- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ современного пенсионного состояния Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008889 |
Тема: | Анализ современного пенсионного состояния Российской Федерации |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Современная пенсионная система 6 1.1. Сущность и структура пенсионной системы 6 1.2. Современная пенсионная система России 14 1.3. Особенности пенсионных систем зарубежных стран 26 Глава 2. Анализ современного пенсионного состояния Российской Федерации 36 2.1. Государственное пенсионное обеспечение в России 36 2.2. Обязательное пенсионное страхование России 42 2.3. Анализ рынка НПФ 50 Глава 3. Проблемы и перспективы современного состояния пенсионной системы России 60 3.1. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы России 60 Заключение 73 Список использованных источников 77 Введение Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что пенсионная система играет важную роль в экономике всего государства. Эффективная пенсионная система является показателем общего состояния экономики государства и обеспечивает соответствующий уровень жизни пожилого населения. Пенсионная система является одной из важных составляющих финансовой системы современного государства, ежегодно через пенсионную систему происходит перераспределение существенной доли ВВП страны. Кроме того, вопросы социальной защищенности населения имеют первоочередное значение в любом «социальном» государстве. Одним из основных видов социального обеспечения в России является пенсионное обеспечение, которое осуществляется по установленным государством правилам и охватывает значительные слои населения в Российской Федерации. По мнению социологов, пенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы почти 38,5 млн. граждан пожилого возраста, в том числе, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Российская пенсионная система за последние десятилетия перетерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям. Опираясь на опыт зарубежных стран, финансовые ресурсы государственной пенсионной системы были выделены в самостоятельный государственный внебюджетный фонд – Пенсионный фонд России (далее ПФР), стали укрепляться страховые принципы в пенсионном обеспечении, получили развитие различные формы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. В условиях рыночной экономики обнаружился ряд недостатков существовавшей пенсионной системы: низкий запас прочности в условиях демографического кризиса и роста численности пенсионеров, необоснованно низкая дифференциация пенсионного обеспечения как следствие уравнительной политики, относительно ранний возраст выхода на пенсию, а также широкое распространение досрочного выхода на пенсию разных категорий работников. Целью исследования является исследование состояния пенсионной системы России, проблем ее функционирования и совершенствования. Цель исследования предопределило следующие задачи: – раскрыть сущность и структуру пенсионной системы; – исследовать современную пенсионную систему России; – изучить особенности пенсионных систем зарубежных стран; – проанализировать современное пенсионную систему Российской Федерации за 2013-2017гг., а именно государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и сделать анализ рынка негосударственных пенсионных фондов России; – выявить проблемы и определить перспективы развития пенсионной системы России. Объектом исследования является пенсионная система России. Предметом исследования выступают вопросы совершенствования современной пенсионной системы в России в целях повышения эффективности пенсионного обеспечения. Для достижения цели и решения задач исследования использовались общенаучные и частно-научные методы познания: логический, системный анализ изучаемых явлений и синтез полученных результатов, статистический, конкретно-социологический. Вышеназванные методы исследования позволили обнаружить достоинства и недостатки решений в области пенсионного обеспечения, провести анализ предлагаемых путей совершенствования пенсионной системы, сформулировать соответствующие оценки и выводы. Особенности организации пенсионных систем, условия пенсионного обеспечении граждан России исследовался в научных трудах В.С. Андреева, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, Т. А. Агаповой, П. Я. Юрского и др. Таким образом, различные аспекты настоящей темы исследования широко представлены в научной литературе, в действующих нормативных, законодательных актах, нормативных документах Пенсионного фонда России, статистических и аналитических материалах органов государственной власти Российской Федерации таких как: Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Пенсионного фонда РФ. Теоретическую основу бакалаврской работы составляют труды отечественных ученых в области исследования проблем пенсионной системы, пенсионного обеспечения и страхования. Большой вклад в исследование пенсионного обеспечения в советское время внес В.С. Андреев. Наибольшую ценность при написании работы представили труды таких ученых, как М.Л Захаров, Э.Г.Тучкова, М.В. Лушникова, А.М. Лушников, К.Н. Гусов, которые охарактеризовали особенности пенсионной системы в России. В своих научных трудах вышеназванные ученые-юристы рассмотрели узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами. Практическая значимость состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в целях совершенствования деятельности в области пенсионного обеспечения граждан. Структура работы. Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников, состоящего из нормативно-правовых актов и специальной литературы. В первой главе раскрывается сущность, структура и современная пенсионная система Российской Федерации, а также особенности пенсионных систем зарубежных стран; Во второй главе анализируется современное пенсионное состояние Российской Федерации, где анализируется государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и сделан анализ рынка НПФ. Глава 1. Современая пенсионная система 1.1. Сущность и структура пенсионной системы Современные ученые в различных сферах и отраслях научного знания уделяют довольно пристальное внимание пенсионной системе. Это обусловлено и ее социальной значимостью, и неоднозначностью подходов к ее исследованию, и наличием большого количества проблем, связанных с промежуточными результатами реформирования и, соответственно, незавершенностью реформ. До сих пор нет единого подхода к определению понятий «пенсионная система», «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование», к определению их категориального статуса; не раскрыты их структуры и сущностные характеристики, что позволило бы разграничить эти понятия. Так, большая часть исследователей при анализе современной российской пенсионной системы используют термины: «пенсионное обеспечение», «система пенсионного обеспечения», «институт пенсионного обеспечения», «институт пенсионного страхования», «пенсионное страхование», «обязательное (основное) и дополнительное (добровольное) пенсионное обеспечение», «страховые пенсионные институты», не давая их четкого разграничения. Ряд авторов разделяет категории «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование» по ряду признаков, в частности по источнику их формирования, отмечая, что «пенсионное обеспечение» подразумевает под собой государственные (социальные) пенсии (минимальное пенсионное обеспечение) а «пенсионное страхование» – страховую и накопительную пенсию по старости, инвалидности, выслуге лет (Р.Р. Ураев, В.Д. Роик). Некоторые авторы пенсионное страхование разделяют на государственное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) (В.Н. Бобков). Другие авторы считают, что подобное разделение лишь усложняет понятийный аппарат. Термином «пенсионное обеспечение» многие авторы описывали понятие, характеризующие назначение и выплату всех существующих видов пенсий. В настоящее время можно выделить несколько позиций, с точки зрения которых, авторы рассматривают пенсионное обеспечение. В частности: - пенсионное обеспечение – это часть социального обеспечения (К.В. Кирсанов, О.П. Беребина, С.В. Парамонова); - пенсионное обеспечение – синоним пенсионного страхования (И.Г. Шатохин, О.П. Беребина); - пенсионное обеспечение включает пенсионное страхование (С.С. Ерофеева); - пенсионное обеспечение и пенсионное страхование – две части пенсионной системы (Р.Р. Ураев, В.Д. Роик); - пенсионное обеспечение, государственное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное страхование – три части пенсионной системы (В.Н. Бобков). Однако, как нам представляется, только две последние позиции достаточно обоснованы, с точки зрения социального управления: получатель занимает пассивную позицию, являясь объектом «обеспечения», субъектом «обеспечения» является государство, пенсионный фонд – посредник. Термин «страхование» подразумевает сознательную, активную, «деятельностную» позицию получателя, т.к. он сам является и субъектом, и объектом этого воздействия на себя (отложенного на определенный промежуток времени), пенсионный фонд же остается в роли посредника (гаранта этого воздействия). Конечно, переход от одного вида пенсионного поведения к другому возможен и помимо воли человека, в силу обстоятельств, сложных жизненных ситуаций (например, потеря кормильца, отсутствие работы по месту жительства и т.д.). Но даже при всех сложных обстоятельствах, занимая активную позицию и обладая знаниями о своих правах и возможностях, человек может реализовать свои пенсионные права, что и является конечной целью построения пенсионной системы, базирующейся на пенсионном страховании. В 2002 - 2010 годы исследователи, занимающиеся проблемами пенсионной системы в России, в своих выводах склонялись к тому, что большую роль в успешном функционировании новой пенсионной системы России должна играть накопительная ее часть (Сухорукова Е.В., Ураев Р.Р., Беринцева И.Н.), т.к. негосударственные фонды, профессиональные пенсионные союзы могут стать ключевыми звеньями, способными обеспечить стабильность новой пенсионной системе, а так же обеспечить достойный уровень пенсий следующему поколению пенсионеров. Но с 2015 года вектор основных направлений в изучении проблем реформирования пенсионной системы изменился – авторы стали склоняться к ведущей роли социального (государственного) пенсионного страхования. Так, например, В.Д. Роик еще в 2009 - 2011 годах считал, что «при некоторой схожести архитектур пенсионных институтов, их роль и место в национальных пенсионных системах стран Западной Европы и России существенным образом различаются. В первом случае обязательное социальное пенсионное страхование – главный институт, локомотив пенсионной системы. В России его роль явно занижена и в перспективе продолжит уменьшаться. В то же время значение таких «вспомогательных» институтов, как базовые и накопительные пенсии, которые не смогут по своему потенциалу обеспечить приемлемых (достойных) по размеру пенсий, завышено и в перспективе будет только возрастать. Сильная сторона института обязательного социального пенсионного страхования в том, что его характеризует высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств; наименьшая финансовая затратность для страхователей по сравнению с другими пенсионными институтами; наличие таких качеств, как понятность организации и прозрачность финансовых потоков; обеспечение для населения приемлемых и высоких уровней замещения заработков… Организованный на принципах публичного права, он (институт пенсионного обеспечения) способен перемещать часть ресурсов в пользу наиболее нуждающихся групп пенсионеров за счет солидарного перераспределения средств между их получателями с разной продолжительностью жизни. К позитивным качествам относится и его финансовая устойчивость по отношению к процессам обесценивания средств, что делает данный институт наиболее надежным для граждан по сравнению с системой накопительных пенсий». Но уже в 2015 г. Роик В.Д. считает, что «... современной пенсионной системе России присущи черты прежней советской пенсионной системы, а также черты формирующихся новых страховых институтов. Это – уже не советская система государственного социального обеспечения, но еще и не страховая. Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России возможно исключительно на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс самих работников и установления жестких законодательных правил увязки объемов взносов с размерами пенсий…». Смещение акцентов в изучении страховой пенсионной системы, на наш взгляд, обусловлено как рядом внешних по отношению к пенсионной системе факторов, таких как состояние экономики, недостаток бюджетных средств, политические процессы, происходящие в обществе, так внутренними факторами, связанными с высокой затратностью «содержания» накопительной части пенсий, низкой вовлеченностью населения в формирование пенсионных накоплений. Во всех странах, выбравших накопительную часть пенсионной системы как основную (например, Чили), правительства так же столкнулись с необходимостью повышения вовлеченности населения, активного его участия в формировании личных пенсионных накоплений. Как показали результаты исследования, независимо от того, о какой стране идет речь, и какой модели развития пенсионной системы придерживается автор, значимым фактором в успешном функционировании любой пенсионной системы является вовлеченность населения в ее формирование, доверие населения к существующей системе или знания о модернизациях, проводимых или предполагаемых в ней. Основным способом достижения этой цели все исследователи считают информирование населения о структуре и основных функциях существующей системы и о сути происходящих или предполагаемых в ней изменений. В настоящее время у большей части населения России отсутствуют знания об основных характеристиках институтов пенсионного страхования, о затратах государства, сопряженных с обеспечением пенсиями разных категорий населения, что ведет к невозможности оценить населением собственные усилия, необходимые для получения достойной пенсии. Этот фактор, в совокупности с внешними социальными и экономическими трудностями, внутренними проблемами функционирования, незавершенностью трансформационных процессов, происходящих в пенсионной сфере, могут привести к негативным последствиям в социально - экономической сфере. Итак, современная пенсионная система представляет собой сложный организм, который объединяет экономические и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества. Пенсионная система - это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, создаваемых государством и предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий. Пенсионный фонд России (далее ПФР) – один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в Российской Федерации. Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам, которые наглядно представлены на рис.1 Рис. 1 Структура пенсионной системы Российской Федерации Источник: Отчет за 2016г. Пенсионного фонда Российской Федерации В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии. Страховая - в отличие от базовой зависит от стажа работы и размера заработной платы, но ее отличительной чертой является то, что ее размер учитывается в виде обязательств государства на лицевом счете застрахованного лица. И до того момента, как этот человек выйдет на пенсию, эти деньги являются для него «виртуальными». Страховая часть базируется на стаже и уровне доходов человека в период его трудовой деятельности. Каждый из работников отчислял ежемесячные взносы из своего месячного заработка в страховой фонд. Именно эти взносы и являются базой для формирования страховой доли пенсионного начисления. Накопительная - является денежной выплатой, но, в отличие от страховой, состоит она из пенсионных накоплений, которые сформировались за счет страховых взносов работодателей или за счет добровольных взносов. С 2018 года в соответствии с законодательством изменился период, используемый для расчета накопительной пенсии. Граждане, имеющие пенсионные накопления, имеют право на их выплату. Такая выплата производится, если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом у него есть средства пенсионных накоплений. Федеральный закон о выплате средств пенсионных накоплений предусматривает несколько видов выплат. Средства пенсионных накоплений можно получит в виде единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты или в виде накопительной пенсии, которая выплачивается пожизненно. Накопительная пенсия рассчитывается по иным правилам, нежели страховая. Для расчета ежемесячной выплаты общая сумма пенсионных накоплений гражданина делится на период расчета накопительной пенсии. На 2018 год он составляет 246 месяцев. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то данное заявление подается в соответствующий НПФ. На сегодняшний день граждане России сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин РФ может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: Пенсионному фонду (ПФР) или одному из негосударственных пенсионных фондов. Современная российская пенсионная система является многоуровневой и многокомпонентной. Основными ее компонентами служат обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — часть пенсионной системы, которая за счет обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации страхователей — лиц, производящих выплаты физическим лицам, и индивидуальных предпринимателей обеспечивает предоставление страховой пенсии, в форме ежемесячной денежной выплаты исходя из принципа компенсации каждому застрахованному лицу заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Государственное пенсионное обеспечение (ГПО) — часть пенсионной системы, которая за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, обеспечивает предоставление пенсии по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячной государственной денежной выплаты. Дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение (ДПО) — часть пенсионной системы, которая в дополнение к обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных в них лиц, а также доплат к государственным пенсиям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций. 1.2. Современная пенсионная система России Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166- ФЗ), это ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им доходов, которые утрачиваются в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости или по инвалидности, либо же в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, либо же в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Существует несколько видов выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся: По старости – для пострадавших от промышленных катастроф; За выслугу лет – для гражданских служащих, военных, космонавтов и членам летно-испытательных групп; По инвалидности – для военных, космонавтов, участников ВОВ и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС; В связи с потерей единственного кормильца – для семей военнослужащих, космонавтов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС; Для тех, кто не имеет права получения страховой пенсии и нетрудоспособных. Продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемого для установления пенсии за выслугу лет, с 2017 г. увеличивается поэтапно (ежегодно на 6 месяцев) с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон «О страховых пенсиях»), и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Гражданам из числа космонавтов может устанавливаться государственная пенсия за выслугу лет и страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для ее назначения. Институт страховых пенсий является ключевым в пенсионном праве России, так как страховые пенсии получают подавляющее количество пенсионеров. Эффективная организация пенсионного обеспечения в государстве зависит от степени развитости социально-трудовых и страховых отношений, достойной заработной платы и постоянной занятости трудоспособного населения. Поэтому важнейшими теоретическими конструкциями пенсионного страхования является взаимосвязь национальных систем заработной платы, регулирования занятости, увязка в единое целое этих управленческих систем с системами налогов и социального страхования. Страховая пенсия, согласно Закону «О страховых пенсиях»– ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы или иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленным данным федеральным законом. При этом в законе говорится, что наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Страховые пенсии имеют ту же правовую природу, что и иные пенсии: - являются периодическими (ежемесячными) выплатами; - имеют регулярный характер; - выплачиваются в денежной форме; - имеют компенсационный характер. Статья 4 Закона «О страховых пенсиях» определяет круг лиц, имеющих право на страховые пенсии: 1. граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; 2. иностранные граждане 3. лица без гражданства Претендовать на данный вид пенсии возможно: 1. страховая пенсия по старости. Условия: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30; 2. страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Она устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности; 3. страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоящим на его иждивении. Особенности страховой пенсии заключаются в том, что работодатель перечисляет страховые платежи в ПФР в размере 22%, откуда 16% идут на страховую пенсию. Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются (переводятся) в баллы. Поступающие взносы переводятся в баллы для потенциального пенсионера, за которого они уплачены. После поступления на счет ПФР денежные средства направляются на выплату текущих пенсий. Денежные средства, уплаченные в виде страховых взносов на формирование страховой пенсии не наследуются. Государством предусмотрена ежегодная индексация страховых пенсий. У застрахованного лица нет возможности управления пенсионными средствами, да и повлиять на размер пенсии он не может после окончания трудовой деятельности. Пополнение страховой пенсии происходит в период трудовой деятельности, она складывается из параметров, которые отражены в формуле ее расчёта представленной на рис. 2 СП = ИПК x ПК СП– страховая пенсия; ИПК– индивидуальный пенсионный коэффициент. Данная величина постоянно увеличивается. ПК– персональный коэффициент. Его величина установлена правительством, постоянно меняется, информацию о нём можно получить в ПФР. Рис. 2 Формула расчета страховой пенсии Эта формула действительна при исчислении пенсии для пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых по возрасту. Для инвалидов и потерявших кормильца формула будет той же с разницей в значениях ПК и ИПК. Постепенное введение в систему обязательного пенсионного страхования накопительных механизмов впервые было предусмотрено Программой пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. №463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» (в ред. постановления от 17 сентября 1999 г.). Законодательно закреплен накопительный пенсионный компонент был только по итогам пенсионной реформы 2001-2002 годов. Ключевыми результатами этой реформы стало разделение трудовой пенсии на три части: базовую, страховую и накопительную, а также допуск к управлению пенсионными накоплениями негосударственных фондов и управляющих компаний. Внедрение накопительного компонента в систему обязательного социального страхования стало концептуальной идеей, воплощенной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Закон закрепил следующий пенсионный механизм: из страховых платежей, поступающих в ПФР, изымается часть средств и направляется не на выплату текущих пенсий, а на инвестирование в экономику Особенность накопительной пенсии по сравнению со страховой пенсией или пенсией по государственному пенсионному обеспечению состоит в том, что она назначается только тем лицам, у которых имеются пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица. Накопительная пенсия с 01.01.2015г. является самостоятельной пенсией и регулируется отдельным Федеральным законом, названным выше. Данная пенсия формируется из сумм страховых взносов, направляемых специально для пенсионных накоплений и (или) из дополнительных страховых взносов, направляемых специально на пенсионные накопления. Накопительный элемент пенсионного обеспечения – это одно из нововведений, которое было внедрено еще в 2002 г., при принятии Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До введения в действие Федерального закона «О накопительной пенсии», накопительный компонент пенсионного обеспечения входил составной частью в трудовую пенсию, которая в настоящее время трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию. Федеральным законом «О накопительной пенсии» обозначается круг лиц, обладающих правом на получение накопительной пенсии, а также устанавливаются условия получения данного вида пенсии. Классификация видов страховых выплат за счет средств пенсионных накоплений закреплена в положениях Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В соответствии с данным законом страховые выплаты осуществляются в четырех видах: – накопительная пенсия; – единовременная выплата застрахованному лицу; – срочная пенсионная выплата; – выплата средств пенсионных накоплений наследникам застрахованного лица. Составным элементом пенсионной системы наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием являются негосударственное пенсионное обеспечение. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой предоставление гражданам негосударственных пенсий за счет накопленных добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды на основании соответствующих договоров. Для обеспечения достойного уровня жизни по достижении пенсионного возраста гражданин может сам принять участие в формировании своей будущей выплаты. Для этого ему необходимо стать участником негосударственного пенсионного обеспечения. Начать формировать негосударственную пенсию может любой гражданин, начиная с 18 лет. Негосударственная пенсия— это дополнительная выплата к основной сумме пенсии, формируемая в основном за счет личных взносов гражданина и назначаемая при выходе на заслуженный отдых. Отличительными чертами данного вида пенсионного обеспечения являются: - отсутствие необходимости иметь страховой стаж; - возможность самостоятельно устанавливать сумму взносов и периодичность их уплаты; - наличие у гражданина права расторгнуть договор и вернуть накопленное. Итак, современная пенсионная система России является совокупностью экономических, организационных и правовых институтов, которые обеспечивают формирование и реализацию пенсионных прав, застрахованных и иных подлежащих обеспечению лиц. В современных условиях государство призвано обеспечить социальную защиту населения от экономических и социальных потрясений. Последнее на сегодняшний день реформирование пенсионной системы началось в 2012-2013 годах на основании новой концепции, разработанной Правительством РФ и предусматривающей ряд нововведений на период до 2030 года. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012г. № 2524-р. Принятие этого документа ознаменовало начало нового этапа развития пенсионной реформы в современной России. Стратегия предусматривает три периода осуществления намеченных преобразований в пенсионной системе: первый – 2013-2015 годы, в течение которого должны быть введены основные нормативные правовые акты, охватывающие все вопросы пенсионной реформы, производится аудит НПФ, внедряется система повышенных тарифов для вредных производств. На втором этапе, в период 2016-2020 годы, последовательно вводится в действие принятая ранее новая концепция. В этом же периоде государство проводит разъяснительные мероприятия с населением, принимает меры к стимулированию работников, выбравших отчисления в накопительную часть. В период 2020-2030 годы, должен быть полностью осуществлен переход на «балльную» систему пенсионного обеспечения, кроме того, планируется расширение охвата населения корпоративными пенсионными системами, а уровень пенсионного обеспечения на завершающем этапе пенсионной реформы в итоге должен составить до 60 процентов от заработной платы. Во исполнение Стратегии в России приняты новые федеральные законы: от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и от 28 декабря 2013 г. № 424 –ФЗ «О накопительной пенсии», которые вступили в силу с 1 января 2015 года. Начиная с 1 января 2015 года трудовая пенсия была преобразована в страховую и накопительную. В основу пенсионных расчетов заложены как старые, так и новые принципы – ранее назначенные пенсии не будут уменьшаться. В то же время страховая пенсия будет формироваться с применением новой величины – пенсионных коэффициентов, или баллов. Устанавливается минимальное количество пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости - 6,6 баллов в 2015 году с ростом до 30 баллов в 2030 году. Стоимость одного балла ежегодно устанавливается государством. Изучение указанных норм позволило сделать выводы, что: увеличивается страховой стаж, необходимый для получения страховой и накопительной пенсий до15 лет (поэтапно, в период до 2024 г.); за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста, при отказе от получении пенсионного обеспечения, будут дополнительно начисляться премиальные пенсионные баллы, которые, в свою очередь, повысят размер пенсии; пенсионный возраст не увеличится, однако гражданам, желающим получить пенсию по размеру больше, чем гарантирует государство, придется дополнительно работать; количество баллов будет зависеть как от размера взносов, уплачиваемых работодателем за «своего» работника, так и за счёт личных отчислений, стимулируя, таким образом, работников заранее задуматься о формировании своего пенсионного капитала; накопительная пенсия получает новое «материальное» содержание, она может наследоваться в случае смерти застрахованного в системе ПФР лица; больше полномочий получают НПФ. Все вышеперечисленные преобразования и изменения должны привести к тому, что пенсии ежегодно будут повышаться, повышая благосостояние людей. Таким образом, новый этап пенсионной реформы развивается у нас на глазах, и успех нового сценария пенсионной реформы еще долго останется одной из самых актуальных социально-экономических проблем современной России, реализовывать который придется всему трудоспособному населению России. Итак, пенсионное обеспечение в любом государстве является своего рода индикатором, отражающим социальную направленность государственной политики. Именно от успехов государства в сфере пенсионного обеспечения, от грамотной финансово-экономической работы в данной области зависит благосостояние практически 30% населения. Уровень пенсионного обеспечения в РФ в настоящее время весьма наглядно показывает, что государство хотя и стремится постоянно повышать размер пенсий, но не в состоянии обеспечить такой уровень жизни пенсионеров, который можно назвать достойным. Объясняется это не только экономическими, но и демографическими причинами. Так, соотношение занятых в экономике и пенсионеров в РФ весьма наглядно показ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: