VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Меридиан»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000154
Тема: Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Меридиан»
Содержание
Содержание
Введение	3
1 Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности предприятия	6
1.1 Сущность и роль прибыли в условиях рыночной экономики	6
1.2 Понятие  и экономический смысл рентабельности	17
1.3 Планирование прибыли и рентабельности	25
2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Меридиан»	31
2.1 Организационно-техническая характеристика ООО «Меридиан»	31
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия	36
2.3 Анализ рентабельности предприятия	40
2.4 Анализ деловой активности предприятия	44
3 Рекомендации по повышению показателей прибыли и рентабельности предприятия ООО «Меридиан»	52
3.1 Создание интернет-магазина с целью увеличения продаж	52
3.2 Внедрение системы электронных закупок	57
Заключение	65
Список использованных источников	69
Приложения	74



Введение
     Цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли, поэтому прибыль является одной из самых значимых и сложных экономических категорий. Исследовав источники получения прибыли, возможна разработка научного подхода ко многим управленческим решениям, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, снижение затрат при достижении наивысших финансовых показателей. 
     Надо сказать, что  укрепление финансовой устойчивости  на всех этапах производства каждого отдельного предприятия, в конечном счете, зависит от управления финансовым результатом - прибылью и выявления особенных резервов роста прибыли.
     Проблема исследования прибыли  всегда привлекала  исследователей,  так как прибыль является, по существу, единственным источником инвестиций в производство и социальное развитие, а также источником материального поощрения и социальных льгот сотрудникам.
     Необходимость принятия управленческих решений  вызывает необходимость обратиться к мировому опыту исследования прибыли. Современные условия предполагают и совершенствование методологии факторного анализа прибыли. 
     Прибыль – это совокупный финансовый результат, который характеризует производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, т. е. составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступают: прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
     Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
     Важная роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников (учредителей, акционеров) и персонала требует эффективного и непрерывного управления ее формированием и использованием.
     В условиях конкурентной рыночной среды, с увеличением объёмов и скорости движения информационных потоков, усложнением и разветвлением связей стабильное и эффективное функционирование возможно только при использовании научно обоснованных методов управления в целом, и экономического анализа, в частности. Причём особое место в системе управления должно отводиться именно анализу и управлению прибылью, которая является обобщающей характеристикой деятельности, интегрирующей в себе влияние всех внутренних и внешних факторов.
     Научное управление прибылью помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения для достижения поставленных целей. Планирование прибыли служит для достижения таких целей предприятия, как определение источников привлечения инвестиций внедрение технических нововведений, выпуск продукции более высокого качества и обновление модельного ряда, максимизация объема проданной продукции, обеспечение сроков поставок, совершенствование организации управления во всех подразделениях предприятия, а достижение поставленных целей возможно при решении следующих стратегических задач: увеличение продаж, расширение доли рынка, оптимизация затрат на производство и продажу продукции.
     Актуальность  дипломной работы заключается в том, что возможность управления финансовыми результатами, позволит, повысить эффективность деятельности предприятия, определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру денежных средств достаточных для развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
     Целью дипломной работы является исследование теоретических аспектов показателей прибыли предприятия и проведение оценки прибыли ООО «»
     Для достижения поставленной цели обозначены и решены следующие задачи:
     1) Рассмотреть теоретические аспекты использования прибыли предприятия, а именно, экономическую сущность и значение управления прибылью, основные понятия, цель, задачи и механизмы формирования прибыли, выручку как источник формирования прибыли, основные методы и функции управления прибылью, информационные источники для принятия решений о прибыли предприятия.
     2) Провести анализ финансовых результатов, на примере предприятия ООО «Меридиан», проанализировать динамику, состава и структуры баланса предприятия, формирование, распределение и использование прибыли  рассчитать показатели рентабельности.
     3) Разработать рекомендации, направленные на принятие оптимального управленческого решения по увеличению прибыли.
     Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» действующее на основании законодательства РФ и устава.
     Предметом исследования являются финансовые отношения,  возникающие в процессе управления финансовыми результатами предприятия.



1 Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности предприятия
     1.1 Сущность и роль прибыли в условиях рыночной экономики
     В рыночной экономике  прибыль, как объект  науки экономики, исследуется во многих общественных науках: истории, социологии, экономической теории и истории, культурологи, права, и т.д. Изучая теоретические источники, посвященные определению и  анализу прибыли, можно выявить огромное число толкований этого явления экономической жизни не основывающихся на процессе принятия решений в коммерческой деятельности. В экономической науке не сформировано единой теории прибыли,  на которую можно было бы опереться предпринимателям для обоснования управленческих решений в своей предпринимательской деятельности.
     Рассмотрим некоторые основополагающие подходы к выявлению сущности прибыли, доминирующие в экономической литературе в связи с возможностью их применения в принятии предпринимательских решений.
     В статье Осипова В.А. проводится анализ различных подходов к теории прибыли с точки зрения выдающихся экономистов. Адам Смит прибыль рассматривает как фактор, который формируется у собственника капитала и является организатором экономического процесса. В труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит описывал фундаментальные свойства экономики, которые наиболее полно раскрываются в деятельности предпринимателей в условиях конкуренции. Рассматривая процессы формирования прибыли на предприятиях, А. Смит допускал, что получение прибыли, удовлетворяется как форма заработной платы. Также он отмечал: «Не исключается мысль, что прибыль на капитал представляет собой другое имя для вознаграждения особого вида труда, а именно труда по надзору и управлению».1
     В своей статье Осипов В.А. упоминает о высказываниях теоретика коммунизма К. Маркса, тот в свою очередь опирался на трудовую теорию стоимости А. Смита и видел в предпринимателе капиталиста, который направляет свой капитал на создание прибавочной стоимости - прибыли за счет эксплуатации рабочего класса. Так как капитал - это процесс увеличивающий стоимость, отсюда естественно следует, что «...движущим мотивом и определенной целью капиталистического производства является возможно большее самовозрастание капитала».2 Но при всем этом он впервые показал, что процесс управления производством с целью увеличения капитала сопровождается отделением функций капиталиста от функций наемных управляющих. «Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, - наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист». До тех пор пока капиталист ищет пути повышения эффективности капитала сам, он будет являться собственно предпринимателем. Далее при успешном росте капитала начинает происходить процесс дифференциации управленческого труда и передачи полномочий управления на более низкий иерархический уровень. «Как армия нуждается в своих офицерах и унтер офицерах, точно так же для массы рабочих, объединенным совместным трудом под командой одного и того же капитала, нужны промышленные офицеры (управляющие, managers) и унтер-офицеры (надсмотрщики, ... overlookers...), распоряжающиеся во время процесса труда от имени капитала». 
     Отсюда можно сделать вывод что, в крупном производстве именно наемные управляющие, а далеко не капиталисты становятся проводниками капиталистической активности, а соответственно и предпринимательства. Основные противники идей К. Маркса критикуют его за то, что он представил прибыль как форму эксплуатации (однако эта сторона прибыли в современной экономической теории не упоминается), и за то, что с помощью его подхода невозможно выявить предпринимательскую прибыль, которую необходимо определить не в общем по экономической системе, а в данном конкретном производстве3.
     В XX веке с активным человеком - предпринимателем связана проблема исследования прибыли. В мировой экономической мысли главенствующей становится неоклассическая теория, которая основана на модели рационального человека в равновесном мире. Данная модель в России приобрела своеобразный символ веры. Ее непогрешимость до настоящего времени отстаивается многими известными экономистами и практиками - политическими руководителями ведущих стран мира. Но необходимо отметить, что и в  неоклассике не удалось сформировать единую теорию, объясняющую связи предпринимательства и прибыли и в особенности связи с управленческим решением, направленным на будущее.
     Следуя неоклассике состояние долгосрочного конкурентного равновесия можно охарактеризовать тем, что весь продукт полностью распределяется между собственниками трех факторов производства (земля, капитал, труд) и в данном случае величина чистой прибыли предпринимателя равна нулю. Но это «обнуление» прибыли, встает в противовес реальностям рыночной экономики. Следовательно экономистам потребовалось природу прибыли и механизм ее возникновения выяснить теоретически. В ходе этого выделилось два основных подхода к этой проблеме:
* прибыль трактуется как предельный продукт специфического фактора производства (предпринимательства), 
* прибыль трактуется как его остаточный доход.4.
     Рассмотрим, как  объясняет прибыль американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт. Он трактует прибыль как преобразование риска от предпринимательской деятельности. В книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) Найт поддерживает и развивает идею Й. Тюнена о том, что существуют различия между исчисляемым и неисчисляемым риском. Исчисляемый он называет риском в прямом смысле слова, а неисчисляемый называет неопределенностью (uncertainty). Риск, как правило, предполагает довольно известный набор исходов, для которых существует достаточно известное распределение объективных вероятностей. От такого вида риска, как правило, можно застраховаться, а страховые взносы внести в «постоянные издержки отрасли», которые переносятся на потребителей, как и другие издержки производства. Следующий вид риска «настоящей неопределенности» возникает в довольно новом направлении деятельности - таком как «чистое» предпринимательство, в котором ни полный набор возможных исходов, ни вероятности не известны.
     Следуя подходу Ф. Найта предприниматель принимающий управленческое решение знает затраты  производства и должен заблаговременно расплатиться с собственниками приобретаемых факторов производства. Другими словами, тут задействован фактор времени в принятии экономических решений. В С самого начала принимаемого решения предприниматель знает уровень себестоимости производства продукции, но не знает цену, по которой его продукт будет продан. Рыночная экономика всегда предполагает неопределенность продажи производимого продукта не только по количеству, но и по цене. Предприниматель ожидает получить за свой продукт доход, превышающий его себестоимость. Таким образом, источником прибыли, по Ф. Найту, является риск, который возникает между собственниками потребляемых им факторов производства, которые берут на себя риск полной неопределенности и избавляют от него своих поставщиков5.
     Еще одна теория прибыли - это концепция Й.А. Шумпетера, которая сочетают в себе экономическое обоснование функции менеджмента предпринимателя и отображение его психологического портрета. Он считал главным фактором развития капитализма предпринимателя, а предпринимательство охарактеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й.А. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется в качестве новатора, ключевого игрока общей системы управления. Функция прдпринимателя выражаются в реализации нововведений, которые играют главную роль в развитии капиталистической экономики и в обеспечении экономического роста. 
     По мнению Й.А. Шумпетера, в преодолении инерционности экономической системы состоит роль предпринимателей. Но заметим, что инерционность является внутренним свойством экономической системы, а субъекты рыночных отношений в силу рациональной ориентации в своих действиях не склонны к инновационной деятельности. В результате динамичного изменения внешней среды возникают все новые и новые условия функционирования предприятий, а, это вынуждает менеджеров принимать адекватные шаги. В случаях своевременного и правильного решения получают конкурентные преимущества. Тут нужно отметить, что формирование устойчивого конкурентного преимущества возможно при анализе дальнейших стратегических перспектив и принятии стратегических решений,а отсюда и реализации их в соответствующей системе управления. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия»6. Здесь необходимо отметить, что в отечественной литературе понимание, что предпринимательская активность и есть источник прибыли, стала основной концепцией возникновения и получения прибыли.
     В понятие предпринимательства Й.А. Шумпетер превнес такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации инноваций. Он считал, что именно эта функция является центральным звеном механизма экономического развития. Согласно подходу Й.А. Шумпетера прибыль предпринимателя носит временный, недолговечный характер. Прибыль исчезает тогда, когда новаторская форма производства становиться традиционной, повторяющейся деятельностью.
     По словам Осипова В.А. здесь можно сделать следующий вывод в отношении теории прибыли: при рассмотрении концепций предпринимательства отмечены следующие основные направления теории предпринимательской прибыли:
* неоплаченный труд работников (К. Маркс);
* временный доход, который можно получить от технических нововведений (Й.А. Шумпетер);
* результат неопределенного характера будущих событий (Ф. Найт, Дж. М. Кейнс);
* прибыль как доход, который возникает существованием монополий определяющих разность между производственными затратами и ценой товаров.
     Главной целью предпринимательской деятельности и активности становиться прибыль. В ходе определения сущности прибыли, нужно исходить из того, что ее источник и сама прибыль с точки зрения измерителя должны быть однородны. Как степень вероятности не наступления какого-либо события риски можно выразить в процентах, т.е. поскольку вероятность безразмерная величина, то она не может стать источником дохода. То же самое можно сказать и о времени как факторе формирования прибыли. Это разные моменты экономической жизни с точки зрения  качества. При принятии решений управляющий, как правило, идет от конкретного продукта, предполагаемый к продаже на определенном рынке. Таким образом, при принятии решения о производстве определенного продукта неопределенность возникает у предпринимателя вследствие незнания о будущих объемах производства и реализации и реальной цене продажи товара. Хотя в любом случае прибыль будет считаться от будущей или же реальной продажи продукции. Далее необходимо отметить, что приведенные концепции прибыли намного оторваны от реального процесса принятия управленческого решения предпринимателя по всем функциям: планированию, организации и контроля получения прибыли. На самом же деле когда предприниматель принимает решения, что, для кого и когда производить, он решает вопросы сравнительной эффективности своего производства по отношению к созданию похожего продукта в рамках домашнего хозяйства потенциального покупателя его продукции7. 
     Чтобы  предприятие могло достичь максимального получения прибыли необходим научный подход к расчету прибыли. Этот подход должен определяться целями, которые устанавливают пользователи финансовой отчетности, и критериями признания и оценки доходов и расходов. В таблице 1. определены заинтересованные пользователи  целевого показателя прибыли, таблица составлена Федоровичам Т.В.
Таблица 1 - Прибыль в контексте интересов пользователей финансовой отчетности8    

Группа пользователей
Целевой показатель прибыли
Область интересов
Менеджмент
Валовая      (маржинальная) прибыль
Результат собственной деятельности, источник покрытия текущих расходов, источник развития организации, объем полученных доходов, уровень себестоимости


Чистая прибыль
Источник создания резервного капитала и резервов в соответствии с законодательством и учредительными документами
Собственники
Чистая прибыль
Источник выплаты доходов, источник создания резервного капитала и резервов в соответствии с законодательством и учредительными документами
Кредиторы,   контрагенты, инвесторы
Операционная прибыль
Источник стабильности партнерских отношений; источник покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам, лизинговые платежи)
Государство    (в    лице налоговых органов)
Налогооблагаемая прибыль
Источник пополнения бюджета в виде налога на прибыль, штрафов и пеней

     Для каждой группы пользователей рассчитывается показатель прибыли, в котором они наиболее заинтересованы. При этом прибыль, как результирующий показатель, определяется в рамках бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Согласно бухгалтерскому подходу основным показателем является бухгалтерская прибыль, под которой понимается положительная разница между доходами организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, и ее затратами (расходами), понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов. Как видно из данного определения, бухгалтерская прибыль - это расчетный показатель, который исчисляется в соответствии с понятием доходов (ПБУ 9 /99 «Доходы организации») и расходов (ПБУ 10/99 «Расходы организации»), а также в их количественном измерении (т.е. аккумулировании в системе бухгалтерского учета). В зависимости от методов оценки, учета и исчисления показателей доходов и расходов значение прибыли может варьироваться9.
     Итак, мы видим, что в зависимости от алгоритма расчета показатели прибыли отличаются, особенно это проявляется при трансформации отчетности, составленной по российским стандартам в формат отчетности по МСФО или ОПБУ США. При формировании показателей прибыли по МСФО используется один из двух вариантов классификации расходов: по характеру и по функциям расходов.
     Далее представлена формула формирования прибыли в отчетности по МСФО при классификации расходов по их характеру, предусматривающий раскрытие статей расходов по операционной деятельности по экономическим элементам.
     Выручка от продажи +Прочие операционные доходы = Валовой доход от операционной деятельности - Текущие расходы по операционной деятельности (материалы, оплата труда, амортизация, прочие расходы) = Прибыль от операционной деятельности -Расходы по финансированию + Прибыль от участия в ассоциированных компаниях = Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль и прочие налоговые платежи = Чистая прибыль (прибыль, принадлежащая собственникам).
     Другой подход к формированию чистой прибыли основан на классификации расходов по их функциям, т.е. отражении расходов по операционной деятельности в зависимости от целевой направленности:
Выручка от продажи - Себестоимость продаж (прямые переменные расходы) = Валовая (маржинальная) прибыль - Постоянные расходы (амортизация, управленческие расходы, коммерческие расходы) + Сальдо прочих операционных доходов и расходов = Прибыль от операционной деятельности - Расходы по финансированию + Прибыль от участия в ассоциированных компаниях = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль и прочие налоговые платежи = Чистая прибыль (прибыль, принадлежащая собственникам)10.
     Исследовав приведенные выше схемы, определяем, что у организаций существует право выбора классификации расходов, относящихся только к операционной деятельности, остальные показатели, участвующие в данном процессе, аналогичны, что позволяет получить финансовый результат  одинаковый для всех
     В рамках РСБУ показатель прибыли до налогообложения формируется в рамках налогового учета, где условия признания и учета доходов и расходов отличаются от нормативного регулирования бухгалтерского учета. Существует  единая идентификация расчета и информационного обеспечения показателя прибыли.
     В своей статье Федорович Т.В. говорит о бухгалтерском подходе к определению прибыли  организации для аналитических целей собственники и иные заинтересованные пользователи финансовой информации по-разному подходят к оценке полученной прибыли. Из этого вытекает множественность определений результирующих и оценочных показателей прибыли (табл. 2)11.
Таблица 2 - Классификация определений прибыли

Классификационный признак
Вид прибыли
Определение
1
2
3
По источникам формирования
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг
Является основным видом прибыли в организации, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности организации


Прибыль от прочей реализации
Доход от продажи неиспользуемых основных средств, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, полученные штрафы, пени, др.
По видам деятельности
Прибыль от операционной деятельности
Результат производственно-сбытовой или основной для данной организации деятельности


Прибыль   от  инвестиционной деятельности
Результат инвестиционной деятельности. Частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично - в прибыли от реализации имущества. (Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства)


Прибыль    от    финансовой деятельности
Косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия
По   составу   включаемых элементов
Маржинальная       (валовая) прибыль
Разница между выручкой - нетто и прямыми производственными расходами по реализованной продукции


Прибыль до налогообложения
Общий финансовый результат организации. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов


Чистая прибыль
Сумма прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей за счет прибыли
По характеру использования чистой прибыли
Капитализированная чистая прибыль
Часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов организации


Потребляемая  чистая прибыль
Прибыль, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям
По характеру
Налогооблагаемая прибыль
Бухгалтерская прибыль, скорректированная в соответствии с действующим законодательством РФ
налогообложения
Прибыль,    не    облагаемая налогом
Прибыль, не подлежащая налогообложению в соответствии с законодательством
Продолжение таблицы 2
1
2
3
По характеру инфляционной очистки
Номинальная прибыль
Сумма, фактически полученной прибыли в действующих ценах, не учитывающая размер инфляции


Реальная прибыль
Номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции, которая позволяет оценить покупательскую способность полученной организацией номинальной прибыли
По  направлению  распределения
Прибыль,    причитающаяся акционерам
Часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам


Прибыль,    остающаяся    в распоряжении организации
Часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности организации


Нераспределенная прибыль
Часть чистой прибыли, за вычетом отчислений в резервный капитал, дивидендов акционеров и иные аналогичные отчисления
     
     В соответствии с действующим законодательством в бухгалтерском балансе отражается только нераспределенная (чистая) прибыль нарастающим итогом за все годы работы организации. При данном подходе завуалирована величина прибыли, полученной за отчетный период, а сумму нераспределенной прибыли можно увидеть только в отчете о прибылях и убытках. 
     Итак, прибыль - это обобщающий показатель финансовых результатов деятельности организации, который рассчитывается как разница между полученным доходом от операции и расходами, понесенными в связи с ее осуществлением, следовательно, показатель прибыли носит условный характер, так как зависит от методов оценки, измерения и признания доходов и расходов. 
     Больше всего для собственников важен показатель  чистой прибыли, так как является источником их дохода, но  для того оценки эффективности  деятельности предприятия недостаточно только определение прибыли. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности.

     1.2 Понятие  и экономический смысл рентабельности
     На экономическо-образовательном портале Хандеевай ЕА. дается следующее определение Рентабельность - один из основных синтетических, качественных показателей эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, организации. Характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие, работающее рентабельно, получает прибыль, которая направляется на уплату налогов и других обязательных платежей, расширение деятельности, удовлетворение материальных и соц. нужд работников предприятия и на др. цели. Различают рентабельность: общую, балансовую, по товарной продукции, по реализованной продукции, по отдельным видам или группам изделий12. 
     Для определения эффективности работы предприятия применяют систему показателей: общая рентабельность - отношение валовой прибыли (прибыль от реализации продукции, основных фондов и от внереализационной деятельности) к общей сумме затрат, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия; балансовая рентабельность - отношение нераспределенной или чистой прибыли (прибыль за минусом налогов и др. обязательных платежей) ко всей сумме расходов предприятия; рентабельность по товарной продукции - отношение суммы прибыли, полученной по товарной продукции, к ее производственной себестоимости; рентабельность по реализованной продукции - отношение суммы прибыли к полной себестоимости продукции или к выручке от ее продажи; рентабельность по отдельным видам или группам изделий - отношение прибыли, полученной по этим изделиям, к полной их себестоимости. 
     Кроме того, предприятия используют такие показатели рентабельности, как  результат от деления суммы чистой прибыли на среднюю величину оборотных и внеоборотных активов, объем инвестиций, величину всего или собственного капитала. Задача предприятия - обеспечить рентабельную работу и повышать ее уровень, опираясь на рост производительности труда, снижение себестоимости и повышение качества продукции, улучшение использования основных  и оборотных средств.
     Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании13.
     Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
     Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, определяет Хандеева Е.А.:
* показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
* показатели, характеризующие рентабельность продаж;
* показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
     Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
     Рентабельность продукции (норма прибыли) – отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции, т.е. относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат: 
     					(1)
где 	Рп – рентабельность продукции, %;  
     	Ц – цена единицы продукции, руб.; 
      	С – себестоимость единицы продукции, руб.; 
      	(Ц–С) – прибыль в расчете на товарный выпуск, руб14.
     Данный показатель рассчитывается как на весь объем, так и на единицу продукции.
     Рентабельность производства (Ро) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств, т.е. величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов: 
 								(2)
 где 	П – сумма прибыли (балансовая, чистая), руб.; 
     ОСср – среднегодовая стоимость основных средств, руб.; 
 	ОбСср – средние за год остатки оборотных средств, руб.;  
      	(ОСср+ ОбСср) – авансированный капитал, руб15.
     Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли. 
     Также часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. 
     Рентабельность всего капитала отражает эффективность использования всего капитала предприятия. Рассчитаем рентабельность всего капитала предприятия ООО «Меридиан» по формуле:
 					(3)
где 	Ра – рентабельность активов; 
     Пчист  - чистая прибыль; 
     ВБнг, кг – валюта баланса на начало и на конец года.
     Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств. Рассчитаем рентабельность собственного капитала ООО «Меридиан» по формуле:
					(4)
где  	СКнг, кг - величина собственных средств на начало и на конец года.
     Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на реализацию продукции по формуле:
 						(5)
где 	Пр - прибыль от реализации; 
     С - себестоимость реализованной продукции.
     Рентабельность оборота рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки по формуле:
						 (6)
где 		Роб. – рентабельность оборота; 
		Пнал. – прибыль до налогообложения; 
		В – валовая выручка от реализации продукции.
     Сущность показателя рентабельности заключается в том, что он показывает, какое влияние оказывает размер факторного показателя на результативный в процентах или денежных единицах16. 
     В начале 20 века некоторыми учеными   были предложены определения рентабельности и  выведены формулы.
     В 1919 году специалистами фирмы Дюпон (The DuPont System of Analysis) была предложена схема факторного анализа, в факторной модели корпорации Дюпона впервые несколько показателей увязываются вместе и приводятся в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA как основной показатель, характеризующий эффективность средств, вложенных в деятельность фирмы, а в основании два факторных показателя – рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача ТАТ (см. рисунок 1)17
      
     
      
      
     
     
     Рисунок 1 - Схема модели Дюпон
     В основу данной модели была заложена жестко детерминированная факторная модель:
      или ROA = NPM* ТАТ                		          (7)
где	Pn - чистая прибыль; 
     А - сумма активов компании; 
     S - (объем производства) выручка от реализации18.
     Факторная модель компании «Дюпон» применяется для факторного анализа рентабельности собственного капитала, она устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми показателями предприятия: рентабельностью продаж оборачиваемостью активов и финансовые рычагом.
     Модифицированная факторная модель наглядно показывает что, рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом.
     Алтухова М.В. предложила детализировать каждый фактор (рентабельность продаж по чистой прибыли, оборачиваемость активов, коэффициент финансовой зависимости) по отдельности:
1) рентабельность продаж по чистой прибыли (RЧП) декомпозируется на четыре фактора:
				(8)
где 	ВП - валовая прибыль;
    	EBIT - прибыль до вычета процентов и налогов;
      	ПДН - прибыль до налогообложения19.
     Такое «разложение» позволит провести детальный анализ различных уровней прибыли (валовой, операционной, до налогообложения, чистой) и при этом увидеть, каким образом валовая прибыль уменьшается до чист.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44