VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ кредитной деятельности банка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002294
Тема: Анализ кредитной деятельности банка
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Экономики и Управления 


Специальность

Кафедра 



(код)

(аббревиатура)






ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
     На тему
Анализ кредитной деятельности банка 
(на примере ПАО «Почта Банк»)







Студент 
_____________________________________
   
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись
Научный руководитель 
_____________________________________
  
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись
Рецензент
_____________________________________
  
_____________

(Ф.И.О. полностью)
  
подпись


Заведующий кафедрой
 ____________________________________
  
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись





МОСКВА 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
4
Глава 1.  Теоретические основы кредитной деятельности коммерческих банков России
6
1.1. Понятие и сущность кредитной деятельности коммерческого банка
6
1.2. Методики кредитного анализа коммерческого банка
13
1.3. Современное состояние рынка кредитования физических лиц в России
19
Глава 2. Кредитная деятельность ПАО «Почта Банк»
24
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
24
2.2. Характеристика кредитной деятельности банка
33
2.3. Оценка кредитной деятельности банка
41
Глава 3. Совершенствование кредитной деятельности ПАО «Почта Банк»
49
3.1. Направления улучшения кредитной деятельности ПАО «Почта Банк»	
49
3.2. Мероприятия, направленные на улучшение кредитной деятельности в ПАО «Почта Банк»
53
3.3. Экономическая оценка влияния мероприятий по повышению эффективности кредитования на финансовый результат ПАО «Почта Банк»
58
Заключение
64
Список литературы
67
Приложения
72


ВВЕДЕНИЕ

     Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и значимой проблеме анализ кредитной деятельности коммерческого банка. 
     Кредитная деятельность банков Российской Федерации в настоящее время находится на стадии активного развития, что в значительной мере благоприятно влияет на экономику России. Эффективность экономики многих развитых стран построена на кредитной основе. На современном этапе развития национальной экономики предприятия нуждаются в привлечении доступных и долгосрочных средств, для нормального функционирования.
     Кредитование часто сталкивается с определёнными проблемами, решение которых необходимо ускорить как можно скорее. Кредитная деятельность является важным элементом деятельности экономики. Оно играет уникальную роль не только для хозяйственного оборота, международной и национальной экономике, но и в жизни общества в целом.
     Наиболее распространённые кредитные отношения в любой экономике - это банковский кредит, т.е. передача денежных средств. Денежные средства предоставляются специальными кредитными учреждениями, которые имеют лицензию Банка России на осуществление кредитной деятельности.
     Коммерческие банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д.
     В экономической литературе вопросы, связанные с анализом кредитной деятельности коммерческого банка занимались такие авторы, как Г.Н.Белоглазова, В.И. Колесникова, О.И. Лаврушина, И.О. Семибратова, А.Шестаков и другие. 
     Цель исследования: изучение кредитной деятельности коммерческого банка, проведение анализа и разработка мероприятий направленных на ее улучшение.
     Гипотеза исследования: обоснование положений, характеризующих современное состояние развития теории и методологии анализа кредитной деятельности банка.
     Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ кредитной деятельности коммерческих банков России.
2. Проведение анализа кредитной деятельности коммерческого банка.
3. Разработка мероприятий направленных на совершенствование кредитной деятельности коммерческого банка.
     Объект исследования: ПАО «Почта Банк».
     Предмет исследования: анализ кредитной деятельности коммерческого банка.
     Период исследования – 2013-2015гг.
     Методы исследования: аналитический, диалектический, абстрактно-логический, монографический, экономического анализа.
     Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что решение поставленных задач позволяет усовершенствовать процесс проведения анализа кредитной деятельности коммерческого банка. Разработанные автором рекомендации могут использоваться кредитными подразделениями коммерческого банка при принятии организационно-управленческих решений по вопросам кредитования предприятий различных отраслей экономики.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (51 наименований) и 13 приложений. В тексте работы представлено 27 таблицы, и 8 рисунков.

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ

     1.1. Понятие и сущность кредитной деятельности коммерческого банка
     
     Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
     Коммерческие банки выступают, прежде всего, как кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства, а с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств кредитные потребности предприятий, учреждений и населения.
     Различные взгляды на кредит и кредитные отношения развито во многих исследованиях и публикациях. 
     Печникова А.В. объясняет, что банковский кредит как неотъемлемый элемент рыночного хозяйства непосредственно влияет на процессы расширенного воспроизводства как на макроуровне, так и на уровне отдельного предприятия. Кредиты ускоряют процесс воспроизведения на всех этапах производства, распределения, обмена и потребления. За их счет осуществляются расчеты между товаропроизводителями, увеличивается объем денежной массы в обращении, формируются основные фонды и оборотные средства, ускоряются процессы реального накопления, производственного и социального развития предприятий [29]. 
     Профессор Коробов Ю.А. трактует кредит как общественные отношения между экономическими субъектами, в связи с передачей друг другу во временное пользование свободных средств на основе возвратности, платности и добровольности [26]. Подобную точку зрения отстаивают в своих трудах и другие ученые. Проблема, на наш взгляд, заключается не столько в трактовке сущности кредита, как в выявлении особенностей функционирования субъектов кредитных отношений в условиях рыночной трансформации экономики и выявлении путей устранения тех трудностей, которые сопровождают организацию кредитных операций.
     Кредитная деятельность коммерческих банков заключается в проведении комплекса мер, связанных с предоставлением и погашением банковских ссуд. Эта кредитная деятельность должна соответствовать определенным требованиям и условиям, осуществляется в соответствии с принципами срочности, целевого характера, обеспеченности и платности кредита.
     Банковское кредитование – это метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности.
     Сущность банковского кредита заключается в предоставлении денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа на условиях платности, возвратности и срочности. И главная его роль в перераспределении капитала между отраслями народного хозяйства, стимулируя эффективность труда.
     Кредитование является одной из традиционных банковских операций. Можно говорить об исключительном значении таких операций для банка, ведь прибыли от их осуществления не только занимают одно из ведущих мест в структуре банковских доходов, но и во многом формируют общую стратегию развития учреждения [16].
     Кредитные операции являются самой доходной статьей банковского бизнеса, за счет которой формируется основная часть чистой прибыли банков. Но с кредитными операциями связаны и основные риски банков, в частности риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту [19]. 
     Коммерческие банки в процессе деятельности учитывают ряд факторов (субъект предоставления ссуд, характер займа, сроки кредитования, обеспеченность представления, отраслевая направленность), которые формируют кредитный портфель, рассматривая его с позиций определения оптимальной кредитной политики.
     Эффективный кредитный портфель банка способствует заключению наиболее выгодных сделок. В результате экономического кризиса в стране и неустойчивыми экономическими условиями, успешными сделками могут быть как сделки с физическими, так и с юридическими лицами. В результате этого при формировании кредитной политики рынок должен безоговорочно находиться под мониторингом, для адекватной реакции и перестройки направленности кредитования. 
     На кредитную деятельность банка влияет ряд факторов (рисунок 1) [23].

      Рисунок 1. Факторы, определяющие эффективную кредитную деятельность банка
       
     Банку необходимо соблюдать разумный баланс между доходностью и риском. Кредитный риск, то есть вероятность полного или частичного невозврата выданных банком кредитов, а также причитающихся ему процентов, представляет наибольшую угрозу для жизнедеятельности кредитных организаций.
     Посредством разработки и соблюдения кредитной политики банк стремится свести риски к минимуму, получая при этом максимально допустимую доходность операций [32].
     Одна из главных задач кредитования заключается в выработке единого подхода к операциям кредитования, особенно в случае наличия филиальной сети у кредитной организации.
     Банковские кредиты подразделяются на разные виды (рисунок 2). 

Рисунок 2. Виды банковских кредитов
     
     Основная деятельность банков является осуществлять кредитование юридических и физических лиц.
     Кредитование для физических лиц может быть: 
     - Целевым – при котором заемные средства используются строго по назначению. Например, при оформлении кредита в магазине на покупку бытовой техники, банк переводит средства безналичным платежом на расчетный счет продавца. Таким образом, покупатель не видит наличных средств и не может использовать их на иные нужды.
     - Нецелевое кредитование предусматривает выдачу займа наличными. При этом цель указывается лишь на бумаге и банк не имеет гарантий использования средств клиентом по указанному назначению.
     В зависимости от сроков, кредиты разделяют на группы: 
     - Краткосрочные, предусматривающие погашение долга в течение года. Чаще всего, это потребительские займы на приобретение мебели, бытовой техники, а также небольшие кредиты наличными.
     - Среднесрочные, когда средства возвращаются банку в течение 1-5 лет. К этой группе относятся автокредиты, займы на ремонт и приобретение дачи.
     - Долгосрочные, характеризующиеся погашением в сроки, превышающие десять лет. В первую очередь, к таким займам относится ипотека, средние сроки возврата которой колеблются в пределах 15-30 лет.
     По характеру обеспечения займы для физических лиц бывают: 
     - Необеспеченные или выданные на доверии.
     - С поручительством третьих лиц, которые несут перед банком ответственность, наравне с заемщиками.
     - Залоговые, при которых в качестве обеспечения может быть любое ликвидное имущество клиента – недвижимость, автомобиль, ценные бумаги, золото в мерных слитках
     Большинство банков предоставляют физическим лицам услуги кредитования в рамках программ, с четко обозначенными сроками и процентными ставками. Также обозначаются и условия, которые заемщик обязан выполнить для получения кредитного продукта – предоставить пакет документов, заполнить форму заявления, быть зарегистрированным в регионе получения займа и прочее.
     В отличие от физических лиц, предприниматели и коммерческие организации не имеют фиксированных доходов, при этом зачастую нуждаются в более крупных суммах финансирования. Продукты кредитования и методы оценки платежеспособности имеют ряд особенностей:
     - В первую очередь, оценку доходов производят на основании документов, выданных налоговой инспекцией и предусматривающих учет за последние полгода.
     - Параллельно юридическое лицо обязано предоставить и бухгалтерскую отчетность за тот же период, при необходимости получения крупных кредитов требуется и оценка материальных активов предприятия.
     - Ни один банк не пойдет на кредитование предпринимателя, работающего в своей сфере меньше года.
     - Негативным образом повлиять на решение банка может и наличие отрицательного бухгалтерского баланса в некоторые месяцы.
     Для юридических лиц банк также предусматривает ряд кредитных программ, каждая из которых имеет собственное, целевое назначение.
     Таким образом, кредитование – не просто форма финансовых отношений, но и постоянный процесс перераспределения денежной массы, в котором нуждается вся сфера экономических отношений, от простых человеческих потребностей до роста производственных предприятий.
     В регулировании банковской деятельности важное место занимает Федеральные законы и подзаконные нормативные акты, т.е указы Президента РФ, которые конкретизируют Федеральные законы по деятельности банка. 
     Основную массу подзаконных нормативных актов регулирующих банковскую деятельность принимает Центральный банк РФ в виде положений и инструкций ЦБ РФ.
     К основным нормативно-правовым актам, регулирующих деятельность коммерческих банков, по формированию эффективной кредитной деятельности относят:
     1) Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 №210-ФЗ) [2];
     2) Федерального закона от 02.12.1990г. №395-1-ФЗ (ред. от 05.04.2016 №88-ФЗ) «О банках  и банковской деятельности» [6];
     3) Инструкция Банка России от 03.12.2012 №139-И (ред. от 30.11.2015 №3855-У) «Об обязательных нормативах банков» [8];
     4) Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» [9] и другие.
     На основании статьи 56 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов [4].
     В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» №395-1-ФЗ выдача кредита коммерческим банкам должна производиться на основании обеспечения заемщика. К видам обеспечения относят: залог недвижимого имущества, автомашины, ценные бумаги коммерческих и государственных организаций, банковские гарантии и другие виды, которые предусмотрены законом [6].
     Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И «Об обязательных нормативах банков» установление, порядок расчета, контроля исполнения обязательных нормативов банковской деятельности. Инструкция применяется в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков и вводит числовые значения и методику расчета обязательных нормативов коммерческих банков, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
     В соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2015 N 427-ФЗ) кредитные отношения определяются целями, которыми являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по кредитным договорам [5].
     Как видно из перечисленных источников нормативно-правового регулирования кредитной деятельности коммерческих банков основным регулятором является Центральный Банк Российской Федерации и его Инструкции.
     
     
     1.2. Методики кредитного анализа коммерческого банка
     
     Кредитный анализ – процесс (комплекс мероприятий, процедуры), которые реализуются банком или другим кредитором для принятия решения о предоставлении займа тому или иному клиенту. Основная задача – определить уровень кредитного риска, а также выявить опасность несвоевременной выплаты процентов или займа в целом. Кредитный анализ и его методика может отличаться для физических лиц (обычных граждан) и юридических лиц (компаний, других банков и так далее).
     Каждый человек или компания, которая рассчитывает получить кредит в банке, должна быть готова к глубокому анализу со стороны кредитной организации. В приложении 1 представлена сущность и цель кредитного анализа, проводимая банком.
     Основная цель кредитного анализа – получить полную информацию о потенциальном заемщике, оценить его платежеспособность, кредитную историю в отношениях с другими банками, вычислить текущий уровень риска и перспективы своевременного возврата долга. Такие заключения, как правило, лежат на плечах специальных сотрудников кредитного учреждения (аналитиков) или целых отделов кредитного анализа [50].
     В процессе оценки используется множество показателей, позволяющих определить степень риска. К основным из них можно отнести:
     - источники дохода. В большинстве случаев кредитор интересуется, насколько стабильно финансовое состояние заемщика и каков размер ежемесячных поступлений. Но даже в случае высокого заработка в займе может быть отказано. Причиной может стать наличие других открытых кредитов, плохая кредитная история;
     - источники расходов. Кредитор проверяет клиента на наличие непогашенных задолженностей. Если таковые имеются, то в кредите будет отказано. Кроме этого, банк может отказать и в ряде других случаев – при небольшом стаже на рабочем месте, частой смене работы и так далее.
     - возможность своевременного погашения займа. Особое внимание уделяется способности человека совершать ежемесячные платежи. К примеру, если выплаты по ипотеке будут «съедать» более 60-70% общего дохода заемщика, то денег он не получит. Часто банки не дают средств на покупку квартиры, если процент ежемесячных выплат превышает 30-40% от уровня ежемесячных доходов.
     Кредитный анализ подразумевает исследование и положительных факторов, влияющих на положительное решение банка – хорошая кредитная история, отсутствие претензий со стороны других банков и третьих лиц, наличие обеспечения и так далее [17]. 
     В банке кредитный анализ проводится по определенной методике, который представлен на рисунке 3.
     Основная цель любой кредитной организации – это снижение собственных кредитных рисков. 
     
       
Рисунок 3. Методика проведения кредитного анализа

     Методику проведения кредитного анализа различается, в зависимости от типа заемщика. Различают два вида:
     1) методика кредитного анализа для физических лиц;
     2) методика кредитного анализа для юридических лиц.
     Каждый из этих методик рассмотрим более подробно.
     1) Методика кредитного анализа для физических лиц. 
     Работа проводится в три основных этапа:
     - проверка качественных характеристик деятельности клиента;
     - проверка количественных характеристик деятельности клиента;
     - сбор информации, ее оценка и окончательный вывод о предоставлении или не предоставлений займа.
     Качественный кредитный анализ также проводится в несколько этапов:
     - проверка репутации клиента;
     - анализ цели кредитования;
     - выявление источников, способствующих дальнейшему погашению долга, а также начисленных процентов;
     - учет рисков заемщика, которые банк вынужден брать на себя [15].
     Анализ репутации клиента состоит из нескольких этапов:
     - проверка кредитной истории и наличия проблем с погашением займов в прошлом;
     - анализ личностных и деловых качеств клиента;
     - проверки фактов неплатежей по кредитам или прочим обязательствам. Здесь могут учитываться просрочки по квартплате и прочим финансовым обязательствам.
     Немаловажный этап - анализ кредитоспособности. Здесь банк оценивает, насколько безопасно выдавать заемщику средства и сможет ли он их вернуть в положенные сроки. 
     Для решения такой задачи проводится:
     - расчет финансовых коэффициентов;
     - анализ денежного потока;
     - оценка делового риска.
     При анализе кредитоспособности банк собирает всю информацию, которая может охарактеризовать клиента.
     Основные цели при этом следующие:
     - определить наиболее сильные и слабые стороны заемщика;
     - выявить важные факторы, которые будут влиять на дальнейшую деятельность и успешность клиента;
     - оценить риски кредитования.
     В итоге может выставляться общий бал, который характеризует клиента (рисунок 4) [50].

Рисунок 4. Итоговый общий бал, который характеризует клиента
     
     Кредитные сотрудники проводят два вида анализа клиента:
     - внешний. Предполагает сравнение текущего заемщика с другими потенциальными клиентами;
     - внутренний. Здесь делается упор на сравнение финансовой отчетности за определенный период времени. Такой вид анализа часто называют анализом коэффициентов. Преимущество метода – детальная оценка платежеспособности клиента, анализа ликвидности, обеспеченности личными средствами и так далее.
     Наиболее популярные коэффициенты для расчета следующие:
     
К = минимальный размер выплат по займу / доход заемщика
(1)


К = максимально допустимый объем долга / доход заемщика
(2)

     При этом все методики кредитного анализа физических лиц делятся на прямые и косвенные.
     Прямой метод анализ подразумевает, что условно набранная клиентом сумма баллов приравнивается к максимально допустимому размеру займа.
     Косвенный метод предусматривает начисление баллов по различным показателям. Итогом анализа является выведение класса кредитоспособности клиента.
     2) Методика кредитного анализа для юридических лиц состоит из нескольких этапов:
     - общий анализ финансовой отчетности компании на основании данных бухгалтерского отчета и баланса (проверяются убытки и прибыли компании за определенный период времени);
     - вычисление основных финансовых коэффициентов;
     - рейтинговая оценка показателей, которые были получены при расчетах;
     - оценка платежеспособности (финансового состояния) клиента в зависимости от рейтинга;
     - проверка выполненной оценки и ее корректировка с учетом факторов, которые могут ухудшить финансовое состояние.
     Все коэффициенты, которые исследуются в процессе кредитного анализа, можно разбить на пять основных групп – показатели задолженности, деловой активности, погашения долга, ликвидности и рентабельности. При этом наибольший интерес для банка представляет изменение величины каждого из коэффициентов за последние несколько лет. 
     Чтобы глубже вникнуть в особенности заемщика, кредитор изучает его финансовую отчетность, оценивает перспективы развития, способности своевременно погашать свои долги.
     При анализе кредитоспособности предприятия оцениваются такие параметры - ликвидность и платежеспособность, движение и текущее состояние активов, источники капитала и их структура, показатели финансовой устойчивости (относительные и абсолютные), изменение уровня описанных выше параметров и так далее [51].
     
     1.3. Современное состояние рынка кредитования физических лиц в России
     
     Банковское кредитование населения, является одним из видов банковского кредитования и способствует повышению благосостояния населения. В современных условиях его роль значительно возрастает. До начала кризиса 2014 г. кредитование населения являлось одним из наиболее прибыльных направлений банковской деятельности. Однако, за последние два года ситуация изменилась в худшую сторону [17]. 
     В таблице 1 представим данные о количестве кредитных организаций-банков, зарегистрированных Банком России.
      Таблица 1. 
Количество кредитных организаций в России

Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Отклонение от 2015 г. к 2013г.
Темп роста от 2015 г. к 2013г.
Число кредитных организаций, зарегистрированных Банком России
1094
1071
1049
-45
95,9
   в том числе имеющих право на осуществление банковских операций 
956
923
834
-122
87,2
Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации 
2349
2005
1708
-641
72,7
Число кредитных организаций, имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право:





   на привлечение вкладов населения
784
756
690
-94
88,0
   на осуществление операций в иностранной валюте
648
623
554
-94
85,5
   на генеральные лицензии
270
270
256
-14
94,8
   на проведение операций с драгоценными металлами
211
209
203
-8
96,2
     
     Согласно представленным данным, количество кредитных организаций к 2015г. снизилось на 45 организаций.
     В 2015г. число кредитных организаций, которые могут осуществлять банковские операции, составили 834 организаций.
     В таблице 2 представлены данные об объеме выданных кредитов физическим лицам.
      Таблица 2.
Объем кредитования физических лиц, за период 2013–2015гг.

Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Отклонение от 2015 г. к 2013г.
Темп роста от 2015 г. к 2013г.
Объем выданных кредитов физическим лицам, млрд. руб.:
7737,1
9957,1
11329,5
3592,4
146,4
- в рублях
7492,7
9719,9
11028,8
3536,1
147,2
- в иностранной валюте
244,4
237,2
300,8
56,4
123,1

     Согласно представленных данных объем выданных кредитов физическим лицам в 2015г. составил 11329,5 млрд. руб., что на 46,4% выше, чем показатель 2013г.
     Колебания объемов выдачи банковских кредитов населению, происходило на фоне изменения ключевой ставки Банка России. Повышение ключевой ставки вызывало масштабные изменения процентных ставок коммерческих банков. Ставки по кредитам населению демонстрировали рекордные величины 25–30 % в 2014 - 2015 гг. (таблица 3) [26]. 
      Таблица 3. 
Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО «Сбербанк» (% годовых)
      
Операции
Срок
на 01.01.2014г.
на 01.01.2015г.
на 01.01.2016г.
Отклонение от 2015 г. к 2013г.
Кредиты физическим лицам
до 1 года, включая «до востребования»
26,21
29,28
25,85
-0,36

 свыше 1 года 
18,92
22,63
18,49
-0,43
     
     Сама по себе ключевая ставка не является показателем для населения. Для людей важнее, когда они смогут получить выгоду в виде удешевления кредитов. Снижение ставки не имеет моментального эффекта для клиентов коммерческого банка. На данный момент потребительское настроение россиян улучшается. Для крупных трат и кредитования, по мнению россиян, сейчас более благоприятное время, чем было в начале года. Это связано с тем, что во втором квартале 2016 г. банки снизили процентные ставки и смягчили отдельные неценовые условия кредитования основных категорий заемщиков по сравнению с первым кварталом 2016 года [19].
     На фоне смягчения условий банковского кредитования в целом и в связи с внутригодовой сезонностью спрос заемщиков на новые кредиты во втором квартале был ожидаемо выше, чем в первом квартале 2016 года. Основными факторами смягчения условий банковского кредитования в целом банки назвали рост конкуренции на рынке банковских услуг, снижение ключевой ставки Банка России и последовавшее за этим уменьшение стоимости внутреннего фондирования. Объемы кредитования населения начали медленно расти, но также растет просроченная задолженность по ранее выданным кредитам и по-прежнему остается одной из главных проблем банковского сектора (таблица 4). 
     Задолженность по кредитам к 2015г. году выросла как в рублях, так и в иностранной валюте. В рублях задолженность по кредитам составила  в 2015г. 10366 млрд. руб., что на 6,9% больше в сравнении с 2013г. 
     Просроченная задолженность по кредитам в 2015г. составила 39 млрд. руб., что на 55,3% больше чем в 2013г.
     Данный факт не может не вызывать тревогу, причем стоит заметить что основные негативные тенденции прослеживаются в 2015 году.
     
     
     
     
      Таблица 4. 
Сведения о задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам в 2013–2015гг.
      
Показатели
на 01.01. 2014г.
на 01.01. 2015г.
на 01.01. 2016г.
Отклонение от 2015 г. к 2013г.
Темп роста от 2015 г. к 2013г.
в рублях





по кредитам, всего, млн., руб.
9 698 947
11 005 284
10 366 829
667882
106,9
в том числе:





- по жилищным кредитам
2 647 421
3 517 094
3 912 845
1265424
147,8
- по ипотечным жилищным кредитам:
2 536 869
3 391 888
3 851 153
1314284
151,8
в том числе просроченная
25 443
28 954
39 524
14081
155,3
в иностранной валюте





по кредитам, всего млн. руб.
226 975
289 482
267 205
40230
117,7
в том числе:





- по жилищным кредитам
118 057
140 809
135 446
17389
114,7
- по ипотечным жилищным кредитам:
111 990
136 491
131 084
19094
117,0
в том числе просроченная
14 207
17 143
26 685
12478
187,8
     
     В этой        связи следует отметить, что важным достижением для банковской системы было создание бюро кредитных историй.  В соответствии с  Законом «О кредитных историях» все банки обязаны предоставлять в бюро сведения о кредитной истории заемщиков. Данная база создавалась как для банков, так и для заемщиков. Банкам бюро кредитных историй помогает отсеять  недобросовестных заемщикам, а заемщикам с положительной кредитной историей получить более дешевые кредиты. Бюро кредитных историй содержит еще мало информации и не может удовлетворить все требования по запросам, однако это является хорошей наработкой на будущее.
     Снижение доходов населения ещё выше поднимет ставку по кредитам – поскольку риски банков растут [26]. 
     Перечень ключевых игроков на рынке потребительского кредитования остается неизменным (таблица 5).
      Таблица 5. 
Рейтинг банков по объемам кредитов, выданных физическим лицам (данные на 01.03.2016 г. в сравнении с 01.12.2015 г.)

Место в рейтинге
Банк
Доля рынка, %
Сумма, млн. руб.
1
Сбербанк
40,56
+1,53
4 336 331
+202 198
2
ВТБ24
14,82
+1,69
1 584 159
+193 494
3
Россельхозбанк
3,04
+0,28
325 148
+32 647
4
Газпромбанк
2,88
+0,15
307 979
+18 369
5
Альфа-Банк
2,15
-0,15
230163
-13174
     
     Таким образом, 1, 2 и 3 места занимают соответственно Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк, далее следуют Газпромбанк и АльфаБанк. Еще ниже позицию занимают такие банки, как Райффайзенбанк, Хоум Кредит Банк, Русский стандарт и др.
     В последние годы процесс кредитования физических лиц находится на этапе восстановления. Сегодня кредитование физических лиц требует усовершенствованного подхода к решению имеющихся проблем как в сфере расширения объектов кредитования, так и в сфере условий предоставления займов [23].
     Устойчивость кредитной системы РФ и рост ее качественных показателей должны быть приоритетными вопросами, т.к. четко выверенный механизм кредитования обеспечивает устойчивое развитие экономики страны.

ГЛАВА 2. КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАО «ПОЧТА БАНК»
     
     2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
     
     «Почта Банк» – новый розничный банк, созданный в январе 2016 года международной финансовой группой ВТБ и ФГУП «Почта России» на базе «Лето Банка». Банк будет использовать прежнюю банковскую лицензию ЦБ РФ №650. 
     ПАО «Почта Банк» создан решением учредителей – пайщиков. Дата регистрации банка Госбанком РСФСР с первоначальным наименованием Коммерческий банк «Бежица-банк»: 31.10.1990 г. Решением собрания учредителей от 27.10.1992 г. Коммерческий банк «Бежица-банк» преобразован в акционерный. Дата перерегистрация Банка ГУ ЦБ РФ по Брянской области: 11.11.1992 г.
     С 2012 года Банк является дочерней организацией ВТБ 24 (ПАО) и входит в состав участников консолидированной банковской группы, головной организацией которой является Банк ВТБ (ОАО). В 2012 году в результате ребрендинга Банк был переименован в ОАО «Лето Банк» и изменил место нахождения на г. Москва.
     Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 20 кредитных и финансовых компаний в Российской Федерации и в 17-ти странах мира, и предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.
     12 августа 2014 года ВТБ 24 (ПАО) стал единственным акционером Банка.
     В соответствии с требованиями законодательства РФ решением единственного акционера от 02 февраля 2015 года (решение №01/15 от 02.02.2015) ОАО «Лето Банк» преобразовалось в Публичное акционерное общество «Лето Банк».
     В январе 2016 года состоялась продажа 50% минус 1 акция ПАО «Лето банк» новому собственнику, аффилированному с ФГУП «Почта России», ООО «Почтовые финансы». Новое наименование банка – ПАО «Почта Банк». В рамках развития партнерских отношений группа ВТБ и ФГУП «Почта России» в январе 2016 года произошло переименование ПАО «Лето Банк в ПАО «Почта Банк» и активное развитие сети продаж в отделениях почтовой связи [48]. 
     Юридический адрес банка: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 35.
     В рамках группы Банк специализируется на кредитование физических лиц, ориентируется на массовый сегмент заемщиков. Деятельность Банка сконцентрирована на кредитование физических лиц – резидентов Российской Федерации (потребительское кредитование, кредиты на покупку товаров, выпуск и обслуживание банковских карт). Посредством широкой сети банкоматов Банк предоставляет услуги по платежам и переводам денежных средств.
     Клиентам банка доступны сберегательные счета, срочные вклады, платежи и переводы, интернет- и мобильный банк, расчетные и кредитные карты, широкий спектр кредитных продуктов, пенсионные счета, коробочные страховые и сервисные продукты. Ключевая цель «Почта Банка» – повышение доступности финансовых услуг для жителей России. Сегодня лишь немногим более 50% взрослого населения страны являются активными пользователями банковских услуг. В Китае этот показатель составляет 70%, в скандинавском регионе – более 97%. 
     Создание «Почта Банка» усилит проникновение банковских услуг на территории России. У банка масштабные планы по развитию филиальной сети: в 2016-2018 годах будет открыто порядка 15 тысяч клиентских центров в отделениях почтовой связи. Кроме того, «Почта Банк» будет представлен во всех клиентских центрах, стойках продаж и POS-точках «Лето Банка». Это позволит «Почта Банку» стать одним из крупнейших банков страны.
     Деятельность банка регулируется Банком России в соответствии с лицензией №650 от 25.03.2016 на основе банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
     Банк включен в реестр банков – участников системы обязательного страхования вкладов от 21.09.2004 года номером 18.
     Продуктовое предложение Банка включает в себя нецелевые потребительские кредиты, выдаваемые в собственной сети отделений, кредиты на покупку в торговых организациях-п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.