- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ функционирования пенсионной системы на примере ПФРФ Алтайского края
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000322 |
Тема: | Анализ функционирования пенсионной системы на примере ПФРФ Алтайского края |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО») Факультет технологии и профессионально-педагогического образования Кафедра теории и методики профессионально-педагогического образования Анализ функционирования пенсионной системы на примере ПФРФ Алтайского края Дипломная работа Выполнила: студентка группы Т-ПРОЭ091 Кузнецова Мария Вадимовна ____________________________________ Научный руководитель: канд. техн. наук, проф. Г.Г. Балахонов_____________ Нормоконтроль: канд. пед. наук, доцент М.В. Довыдова _______________ Оценка ____________________ «____» _______________ 2014 г. Председатель ГАК ___________________ Бийск- 2014 РЕФЕРАТ В дипломной работе на тему: Анализ функционирования пенсионной системы на примере ПФРФ Алтайского края проведен анализ пенсионной системы РФ и ряда зарубежных стран по проблеме перспективы новой пенсионной системы РФ на примере ПФ Алтайского края, её сущности и примера расчета пенсионного калькулятора на типичном примере. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав и заключения. Содержит 78 страниц машинописного текста, 4 формулы, 6 диаграммы, 3 таблиц, 37 использованных источников. Ключевые слова: внебюджетные фонды, заработная плата, индивидуально - накопительная пенсионная система, квалификация, негосударственные пенсионные фонды, пенсионный калькулятор, пенсионный коэффициент, пенсионное обеспечение, производство, распределительная пенсионная система на основе общих налоговых накоплений, распределительная пенсионная система, рынок труда, труд. СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Глава 1. 1. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСЕТМЫ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 6 1.1 Труд как фактор производства 6 1.2 История возникновения и развитие пенсионной системы в РФ 12 1.3 Правовая основа пенсионной политики в Российской Федерации. Организационная структура Пенсионного фонда в Российской Федерации 17 1.4 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России 29 1.5. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения и возможности его использования в условиях РФ 33 Глава 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ПФРФ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 53 2.1 Организация работы Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю 53 2.2 Анализ установления и расчета трудовых пенсий в РФ по новому положению 61 2.3 Пенсионный калькулятор 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76 ВВЕДЕНИЕ Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. Очевидно, что все эти изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей, всех россиян. На сегодняшний день очень актуален вопрос о том, что принесет новая реформа, желание понять сущность новой пенсионной системы и как рассчитать пенсию. Именно поэтому тема «Пенсионный фонд Российской Федерации» актуальна на сегодняшний день. Объектом исследования является анализ новой пенсионной системы РФ. Предмет исследования - пенсионный калькулятор. Цель работы - рассмотреть деятельность и сущность ПФР по Алтайскому краю, новый пенсионный калькулятор. Гипотеза исследования основана на предположение о том, что сравнительный анализ существующей пенсионной системы и предлагаемый пенсионный калькулятор будут эффективный на типичном примере. В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ пенсионной системы РФ и ряда зарубежных стран. 2. Рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи; 3. Рассмотреть перспективу новой пенсионной системы РФ 2015 г на примере ПФ Алтайского края. Методология исследования: В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, Федеральные законы, статистические показатели бюджета Пенсионного фонда, учебники для вузов (под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова), а так же в работе использованы материалы Интернет с официального сайта Пенсионного фонда РФ и др. Методы исследования: статистические, системный анализ. Этапы исследования: 1. Теоретический анализ пенсионных систем 2. Анализ работы Алтайского отделения ПФРФ в условиях нового пенсионного законодательства Практическая значимость: приведенный в работе пенсионный калькулятор можно легко адаптировать под любого работника выходящего на пенсию. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих данную тему, заключения и списка литературы. Во введении указаны актуальность выбранной темы, цель и задачи, поставленные для раскрытия проблемы проекта. Первая глава освещает вопросы исторического развития пенсионного обеспечения в России на фоне мирового опыта, анализ современного состояния пенсионной системы России, тенденции развития и проблемы. Вторая глава посвящена раскрытию перспективным направлениям в реформировании пенсионной системы России и анализу установления и расчета пенсий в РФ по новому пенсионному положению . В заключении сделаны основные выводы и рекомендации по выделенным проблемам исследования. В качестве фактического материала использованы данные Пенсионного фонда России, Федеральные законы и аналитические отчеты. 1. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСЕТМЫ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 1.1. Труд как фактор производства Главной сферой экономики является производство? процесс создания духовных и материальных благ, которые необходимы для существования и развития человека. Основными факторами производства являются: труд, земля и капитал. Рассматривая труд, как фактор производства, мы видим, что это комбинация физических и духовных способностей человека, которая позволяет ему осуществлять производство благ. Труд является важнейшей сферой жизнедеятельности человека и ведущим фактором материального и духовного производства, основой экономики в целом. Все аспекты экономической деятельности, так или иначе, связаны с трудом, интересами людей, их взаимоотношениями, поэтому без глубоких знаний в сфере труда и социально-трудовых отношений невозможно в современных условиях успешно решать проблемы в любой деятельности, на всех уровнях структуры общества. Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих и интенсивностью труда, т.е. напряженностью труда в единицу времени. Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных. Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности. Процесс труда включает в себя три основных компонента: целесообразную деятельность человека; предмет, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Говоря о труде, необходимо остановится на таких понятиях, как производительность труда и интенсивность труда. Интенсивность труда характеризует напряженность труда, определяемой степенью расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Для увеличения производительности труда решающую роль играет прогресс науки и техники. Так, например, внедрение в начале XX в. конвейеров привело к резкому скачку производительности труда. Заработная плата ? ещё одно понятие, с помощью которого можно охарактеризовать труд как фактор производства. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда, за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата ? это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги [14, с. 25]. Труд есть целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей. “Всякий труд, – отмечает А. Маршалл, – имеет своей целью произвести какой-либо результат” [15, с. 396]. Квалификационное разделение труда, обусловленное уровнем и профилем специальной подготовки, заключается в отделении более сложных работ от простых и выражается в распределении рабочих по разрядам. Разделение труда по квалификации обеспечивает распределение работ разного уровня сложности между работниками разного уровня квалификации и компетентности. Уровень квалификационного разделения определяется сложностью выполняемых работ и соответствующей ей квалификацией работников. Под квалификацией понимают степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация определяет степень овладения человеком какой-либо профессией и отражается в тарификации рабочих (присвоении аттестационной комиссией работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда). Присвоение тарифного разряда свидетельствует о пригодности работника к выполнению данного круга работ. Показателем квалификации, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие ученой степени и ученого звания. По уровню квалификации рабочие обычно делятся на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных. Неквалифицированный рабочий это рабочий простого труда, не требующего ни специального обучения, ни приобретения производственного опыта и навыков. Малоквалифицированный рабочий обладает простейшими теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими выполнить работу малой сложности. Квалифицированный рабочий обладает такими теоретическими знаниями и опытом, которые позволяют выполнять работу средней сложности и выше. Обычно к квалифицированным рабочим относят рабочих, начиная с III—IV разрядов. Высококвалифицированные рабочие обладают теоретическими знаниями и производственными навыками, достаточными для выполнения работ сложного труда. Как правило, эти знания и навыки приобретаются в процессе специального обучения, поэтому высококвалифицированными рабочими считаются рабочие, прошедшие специальную предварительную подготовку[17, с. 34]. Однако высокая квалификация может быть получена в результате продолжительной трудовой деятельности при незначительной специальной подготовке (например, подготовка рихтовщиков автомобильных кузовов через систему повышения квалификации). Квалификационное разделение труда справедливо не только для рабочих, но и для руководителей, специалистов и технических исполнителей. Принято считать, что трудоспособный возраст - это возраст, в котором человек способен к трудовой деятельности. В РФ определен трудоспособный возраст: для мужчин 16-59 лет, для женщин 16-54 года [4, с. 2]. Нижняя возрастная граница связана с получением обязательного основного общего образования и среднего профессионального образования. Верхняя возрастная граница определяется правом на получение пенсии по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами - 55 лет. В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны. Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями. В современной России можно выделить следующие особенности развития рынка труда: 1. Основным отличием рынка труда России является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой - может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры. 2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования. 3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве. 4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. 5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) - находились в вынужденных отпусках. 6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле. 7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы. 8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда. 9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен. 10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных (см. приложение №1). 11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно [23, с. 15]. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах. Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства. Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда. 1.2. История возникновения и развитие пенсионной системы в РФ Реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г. Приняты и вступили в силу следующие федеральные законы, через которые она проводится: "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ; "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ; "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 31 декабря 2001 г. №198-ФЗ. Разработчики пенсионной реформы включают в ее "пакет" также Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" от 4 марта 2002 г. №21-ФЗ [7, с. 1]. Кроме того, внесены изменения и дополнения в действующие Федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах " и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования " [9, с. 1]. Также принято значительное число подзаконных нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Законов о трудовых пенсиях и о пенсионном обеспечении, применяются в части, не противоречащей этим Законам. С целью единообразного применения Закона о трудовых пенсиях Минтруду России предоставлено право, издавать по согласованию с Пенсионным фондом РФ и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения. В связи с принятием новых пенсионных Законов, установивших условия и нормы пенсионного обеспечения, – о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении, с 1 января 2002 г. утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" №340-1 от 20 ноября 1990 г. и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. №113-ФЗ. Другие принятые до 1 января 2002 г. федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются лишь в части, не противоречащей Закону о трудовых пенсиях. Это не значит, что теперь все вопросы пенсионного обеспечения решаются абсолютно по-новому. Значительная часть норм старых законов в прежнем либо несколько измененном виде воспроизведена и в новых. Некоторые новые нормы сформулированы таким образом, чтобы большая часть пенсионеров получала пенсию в прежнем размере. Признав необходимым принять вместо одного пенсионного Закона 1990 г. два, законодатель избрал критерием для этого источник финансирования пенсий, а именно то, выплачиваются ли они только из средств федерального бюджета либо также и за счет страховых взносов. Отметим, что новое деление пенсий – на трудовые и государственные – условное, поскольку трудовые пенсии не утратили характер государственных. Подавляющее число пенсионеров (нынешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Его нормы используются и при применении Закона о государственном пенсионном обеспечении. Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено. Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения. Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы государственного пенсионного страхования. Однако можно выделить и одно важное преимущество – пенсионная система СССР обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение – государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение входили в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам [31, с. 54]. Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. "О государственных пенсиях", значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет. Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего [30, с. 80]. Элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных проблем, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями. Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а так же резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. Был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР" [28, с. 63]. Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в тоже время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы. Российский пенсионный закон 1990 г. Стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели. 1.3. Правовая основа пенсионной политики в Российской Федерации. Организационная структура Пенсионного фонда в Российской Федерации Основным звеном пенсионной системы России является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее – ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 90-е годы пенсионный фонд РФ представлял собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат и территориальные органы управления ПФР в городе или районе. Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно территориальных образованиях. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств [24, с. 23]. Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство здравоохранения и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, – от назначения до выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ – банк – управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган социальной защиты – почта (Сбербанк) – пенсионер. Разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников. В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что признается многими экономистами. В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает (и достаточно эффективно) единая пенсионная служба. К примеру, в Московской области после передачи функций назначения и выплаты пенсий отделению ПФ РФ сократились сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за 2–3 дня, доставка пенсий на дом стала проводиться точно по графику. Развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет: 1) повышения точности заявок на финансирование выплаты пенсий; 2) сокращения суммы оборотных средств; 3) контроля над достоверностью сведений, представляемых при назначении пенсий; 4) сокращения нецелевых расходов пенсионных средств. Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля над их надлежащим распределением [34]. Внебюджетные фонды – государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды по НК РФ в отдельные годы относились к федеральным налогам и сборам. К государственным социальным внебюджетным фондам в РФ относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования. С 1 января 2001 г. вместо взносов в государственные внебюджетные фонды стал взиматься единый социальный налог (взнос). ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Типовое положение об управлении Пенсионного фонда Российской Федерации утверждено Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.10.2000 №118. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе: * учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; * назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров; * назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. * персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; * взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; * выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; * управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; * реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на февраль 2010 года в Программу вступили свыше 2 200 000 россиян. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; - страховых взносов иных категорий работающих граждан; - ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострада....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: