- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ Всемирных игр кочевников (2014 и 2016 гг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011899 |
Тема: | Анализ Всемирных игр кочевников (2014 и 2016 гг |
Содержание
Оглавление Введение 1 Глава I. Культура кочевой цивилизации 7 1.1 Особенность культуры кочевых народов 7 1.2 Игры кочевых народов как часть культуры 16 Глава. II. Этноспорт как вид сохранения культуры кочевых народов 29 2.1 Всемирные игры кочевников. Актуальность и перспективы 29 2.2 Влияние Всемирных игр кочевников на культуру Кыргызстана 39 Заключение 48 Список использованных источников и литературы: 51 Введение Еще в XX веке номадизм рассматривался как архаизм, с которым следовало поскорее покончить, осчастливив кочевников «переводом на оседлость». В современной номадологии кочевник становится интересен, как образец энергии и движения, исконно присущих человеку и человечеству. Поменялось отношение к кочевникам, их культуре, технологиям, мотивациям.1 Кочевничество или номадизм как принято его называть в номадологии, сыграл в истории евразийского континента огромную роль. С появление кочевого образа сформировались первоначальные условия для последующего разделения труда и торговли. Тюркские и монгольские номады изобрели деревянную телегу на колесах и деревянную юрту на ней, которая позволяла им мобильно перемещаться и вести успешно войны с оседлыми цивилизациями. Номадизм внес крупный вклад и в производство оружия и орудий труда из бронзы и железа. Верблюдов и лошадей кочевники стали использоваться, как транспорт для перемещения на большие расстояния. Именно это преимущество дало кочевникам возможность открыть и контролировать на протяжении тысячелетий Великий Шелковый Путь, связывающий Восток и Запад, не только товарами, но культурными достижениями.2 С другой стороны, номады были грозной силой для любой оседлой цивилизации. Перед кочевниками не устояли многие европейские и восточные империи, первый император Китая Цинь Шихуаньди для защиты от их набегов построил Великую китайскую стену, но многие китайские правящие династии позже вышли из кочевников, когда-то захвативших Китай (Хань, Юань и др.). Гунны во главе Аттилы чуть не положили конец Римской империи, гиксосы стали покорителями Древнего Египта и т.д. Самой крупной в истории человечества империей была Монгольская, простиравшаяся от Восточной Европы до Японского моря. Актуальность темы. Сегодня интерес к кочевому прошлому снова становиться вновь актуальным. Впервые в истории проведенные Всемирные Игры Кочевников (англ. World Nomad Games) в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области Кыргызстана 9-14 сентября 2014 года стали не просто этнокультурной программой, но знаменательным событием в Центральной Азии. World Nomad Games можно воспринимать, как некий жест призывающий кыргызский народ обратиться к кочевому прошлому и возродить ее элементы в современной жизни. Всемирные Игры Кочевников стали платформой на которой смогли встретиться народы с традиционной кочевой культурой и подтвердить свое единство через спортивные состязания, художественные и музыкальные произведения3. Популяризация этнических традиций и лозунг к национальному единству – одна из главных задач Всемирных игр кочевников4. Однако, остается вопросом, удался ли этот международный проект, почему сейчас началось его осуществление, успешна ли популяризация этнического и куда оно направлено? Ведь в сущности Центральная Азия в настоящий момент находится на стыке эпох, когда вместе с масштабной урбанизацией и распространением англо-протестантской культуры на ее территории сосуществует традиционное. По неподтвержденным данным в настоящее время на Азиатском и Африканском континентах существуют около 20 млн кочевников и полукочевников. В общей численности мирового населения они занимают небольшую долю, однако некоторые исследователи подсчитали, что в Азии, Африке и Америке более 60 государств, в которых существует пастбищное животноводство. Историография. Историографию по данной проблематике можно разделить: на исследования по истории и культуре номадизма (в том числе этноспорт) и конкретно по теме Всемирных игр кочевников (2014 и 2016 гг.). Историография «Всемирных игр кочевников». Интерес к Всемирным играм кочевников как к исторической проблеме возник через несколько лет после проведения первых игр. Историография исследования представлена двумя видами работ: научными статьями в серьезных научных база данных (РИНЦ, Scopus и др.) и статьями в СМИ и интернете. Проблематика исследования связана с редкой, практически междисциплинарной темой, и решение заняться ею не в последнюю очередь было обусловлено отсутствием каких-либо монографий по ней. При этом следует оговорить, что и в зарубежной историографии массив исследовательских работ очень скуден. В большинстве, научные работы посвящёны собственно темам «игр кочевников», «кочевого образа жизни» в современном мире, этноконфессиональным особенностям номадов и др. Общая исследовательская литература с 2014 по 2017 г. в основном представлен аналитическими и описательными работами с точки зрения культурологии, экономики, политики, журналистики и т.д. Итак, одними из первых работ, основной целью исследования которых являлось определение роли всемирных игр кочевников в Кыргызстане и за рубежом были «Игры кочевников - составная часть мировой цивилизации» Ногойбаева С. Б. и «Всемирные игры кочевников: капитализация культуры как суверенного ресурса» Мусатов Б. В., Алмакучёуков К.М. Работу российских исследователей Мусатова Б.В. и Алмакучуков К.М отличает комплексный и структурированный подход к предмету исследования, однако работа порой носит слегка поверхностный характер5. Общим моментом для указанных трудов является акцент на роли всемирных игр кочевников не только как положительный фактор туристской индустрии, но «инструментом культурного лифта» для талантливых людей, удовлетворяющую их потребность выхода в большие публичные пространства, но и способом формирования общности людей – гражданской нации. Историография по теме номадизма довольно обширна. Историю изучения кочевого общества и его цивилизации можно разделить на несколько периодов: – IX в. до н. э. — описание происхождения и формирования кочевого образа жизни (участие кочевников в жизни общества, первые законодательные акты); – от средневековья и до XVII в. — появление сочинений, в которых кочевников называют варварами. В трудах Рашид ад Дина и Ибн Халдуна нашли отражение вопросы развития номадизма и природной среды, номадизма и организации общества, номадизма и развития цивилизации; – начало XVII в. — пересмотр тенденции искажения роли кочевников, которую они сыграли в мировой истории, особенно в возникновении государства и развитии цивилизации. Если мыслители того времени, в частности А. Смит, считали, что развитие скотоводства привело к возникновению социальной дифференциации, то И. Кант говорил, что основой для возникновения государства стали противоречия между кочевниками и земледельцами. С этого времени исследователи стали предпринимать попытки рассматривать кочевников не только как объект этнографических исследований, но и как один из факторов развития всего человечества; – с первой половины ХХ в. и до начала ХХI в. — изучение кочевого общества с точки зрения антропологии, обусловленное потребностями пространственно-социального развития. – ХХI в. — объединение многочисленных течений и подходов к изучению цивилизаций и проведение интегральных исследований истории, культуры, экономики, традиций, инноваций и тенденций цивилизации кочевых обществ на стыке нескольких наук6. Цель исследования. Целью выпускной квалификационной работы является анализ Всемирных игр кочевников (2014 и 2016 гг.) как исторического явления и выявления ее особенностей в современном мире. Задачи. Исходя из намеченной в работе цели поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать историографическую и источниковедческую базу, в, которых рассматривались вопросы номадизма и этноспорта (более широком смысле) и Всемирные игры кочевников (в узком смысле) 2. Показать особенности культуры кочевых народов 3. Рассмотреть теорию этноспорта в практическом и теоретических аспектах применительно к культуре и спорту кочевников 4. Дать характеристику и выявить дальнейшие перспективы World Nomad Games. 5. Определить вклад Всемирных игр кочевников в национальную интеграцию народов Кыргызстана и формирования национальной идентичности. Развития культурного, туристического и экономического потенциала, а также международных отношений Кыргызстана. Методологическая база. Методологической основой исследования послужили принципы историзма и системности. Для анализа исторического явления, как Всемирные игры кочевников использован историко-проблемный подход. Выпускная квалификационная работа, основываясь на принципах историзма, рассматривает концепции и взгляды исследователей в их развитии и обусловленности, а также опирается на методы научного познания, применимых для историографических исследований, используя преимущественно проблемно-хронологический, перспективный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы. В работе применены общенаучные принципы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и сравнения. Всё это, на взгляд автора данного исследования, позволило обеспечить целостность исследования, рассмотрев наиболее существенные аспекты изучаемого предмета. Объект исследования. Феномен номадизма и традиционные игры кочевников в исторической перспективе Предмет исследования. Всемирные игры кочевников как выражение этнических традиций кыргызов и сохранения национальной идентичности в современном мире. Структура и объем работы. Исходя из поставленных задач и цели, структурно исследование, кроме вводной части, будет состоять из двух глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе описывается специфика культуры кочевых цивилизаций. В ней содержатся два параграфа: об особенностях кочевого образа жизни, проводится сравнительно исторический анализ культуры номадов и оседлых цивилизаций, об различных видах игр кочевников и др. Во второй главе тоже два параграфа. В них дается характеристика феномену Всемирных игр кочевников, как историческому и культурному явлению. Глава I. Культура кочевой цивилизации 1.1 Особенность культуры кочевых народов Термин «кочевая цивилизация» имеет особый оттенок. Он не так давно принят в среде кочевниковедов и востоковедов. Это определение не всегда в полной мере соответствует тому, что применяется для оседлых сообществ. На настоящий момент культура номадов по-прежнему остается загадкой для большинства людей европейской культуры. В Западном мире после трудов известного историка А. Тойнби до сих пор превалирует мнение, что кочевые культуры являлись «тупиковыми ветвями развития человечества». Подобное отношение к номадам укоренилось в сознании большинства европейцев, которую Л. Н. Гумилев, известный тюрколог, образно назвал «черной легендой», определяющее взгляд на них с точки зрения ориентализма. Окончательно искоренить подобное отношения к кочевникам позволило комплексное изучение уникальной кочевой культуры, главной особенностью которой является способность выживать в экстремальных природных условиях: суровый или засушливый климат, хрупкой или уязвимой экологических системах.7 Само понятие «кочевая культура» получило официальное признание сравнительно недавно. Западная историография сравнительно большое время рассматривала номадов как «кривую» культурного развития, являющихся частью дикого, даже варварского витка развития, а не культурного процесса. Основной причина подобного взгляда кроется, в первую очередь, в самих основаниях хозяйственно-бытового образа жизни культуры, то есть, в разнице внутреннего содержания оседлой и кочевой культур8. В первоначальном понимании термин «культура» восходит к латинскому слову «colere», имевшим два смысла: «почитать» и «возделывать землю». Идея культа и на настоящий момент живо в идее культуры, но второй смысл – «возделывать» – сыграло не малую роль в конструирования понятия «культура». На этимологическом уровне категория «культура» с самого начало связано с оседлым образом жизни и земледелием, все остальные значения являются, как известно, его более поздними смыслами. Возделывание земли как основной вид экономического существования оседлого человека являлось почти бессмысленным занятием для кочевника, более того, у большинства кочевых народов земледелием занимались самые бедные слои населения, у которых не было скота для сезонного кочевания.9 Для комплексной характеристики жизни номада не подходят многие основополагающие понятия оседлых народов, поскольку все они вырастают из оседлого образа жизни. Так, культурогенез в понимании номада включает в себя следующие представления: приручение коня, изобретение седла, седлание коня – это исчезновение хаоса, возникновение культуры; поставить коням тавро, овцам – метки означает не только приручение скота, но и развитие знаковой системы, появление собственности, социально-хозяйственного разделения. Реалии кочевой жизни, располагавшие к родовому укладу, определили и систему традиционных ценностей кочевника10. Кочевая аксиология включала в себя три уровня ценностей: высшие, духовно-нравственные, бытовые ценности. Высшей ценностью номад считал способность перемещаться, двигаться, не засиживаться надолго ограниченном пространстве. Идея пути, дороги – одна из главных элементов его бытия, основа жизнедеятельности, соответственно, все то, что неподвижно, оседло, обладает вторичной ценностью. Оседлый образ жизни кочевниками рассматривалось как состояние, к которому вынудили внешние обстоятельства, состояние сродни несчастью человека. Стационарность и неподвижность – характеристики трансцендентного, живое же – солнце, луна, звезды, вода, животные, птицы, люди должны по законам космоса находиться в состоянии движения. Характерно, что священная архитектура развивалась у номадов именно как желание зафиксировать место вечного упокоения умерших. Дом живых – юрта – являлась символом космического, она перемещаема, что означает ее принадлежность к миру живых. Именно поэтому динамизм – это часть миропонимания, а впоследствии и мировоззрения кочевого народа. При этом важно дифференцировать динамизм как способ существования западного человека и динамизм как свойство мировоззрения кочевника. Динамизм западноевропейской философии вытекает из философии антропоцентризма, когда человек ощущает себя центром космоса и, соответственно, желает подчинить себе окружающее. Динамизм же кочевника – способность быть в синтезе с природой, продиктованная изначальной гармонией окружающей среды и человека. Номад не противопоставляет себя миру, а существует по принципу единства сосуществования. Культура номадов подразумевает под собой особый вид восприятия окружающего, специфическую для оседлого житель модель мира, которые выражаются, в том числе, в особенностях освоения пространства и времени. Модель мира кочевников была основана на традиционном миропонимании, где пространство превалировало над временем. Кочевой образ жизни в противоположность оседлому подразумевает большую степень освоенности территории. Весь окружающий мир воспринимался как единое пространство, причем пространство, не имеющее каких-либо границ, но сильно структурированное. В языках многих кочевых народов, нет слова «пространство» в его европейском смысле. Пространство земледельца – всегда определенная территория, это ментальное мировосприятие оседлого человека, закрепившегося на ограниченной территории как на подлинном месте своего обитания». Именно поэтому пространство оседлых народов активно изменялось11. Кочевой закон вживания в мир природы подразумевал вклинивание в нее. Так как большая часть жизни кочевников проходит в пути, в границах обширных кочевых территорий, ориентация в пространстве, его освоение являются важной и особенно необходимой для номадов. Кочевое пространство – это одухотворенное пространство, которое имеет семиотическую структуру. Оно бытует как в виде абстрактного, так и в виде действительного ландшафта, наполненного знаками бесконечной степи, неба, всех сторон света, мирового дерева, представлениями о мифологизированных существ, свойств ритуальных обрядов. Позже в некоторых случаях эти знаки суммировались в особый тезаурус специальных символов (тамга), стали причиной возникновения и эволюции системы «тамгопользования». Номадам свойственно уникальное ощущение и представление о времени. Оно осмысливалось как повторяемое, в отличие от прямого, устано у оседлых народов. Скотоводческий цикл не ограничивается одним годом, установленного как у оседлых народов, из-за этих кочевников присуще более глубокое восприятие времени. Для скотоводов циклическое процесс, обыкновенное перемещение по кругу – закон жизни, означающий глубокий мировоззренческий смысл. Зло, сделанное другим людям, особенно природе исключительно плохо тем, что циклическое время, вернувшись, возвращает и нанесенное зло. Этот закон создал уникальные нормы поведения кочевника, когда поступку предпочитают размышление. По таким же принципам существует и Добрая сила: когда-то сделанный поступок, возвратится обратно. Гостеприимность, взаимовыручка –сокровенные нормы номадов, глубоко осознающих казуальную, кармическую связь событий, по этой причине для культуры номадов присущ этизм12. К морально-нравственным ценностям скотоводов относились в первую очередь интересы рода и племени, почтение к старшим, уважение принципов предков, который, как известно, бытовал у всех известных народов, но вот уровень его развития при этом был не одинаковой. Если у земледельцев подобное почитание постепенно исчезает, то у номадов он на всегда остается системообразующим фактором их взаимоконтактов. Их немногочисленность, по сравнению с соседними народами, жестокая атмосфера степей, реальность постоянных внешних угроз сформировало у кочевников чувство сплоченности, доведенное до абсолюта. В социуме, где все общественные отношения жестко упорядочены, была очень сильная взаимная связь, они чувствовали себя немаловажными элементами целого, к которому относились. Ценности традиций и культуры принимались и разделялись всеми, кто входил в общество как системообразующие и не исчерпываемые. По этой причине общество номадов отличалось выделялись не только сплоченностью, но и абсолютной схожостью его членов со своей культурой. Показать свои личностные качества номад мог только в рамках рода из которого он вышел. Культ «баатыра», воина-защитника получил максимальное развитие, сделался идеалом поведения, образа, олицетворение общественных интересов, т.е. интересов своего рода, семьи, племени и в целом народа. К обыденным ценностям номад причислял наличие жилища (бездомный числился обездоленным, потерявшим свою долю счастья), большое число потомков, особенно представителей мужского пола, которые смогут продолжить род и сохранить, и увеличить богатство, под которым значилось большое число скота. Владеющий большим количеством скота имел высокий социальный статус индивида, его обеспеченность, ум, полноценность. Иерархия ценностей культуры скотоводов определена особым способом обращения к природе, к вешнему миру. Созерцательность как не активное познание реальности, пассивное влияние на нее является отражение философичности мышления номадов13. У номадов философская традиция была иной чем на Востоке, так и на Западе, нашедших свое воплощение в научных трактатах и системах. Выражение аксиологической глубины мышления было чувственным – символическое понимание мира. Сообразно этому, у кочевников получила развитие главным образом устная культура речи, многие века не фиксировавшаяся в нарративных источниках. Письменные тексты не принадлежали к числу основных «архетипов» их культуры. Это оригинальное явление развития кочевого сознания выразилось в умении слагать эпосы, которые играли у кочевников ту же роль, что и мифы у земледельцев. Другими, чем у оседлых народов, были и отношения кочевника с природой. Для оседлых народов природа – это то, что можно покорить, подчинить, из-за этого важным является противопоставление «свой–чужой». В согласии с этой основной парадигмой считается и сама природа: есть дом – «свое» и есть «дикое поле» – «чужое», пвдобавок за «домом закрепляются благостные, сакральные коннотации, а за «диким полем» – загадочные, связанные с чувством враждебной контрастью природе. Кочевники с самого начала направлялись более по адаптивному пути развития. Приспособление к условиям степи достигло такой степени, что кочевники стали почти неотделимым элементом степных экосистем. Природа для номада сохраняет независимое состояние, обладающая собственными, равные с человеком правами и возникновения. Отношения человека к природе рассматривается скорее, как взаимоотношение, чем как ее использование, и подобная уважение по отношению к природе дало возможность номадам существовать на своей земле столетиями без негативных последствий для окружающей среды. Скотоводы преклонялись перед предметами и явлениям природы не из ужаса перед необъяснимым и суровыми стихийными силами, а из ощущения благодарности к окружающей среде за то, что, невзирая на неожиданные вспышки своего стихийного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Последние исследования в современной исторической, культурологической, этнографической науке внушительно углубили понимание истории и культуры кочевников и позволили рассматривать номадов не только как особый исторический феномен, но и как целостное культурное образование, обладающее определенными социокультурными признаками. Природа эволюции этой культуры, некие оригинальные, неповторимые качества определились, в первую очередь, образом жизни кочевников, кочевым типом хозяйства. По этой причине культура кочевых народов существовала, то только лишь как второстепенное, производное от образа жизни кочевника явление. На наш взгляд, номадизм представляет собой более открытую и подвижную систему, чем многие оседлые. Кочевое скотоводство, требовавшее постоянного перемещения по степи, испытывало нужду в торговле с оседлыми народами, и, в конечном счете, частые военные столкновения содействовало активному введению в культуру номадов инокультурных факторов. Кочевники создали мобильные системы коммуникаций, например, Великий шелковый путь, выступали главными трансляторами культурного обмена между оседлыми цивилизациями. Именно поэтому определенные категории культурных явлений очень быстро распространялись на огромных пространствах Евразии, населенных неоседлыми скотоводами14. Другая очень важная, на наш взгляд, особенность данного типа культуры, которая была предопределена ее более мягким и открытым характером – суперэтничность. Нестационарный образ жизни кочевников, рост активности военных столкновений приводили к активизации процессов интеграции племен различного происхождения и этнической принадлежности. Номад, меняющий место обитания не один раз в течение одного поколения или даже раз в два-три поколения, должен был культивировать в себе умение адаптироваться к обстановке и к иным народам относиться как к равным, независимо от их этнокультурного облика, поэтому толерантность становится формой кочевого общежития, основой формирования кочевого менталитета. Жесткие условия степи способствовали развитию у скотоводов так же основного качества менталитета номада - рационализма, которое руководило всем: интерьер юрты, обычаи, традиции, миропонимание и т.д. Материальная культура номадов не богата, они создавали лишь то, что было необходимо для поддержания уровня жизни15. Номад не понимал желания земледельцев, горожан, к обогащению и удобству – это противоречило его представлению о жизни и миропониманию. Следовательно, культура кочевников – это не простой социокультурный феномен, который проявляет отличное от земледельческой цивилизации ценностного отношение «человек – мир». Поэтому вполне обоснованно говорить о уникальной ментальности номадов, которая стала формироваться в начальный период его становления, и продолжали бытовать (хотя, возможно, частично в измененном виде) в последующие периоды развития номадной культуры. Серьезная попытка изучения кочевого менталитета была предпринята П.К. Дашковским, который выявил такие особенности мировосприятия номадов, сформировавшихся в скифскую эпоху, но, по его мнению, сохраняющаяся в следующие исторические этапы: 1) относительно высокий уровень слияния индивида природой; 2) внушительный уровень интеграции человека и структурных частей социального пространства; 3) экстравертированное отношение человека и общества к миру; 4) созерцательность и символичность кочевого мышления, что нашло выражение в искусстве, устном народном творчестве, музыкальной культуре номадов и т.д.. До сих пор многими исследователями высшей стадией развития кочевничества считается оседлость, но во многих регионах земного шара, к примеру, в условиях пустыни, это до сих пор просто невозможно. Несмотря на непрерывно возрастающий процесс оседания номадов, часть населения Центральной Азии, Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Западного Китая, Тибета, Крайнего Севера, Северной Африки до сих пор кочует. В настоящее время кочевников насчитывается свыше пятидесяти миллионов человек, а значит, кочевой образ жизни еще актуален и эта культура не изжила своего потенциала16. 1.2 Игры кочевых народов как часть культуры Те, кто, прошел через одинаковые игры, имеют схожий тип мышления и мировосприятия окружающей среды, одинаковыми ценностными координатами и нормами в жизни. Сегодня наука выдвинула и обосновала большое количество концепций о значении игр в формировании культуры человечества, ее роли в социализации, передаче потомству наработанного опыта, способов приспособления и т.д. С трансформацией социокультурной обстановки изменяется не только сама игра как действие и качество, но и поведение играющих, так как посредством действий в игре, обычно, проявляются важные цели и задачи индивида. Выбор и предпочтение игры показывают нам социокультурный тип индивида, потенциал его морально- нравственного развития. В начале познание мира через игры не только помогает с сравнительной легкостью принять социальность, привыкнуть к конкретным условиям, усвоить законы и принципы определенного исторического события, но, главное, без видимых усилий трансформирует как самого индивида, так и окружающую среду17. Отсутствие в культуре номадов привязанности к конкурентному месту жительства и способность приспосабливаться к трудным условиям, большая площадь степи, масштабный рассеяние населения на громадных территориях степи оказал огромное влияние на развитие традиционных спортивных игр18. В состав данных игр номадов традиционно относятся: конные соревнования, борьба, стрельба из лука, спортивные состязания, обусловленные основными занятиями кочевников: скотоводством и охотой. Такие игры сочетаются с целым комплексом обрядных событий - исполнение ритуального прохождения по кругу, осуществление мистических танцев, жестовых действий при выходе на поле для борьбы, реализация «танца победителя», хвалебных песен «соло». Подобные действия по сути дела, являются средствами десакрализации представлений о миропорядке и принципах культурной интерференции образа мироустройства в нормы поведения и сознания, они связаны по значению и несут определённый символический смысл в культуру этноса.19 Устоявшийся жизненный уклад - система общественной организации у коренных народов, в которой вопросы частных и межэтнических связей, приемы управления и природопользования, связано с природно-климатическими особенностям окружающего мира и корректируются сформировавшимися духовно-нравственными устоями и традиционным (обыденным) правом. Не следует равнять традиционный и архаический жизненный уклад. Применения понятия «традиционный» предпочтительнее. Следование «традиции» предполагает поддержание и воспроизводство историко-культурного наследия местных народов, между тем как «архаикой» считаются те устои, которые нужно переустроить, сделать «более цивилизованным»20. Укоренившиеся виды физической активности - исторически возникшие в культурах «туземных» народов, придерживающихся традиционного образа жизни, виды физических упражнений и соревнований, к которым относятся этнокультурные виды исконных развлечений, не подверженных спортизации: лазанье на столб купание в проруби,, бег в мешках, танцевальные конкурсы (гопак, камаринская плясовая, танец орла) и прочие. Традиционные игры - этнокультурные традиции общественных состязаний - старинных забав, имевших место во время больших собраний, подготовленных к календарным праздникам или религиозным событиям; как правило, осуществляемых в священных местах, связанных с историей и культурой местных народов; они развивают телесное и духовное выражение приспособления людей к природной и историко-культурной среде. Определение «традиционные игры» широко применяется в мире и заключает в себя комплекс традиционных видов физической деятельности. Традиционные игры признаны ЮНЕСКО органической составной частью историко-культурного достояния человечества и служат воспроизводству этнокультурной идентичности и культурного разнообразия. Проводимые всеми странами разные национальные соревнования и игры свидетельствуют нам о том, что спорт – мощный способ популяризации образа своей страны и привлечения интересов мирового инвестиционного и туристических ассоциаций. Этнокультурные виды спорта дают возможность стране реализовать собственный бренд. Широкомасштабное спортивное мероприятие мирового значения формирует ассоциации со страной. Любая страна-организатор игр проводит главным образом свои национальные виды спорта. Это дает возможность поддержать свою национальную идентичность и продемонстрировать многообразие культуры страны. В таких играх нет общепринятых дисциплин. Мероприятие проводится, чтобы сохранить национальные виды спорта. Например, у кыргызов – курош, алыш, ордо, тогуз коргоол, эрэниш, кок бору, аламан, жорго, кунан чабыш, салбуурун. Кок бору - древняя общеизвестная игра на лошадях. Всадники соперничают за тушу козла – нужно не только забрать ею, но и сохранить у команды, кинуть в «казан» (ворота) команды противника. Алыш - борьба на поясах. Тогуз коргоол – народная интеллектуальная игра. Задача игры: перекладывая камни лунках для игры, забрать большую половину от общего числа. Игра формирует математическое и логическое мышление и тренирует выдержку. Игра основывается не только на скорости подсчета, но и на стратегии. В играх кочевников не имеется никакой враждебности. Однако, для участия в этих играх человек должен обладать психологической устойчивостью, силой и проворством. Тюркские народы, тюркский дух внес большой вклад в развитие, поддержание и формирование на протяжении многих столетий культуры номадов. Осуществляемые Всемирные игры кочевников в Кыргызской Республике – символичны, так как кыргызы и другие кочевые народы являются важной частью общемировой культуры. В реальности, цивилизация номадов внесла огромный вклад в формирование всей мировой цивилизации. Культура кочевников ничем не проигрывала цивилизациям древнего Египта и древнего Рима21. Реализация Всемирных игр кочевников в Кыргызской республике имела для народа очень немалое значение. Предполагалось, что эти игры внесут большой вклад в признание нашей республики на международной арене. Полагалось, чтобы в умах современного человечества Всемирные игры кочевников ассоциировались как бренд страны.22 В числе уникального культурного наследия народов Кыргызстана большое место занимают разные виды национальных забав. Тематика большинства кыргызских забав, их аксессуары, уникальность бытования говорит о том, что они произошли и формировались в среде народа, чья культура была сформирована на скотоводческом хозяйстве и кочевом укладе жизни. Особенно общеизвестны и распространены были многочисленные виды конного спорта, состязаний и других игр. Развитие забав, прямым участником которых является лошадб, продиктовано его исключительно большим значением в хозяйственном укладе номадов. К концу XIX в. у кыргызского народа было более десяти разных конных игр и состязаний, развлечений и др. Это в первую очередь многочисленные виды скачек: кунан чабыш – скачки на молодых лошадях по третьему году, тай чабыш – скачки на лошадях в возрасте двух лет, и ат чабыш – несколько видов скачек на взрослых конях. Самым известным среди них были скачки, называвшиеся чон ат чабыш (или аламан байге), которые были необходимым элементом большой тризны аш. Без состязаний на конях не устраивалось ни одно в известной степени большое торжество – скачки были точкой опоры любого знаменательного события, основным номером программы забав. В подобных скачках иногда принимали участие до сотни и более спортсменов со всех регионов Кыргызстана. Длина дистанции в состязаниях на конях подобного рода бывала до 50-60, а иногда более верст – чакырым. Участие в массовых конных состязаниях требовало от наездника большого умения держаться в седле, уверенно управлять скакуном, а также особого искусства подготовки лошадей к скачкам – ат таптоо. Всей суммой этих навыков кыргызы владели в совершенстве. В каждой семье родители начинали обучать верховой езде своих детей очень рано. Мальчика впервые сажали верхом на коня в возрасте 3-4 лет. Это событие было большим семейным праздником23. В возрасте 12-14 лет мальчик активно участвовал в качестве жокея – ат чабарман в настоящих конных состязаниях, а иногда был уже искусным и опытным наездником. Специалисты-тренеры – саяпкеры готовили лошадей к скачкам, давали наставления наездникам. Они знали все тонкости беговых качеств лошади и искусно использовали свои знания при подготовке скакунов к состязаниям. Эти знания издавна накапливались в памяти скотоводов-кочевников и передавались в изустной традиции из поколения в поколение. Саяпкеры, как правило, были потомственными специалистами. Профессия эта у кыргызов была популярной и уважаемой. Некоторые саяпкеры были известны далеко за пределами Кыргызстана, имена их часто носили легендарный характер. Говоря о конных состязаниях, нельзя не отметить такие любимые кыргызами виды развлечений, как оодарыш (эниш) – борьба двух всадников, цель которых – стащить соперника с седла, жамбы атыш – стрельба по подвешенной на длинном шесте мишени на полном скаку лошади, тыйын энмей – джигитовка, во время которой на полном скаку всадник должен был поднять монету с земли (букв.поднимание монеты), кыз куумай – состязание между юношей и девушкой в умении ездить верхом, жорго салыш – скачки на иноходцах и некоторые другие. В конце XIX в. – начале XX в. это были наиболее популряные виды развлечений у кыргызов. Каждый мечтал если не попасть в числе призеров, то хотя бы принять в них участие. Печать скотоводческого быта, кочевого образа жизни несли на себе и другие виды игр, бытовавшие в народе. Сюжеты некоторых из них являлись непосредственным отражением в игровой форме наиболее характерных ситуаций из повседневной жизни скотоводов-кочевников. Довольно распростран....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: