VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Автоматизация библиотечно-информационной деятельности сущность понятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006266
Тема: Автоматизация библиотечно-информационной деятельности сущность понятия
Содержание
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»





























АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Курсовая работа

по направлению 51.03.06  Библиотечно-информационная деятельность        































Смоленск

2017


АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

И МУЗЕОЛОГИИ







                                                      УДК 

                                          ББК 









АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



КУРСОВАЯ РАБОТА 



	

	

	Исполнитель:

БАРДЫШЕВА АННА

	ЮРЬЕВНА _________,

	                                          (подпись)

обучающаяся группы 3- 04

заочной формы обучения

	

							

			      

	Научный руководитель:

	БАБАРЫКИН Ю.А., 

	доцент  __________

	         

Защищена с оценкой________________

«___»__________ 2016 г.



Смоленск 2017 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ





   

	ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ



	Автоматизация библиотечно-информационной деятельности: сущность понятия...……………………………………………...







9

	1.2. Средства обеспечения автоматизации библиотечно-информационной деятельности..................................................

	



16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ



		

	2.1. Направления деятельности библиотеки по автоматизации библиотечно-информационной деятельности………………..

		





24

2.2. Автоматизация библиотечно-информационной деятельности библиотеки филиала Московского энергетического института  в г. Смоленске……………………………………

	





    35

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….

43

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………….

45

















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Современная библиотека, как важный информационный центр, занимает в жизни общества все более важное место. Она невозможна без применения новых технологий и связанных с ними новых форм библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Сегодня внедрение автоматизации в библиотечно-информационную деятельность не дань времени, а одно из основных условий для дальнейшего развития и существования библиотек и прогресса библиотечной науки.

Информатизация определяет сегодняшнее развитие библиотек. Одна из составляющих информатизации – создание автоматизированных библиотечно-информационных систем. Основная задача, которая ставится перед этими системами – реализация максимально возможного числа библиотечных технологических процессов и операций, которые в принципе поддаются автоматизации. 

Автоматизация библиотечно-информационной деятельности связана как с потребностью поручить выполнение ручных рутинных операций техническим средствам и тем самым высвободить время работников библиотеки и её пользователей для интеллектуального и высокопроизводительного труда, отдыха, так и с необходимостью оперативно обеспечивать её пользователей релевантными и пертинентными данными.

В 1998 году в своём выступлении на крымской конференции с докладом «Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем» Я. Л. Шрайберг предложил «под автоматизацией понимать только внедрение и развитие компьютерного аппаратно-программного обеспечения в библиотечных технологиях и библиотечную практику. Информатизация - понятие существенно шире и включает автоматизацию как его часть; например, установили компьютер в читальном зале библиотеки и дали возможность читателю просматривать новые поступления в фонд - это автоматизация библиотеки (вернее, один из этапов автоматизации). А если мы еще проведем обучение сотрудников и читателей к тому же соединим этот компьютер с компьютером другой библиотеки или с какой-то сетью (Интернет) - то это все же лучше называть информатизацией библиотеки» [25, с. 13]. 

Он же предложил «под автоматизацией библиотеки понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно (постепенно) освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек, счет и многого другого, а читателям - создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки. А появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно покрываться термином "информатизация", внутри которого "автоматизация" является одним из компонентов. Другими компонентами информатизации (по его мнению) являются телекоммуникационные технологии, он-лайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая идентификация изданий и читательских билетов; CD-ROM и системы "CD-ROM Networking"; издательские технологии; полнотекстовые базы, и конечно, сверхмодные электронные или цифровые библиотеки» [25, с. 18].

Автоматизация библиотеки представляет собой определенную последовательность этапов (стадий), уточненных разработчиками (поставщиками) системы вместе с администрацией и специалистами данной библиотеки», что главной задачей для библиотеки должна быть автоматизация собственных технологий [20, с. 13].

Автоматизация широко применяются в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях и других организациях. Любые операции, производимые в системе, являются составляющими процессов. В библиотеке таковыми являются библиотечно-библиографические и информационные процессы.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что автоматизация библиотечно-информационной деятельности, значительно упрощает работу сотрудников библиотек, создает эффективный и комфортный сервис в поиске информации для пользователей. В настоящее время проблема автоматизации библиотечно-информационной деятельности остается актуальной, т.к. далеко не всем библиотекам и информационным центрам скромный бюджет  позволяет приобрести дорогостоящее оборудование и  программы для работы на нем. Следовательно,  разработка более совершенного  и оптимального  (качество и доступность) оборудования или модернизации автоматизации библиотечно-информационной деятельности актуально как сейчас, так и в ближайшем будущем.

Степень научной разработанности проблемы. С начала 80-х годов XX века появились публикации о возможности применения в библиотеках средств электронно-вычислительной техники. В работах Н.И. Сенченко [17], Ю.Н. Столярова [19], Е.Г. Астаповича [4] исследовались различные методы, технологические схемы, принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем, проводилась оценка технических и экономических аспектов проектов, разрабатывалась концепция построения единой автоматизированной системы, которая объединила бы библиотеки, информационные и издающие организации, но практические результаты такого взаимодействия были получены значительно позже.

По мере развития автоматизированных библиотечно-информационных систем появляются научные работы, в которых с практической точки зрения рассматриваются теоретические методы создания сетей автоматизированных библиотечно-информационных систем - Я.Л. Шрайберга [25], Д.А. Архипова [2], А.И. Бордовского [8], Ф.С. Воройского [9], М.Я. Дворкиной [11], В.С. Жуковой   [13].                                                                                             Существует ряд работ, в которых авторы уделяли внимание рассмотрению принципиальной возможности применения в библиотеках новых технических и программных средств, использованию разнообразных вариантов технического решения при автоматизации библиотек (Г.Б. Паршукова [16], В.К. Степанов [18]); рассматривали концепции и современные тенденции развития автоматизации в библиотеках (Д.А. Архипов [2]); изучали общие проблемы внедрения новых технологий в работе библиотеки (М.В. Гончаров [10]) и отдельные аспекты применения автоматизации - например, только в процессе комплектования О. Лавренова [15]); исследовали методологические основы построения автоматизированных информационно-библиотечных систем (Н.А. Яцевич [27]).

Данная проблема автоматизации библиотечно-информационной деятельности разрабатывается на протяжении более трёх десятилетий, немало написано статей  О.Л. Жижимов [8], Я.Л. Шайберг [24] об автоматизации библиотечных процессов.  В последнее время информационные технологии развиваются, их внедрение в процесс автоматизации моделирует и упрощают работу библиотечно-информационной деятельности, что привлекает все больше пользователей в библиотеки и информационные центры.   

Цель исследования: изучить особенности процесса автоматизации библиотечно-информационной деятельности.

Задачи исследования:

			Уточнить сущность понятия «автоматизация библиотечно-информационной деятельности».

			Изучить средства обеспечения автоматизации библиотечно-информационной деятельности.

			Рассмотреть направления деятельности библиотеки по автоматизации библиотечно-информационной деятельности.

			Проанализировать автоматизацию библиотечно-информационной деятельности библиотеки филиала МЭИ в г. Смоленске.

Объект исследования: процесс автоматизации.

Предмет исследования: автоматизация библиотечно-информационной деятельности.

Методы  исследования. В качестве методов для проведения исследования использовались: метод беседы с разработчиками и ответственными за эксплуатацию автоматизированных библиотечно-информационных систем; метод обобщения; классификационная группировка и метод сравнительного анализа.

Гипотеза исследования. Библиотека является сложным объектом с точки зрения автоматизации библиотечно-информационной деятельности, которая предполагает обеспечение всех производственных процессов компьютерами и соответствующими программами, что позволяет улучшить управляемость библиотекой, поднять уровень обслуживания читателей библиотеки, наладить контакты со сторонними организациями по обмену библиографической информацией, сделать более гибкими механизмы администрирования автоматизированной системы.

Практическая значимость работы.  Работа будет полезна учащимся  по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» при изучении учебных курсов, связанных с многовековым становлением и  развитием библиотечного дела, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на научной студенческой конференции в виде доклада «Автоматизация библиотечно-информационной деятельности».

Композиционные особенности работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, её  актуальность, анализируется  степень научной разработанности, формулируется цель и задачи исследования. 

В первой главе «Теоретические аспекты автоматизации библиотечно-информационной деятельности» уточнена сущность понятия «автоматизация библиотечно-информационной деятельности» и её структуры, описан каждый из её  четырёх компонентов и их взаимосвязь (материально-технические базы, информационные ресурсы, работники библиотек, пользователи библиотек), изучены средства обеспечения автоматизации библиотечно-информационной деятельности; выявлены аспекты внедрения средств и систем  автоматизации библиотек и автоматизированных подсистем, что эффективно сказывается на процессе автоматизации библиотечно-информационной деятельности в целом.

Во второй главе «Практический опыт автоматизации библиотечно-информационной деятельности» рассмотрены направления деятельности и аспекты, связанные  со справочно-библиографическим и справочно-информационным обслуживанием пользователей, а также подсистемы автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС).  Рассмотрены варианты создания электронных каталогов. Проанализированы процессы  внедрения  современных технологий  в практику библиотечно-библиографического обслуживания. Изложена модернизация библиотечного процесса на примере библиотеки  Московского энергетического института в г. Смоленске.

В заключении курсовой работы сделаны основные выводы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.1. Автоматизация библиотечно-информационной деятельности: сущность понятия



Рассмотрим сущность понятия «автоматизация библиотечно-информационной деятельности».

Автоматизация – одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций.

Однозначной трактовки понятия «автоматизация» не существует. Обычно под ним понимают:

- использование средств автоматизации для управления определенными процессами или для выполнения определенных функций;

- замена ручного труда или механических устройств в том или ином технологическом процессе средствами автоматизации;

- комплекс мероприятий, направленных на повышение производительности труда человека путем замены рутинных ручных операций средствами автоматизации [27, с. 50].

Сегодня в качестве средств автоматизации используются современные компьютерные системы и телекоммуникационные сети.

Автоматизируются: производственные процессы; проектирование; организация, планирование и управление; научные исследования; обучение; бизнес-процессы и другие сферы человеческой деятельности.

Автоматизация позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья. Автоматизация, за исключением простейших случаев, требует комплексного, системного подхода к решению задачи. В состав систем автоматизации входят датчики (сенсоры), устройства ввода, управляющие устройства (контроллеры), исполнительные устройства, устройства вывода, компьютеры. Применяемые методы вычислений иногда копируют нервные и мыслительные функции человека. Весь этот комплекс средств обычно называют системами.

Развитие библиотечного дела неразрывно связано с разработкой и внедрением современных для каждого исторического периода развития человечества технологий и процессов.

Решается эта проблема путём использования достижений научно-технического прогресса, создания в библиотеках электронных каталогов и баз данных с полными текстами хранящихся в их фондах, особенно, редких и ценных документов, а также путём широкого использования телекоммуникаций, Интернета, формирования и предложения пользователям различных информационных услуг и др.

Современная библиотека - это сложный механизм, с внутренними и внешними связями, имеющий в своём составе различные элементы, составляющие в совокупности комплекс мероприятий, материально-технических, информационных и людских ресурсов, компактно собранных в одном месте для решения проблемы своевременного и качественного обеспечения пользователей необходимой им информацией.

Внедрение автоматизированных систем в библиотеки не просто веяние времени. Это основное условие повышения производительности и качества труда библиотечных работников, единственная эффективная возможность оперативно обеспечивать пользователя необходимыми ему данными на различных расстояниях и носителях информации [27, с. 52].

Использование средств вычислительной техники в библиотеках позволяет существенно сократить время обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой - все основные традиционно используемые технологии. Автоматизация, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы библиотечных работников, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования НИТ [4, с. 54].

Таким образом, библиотека является системой, ориентированной на потребителей (пользователей) информации. Она содержит обслуживающий её, в том числе библиотечный, персонал, и, конечно же, собственно информацию, размещённую в фондах и хранящуюся как в конкретной библиотеке, так и вне её в различных, в том числе электронных, источниках информации. При этом библиотечное обслуживание может быть представлено как поисковая система, использующая соответствующие технические средства.

Автоматизация библиотечно-информационной деятельности представляет собой определенную последовательность этапов (стадий), уточненных разработчиками (поставщиками) системы вместе с администрацией и специалистами данной библиотеки [27, с. 53]. 

Под автоматизацией библиотечно-информационной деятельности понимается комплекс мероприятий по разработке (внедрению) в её работу интегрированной автоматизированной библиотечно-информационной системы определённого масштаба и назначения, что определяется самой библиотекой или их корпоративным объединением.

Автоматизированная библиотечно-информационная система выступает в качестве электронной версии традиционной библиотеки и поэтому имеет ту же компонентную структуру, что и последняя, которая разработана Ю. Н. Столяровым [19]. 

При этом такая автоматизированная библиотечно-информационная система состоит из четырёх компонентов:

•	 материальной базы (МБ) - система является сложным программно-техническим комплексом и требует соответствующей инфраструктуры (помещений, компьютеров, периферийных устройств, систем связи, офисного оборудования и т. д., эргономических условий) для обеспечения работы персонала и пользователей библиотеки;

•	 информационных ресурсов (ИР) - наиболее развитые автоматизированные библиотечно-информационные системы могут содержать в своих БД полнотекстовую, библиографическую, фактографическую, графическую и мультимедийную информацию и обеспечивать доступ к однотипным удалённым БД;

•	 работников библиотек (РБ) - представителей различных профессий (библиотекари, библиографы, инженеры, программисты, администраторы БД и сетей и др.), обеспечивающих функционирование системы;

•	 пользователей библиотеки - локальных (работников и читатели библиотеки) и удалённых читателей, обслуживаемых с использованием традиционных и сетевых технологий [6, с. 42].

Автоматизированные библиотечно-информационные системы не только повышают скорость и точность поиска необходимой информации, но они обеспечивают одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование; надежное хранение; многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям; поиск в каталогах других библиотек и сводных каталогах; печать выбранной информации; организацию комплектования фонда с использованием БД издающих или книготорговых изданий (например, агентства Роспечать с автоматическим формированием заказов и учётом их выполнения); автоматизированный учёт и ведение статистики во всех процессах, включая обслуживание читателей (например, контроль за выданной литературой: учёт читателей и их формуляров, автоматическую запись в формуляр читателя выданной литературы, контроль срока возврата документов); передачу массивов и отдельных данных другим организациям; подготовку изданий и др.

Целью автоматизации библиотечно-информационной деятельности является повышение продуктивности и эффективности функционирования библиотечно-информационных учреждений, работа библиотечных кадров по улучшению качества создаваемых собственных информационных продуктов и услуг и обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам, улучшение сервиса и повышение оперативности обслуживания пользователей с помощью современных информационных технологий [6, с. 53].

Задачами автоматизации библиотечно-информационной деятельности являются:

- ликвидация рутинных библиотечных процессов;

- реализация принципа одноразовой обработки информации и ее многоразового и многоаспектного использования;

- повышение качества и комфортности обслуживания читателей в библиотеке и за ее пределами;

- обеспечение оперативного (интерактивного в масштабе реального времени) свободного (корпоративного) доступа к национальным и мировым информационным ресурсам [6, с. 54].

С точки зрения масштабности автоматизации библиотечно-информационной деятельности она может быть трех видов:

- комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам;

- частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.);

- минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам).

Если раньше автоматизация начиналась, как правило, с формирования базы данных (электронного каталога), то в последнее время в основном с подключения к глобальной сети Интернет и внешним базам данных.

Конечным результатом автоматизации информационно-библиотечных процессов является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС).

Успешное построение автоматизированной библиотечно-информационной системы предполагает оптимальный выбор готового или разработку программного обеспечения, выбор необходимого технического обеспечения и выработку эффективной автоматизированной технологии, а также связанных с ней информационно-лингвистических средств и организационно-управленческих решений. Решение данной проблемы базируется на применении современных информационных технологий.

Использование средств вычислительной техники в библиотеках позволяет существенно сократить время обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой - все основные традиционно используемые технологии. Автоматизация, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы библиотечных работников, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования НИТ. Например, даже в маленькой библиотеке с помощью подключённого к Интернету ПК можно получать доступ к различным мировым информационным ресурсам [7, с. 21].

Электронный каталог, безусловно, важнейший элемент автоматизированной библиотечной технологии, но может и не быть первым ее этапом. Библиотеке, получившей компьютеры и программы, может быть нужнее запустить компьютерный учет читателей на первом этапе, или компьютерную диспетчеризацию запросов по МБА если, например, библиотека функционально является важным звеном в одной из сетей МБА. 

Таким образом, автоматизация библиотечно-информационной деятельности – это применение программно-аппаратурных средств, экономико-математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения трудоемких рутинных операций в процессе сбора, хранения, преобразования, передачи и использования библиотечно-библиографической, реферативной, справочной и иной информации. Автоматизация библиотечно-информационной деятельности – это комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в работу АБИС определенного масштаба и назначения.






1.2. Средства обеспечения автоматизации библиотечно-информационной деятельности



В нашей стране разработкой и внедрением автоматизированных систем в библиотеках первыми начали заниматься специалисты в области информатики. При проектировании автоматизированных библиотечно-информационных систем разработчики пытались перенести на них подходы к автоматизации других объектов (предприятий, учреждений и т.п.). На взгляд разработчиков, автоматизация библиотечных технологических процессов особого труда не представляла – по той причине, что эти процессы характеризуются высокой степенью стандартизации представления информации, что существует значительный объем условно-постоянной информации, которая частично дублируется в различных подразделениях библиотеки. 

По мере реализации проектов пришлось отказаться от упрощённого подхода к автоматизации библиотек и разбираться во всех тонкостях отношений библиотечных предмета труда, производственных процессов, конечного продукта, осознать, что библиотечные процессы представляют собой довольно сложный объект для автоматизации, поскольку в них используется большое число параметров, взаимодействующих друг с другом.

Разработчики автоматизированных библиотечно-информационных систем назвали библиотечные технологические процессы достаточно условно, но по существу это соответствует тому, что понимают под содержанием этих процессов библиотековеды [3, с. 6]. 

Автоматизированы были не все процессы, а только те, которые не требуют аналитической деятельности или больших финансовых затрат (например, поиск и отбор документов для комплектования, роботизированный подбор и доставка документов из фонда на кафедру выдачи по требованию абонента не автоматизированы). Разработчикам пришлось формализовать многие процессы, разрабатывать алгоритмы для тех библиотечных технологических процессов, которые на начальном этапе автоматизации не рассматривались (например, автоматизированное определение авторского знака и шифра хранения). 

К развитию и внедрению компьютерных технологий постепенно были подключены сотрудники библиотек, которые анализировали библиотечные технологические процессы, выявляли подлежащие автоматизации.

На первом этапе работ по автоматизации (начало 80-х годов XX века), когда не все библиотеки нашей страны могли позволить себе приобретение компьютерной техники и программного обеспечения, значительная часть библиотечного сообщества СССР осталась в стороне от вопросов, связанных с автоматизацией библиотечных процессов. Одним из следствий этого было дробление целей автоматизации: в одних разработках целью ставилось улучшение качества обслуживания читателей, в других – повышение эффективности управления библиотекой, в третьих – получение статистических данных [3, с. 7]. 

Дробление целей автоматизации привело к появлению нескольких, значительно отличающихся друг от друга, подходов к порядку автоматизации. Порядок автоматизации библиотечных технологических процессов определялся библиотеками по-разному, исходя из собственных функций и задач, а также из финансовых условий и квалификации разработчиков. 

Имеется взаимосвязь между развитием, стоимостью и, соответственно, доступностью компьютерного и телекоммуникационного оборудования и подходами к автоматизации. Если первоначально вся автоматизация в библиотеке сводилась только к созданию электронного каталога и обеспечения доступа к нему, или одного какого-то наиболее насущного для конкретной библиотеки библиотечного технологического процесса, то со временем в автоматизации библиотек стал наблюдаться комплексный подход.

Существуют определённые средства обеспечения автоматизации библиотечно-информационной деятельности [3, с. 7].

К средствам обеспечения автоматизации библиотечно-информационной деятельности относят:

•	 Техническое или аппаратное обеспечение,

•	 Программное обеспечение,

•	 Информационные средства обеспечения,

•	 Лингвистическое обеспечение.

Кратко охарактеризуем их.

Техническое обеспечение. К нему относят множительную технику, оргтехнику, вычислительные средства, с помощью которых осуществляется работа автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС). Средства вычислительной техники - это компьютеры и периферийные устройства (внешние устройства ввода/вывода информации). Компьютеры, для выполнения общих задач целесообразно объединять в локальные сети. При объединении локальных сетей, например, областных библиотек следует выбрать единый формат обмена данными - коммуникационный формат. Если всё-таки форматы в различных библиотеках разные, то для их приведения к единому формату необходимо специальное программное обеспечение: программа «конвертор».

Программное обеспечение - это комплекс всех программ, с помощью которых на компьютерах библиотеки решаются различные задачи, а также иные программы, обеспечивающие нормальную работу с ЭВМ.

С внедрением в сеть библиотек автоматизированных технологий появляются новые пакеты прикладных программ. Так, например, в России разработан пакет ИРБИС - интегрированная библиотечно-информационная система, которая предлагается для внедрения в средних и малых библиотеках России.

Информационные средства обеспечения. В АБИС информация, как правило, подразделяется на входную, выходную и внутреннюю. Причём каждый вид включает как рабочую, так и служебную информацию.

Входная информация - это информация, поступающая в систему.

Например, в РГБ описание входной информации включает перечни входных сообщений и структурных единиц информации; описания периодичности возникновения и сроков получения информации; наименования и идентификатора по каждой форме документа. По оценке специалистов качественная обработка документа в автоматизированном режиме требует использования 200-250 полей, в том числе отражающих содержание, предметные рубрики, ключевые слова, классификационные индексы и др. [4, с. 25].

Выходная информация может выводиться как на экран дисплея, так и на печать, а также копироваться на другой носитель или передаваться по линиям связи. Она предназначена для хранения и выдачи абоненту. К ней можно отнести как описание документа, так его полный текст и (или) изображение. Кроме того, она может относиться к мультимедийным данным.

Например, в РГБ описание выходной информации включает: перечень и описание выходных сообщений и документов; перечень структурных единиц информации; периодичность возникновения и сроки получения информации; наименование документа; идентификатор по каждой форме документа.

Выходная служебная информация предназначена для контроля качества работы системы и работников в ней, для получения различных статистических данных.

Внутренняя информация - это вспомогательные массивы, словари, таблицы и другие данные, помогающие организовывать запись, хранение и выдачу абонентам внутренней и рабочей информации.

Лингвистическое обеспечение (информационно-поисковые языки (ИПЯ) буквенного и кодового значения) представляет собой комплекс языковых средств обработки документов и формирования запросов в режиме обслуживания. В АБИС обычно представляют следующий набор словарей-тезаурусов: Дескрипторный словарь (гуманитарные отрасли знаний), Рубрикатор ВИНИТИ (политематическая направленность) - буквенное выражение поискового образа документа (ПОД), Рубрикатор ГАСНТИ, ББК (УДК) - кодовое выражение ПОД.

Значимыми аспектами внедрения средств и систем автоматизации в библиотеки являются [4, с. 27]:

 1.	 Однократный ввод информации, предусматривающий разработку и принятие технологических решений, позволяющих реализацию данного принципа с учётом унификации применяемых в данной системе БД и формата ввода.

2.	 Непрерывность информационных процессов, означающая необходимость выполнения системой всех операций, связанных с обработкой, хранением и предоставлением информации пользователям.

3.	 Дифференциация процессов обработки информации в системе, предполагающая разработку информационной технологии, ориентированной на выполнение технологических процессов на отдельных функциональных АРМах, например, комплектования, научной обработки, читателя и т. д.

4.	 Интеграция информационных систем, определяющая реализацию взаимосвязи различных компьютерных технологий и АБИС в единую сеть [5, с. 37].

Важной функцией АБИС, как и иных АИС, является поиск.

Наконец, функционирование любых АБИС требует соответствующих помещений, инфраструктуры, мебели, хозяйственных и расходных материалов и других материальных средств, обычно составляющих материально-техническую базу библиотеки.

Локальные АБИС имеют возможность взаимодействовать друг с другом, а также объединяться в корпоративные и национальные библиотечные сети. Считается, что такая сеть должна включать четыре основные компоненты:

	1)	 доступный пользователям массив электронных информационных ресурсов;

	2)	 универсальную систему библиографического учёта (сводный ЭК);

	3)	 эффективную систему передачи библиографических и полнотекстовых данных;

	4)	 интерактивный доступ к электронным полнотекстовым документам с возможностью получения их копий.

Основные автоматизированные подсистемы: комплектование, обработка входных документальных потоков, обслуживание пользователей, управление, администрирование базами данных, управление и сохранение информационных ресурсов и другие характеристики подсистем, используемых для автоматизации библиотечных процессов [4, с. 29].

Большинство библиотечно-библиографических процессов может быть автоматизировано. Вполне очевидно, что средства автоматизации позволяют достигать нескольких целей сразу. Так, автоматизация процессов комплектования фонда способствует:

	1)	 избавлению библиотечных работников от значительных непроизводительных затрат времени, связанных, например, с необходимостью непосредственного посещения мест заказа и приобретения литературы и периодических изданий;

	2)	 повышению культуры обслуживания;

	3)	 сокращению затрат физического труда, связанных с доставкой заказанных документов в библиотеку;

	4)	 сокращению времени ожидания книги читателем, и позволяет достичь оперативности выполнения работ.

Порой высказывается мнение, что автоматизация (компьютеризация) библиотечно-библиографических и информационных процессов позволяет сократить численность работников библиотеки. В ряде случаев при правильной организации работ в рамках корпоративных проектов, небольших регионов и т. п. можно добиться сокращения затрат. Обычно достигается это путём применения одной АБИС, одних форматов, протоколов и т. д., а также централизованным обслуживанием силами собственной службы или сторонних организаций (аутсорсинг и др.).

В подавляющем же большинстве случаев, особенно в России, это не так. Данное обстоятельство связано с рядом субъективных и объективных ситуаций. Если используется несколько вариантов АБИС, различные форматы, протоколы и технологии, то необходимо осуществлять их гармонизацию (согласование, конвертирование и др.). В этом случае работы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%