VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ правовых гарантий, предоставленных сотрудниками полиции при осуществлении ими своей профессиональной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011004
Тема: Анализ правовых гарантий, предоставленных сотрудниками полиции при осуществлении ими своей профессиональной деятельности
Содержание
4


































СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ……………………………………………………………………….....5

1.1 Характеристика особенностей статуса сотрудника полиции ………………...5

1.2 Правовые гарантии – важнейший элемент правового статуса сотрудника полиции ………………………………………………………………………………8

2 СОДЕРЖАНИЕ  ПРАВОВЫХ  ГАРАНТИЙ  СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ………………………………………………………………………...12

2.1 Административно-правовые гарантии сотрудников полиции ……………...12

2.2 Судебные гарантии сотрудников полиции …………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..26










ВВЕДЕНИЕ



Правовой статус сотрудника полиции в рамках общего понимания представляет собой юридически закрепленное его положение в обществе.

В составе правоохранительных органов именно полиция несет наибольшую нагрузку в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Противоправные деяния, совершаемые в отношении сотрудников, факты сопротивления им вызывают большую тревогу. Актами несоблюдения прав сотрудника полиции в  значительной степени усложняется осуществление ими правоохранительной деятельности,

Задачи, решаемые сотрудниками полиции, сопряжены с риском для жизни и здоровья. Специфика деятельности сотрудников полиции заключается в том, что, обладая широким кругом полномочий в области обеспечения прав и свобод граждан от преступных и иных посягательств, сотрудники этих органов нередко сами остаются незащищенными. А ведь именно закрепление в нормах закон и реализация правовых гарантий предоставляет сотрудникам полиции свободно, качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности. Указанными аспектами обусловлена актуальность темы работы.

Вопросу социальной и правовой защищенности сотрудников полиции с каждым годом уделяется все большее внимание как в научной среде, так и в нормах законодательства.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правовой защиты сотрудников полиции, предоставляемой государством в целях обеспечения выполнения ими своих служебных обязанностей.

Предмет – механизм осуществления правовой защиты сотрудников полиции.

Целью работы является комплексный анализ правовых гарантий, предоставленных сотрудниками полиции при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Исходя из цели, необходимо определить  следующие задачи настоящей работы:

- рассмотреть особенности правового статуса сотрудников полиции,;

- дать характеристику правовым гарантиям сотрудника полиции, рассмотрев в качестве составного элемента его правового статуса;

- на основе анализа действующего законодательства исследовать содержание правовых гарантий, предоставленных государством сотруднику полиции.

Методологическую основу работы составляют диалектический метод научного познания, системный подход и анализ.

Нормативно-теоретическую базу работы составляют, прежде всего, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а также научные работы по теме исследования.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы







. 

















1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

1.1 Характеристика особенностей правового статуса сотрудника полиции



Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п. 

Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. В соответствии с предметом исследования рассмотрению подлежит правовое, юридическое выражение данного понятия. 

Правовой статус личности в научном толковании классифицируется на его составляющие: 

- общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является единым, одинаковым для всех; 

- специальный правовой статус – статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан – государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции; 

– особый административно-правовой статус – статус государственных служащих по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, совершивших правонарушения, к ответственности; 

– индивидуальный правовой статус – это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязанностей, в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, пола, и пр.

Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и нормативными правовыми актами МВД России) – особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом – статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они как бы образуют реальный статус государственного служащего.

Федеральный закон «О полиции» не определяет понятие «полиция», но, исходя из положений закона, охарактеризовать это понятие можно следующим образом: «полиция – составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Гражданин приобретает правовой статус сотрудника полиции при приёме на службу в органы внутренних дел. Положение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон РФ «О полиции» определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного срока, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр. Сотрудник полиции является сотрудником представителем власти.

Обобщающая дефиниция понятия «представитель власти» содержится в примечании к ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которым устанавливается, что под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости». В ст.ст. 12-13 Федерального закона «О полиции» изложены обязанности и права полиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) (п. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции»).

В целях выполнения возложенных на полицию задач, в числе прочих субъектов властно-публичной административной деятельности государства, полиция наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения, что определено в главе 4 Федерального закона «О полиции». Принуждение является одним из атрибутов власти. Единственным легитимным субъектом правового принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению, поскольку любая предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определённому поведению (опираясь на принудительную силу государства).

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства – на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения. 

Последним элементом правового статуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О полиции» несут установленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие.

Таким образом, основной отличительный признак правового статуса сотрудника полиции – наличие специального правового статуса – статуса государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.



1.2 Правовые гарантии – важнейший элемент правового статуса сотрудника полиции



Согласно ст. 1 Федерального закона «О полиции» в качестве одного из ее назначений выступает защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. На полицию возлагается обязанность по незамедлительному прибытию на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и других противоправных посягательств. 

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложена обязанность по незамедлительному прибытию на место, где было совершено преступление, административное правонарушение, на место происшествия, обязанность по пресечению противоправных деяний, устранению угроз безопасности граждан и общественной безопасности; оказанию первой помощи для лиц, пострадавши от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Один из ключевых элементов правового статуса сотрудника полиции – гарантии его правовой защиты. Они предусматриваются положениями ст. 30 Федерального закона «О полиции» и являются юридическими средствами, механизмами, презумпциями и процедурами, обеспечивающими возможность для уверенного и инициативного исполнения сотрудниками полиции обязанностей, которые на них возложены. 

Их значение обуславливается характером задач, которые стоят перед полицией, а также спецификой используемых ею методов и средств, чем полицейской деятельности придается весьма высокая степень конфликтности. В современных условиях надежная правовая защищенность сотрудников полиции выступает важным условием эффективности их деятельности.

Федеральный закон «О полиции» в число гарантий правовой защиты полицейских включает следующие: нахождение под защитой государства как представителя власти, недопустимость вмешательства в законную деятельность полиции, обязательность исполнения законных требований сотрудника полиции, государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и его близких.Однако указанный перечень правовых гарантий не является исчерпывающим. Механизм для беспристрастного и эффективного выполнения сотрудником полиции обязанностей, которые на них возложены, обеспечивают также их иные права, которые закрепленных в других статьях Федерального закона «О полиции».

Ст. 20 Федерального закона «О полиции» предусматривается, что сотрудник полиции обладает правом на применение физической силы лично либо в составе подразделения в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение лиц, которыми совершено преступление и административное правонарушение, а также для того, чтобы преодолеть противодействие законным требованиям сотрудника полиции. 

Взятыми в единстве и взаимодействии нормативными предписаниями составляется правовая основа и устанавливаются пределы применения со стороны сотрудников полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции» предусматривается, что на сотрудника полиции вне зависимости от замещаемой должности, места нахождения и времени суток возлагается обязанность по оказанию первой помощи для граждан, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев. 

Федеральным законом «О полиции» не предусматриваются временные ограничения, когда сотрудник полиции должен осуществлять исполнение своих обязанностей или использование своих прав. Согласно норм законодательства о полиции, на сотрудника полиции возлагается обязанность по принятию всех законных мер для того, чтобы предупредить и пресечь преступления и административные правонарушения. Более того, за неисполнение обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений возможно привлечение сотрудника полиции к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов внутренних дел. 

Государством при возложении довольно широких обязанностей на сотрудников полиции, должна предусматриваться их максимальная правовая защищенность. Защищенность должна выражаться в создании многопланового правового механизма, который должен состоять из организационно-правовых (в соответствии с занимаемой должностью) и социально-правовых аспектов, образующих специальный, административно-правовой статус сотрудника полиции. Сам правовой механизм, посредством которого осуществляется защита сотрудника полиции, которым обеспечивается его правовой статус, должен включать: правовые (юридические) основы защиты, гарантии зашиты (административно-правовые, судебные), социальную защищенность (т.е. финансово-материальное и жилищное обеспечение).

На сотрудника полиции в полной мере распространяются действие правовых гарантий, установленных нормами уголовного законодательства для лица, действующего в условиях обстоятельств, которыми исключается преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое либо психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа либо распоряжения).

Нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и КоАП РФ сотрудник полиции не ограничивается в показаниях. Они подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

Следует отметить, что Федеральный закон «О полиции» устанавливает дополнительные гарантии, которые не были закреплены в Законе «О милиции». 

В соответствии с новым законодательством сотрудник при получении приказа или распоряжения, который явно противоречит норма закона, обязан руководствоваться законом; дача объяснений и предоставление для ознакомления дел и материалов, которые находятся у него в производстве, только в случаях, которые предусматривает законодательство РФ.

В заключении необходимо отметить, что в вопросах правовой защиты сотрудников полиции требуется системный и комплексный подход со стороны государства. Он должен выступать в качестве концептуальной основы при осуществлении правовых гарантий, существенным образом влияющей на эффективность правоохранительной деятельности в целом в стране.











2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

2.1 Административно-правовые гарантии сотрудников полиции



В ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О полиции» устанавливается, что сотрудник полиции при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и осуществляя реализацию предоставленных ей прав, выступает как представитель государственной власти и защищается государством. В указанном положении отражается общеправовой принцип понимания представителя государственной власти в качестве должностного лица, которое имеет права и обязанности для осуществления функций органов государственной власти либо государственного управления, на основании которых он имеет право давать указания для граждан и организации, которые являются обязательными для исполнения.

Данной нормой фактически легализуется статус сотрудника полиции именно в качестве представителя власти, что необходимо для того, чтобы, во-первых, оценить законность его действий, включая принудительные, направленных на реализацию полномочий полиции; во-вторых, правильно решить вопросы юридической защиты со стороны государства сотрудника полиции от противоправных посягательств; в-третьих, правильно решить вопрос о юридической ответственности, возлагаемой на сотрудника полиции при совершении им противоправного деяния, которое связано с выполнением служебных обязанностей.

Необходимо отметить, что ряд вопросов, касающихся государственной защиты сотрудников органов внутренних дел разрешается Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного закона деятельность по обеспечению государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны заключается в осуществлении со стороны уполномоченных на то государственных органов мер безопасности, правовой и социальной защиты (меры государственной защиты), установленных нормами закона, которые применяются в случае наличия угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» среди лиц, которые подлежат государственной защите, в п. 6 указаны сотрудники федеральных органов внутренних дел, которыми осуществляется охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений, вынесенных судами (судьями) при рассмотрении уголовных дел, постановлений, вынесенных органами расследования и прокурорами. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 вышеуказанного закона меры безопасности по отношению должностных лиц органов внутренних дел применяются и осуществляются этими органами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 названного закона в органах внутренних дел для того, чтобы обеспечить безопасность защищаемых лиц осуществляется создание в установленном порядке специальных подразделений.

Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. № 281 утвердил Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

В ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О полиции» законодателем устанавливаются определенные организационно-правовые ограничения против действий других лиц, которые вмешиваются в процесс выполнения служебных обязанностей, возложенных на полицейских, и тем самым создают препятствия для его самостоятельного и законного служебного поведения. Сущность таких ограничений законодатель раскрывает через правовые предписания, устанавливающих:

- подчинение полицейского в процессе выполнения служебных обязанностей исключительно непосредственному либо прямому начальнику;

- отсутствие у кого-либо права на вмешательство в законную деятельность, осуществляемую сотрудником полиции, исключением являются лица, напрямую уполномоченные на это нормами федерального закона;

- отсутствие у кого-либо права на принуждение сотрудника полиции к исполнению обязанностей, которые не возлагаются на полицию нормами федерального закона;

- право полицейского на неисполнение приказа либо распоряжения, явно противоречащего нормам закона.

Вмешательство означает, что постороннее лицо становится участником чужого дела, принимает в нем участие для того, чтобы изменить его ход. Ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О полиции», устанавливая запрет такого вмешательства в деятельность, осуществляемую сотрудником полиции, закрепляются гарантии надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

В качестве прямых начальников выступают начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчиняются по службе, в т.ч. временно; ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.

Должностные лица и органы, прямо уполномоченные нормами закона на вмешательство в установленном порядке в деятельность, осуществляемой полицией устанавливаются ст.ст. 49-53 Федерального закона «О полиции».

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О полиции» сотруднику полиции в случае получения приказа либо указаний, которые явно (т.е. совершенно очевидно для всех) противоречат нормам закона, руководствоваться только положениями закона.

Приказания по вопросам, касающимся служебной деятельности, для лиц рядового и начальствующего состава отдаются только их прямыми начальниками в устной либо письменной формах. Они должны четкими и понятными для исполнителя. Если в связи с крайней необходимостью старшим начальником отдается для подчиненного приказания, минуя его непосредственного начальника, то получившим приказание оно выполняется и докладывается об этом своему непосредственному начальнику.

Действие положений ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О полиции» направлено главным образом на то, чтобы обеспечить самостоятельность деятельности, осуществляемой сотрудниками полиции в качестве представителей власти, их защиту в таком качестве государством, создать условия, при которых полиция ограждается от влияния в какой-либо форме со стороны каких бы то ни было органов, организаций, должностных и других лиц, которые не уполномочены нормами закона.

В ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О полиции» содержится предписание, в соответствии с которым законные требования сотрудника полиции являются обязательными для выполнения со стороны граждан и должностных лиц. 

Требование сотрудника полиции, в т.ч. его распоряжение является индивидуальным актом управления (административным актом), юридически властным решением, обязывающим гражданин (должностных лиц) поступить определенным образом. В основе этого предписания должного поведения лежат полномочия полиции и корреспондирующие с ними обязанности граждан (должностных лиц). В случае отсутствия у сотрудника полиции соответствующего права и, соответственно, обязанности, возложенной на гражданина (должностное лицо) им не может быть предъявлено в отношении него требование. Сотруднику полиции остается только возможность на обращение к гражданину (должностному лицу) с просьбой. Таким образом, в сфере, где отсутствуют юридические обязанности граждан, сотрудник полиции действует в качестве частного лица.

При обращении к гражданину сотрудником полиции должны быть названы должность, звание, фамилия, также он должен предъявить в случае требования гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить о причине и цели обращения (ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О полиции»). Если сотрудником полиции не было предъявлено служебное удостоверение, когда при учете создавшейся обстановки это требовалось для того, чтобы подтвердить его должностное положение, в процессе решения вопроса об ответственности за оказанное ему противодействие признается, что сотрудник полиции действовал как частное лицо.

На основании того, что обязательными для исполнения со стороны граждан (должностных лиц) признаются только законные требования сотрудника полиции, можно сделать вывод о том, что гражданин имеет право на неисполнение незаконных требований, высказанных сотрудником полиции и, более того, оказывать сопротивление для их принудительного осуществления, разумеется, не превышая при этом пределы необходимой обороны либо крайней необходимости. Такое право, предоставленное гражданам находится в полном соответствии с конституционным положением о том, что каждый имеет право на защиту своих прав и свобод посредством применения всех способов, которые не запрещены нормами закона (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).

Вопрос о том, любому ли требованию сотрудника полиции, которое кажется гражданину незаконным, он имеет право не подчиняться, решается неоднозначно. При ответе на этот вопрос следует учитывать, что в соответствии с объективными причинами законодателем нередко предоставляется для правоприменителю определенная степень самостоятельности в принятии решений, т.е. возможность усмотрения, под которым понимается выбор со стороны должностного лица оптимального, по его мнению, решения в рамках, которые установлены положениями нормативных правовых актов. 

Для того, чтобы дать квалифицированную оценку законности требований, высказанных сотрудников полиции недостаточным является одно лишь знакомство с текстом соответствующего нормативного акта. Следует учитывать мотивы, которые составляют основу решения, принятого сотрудником полиции, которые на момент его принятия зачастую граждане знать не могт (фактические обстоятельства дела, соображения тактического порядка, служебная необходимость и т.п.). К примеру, нормами Федерального закона «О полиции» предоставляется для сотрудника полиции право останавливать транспортные средства и осуществлять проверку документов на право пользования и управления ими. Когда требуется использовать такое правомочие и в отношении к кому – решение принимается самим сотрудником полиции. В таких случаях неправильное правоприменение не может иметь места, т.к. должностным лицом осуществляются действия по усмотрению на основании и в пределах законного полномочия и в тех целях, для достижения которых предоставляется такое полномочие. Водителю, с точки зрения закона, остается только одно – подчинение требованию, высказанному сотрудником полиции.

Урегулирование деятельности полиции для полного исключения ее усмотрения является невозможным. Усмотрением же предполагает риск и признание права на ошибку, а, соответственно, и права сотрудника полиции беспрепятственно осуществлять соответствующее полномочие в допустимых нормами закона рамках. Таким образом, можно сделать вывод, что гражданин вправе оказывать противодействие требованиям и действиям сотрудника полиции, однако только тем из них, которые являются явно незаконными. В число таковых входят те требования и действия, которые выступают в противоречие четко определенными, не допускающими административного усмотрения предписаниям правовыми нормами. Как явно незаконные, в частности, должны признаваться требования и действия сотрудника полиции, которые входят в число полномочий иного органа либо должностного лица (к примеру, сотрудник полиции не имеет право на выселение кого-либо из жилого помещения – это является прерогативой суда).

Явно незаконными должны быть расценены требования и действия сотрудника полиции, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе предъявлять либо совершать (как правило, таковыми признаются преступные действия – к примеру, сотрудником полиции применяется к задержанному пытка). Как явно незаконные считаются также требования и действия сотрудника полиции, которые предъявляются либо совершаются в случае отсутствия обстоятельств, которые четко указаны в нормах закона (к примеру, проведение дактилоскопирования лиц, которые задержаны за совершение мелкого хулиганства, до назначения им судьей административного ареста).

Явно незаконными являются такие требования и действия сотрудника полиции, предъявление либо совершение которых происходит с нарушением установленных нормами закона формы и порядка (к примеру, задержанная на законных основаниях женщина имеет право на препятствование осуществлению ее личного досмотра сотрудником полиции – мужчиной; осуществление принудительного сопровождения свидетеля, который уклоняется от явки к месту вызова, представляется возможным только после вынесения постановления либо определения о приводе и объявления его под расписку лицу, которое подлежит вызову).

Таким образом, в качестве законных выступают те требования и действия ее сотрудника, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм. При административном усмотрении в пределах, которые установлены нормами закона, любой акт управления сотрудника полиции является обязательным для исполнения со стороны граждан (должностных лиц) вне зависимости от того, что гражданину (должностному лицу) он может показаться незаконным и впоследствии действительно будет признан таковым в установленном порядке. Оспорить законность указанных требований и действий полиции граждане (должностные лица) возможно только путем обжалования в соответствующих органах, осуществляющих контроль и надзор.



2.2 Судебные гарантии сотрудников полиции





Ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О  полиции» содержит перечень противоправных действий по отношению к сотруднику полиции, которые влекут наступление ответственности, предусмотренной нормами  законодательства РФ.

Во-первых, следует обратить внимание на гарантии уголовно-правовой защиты сотрудника полиции. На виновных лиц возлагается уголовная ответственность, в случае совершения следующих деяний:

- убийства сотрудника полиции либо его близких в связи с осуществлением указанным лицом служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ);

- истязания сотрудника полиции либо его близких в связи с осуществлением этим лицом служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 17 УК РФ);

- массовых беспорядков, сопровождающихся оказанием вооруженного сопротивления сотрудникам полиции, участие в них, высказывание призывов активно не подчиняться законным требованиям представителей власти (ст. 212 УК РФ);

- хулиганства, связанного с сопротивлением сотруднику полиции, которым исполнялись обязанности по осуществлению охраны общественного порядка либо пресекалось нарушение общественного порядка (ч. 2 ст. 213 УК РФ);

- вмешательства в какой-либо форме в деятельность, осуществляемую сотрудником полиции, которым производится дознание, с целью воспрепятствовать проведению всестороннего, полного и объективного расследования дела (ч.ч. 2, 3 ст. 294 УК РФ);

 - посягательства, совершенного на жизнь сотрудника полиции, которым производится дознание, а также его близких в связи с проведением предварительного расследования, которое совершено с целью воспрепятствовать его законной деятельности либо из мести за осуществление такой деятельности (ст. 295 УК РФ);

- угрозы убийством, причинения вреда для здоровья, уничтожения либо повреждения имущества в отношении сотрудника полиции, которым производится дознание, а также его близких в связи с проведением предварительного расследования, включая соединенную с применением насилия (ч.ч. 2, 3, 4 ст. 296 УК РФ);

- клеветы в отношении сотрудника полиции, которым производится дознание, в связи с проведением предварительного расследования (ч.ч. 2, 3 ст. 298 УК РФ);

- посягательства на жизнь сотрудника полиции, а также его близких с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудника полиции по осуществлению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за осуществление такой деятельности (ст. 317 УК РФ);

- применения насилия по отношению к сотруднику полиции либо его близким, связанное выполнением им своих должностных обязанностей (ст. 318 УК РФ);

- публичного оскорбления сотрудника полиции в процессе выполнения им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);

- разглашения сведений о мерах безопасности, которые применяются по отношению к сотруднику полиции (ст. 320 УК РФ);

- действий по дезорганизации деятельности учреждений, которыми обеспечивается изоляция от общества ч.ч. 2, 3 ст. 321 УК РФ).

Кроме того, необходимо отметить, что, как определено ст. 63 УК РФ, совершение преступления по отношению к лицу или его близким в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности выступает в качестве отягчающего уголовного наказания обстоятельства.

В качестве гарантии административно-правовой защиты служебной деятельности сотрудника полиции выступает ст. 19.3 КоАП РФ, которой предусматривается ответственность за совершение неповиновения законному распоряжению, отданному сотруднику полиции.

Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудника полиции может быть осуществлена и в рамках гражданского судопроизводства (ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Посредством указанных правовых гарантий не исчерпывается механизм обеспечения беспристрастного и эффективного исполнения сотрудником полиции обязанностей, которые на него возложены. В качестве гарантий могут быть рассмотрены юридические средства, направленные на реализацию прав сотрудника полиции, предусмотренных, в частности, положениями ст.ст. 28, 24 Федерального закона «О полиции».

Ч. 5 ст. 30 Федерального закона «О полиции» устанавливается, что на сотрудника полиции не возлагается обязанность давать какие-либо объяснения по существу дел и материалов, которые находятся в его производстве, а также предоставлять такие дела и материалы, включая затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, которые предусмотрены нормами законодательства РФ.

Ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О полиции» закрепляется гарантия государственной защиты жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, которое принадлежит ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с исполнением служебных обязанностей. В отношении порядка осуществления этой государственной защиты делается отсылка к законодательству РФ. 

Это положение в нормах Закона 1991 г. «О милиции» не содержалось, в связи с чем в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О полиции» указывается на новое регулирование в этом направлении. Следовательно, необходим детализировать отсылку к нормам законодательства РФ в части порядка осуществления государственной защиты. Кроме того необходимо отметить, что новелла ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О полиции» является аналогичной соответствующим нормам, которые закреплены по отношению сотрудников других правоохранительных органов.

Так, к пример, в п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной охране» указывается, что осуществление защиты жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника федеральных органов государственной охраны и членов его семьи от преступных посягательств в связи с выполнением им служебных обязанностей происходит в порядке, который установлен нормами федерального законодательства. 

Ч. 7 ст. 30 Федерального закона «О полиции» предусматривается возможность и необходимость применять меры государственной защиты также по отношению к близким родственникам сотрудника полиции, а в исключительных случаях – по отношени.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.