- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Армения - историческое право или этническое преимущество
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005743 |
Тема: | Армения - историческое право или этническое преимущество |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РОССИИ Кафедра дипломатии Нагорно-Карабахский конфликт - этнический или стратегический? Выпускная работа защищена "__" ______________ 20 г. Оценка ________________ Секретарь ГАК_______ Выполнила студент факультета международных отношений KD (подпись) Научный руководитель д.полит.н., профессор D (подпись) Москва - 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Нагорно-Карабахский конфликт - Историческая Ретроспекция 7 1.1. История Южного Кавказа 7 1.2. Историческая и этническая судьба армян 12 1.3. Историческая и этнонациональная судьба азербайджанцев 14 1.4. Советский эксперимент на Южном Кавказе: 1921-1987 16 1.5. Эскалация: 1987- 1991 г. 23 1.6. Война: 1992-1994 гг. 27 Глава 2. "Нагорно-Карабахская Республика" 30 2.1. Армения - историческое право или этническое преимущество? 35 2.2. Азербайджанское де-юре 37 Глава 3. Международные усилия по урегулированию конфликта 39 3.1. ООН и международное право 39 3.2. ОБСЕ 45 Глава 4. Глобальные и региональные вопросы нагорно-карабахского конфликта 50 4.1. Российская Федерация (РФ) 51 4.1.1. Интересы Российской Федерации и ее отношения с Арменией и Азербайджаном 51 4.1.2. Политика РФ по отношению к НК 54 4.2. США 55 4.2.1. Интересы США и политика США в отношении Армении и Азербайджана 55 4.2.2. Политика США по отношении НК 59 4.3. Турция и НК 59 4.4. Иран 62 4.5. Европейский союз 64 4.5.1. Политика ЕС в Нагорном Карабахе 66 Заключение 67 Введение Южный Кавказ всегда был буферной зоной между Османской, Сефевидской и царской империями в XIX веке, а также между Востоком и Западом в XX в. Уникальное местоположение региона на перекрёстке мусульманского и христианского мира сочетается с его стратегическим расположением между двумя континентами - Европой и Азией. Южный Кавказ является уникальным регионом с различными религиозными и этническими общинами, но всегда был источником потенциальных конфликтов. Люди в этом регионе жили в гармонии только тогда, когда мир был наложен внешней силой. За последние сто пятьдесят лет, этот мир создавался с помощью Русской Империи и её преемником - Советским Союзом. Во время советской власти население СССР остается этнически разнообразным, с различным политическим и экономическим развитием и с разной степенью национального самосознания. Несмотря на то, что в 70-х годах прошлого века советские лидеры заявили о появлении новой национальной идентичности, а именно "советский народ", коммунизм в то время не был в состоянии устранить национальные различия населения. Именно поэтому распад Советского Союза в начале 90-х годов прошлого века сопровождался серией конфликтов национально-этнического и религиозного характера. Первый разразился в Нагорном Карабахе (НК), который является частью Азербайджана. Несмотря на соглашение о прекращении огня и огромные усилия, которые были положены со стороны международного сообщества в течение почти двух десятилетий, конфликт не нашёл прочное решение. В результате военных действий более 1 млн азербайджанцев стали беженцами и по-прежнему не могут вернуться на свои родные земли. Этнополитический характер конфликта осложняется ещё из-за "геополитических игр" ключевых региональных и международных субъектов. Неразрешенный конфликт между Арменией и Азербайджаном, в сочетании с борьбой за влияние глобальных и региональных игроков в регионе, ещё больше усложняет и наполняет непредсказуемостью картину Южного Кавказа. Актуальность конфликта в НК продиктовано несколькими обстоятельствами. Во-первых, военные действия в этом районе привели к огромной гуманитарной катастрофе на Южном Кавказе и препятствуют возвращению более 1 миллиона азербайджанских беженцев и внутренне перемещённых лиц на свою родину. Во-вторых, конфликт представляет собой угрозу для безопасности трубопроводов. В-третьих, конфликт в Нагорном Карабахе препятствует безопасности во всем регионе Южного Кавказа. В-четвёртых, его возобновление вызвало серьёзные потрясения в Кавказском регионе. Мотивация для изучения темы Нагорно-Карабахского конфликта связана с моими профессиональными интересами в рамках Министерства иностранных дел в области отслеживания и анализа процессов на Южном Кавказе, в частности, проблема неразрешенных конфликтов. Кроме того, последняя инициатива Брюсселя "Восточное партнерство", разрешающая единственный в Кавказском пространстве “замороженный конфликт”, усиливает актуальность данной проблемы. В этом контексте важно еще отметить позиции Болгарии в качестве одного из активных игроков в регионе Чёрного моря, проводника европейской стратегии в сфере диверсификации безопасности и энергетики. Изучая Нагорно-Карабахский конфликт имею возможность сформировать и представить позицию Софии по этой важной для энергетического транзитного коридора в районе Каспийско-Черноморского района стратегии. Для развития этого тезиса использована различная литература, в том числе разные опубликованные и неопубликованные документальные источники в армянской и азербайджанской политической и дипломатической сфере, а также исследования и анализы различных международных организаций, центров стратегического анализа, политиков, историков и стратегов. Методологической основой исследования являются известные фундаментальные теории в области международных отношений и безопасности: теории политического реализма, теории функционализма и системного подхода и концепции неореализма. Применение законов функционирования и трансформации международной системы имеют большое значение для анализа. В связи с выполнением целей диссертации были использованы общие методы научного познания, а именно: ? метод комплексно-системного анализа; ? анализ процесса принятия решений; ? логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение, аналогия и обобщение; ? методы хронологическо-тематического подхода. Цель работы является определение природы, основных моментов и альтернатив, которые показывают Нагорно-Карабахский конфликт в субрегиональном (южно-кавказском), региональном (евразийском) и глобальном геополитическом пространстве. Бесспорным является формирующийся симбиоз между энергетической безопасностью и спорной правомерностью проблемных областей в Кавказском регионе. Анализ этого процесса позволяет определить степень и влияние этих двух факторов формирующих основу региональной безопасности и преобразования, которые показывают, и определяют количество участников и проблем изменения распределения власти в евразийском пространстве. Ретроспективный исторический анализ конфликта поможет проверить гипотезу о том, что Карабахский конфликт является столкновением интересов международных субъектов и имеет этнический характер. Попытки ОБСЕ и других глобальных и региональных субъектов вступить в качестве посредника в урегулировании конфликта не приводит к реальным результатам. Поэтому важно рассмотреть и проанализировать позиции сторон, непосредственно вовлечённых в конфликт и неудачные международные усилия для его урегулирования, чтобы проверить, если одним из главных препятствий на пути разрешения конфликта являются именно взаимоисключающие позиции двух этнических общностей - армян и азербайджанцев, а также нежелание обеих сторон идти на компромисс во время переговоров. Стратегическое расположение стран Южного Кавказа, а также огромные энергетические ресурсы в Азербайджане и Каспийском бассейне, после распада Советского Союза, превратили этот регион в область конфронтации между основными региональными и глобальными игроками. Это определяет последнюю часть моего тезиса, а именно учесть интересы России, США, Турции, Ирана и Европейского союза, а также их отношения с Арменией и Азербайджаном и их политику по отношению к конфликту в НК. Цель состоит в том, чтобы доказать альтернативную гипотезу о том, что проблема безопасности является не только региональным, но и глобальным конфликтом. Исследование было сосредоточено на отношениях между двумя основными субъектами конфликта Арменией и Азербайджаном, которые являются настоящими ориентирами в поисках ответа на главный вопрос - этнической или стратегической является зона Нагорного Карабаха. Эта дипломная работа охватывает период до конца 2015 года. Цель и методология диссертации определяют задачи, которые должны быть решены, а именно : изучение исторических истоков и эволюции Нагорно-Карабахского конфликта, закодированного в этноконфессиональных процессах в той или иной степени влияния, которые являются частью истории этногенеза азербайджанцев; изложение параметров современного геополитического позиционирования двух субъектов Нагорно-Карабахского конфликта - Армения, Азербайджан; анализ конкретных процессов, определяющих место и роль каждого из международных организаций в динамичной и сложной ситуации, вокруг которой остался конфликт в НК. Глава 1. Нагорно-Карабахский конфликт - Историческая Ретроспекция Этническая напряжённость в отношениях между армянами и азербайджанцами наблюдалась в конце 19-го века, когда Южный Кавказ был в составе Российской империи. Корни Нагорно-Карабахского конфликта, однако, могут быть найдены в средние века, когда Южный Кавказ стал зоной соперничества между различными империями. Историки с обеих сторон опубликовали взаимоисключающие истории об этнической картине Нагорного-Карабаха в древности, и каждая сторона утверждает, что этот регион принадлежал им, за исключением присутствия других этнических общин в регионе. Разобраться в сложных хитросплетениях истории Карабахского региона можно при помощи этимологического анализа: «кара» в переводе с азербайджанского означает «чёрный», а «бах» - сад. Регион на албанском языке называется «Арцах». В этой главе рассказывается об истории конфликта и его развитие от средневековья до конца военных действий в Нагорном Карабахе. 1.1. История Южного Кавказа Армения и Азербайджан являются двумя из трех бывших советских республик, которые расположены в южной части Кавказского хребта между Чёрным морем и Каспийским морем. Благодаря своему географическому положению с древних времён через данный регион всегда проходили крупные торговые потоки с востока на запад. Первая волна миграции в регионе связана с индоевропейцами, которые вошли в эту часть мира в первом тысячелетии до нашей эры. Исторические источники свидетельствуют, что в '69 году до нашей эры в регионе проживали римляне. В 4 веке н. э. Римская империя приняла христианство, в результате этого группа населения на территории современной Грузии и Армении христианизирована. Ислам вошёл в регион после вторжения арабов в 642 г. Южный Кавказ превращается в зону соперничества между Римской империей и персидской династией ещё в первом веке до н. э., которое продолжается в течение следующих нескольких столетий. Со временем римское присутствие в регионе заменяется византийским, а персидское - арабским. В 1071 году после разгрома византийской армии на Южном Кавказе устанавливается господство империи Сельджуков, вместе с которым приходят следующие волны миграции тюркских племён. Впоследствии территория Южного Кавказа - в руках монголов, а в XIII веке они были завоёваны тюрками. В начале XVI века эта часть мира становится сферой соперничества между Османской империей и Сефевидской династией Азербайджано-Иранского государства. В результате двух успешных войн с Ираном в 1578 и 1603 гг. османская власть на завоёванных землях укрепляется. Спустя более ста лет правления Османской империи, в начале XVIII века, в соперничество за контроль над территориями к югу от гор Кавказа включается и Россия. В результате мирного договора между Российской и Османской Империями от июля 1724 г. Россия получила доступ к побережью Каспийского моря. Через год после смерти Петра I (1672-1725 н.э.) его преемник вышел из Южного Кавказа в пользу иранской династии. В конце XVIII века, после возвращения присутствия России на Южном Кавказе, борьба за контроль над регионом между Османской Империей, Российской Империей и Ираном снова возобновилась. В период 1770-1773 гг., в результате ослабления Османской империи и иранской династии, России удалось вырвать из рук Османской Империи территорию современной Грузии, а войны с Ираном в 1804-1813 гг. и в 1826-1828 гг. способствовали расширению границы Российской империи до реки Араз. В результате, Азербайджан был разделён на Севере - часть в России - и на юге - в Иране (такое разделение сохраняется и сегодня), в то время как к России переходит и Восточная Армения. Подписанный между Россией и Ираном в 1828 году Туркманчайский мирный договор включает в себя специальное положение, которое предусматривает обмен населения. В связи с этим большое количество армян из Персии и Османской империи поселились на Кавказе, в то время как огромное мусульманское население покинуло территории Южного Кавказа. По данным российской статистики, в 1823 году армянское население в Карабахе представляло 9% населения области (более 90% зарегистрированы как мусульмане), в 1832 году уже 35% населения, а в 1880 году - 53%. После русско-турецких войн (1855-1856 гг. и 1877-1878 гг.) России удаётся установить власть над территорией всего Южного Кавказа, и процесс обмена населения ускоряется. В результате, в конце XIX века число армян на Южном Кавказе достигает более одного миллиона человек. Значительная часть армян поселились в Баку, где, благодаря поддержке со стороны России, они заняли высокие позиции в энергетических компаниях в стране. Этот факт, а также приобретение земель Азербайджана богатыми армянами, постепенно повышает напряжённость в отношениях между двумя народами. Тем не менее ситуация оставалась относительно спокойной до первой русской революции в 1905 году, которая вскоре распространилась и на Южном Кавказе. В условиях экономического и политического кризиса в России, причиной которой стала и война с Японией и результат политики царского правительства, обострились экономические противоречия между представителями этнических групп, и это привело к столкновениям между армянами и азербайджанцами. В результате столкновений обе стороны потеряли много человек. В атмосфере растущего антагонизма между двумя общинами свою деятельность увеличивает армянское общенациональное движение “Дашнакцутюн". Его цель состоит в том, чтобы получить автономию на территориях исторической Армении, включающих в себя не только восточную Турцию, но и Нагорный Карабах и Нахчыван, которые во время царской России были под контролем азербайджанцев. В результате большевистской революции в 1917 году создаётся Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) в составе СССР, охватывающей три страны Южного Кавказа - Грузию, Армению и Азербайджан. Но скоро становится ясно, что невозможно этим народам жить вместе в одном федеративном государстве. В результате, в мае 1918 года, были объявлены Азербайджанская Демократическая Республика и Грузинская Демократическая Республика. Азербайджан (АДР) объявил свою независимость под покровительством Османской империи. Между тем в Тбилиси была объявлена и Араратская республика. Так как в это время Армения не имеет свою собственную территорию, нигде на Южном Кавказе армяне не составляют большинства, чтобы попытаться на такой территории создать собственное государство, в конце мая того же года АДР передаёт Араратской республике территории в районе Иревана. Что самое интересное, армянское государство изначально было лишь временно создано на территории Иревана и соседних азербайджанских землях. Именно поэтому она называлась Араратской, поскольку претендовала на турецкие земли Карса, Игдыра, Вана и другие провинции. Между тем, армянская политическая группа "Дашнакцутюн" стала выгонять мусульманское население из районов Нахчыван, Карабах и Иреван. В период с 1918 по 1920 гг. Южный Кавказ является ареной вооруженного противостояния между формированиями азербайджанцев и армян. В марте 1920 г. в Баку происходят множество тяжелых столкновений между мусульманскими и армянскими боевиками, которые переросли в массовые погромы против мусульман - многие азербайджанцы были убиты, многие покидают родные города, другие вынуждены скрываться. После Первой мировой войны вывод османов из Южного Кавказа подтверждает принадлежность Карабаха Азербайджану. В течение следующих нескольких лет эти три республики существовали отдельно, но беспорядки продолжались, в основном из-за армянской политической группы "Дашнакцутюн", у которой были территориальные претензии, как к Грузии (Джавахетия и Ахалкалаки) так и к Азербайджану (НК, Зангезур и Нахчыван). Первая республика, которая вновь стала приходить к советской власти, - Азербайджан, вероятно, из-за нефтяных месторождений, которые представляют особый интерес для большевиков. Красная Армия вошла в Баку в апреле 1920 года, в то время как азербайджанская армия находилась в Нагорном Карабахе (НК), где пытались подавить восстание карабахских армян. В ноябре того же года была установлена ??Советская власть и в Ереване, Грузия стала последней страной на Южном Кавказе, захваченной Красной Армией в апреле 1921 года. Исторический обзор Южного Кавказа показал, что население в этих землях жило под иностранным господством на протяжении многих веков и делилось на этнической и религиозной почве в начале прошлого века, когда в регионе появляются первые национальные государства. В результате история региона оказывает существенное влияние на этническую идентичность людей, населяющих эти земли. 1.2. Историческая и этническая судьба армян Согласно армянским источникам, они пришли из группы индоевропейцев, которые в 6 веке до н.э. переселились на территории Восточной Турции и Южного Кавказа. Сначала они приняли христианство в 301 году и создали уникальные этно-религиозные общества. Их религия и язык с уникальным алфавитом были созданы в период 401-406 гг., формируют основы армянской идентичности. Хотя в Средновековье армяне были объединены во Великое Армянское Царство Багратидов (885 - 1045 г. н.э.), которое охватывало часть территории современной Турции, Ирана, Сирии и Ливана, на протяжении большей части своей истории армяне находились под властью римлян, персов, византийцев, арабов, монголов, османов. Самый важный период истории, который влияет на армянскую национальную идентичность, был во время османского владычества. Находясь под властью Османской империи в 1520 году, большая часть армянского народа остается в Османской империи в течение следующих четырех столетий. Если вначале армяне жили относительно мирно и христианское население пользовалось особым статусом, предоставленным султаном, то после XVII века ослабление империи способствовало началу нетерпимого отношения к армянскому населению. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., дает толчок процессу радикализации Армянского национального движения в Османской империи. Основанная в 1887 году в Женеве Социал-демократическая партия “Гнчакян” в 1894 году инициирует восстание против курдов в городе Сасун, которое было подавлено армией султана Абдулхамида II. Беспорядки продолжаются и в 1894-1896 гг. В результате, почти 100 тысяч армян стали изгнанниками и, по оценкам армянских историков, во время погромов в этот период погибло около 300.000 армян. Во время Первой Мировой Войны разворачиваются события, которые оставили глубокие следы в межэтнических отношениях в регионе и оказывают влияние на международные отношения сегодня. В Восточной Анатолии велись ожесточенные сражения между российскими и османскими войсками. Армянский народ, который в то время проживал в этом регионе, не остался равнодушным к ходу событий и предпринял активные шаги в пользу России. В установленных добровольческих подразделениях российской армии в 1916 г. приняли участие около 10 тысяч армян. Партии " Дашнакцутюн " и "Ганчак" призывали весь армянский народ единодушно поддержать Россию. В мае 1915 г. правительство османской империи издало приказ о депортации всех армян из восточных провинций в “безопасные для них места”, чтобы освободить территорию боевых действий и защитить Османскую армию от предательской деятельности. Депортированные люди были эвакуированы в лагеря в Сирии и Месопотамии. Оценки погибших армян в результате этой депортации, по некоторым мнениям, были от 300 000 до 600 000 человек; другие считают, что цифра превышала 1 000 000. Эти трагические события определяются армянами как «геноцид» армянского народа. Еще один важный период в истории армянского народа связан с российским управлением на территории Южного Кавказа. Армяне приветствовали присоединение территории к югу от гор Кавказа к России в 19 веке (период между 1826 до 1878 гг.), а также во время войны с османами с 1877 по 1878 гг., многие армянские добровольцы приняли участие в военных действиях. Тем не менее "политика России по отношению к армянам меняется в разные периоды времени, создавая в них чувство неуверенности". Политика российского руководства в отношении армянского населения во многом продиктована внутренней и международной обстановкой, в результате чего в 1890 г. была основана партия "Армянская революционная федерация" или, как еще ее называют, - " Дашнакцутюн". Хотя это новое движение не создавало угрозы сепаратизма, русские начинают видеть армян как революционеров. В результате, Россия проводит политику русификации армян. Когда в 1885 г. закрыли многие армянские школы, конфликты между армянским населением и полицией возросли. Недоверие и вражда между правителями и подданными уходят на задний план только к началу Первой Мировой Войны. Во время российского правления армяне понимают, что, несмотря на защиту российских лидеров, непоследовательная политика короля является признаком того, что они не всегда могут рассчитывать на «братскую Россию». Тяжелая и трудная историческая судьба армян во времена Османской империи и власти России укрепляет чувство солидарности среди армян. По мнению армянской стороны, в течение многих столетий, когда они были изгнаны и переселились в разные регионы, только в НК они сумели сохранить относительную независимость. С этой точки зрения, армяне считали Нагорный Карабах за свой "последний оплот", утрата которого будет означать потерю армянской идентичности. 1.3. Историческая и этнонациональная судьба азербайджанцев По мнению азербайджанских историков, азербайджанцы пришли от населения Кавказской Албании, которая существовала между 4-м веком до н.э. до 8-го века нашей эры между территориями современной Грузии, Каспийским морем, Кавказскими горами на севере и реки Араз на юге. До арабского вторжения в Персию в 642 г., большая часть населения этих земель была населена христианами, в то время население испытывало и культурное и политическое влияние Персии. С вторжением арабов большая часть населения региона принимает ислам. С приходом тюркских племен в XI веке и смешением, местное население постепенно стало идентифицировать себя как турки и приняло тюркский язык в качестве основного языка. В 1502 году после Сефевидской династии Иран захватил восточную часть населения Южного Кавказа в этих краях, и население принимает шиизм в качестве своей религии, также иранская культура повлияла на будущую идентичность населения Южного Кавказа. В отличие от армян, азербайджанцы всегда определяли свою идентичность на основе того, кто господствовал на их земле - османцы или иранцы, что замедляло формирование собственной национальной идентичности. Они начинают определять себя как "азербайджанцы" только в XX веке после создания АДР в 1918 году. После того как Южный Кавказ был завоеван русскими, люди, проживавшие на территории современного Азербайджана в течение многих столетий и являвшиеся частью мусульманского большинства в мусульманских империях, внезапно стали меньшинством в христианской стране. Политика ассимиляции русского царизма и относительно благожелательного отношения к местным армянам привела к образованию азербайджанского национализма. Азербайджанская идентичность была сформирована в результате российской политики, но была направлена больше против местных армян, чем против русских. Попытки карабахских армян отделиться от Азербайджана и изменить границы государства воспринимались азербайджанцами как угроза для их выживания в качестве сообщества. 1.4. Советский эксперимент на Южном Кавказе: 1921-1987 В начале 20-х годов прошлого века весь Южный Кавказ был под влиянием большевиков. В 1922 году три страны Южного Кавказа становятся частью ЗСФСР, которая вошла в состав СССР. Одно из изменений, связанных с принятием Конституции СССР в 1936 году, является "ликвидация Завкавказской Республики, и три государственных объекта входят непосредственно в состав Советского Союза". С самого начала советского периода борьба за Карабах между армянами и азербайджанцами возобновляется. В течение трех лет Советское правительство пытается решить эту проблему. Первоначально решение было о поддержке Армении, в результате чего в декабре 1920 г. революционный комитет Азербайджанской ССР (АЗССР) под давлением со стороны Советского Союза публикует заявление о передаче Карабаха, Зангезура и Нахчыван под армянский контроль. Сталин, который в то время был комиссаром по делам меньшинств, публично объявил это решение 2-го декабря того же года, но глава Азербайджана Нариман Нариманов (1921-1922) впоследствии отвергает данное решение. Четыре месяца спустя большевики в Москве коренным образом изменяют свое решение. Причина – подписание Мовсковского договора между Советским Союзом и Турцией “о дружбе и братстве” (16 марта 1921), согласно которому территории Карабаха и Нахчыван ставятся под контроль АЗССР. Намерение Сталина разделить Кавказ, чтобы предотвратить объединение оппозиции, и идея разделить армян в Армении и НК хорошо принималась турецкой стороной, так как, согласно основателю современного турецкого государства Кемаля Ататюрка (1923-1938 гг.), если существует сильное армянское государство, то оно будет иметь территориальные претензии к Турции. В результате такой политики, проводимой Сталиным, однако, не только армяне, но сами азербайджанцы почувствовали себя разделенными в Азербайджане и Нахчыване. В 1922 году было принято решение предоставить НК статус автономии в составе АЗССР. Это решение было подтверждено декретом азербайджанской стороны от 7 июля 1923 года, так как данная область была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) столица - Степанакерт. В этом году Нахчыван получил статус автономной республики в пределах АзССР. На самом деле, статус Нахчыван был оговорён еще в марте 1921 года с согласия Москвы в подписанном между Советской Россией и Турцией соглашении, согласно которому статус анклава не может быть изменен без согласия Турции. Эта договоренность была достигнута в Анкаре после военного наступления Турции на Кавказе, как только Османская империя подписала Севрский мирный договор в августе 1920 г. Турция понимала, что Советской России, которая в то время была разорвана гражданскими войнами, нужны союзники, и ей успешно удалось "похоронить" армянский вопрос с согласия Москвы, за которым последовал и Карсский договор, подписанный 13 октября 1921 года между Турцией и тремя странами Южного Кавказа. Таким образом, Россия жертвует армянским вопросом, чтобы обеспечить союз с Турцией. На данный момент решения России, возможно, были хорошо приняты Азербайджаном, но в долгосрочной перспективе – разочарование армян из-за потерей "Западной Армении", несмотря на обещания западных стран, и потерей НК и Нахчывана, несмотря на обещания России, что оказалось катализатором для будущих конфликтов. В этом контексте следует отметить, что Севрский договор определял будущее армянских границ, которые должны были включать и части Восточной Анатолии (или, как его называют армяне, - «Западную Армению») НКАО и Нахчыван, несмотря на преимущественно мусульманское население, учитывая, что АРССР довольно настойчиво пыталась убедить Москву передать Карабах обратно ей. Во-первых, Нахчыван получил статус Автономной Советской Социалистической Республики, и не было никаких причин, ради которых НК не получил бы такой же статус. С другой стороны, азербайджанцы решили, что огромное количество азербайджанского меньшинства, которое проживает в Армении, Грузии и Дагестане, не получало автономию, хотя оно также сосредоточено в определенных областях. Автономный статус Нахчывана исходит из того, что регион географически отделен от АзССР, как Калининград от СССР. Важно уточнить, что Нахчыван расположен между Арменией, Турцией и Ираном, и он никаким образом не связан географически с Азербайджаном. Другими словами, Нахчыван и НК исключены от Советской системы. В своей книге «Конфликт в Нагорном Карабахе" Сванте Корнелл пишет, что нет другого случая, как с Нахчываном, в котором области, которая является частью Азербайджана, заселена людьми, которые имеют ту же национальность, что и население Азербайджана, предоставлен статус автономной республики. Только те общества, которые не имеют собственной союзной республики в СССР или собственной страны за пределами Советского Союза, имеют право на автономный статус. Национальные меньшинства, проживающие за пределами своих республик, как правило, не имеют права на статус автономии в Советском Союзе. В 30-х годах прошлого века, когда статус целого ряда территорий в Советской России меняется, армянская сторона вновь делает попытки получить контроль над НК и Нахчываном. В это время внутренние границы Советского Союза не имели большого значения, поэтому карабахские армяне, которые хотели получить хорошее образование или найти хорошую работу могли свободно ездить в Баку или Ереван. Тем не менее даже в 1936 году власти Армении поставили вопрос о принадлежности НК перед Сталиным. В 1963 году карабахские армяне отправили в Москву петицию, в которой выражали свое недовольство в связи с экономической и культурной политикой АзССР по отношению к НК. Они также обвиняли власти Баку в попытке изменить демографию области. Ответ из Москвы, однако, не получают, поэтому в 1963 году, и в 1968 году, в Карабахе вспыхнули местные столкновения. В результате, вероятно, карабахские армяне поняли, что Советское правительство не давало им достаточных гарантий безопасности в Азербайджане. Именно воспринимаемая ими угроза безопасности могло объяснить мобилизации армян в Карабахе, и желание отделиться от Азербайджана. Другие аналитики считают, что причины, почему карабахские армяне начали кампанию отделения от Азербайджана, обусловлены больше угрозой их культурной идентичности. По мнению карабахских армян, Азербайджан постепенно сокращал бюджет на образование и, таким образом, закрывалось множество школ, в которых изучали армянский язык. Карабахские армяне также обвиняют азербайджанскую сторону за то, что создали историю НК, в соответствии с которой карабахские армяне и азербайджанцы определялись как потомки Кавказской Албании. В советское время армяне в Нагорном Карабахе неоднократно заявляли, что их отношения с Азербайджаном затрудняет экономическое развитие в регионе. В петиции армянской стороны активисты Армении утверждают, что азербайджанцы провели дискриминационную политику по отношению к региону с целью ухудшения экономического состояния в НК. В их жалобах, направленных в Москву, армяне утверждают, что азербайджанские власти закрыли бизнес в области, уничтожили их посевы и отказывают в восстановлении дороги, соединяющей Степанакерт с соседними деревнями. По словам активистов, все эти действия азербайджанской стороны лишают их средств к существованию и заставляют их покинуть НК. Кроме того, карабахские армяне указывают, что инвестиции в Нахчыван превышают инвестиции, которые были направлены в НК. Согласно армянским источникам, инвестиции в Нахчыван в ??70-х и в начале 80-х гг. прошлого века были в два раза больше, чем в НК, согласно другим армянским источникам, они были в несколько раз больше, особенно в 1975 году и в период 1981-1983 гг., но не следует забывать, что инвестиции в Нахчыван были намного больше, чем в НК, так как Нахчыван находится в важном стратегическом месте на границе с Турцией и Ираном. Учитывая его расположение, логично, что Нахчыван получил больше инвестиций, чем другие, менее стратегически важные регионы Азербайджана. По мнению нейтральных источников, в период 1970-1976 гг., Нахчыван получает почти на 48% меньше инвестиций, чем НК за это время, который получал почти на 72% больше инвестиций, и тенденция продолжилась и в последующие годы. Кроме того, азербайджанские источники указывают, что в советское время НК обгоняет Армению, Азербайджан и даже СССР по ряду экономических показателей. Низкий уровень развития НК можно отнести к широко распространенному пренебрежению провинциальных регионов не только в Азербайджане, но и на всей территории СССР в целом. Тот факт, что армяне, проживающие в сельских районах Армении, массово покинули свои земли, означает, что карабахские армяне покинули этот район не из-за политики Азербайджана, но из-за плохих условий жизни в сельских районах Советского Союза в целом. Кроме того, армяне были недовольны решением регионального комитета Партии в 1975 г., которое предусматривало назначение на административные должности в НК как армян, так и азербайджанцев. В результате, армянские источники указывают, что различные государственные посты в НК занимали в основном азербайджанцы. Учитывая, что у карабахских армян были основания для опасения из-за конкуренции с азербайджанцами за различные должности в государственной администрации. Карабахские армяне во всем обвинили правительство Азербайджана, которое, по их мнению, намеренно пыталось изменить демографический характер региона. Независимо от того, кто населял территории НК, в средние века они были оккупированы армянскими или кавказскими албанцами, согласно российским источникам, в 1921 году в этом районе проживало около 138,500 человек, из которых 122,800 армян (89%) и 15400 азербайджанцев (11%), за исключением города Шуша, где 94 % населения были азербайджанцы. В период с 1921 по 1979 гг. рост населения Карабаха в области эквивалентно 0%. Основной причиной нулевого прироста населения является огромное количество жертв, принесенных во время Второй мировой войны, в ходе которых погибли 15-20% карабахских армян. За тот же период рост азербайджанского населения в регионе превышает 100%, причина является заселение в области азербайджанцев. В результате этого, в то время когда в 1921 году армянское население в регионе составляло 89%, в 1979 году их число составляло 79% от общей численности населения в НК. По данным российской статистики, в 1989 году общее число карабахских армян в области составляло 145 0....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: