VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ налогового потенциала Брянской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003083
Тема: Анализ налогового потенциала Брянской области
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Брянский государственный технический университет

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Анализ налогового потенциала Брянской области 
и разработка мероприятий по его повышению»





     Дипломник                          			Т.В. Петухова
                   (подпись)                                  	
     
     Группа	13- ЭК 4
     
     Руководитель
     ученая степень, звание				к.э.н., доц. А.В. Новикова
       	(подпись)                                             
     
     
     Допустить к защите
     в ГАК 
Зав. кафедрой “ЭОПУ” 	                     д.э.н., проф. Н.А. Кулагина
ученая степень, звание	(подпись)                                             
     
     
     
     
     
     
     
Брянск 2017
Кафедра «ЭОПУ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой _______________
                                      (подпись)	 
“____” ______________2017г.
     
     
     
     
ЗАДАНИЕ
     на выпускную квалификационную работу
     
        студент Петухова Татьяна Владимировна
1. Тема работы: Анализ налогового потенциала Брянской области 
      и разработка мероприятий по его повышению.
     
     (утверждена приказом ректора от  17.01.2017г. № 34 -3 )
   2. Дата выдачи задания  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
           Руководитель квалификационной работы к.э.н., доц. А.В. Новикова
                          Задание принял к исполнению 
		    (дата)         (подпись)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ РФ.……………….7
1.1 Понятия и состав налогового потенциала субъектов РФ…………………..7
1.2Факторы, влияющие на величину налогового потенциала …………………16
1.3 Методические основы анализа и оценки налогового потенциала …………19
2.-ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА БРЯНСКОЙ   ОБЛАСТИ …………………………………………………………………………29
2.1. Анализ состояния налогового потенциала Брянской области …………...29
2.2. Анализ взаимосвязи динамики и структуры налоговых поступлений с социально-экономическим положением территории Брянской области……..40
2.3.-Анализ резервов роста налогового потенциала Брянской области………43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………..47
3.1. Направления улучшения налогового потенциала региона ……………….47
3.2. Прогноз развития налогового потенциала Брянской области ……………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………...….61



Введение

     Российская Федерация – это страна с огромной территорией, в которой сложное административно-территориальное деление. В состав России на данный момент входит 85 субъектов Федерации. Каждый из субъектов представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою специализацию и прочные внутренние экономические связи. 
     В современной экономики России большинство субъектов федерации преобразуются в экономически самоуправляемые территории, резко растет необходимость эффективного планирования бюджетов, как регионального, так и муниципального уровней. А потому как основную доходную часть любого бюджета составляют налоговые доходы, особое значение приобретает такое понятие, как налоговый потенциал территории.
     Показатель «налоговый потенциал региона» имеет огромное значение для региональных органов власти, из-за того что его величина определяет размер доходов регионального бюджета, и, следовательно, возможности осуществления региональными органами своих функций, касающихся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, обеспечения социально-экономического развития региона.
     Как инструмент налогового регулирования налоговый потенциал используется для решения таких задач как: 
      корректировка пропорций расширенного воспроизводства; 
      оптимизация уровня налоговой нагрузки на экономику; 
      оценка степени эффективности существующих и планируемых к введению налогов; 
      определение состава и структуры системы налогообложения; 
      разработка направлений налоговой политики; 
      уменьшение дифференциации социально-экономического развития субъектов Федерации.
     Эффективное развитие и рост налогового потенциала субъекта Федерации по праву считаются важнейшими условиями стабильного развития экономики Российской Федерации. Обеспечение динамического развития налогового потенциала субъектов будет способствовать росту их финансовой независимости и повышению уровня социально-экономического развития Россий.
     Прогнозирование и оценка налогового потенциала позволяют развивать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов, эффективно управлять системой экономического развития субъектов.
     Таким образом, исследование налогового потенциала региона является важным и актуальным вопросом в условиях современной экономики. 
     Целью выпускной квалификационной работы является анализ налогового потенциала Брянской области и разработка мероприятий по его повышению.
     Для достижения поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
     - изучить теоретические и методические основы формирования и оценки налогового потенциала субъектов РФ;
     --провести исследование налогового потенциала Брянской области;
     --разработать предложения по повышению налогового потенциала Брянской области.
     Объектом исследования является налоговый потенциал Брянской области.
     Предметом исследования являются теоретические, методические и практические механизмы формирования, оценки и использования налогового потенциала области.
     При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: сравнения, табличный, графический, анализа динамики, структуры и др.
     Информационной базой для написания работы послужили статьи, опубликованные в периодической печати, учебные пособия таких ученых как Дзагоева М.Р., Жеребцов А.Б., Матрусов Н.Д., Юткина Т.Ф. Васильева М.В. и др., документы УФНС по Брянской области, статистические данные, материалы сети Интернет. 
     Выпускная квалификационная работа изложена на 62 листах, состоит из введения, трех глав и заключения. В работе содержится 5 таблиц, 10 рисунков, список литературы, представленный 24 источниками.
































 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЛАСТИ

 Понятия и состав налогового потенциала субъектов РФ

    Доказано что, между экономикой, налогами и финансами имеется сильная функциональная зависимость. Эта детерминированная связь во многом характеризует целевую направленность имеющихся в обществе ресурсов.
    В исследовательской литературе, посвящённой толкованием понятий «налоговый потенциал», выделяются следующие концептуальные подходы к его исследованию:
 теоретико-методологический подход;
 конкретно-практический подход;
     Теоретико-методологический подход предполагает обоснованное научное представление о налоговом потенциале как независимо существующем экономическом явлении. Представители теоретико-методологического подхода относят налоговый потенциал к совокупности финансовых ресурсов, которые могут быть эффективно мобилизованы через налогообложение в системе «население-хозяйство-территория», в координатах которых протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах области. Исходя из данного концептуального подхода, величина налогового потенциала предопределяется совокупным объемом налогооблагаемых ресурсов области.
     Конкретно-практический подход отражает измерения налогового потенциала определенными методами. В этом подходе налоговый потенциал инфицируют с финансовыми ресурсами, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения. Здесь во внимание принимается управленческий вид, а соответственно, признается возможность измерения налогового потенциала конкретной области.
     Следовательно, последователи теоретико-методологического подхода рассматривают налоговый потенциал области как финансово-экономическую категорию, выражающую оптимальную сумму налоговых поступлений в условиях идеальной для конкретного района налоговой системы. Представители конкретно-практического метода, следует отметить что его придерживается большинство исследователей, объясняют налоговый потенциал как конкретный расчетный показатель, определяемый в реальной системе налогов в процессе бюджетного планирования.
     Выбор одного из подхода при рассмотрении налогового потенциала территории многие экономисты связывают с конкретикой решаемой задачи, а именно, либо с совершенствованием налоговой системы при первом подходе, или с оценкой налоговой активности региональных властей при втором [17].
     Ряд авторов подходят к определению понятия налогового потенциала исходя из положений, обусловливающего социально-экономическое благополучие и безопасность России масштабностью вовлечения и эффективностью использования ее национального богатства во всех сферах жизнедеятельности общества. Они считают целесообразным выделять два аспекта в определении налогового потенциала, связанных со стратегическими целями и вариантами использования данной категории, и рассматривать его значение в узком и широком смысле.
     Например, по мнению Матрусова Н.Д., налоговый потенциал в «узком» смысле понимается как «… финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения, а в «широком» смысле как совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население – хозяйство – территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона».
     В связи с этим оценку налоговой активности региональных органов власти и, в первую очередь, оценку собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов по этому показателю, целесообразно базировать на исследовании налогового потенциала в «узком» смысле. При решении же масштабных задач, связанных с совершенствованием налоговой системы и реформированием межбюджетных отношений, а также перспективами регионального развития, необходимо опираться на оценку налогового потенциала регионов в «широком» смысле [14].
     Жеребцов А.Б. также выделяет два понятия в определении налогового потенциала: в «узком» смысле «налоговый потенциал региона» представляется как максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. В «широком» смысле - как совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних транзакционных издержек. То есть, это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством [11].
     Юткина Т.Ф. разделяет налоговый потенциал на стратегический и функциональный [19]. 
     Под стратегическим потенциалом в «широком» смысле понимают «потенциальную способность системы налогообложения обеспечивать постоянный рост общенациональных, преимущественно социальных, потребностей (потребности экономики государственного сектора), качественные и количественные оценки которой базируются на платежеспособности субъектов сферы «бизнес» по завершению полного цикла кругооборота средств и удовлетворении ими своих инвестиционных потребностей.  Другими словами, это прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в сфере производства и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению». Этот показатель дает представление об общих тенденциях развития экономики страны и используется при обосновании различных концептуальных подходов к существу налоговых реформ, позволяя выявить тенденции макроэкономических процессов, а также выявить и оценить факторы, их определяющие, в том числе и налоговый фактор.
     Под функциональным налоговым потенциалом в «узком» смысле Юткина Т.Ф. понимает «совокупное представление прогнозируемого объема налоговых поступлений из расчета качественных и количественных оценок, характеризующих состояние налоговой среды, состояние стратегического налогового потенциала, всех сопутствующих уточнений элементов налоговых обязательств (ставок, льгот и др.) при разработке налоговых бюджетов (планировании совокупной суммы налоговых поступлений) на каждый финансовый год» [19]. 
     Особого внимания заслуживают следующие аспекты данного подхода. Налоговый потенциал рассматривается исходя из двух базисных принципов:
         отражать стратегию закономерных объективных воспроизводственных процессов;
         стремиться к паритету фискальной и регулирующей функций.
     В трактовке Министерства финансов Российской Федерации понятие налогового потенциала региона с целью прогнозирования его динамики на перспективу также принято разграничивать на два аспекта: налоговый потенциал в «узком» и в «широком» смысле. В «широком» смысле налоговый потенциал – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В «узком» – максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [17].
     Все предлагаемые характеристики налогового потенциала в узком и широком смысле есть не что иное, как некий симбиоз теоретико-методологического и конкретно-практического подходов. Причем принципиальных отличий между этими двумя подходами к исследованию налогового потенциала нет, поскольку и в том и в другом случае речь идет о финансовых ресурсах, которые в аспекте теоретико-методологического подхода могут быть эффективно мобилизованы, а при использовании конкретно-практического подхода – подлежат аккумулированию в бюджет.
     Многообразие имеющихся в экономической литературе пояснений термина «налоговый потенциал» объясняется с одной стороны, отсутствием диалектико-материалистического подхода к выявлению сущности, содержания и формы материализации налогового потенциала, а с другой – использованием различных видов характеристики самого понятия «потенциал». Остановимся на этом подробнее.
     В справочной литературе даются следующие определения понятия «потенциал»:
     --потенциал (от латинского potential – сила) обозначает возможность, мощность и трактуется как степень скрытых возможностей в каком-либо отношении;
     --потенциал – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области;
     --потенциал характеризуется как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области.
     Для целей данного исследования при трактовке налогового потенциала из всех представленных выше характеристик («возможность», «мощность», «источники», «средства», «запасы»), более уместным является использование такой характеристики, как «возможность», а точнее сходной с ней по значению характеристики – «способность». В современном менеджменте категория «потенциал» все чаще трактуется как «совокупность чего-либо», содержанию которой соответствуют такие характеристики как «возможность», «способность» и т.п. Именно эти характеристики указывают на некоторые скрытые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможности перейти в действительность [16].
     При раскрытии сущности налогового потенциала региона следует отталкиваться от того, что сущность есть главное в предмете и явлении, его основа. В сущности налогового потенциала должно отражаться единство его содержания и формы, а также связь с другими явлениями экономической действительности. Исходя из этого, сущность налогового потенциала региона заключается в способности территориальной экономической системы к воспроизводству налоговых доходов. Иными словами, по сути своей налоговый потенциал характеризует способность региона обеспечивать поступление налоговых доходов. Данная трактовка сущности налогового потенциала отражает его перманентную связь с экономическим потенциалом региона.
     Исходя из позиции Дзагоевой М.Р., налоговый потенциал есть способность совокупности субъектов налоговых отношений формировать поток налоговых платежей при условии, что правовое поле и система налогообложения и форма налоговой политики заданы. Налоговый потенциал формируется в экономическом пространстве региона и состоит в возможности отчуждения части доходов совокупности субъектов налоговых отношений, то есть в институциональном ограничении ресурсной базы процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти [9].
     Сущность любого явления, как известно, конкретизируется в его содержании и конкретных формах материализации. Содержание отражает определяющую сторону исследуемых явлений. Содержание налогового потенциала территории характеризует способность базы налогообложения приносить доход в виде налоговых поступлений.
     Аналогичная трактовка представлена в издании Всемирного банка, в котором он определяется следующим образом: «Налоговый потенциал (tax capacity) – это способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых) …».
     Формой материализации содержания потенциала территории и одновременно способом проявления его сущности в действии является совокупный объем финансовых ресурсов, который может быть мобилизован через действующую систему налогообложения. Вполне очевидно, что данная авторская трактовка отражает соподчиненность налогового потенциала финансовому потенциалу региона.
     Аналогичное терминологическое определение формы налогового потенциала, но уже в аспекте его практической оценки, встречается у Дзагоевой М.Р.  Под оценкой налогового потенциала территории   она понимает совокупный   объем финансовых ресурсов, которые   могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в действующем правовом поле посредством реализации избранной для хозяйственного комплекса данной территории налоговой политики [9].
     При оценке налогового потенциала указанным автором в рассмотрение вводятся четыре основных институциональных ограничения: совокупный объем финансовых ресурсов, действующее правовое налоговое поле, действующая система налогообложения, избранная форма налоговой политики. Таким образом, при оценке налогового потенциала предлагается учитывать влияние региональной налоговой политики. Налоговый потенциал представляет собой единство ограничений и ресурсных возможностей налоговой политики [9].
     Следует выделить, что именно форма материализации налогового потенциала позволяет проводить его оценку в реальной действительности. Формы проявления содержания, как известно, могут быть многообразными. Поэтому принципиальным для финансовой науки является поиск конкретно-расчетных показателей, которыми может быть представлен налоговый потенциал региона в практике хозяйствования.
     В экономической литературе при характеристике конкретно-расчетных показателей встречаются разнообразные точки зрения. Из которых можно выделить следующие показатели:
     -  совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории;
     -  совокупность, объем, либо сумма налоговых доходов;
     -_налоговые поступления в бюджетную систему, рассчитанные по налогооблагаемой базе;
     -_потенциальный бюджетный доход на душу населения при применении единых на всей территории условий налогообложения, то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок (в этой связи нельзя не сказать, что при такой оценке налогового потенциала возникают следующие проблемы: усреднение налоговых ставок и значительная ориентация на компетенцию региональных властей);
     -_максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в целом, либо на душу населения;
     -_потенциально возможная сумма налоговых баз, либо совокупность баз налогообложения различными налогами, выраженная в сумме возможных налоговых платежей (в данном случае возникает вопрос о возможности установления фактической величины этих баз, поскольку в ряде случаев показатель налоговой базы рассчитывается за исключением налоговых льгот, которые являются выпадающими доходами бюджета. Иными словами, возникает проблема объективного определения налоговой базы).
     Следовательно, при рассмотрении показателей оценки налогового потенциала используются в основном ресурсный, и в незначительной степени   структурный подходы. В качестве ресурса выступают налоговые доходы, структура представляется потенциалами возможных налоговых баз.
     Изучив перечисленные подходы, можно сказать, что конкретно-расчетным показателем, который позволяет оценивать налоговый потенциал территорий и который целесообразнее всего использовать в практике работы органов государственной власти и органов местного самоуправления является максимально возможная сумма налоговых поступлений на конкретной территории за определенный период времени, исчисленная в условиях действующего налогового законодательства. 
      Вышеизложенное позволяет заключить, что налоговый потенциал характеризуется целостностью, целевой направленностью и многогранностью. Взаимосвязь сущности, содержания и формы материализации налогового потенциала территории проиллюстрирована на рисунке 1.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Рисунок 1 - Систематизация сущности, содержания и форм материализации налогового потенциала территории
     
     Налоговый потенциал территории имеет следующие характеристики, которые определяют его экономическую сущность:
      отражение величины потенциального, максимально возможного, но не фактического налогового дохода;
      расчёт в пределах какой-либо территории;
      определения за определенный промежуток времени;
      расчёты в условиях действующего налогового законодательства;
      максимальная сумма налогов, которая может быть собрана с территории, не должна разрушать ее экономический потенциал;
      максимизация налоговых доходов возможна на основе оптимального использования всех имеющихся в рамках территории ресурсов [17]. 
     
     
     
     1.2.  Факторы, влияющие на величину налогового потенциала
     
     На величину налогового потенциала имеют воздействия факторы, обусловленные уровнем развития экономической системы. Оценка этих факторов чрезвычайно важна для дальнейшей оценки налогового потенциала, а, следовательно, определения финансовых возможностей региона, реализации поставленной задачи и формирования государственной политики, направленной на наращивание налогового потенциала региона.
     Факторы, влияющие на формирование налогового потенциала региона, представлены на рисунке 2 и в таблицы 1.
     
     


     
     
     
     
     
     
     
     
     
Рисунок 2 -  Факторы, влияющие на величину налогового потенциала области
     
     Внутренние факторы – это те параметры, которые могут быть изменены вследствие действий органов власти территории: 
      производственные факторы показывают объемы выпуска продукции в разрезе отраслей данного региона с учетом действующего состояния производственных мощностей, их активов (ведущую роль здесь играет моральный и физический износ основных средств реального сектора экономики, а также уровень обновления производственных мощностей); 
      трудовые факторы - трудовые ресурсы и их образовательный уровень, доля экономически активного населения в общей его численности, уровень зарплат (учитывая доходы граждан, потребление необходимых продуктов и услуг, степень использования личных подсобных хозяйств, величину накоплений); 
      внутренние законодательные факторы - законодательство областного уровня. Приоритет делается на издание нормативных правовых актов по налогам и сборам с целью пополнения бюджета региона, в равной степени учитывая его экономический климат (например, создание особых экономических зон);
      инфраструктурные факторы - это географическое положение на экономической карте с учетом обеспеченности железнодорожным, авиа - и морским транспортом, а также соответствующей инфраструктурой (наличие обслуживающих предприятий по приему, транспортировке и т.д.). Значительное место в экономике региона может занимать туризм.
     Внешние факторы – это те параметры, которые отражают процессы, протекающие в государстве, в мире в целом, и не могут быть изменены под влиянием политики местных, региональных властей:
      государственные факторы носят приоритетно законотворческий характер. Например, налоговое законодательство федерального уровня (нормативно-правовые акты), влияющее прямо или косвенно (в зависимости от вида налога) на сужение или расширение налоговой базы самого региона, на его налоговую нагрузку;
      инфляционные факторы, проявляются в общем повышении уровня всех цен;
      географические факторы - такие показатели как природно-ресурсный потенциал, обеспеченность собственными или привозными горюче-смазочными материалами, благоприятность природно-климатических ресурсов; 
      политические факторы характеризуют систему государственного управления в стране, стабильность и преемственность власти, направления экономических реформ, преобладающий тип налоговой политики государства, межбюджетные отношения.

Таблица 1- Факторы, влияющие на структуру налогового потенциала области
Группа факторов
Состав группы
Экономические
Налоговая политика
Уровень развития экономики
Уровень деловой активности
Отраслевая структура экономики
Инвестиционный климат
Уровень занятости населения
Уровень инфляции
Объем и товарная структура внешнеэкономической деятельности
Налогового администрирования
Эффективность налогового контроля (отношение количества проверок, выявивших недоимки, к общему количеству проверок, средняя сумма доначислений недоимки)
Уровень профессиональной подготовки работников налоговых органов (наличие специального образования, повышение квалификации)
Уровень методического обеспечения администрирования
Правовые
Налоговое законодательство (определяет механизм исчисления налогов и сборов)
Бюджетное законодательство (регулирует распределение налоговых отчислений по уровням бюджетной системы)
Социальные
Уровень социальной ответственности налогоплательщика
Налоговая культура
     
     Перечисленные факторы влияют на количественные характеристики налогового потенциала, а именно его величину. Взаимовлияние каждого из них обусловлено средой (экономической, политической и т.д.) [12].
     
     1.3 Методические основы анализа и оценки налогового потенциала
     
     Трактовка понятия «налоговый потенциал» зависит от методики самой оценки потенциала. Вместе с тем при формулировке понятия налогового потенциала бюджета региона необходимо учитывать, что в нашей задаче показатели налогового потенциала используются в целях межбюджетного выравнивания, то есть выравнивания способности властей регионов оказывать государственные услуги на своей территории. Поэтому результат оценки налогового потенциала для каждого региона должен отражать способность региональных налогоплательщиков финансировать оказание государственных услуг в регионе при условии применения одинаковых для всех административно-территориальных образований правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых льгот). Эффективная система межбюджетного выравнивания должна быть построена таким образом, что если эта способность оказывается ниже некоего установленного федеральным центром критерия, регион получает право на получение финансовой помощи, размер которой может определяться в данных условиях, помимо величины регионального налогового потенциала, уровнем расходных потребностей региональных властей.
     В литературе по фискальному федерализму обычно выделяются два основных подхода к расчету налогового потенциала: во-первых, это оценка регионального налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы, и во-вторых, – использование макроэкономических показателей для оценки возможностей субнациональных властей по мобилизации налоговых доходов в собственные бюджеты.
     В разных странах с многоуровневым бюджетным устройством используются различные методы. Причем в рамках одного метода возможны вариации в его реализации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала. Поэтому выбор метода и разработка методики его реализации должны основываться на предъявляемых к налоговому потенциалу требованиях. Рассмотрим каждый из представленных методов более подробно.
     Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) – представляет собой оценку потенциальных налоговых поступлений бюджета региона с помощью применения стандартных (или средних по стране) налоговых ставок к соответствующим налоговым базам. При этом данные о размере налоговой базы в области предоставляются налоговыми органами государства. Результатом оценки в соответствии с данным методом является объем возможных налоговых доходов, который получал бы регион в случае, если бы он применял на своей территории типичную (репрезентативную) налоговую систему. При этом налоговый потенциал может оцениваться отдельно по каждому виду налоговых доходов, исходя из соответствующей налоговой базы и средней налоговой ставки.
     Таким образом, в основе метода репрезентативной налоговой системы лежит оценка способности региональных властей обеспечивать уплату в бюджет налоговых платежей, начисленных на декларируемую налогоплательщиками и выявленную налоговыми органами налогооблагаемую базу. 
     Для расчета налогового потенциала по методу репрезентативной налоговой системы используется следующая формула(1): 
     ?НПР?_i=(?_(x=1)^x??НБ?_k ??НС?_k)/(100%)                                                                                                      (1)
     где НПРi – налоговый потенциал i-го региона страны;
     НБk – налоговая база k-го налогового дохода i-го региона страны;
     НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му 
     налоговому доходу i-го региона страны.
     Положительным моментом использования данного метода является то, что он позволяет достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. Однако метод имеет недостатки. Главным недостатком данного метода является его высокий уровень трудоемкости, что обусловлено очень большим объемом данных.
     Оценка регионального налогового потенциала на основании метода репрезентативной налоговой системы, в свою очередь, подразделяется на несколько методов, которые отличаются друг от друга подходами к оценке налоговой базы в регионе. Среди подобных подходов следует выделить «нормативно-законодательный» (statutory) и «расширенный» (broader) подходы. 
     Первый подход основывается на предположении о возможности получения от налоговых органов данных для расчета показателей налоговой базы в отношении всех налогов, взымающийся на территории региона либо зачисляемых в региональный бюджет. 
     При оценке налогового потенциала с помощью второго подхода, рассчитываются косвенные оценки налоговой базы, так как в некоторых случаях прямая оценка налоговой базы не представляется возможной. Практика стран с многоуровневой бюджетной системой, использующих метод репрезентативной налоговой системы для оценки налогового потенциала, показывает, что совершенствование данного метода приводит к использованию для оценки налогового потенциала территорий преимущественно косвенных методов оценки налоговой базы.
     Другой известной в оценке налогового потенциала является следующая методика:
     НПР = ФНП + ЗНП + ЛН + ДН + ПН ,                                                         (2)
     где НПР - налоговый потенциал региона;
     ФНП - фактические налоговые поступления;
     ЗНП - прирост задолженности по налоговым платежам за период;
     ЛН - сумма налогов, приходящаяся на льготы, предоставляемые налоговым и бюджетным законодательством;
     ДН - суммы налогов, дополнительно начисленных по результатам контрольной работы налоговых органов;
     ПН - налоговые потери по теневому сектору экономики.
     Данный метод, по нашему мнению, целесообразно использовать также для определения показателя уровня мобилизации налогов на территории региона. Его можно исчислить по следующей формуле:
     НПРум = (ФНП+ ДН) / (НПР – ЛН),                                                             (3)
     где НПРум - уровень мобилизации налогов на территории региона.
     Значение данного показателя интерпретируется таким образом: чем ближе его значение к единице, тем более высокий уровень мобилизации налогов.
      Следует отметить, что при использовании косвенных оценок метод репрезентативной налоговой системы по своей сути становится близок методу использования макроэкономических показателей к оценке налогового потенциала. Однако, основное различие между ними состоит в том, что при использовании метода макроэкономических показателей моделирование потенциальных налоговых поступлений осуществляется без учета особенностей налоговых баз и ставок отдельных налогов, в то время как метод оценки с помощью репрезентативной налоговой системы исходит из необходимости как можно более точной оценки налоговой базы по каждому из основных бюджетообразующих налоговых источников с учетом соответствующих особенностей взимания данных налогов и налоговых ставок.
     Вместе с тем, существует определенная условность в разграничении указанных двух методов: если оценка налогового потенциала по методу репрезентативной налоговой системы исходит из расчета налоговой базы с постепенным агрегированием показателей, характеризующих налоговую базу, при переходе к косвенной оценке потенциальных налоговых обязательств, то оценка с применением макроэкономических показателей основывается на использовании единственного макропоказателя в качестве характеристики базы для всех налогов в регионе с постепенным дезагрегированием используемой характеристики с учетом особенностей взимания отдельных налогов в случае получения неудовлетворительных результатов оценок на основании агрегированного показателя.
     Рассмотрим некоторые требования к оценке налогового потенциала регионов, а также преимущества и недостатки перечисленных методов с точки зрения различных критериев эффективности их применения.
     Эффективность и результативность той или иной концепции измерения налогового потенциала определяется прежде всего независимостью поученной оценки от фискального выбора региональных властей и экономических агентов, известной как «эффект обратной связи» (feedback effect). Ука.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44