим лицам в счет полученного аванса либо предоплаты;
     * производить оплату труда работникам согласно заключенным коллективному и индивидуальным трудовым договорам;
     * выплачивать налоги и другие платежи в бюджет, взносы в социальные внебюджетные фонды;
     * по обязательствам перед прочими кредиторами.
     Объектом дипломной работы выступает ООО «СтройТехнологии», предметом – расчеты с дебиторами и кредиторами.
     В дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
     1. Изучить порядок управления дебиторской и кредиторской задолженности в коммерческой организации; 
     2. Провести анализ кредиторской задолженности на предприятии;
     3. Провести анализ дебиторской задолженности на предприятии;
     4. Разработать предложения по совершенствованию дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
     Структура работы следующая: введение, три раздела, заключение, список литературы и приложения.  
     В первой главе рассматриваются общие теоретические аспекты и проблемы дебиторской и кредиторской задолженности в организациях. 
     Во второй главе дипломной работы проводится анализ дебиторской и кредиторской задолженности в компании ООО «СтройТехнологии». Данный анализ необходим для определения проблем организации в вопросах расчетов с дебиторами и кредиторами.
     В третьей главе предлагаются рекомендации по совершенствованию расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «СтройТехнологии». Так же показана эффективность использования предлагаемых рекомендаций.
     Исследование возможных проблем в сфере исследования дебиторской и кредиторской задолженности, нашло свое отражение  в трудах многих  учетных: Авдеева В.В., Бердникова Т.Б.., Демина И.Д., Купрюмина О.М., Мельника М.В., Стоянова В.С., Филина Ф.Н. и др.
     

1 Теоретические основы анализа дебиторской и кредиторской задолженности
     1.1 Дебиторская и кредиторская задолженность: понятие, состав и структура

     Под дебиторской задолженностью понимают долги юридических и физических лиц (покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т.д.). В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам. Большинство бухгалтерских счетов расчетов активно-пассивные, следовательно, они могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо, причем по некоторым счетам сальдо могут быть развернутыми, то есть на таких счетах отражаются не только дебиторская, но и кредиторская задолженность.
     Ранжирование задолженности по срокам погашения, согласно заключенным договорам, осуществляется с момента принятия обязательств к бухгалтерскому учету: до 1 года - краткосрочная, более 1 года - долгосрочная дебиторская задолженность.
     В этой связи усиливаются роль и значение аналитического учета задолженности, который ведется по каждой организации, выступающей по отношению к данному предприятию в роли покупателя или заказчика, а также по срокам ее погашения непосредственно на основе первичных документов.
     Дебиторская задолженность образуется на дебите счетов:
     * 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 
     * 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 
     * 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 
     * 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; 
     * 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 
     * 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 
     * 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.
     По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил).
     По общему правилу срок исковой давности начинает отсчитываться с той даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Если срок погашения задолженности в договоре не указан, то он определяется в порядке, установленном законодательством (ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Так, по договору купли-продажи покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после того, как получил товар от продавца (ст. 486 ГК РФ). По другим видам договоров (на оказание услуг или выполнение работ), если иное не предусмотрено законодательством, обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения (ст. 314 ГК РФ). Обязательство, не исполненное в разумный срок, а также обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник должен исполнить в течение семи дней после того, как кредитор потребовал оплату.
     Таким образом, отсутствие в договоре условий о сроках оплаты товаров (работ, услуг) означает, что стороны достигли соглашения о том, что эти сроки определяются в порядке, установленном законодательством. Дебиторскую задолженность принято делить на истребованную и неистребованную. К истребованной относится задолженность, по которой организация-кредитор приняла предусмотренные законодательством меры по ее возврату. К ним могут быть отнесены досудебные меры и предъявление иска в арбитражный суд.
     В тех случаях, когда в договоре на поставку товаров (выполнение работ) предусмотрен раздел «Разрешение споров», до передачи дела в арбитражный суд должны быть соблюдены все досудебные условия урегулирования спора. Согласно действующему порядку сначала организация должна направить претензию дебитору. Претензия, как правило, состоит из двух частей. В первой (содержательной) части подробно излагается история возникновения долга и перечисляются первичные документы (акт, накладные и проч.), которые служат основанием и подтверждением факта задолженности. Вторая (претензионная) часть предъявляет конкретные требования к должнику: сроки погашения задолженности, выплаты штрафов, пеней, неустоек в соответствии с договором или на основании Гражданского кодекса РФ. Письмо подписывается руководителем и главным бухгалтером и высылается должнику заказной почтой (с уведомлением о вручении). Организация-дебитор должна дать ответ на это письмо в течение 30 календарных дней. В противном случае арбитражный суд может возложить на должника судебные расходы независимо от результата урегулирования спора (ст. 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
     Если не удается уладить разногласия с помощью претензии, организация-кредитор предъявляет иск в арбитражный суд. Предъявление иска оформляется следующими документами, подтверждающими:
     * уплату государственной пошлины;
     * направление копий искового заявления вместе с приложенными документами должнику;
     * соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком;
     * обстоятельства, на которых основываются исковые требования.
     Таким образом, предъявление иска в арбитражный суд связано с обоснованием обязательств по исковому требованию и соблюдением порядка досудебного урегулирования спора с должником. Лишь при соблюдении перечисленных мер дебиторскую задолженность можно считать истребованной.
     Практика управления неистребованной дебиторской задолженностью знает несколько методов ее минимизации, среди которых:
     * создание резервов по сомнительным долгам;
     * продажа дебиторской задолженности по договору уступки права требования;
     * взаимозачет задолженности.
     Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями.
     Статья 329 ГК РФ перечисляет возможные способы обеспечения исполнения обязательств. Это могут быть неустойка, залог, задаток, поручительство третьих лиц, банковская гарантия.
     Определение кредиторской задолженности можно найти в документе - Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России). Кредиторская задолженность - существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды. Кредиторская задолженность может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
     Отсюда следует, что кредиторской может быть любая задолженность организации перед физическими и юридическими лицами (по авансам, полученным в счет будущих поставок товаров, оплате труда, штрафам и пеням, налогам, оплате приобретенных товаров, работ, услуг и т.д.). Кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.
     В зависимости от того, перед кем возникает кредиторская задолженность, она подразделяется на следующие виды:
     * перед контрагентами (кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»);
     * перед персоналом организации (кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»);
     * перед бюджетом (кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»);
     * перед государственными внебюджетными фондами (кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);
     * перед прочими кредиторами (кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
     Согласно гражданскому законодательству кредиторская задолженность является следствием того, что у одного контрагента (должника) есть невыполненные обязательства перед другим (кредитором), которые всегда имеют денежное выражение.
     Кредиторская задолженность возникает, когда имеет место разрыв между временем платежа и моментом перехода права собственности на товар, между оплатой и оказанием услуг, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
     Таким образом, кредиторская задолженность возникает при переходе права собственности на товары, приемке результатов работ, оказании услуг (до их фактической оплаты). Дальнейшая судьба кредиторской задолженности может развиваться по двум направлениям:
     1. прекращение исполнением обязательства (в том числе зачетом);
     2. списание кредиторской задолженности как невостребованной.
     Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства. Обязательство может исполнить не только сам должник, но и третье лицо по его поручению. 
     Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило, денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту. Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества суть долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника. 
     Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит организации на праве владения или даже праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей, определенных родовыми признаками; как объект обязательственных правоотношений - это долги организации перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества.
     Кредиторская задолженность – один из заёмных источников покрытия оборотных активов, как правило, значительный по сумме. Таким образом, чем быстрее оборачивается кредиторская задолженность, то есть чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот. Соответственно, точно такая же связь имеет место между скоростью оборота кредиторской задолженности и ее балансовыми остатками.
     
     1.2  Значение, цели и задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности
     Дебиторская задолженность организации - это платежи покупателей товаров, кредиторская задолженность, наоборот, задолженность самой организации поставщикам товаров и другим сторонним организациям. Говоря о денежных потоках как о показателе, отражающем реальное финансовое положение, следует заметить, что именно это их свойство позволяет торговой организации отслеживать действительный уровень ее платежеспособности (текущей платежеспособности).
     Важным соотношением в анализе денежных потоков организации является соотношение между оборачиваемостью дебиторской и кредиторской задолженности. По сути, от этого соотношения и зависит способность компании отвечать по своим краткосрочным обязательствам.
     Под оборачиваемостью дебиторской задолженности понимается количество дней, в течение которых в организации формируется необходимая сумма денежных средств для покрытия своей кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности - временной промежуток, по истечение которого кредиторская задолженность торговой организации должна быть погашена. Отметим, что для обеспечения точности учета денежных потоков необходимо исключить из анализа просроченную и долгосрочную задолженности компании, поскольку в отношении этих видов активов и обязательств не ожидается поступления платежей в ближайшем будущем.
     Источником дебиторской задолженности, как уже отмечалось, является выручка от реализации товаров. Поэтому воздействовать на объемы реализации продавец может либо изменяя цену товара, либо увеличивая объем реализации в количественном выражении.
     Источником покрытия кредиторской задолженности является покрытая дебиторская задолженность. Это выражается в том, что факт покрытия дебиторской задолженности в торговой организации должен предшествовать факту покрытия кредиторской задолженности, иначе организации придется прибегнуть к внешнему финансированию.
     Когда в систему управления денежными потоками организации вплетается кредитная составляющая, процесс управления денежными средствами значительно усложняется. Однако не всегда на практике это означает ухудшение общего финансового состояния. Дело в том, что эффективная система управления денежными потоками торговой организации должна учитывать целый комплекс показателей экономической эффективности. Иными словами, не следует выстраивать поток денежных средств в компании, игнорируя факторы рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности активов и капитала. Поэтому, рассматривая возможность привлечения внешнего финансирования, торговая организация должна учитывать рентабельность капитала. На практике при использовании заемных средств проявляется действие финансового рычага. Действие этого рычага проявляется в росте рентабельности собственного капитала, несмотря на платный и возмездный характер привлеченного капитала.
     Анализ задолженностей организации позволяет определить ее позицию с точки зрения коммерческого кредитования, то есть установить, является ли организация нетто-заемщиком (превышение кредиторской задолженности) или нетто-кредитором (превышение дебиторской задолженности). Если организация имеет отрицательную монетарную позицию (кредиторская задолженность превышает дебиторскую), то это, безусловно, выгодно с точки зрения затрат на финансирование бизнеса, особенно в периоды роста цен, однако весьма рискованно с точки зрения возможности своевременно платить по обязательствам и вероятности банкротства.
     Проводя анализ показателей динамики дебиторской задолженности, во-первых, необходимо сравнивать темпы ее прироста с темпом прироста выручки. В соответствии с «золотым правилом экономики» темпы прироста выручки должны превышать темпы прироста дебиторской задолженности.
     Во-вторых, если дебиторская задолженность растет быстрее кредиторской, то потребность организации в финансировании увеличивается.
     В-третьих, в структуре дебиторской задолженности, как правило, преобладает задолженность покупателей и заказчиков. А если это не так, то требуется глубокий анализ по данным бухгалтерского учета.
     Компании, реализующие на рынке свою продукцию, естественно, имеют довольно много контрагентов, которым они отгружают товар. Однако не все покупатели дисциплинированы. Многие из них начинают задерживать оплату (обычно на незначительный срок - от двух до семи дней). Возможно, этому способствует то, что менеджеры по продажам стараются поддерживать теплые личные отношения с представителями фирм-покупателей, которые, в свою очередь, «на дружеских началах» позволяют себе неаккуратность в соблюдении сроков платежей. Эти незапланированные отсрочки незаметно превращаются для компаний в проблему, так как нарушается их плановая деятельность из-за отсутствия денег, на которые они рассчитывали. Может быть, это и сравнительно небольшие суммы, но все же продавцу неплохо было бы иметь их в собственном распоряжении, а не «кредитовать бесплатно» другие компании. В итоге торговая фирма оказывается в весьма затруднительной ситуации: с одной стороны, она не хочет портить отношения с клиентами, с другой - руководитель компании приходит к выводу, что без некоторой жесткости заставить контрагентов быть более дисциплинированными не получится. Как же создать эффективную систему управления дебиторской задолженностью?
     Эффективность системы управления дебиторской задолженностью зависит от следующих основных факторов:
     * мотивации менеджеров прямых продаж;
     * стимулирования клиентов;
     * совершенствования договорных условий;
     * построения схемы управления дебиторской задолженностью.
     Для управления дебиторской задолженностью компании нужна различная информация о дебиторах и их платежах. Как правило, такие сведения можно получить путем доработки системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.
     Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
     * нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
     * не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
     * отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
     * не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
     * функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями, при этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.
     Рассмотрим подробнее способы решения перечисленных проблем, а также основные элементы системы управления дебиторской задолженностью.
     Для управления дебиторской задолженностью необходима следующая информация:
     * данные о выставленных дебиторами счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
     * время просрочки платежа по каждому из счетов;
     * размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
     * кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
     В большинстве случаев такая информация может быть получена путем доработки настроек системы бухгалтерского учета. Но прежде чем приступать к доработке типовых установок бухгалтерских программ, следует определить принципы контроля сроков исполнения обязательств компаниями-дебиторами.
     В некоторых случаях можно рекомендовать при управлении дебиторской задолженностью также учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед вашим дебитором. Зачастую есть возможность провести взаимозачет и погасить кредиторские обязательства под свою дебиторскую задолженность.
     Для того чтобы иметь возможность контролировать критический срок оплаты (дата, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по предоставленному коммерческому кредиту), нужно учитывать продолжительность отсрочки платежа, а также дату возникновения дебиторской задолженности. Моментом возникновения дебиторской задолженности считается дата перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписания договора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции к покупателю и т.д.
     В большинстве договоров на поставку товаров с рассрочкой платежа критический срок оплаты определяется путем прибавления установленного количества дней к дате возникновения дебиторской задолженности.
     Для упрощения расчета критического срока оплаты целесообразно выделить типичные для компании условия предоставления отсрочки платежа и реализовать возможность их учета в системе управления дебиторской задолженностью. При этом следует отметить, что в любой компании могут возникать случаи, когда заключаются договоры, условия оплаты в которых отличаются от типовых. В этом случае очень важно не использовать в учете типовые условия, которые исказят отчетность по погашению дебиторской задолженности, а делить сумму счета, выставленного по этому договору, на такое количество составных сумм, по которому можно для каждой из них однозначно рассчитать критический срок оплаты.
     Одним из стандартных условий отгрузки продукции в рассрочку является оплата поставленной продукции в течение установленного в договоре срока - количества дней от даты поступления товара на склад покупателя или от даты отгрузки товара со склада (переход права собственности). На основании отчета, позволяющего учитывать критический срок оплаты по выставленным счетам, сотрудники (менеджеры по продажам), ответственные за поступление дебиторской задолженности, могут контролировать своевременность платежей и при необходимости реагировать на возникновение просроченных обязательств со стороны дебиторов.
     Также стоит отметить, что у компании существуют обязательства перед поставщиками товаров и услуг, ограниченные конкретными временными рамками, и срок предоставления товаров в кредит покупателям не может превышать планового периода оборачиваемости кредиторской задолженности.
     Определенные сложности управления дебиторской задолженностью возникают, когда несколько выставленных счетов погашаются одним платежным поручением. В этом случае трудно определить, за что расплатился дебитор и какой из счетов просрочен. Если в назначении платежа дебитором не указано иное, рекомендуется использовать метод ФИФО, т.е. считать, что покупатели сначала погашают наиболее ранний из выставленных и неоплаченных счетов.
     В случае крупных, но редких поставок на каждую отгрузку целесообразно заключать дополнительное соглашение к договору поставки и требовать от клиентов указания в платежном поручении его номера и даты. Но для рамочных договоров, когда дополнительное соглашение не заключается и поставляется продукция одного наименования, применение метода ФИФО при соотнесении выставленных счетов и поступивших платежей оправданно.
     Определив критический срок оплаты и принципы соотнесения поступающих платежей и выставленных счетов, несложно понять, какова доля просроченной дебиторской задолженности и на сколько дней она просрочена. На основании этих данных можно оценить рост затрат, связанный с незапланированным отвлечением средств из оборота компании (стоимость привлечения средств), а также обосновать размер пеней, закладываемых в договор.
     Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики - свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. По мере необходимости кредитная политика может пересматриваться раз в квартал или раз в полгода.
     Типичная кредитная политика включает следующие разделы:
     1. цели кредитной политики;
     2. тип кредитной политики;
     3. стандарты оценки покупателей;
     4. перечень подразделений, задействованных в управлении дебиторской задолженностью;
     5. действия персонала;
     6. форматы документов, используемых в процессе управления дебиторской задолженностью.
     Основными целями кредитной политики являются повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж, прибыли от продаж и отдачи на вложенные средства.
     Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью, в кредитной политике следует отметить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.
     Для того чтобы дифференцировать условия коммерческого кредитования, но при этом избежать злоупотреблений со стороны менеджеров отдела продаж, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.
     Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов:
     1. отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т.д.);
     2. определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании; рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться (например, один раз в месяц);
     3. разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, т.е. определение:
* цены реализации;
* времени отсрочки платежа;
* максимального размера коммерческого кредита;
* системы скидок и штрафов.
     В качестве наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя выделяют платежную дисциплину (своевременность оплаты) и выручку от продаж в предшествующие периоды.
     При необходимости принятия стратегического решения (например, при выборе из двух покупателей наиболее перспективного) следует учитывать более широкий набор факторов, чем объем закупок и платежная дисциплина. Могут использоваться такие показатели, как рентабельность продаж и перспективный объем продаж покупателю. Также немаловажно рассмотреть неколичественные характеристики: репутацию клиента на рынке и существование гарантов (обеспечителей). Для проведения комплексной оценки стратегической привлекательности того или иного клиента могут использоваться балльные системы оценки перечисленных ранее показателей.
     Также можно предоставлять клиентам компании информацию о принципах присвоения рейтингов и кредитных условиях по каждому из рейтингов. Это позволит дополнительно мотивировать своих покупателей на своевременное исполнение обязательств.
     Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) заинтересован продать как можно больше товаров, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) - получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.
     Оправданна схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (работа по взиманию задолженности через суд).
     Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников.
     На основании отчетов по критическому сроку погашения дебиторской задолженности менеджеры коммерческого департамента ежедневно контролируют ситуацию по расчетам. За два дня до наступления критического срока оплаты менеджер напоминает контрагенту об окончании периода отсрочки. При неоплате в срок менеджер выясняет причины нарушения критического срока оплаты, после чего ставит в известность руководителя коммерческого отдела, который дает распоряжение о прекращении отгрузок данному контрагенту.
     Финансовая служба направляет предупредительное письмо о начислении штрафа. В случае просрочки платежа более чем на 7 дней финансовая служба начисляет штраф, менеджер коммерческого отдела предпринимает все возможные меры по досудебному урегулированию проблемы, на определенном этапе юридический отдел отправляет официальную претензию заказным письмом. Если период просрочки составил более 60 дней, то организация подает иск в арбитражный суд.
     Пример регламента управления задолженностью приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1- Пример регламента управления задолженностью
Этап управления
дебиторской  
задолженностью
Процедура
Ответственное лицо
(подразделение)
Критический срок
оплаты          
не наступил     
Заключение договора                  
Менеджер          
по продажам       

Контроль отгрузки                    
Менеджер          
по продажам       

Выставление счета                    
Менеджер          
по продажам       

Уведомление о сумме и расчетных      
сроках погашения дебиторской         
задолженности                        


За два-три дня до наступления        
критического срока оплаты -          
напоминание контрагенту по телефону  
об окончании периода отсрочки,       
а при необходимости - сверка сумм    

Просрочка       
до 7 дней       
При неоплате в срок - выяснение      
причин по телефону                   
Менеджер          
по продажам       

Прекращение поставок (до оплаты)     
Коммерческий      
директор          

Направление предупредительного письма
о начислении штрафа                  
Финансовая служба 
Просрочка       
от 7 до 30 дней 
Начисление штрафа                    
Финансовая служба 

Предарбитражное предупреждение       
Юридический отдел 

Ежедневное напоминание по телефону   
Менеджер          
по продажам       

Переговоры с ответственными лицами   

Просрочка       
от 30 до 60 дней
Командировка менеджера для принятия  
всех возможных мер по досудебному    
урегулированию                       
Менеджер          
по продажам       

Официальная претензия (заказным      
письмом)                             
Юридический отдел 
Просрочка более 
60 дней         
Подача иска в арбитражный суд        
Юридический отдел 
     
     В положении по оплате труда следует обязательно разработать принципы вознаграждения менеджеров коммерческого отдела в части своевременно погашенной дебиторской задолженности и ответственность за нарушение сроков, если они превышены по их вине. 
     Данную схему распределения ответственности необходимо внести в каждую организацию, тогда контроль за исполнением договоров будет проходить более точнее, что приведет к минимизации образования задолженностей.
     1.3 Информационная база, методика анализа с учетом влияния инфляционного фактора

     В современных условиях одной из ключевых проблем хозяйствующих субъектов является рост дебиторской задолженности, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами. Это во многом определяет значимость анализа состояния расчетов с дебиторами. 
     В экономической литературе раскрываются лишь общие подходы к организации анализа дебиторской задолженности. Исследование анализа дебиторской задолженности в ходе аудита является малоизученной темой.
     Так, в работах В.В. Ковалева представлена общая схема контроля и анализа дебиторской задолженности, которая включает в себя несколько этапов. 
     На первом этапе задается критический уровень дебиторской задолженности: все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке. 
     На втором этапе из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых распространенных является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44