VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Антимонопольная политика в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002332
Тема: Антимонопольная политика в России
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-4    
     1. Теоретические основы монопольного рынка……………………….5
     1.1. Монополия: сущность и причины существования…………….5-8
     1.2. Виды монополий и их характеристика………………………..8-14 
     1.3. Проблемы монополии в современной России………...…….15-19       
     2. Антимонопольная политика в России……………………………20   
     2.1 Сущность и направления……………………………………..20-25
     2.2 Оценка эффективности государственной антимонопольной политики…………………………………………………………………...25-27   
     2.3 Антимонопольная политика в России ………………………...27-36    
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….37-38    
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………39 
     
     
     
     


     ВВЕДЕНИЕ
     
     Совершенная конкуренция, являясь больше абстрактной моделью, весьма удобна для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. На самом же деле чисто конкурентные рынки встречаются весьма редко. В большинстве случаев, каждая фирма имеет так называемое «свое лицо», и каждый потребитель при выборе продукции той или иной фирмы, опирается не только на полезность продукции и ее цену, но и на свое отношение к самой фирме, к качеству производимых и выпускаемых ею изделий. Таким образом, положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, то есть в ее поведении присутствует элемент монополизма.
     Монополия представляет собой рыночные условия, при которых одна фирма является производителем и/или продавцом какой-либо продукции, которая не имеет близких заменителей.
     Монополия — это единоличное право на владение кем (чем) -либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного "хозяина жизни" в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.
     Проведение рыночных реформ в России повлекло резкое усиление монополистических тенденций. Немаловажную роль сыграл распад СССР, а также ослабление экономических связей между союзными республиками бывшего СССР. К уже существующим монополистам добавились совершенно новые – предприятия, которые не являлись единственными производителями в масштабах всего СССР, но которые стали таковыми на заметно уменьшившейся территории. Достаточно высокий уровень монополизации, а также его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в России антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа секторов экономики, где была установлена монополия.
     Цель данной работы: всестороннее рассмотрение процесса становления и развития монополий.
     Работа имеет две главы. Первая глава рассматривает понятия и основные признаки монополии. Во второй главе рассмотрены принципы, сущность антимонопольной политики, ее необходимость и эффективность. Здесь рассмотрены особенности социалистического монополизма, монополизация в России.
     Основные задачи работы:
     1. Рассмотрение понятия, сущности и причин существования монополии;
     2. Изучение антимонопольной политики;
     3. Выявить особенности и проблемы в этой отрасли.
     
     
     
     
     
     
     

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛЬНОГО РЫНКА

1.1. МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ
     
     Лексическое значение слова «монополия» имеет древнегреческие корни. Слово состоит из двух частей «моно», что имеет значение «один», «единственный», «полео» - «продавать». В дословном переводе – это означает «продаю один». Сущность монополии в экономике рассматривается в трех различных значениях:
     1. Состояние рынка, в котором торгует только один продавец предлагающий товар, немеющий заменителей.
     2. Монополию воспринимают как рыночную власть (это вызывает интерес у государственной власти).
     3. Монополией отождествляется размер компании и положение ее на рынке как субъекта (крупная корпорация или объединение предприятий контролирующие долю производства и реализацию продукции).
     Соответственно, и современная трактовка этого термина особо не отличается от первоначального значения. Монополия – это власть на рынке одного человека – хозяина – монополиста. Сейчас с монополиями ведется борьба. Хотя некогда ранее именно благодаря монополиям экономика многих государств излечилась. Все должно быть в меру, ведь монополия – это скорее хорошо, чем плохо, но есть один существенный минус. Монополисты перекрывают кислород всем начинающим мелким предпринимателям, среднему и малому бизнесу. А на современном этапе, в условиях демократического, капиталистического общества, мелкий и средний бизнес – показатели успешной экономической политики государства. Что характерно для монополии, так это то, что монополисты имеют право на работу в той или иной сфере бизнеса. А если появляется малый конкурент, то его, как обычно уничтожает не конкурентно способность. Иногда даже можно употребить слово «произвол» по отношению к действиям некоторых монополистов на рынке. Не рынок им диктует политику, а они – рынку. Изучение сущности монополии каждого рынка необходимо в первую очередь службам антимонопольного регулирования. Службы анализируют рынки, запрещая крупным фирмам занимать долю более 30% конкретного рынка. Бизнес также следит за монопольными свойствами в его сфере товаров и услуг.
     Сущностью монополии является присвоение всех покупателей. Очень серьезно с этим произволом связана и ценовая ситуация на рынке, где заправляет монополист. Цены на рынке с монополией растут и всегда завышены, так как только один хозяин может на нее повлиять. В его интересах повышение прибыли, поэтому, как правило, стоимость продукции значительно ниже, чем цены, которые на нее установлены. В современной науке появился даже термин «монопольная цена», что означает – «высокая цена». Прекрасное положение в статусе монопольной компании или предприятия очень сильно стимулируют современные фирмы к получению этого «статуса». Что может быть выгоднее? Во всех странах созданы антимонопольные комитеты, организации, но, явно, что бороться с крупными монополистами даже на государственном уровне – это чрезвычайно сложное дело. Причем, следует понимать, что эта борьба – палка двух концов. Как не крути, а любому государству выгодны монополии, ведь они успешны и поднимают общий уровень экономики государства, но только при одном условии. Оно заключается в том, что монополия должна играть по правилам государства или хотя бы не перечить его внешне и внутренне экономической политике. Ведь речь идет не только о торговли, здесь смысл гораздо глубже: монополия – это власть. А когда дело касается власти, то здесь под угрозой даже государственные интересы.
     Чаще всего страны просто «договариваются» со своими монополистами, не мешают им и создают друг для друга взаимовыгодные условия. В мировой истории прослеживалась тенденция к государственным монополиям. К примеру, неоднократно многие страны устанавливали единовластие над рынком табака или вина, или специй, которые стоили дороже золота. А вот случаи, когда государство предоставляло кому-то возможность монопольного владения той или иной нишей рынка товаров, назывались «откупами». Чем не подобно современному понятию «откат»? Монополию можно охарактеризовать следующими свойствами:
     1. Централизация капитала.
     2. Сосредоточение производства определенного вида товара у одного производителя.
     3. Концентрация производства.
     4. Не конкурентно способность остальных предприятий в этой отрасли.
     5. Партнерство с такими же крупными производителями (образование холдингов, корпораций, компаний), с целью монополизации отдельных отраслей производства на рынке.
     Монополия и отсутствие конкуренции самая актуальная проблема в современной экономике. Рынками должно управлять равновесие между спросом и предложением с распределением прибыли продавцам и справедливых цен покупателям.
     Есть несколько причин существования монополий.
     Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
     Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
     Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
     
1.2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

     История монополий неразрывно связана с развитием таких процессов, как рост акционерной собственности, новая роль банков , монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний. Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание ’’общего распределения средств производства’’. Но по содержанию это распределение оказалось частным, то есть сообразованным с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний и принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами. Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии — « Стандард ойл», в автомобильной — «Дженерал моторс»..
     Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
     Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
     Особый вид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом , можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
     Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
     Современная теория выделяет три типа монополий:
     1) монополия отдельного предприятия;
     2) монополия как соглашение;
     3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
     Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
     Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
     Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
     Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
     Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
     Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
     Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
     Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
     В 60-х годах в США и некоторых странах начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
     Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
     
1.3. ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
     
     Сегодня, в силу различных обстоятельств, граждане вынуждены всё чаще и плотнее углубляться в различные сферы политической и экономической жизни. В попытке найти решение, люди начинают интересоваться тем, как те или иные аспекты влияют на их повседневность. Именно сюда можно отнести монополии. Одни видят в них будущее экономики государства, а другие обвиняют в торможении развития рынка из-за снижения конкуренции.
     Говоря о положительных факторах монополий можно отметить, что продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Также крупные масштабы производства позволяют снижать издержки производства. За счёт большого количества средств именно крупные фирмы имеют возможность вкладывать в средства в научные исследования создание новых разработок, тем самым не только повышая эффективности своего производства, но и давая возможность для научного прогресса. В случае экономического кризиса крупные монополистические объединения обладают наибольшей устойчивостью среди прочих компаний и первыми начинают выходить из кризиса.
     Но с другой стороны имеет место быть и ряд отрицательных факторов. Корпорациям, достигнувшим монополии на рынке больше не нужно снижать свои цены, чтобы добиться лучших продаж. Они вправе устанавливать свои собственные цены, зачастую выше, чем в условиях конкурентного рынка. Исследовательское финансирование проводится в основном относительно небольшими организациями, так как крупные компании, добившиеся абсолютной монополии, больше не заинтересованы в усовершенствовании своего производства. Также монополии представляют собой в некотором роде угрозу для конкуренции и для предпринимательства в частности.
     Итак, можно отметить, что монополии сегодня представляют собой крупные предприятия с высокой эффективностью производства и при минимальных затратах. При этом монополии способны отрицательно воздействовать конкуренцию в целом, создавая застой в развитии рынка.
     Монополии в современной России
     Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.
     Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучая реестр можно прийти к выводу, что российские монополисты федерального уровня - это, в основном, узкоспециализированные производства. Их специфика заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.
     На данный момент в российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует отметить, что в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились.
     В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах (Например:Группа лиц в составе ОАО «Калужский хлебокомбинат», ЗАО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб»>65%) Реестры хоз. Субъектов от 27.09.2010, в % указаны доли хоз. субъекта на рынке. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства - также локальные монополии (АО «Калугаоблгаз»>65%, Обнинское МП «Горэлектросети»>65%, КГУП «Хабаровскводтранс» >65%).
     Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Четыре главных естественных монополиста России:
     * РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
     * ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
     * МПС (железнодорожные перевозки);
     * «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).
     Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
     Полномасштабное исследование методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теории существуют два варианта антимонопольной политики. Первый предусматривает заблаговременное создание условий для конкурентного рынка. Второй вариант представляет собой путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.
     В марте 1991 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».
     Также, согласно этому закону, фирма занимает «доминирующее положение» при условии, что ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике. В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.
     Однако приходится констатировать, что принятый закон используется явно недостаточно. Практика его применения показала необходимость внесения в него существенных изменений и дополнений.
     Таким образом, на данном этапе главной проблемой монополизации является сосредоточение большой власти, негативно влияющей на конкуренцию на рынке и устанавливающуюся на нём цену. И самое главное то, что влияние монополистических компаний зачастую становиться не только экономическим, но и политическим. Именно поэтому государству необходимо уделить большое внимание контролю над крупными монополиями и созданию благоприятных условий для развития конкурентной среды.
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
     
     2.1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ
     
     Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции.
     Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
     * обеспечение и сохранение конкуренции;
     * контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
     * контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);
     * защита интересов потребителя;
     * защита и поддержание малого и среднего бизнеса.
     Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основные меры антимонопольного регулирования:
     1. Изучение рынка. Определение индекса Герфинделя, который показывает концентрацию рынка и степень власти над ценой. Оценивается доля фирмы на рынке (доля в общем объеме продаж в % = S), определяется количество фирм в отрасли; Показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все эти данные суммируются. Если общий показатель меньше 20%, значит монополии нет. Для России этот показатель меньше 36%. Если индекс Герфинделя больше 60% - наличие монополии.
     2. Используется дифференцированный подход. Остается только то, что выгодно, т.е. естественные монополии.
     3. Жесткий контроль за процессом слияния методом административного контроля цены и качества.
     4. Сочетание антимонопольной политики правовых норм и организационного механизма через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии.
     5. Демонополизация и либерализация цен.
     6. Развитие и укрепление рыночной структуры, которая может противостоять монополии: снижение таможенных пошлин, поддержка малых предприятий, упрощение лицензирования.
     7. Разгосударствление – денационализация, приватизация, снижение бюджетных дотаций, отмена льгот.
     8. Принятие специального закона «об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках».
     Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
     Учитывая тот факт, что монополии имеют свойство стремиться к получению большой экономической власти, в большинстве стран с рыночным типом экономики разных форм и масштабов государство вмешивается в деятельность монополий, основываясь на своих взглядах о степени опасности монопольных структур. Кроме того, в последние десятилетия эта политика проводится не разовыми мероприятиями, а имеет статус одной из постоянных функций государства.
     У направлений такой политики имеются различные характеристики. Например, применительно к США выдающиеся американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус обозначают пять видов направлений вмешательства в работу монополий:
     – повышение налогов для сокращения прибылей;
     – установка контроля над ценами для того, чтобы сдерживать инфляцию, а также для давления на цены в высококонцентрированных отраслях;
     – установка государственной собственности на монополии;
     – осуществление государственного регулирования промышленности, позволяющее органам, ответственным за регулирование, следить за уровнем цен, уровнем объемов производства, процессом входа и выхода фирм из регулируемых отраслей;
     – проведение государством специальной антитрестовской политики.
     Государственное воздействие на монополии в различных странах и в различные периоды могут отличаться, но в целом в странах, которым присущ рыночный тип экономики, можно выделить три важных направления:
     Активизация на рынке конкурентных структур, которые могут противостоять предприятиям-монополиям с помощью различных мер по либерализации рынков.
     Данное направление не подавляет монополии непосредственно. Оно основано на таком очевидном факте, что чем эффективнее работа конкурентных механизмов рынка и, как результат, более развитыми являются конкурентные структуры рынка, тем сила монополии слабее.
     В связи с этим, главной задачей этого направления является создание в экономике обстановки, которая бы затрудняла или делала просто невыгодным злоупотребление монопольным положением отдельным фирмам, которая бы обеспечивала своеобразную антимонопольную профилактику в обществе и экономике в целом. Ускорение развития науки и техники также нередко оказывает воздействие на подрыв монополизма, так как благодаря отдельным достижениям научно-технического прогресса некоторые естественные монополии перестают быть таковыми.
     Особенно заметной в последнее время данная тенденция была в отрасли связи, когда передачу информации на очень дальние расстояния осуществляли очень немногие из особо крупных компаний. С появлением же спутниковой связи выполнение таких функций стали доступны большинству фирм, избавив, таким образом, их от использования услуг компаний-монополистов.
     Регулирование монополий с использованием контроля уровня цен и рентабельности также является важным направлением вмешательства государства в работу монополий в условиях рыночной экономики. Происходит это регулирование с помощью фиксирования «потолка» цен, применения понятий «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли».
     Главным образом, регулированию подвергаются естественные монополии. В основном это монополии на разнообразные виды коммунальных услуг, таких как почта и телефонные станции, электрические, водо- и теплоснабжающие, газовые компании и т.п. В связи с тем, что формировать конкурентные рынки подобных коммунальных услуг экономически бессмысленно, да и технологически почти невозможно, то для удовлетворения потребностей населения в этих услугах в полном объеме и по приемлемым ценам остается только регулирование монополий естественного типа государством.
     Несмотря на то, что такое регулирование объективно необходимо только для монополий естественного типа, также оно может применяться в отраслях, не исключающих конкуренцию.
     Прямое предотвращение образования монополий, их подавление или полная ликвидация, используя специального антимонопольное законодательство.
     В странах с рыночной экономикой при слишком большой власти некоторых монополий, государство может использовать специальные антимонопольные законы с целью подавления или ликвидации таковых.
     В связи с различными акцентами при осуществлении антимонопольного регулирования выделяют европейский и американский подходы в политике против монополий.
     В Европе антимонопольная политика направлена, прежде всего, на регулирование существующих предприятий-монополистов, несмотря на пути, которыми они добились такого положения. При этом не подразумевается проведение изменений в структуре монополий, то есть от них не требуется рассредоточение, или дробление на отдельные и самостоятельные фирмы.
     Одним из главных условий для выполнения рынком роли координационного механизма, а также условий функционирова.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44