- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ эффективности применения принципов Эмерсона в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002347 |
Тема: | Анализ эффективности применения принципов Эмерсона в современных условиях |
Содержание
Содержание Введение 3 2. Основные работы Г. Эмерсона 9 3. Основные положения Г. Эмерсона 12 4. Отличительные характеристики от предшественников 14 5. Принадлежность к школе управления 16 6. Эмпирические основы принципов Г. Эмерсона 17 7. Анализ эффективности применения принципов Эмерсона в современных условиях 19 Заключение 40 Список использованных источников и литературы 42 Введение Научный подход к любой дисциплине — это прежде всего теория. Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания. Под научными основами управления мы, соответственно, должны понимать систему научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. Возникает вопрос: что же считать научными основами управления? Для России это совсем не праздная проблема. В связи с тем что страна приняла принципиальное решение о переходе к рыночным основам социально-экономической жизни и отказалась от дальнейшего построения социализма, соответственно, и научные основы теории управления должны быть другими, не социалистическими. Философия интенсивно обсуждает не одно столетие проблему взаимоотношений научного и ненаучного знания. Что научно, а что нет, определить довольно сложно. Очевидно, что научно то, что устанавливается развитыми теориями, которые приобрели признаки объективности и получили эффективное практическое воплощение. Многочисленными исследованиями определено, что научный менеджмент — это совокупность теорий об управлении. Управленческое воздействие — это умелое использование социальных сил коллектива. Социальные силы — это аспекты культуры, направляющие и воздействующие на взаимоотношения людей, прежде всего на ценности, потребности и нормы поведения. Социальные силы формируют то, что называют социальным контрактом, т.е. писаные и неписаные общие правила и понятия о взаимоотношениях между людьми (в том числе между менеджерами и работниками). Так называемые писаные правила для граждан России — это Конституция РФ, кодексы (трудовой, гражданский, семейный и др.), законы различной направленности (федеральные, региональные), правительственные постановления, а неписаные — это морально-нравственные, этические и культурологические правила организации жизни людей. Кроме того, на жизнь и деятельность людей влияет уровень политических сил в обществе (организация политических институтов в стране, роль государства в организации деятельности бизнеса и др.). Поэтому эффективность научного менеджмента также зависит и от развития политической культуры в обществе. Весьма важны для успешного менеджмента экономические силы общества, т.е. те силы, которые определяют уровень трудового потенциала людей, организацию производства, распределения и обмена общественных благ; доступные обществу ресурсы ограничены, и экономические силы устанавливают пропорции их распределения для достижения наивысшей эффективности. По сути, экономические силы — это главные силы для успешного развития научного менеджмента. В совокупности социальные, политические и экономические силы определяют способность общества к конкуренции, производительности, коммуникабельности. Очевидно, что в бывшем СССР такой совокупности не получилось, так как менеджмент в Советском Союзе считался буржуазной формой управления, а значит, не соответствующим целям и задачам построения социализма и коммунизма. Усилиями американского исследователя Ф. Тейлора и его единомышленников Г. Эмерсона, Г. Гантта, Г. Форда и др. на рубеже XIX— XX вв. была создана теория классического менеджмента, где научно установлено, что все люди (работники) не могут одновременно и высокопроизводительно выполнять свои трудовые обязанности. Было установлено, что такими способностями от природы обладают не более 20% работников, а остальные нуждаются в особой системе профессионального обучения и мотивации. Возвращаясь к временам Ф. Тейлора, отметим, что один из сторонников его идей, американский инженер-механик Г. Эмерсон (1853—1931), написал труд под названием «Двенадцать принципов производительности» (1911), который вызвал большой интерес и привлек к себе внимание специалистов и предпринимателей во всем мире. Целью данной курсовой работы является – изучить основной вклад Г. Эмерсона в теорию управления. Задачами курсовой работы являются: 1. Рассмотреть наиболее известные достижения в теории управления Г. Эмерсона и их историю. 2. Изучить основные работы и положения. 3. Определить основные направления (принадлежность к школе менеджмента) и отличительные особенности мнения Г. Эмерсона от предшественников. 4. Изучить наиболее яркие примеры и исследования применения принципов Г. Эмерсона в управлении. 5. Рассмотреть примеры применения в настоящее время данных принципов. Методологической базой являются – мнения экспертов и научная литература современных авторов, книга Г. Эммерсона «12 принципов производительности труда» 1.Наиболее известные достижения в теории управления Г. Эмерсона Понятие продуктивности труда внес в науку Гаррингтон Эмерсон, оно означает максимально эффективное отношение затрат к результатам деятельности. Менеджмент как наука стал стремительно развиваться после открытия данного термина и начала его изучения. Вопрос повышения производительности труда и на сегодняшний день очень остро стоит на многих предприятиях, и многие руководители ищут способы повышения данного показателя. Г. Эмерсон 2 августа 1853 г. в американском городе Трентоне (штат Нью-Йорк). Его отец был профессором английской литературы и пресвитерианским миссионером. Эмерсон учился в Германии, Англии, Франции, Италии и Греции, говорил на 19 языках, и неудивительно, что он возглавил факультет иностранных языков в университете Небраски в возрасте всего 23 лет. Однако не прошло и 5 лет, как он отказался от университетской карьеры и занялся бизнесом. В течение последующих 20 лет он занимался экономическими и инженерно-техническими исследованиями для компании Burlington Railroad и одновременно консультировал фирмы во всем мире. В качестве инженера-консультанта он реорганизовал компании Archison и Topekau Santa Fe Railroad, на которых внедрил системы калькуляции затрат, ведения бухгалтерского учета и премиальной заработной платы. Именно в связи с этими успехами он получил известность как первый «инженер по эффективности».1 Г. Эмерсон (годы жизни - 1853-1931) учился в Мюнхене, получил образование инженера в Германии, затем недолгое время работал в США, преподавателем в университете, а также принимал активное участие в строительстве горных комплексов на Аляске, в Мексике и в Соединенных Штатах Америки. Также занимался строительством дорог, кораблей, прокладывал телеграфный кабель. В планах Эмерсона также было построить подводную лодку. Очень любил путешествовать и все свои юные годы Г. Эмерсон колесил по Европе. С годами, когда стал довольно известной личностью в менеджменте, он приехал в Советский Союз и там по достоинству оценил достижения русского народа в производстве и управлении производственным процессом. В 1903 году Эмерсона пригласили работать советником в железнодорожную компанию. В 1910-м произошел конфликт между группой фирм — отправителей грузов и железнодорожными компаниями. Железнодорожная компания утверждала, что у нее очень большие затраты на заработную плату, и хотела повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Г. Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн. долл. ежедневно. Компании потерпели поражение. Также Г. Эмерсон был известным предпринимателем и писателем. В 1912 г. у Эмерсона выходит еще одна книга «Двенадцать принципов производительности», которая у нас издана в 1931 г. под названием «Двенадцать принципов производительности», Его труд вызвал большой интерес и привлек к себе внимание специалистов и предпринимателей не только в США, но и в других странах. В своей книге “Двенадцать принципов производительности” он сформулировал принципы правильной организации, как труда отдельного исполнителя, так и производственного процесса предприятия. Его труд известен по всему миру. Стоит отметить, что изучая его, необходимо помнить, что Гаррингтон Эмерсон работал над своим трудом в другую эпоху, при совершенно другом социальном и экономическом уровне развития общества2. Г. Эмерсон внес огромный вклад в развитие менеджмента. Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Напряженный труд дает крупные результаты только при ненормальных условиях труда. Напряжение и производительность — это вещи прямо противоположные. Известное стремление выполнить план любой ценой — это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. Г. Эмерсон считал, что управление должно обслуживать производство, а не производство должно подстраиваться к управлению. Ученый внес огромный вклад в развитие менеджмента, открыв известные по сей день 12 принципов производительности. Эмерсон Гаррингтон предложил термин «производительность труда» как фундамент для совершенствования работы. В настоящее время принципы повышения производительности Г. Эмерсона очень успешно применяются на промышленных и производственных предприятиях. Эти принципы уже много лет используются ведущими руководителями для повышения эффективности труда работников. Основное, что внес Эмерсон в науку управления – это понятие производительности или эффективности. По его мнению, эффективность — это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Эмерсон отмечает: «Работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные. Идти пешком со скоростью четырех миль в час — это занятие производительное, но не напряженное; идти со скоростью шесть миль в час — это занятие крайне напряженное, но совершенно непроизводительное; при таком темпе ходок через полтора-два часа выдыхается и дальше идти не может». Основную часть своей трудовой жизни Эмерсон провел, работая в железнодорожных компаниях. Поэтому свои обоснования по повышению производительности труда он приводил на примерах деятельности железной дороги. Эмерсон ввел в научный оборот термины «эффективность» и «производительность». 2. Основные работы Г. Эмерсона Основными работами Эмерсона являлись: - «Производительность труда как основание для управления и оплаты труда», написанная в 1900 г.; - «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы» (1908). Основы эффективности - одна из постоянных тем в менеджменте, именно в этой книге эффективность наиболее подробно описана Эмерсоном; - Наиболее известной и важной для продвижения идей научного менеджмента является работа «Двенадцать принципов производительности» (1912). В отличие от Г. Гантта, Гилбретов, С. Э. Томпсона и некоторых других представителей школы научного управления, занимавшихся разработкой методов рациональной организации труда в пределах одного предприятия и применительно к одной профессии, Г. Эмерсон исследовал возможности применения научного менеджмента к любому производству в любой отрасли экономики. Неэффективной он считал всю экономическую систему страны. По его мнению, национальная эффективность производства не является функцией избытка или недостатка природных ресурсов: даже имея их в достаточном количестве, страна может терять свои преимущества из-за неэффективного и нерационального использования ресурсов. Только правильная организация может обеспечить эффективное применение машин, материалов и человеческих усилий, снижение издержек производства. В 1908 г. Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В этой работе он сравнивал неэффективность действий человека и эффективность методов, которыми пользуется окружающая человека природа, и сделал вывод о том, что только человеческая неэффективность является причиной бедности человечества. Эмерсон считал, что наша неэффективность, есть причина нашей бедности и выделял два способа преодоления ее:3 1. Научить людей правильно работать посредством анализа элементов труда. 2. Ставить задачи таким образом, чтобы они мотивировали человека на максимальную производительность. Причину того, что малые предприятия могут конкурировать с большими корпорациями, Эмерсон видел в чрезвычайной бюрократизации этих самых больших корпораций. Однако, помимо эффектов масштаба, Эмерсон оценивал и другой критерий – это взаимодействие штабного, экспертно-технического и линейного персонала. И хотя, по Эмерсону линейный персонал имеет преимущественное право инициативы, успех во многом определяется и компетентностью экспертно-технического персонала. Эмерсон, как и Тейлор, считал, что большинство людей работает с эффективностью не более 60% и что мы не производим даже 1% от того, что могли бы производить. Однако, одним из наиболее существенных отличий Эмерсона от других представителей «школы научного управления», является его взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой. Так, Эмерсон рекомендовал использовать стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Эмерсон разрабатывал идеи норматива времени и премиального вознаграждения. Он считал, что для любой профессии должно быть предусмотрено нормативное время выполнения рабочего задания. В 1912 году выходит его вторая книга, главный труд «Двенадцать принципов эффективности» (1912), в которой дается обобщение полученных результатов исследований и жизненного опыта. Эмерсон скромно заявил, что не открывает ничего нового, так как эти принципы действуют уже в течение многих миллионов лет в различных формах природы и жизни, что они просты, понятны и элементарны. Принципы, которые он сформулировал, не потеряли значимости и по сей день 3. Основные положения Г. Эмерсона Гаррингтона Эмерсона интересовали вопросы целостной организации предприятия, повышения эффективности управления. Он сформулировал систему принципов повышения производительности труда: Двенадцать принципов производительности Г. Эмерсона 1. Принцип целенаправленности производства, четкого обозначения задачи персонала. 2. Принцип здравого смысла. Руководитель должен иметь мужество прямо смотреть правде в глаза: если есть трудности в организации производства (нет прибыли, нет спроса на товар и т.д.), значит, существуют причины, зависящие от менеджеров. 3. Принцип компетентной консультации. Этот принцип означает, для постоянного совершенствования системы управления, выгодно и целесообразно привлекать специалистов в этой области. 4. Принцип дисциплины - настоящая дисциплина, в первую очередь, требует грамотного распределения функций. Каждый сотрудник должен четко знать и выполнять свои функции, кем и как он может быть наказан или поощрен. 5. Принцип справедливого отношения к персоналу — почин в деле настоящей справедливости, основанной на исключении многих и отборе немногих, должен исходить не от рабочих, а от работодателей. 6. Принцип обратной связи. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Нарушения в обратной связи ведут к сбоям в системе управления. 7. Диспетчирование — практика показала, что лучше диспетчировать хотя бы и ненормированную работу, чем нормировать работу, не диспетчируя ее. 8. Принцип наличия норм и расписания - означает, что высокие результаты в труде создаются сокращением, а не повышением усилий. Истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. 9. Принцип нормализацим условий — каждому индивиду представляется лишь два возможных и в то же время легчайших пути: либо приспособить себя к окружению, либо приспособить окружение к себе, нормализовать его соответственно своим потребностям. 10. Нормирование операций – означает, что труд необходимо соотносить с нормами так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать. 11. Принцип наглядности и точности инструкций. По мнению Эмерсона, писаные стандартные инструкции действий служат для того, чтобы освобождать работника от запоминания рутинной информации. 12. Вознаграждение за производительность – целесообразно ввести систему оплаты труда, которая учитывает как время, потраченное сотрудником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы. «Идеалом 12 принципов производительности, - писал Эмерсон, - является устранение потерь, и именно для этой цели они формулируются. В каком именно деле устранять потери - это принципиального значения не имеет». Эмерсон выступал как идеолог устранения всех потерь вообще в интересах всего человечества и всеобщего блага. Его теория была направлена на то, чтобы отыскать такие способы и методы организации труда, которые позволили бы повышать производительность труда не так болезненно, как это было задумано системой Тейлора. 4. Отличительные характеристики от предшественников Обладая великим наследием А. Смита и Ч. Бэббиджа в области идей повышения эффективности производства, управленческая мысль XX в. породила своего героя. Им стал Г. Эмерсон, который так же всю научную жизнь посвятил поиску ответов на вопросы: в чем причины низкой эффективности трудовой и организационной деятельности, и как ее повысить? Он многого достиг в решении этого вопроса, существенно обогатив управленческую науку результатами своих исследований и экспериментов. Одним из наиболее существенных отличий идей Эмерсона от представлений других авторов школы научного управления является его взгляд на связь между эффективностью труда и организационной структурой. Он считал, что сокращенные числа уровней в организационной иерархии управления организацией (предприятием) позволило многим организациям усовершенствовать коммуникационную связь и выработать новые подходы, например, организовать рабочие группы, что в совокупности может устранить издержки масштаба. Издержки масштаба представляют один из примеров того, о чем говорят «чересчур много хорошего», когда организации становятся настолько крупными и сложными, что ими уже нельзя эффективно управлять. Спасительными средствами становятся децентрализация управления и уменьшения размеров организации ради более высокой результативности до тех пор, пока не будет найдена оптимальная величина организации. Однако размер организационной структуры - это не единственный фактор, влияющий на эффективность управления организацией. Принципы, по которым организован труд, а также люди, которые выполняют работу, оказывают влияние на величину издержек и производительность. Особое внимание Эмерсон уделял идее стандартов (т. е. предварительно установленных наборов правил), стандартизации учета издержек и нормативов времени и премиального вознаграждения. Таким образом, по Эмерсону «эффективность -- это основа хозяйственной деятельности и установления заработанной платы; эффективности не следует ожидать от переутомленных, низкооплачиваемых и ожесточенных людей». Эффективность достигается тогда, когда «нужная вещь сделана надлежащим образом подходящим работником в нужном месте в нужное время». Эмерсон особо выделяет важный момент: «эффективность приносит лучшие результаты при меньших усилиях». Иными словами, эффективная организация находит свое выражение в усовершенствовании всех аспектов управления, при которых люди работают с большей производительностью, но не перенапрягаясь. 5.Принадлежность к школе управления Гаррингтон Эмерсон был сторонником школы научного управления, американским последователем Ф. Тейлора. Работал лингвистом в университете штата Небраска (1876-1882 г.г.). Там он зарекомендовал себя как человек нового типа активно выступающий против академического традиционализма. Перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 г., когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. Он стал заниматься банковскими и торговыми операциями, затем выполнял экономические и инженерные расчеты для железной дороги, представлял интересы одного британского синдиката в США, Мексике и Канаде, некоторое время управлял компанией по производству стекла. Навыки научной работы и незаурядные аналитические способности помогли Г.Эмерсону обобщить и творчески осмыслить богатый практический опыт, что получило свое отражение в основной его работе «Двенадцать принципов производительности», которая вышла в свет в 1912 г. Главное внимание в этой работе уделено концепции «производительности» (т. е. эффективности), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. 6. Эмпирические основы принципов Г. Эмерсона Основой разработки Г. Эмерсона является соблюдение закона композиции. Закон композиции отражает необходимость согласования целей: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. Один из специалистов в области управления Г Эмерсон свое отношение к проблемам реализации закона композиции выразил следующими образом: «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку, все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной». Из этого следует, что в, целенаправленных системах имеются: а) проблема определения общей цени; б) проблема многих целей; в) проблема согласования многих целей. Следует отметить, то в явном и бесспорном смысле, понятие цели применимо только к социальным системам. Технические системы являются целенаправленными лишь постольку, поскольку их назначение и оптимальный режим функционирования определены и заложены в них человеком. Напротив, биологические системы имеют как бы внутреннюю цель своего развития, самосохранения и продолжения рода. При всех различиях в характере целей технических, биологических и социальных систем с полной уверенностью можно говорить о законе композиции как об общем законе для организационных систем любой природы. Однако имеются и такие системы, цели которых либо неизвестны, либо не существуют вообще. Действие закона композиции распространяется на системы, которые можно назвать целенаправленными. Такой системе небезразлично, в каком состоянии она находится. Среди всех возможных состояний существуют менее предпочтительные, более предпочтительные и наиболее предпочтительные. Система, так или иначе, стремится к некоторому целесообразному поведению, которое предполагает достижение наиболее предпочтительного состояния. Одним из способов проявления закона композиции является структуризация целей социально-экономических и технических систем. 7. Анализ эффективности применения принципов Эмерсона в современных условиях Двенадцать принципов эффективности деятельности, предложенные Г. Эмерсоном более 100 лет назад, являются классикой теории эффективности. Было доказано, что сформулированная Эмерсоном система принципов является необходимым, но не достаточным условием эффективности деятельности учреждения. Описано влияние каждого принципа Эмерсона на эффективность функционирования учреждения. Вопросы оценки эффективности сегодня обсуждаются на самых разных уровнях, начиная от микроуровня хозяйствующей единицы и заканчивая макроуровнем, когда, например, оценивается эффективность различных государственных программ. Следует отметить, что один из первых представителей теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. Так, в 1900 г. он опубликовал книгу «Эффективность как основание для управления и оплаты труда», а в 1911 г. работу «Двенадцать принципов эффективности», считающуюся его главной работой в области менеджмента. Г. Эмерсон при этом употреблял термин «эффективность» в совершенно различных значениях, что можно признать определенной терминологической небрежностью. Однако он сделал чрезвычайно важный вклад в развитие этой категории. Он увидел в эффективности то, что было совершенно не выявлено у экономистов, - ее связь с функциональностью. Развивая свои идеи, Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости и целесообразности применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и любой деятельности вообще. Им были разработаны получившие широкую известность 12 принципов эффективности Эмерсона. Соответственно, логично предположить, что если соблюдение принципов является обязательным условием обеспечения эффективности, то одним из направлений анализа может являться именно анализ следования принципам по Эмерсону. Далее приведен полный набор принципов эффективности, предложенный в своей работе Эмерсоном: 1) точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления; 2) здравый смысл, т.е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей; 3) компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным; 4) дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями; 7) диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива; 8) нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери; 9) нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты; 10) нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции; 11) письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ; 12) вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника. Таким образом, вся задача по оценк эффективности в соответствии с принципами Эмерсона сводится к тому, чтобы подтвердить их значимость и на современном этапе развития экономической системы, а также предложить систему показателей, позволяющих оценить количественно выполнение приведенных выше принципов. При этом, по мнению авторов, имеет право на существование формулировка «степень выполнения принципа», т.е. при ответе на вопрос о выполнении какого-либо принципа используется не два безальтернативных ответа «да/нет», а в определенных случаях представляется возможным частичное следование принципу, возникновение ряда отклонений, что позволяет говорить о частичном выполнении принципа с возможным определением доли отклонений4. Итак, первый принцип - точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления. Сам Г. Эмерсон так писал о всеобъемлющем характере данного принципа: «Неопределенность, неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей, которые так характерны для наших исполнителей, являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей, которыми страдают сами руководители». Конечно, за время, прошедшее с момента издания его работы, целеориентированность не перестала быть важнейшей необходимой составляющей успеха. Цели и задачи стали подразделяться на стратегические, тактические и оперативные. Однако, приступая к анализу эффективности, каждый менеджер должен ответить на вопрос: а насколько мои цели четко идентифицируемы, существует ли возможность оценить достижимость цели?5 К сожалению, можно констатировать, что в ряде случаев присутствует лишь некое вербальное и притом очень нечеткое описание идеала, к которому стремится организация, особенно если это касается учреждений социальной сферы. Например, на сайтах многих лечебных учреждений можно встретить примерно такую формулировку: «Цель учреждения - внедрение в медицинскую практику новых, уникальных медицинских технологий диагностики и лечения для сохранения и укрепления здоровья человека, интеграция и взаимодействие с медицинскими, научными международными сообществами». Основное достоинство сформулированной подобным образом цели состоит в ее универсальности, т.е. абсолютно любое учреждение здравоохранения может считать своей целью именно приведенный выше постулат. Однако оценить достижение этой цели по какому-либо критерию не представляется возможным. Аналогичным образом ситуация обстоит и с поставленными задачами. По мнению авторов, при формулировке цели обязательно должны быть указаны как минимум следующие моменты: - описание того, что должно быть достигнуто с использованием конкретных числовых показателей (доля на рынке соответствующих услуг, объем доходов и т.п.); - описание того, где это должно быть достигнуто, с использованием конкретных числовых показателей (охват территории, объем услуг на соответствующем международном рынке); - описание того, когда (за какой период времени) это должно быть достигнуто (с указанием конкретного момента времени); - описание того, как (с использованием каких ресурсов) это должно быть достигнуто (с указанием конкретных ресурсов, необходимой потребности в их расширении). Безусловно, что количественно установить факт наличия четко поставленных целей достаточно тяжело, но не невозможно. Для решения этой задачи целесообразно воспользоваться методами квалиметрии и хотя бы с использованием логических значений «да/нет» (1/0) установить выполнение данного принципа эффективности. Второй принцип - здравый смысл, т.е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей. Этот принцип не менее важен при проведении оценки эффективности деятельности учреждения. Безусловно, все те национальные проекты, которые реализуются в России с участием в том числе учреждений различного типа, являются значимыми, но при разработке соответствующих программ необходимо в том числе руководствоваться и здравым смыслом. Например, собственно диспансеризация населения - это, конечно, хорошее начинание, однако при определении числовых параметров, времени и места проведения диспансеризации необходимо учитывать множество факторов, в том числе и здравый смысл. Ведь можно ввести абсолютно обязательную диспансеризацию для всех категорий работников один раз в полгода или даже один раз в квартал, но нужно ли это с позиции здравого смысла?! Следует отметить, что авторы статьи имеют в виду именно «здравый смысл», а не рациональность расходования средств. Рациональность будет рассмотрена ниже. В данном случае речь идет о необходимости именно обоснования собственно важности процедуры, так как кроме всех положительных моментов диспансеризация имеет и большое количество недостатков, в числе которых можно выделить: - наличие нежелательных эффектов в виде тревоги, дискомфорта, воздействия ионизирующего излучения или химических агентов при проведении обследования; - стресс и тревогу, вызванные ложноположительным результатом обследования, который может быть получен при проведении поверхностного, неглубокого обследования; - проведение ненужных дополнительных исследований и лечение лиц с ложноположительным результатом; - психологический дискомфорт, обусловленный получением более раннего знания о собственном заболевании, особенно в случае невозможности его излечения; - ложное чувство безопасности, вызванное ложноотрицательным результатом, которое может отсрочить постановку диагноза; - наконец, необходимость осуществления затрат на медицинские ресурсы на фоне того, что большинство обследованных лиц оказываются здоровыми. Это лишь очевидные недостатки, свойственные проведению каждой процедуры. При этом авторы еще не упомянули о том, что время работы отделений диспансеризации в большинстве случаев совпадает со временем работы лиц, подлежащих диспансеризации, что накладывает дополнительные неудобства, нежелание, а иногда и физическую невозможность пройти обследование. Если добавить к этому время, проведенное в очередях и потерянное, с точки зрения в том числе и производства ВВП, то картина будет совсем безрадостной. Следовательно, необходимо руководствоваться и здравым смыслом при определении направлений и лимитов осуществления социально значимых расходов учреждением. Аналогичные проблемы могут возникать, например, с проведением обязательного повышения квалификации педагогов, особенно с учетом того, что соответствующие курсы проводятся в течение учебного года, что объективно затрудняет соответствующий процесс. В условиях инновационного этапа развития общества, в век информационных технологий проведение очного обучения с обязательным личным присутствием - это уже нонсенс, требующий к тому же существенных затрат, поскольку возможно и проведение дистанционного обучения, и обучения посредством сетевых пресс-конференций и круглых столов. Так, почему бы не финансировать именно эти направления, сокращая финансирование повышения квалификации в традиционных формах, так как те же бухгалтеры очень активно черпают новые знания именно через использование вебинаров, дистанционных семинаров и т.п.6 И, наконец, немного о еще одном актуальном вопросе - об учебниках, расходы на приобретение которых значительны для образовательных учреждений. Все-таки современные электронные книги являются достаточно безопасными для зрения человека, а с точки зрения массы электронной книги нести в школу один электронный гаджет однозначно гораздо легче, чем несколько учебников на бумаге, что благоприятно скажется на осанке детей. А пользуются наши дети электронными устройствами уже более чем уверенно. Отсюда возникает логичный вопрос: а почему бы не перейти на обеспечение электронными комплектами учебной литературы, причем не только в школах, но и в вузах. Что это за абсурдный показатель - книгообеспеченность - в XXI в. - веке электронных технологий. Зачем вузу ежегодно тратить миллионы на приобретение бумажной литературы, если все вопросы обеспечения литературой юристов и экономистов можно решить пр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: