- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ поэмы Н
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001954 |
Тема: | Анализ поэмы Н |
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕНИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РЕФЕРАТ По дисциплине Русский язык и литература. Литература Тема:«Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Выполнила: студентка группы Н 201-IФ Слепнева А. Д. Проверила:преподаватель Архипова А.В. г. Нижний Новгород 2016 год Оглавление Введение 3 1. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Мороз красный нос» 4 1.1.Год написания, публикации стихотворения 4 1.2. Жанр произведения 4 1.3. Смысл названия 4 1.4 Основная тема и идея произведения. Связь эпохи с историей создания, основной темой и идеей произведения 5 1.5. Проблематика произведения 5 1.6. Хронотоп произведения 5 1.8 Система художественных образов произведения 6 1.9. Центральные персонажи и их характеристика 7 1.10. Роль пейзажа в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» 8 1.11. Эмоциональный пафос произведения 9 1.12. Место произведения в творчестве писателя 9 1.13. Литературные критики о произведении 10 1.14. Место произведения в истории русской и мировой литературы 13 Заключение 14 Список литературы 15 Введение Творческое многостороннее исследование глубин народной жизни привело Некрасова к созданию, возможно, самого восхитительного произведения — «Мороз, Красный нос». Задуманная изначально как драматический рассказ о смерти крестьянина, поэма постепенно складывалась в эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Удивительно, но Некрасов смог написать истинно эпическую поэму, ограничившись эпизодом из жизни одной крестьянской семьи, определив движение вглубь этой жизни, этих характеров. При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению — одно из самых сложных у Некрасова. Постоянные смещения во времени обеспечивают напряженный драматизм повествования. Поэт как бы «прокручивает»время назад; рассказ о жизни семьи начинает с самой трагической ноты — смерти крестьянина Прокла. .Потом время начинает отматываться «назад», автор любуется русской женщиной,«величавой славянкой», сноровистой в работе и веселье. Но не часто приходится ей радоваться, тяжкая жизнь убивает красоту женщины. Она приходит в этот мир работать, страдать и сойти в могилу, не оставив о себе память. Однако поэт не хочет «плакать» над горькой судьбой русской женщины. Он поет ей «величальную песнь», может быть, идеализируя, преувеличивая ее духовную красоту. Это, скорее, желаемое, чем действительное положение крестьянки — такой она существует в воображении поэта. Цель моей работы: - проанализировать поэму Некрасова «Мороз красный нос»; - определить место поэмы в творчестве писателя. 1. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Мороз красный нос» 1.1. Год написания, публикации стихотворения В Ярославле в декабре 1862 года Некрасов начал писать поэму «Мороз, Красный нос», которая в основном была написана летом 1863 г. в Карабихе; её окончание датировано 21 августа 1863 г. «Мороз, Красный нос» – это классическая поэма Некрасова. Верный себе поэт пишет одно из самых страшных своих произведений. Сюжет поэмы известен. Простыв в зимний мороз, умирает крестьянин ПроклСевастьянович. Через несколько дней, поехав в лес за дровами, замерзает в лесу его вдова Дарья. Двое их маленьких детей остаются сиротами. Вроде бы, смерти Прокла и Дарьи было вполне достаточно. Но обычно остается незамеченным, что Дарья замерзает, будучи беременной (согласно поэме, она ожидает ребенка к весне). Первые четыре главы поэмы были опубликованы в январском номере журнала Ф. М. Достоевского «Время» за 1863 год. А. Ф. Тарасов отмечает: «Никаких сведений о времени зарождения замысла поэмы и месте написания этих главок пока никто не приводил. Очевидно, стихи эти сложились в декабре 1862 года в Ярославле или Карабихе(…) Скорее всего, что и замысел поэмы с тем же сюжетным поворотом, в основе которого лежит смерть крестьянина, возник во время похорон отца». 1.2. Жанр произведения Главной чертой эпопеи нового времени является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Классические эпопеи связаны с изображением войны, но национальный характер может раскрыться не только в войне, но и в эпоху других исторических событий, затрагивающих всю нацию. Поэма «Мороз, Красный нос» считается эпической, посвященной судьбе русского народа. Сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. 1.3. Смысл названия Хотя у поэмы сказочное название, это вовсе не сказка, а скорее печальный рассказ о судьбе русской женщины, чья жизнь и смерть символизируют судьбу народа. Некрасов хотел проникнуть во внутренний мир народной жизни, хотел познать логику народного сознания. 1.4 Основная тема и идея произведения. Связь эпохи с историейсоздания, основной темой и идеей произведения Идея поэмы состоит в том, чтобы воспеть силу русской женщины. Она для поэта идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал красоты душевной, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы. В основу трагического содержания поэмы легли не только обстоятельства личной жизни поэта, хотя они тоже сыграли свою роль. Главное, что предопределило трагический дух «Мороза, Красного носа» - крах надежд Некрасова на крестьянскую революцию. «Не нашли ли отражение в “Морозе, Красном носе”, – спрашивает Ф. И. Евнин, – идейно-политическая борьба эпохи, общая обстановка в стране?». Перечислив факты: приостановка «Современника», арест Чернышевского, подавление польского восстания, провал надежд революционеров на восстание крестьянства в 1863 г., исследователь пишет: «Становилось очевидным, что ожидание в близком будущем крестьянской революции ни на чем не основано. (…) В этой-то исключительно тяжелой обстановке заканчивался и увидел свет “Мороз, Красный нос”. Отсюда его трагический колорит». 1.5. Проблематика произведения Такими словами начинает свою поэму «Мороз Красный нос» Николай Алексеевич Некрасов. Он рисует судьбу крестьянки, в которой отразились все социальные проблемы страны. И она его глубоко волнует. Еще в детстве сам поэт был свидетелем такого отношения к крестьянам со стороны отца-самодура. Но не только крестьяне страдали от деспотизма, сам поэт и его мать также безропотно сносили произвол, который царил в их доме, поэтому и не мог Некрасов оставаться равнодушным к каждодневным страданиям женщины-крестьянки. Вот почему многие его стихи проникнуты сочувствием к героиням. 1.6.Хронотоп произведения Время: период после отмены крепостного права. Место: русская деревня 1.7. Сюжет, конфликт и композиция произведения Сюжет отражен в названиях частей поэмы: «Смерть крестьянина», «Мороз, Красный нос». I часть. Смерть крестьянина Прокла повергла в горе всю семью - он был единственным кормильцем. Описывается обряд похорон. В этой части поэмы нет ярких красок - горе от потери кормильца показано в буднично-серых тонах. На первом плане образ Дарьи, вдовы Прокла, красивой и сильной славянки. Некрасов не жалеет красок, добавляя штрихами особенности ее характера. В ее образе воплощены национальные черты русской женщины («Коня на скаку остановит, // В горящую избу войдет»). II часть посвящена внутреннему миру Дарьи. Замерзая в лесу, она погружается в сновидение. По сравнению с первой частью меняется изображение пейзажа. Лес ослепителен в лучах зимнего солнца. Мороз, живое существо, хозяин леса, помогает Дарье уйти от страшной жизни. Дарья видит во сне свою счастливую жизнь с Проклом. Мечтает о будущем, в котором виден идеал крестьянского счастья. Финал трагичен - Дарья замерзает и расстается с жизнью. Но смерть в изображении Некрасова прекрасна и поэтична. 1.8 Система художественных образов произведения Большая часть действующих лиц поэмы появляются как безымянные персонажи. Имена их становятся известными позднее или остаются неизвестными. Самым первым появляется крестьянский конь, «савраска»: Савраска увяз в половине сугроба — Две пары промерзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней. Кличка коня по масти фактически является его «именем». Следом говорится об управляющей им «старухе»: Старуха в больших рукавицах Савраску сошла понукать. Лишь в седьмой главе становится понятно, что «старуха» — мать Прокла, везущая для своего сына гроб. Имя ее так и остается неизвестным, поэтому слово «старуха» будем считать именем этой женщины. Во второй главе описывается семья покойного: В избушке — теленок в подклети, Мертвец на скамье у окна; Шумят его глупые дети, Тихонько рыдает жена. Имя «мертвеца» называется в шестой главе. Его случайно произносит «старик» (отец), копающий могилу для умершего сына: «Не мне б эту яму копать! / (У старого вырвалось слово) / Не Проклу бы в ней почивать...» Имена «глупых детей» становятся известны из 8-ой главы: «К соседке свели ночевать / Зазябнувших Машу и Гришу...», а «рыдающую жену» покойного автор называет, наконец, «вдовой» и по имени только в 10-ой главе: «А Дарья, вдова молодая, / Проведать ребяток пошла». Имя самого «старика» прямо не сообщается, но в 14-й главе, из уважительного обращении к покойному по имени-отчеству: «Мир тебе, ПроклСевастьяныч!» — можно догадаться, что отца зовут Севастьян. На имя «старухи» (матери) не появляется и такого намека. Приведенные примеры показывают, что автор придерживается принципа исходной анонимности действующих лиц. Их имена и роли проясняются постепенно и могут быть правильно поняты только в самом конце действия. Такой порядок появления основного состава заставляет читателя с самого начала создавать собственные версии наблюдаемых событий, которые либо подтверждаются в дальнейшем, либо отвергаются. 1.9. Центральные персонажи и их характеристика В центре поэмы судьба отдельной личности. Судьба Дарьи - нелегкая доля крестьянки, взявшей на себя всю мужскую работу, и погибшей от этого. Ее судьба понимается как типичная участь русской женщины: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Воспитание детей, забота о семье, работа в поле и по дому, самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Однако не сломилась она под этой тяжестью. Этимпоэт и восхищается. О русских крестьянках он говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». Дарья за много верст пошла за чудотворной иконой, которая смогла бы вылечить мужа. Однакоона избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Их отношения с Проклом на редкостьсложились счастливо. Онлюбил ее той сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. В тяжком труде Дарья всегда ему была не просто помощницей, но и верным товарищем, ровней. Она была опорой, на которой крепилась семья. Тяжесть труда искупалась взаимопониманием, искренними чувствами. Но мужа унеслаболезнь. Похоронивши его, Дарья не сдалась, постоянно обращаясь к нему, проливая слезы, разговаривая, будто с живым, она выполняла большую работу, лишь бы здоровы и сыты были дети. Но судьба-злодейка и детямпредопределила сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою Дарья не сдалась, не уступила она и мистической силе. Мороз-воевода предлагает Дарье свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим - забвение от мук, спокойствие, небытие. Но, замерзая, она последним усилием воли воскрешает в памяти всю прошлую жизнь, тяжелую, но все же дорогую ей. С той покорностью, с которой она выносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На его вопрос «Тепло ли тебе, молодица?» она три раза отвечает: «Тепло». Не сорвалосьс ее губ ни стона, ни жалобы. 1.10. Роль пейзажа в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Некрасов вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как поэт народной судьбы. В центре внимание поэта – судьба народа, его страдания и мечты о свободной жизни. Это преобладающее направление в лирике и поэмах Некрасова. Вместе с тем Некрасов был ещё и мастером в воспроизведении русского пейзажа. У Некрасова нет чисто пейзажных стихотворений, в которых природа была бы главным и единственным предметом изображения. Но в его лирике нередки картины природы. Обращаясь к разным сторонам человеческого существования –рождению, любви, смерти, поэт включает их в общий поток естественных, природных явлений.Немалую роль играет пейзаж и в поэме «Мороз, Красный нос». Образ природы у Некрасова нагружается социальной проблематикой, причем специфически русской: суровая зима усиливает и без того почти невыносимые тяготы крестьянской жизни и становится прямой причиной гибели Прокла и его жены. Но если в первой части произведения природа предстает мрачной и смертоносной (убивающей богатыря Прокла), то во второй части она романтизируется и изображается прекрасной и в таинственном зимнем покое, и в богатстве позднего лета. Зимний пейзаж у Некрасова наделяется не менее богатыми символико-мифологическими коннотациями. Зима представлена всепобеждающей стихией, волшебно прекрасной и губительной одновременно. В контексте крестьянской жизни (в сознании Дарьи) Лето ассоциируется с жизнью (плодородие полей и зачатое дитя у Дарьи) и трудом (который и есть сама жизнь для крестьян), а Зима – со смертью («Как саваном, снегом одета» ; «На небо глянешь - какие-то гробы...» ; «В лесу тишина гробовая…» ). С летними сценами уборки урожая у Дарьи связываются воспоминания о муже, с зимним лесом – страх нечистой силы и видение фантастического возлюбленного – Мороза, насильно забирающего ее из мира живых в свое царство. Морозу у Некрасова приданы, помимо прочих,черты Смерти: «Люблю я в глубоких могилах Покойников в иней рядить, И кровь вымораживать в жилах…». Наконец, зимний лес – образ отчужденной от человека природы, влекущей своей красотой и холодным бесстрастьем исстрадавшееся сознание к смертному забвению («Нет глубже, нет слаще покоя, какой посылает нам лес»). В лесу слезы героини превращаются в жемчужины и льдинки. Так составляется круг символических образов (зерна – слезы – льдинки), означающих неразрывное сцепление жизни и смерти в природе, и в этот круговорот вовлечен – через слезы, то есть страдания, – человек. 1.11. Эмоциональный пафос произведения Пафос высокой поэзии и конкретность бытописания органически соединились в поэме, такое сочетаниев литературе было новым для крестьянской темы. Лирическая и эпическая линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и нравственной силы крестьянской женщины. Во второй части, с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт: все виды работ - пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные - гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца. 1.12. Место произведения в творчестве писателя Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни и быта простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, забот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но более всего автора интересовал именно женский характер. Эта поэма полностью посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. «Мороз, Красный Нос» – поэма о силе и героизме женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. В поэме Некрасов подвёл итоги многолетним наблюдениям и раздумьям о положении и судьбе русской крестьянки второй половины XIX века. 1.13. Литературные критики о произведении 18 февраля 1864 г. Некрасов читал "Мороз, Красный нос" на вечере Литературного фонда. Поэт обратился к слушателям с небольшим вступлением, в котором, по словам писателя П. Д. Боборыкина, объявил, что "его новое произведение не имеет никакой тенденции, почему он и просит слушателей не подозревать в нем <...> никакого служения направлению. Мне хотелось,— сказал г. Некрасов,— написать несколько картинок русской сельской жизни; я попытался изобразить судьбу нашей русской женщины; я прошу внимания слушателей, ибо "если они не найдут в моей поэме того, что я задумал, они ничего в ней не найдут"". В представлении ряда критиков того времени "тенденция" предполагала нарочитый показ лишь темных сторон народного быта, безысходного народного горя. Обращая внимание слушателей на отсутствие в поэме подобной тенденции, Некрасов подчеркивал, что крестьянская жизнь изображена им такой, какой она является в действительности. С точки зрения описания народной жизни интересно сопоставление поэмы Некрасова с очерком-фельетоном Салтыкова-Щедрина "Деревня зимою", опубликованным в разделе "Наша общественная жизнь" и направленным против умиления крестьянской жизнью, которым, например, был проникнут очерк В. В. Селиванова "Год русского земледельца", представлявший собой, по словам Салтыкова-Щедрина, "рассеченную на патоке идиллию". Опираясь на статистические данные, Салтыков-Щедрин показывает тяжесть труда крестьянина, вынужденного заниматься зимним извозом. Этнографические зарисовки писателя по существу совпадают с картинами из гл. XI и XII поэмы. Крестьянин в извозе, — пишет Салтыков-Щедрин, — "во время вьюги обязывается идти пешком за возом и вязнуть в снегу <...> и при этом плохо защищен от нападений ветра ветхим и мало защищающим полушубком <...> Путник этот на каждом шагу обязывается думать о том, как бы малосильная лошаденка его не стала в тупик и не повалила бы воза, и о том, что, когда повалится этот воз, ему надобно будет выжидать проезжих и с помощью их поднимать этот воз. Я даже полагаю, что этот путник совсем ни об чем не думает, а просто проклинает и вьюгу, и горькую долю, которая выслала его в эту стыть за ворота". Внутренняя полемика и самой поэмы с очерком Селиванова так же очевидна. В то же время, как отмечал В. В. Гиппиус, в некрасовских картинах тяжелой деревенской страды "заложены те возможности, которые обещают не только веселую работу кольцовского пахаря, но и труд будущего человечества, о чем мечтал Чернышевский, когда писал свой четвертый сон Веры Павловны". Эстетическая позиция Некрасова смыкается с принципами Чернышевского, сформулированными в работе "Эстетические отношения искусства к действительности". В центре поэмы характер, воплощающий понятие о прекрасном, как оно представляется самому народу. Красота, величие души, исключительное трудолюбие, терпение составляют главные черты этого характера. Отсюда оптимистическое звучание поэмы, несмотря на трагизм ситуации, в ней изображенной. Теплоту чувства, которое наполняет произведение, особо отмечал сын декабриста С. Г. Волконского — М. С. Волконский, связанный с поэтом долгими годами дружбы. "Сейчас я прочел Ваш "Мороз". -писал М. С. Волконский 20 февраля 1864 г.— Он пробрал меня до костей, и не холодом — а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение. Ничто, до сих пор мною читанное, не потрясло меня так сильно и глубоко, как Ваш рассказ, в котором нет ни одного слова лишнего: каждое так и бьет вас по сердцу. Все это как нельзя более знакомо и близко мне, до 25-летнего возраста то и дело переезжавшему из деревни в деревню, от одного мужика к другому. Художественность, с которой изложен Ваш рассказ, а главное теплота чувства, которым он дышит, — просто перевернули меня. Дайте мне возможность поделиться им с моим отцом, доказавшим на деле, как он любит русского мужика". Появление поэмы вызвало многочисленные журнальные отклики. Современная критика, расходясь в оценке принципиальных сторон творчества Некрасова, признавала, однако, большие художественные достоинства поэмы. В журнальных обзорах отмечались глубокое знание поэтом народной жизни, верное ее изображение, любовь к народу, гражданственность звучания поэмы, художественность, умение проникнуть в мир русской природы, страстность служения тем идеалам, которые разделялись лучшими людьми того времени. Критика указывала, что поэма принадлежит "к числу лучших произведений русской поэзии, которыми она всегда будет гордиться". Вместе с тем по поводу нового произведения Некрасова в критике возникали и острые споры. Литературный обозреватель славянофильского "Дня" Н. М. Павлов, разбирая поэму, приходил к выводу: "В целой нашей литературе нельзя бы привести образчиков еще более беспощадной иронии, еще злейшего отрицания, как те, какими наполнены заключительные строфы поэмы. <...> Нет, как бы г-н Некрасов ни прикидывался народным поэтом, но свежей струи русской народности прежде всего и не слыхать в его поэзии, именно народных-то струн и недостает его лире". Н. М. Павлов усмотрел в печали поэта о тяжкой доле русского народа эгоистическую тоску, ничего общего, но имеющую с жизнью народа и исходящую из "мутных источников души человеческой". С острой публицистической заметкой в защиту Некрасова выступил в "Русском слове" В. А. Зайцев. Он высоко оценил новую поэму. Отстаивая право писателя на выражение протеста ("Всякое отрицание есть вместе с тем положительное желание, чтобы прекратилось то положение, против которого я протестую"), Зайцев подчеркивает, что Некрасов не только протестует, но и воссоздает народный идеал. "Идеал этот построен на идеях любви и благосостояния и выражен в самой осуществимой форме". Процитировав отрывок из поэмы, рисующий второй сон Дарьи, критик отмечает, что эта "картина есть самый полный идеал счастья, какой только могла создать фантазия крестьянки". "Но кто не причастен филистерству и пошлости кружков, — говорит далее критик, — тот, прочитав предсмертный бред Дарьи, поймет, что, насколько силен протест, настолько же высок и идеал, помещенный рядом с портретом или, лучше, в нем же самом". Идеал этот, считает Зайцев, безнадежно далек от существующей действительности: "...если бы в минуту смерти крестьянке грезилось ее действительное прошлое, то она увидела бы побои мужа, не радостный труд, не чистую бедность, а смрадную нищету. Только в розовом чаду опиума или смерти от замерзания могли предстать перед нею эти чудные, но никогда не бывалые картины..." (там же). Статья Зайцева дала повод "Эпохе" вступить в спор с "Русским словом". Некрасов "изобразил живущую в полном ладу чету мужа и жены, — писал Н. Н. Страхов, — "Как можно! — возражает ему критик,-- ваш Прокл непременно бил свою жену". Г-н Некрасов представил картину радостного труда, чистой бедности. "Как можно! — возражает критик: все это одна мечта, я знаю твердо, что они жили в смрадной нищете". Г-н Некрасов изобразил счастливые минуты крестьянского семейства, полного взаимной любви. "Как можно! — восклицает критик: я ведь знаю, что ни любви, ни счастливых минут у них вовсе нет"". "Очень может быть, — иронически замечает далее Н. Н. Страхов, — что критику кажется одной фантазией, одним идеалом даже то, как Савраска "В мягкие добрые губы Гришухино ухо берет". Вот если бы Савраска откусил ухо у Гришухи, тогда это было бы ближе к действительности и не противоречило бы некрасовской манере ее изображать". Возникший спор по существу велся уже по проблемам более общим, нежели степень достоверности изображения действительности в поэме (отвечает ли жизненной правде сон Дарьи, или он выражает недостижимый идеал). Спор затрагивал основную проблему того времени, проблему народа и его судьбы. Современники хорошо понимали это обстоятельство. Так, В. Р. Зотов подчеркивал, что "в этих двух мнениях видны, конечно, тенденции обоих журналов". 1.14. Место произведения в истории русской и мировой литературы В русской литературе XIXвека неоднократно предпринимались попытки «оживления» жанра эпопеи и эпопейного мышления. Создавались эпопеи современной жизни. «Мороз, Красный нос» Некрасова нужно рассматривать в ряду именно этих попыток.В сознании русского читателя Николай Некрасов вот уже 150 лет остается народным заступником. Его стихи о бедных и угнетенных знают и цитируют, читают и перечитывают, открывая для себя новые грани. «Я лиру посвятил народу своему…» — так звучит строка некрасовского стихотворения, в которой поэт наиболее точно выражает отношение к собственному творчеству. Однако за стихами, возмущенно кричащими о царящей в России социальной несправедливости, мы нередко пропускаем ту часть некрасовского наследия, которая связана с современностью не меньше, чем его злободневные произведения, но при этом она приближает нас к наиболее интересной области творческого сознания поэта, имя которой – фантазия Поэма «Мороз, Красный» - одно из самых совершенных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось в ней добиться гармоничного слияния формы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стремясь сделать своё произведение доступным и понятным широким читательским массам, Некрасов использовал в поэме все богатства устного народного творчества и живого разговорного языка. Опираясь на традиции народного эпоса, а также на опыт уже написанных разными авторами эпических полотен, Некрасов создал удивительную по своей целостности и органичности поэму, равной которой не было не только в русской, но и в мировой литературе. Заключение В русской поэзии, наверное, нет другого произведения, где была бы так проникновенно раскрыта крестьянская жизнь и самая суть народной души. Поэзия, правда и тенденция, о которой упомянул Некрасов, выступая с чтением поэмы, слились здесь в одно совершенное и законченное целое. Ярко выраженный национальный характер поэмы "Мороз, Красный нос" приводит на память слова о Некрасове Г. И. Успенского: "Это русский человек весь как на ладони и к тому же громадный и именно русский поэт".В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них — голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа — бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз, Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти... Но в целом произведение исполнено светлой веры и надежды на лучшее. В своём творчестве Некрасов всё время обращается к проблемам России. Он осуждает рабство и воспевает русский народ. Больше всего его заботило крепостное право. Практически во всех своих произведениях Некрасов пишет о русском народе. И пишет так, как будто сам всё испытал, прожил с народом целую жизнь, работал с ним, радовался или горевал. Так писать о своём народе мог только человек преданный своему народу, человек с широкой душой, с большим сердцем. Пожалуй, никто до Некрасова не пробовал, так близко, вплотную сойтись с простым народом на страницах своих произведений. «Лишь он мог тогда не только писать о народе, но и «говорить народом», выпуская крестьян, нищих, мастеровых, с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи и поэмы». Творческое наследие Некрасова – одна из самых важных и драгоценных страниц в отечественной литературе. Его творчество не потеряло значения и для нашего тревожного времени. Список литературы 1) Бухштаб Б. «Некрасов». – Л., 1989. 2) Евгеньев-Максимов В.Е. «Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова»: В 3 тт.- М., 1952. 3) Жданов В.В. «Некрасов». – М., 1971. 4) Скатов Н.Н. «Некрасов». – ЖЗЛ – М., 1994. 5) Якушин Н. И. «Н.А. Некрасов в жизни и творчестве». – М., 2008. 15 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретический анализ сущности ипотечного кредитования, анализ текущего состояния данной отрасли в России
- Анализ хозяйственной деятельности и анализ электрохозяйства птицефабрики «LEGGORN»
- Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014-2015 годов, анализ причин и механизмов развития, движущие силы посткризисного подъема