VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ внешней среды и его использование в управлении предприятием

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014090
Тема: Анализ внешней среды и его использование в управлении предприятием
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Финансово-экономический факультет

Кафедра экономического управления организацией



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Направление подготовки 38.03.01 Экономика




Анализ внешней среды и его использование в управлении предприятием






ОГУ 38.03.01 1018. 245 ОО






Зав. кафедрой
д-р эконом. наук, профессор	Е. В. Смирнова



Руководитель,
доктор. эконом. наук, профессор	В. М. Воронина




Студент	Е. Д. Ткаченко









Оренбург 2018

Утверждаю

Заведующий кафедрой ЭУО

____________ _______________

«_____»_______________2017 г.


ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы


студенту Ткаченко Елене Дмитриевне

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

1 Тема ВКР Анализ внешней среды и его использование в управлении предприятием

2 Срок сдачи студентом законченной ВКР «__» июня 2018 г.

3 Цель и задачи ВКР: разработка практических рекомендаций по использованию результатов анализа внешней среды в управлении ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». Задачи: 1. изучение теоретических аспектов внешней среды промышленного предприятия; 2. изучение методов анализа внешней среды промышленного предприятия и особенностей их применения; 3. проведение исследования факторов внешней среды предприятия, влияющих на его деятельность; 4. предложение рекомендаций по использованию результатов анализа внешней среды для принятия эффективных управленческих решений.

4 Исходные данные к выполнению ВКР научная и учебная литература, материалы периодических изданий, нормативно-правовые документы РФ, информация с официальных сайтов, Устав ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», финансовая отчетность (бухгалтерский баланс, пояснения к бухгалтерскому балансу, отчет о финансовых результатах) за 2015-2017 гг, абонентская база данных, база данных промышленных предприятий.

5 Перечень вопросов подлежащих разработке: теоретические основы анализа и диагностики внешней среды в контуре управления предприятием, анализ и диагностика внешней среды

ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», предложения и рекомендации по улучшению анализа внешней среды ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и использованию результатов в управлении.

6 Перечень графического (иллюстративного) материала расчеты выполнить с помощью аналитических таблиц, отдельные положения и результаты проиллюстрировать графически (на усмотрение автора).

Дата выдачи и получения задания:

Руководитель ВКР: «__»________2017 г. ____________ В.М. Воронина



Студент:	«__»_________2017 г. ____________ Е.Д. Ткаченко




2

Аннотация



     Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Анализ внешней среды и его использование в управлении предприятием».

     В работе рассматривается содержание теоретических аспектов анализа внешней среды в контуре управления предприятием, характриводится организационно-экономическая характеристика ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». Большое место в работе уделено анализу факторов внешней среды

ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», включающему в себя анализ микро- и макроокружения предприятия. В работе также приводятся результаты

проведенного анализа, даются практические рекомендации по совершенствованию методов анализа внешней среды и использованию его результатов в управлении ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

     Работа содержит 87 страниц текста, 15 рисунков, 31 таблицу, 4 приложения.













































3

Содержание



Введение	5
1  Теоретические	аспекты	анализа	внешней	среды	в	контуре	управления
предприятием	7

1.1	Внешняя среда предприятия:  уровни, элементы, подгруппы, факторы	7
1.2	Методы  анализа  и  диагностики  внешней  среды, их достоинства и
недостатки.	16
1.3	Роль	факторов	внешней	среды	в	управлении	предприятием	газовой
отрасли	21
2 Анализ внешней среды ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург»	27

2.1	Организационно-экономическая характеристика предприятия. Динамика
основных показателей, характеризующих его деятельность.	27
2.2	Анализ	микросреды	и	оценка	бизнес-портфеля	ООО	«Газпром
межрегионгаз Оренбург» на основе 5 сил конкуренции М. Портера	34
2.3	Анализ	макросреды	ООО	«Газпром	межрегионгаз	Оренбург»	с
использованием	метода	PESTE-анализа	и	разработка	матрицы
стратегических решений SWOT-анализа	43

3	Практические	рекомендации	по	улучшению	анализа	внешней	среды	и
использованию	результатов	в	управлении	ООО	«Газпром	межрегионгаз
Оренбург»	53
3.1	Основные	направления	и	рекомендации	по	улучшению	управления
предприятием на основе анализа внешней среды	53
3.2  Применение  модифицированного  SWOT  –  анализа,  EFAS  –  метода  в

управлении предприятием, разработка программы проведения промо-акции с
расчетом экономического эффекта	59
Список использованных источников	74

Приложение А (обязательное) Исходные данные для проведения PESTE-анализа77
Приложение	Б	(обязательное)	Организационная	структура	ООО	«Газпром
межрегионгаз Оренбург» ………………………………………………………….77
Приложение В (обязательное) Пример досье на промышленного потребителя

ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург»…………………………………….......78 Приложение Г (обязательное) Бухгалтерская отчетность ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» за 2015-2017 годы…………………..………………….83

















4

Введение



Деятельность	любого	современного	предприятия	можно

охарактеризовать высоким уровнем сложности, динамичности и нестабильности, что существенно усложняет управленческие процессы. На сегодняшний день руководители предприятий стоят перед выбором: обеспечение устойчивого развития предприятия на основе активизации

механизмов взаимодействия с внешней средой или потеря гибкости, способности реагировать на влияние факторов окружения, в результате чего – потеря конкурентоспособности и стратегической гибкости. Не стоит забывать, что внешняя среда предприятия является основным источником ресурсов и рынков сбыта, определяющим аспектом функционирования предприятия. Данные предпосылки определяют актуальность исследований, посвященных стратегическому анализу внешней среды организации.

     Актуальность выбранной темы определена тем, что внешняя среда предприятия оказывает непосредственное влияние на построение стратегии развития организации, поэтому определение параметров внешней среды и установление степени их влияния на предприятие являются ключевыми моментами, обеспечивающими эффективное функционирование организации в

долгосрочной перспективе. Это подтверждается многочисленными публикациями, посвященными исследованиям анализа внешней среды предприятия. В данной области проводили исследования М. Портер, Р. Дафт, Р. Дункан, Б. Палмер и другие.

     Отдавая должное существующим научным разработкам, необходимо отметить дискуссионность отдельных аспектов, касающихся в частности методов анализа внешней среды.

     Постоянный динамизм и довольно высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно затрудняют процессы разработки и принятия управленческих решений. В связи с этим руководители компаний испытывают потребность в систематическом комплексном изучении факторов внешней среды, используя различные как классические, так и модернизированные методы анализа внешней среды собственной организации.

     Одновременное изучение внешней и внутренней среды организации необходимо для того, чтобы своевременно определить угрозы и возможности, которые необходимо учитывать компании для определения основных ориентиров деятельности и выбора способов приспособления организации к изменениям, происходящим во внешней среде.

     По мнению российских ученых Л. Г. Зайцева, М. М. Глазова, Ю. Н. Лапыгина, В. М. Ворониной и других в реальной практике российских предприятий не уделяется должного внимания анализу внешней среды, а если и уделяется, то чаще всего отсутствует комплексный характер, что является недостаточным, так как современная рыночная ситуация непостоянна.




5

     Поэтому предприятиям необходимо постоянно отслеживать изменения факторов внешней среды, используя при этом такие методы анализа как: SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ по Майклу Портеру, EFAS-метод.

     Объектом выпускной квалификационной работы выступает общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург».

     Предметом выпускной квалификационной работы является анализ внешней среды ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

     ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» осуществляет свою деятельность в целях реализации государственной политики в области газоснабжения населения и промышленных потребителей, создания условий для эффективного функционирования участка Единой сети газоснабжения региона, осуществления эффективной эксплуатации и централизованного технологического управления газораспределительными объектами.

     Целью выпускной квалификационной работы является разработка практических рекомендаций по проведению анализа внешней среды предприятия для использования его результатов в управлении.

В рамках достижения поставленной темы решались следующие задачи:

     1) изучение теоретических аспектов внешней среды промышленного предприятия;

     2) изучение методов анализа внешней среды промышленного предприятия и особенностей их применения;

     3) проведение исследования факторов внешней среды предприятия, влияющих на его деятельность;

     4) разработка рекомендаций по применению методов анализа внешней среды для принятия эффективных управленческих решений.

     Период времени, за который были собраны практические данные, использованные при написании выпускной квалификационной работы, составляет три года с 2015 года по 2017 год.

     В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись такие методы, как наблюдение, сравнение и обобщение данных, аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон деятельности предприятия – SWOT-анализ, PEST – анализ, анализ по Майклу Портеру, анализ бизнес-портфеля, EFAS-метод. Для наглядного представления информации использовались таблицы, рисунки, графики, схемы.

     Источниками информации послужили: официальные нормативные документы, учебная, научная литература, официальные статистические данные, интернет ресурсы; бухгалтерская (финансовая) отчетность, устав, годовые отчеты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

     Решение перечисленных задач позволило обнаружить особенности «Газпром межрегионгаз Оренбург», выявить проблемы, с которыми сталкивается предприятие, его сильные и слабые стороны, а также определить возможные направления улучшения деятельности предприятия для дальнейшего развития и функционирования.




6

    1 Теоретические аспекты анализа внешней среды в контуре управления предприятием

1.1 Внешняя среда предприятия: уровни, элементы, подгруппы, факторы



     Внешняя среда предприятия является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее эффективной деятельности на должном уровне, и, безусловно, оказывает сильнейшее воздействие на ее деятельность. Поэтому субъекту хозяйствования необходимо располагать информацией о факторах внешней макро- и микросреды предприятия.

     Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине XX в. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е г. в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

В соответствии с приложением системного подхода для анализа внешней среды обязательным является анализ взаимодействия предприятия с окружающей средой, которая рассматривается как комплекс надсистем, связанных между собой и с анализируемой системой разными видами отношений (связей). Определение этих отношений и составляет перечень проблем, которые рассматриваются в процессе управления предприятием. Системный подход на основе гармонизации предприятия с окружающей экономической, политической, правовой, экологической, социальной средами позволяет повысить эффективность работы предприятия и уменьшить риск убытков. [12] Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода: согласно ему, выбор модели управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными. Форма, метод, стиль руководства должны быть разнообразными, гибкими и меняться в зависимости от ситуации. На первое место выходят обстоятельства, влияющие на предприятие в данный момент. [4]

     Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического

7

управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

     Однако набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на эффективность деятельности фирмы различны. Зачастую фирма в процессе управления сама определяет, какой набор индикаторов позволяет оценить степень внешнего воздействия на результаты ее деятельности как в настоящем периоде, так и в стратегическом аспекте.

     Существуют различные признаки классификации факторов внешней среды: по характеру воздействия на предприятие [13], по уровням (слоям) внешней среды, по элементам внешней среды [25]. Классификация факторов внешней среды по уровням представляет наибольший научный интерес в данной работе.

     Подобную классификацию использует в своей работе «Превентивное антикризисное управление промышленным предприятием на основе диагностики» доктор экономических наук, профессор Воронина В. М. [5] Автор предлагает классифицировать факторы внешней среды предприятия по уровню агрегирования внешней среды предприятия. В соответствии с данной классификацией внешняя среда подразделяется на уровни, содержащие определенные элементы:

       глобальную среду, содержащую элементы экологии, состояние экономики других стран, глобальную культуру, глобальную конкуренцию;

       макросреду и мезосреду, содержащие элементы экономики, законодательно-правовой среды, государственных органов контроля и надзора, культуры, социума, технологии и географии;

       микросреду, содержащую элементы отраслевого рынка – конкуренции, состояния спроса и поведения покупателей, состояние смежных отраслей, потенциальных поставщиков, инвесторов/банков, отраслевых стандартов;

       субмикросреду, содержащую элементы состояния внешней среды, наиболее приближенные к предприятию, - его поставщиков, покупателей, посредников, органов местного контроля.

     Каждому элементу внешней среды предприятия в соответствии с классификацией автора соответствуют различные группы факторов.

     Каждая группа факторов также может быть рассмотрена в контексте уровней внешней среды, без ссылки на элементы.

Так факторы субмикросреды подразделяются на группы: факторы стабильности поставщиков, факторы стабильности посредников, факторы лояльности партнеров,
  факторы взаимодействия с органами местного самоуправления. Факторы микросреды подразделяются на группы:

факторы лояльности покупателей, факторы конкурентной среды, инвестиционные факторы.



8

     Факторы макросреды и глобальной среды подразделяются на следующие группы факторов:

экономические факторы; социокультурные факторы; географические факторы; правовые факторы;

научно-технические факторы; демографические факторы.

     В рамках некоторых из приведенных выше групп факторов можно выделить различные подгруппы влияния, которые в свою очередь также включают в себя факторы внешней среды.







































     Рисунок 1.1 – Уровни (слои) внешней среды промышленного предприятия и их составные части [5]

     Таким образом, внешняя среда хозяйствующего субъекта подразделяется на 4 уровня: субмикроуровень (субмикросреда), микроуровень (микросреда), макроуровень (макросреда) и глобальный мегауровень (глобальная среда) (рисунок 1.1).

     Важно понимать, что современные предприятия ориентированы на формирование стабильной субмикросреды, прежде всего, вокруг себя за счет


9

развития разного рода партнерств и кооперации. Другими словами, предприятие на микрорынке создает субмикрорынок – наиболее близкий к предприятию уровень рынка/среды, который оно может максимально полно контролировать за счет развития долгосрочных взаимоотношений и согласования партнерских стратегий и правил поведения (институтов).

     Одним из современных подходов к формированию новой управленческой структуры является организация различных видов сетей на рынках, которые рассматриваются как новые способы координации деятельности бизнес-субъектов. А фактически это новый уровень внешней среды фирмы, находящийся между ней и микросредой. Создание такого субмикрорынка позволяет предприятию формировать практически полностью подконтрольную внешнюю среду, её наиболее близкий к предприятию уровень, что дает возможность влиять на формирование и развитие более высоких уровней среды

– микро- и макро- , вплоть до глобальной.

     Вступление в стратегический альянс со своими поставщиками или посредниками, организация франчайзинговой системы сбыта или обслуживания и любые другие формы сетевого партнерства – это способы создания стабильной и более контролируемой внешней среды (субмикросреды).

     В субмикросреду могут войти и покупатели, которые лояльны к бренду, поскольку такие потребители привязаны к компании и выбирают её марку вне зависимости от изменений на рынке. Очевидно, что создание стабильной субмикросреды требует определенных усилий и ресурсов со стороны предприятия. Однако практика бизнеса свидетельствует, что такие усилия окупаются и создают прочную рыночную устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе. [6]

     На границе микросреды и субмикросреды предприятия можно обозначить влияние муниципалитетов на деятельность организации. Выступая в роли контолирующего и координирующего института, органы местного самоуправления регулируют деятельность организаций посредством нормативно-правовых актов муниципального значения.

     Один из факторов микросреды – поведение покупателей. Покупатель, приобретая товар и услугу, создает спрос, который необходимо удовлетворять по различным параметрам. Вместе с тем предприятие, предлагая рынку новые товары более широкого ассортимента и улучшенного качества, изменяя уровень цен и качество обслуживания, формирует у покупателей спрос и удовлетворяет более разнообразные его потребности.

     В процессе взаимодействия с поставщиками каждая организация стремится обеспечить эффективность деятельности компании. Условия поставки товара, порядок расчетов, возможные скидки и сервисные услуги влияют на взаимоотношения организации с поставщиком. Поставщики исторически играют особую роль, т. к. фирмы любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии.

     Конкуренция – одна из главных движущих сил эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в нестабильной среде.


10

Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [6].

     Все коммерческие операции завершаются куплей-продажей товаров, а значит и определенными отношениями с банками. Именно банки предоставляют торговым предприятиям кредиты, осуществляют безналичные расчеты с поставщиками, с организациями, представляющими инфраструктуру рынка (рекламными агентствами, транспортными фирмами).

     На данном уровне внешней среды предприятия стоит отметить влияние инвестиционных фондов, а также частных инвесторов и венчурных компаний на деятельность организации. Предоставляя организации дополнительные финансовые ресурсы данные институты оказывают стимулирующее воздействие на деятельность компании.

     Отдельным фактором влияния в микросреде можно выделить такой современный тип бизнес-партнерств как менторство или бизнес-ангелы. Принципиальное различие данных понятий заключается в следующем: если ментором считается человек, имеющий достаточное количество практического опыта успешного ведения бизнеса, передающий свои навыки и знания менеджменту организации либо отдельному кадру управленческого персонала

в консалтинговых целях для эффективного управления, то понятие бизнес-ангела сочетает в себе опытного бизнес-консультанта и венчурного инвестора в одном лице. Инвестируя финансовые ресурсы в организацию или проект бизнес-ангел получает долю в уставном капитале предприятия и помогает менеджменту компании в принятии управленческих решений.

     Чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят трудовые ресурсы организации. В организациях всех форм собственности люди становятся важнейшим исходным ресурсом. Поэтому для эффективной как социальной, так и экономической эффективности деятельности предприятия необходимо ее обеспечение квалифицированным персоналом.

     Одним из факторов внешнего воздействия на границе микро- и макросреды являются региональные органы власти, регулирующие деятельность предприятия посредством регионального законодательства, а также посредством выделения региональных форм поддержки коммерческих предприятий.

Эффективность работы предприятия в условиях нестабильной экономики

в значительной степени зависит от внешних факторов макросреды, которые на сегодняшний день можно объединить в следующие группы:

экономические факторы; социокультурные факторы; географические факторы;


11

правовые факторы;

научно-технические факторы; демографические факторы.

     Экономические факторы (рисунок 1.2) макросреды охватывают сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников. К числу экономических факторов можно отнести особенности развития производственной сферы. При этом важно рассматривать два аспекта развития производственного базиса: отраслевой и региональный. В отраслевом аспекте изучается производственная, технологическая и организационная иерархия отраслевой структуры, ее ретроспективная динамика

и перспективы. В региональном – требуется изучение характера размещения производительных сил и конкретных объектов производственной инфраструктуры, определяющих структуру предложения в границах

конкретного региона, особенности материально-технической базы производственных процессов, оказывающих влияние на показатели эффективности производственной и всей предпринимательской деятельности.

























Рисунок 1.2 – Внешние экономические факторы макросреды [6]















Рисунок 1.3 – Внешние социокультурные факторы макросреды [6]



12

     С точки зрения современной социально-этической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные факторы макроокружающей внешней среды (рисунок 1.3). Их группа, пожалуй, наиболее многочисленна. Пытаясь дать расширенную характеристику структуре, экономической природе

и характеру воздействия на предпринимательскую деятельность этих элементов, можно выделить две подгруппы:

1) элементы, имеющие материально-вещественную форму выражения;

2) элементы, не имеющие такой формы

     В первой подгруппе представлены конкретные объекты социальной инфраструктуры конкретного рынка. К числу таких объектов можно отнести широкую совокупность систем и сетей, обеспечивающих жизнедеятельность индивидуумов, их групп и общества в целом. Это – объекты инженерного обеспечения, культурно-бытовой сферы, общественного транспорта, охраны общественного порядка, регионального и местного управления. Их наличие или отсутствие формирует условия для определения способа ведения производственной деятельности, ее масштабов и территориальной специфик.

     Ко второй подгруппе относятся элементы т. н. социально-духовной среды. Именно они формируют психологический климат, общественные предпочтения, вкусы и пристрастия. В социально-духовной среде можно вы-делить исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрение и нравственные устои. К социально-духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обусловливающие специфику социального поведения и образа жизни.

     Социальные факторы внешней среды формируют социальный базис организации производства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретных товаров.

     Научно-технические факторы (рисунок 1.4) отражают уровень научно-технического развития. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Научно-технические факторы включают: повышение престижа занятия научной деятельностью, развитие информационных технологий, переоснащение парка научного оборудования, противодействие «утечке мозгов».

















Рисунок 1.4 – Внешние научно-технические факторы макросреды [6]


13

     Для демографической группы факторов (рисунок 1.5) характерны: естественное движение населения, продолжительность жизни населения, объем миграции, уровень демографической нагрузки. Так, например, снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках – детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т. к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.




















Рисунок 1.5 – Внешние демографические факторы макросреды [6]

     Правовые факторы иногда рассматривают как самостоятельные средообразующие факторы, однако их влияние на условия конкретного бизнеса проявляются обычно посредством других факторов, в частности экономических, накладывающих четко очерченные ограничительные рамки на многие параметры предпринимательской деятельности. Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические. Наибольший «политический импульс» испытывает на себе правовая среда. Виды законов и других правовых актов являются, как правило, следствием политических процессов, лоббирования и общественно-политическим давлением. Правовые документы любого вида всегда являются «жесткими» и однозначными ограничителями предпринимательства [4]. Структура внешних правовых факторов макросреды представлена на рисунке 6.

     Географические факторы макросреды предприятия оказывают непосредственное влияние на функционирование организации при разработке транспортно-логистической сети. От географической близости предприятия и контрагентов зависит уровень издержек производства, а значит и себестоимость продукции, следовательно и конечный финансовый результат. Близость к некоторым видам ресурсов является определяющим фактором для создания предприятия.


14





















Рисунок 1.6 – Внешние правовые факторы макросреды [6]

     На уровне глобальной среды расширенную совокупность элементов объединяют экологические факторы (рисунок 1.8). Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов:

1) природно-климатические;
2) природно-ресурные;
3) природоохранные.

     Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удов летворяющей его спрос предпринимательской структуры. Важно отметить, что требуют учета оба вида таких факторов, т. к. природные условия, в которых функционирует потребитель и предприниматель, могут не совпадать. Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями использования всех видов природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности. В их числе – природное сырье, запасы воды, топлива, энергии. Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, которая окружает территорию потребительского рынка, включающую все ее компоненты. Влияние природоохранных факторов выражается как в фиксированной степени экологического загрязнения, так и в форме, обусловливающей тип общественного поведения в отношении экологических проблем [5].












Рисунок 1.7 – Внешние экологические факторы мегасреды [6]

15

     К международным факторам, которые оказывают воздействие на социальную и экономическую эффективность производственной деятельности, можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи от дельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и глобальная конкуренция и культура.

     Для эффективного управления предприятием необходимо учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов

и результатов взаимодействия с внешней средой. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей. В условиях сложной и динамично развивающейся внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ факторов влияния и на основании собранной информации прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии. Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного функционирования в стратегическом аспекте и непрерывного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды фирмы в их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного многомерного анализа с учетом индивидуальных особенностей компании при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений в отношении повышения социальной и экономической эффективности деятельности предприятия.



1.2 Методы анализа внешней среды, их достоинства и недостатки



     Внешней средой является совокупность субъектов и сил, которые действуют за пределами фирмы и влияют на возможность организации установить и поддержать выгодные взаимоотношения с клиентами. Предприятия постоянно контактируют с внешней средой, и благодаря этому обеспечивают себе возможность выживать и развиваться. Но ресурсы внешней среды не бесконечны, а число конкурентов, желающих их использовать, все увеличивается. Поэтому предприятия должны регулярно анализировать макросреду для исправления и приспособления своих бизнес-стратегий к ее изменениям. В связи с этим, опираясь на мнение таких авторов, как: Дворник И.В. [9], Ибрагимова М.Х. [13], Климова А.В. [17], Кухлев Б.Е. [21], Луценко Е.В. [24], Медведева О.В. [25] , проведем сравнительный анализ наиболее часто используемых методов анализа внешней среды.

     Основная цель анализа внешней среды – это определение угроз для предприятия в будущем. Для этого во внешнем окружении выделяются и


16

анализируются разнообразные группы факторов, влияющие на деятельность предприятия. Выделяют две группы факторов, по которым осуществляется анализ внешней среды [13]:

       анализ факторов макросреды (политические процессы, правовое регулирование, состояние экономики, научно–техническое состояние общества

и др.);
       анализ факторов микросреды (издержки, развитие отрасли, системы сбыта).

     Макросреда включает факторы, которые непосредственно не влияют на краткосрочную деятельность предприятия, но могут влиять на его долгосрочное функционирование. Поскольку число стратегических факторов макросреды велико, чаще всего анализируются отдельные ключевые направления. Наиболее популярным и характерным из методов анализа факторов макросреды предприятия является PEST–анализ. Он даёт возможность более широко взглянуть на то, какое влияние оказывает окружение на конкретную ситуацию.

     Согласно методу PEST, впервые использованному американским ученым Ф. Дж. Агиларом в 1967 г., условно внешняя среда, в которой работает организация, делится на четыре сектора:

Политическое окружение. Экономическое окружение. Социальное окружение.

Технологическое окружение.

     В процессе PEST–анализа исследуются связи и отношения между различными факторами внешней среды и их воздействие на организацию. В ходе анализа выделяются следующие этапы:
изучение и мониторинг макросреды с целью обнаружения фактических

и потенциальных изменений в политической, экономической, социальной и технологической сферах;

       оценка необходимости и значимости изменений для отрасли, рынков и организации;

       детальный анализ каждого изменения и характера его воздействия на другие факторы;

       оценка потенциальных воздействий изменений на рынок, отрасль и организацию (её стратегию, ресурсы, организационную культуру и прочие факторы внутренней среды).

     В качестве связующего звена между факторами внешней среды, исследуемыми в процессе PEST–анализа и организацией, можно рассматривать модель пяти сил М. Портера. [13, 14].

     Не менее важным направлением является анализ факторов микросреды организации. Микросреда влияют на основную деятельность предприятия (акционеры, покупатели, кредиторы, конкуренты, поставщики и д.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44