- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Автоматизированная обучающая система
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007257 |
Тема: | Автоматизированная обучающая система |
Содержание
Оглавление Определения, обозначения и сокращения 2 Введение 3 1. Дистанционное обучение 6 1.1 Особенности дистанционного обучения 6 1.2 Базовые технологии в дистанционном обучении 21 2. Доступная среда для людей с ограниченными возможностями 32 2.1. НАПИШИ НАЗВАНИЕ 32 2.2. Компьютерное тестирование 45 3. Автоматизированные обучающие системы 65 3.1 История развития автоматизированных средств обучения 65 3. 2 Распределенные автоматизированные обучающие системы 73 3.2.1 Комплексный подход к разработке автоматизированных обучающих систем 83 Заключение 90 Глоссарий 90 Список использованных источников 94 Приложения 96 Определения, обозначения и сокращения HTML (от англ. HyperText Markup Language - «язык гипертекстовой разметки») - стандартизированный язык разметки документов во Всемирной паутине; IRT (англ. item response theory) - Теория Пункт ответ, теория для интерпретации данных из психометрических тестов; ISDN (англ. Integrated Services Digital Network) - цифровая сеть с интеграцией служб; LAN (локальная сеть; англ. Local Area Network) - компьютерная сеть, покрывающая обычно относительно небольшую территорию или небольшую группу зданий (дом, офис, фирму, институт); RTF (англ. Rich Text Format ) - проприетарный межплатформенный формат хранения размеченных текстовых документов, предложенный группами программистов, основавшими компании Microsoft и Adobe, как мета-тэговый формат для редактора Word в 1982 году; Web-квест - сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу; АОС - Автоматизированная Обучающая Система; АРМ - Автоматизированное Рабочие Место; АУК - Автоматизированный Учебный Курс; ВОС - Всероссийское Общество Слепых; ВСО - Виртуальная Среда Обучения; ГВ - Групповые видеоконференции; ДАО - Дистанционное асинхронное обучение; ДО - Дистанционное обучение; ЕГЭ - Единый Государственный Экзамен; КДО - Компьютерное дистанционное обучение; НВ - Настольные видеоконференции; НИТ - Новые Информационные Технологии; ОВЗ - Ограниченные возможности здоровья; ПК - Персональный компьютер; ПППО - Психолого-педагогические принципы обучения; ППС - Педагогические программные средства; СВ - Студийные видеоконференции; СНГ - Содружество Независимых Государств; США - Соединённые Штаты Америки; ЭВМ - Электронно-вычислительная машина; Введение Современное общество стоит на пороге перехода к совершенно новому уровню получения качественного образования. Состояние сферы образования России и темпы развития общества требуют необходимости усовершенствования системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной базы. Информационные технологии предполагают существенное изменение содержания методов и организационных форм образования. При этом должны быть решены вопросы содержания образования на современном уровне, соотношение традиционного учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся и учителя. Развитие информационных технологий влечет за собой создание новой образовательной системы, которая сможет обеспечить получение необходимого образования миллионам людей при сокращении удельных затрат. Именно на достижение этих целей направлено Интернет-образование, которое можно определить как образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет. В настоящее время влияние образования на возможности трудоустройства человека и на его уровень жизни стало сильнее, чем раньше. Требования, предъявляемые на рабочих местах, изменились: работник должен постоянно овладевать новыми знаниями, уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Одной из проблем современного образования является соблюдение баланса между самим процессом обучения и методами традиционного обучения. Ключом к решению этой проблемы являются интернет технологии, которые подразумевают объединение новых вычислительных устройств, глобальное распределение веб-услуг и программное обеспечение. Такая интеграция обеспечивает возможности обучения в любом месте в любое время. Интернет технологии постоянно расширяют свои возможности, предоставляя практический опыт для их внедрения в среду обучения. Современное обучение представляет собой систему, включающую в себя программное обеспечение, необходимое оборудование, наличие Интернета и людей, которые обладают знаниями и практическим опытом. Приобретение Интернет - технологий является первым шагом для усовершенствования процесса обучения, реализации новых возможностей человека в процессе обучения в высших учебных заведениях. Для студентов информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей - это источник непрерывного усовершенствования учебного процесса. В настоящее время большинство студентов, только что поступивших в ВУЗы, уже обладают определенными знаниями в области интернет технологий. Каждый из них по-разному осваивает новые знания, поэтому раньше преподавателям был необходим индивидуальный подход к каждому студенту. Сейчас, при использовании в образовании интернет - технологий, преподаватели могут давать новую информацию так, чтобы удовлетворить все индивидуальные запросы студента. Интернет технологии в образовании дают возможность вести процесс обучения более интересно, предоставляя нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, а также для связи студентов между собой и с преподавателями. Интернет технологии в образовании отвечают требованиям сегодняшней жизни. Внедрение интернет технологии в сферу образования определяется знаниями, полученными ранее и получаемыми сегодня, формирующими процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное объединение с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний. Сеть Интернет создавалась для того, чтобы людям стала доступна интересующая их информация. Есть сервисы социальных закладок, где любой человек может поделиться ссылкой на интересный ресурс, кто-то ищет информацию для того, чтобы не отставать от жизни, быть всегда в курсе событий, другим она нужна для того, чтобы развить свои таланты и способности или научиться чему-то новому. Интернет помогает именно тем, кто не перестает развиваться и не против того, чтобы посвятить свободное, а также и рабочее время на изучение чего-то нового и полезного для себя и своей жизни. Количество ресурсов в Интернете постоянно увеличивается, и администраторы сайтов не зная, что действительно будет нужно большой аудитории, создают тематические сайты и располагают там информацию соответствующую выбранной темы. Другие открывают порталы общей тематики, на которых выкладывают информацию различной направленности. Например: если портал посвящен обучению, то на страницах сайта может быть выложено обучающее видео, фильмы помогающие изучить какую-нибудь сферу деятельности, компьютерные уроки. С помощью этого видео можно изучить приемы самообороны, расширить свои кулинарные способности, улучшить личные отношения. Кроме общих навыков, эти курсы помогут изменить вашу жизнь, благодаря профессиональным психологам и финансистам, которые поделятся с вами секретами успеха в карьере, финансовом благополучии и взаимоотношениях. В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для детей. Уникальные ресурсы Интернет технологий дают возможность наблюдать процессы и события, происходящие на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, пользоваться для перевода текста онлайновым словарем, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе, можно говорить о «виртуальных» лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании. 1. Дистанционное обучение 1.1 Особенности дистанционного обучения В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет-технологий появились новые возможности в обучении, каким является Дистанционное обучение (ДО). Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые находятся в различных местах. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, не имеющие возможности достичь поставленной цели другим способом. Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для людей, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем. Дистанционное образование как образование, можно охарактеризовать пятью основными моментами: 1. наличие обучающего и обучаемого, договоренности между ними; 2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого; 3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения; 4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего; 5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения. Цели внедрения ДО: создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания; сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций (предприятий) на очное обучение; увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых информационных технологий на основе компьютеров; обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий). ДО представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, чем и объясняется его широкое распространение во всем мире. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. В основном в дистанционном образовании существует два подхода в обеспечении поддержки обучения - расширение и трансформация. Эти подходы могут быть описаны следующим образом. Модель расширения имеет место тогда, когда преподаватель ведет урок, технологически мало отличающийся от традиционного, расширяя его до других пространственных и временных рамок. Деятельность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда позволяет имитировать ситуацию обучения в условиях класса, а также компенсировать утраченные каналы общения и получения учебной информации. Данная модель обучения предполагает преобразование лекции и последующего обсуждения в классе в индивидуальные обучающие материалы. Модель трансформации характеризует такие формы организации дистанционного обучения, которые не имитируют традиционное обучение, а представляют собой нечто новое, специфически связанное с используемыми технологиями связи преподавателей и учащихся. Программы дистанционного обучения не обязательно являются образцами точного соответствия той или иной модели, но познание различий между моделями важно для осмысления проблем психологического и педагогического порядка, с которыми столкнулось дистанционное образование. Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся: • виртуальный класс (группа); • поддержка обучения (поддержка учащихся); • учебные телекоммуникационные проекты; • обратная связь; • диалоговая технология; • компьютерная связь; • телеконференция; • координатор, модератор, фасилитатор телекоммуникационного проекта (телеконференции) Под виртуальным классом (группой) в зарубежной практике дистанционного образования понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям. Виртуальный класс - понятие, свойственное трансформационной модели дистанционного обучения, так как можно предположить, что общение между учащимися с помощью компьютерной сети весьма существенно отличается от обычного. В условиях российского образования имеется опыт, на основе которого правильнее говорить о квазивиртуальных классах, когда учащиеся, не имеющие компьютеров дома, в совместной групповой деятельности используют компьютеры своей школы для общения с аналогичными группами из других городов. Под поддержкой обучения (или поддержкой обучаемого) в дистанционном образовании понимают любые материалы, информацию, поступающую от преподавателя к ученику, находящемуся в другой географической точке. Процесс обучения представляется как деятельность, в которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму), связанных с тем, что учебно-методические материалы перестали поступать от преподавателя к обучаемому. Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на коллективной деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности (например, цель учебного проекта социальной направленности - создание оптимальной общности организованных коллективных отношений с опытом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп). Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность. Важными отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются: • его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев); • использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную группу; • необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта. Обратная связь в дистанционном обучении - обобщение соответствующего кибернетического понятия - означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов и несущая реакцию педагога на успехи учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодобрение). Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности. В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ ученика в классе. При дистанционном образовании многие невербальные каналы общения преподавателя и обучаемого оказываются перекрытыми, поэтому обратная связь оказывается важнейшим опознанным и планируемым элементом педагогической технологии. Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение. Телеконференция - обмен текстовыми сообщениями с разнообразными сообществами заинтересованных в этом людей. Компьютерная связь - совокупность способов использования компьютеров и телекоммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи. Компьютерная связь включает в себя: • электронную почту, которая позволяет направлять сообщения в почтовые ящики пользователей сети; • телеконференции, которые позволяют отправлять сообщения всем участникам одновременно; • доступ к удаленным информационным источникам, библиотечным ресурсам, базам данных, серверам. Дистанционное обучение прочно связывается с инновационными технологиями обучения с помощью компьютеров. Важным средством дистанционного обучения являются компьютерные обучающие программы. Однако наибольшие перспективы с точки зрения развития дистанционных образовательных технологий имеют компьютерные телекоммуникационные сети. Компьютерные телекоммуникации все больше внедряются в различные сферы жизни современного общества: в бизнес, науку, средства массовой информации, образование и финансы. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования. Десятки тысяч учебных заведений за последние десять лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе. Особенно стремятся участвовать в этом процессе учебные заведения из глубинки, где уже есть современная телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний. Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие учебные заведения используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно приниматься многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в учебные заведения приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Отечественный и зарубежный опыт создания сетей показывает, что образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их содержательного использования и методического обеспечения. На фоне интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций учащимися в образовательных целях. Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, обещают совершить переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она • стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов; • повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется; • расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи, • делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте. От обычной почты электронную отличают три особенности: 1) подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы, делает процесс подготовки более творческим и быстрым; 2) отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера; 3) быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо может быть доставлено за 4-5 часов. Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев. Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций, добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях. Компьютерное дистанционное обучение (КДО) применяется для решения широкого спектра образовательных задач, например: • в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения; • в университетах, использующих как очную, так и заочную форму обучения; • в программах для лиц, желающих получить дополнительное образование; • в учебных заведениях, где студенты могут выбирать очную или заочную форму обучения по отдельным курсам; • в традиционных учебных заведениях, где КДО может по желанию студента являться одной из форм общения с преподавателем или методистом; • в международных проектах, объединяющих учащихся средних школ или студентов высших учебных заведений; • при проведении социальных программ, связанных с образованием. В России учебная публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллективной деятельности учащихся. Во многих школах России имеется опыт следующего использования электронной почты: • для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы; • для обмена между учащимися коллективными сообщениями; • для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин; • для «распределенного» выполнения исследований ( лабораторные исследования и измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные им данные измерений и результаты наблюдений). Термин «дистанционное образование» обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения: • изложение предметного содержания; • взаимодействие с преподавателями; • выполнение практических заданий. Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или иным образом воздействующие на эти компоненты. Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым. Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся. Модель распределённого класса имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость. Характеристика данной модели: • Занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время. • Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность. • Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении. • Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте. • От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения. Модель самостоятельного обучения освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу. Контакт между студентом и методистом достигается путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты. Характеристики: • Не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям программы. • Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами. • Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время. • Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов. Модель Открытое обучение + Класс включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы. Характеристики: • Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе. • Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций). • Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соответствии с моделью распределенного класса). • Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований. Можно сформулировать некоторые требования, не зависящие от принятой модели обучения: • При организации системы распространения учебных материалов очень важно, чтобы все учащиеся получали их вовремя. Учащиеся должны получать все необходимые материалы для выполнения заданий, для участия в групповых или классных занятиях (в моделях Распределенного класса и Открытое обучение + Класс), для извлечения максимальной пользы из обратной связи с преподавателем. Учащиеся, находящиеся в других регионах, не должны оказываться в невыгодном положении. • Если учебное заведение решило проводить письменные экзамены, процедура экзаменов должна быть тщательно продумана и организована. Экзамены могут проводиться в самом учебном заведении или в удаленных специально организованных экзаменационных пунктах. Личности сдающих экзамен, должны удостоверяться с помощью фотографии, необходимо обеспечивать одинаковые условия для сдающих экзамены во всех местах и следить за этим с помощью соответствующих технических систем наблюдения и контроля. Важно, чтобы учащимся предоставлялась возможность самим выбирать экзаменатора, из числа одобренных учебным заведением. Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если рассматривать вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее: К плюсам дистанционного образования можно отнести: • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого. Но существуют и очевидные минусы: • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. • Обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом. • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. 1.2 Базовые технологии в дистанционном обучении Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность - дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения "не вписываются" в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании подобных традиционных и инновационных курсов их разработчикам приходится изменять действующие программы, проводить дополнительное обучение преподавателей и т.д. Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Студенты получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения на многие проблемы бытия. Технологии обучения подразделяются на различные виды: • Обучение в сотрудничестве • Кооперативное обучение • Модульное обучение Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи: • обучение в коллективе, • взаимооценку, • обучение в малых группах. Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой. При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи: • Учащийся гораздо лучше усваивает новые знания если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива; • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать; • В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности. Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя объективные реалии и знания в уже готовом виде. При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве: • общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива; • собственно процесс обучения. Этот метод обучения не так "технологичен" как кооперативное обучение, поэтому и управлять учебным процессом намного сложнее. Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - соучеником (что, разумеется, не ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: