VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Чрезвычайные ситуации социального характера

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006306
Тема: Чрезвычайные ситуации социального характера
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования 

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации 

(Финансовый университет)







Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»







Реферат по дисциплине БЖД на тему:



«Чрезвычайные ситуации социального характера»













Выполнил: студент группы КФ1-4 Демьянец Е. А.



Проверил: преподаватель Хохлова А. Ю.











Москва - 2017

Оглавление





Введение	3

Основная часть	5

Понятийный аппарат	5

Классификация ЧС социального характера	7

Возможные ЧС социального характера на территории России	8

Терроризм	11

	Особенности терроризма в России	13

Способы защиты населения в условиях ЧС социального характера	15

Заключение	17

Примечания	18

Использованная литература	19








Введение



Как известно, любое действие влечет за собой равное по силе противодействие. Создавая себе условия для жизни и существования, защищая свои интересы и интересы своих близких, человек воздействует на окружающий его мир многими и многими способами. И, безусловно, подвергается противодействию с его стороны. В ходе (или в итоге) такого противодействия человек становится объектом воздействия всевозможных факторов – природных, техногенных и социальных в том числе. До определенного предела эти факторы можно перенести безо всякого риска для себя. Но если влияние подобных факторов становится довлеющим, возможны различные неблагоприятные сценарии, так, угроза жизни и безопасности одного или группы индивидов, сбой в работе механизма существования социума. Своевременное принятие мер способно уменьшить уровень угрозы до безопасного предела или даже вовсе ее нейтрализовать. В противном случае, когда уровень опасности выходит из-под контроля, возникает чрезвычайная ситуация (ЧС) – ситуация, несущая угрозу как индивиду, так и всему социуму. 

Естественно, что максимально всеобъемлющее знание о чрезвычайной ситуации того или иного характера может значительно помочь в деле ее локализации, нейтрализации и даже недопущения. Понимание того, какой фактор лежал в основе возникшей опасности, позволит определить ее характер, а значит и комплекс путей ее разрешения. Чаще всего, причиной возникновения чрезвычайных ситуаций являются природные явления, вызывающие различные стихийные бедствия – наводнения, пожары, землетрясения. Такие ЧС классифицируются как ЧС природного характера. Опасности, спровоцированные авариями в производственной сфере, в системе коммуникаций, получили название техногенных; а ЧС, вызванные дисбалансом в деятельности человека и окружающей среды, определяются как экологические.

Но иногда причиной возникающих угроз могут являться и социальные явления – в частности, противоречия между диаметрально различными группами населения. В таком случае, чрезвычайные ситуации мы будем классифицировать как ЧС социального характера. И именно их мне бы хотелось детально разобрать в рамках данной работы.

***

	Сегодня, в условиях всемирной глобализации, когда различные группы и слои населения, не способные ранее контактировать на прямую, получили такую возможность, риск возникновения социальных угроз велик как никогда. Интересы современных государств все чаще сталкиваются и пересекаются, приводя к разногласиям, ссорам, и порой даже к локальным военным конфликтам. На первый план выходит и такое, неизвестное еще двадцать лет назад, понятие как «международный терроризм». В этом калейдоскопе угроз и опасностей каждый человек обязан знать и уметь. Знать, что именно может ему грозить, и уметь защитить от этого себя и своих близких. Далее я предлагаю вам ряд определений, классификацию чрезвычайных ситуаций социального характера и набор тех алгоритмов и правил, которых следует придерживаться любому, кто волею случая оказался в эпицентре подобной угрозы.

















Основная часть



Понятийный аппарат



Прежде всего, начнем с понятийного аппарата. Рассуждая о чем-либо, необходимо точно и максимально емко понимать, о чем именно ты рассуждаешь. Итак, для начала на потребуется общее определение чрезвычайной ситуации. Подобное определение содержится в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ.

«Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»1

Общее определение ЧС помогает лучше понять, о чем именно мы говорим. Теперь конкретизируем достаточно широкое понятие «чрезвычайная ситуация» до более конкретного понятия «ЧС социального характера». Ясно, что чрезвычайная ситуация будет носить социальный характер, если ее причиной будут конфликты в социальной сфере. Исходя из этого логического пассажа, можем вывести необходимое определение сами, а можем воспользоваться соответствующей литературой. В последнем случае искомый нами термин можно найти в издании В. М. Губанова «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них». Автор дает следующее определение:

«ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей»2

Как следует из определения, нарушение стабильного течения общественной жизни в силу каких-либо обстоятельств есть первоосновная из причин возникновения и развития ЧС социального характера. Подобное нарушение может стать источником достаточно серьезных конфликтов и противоречий, вплоть до войн и революций. Но что именно способно дестабилизировать социальные отношения? Катализатором могут стать различные источники общественной напряженности: коррупция, бюрократизм, высокий уровень социальной дифференциации, нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране. Длительное нахождение под влиянием подобных факторов приводит в итоге к накоплению у людей отрицательной энергии, которую они, как правило, направляют на участие в военных конфликтах и общественных беспорядках.





















Классификация ЧС социального характера



	Существует ряд способов классифицировать ЧС социального характера; в основе каждого из способов лежит система различных признаков.

	Так, одним из признаков для возможной классификации являются причины возникновения ЧС. Согласно этому способу классификации мы будем подразделять чрезвычайные ситуации на непреднамеренные (источником которых стали случайные обстоятельства, не зависящие от конкретных людей или общественных сил) и преднамеренные (спровоцированные конкретными действиями людей и общественных группировок). Соответственно, примером первых будут ЧС социального характера, в основе которых лежали эпидемии, неурожаи, стихийные бедствия; примером вторых, в свою очередь, можно назвать войны, революции, терроризм. 

	Альтернативный способ классификации - по продолжительности действия. В этом случае мы можем говорить о кратковременных и долговременных чрезвычайных ситуациях. К примеру, бандитский налет, террористический акт, акт вандализма или покушение на убийство будут являться иллюстрацией кратковременных ЧС, т. к. процесс их непосредственного совершения занимает относительно небольшой промежуток времени. Противоположный вариант – затянувшийся военный конфликт или революция в стране. Здесь мы уже говорим о долговременных ЧС и значительных промежутках времени.

	Есть и дополнительный ряд способов классификации – по скорости и масштабам распространения, по возможности предотвращения. 

	В заключение, следует отметить, что ЧС социального характера, в отличие от прочих чрезвычайных ситуаций поддаются прогнозу. Зависимые от действий социума, они могут быть предсказаны и предотвращены. Следует, однако, учитывать, что прогнозы делаются людьми, а значит нередко могут быть субъективны и не иметь под собой реальных оснований.

Возможные ЧС социального характера на территории России



Теперь попробуем перейти от общих определений к конкретным фактам и возможностям. Несмотря на то, что с конца девяностых годов политическое, международное и социально-экономическое положение Российской Федерации несколько стабилизировалось, говорить о полной безопасности страны еще рано. На территории государства (особенно в ряду отдаленных периферийных регионов) сохраняют свое влияние некоторые негативные социальные факторы, такие как безработица, коррупция, бюрократизм.

«В Концепции национальной безопасности РФ вполне определенно сформулированы реальные угрозы российской безопасности, к числу которых отнесены:

• состояние российской экономики, экономическая дезинтеграция, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны;

• несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;

• социально-политическая поляризация российского общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы;

• криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма;

• размывание единого правового пространства РФ, несовершенство правовой базы, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и т. д.;

• обострение межнациональных отношений (этноэгоизм, этноцентризм, шовинизм, неконтролируемая миграция), способствующее усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающее условия для возникновения конфликтов;

• угроза физическому здоровью народа, вызванная кризисом системы здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотиков;

• сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, ослабление семьи;

• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала народа;

• угроза личной безопасности граждан и пр.;

• угрозы в международной сфере, связанные с продвижением НАТО на восток, притязаниями на российскую территорию, возникновением и эскалацией конфликтов вблизи границ РФ, международным терроризмом и пр.;

• угрозы в информационной сфере – попытки вытеснить Россию как с внешнего, так и с внутреннего информационного рынка, разработка рядом государств концепции информационных войн и т. д.;

• возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере, обусловленное переходом США и НАТО к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН;

• угрозы в пограничной сфере, связанные с экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций;

• активизация на территории РФ деятельности иностранных спецслужб и используемых ими организаций;

• экологические, техногенные угрозы»3

Заключая, скажем, что, хотя налицо значительная стабилизация социальной жизни, но некоторые негативные тенденции до сих пор сохраняются, и социум Российской Федерации все еще находится в зоне повышенного социального риска, что, естественно, не способствует устойчивости социально-экономического и политического развития страны.







































Терроризм



В рамках нашей работы мы просто обязаны уделить внимание явлению терроризма, т. к. терроризм на сегодняшний день является одним из главных источников чрезвычайных ситуаций социального характера.

Терроризм - один из главных и наиболее опасных вызовов современности. Он, как крайняя форма проявления насилия с целью воздействия на правительства и державы, сегодня приобрел поистине всемирный масштаб. В своем современном виде терроризм возник немногим более 30 лет назад, и возник единовременно во многих точках мира. Вот как явление терроризма определяется в Федеральном законе "О противодействии терроризму".

«Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»4

  Непосредственным источником угрозы жизни и здоровью людей является не само явление терроризма, а его физические воплощения – террористические акты. 

«Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»5 

Современными экспертами-террологами сегодня принято различать следующие направления терроризма:

Социальный, цель которого в изменении политического и экономического строя страны;

Националистический, ставящий своей целью борьбу против экономического или политического господства иностранных государств и монополий;

Религиозный, направленный на свержение светской власти и утверждение теократического режима, либо с связанный с противоборством различных религиозных групп внутри одной страны.

	Субъектами терроризма могут выступать спонтанно возникающие организации экстремистской направленности, различные политические организации, отдельные лица, не удовлетворенные легальной оппозиционной деятельностью и предпочитающие делать ставку на насилие и открытые вооруженные выступления, а также криминальные структуры и лица, ставящие своей целью раздел и передел сфер влияния.

Отметим также, что на характер и направления современного терроризма огромное влияние оказывает научно-технический прогресс. В последние годы все чаще появляются предвестники терроризма нового поколения.





















Особенности терроризма в России



В России терроризм как явление общественно-политической жизни возник в конце 1980-х годов. С распадом СССР он воплотился в жизнь в ряду различных регионов страны, таких как Средняя Азия, Кавказ и проч.

Появление терроризма в России было обусловлено несколькими причинами.

Первая – политическая разобщенность общества, возникшая в начале 90-х годов. Исчезновение одного государства и появление на его месте ряда других стало причиной многих внутренних конфликтов политического толка. Не все стороны готовы были решать политические вопросы путем мирных дискуссий. Многие предпочли методы насилия и угроз.

Другая причина – в появлении в начале 90-х ряда силовых структур преступного толка. Развал СССР вылился в рост организованной преступности, почитавшей насилие основным способом решения проблем.

Третья причина – благоприятствующий возникновению терроризма упадок общественной нравственности, случившийся после развала СССР и приведший к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере морали.

В ответ на вызовы времени в России 10 марта 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму», в котором устанавливаются основные принципы, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с ним, в том числе с помощью Вооруженных сил РФ.

Кроме того, необходимость борьбы с терроризмом провозглашается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

«Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации»6 

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что терроризм остается актуальной проблемой современности, одной из главных причин возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера. Проблема терроризма требует серьезного внимания. Чтобы эффективно бороться с международным и локальным терроризмом, необходимо знать его истоки, причины возникновения и возможные последствия.































Способы защиты населения в условиях ЧС социального характера



В 1994 г. в нашей стране был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот основополагающий документ регламентирует и определяет общие для всей Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, воздушного, водного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды. 

В рамках этого закона, а также в результате реализации предложений МЧС Правительством РФ было принято постановление № 1113 от 5 ноября 1995 г., преобразовавшее Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет все органы, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, в юрисдикцию которых входят вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит вся эта система из территориальных и функциональных подсистем и имеет в своем составе пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Важной и значимой частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является Гражданская оборона (ГО). ГО включена в РСЧС как одно из возможных направлений подготовки государства к деятельности в условиях военного времени. Определение и характеристика Гражданской обороны даются в Федеральном законе «О гражданской обороне».  

«Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»7

	Согласно российскому законодательству, общее руководство гражданской обороной в стране возложено на Председателя Правительства РФ, который также является по должности начальником ГО России. Министр по делам ГО и ЧС является по должности первым заместителем начальника ГО РФ. Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами исполнительной власти, ОУ ГОЧС определяется Правительством РФ.

	Таким образом, РСЧС и ГО, как ее составная часть, созданы по территориально-производственному принципу на всей территории РФ с целью обеспечения постоянной готовности сил и средств, органов управления всех уровней к защите населения и территорий от ЧС, а также раннего выявления и своевременной ликвидации их последствий в самой сложной обстановке мирного и военного времени.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

Заключение



Безопасность – одна из основных потребностей человечества – приобретает сегодня актуальнейшее значение. Ее обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей – социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.

Таким образом, можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает безопасность жизнедеятельности. Сложность и нерешенность многих ее проблем, расширение спектра угроз обусловливают необходимость решения ряда актуальных задач, таких как поиск научно обоснованных вариантов обеспечения безопасности жизнедеятельности, определение места и роли в ней социальной безопасности, разработка форм, методов и способов защиты от чрезвычайных ситуаций социального характера, а также подготовка квалифицированных кадров, вооруженных самой современной системой знаний по обозначенным проблемам.

















Примечания



1

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ;

2

В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин – Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них // Издательство: Дрофа; 2007 г.

3

В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин – Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них // Издательство: Дрофа; 2007 г.

4

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

5

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

6

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 года

7

Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"















Использованная литература



В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин – Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них // Издательство: Дрофа; 2007 г.



КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 года



Михайлов Л., Губанов В. Безопасность в ЧС социального характера// ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006. - № 5.



Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2001.

19.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44