VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000620
Тема: Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Кафедра административного и финансового права

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК
И ПРОВЕРЕННО НА ОБЪЕМ
ЗАИМСТВОВАНИЯ
Заведующий кафедрой, к.н.
                                                                                                ___________ С.В. Горовенко
___________________ 2016

ВЫПУСКАНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ




Выполнила работу 
студентка 4 курса
группы 
заочной формы обучения                       	 		                    	О. Н. Григорьева
	

Научный руководитель
доцент, к.ю.н., 				                                                  	 Л.С. Козлова



				 


Тюмень 2016

СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений______________________________________________________3
Введение  _____________________________________________________________  4 
Глава 1. Сущность административно - правового регулирования в области здравоохранения__________________________________________________6
1.1. Содержание и принципы административно - правового регулирования в области здравоохранения__________________________________________________6
1.2. Развитие административно - правового регулирования в области здравоохранения________________________________________________________12
Глава 2. Современные административно — правовые реформы в области здравоохранения________________________________________________________20
2.1. Нормативно-правовое обеспечение и основные направления 
государственной политики в сфере здравоохранения _________________________20
2.2. Система государственных услуг в области здравоохранения________________27
2.3. Административно-правовое регулирование ответственности в сфере здравоохранения________________________________________________________35
Заключение  ___________________________________________________________ 54
Список источников_____________________________________________________  57












СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АПК – 	Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Бюл. – 	Бюллетень
ВС РФ – 	Верховный Суд Российской Федерации
ГК    -	 Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК –	 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
РГ – 		Российская газета
РФ – 		Российская Федерация
СЗ РФ – 	Собрание законодательства Российской Федерации



















     ВВЕДЕНИЕ
     
     Современное общество стоит на пути стремительного развития, однако прогресс общественных отношений влечет их неизбежное усложнение и необходимость поиска и выработки новейших способов их регулирования. Сфера здравоохранения в Российской Федерации не стала исключением. В силу того, что отношения в сфере здравоохранения изо дня в день становятся всё более актуальными и востребованными, в них выявляется все больше правовых проблем, пробелов регулирования, злоупотреблений, правонарушений и т.д.  
     Актуальность выбранной темы заключается в том, что совершенствование  механизма административно-правового регулирования в сфере здравоохранения поможет обратить внимание на проблемы современного здравоохранения, решение которых обеспечит укрепление гарантий защиты прав граждан при оказании медицинской помощи. Поскольку в практике возникает множество вопросов относительно административно-правового регулирования в сфере здравоохранения необходимо выявить наиболее острые проблемы, пробелы и недостатки, связанные с законодательством в этой области и найти пути их разрешения.
     Объектом данного исследования выступают отношения связанные с конституционной гарантией граждан на здоровый образ жизни, на охрану здоровья как населения страны в целом так и в частности каждого гражданина. 
     Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие сферу здравоохранения, а также судебная практика, помогающая обозреть, каким образом происходит реализация прав граждан на медицинское обслуживание.
     Цель данной работы обозначена как выявление актуальных проблем, связанных с административно-правовым регулированием в сфере здравоохранения и поиск способов их решения, что послужит совершенствованию системы здравоохранения, и следовательно станет важнейшими предпосылками дальнейшего развития медицины в целом.
     Для решения поставленной цели были определены следующие задачи: 
     - изучить сущность административно - правового регулирования в области здравоохранения;
     - рассмотреть содержание и принципы административно - правового регулирования в области здравоохранения;
     - проанализировать нормативно-правовое обеспечение и основные направления государственной политики в сфере здравоохранения;
     - рассмотреть систему государственных услуг в области здравоохранения
     - выявить проблемы и внести свои предложения по вопросу административно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
    Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды ученых, таких как С Акимова Т.Н., Аникин С.Б.,  Барулина А.В., Бевеликова Н.М., Бевзюк Е.А., Бирюкова Т.А., Бугаенко Н.В., Буряк Е.Ю., Вахрушева Ю.Н., Гришаев С.П., Данилова С.И.,  Денисенко А.Н., Ерохина Т.В., Кеворков В.В.,Колоколов Г.Р., Кратенко М.В., Махонько Н.И., Мохов А.А.,  Полит О.И., Романов А.И.,  Савченко В.В.,  Тимофеева Н.Ю., Чернова О.А. и др.
    Что касается методологической основы работы, то в настоящем исследовании в качестве основополагающего принят диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания явлений действительности. Кроме того, в работе использовались общенаучные методы познания, а также частные методы: формально-логический, анализ и синтез научных концепций.
    Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
    






ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1. Содержание и принципы административно - правового регулирования в области здравоохранения

    В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) определены основные принципы охраны здоровья, а именно таковыми являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.
    В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации2 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
    Относительно принципа разделения властей при административно – правовом регулировании в сфере здравоохранения, следует отметить кроме традиционного, законодательная власть принимает законы, исполнительная исполняет, именно в  сфере здравоохранения данный административно-правовой принцип допускает возможность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти не только издавать акты подзаконного регулирования, но и подготавливать новые законопроекты в сфере здравоохранения, например, Правительством Российской Федерации разработана Концепция развития здравоохранения в рамках Стратегии социально-экономического развития России — 20203, проект Федерального закона от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»4.
    В соответствии с пунктов в части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение 
в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
    В статье 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»5 Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Данные полномочия Правительства РФ конкретизированы в ч. 1 ст. 14 Закона об основах охраны здоровья граждан.
    На административно-правовое регулирование в области здравоохранения большое влияние оказывает принцип федерализма, который отражен в Законе об охране здоровья граждан и выражен в разграничении полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области здравоохранения6. В данном законе предусмотрены полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
    В настоящее время взаимодействие всех звеньев исполнительно-распорядительных органов проявляется в том, что договорами о разграничении полномочий могут определяться полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов по предметам совместного ведения; нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации на органы исполнительной власти субъектов может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам совместного ведения.
    Примерами подобных соглашений служат соглашения между Правительством Российской Федерации и субъектами РФ «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения»7.
    Данный административно-правовой принцип федерализма констатирует тот факт, что регулирование в сфере здравоохранения должно быть основано на нормах Конституции Российской Федерации и соответствовать законодательству Российской Федерации.
    Принцип законности, как административно-правовой принцип регулирования сферы здравоохранения заключается в том, что законность характеризуется как комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства8.
    В области здравоохранения принцип законности предполагает строгое следование закону и подзаконным актам всеми субъектами отношений данной сферы.
    Относительно принципа соблюдения прав человека и гражданина в области здравоохранения следует отметить тесную связи с принципом законности, с учетом проводимой в стране реформы.
    Особенностью прав на охрану здоровья является отношение данных прав к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, что является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.
    Праву на охрану здоровья присущ комплексный характер, оно включает в себя целый ряд прав, которые отражают множественные общественные отношения, влияющие на здоровье, права и свободы человека. Закон об основах охраны здоровья граждан в главе четвертой раскрывает и закрепляет содержание прав граждан в сфере охраны здоровья.
    Свое выражение принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны находит в формах признания приоритетности интересов пациента при оказании медицинской помощи и охраны здоровья детей, а также обеспечения доступности и качества медицинской помощи и социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.
    Принцип социальной защищенности берет свое начало в статье 39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
    Следующий принцип административно-правового регулирования в сфере здравоохранения – это принцип доступности и качества медицинской помощи. Медицинская помощь состоит из профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, оказываемой при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях. Можно сказать, что медицинская помощь, с одной стороны, выступает разновидностью медицинской деятельности, направленной на охрану и поддержку здоровья населения, а с другой — это вид социальной работы, направленной на достижение достойного уровня жизни граждан.
    Доступность и качество медицинской помощи выражена в предоставлении гражданам гарантированных прав на получение бесплатной медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.
    Принцип приоритета профилактики в области охраны здоровья граждан, заключается в трех формах профилактики: первичной, вторичной и третичной. В первичной профилактике используются меры медицинского характера которые направленны на оптимизацию экономических и социальных условий. Во вторичной профилактике медицинская деятельность направлена на предупреждение и купирование рецидивов, обострение заболеваний.  В третичной профилактике медицинская деятельность направлена на профилактику инвалидности и реабилитацию инвалидов.
    Говоря о принципе гласности в сфере здравоохранения, следует отметить, что он складывается из нескольких аспектов. Во-первых, в обязательности официального опубликования для всеобщего сведения применяемых в процессе административно-правового регулирования законов. Во-вторых, это внедрение и использование информационных технологий. Важная роль в реализации данного процесса играет Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»9. Настоящая Концепция разработана Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и определяет цель, принципы, общую архитектуру, основные этапы создания информационной системы в сфере здравоохранения, механизм управления и ресурсного обеспечения ее создания и сопровождения, а также ожидаемый социально-экономический эффект. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - Система) представляет собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения.
    В сфере здравоохранения остаются нерешенными проблемы построения единой информационной системы, в которой будут обеспечены функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации; использование информационных технологий на всех уровнях, от первичного уровня ЛПУ до уровня Министерства здравоохранения и социального развития; отсутствие единой нормативно – правовой базы функционирования и использования информационных систем; узкий круг решаемых с помощью информационных технологий задач; информатизация здравоохранения на региональном уровне; отсутствие квалифицированных специалистов в области информационных технологий в лечебно-профилактических учреждениях.
    Принцип ответственности. Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, в соответствии с федеральным законом, т.е. за утаивание определенной информации и распространение заведомо недостоверной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях. Предусмотрены следующие виды ответственности: административная за совершение административных правонарушений, посягающих на здоровье населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях10); уголовная за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 Уголовного кодекса Российской Федерации11; материальная в случае нанесения материального или морального вреда здоровью, подлежащего возмещению виновными лицами или организациями (глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации12). В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Ответственность будет наступать и в случае причинения вреда непосредственно здоровью гражданина (например, в результате загрязнения окружающей среды) и в случае нарушения прав гражданина (в результате недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей), что предполагает обязательное возмещение вреда пострадавшей стороне в предусмотренном объеме.
    Подводя итог, можно сказать, что принципы административно-правового регулирования в области здравоохранения выступают в качестве руководящих идей для всех субъектов правоотношений, возникающих в рассматриваемой сфере. Именно благодаря этим принципам административно-правового регулирования в области здравоохранения возможна реализация государственной политики, направленной на поддержание и развитие здравоохранения, соответствующего важнейшим потребностям и интересам общества и граждан.

1.2. Развитие административно - правового регулирования в области здравоохранения

    Нормативно - правовое обеспечение здравоохранения в России представляет ряд документов, принятых в различные исторические периоды и посвященных юридической регламентации указанной сферы, и рассматривается как единый и закономерный процесс эволюционного развития.
    В дореволюционном периоде возникает медицинское законодательстве, закрепляющее, прежде всего, ответственность за содеянное. Данный период ознаменован принятием Врачебного Устава - кодифицированного акта, посвященного регулированию охраны здоровья граждан и оказанию медицинской помощи.
    В Советском периоде сформировалось законодательство о медицинской помощи. Особое внимание уделялось созданию и развитию санитарно - эпидемиологических служб. Указанный период знаменателен принятием таких актов, как Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 года13, Закон РСФСР от 29 июля 1971 года «О здравоохранении»14.
    Период 90-х годов можно охарактеризовать следующими изменениями, произошедшими в рассматриваемой сфере: в действующей на основании плана и финансировавшейся из государственного бюджета медицинской практике появлялись учреждения частной системы здравоохранения, медицинские услуги стали осуществляться на платной основе, было введено обязательное медицинское страхование. Базовым федеральным законом в отрасли здравоохранения стали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-115.
    На современном этапе принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» который регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
     Важное научное и практическое значение имеет анализ Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ16 (далее – Закон № 323-ФЗ), регулирующего в соответствии со статьей 1, отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяющего правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
     В этой связи С.И. Данилова справедливо отмечает, что данный Федеральный закон можно отнести к разряду законодательных актов, имеющих судьбоносное значение для нашего государства, поскольку он затрагивает интересы всех без исключения россиян17.
     Безусловно, организацию здравоохранения в Российской Федерации принятие Закона № 323-ФЗ, вывело на более высокий уровень, однако остались не затронутыми ряд положений, имеющих важное значение, как для системы здравоохранения в целом, так и для охраны здоровья каждого гражданина в Российской Федерации, в связи с чем, на сегодняшний день,  существует необходимость внесения изменений и дополнений в вышеуказанный закон и принятие дополнительных нормативных актов,  позволяющих, более детально, регулировать данную область. 
     До принятия Закона № 323-ФЗ основным правовым актом, регулирующим охрану здоровья в России, являлись Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, в которых были зафиксированы основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации18. 
     Для определения направлений, необходимых дополнительному закреплению в Законе № 323-ФЗ, обратимся к нормативно-правовым актам, регулирующим организацию здравоохранения в Российской Федерации с 1993 года до принятия вышеуказанного закона. 
     22 июля 1993 года на основе Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г.19 были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан20 (далее – Основы об охране здоровья граждан, Основы), которые на протяжении 18 лет регулировали организацию здравоохранения в России.
      С.Б. Аникин отмечает, что Конституция от 12 апреля 1978 г. (в редакции от 21 апреля 1992 г.) и Федеративный договор от 31 марта 1992 г21.устанавливали, что по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издавали основы законодательства, в соответствии с которыми республики в составе РФ осуществляли собственное правовое регулирование22. 
     В Основах были определены основные принципы и система организации охраны здоровья, разграничение полномочий между органами власти различных уровней, источники финансирования, права граждан в области охраны здоровья, права пациентов, медицинских и фармацевтических работников, в том числе в области социальной защиты23. 
     Автор разделяет позицию Т.В. Ерохиной, о том, что существенные изменения в медицинском праве появились в последнее десятилетие XX в., особенно,  начиная с 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации, статьи 2, 7, 19, 20, 21, 38, 39, 41, 42, 46, 48, 52, 53, 72, 114 которой имеют самое непосредственное отношение к медицине24.
     Закрепление в пункте «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ положений о том, что координация вопросов здравоохранения отнесена к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, можно отнести к началу нормативно-правового регулирования вопросов здравоохранения, в постсоветском периоде.
     Реализуя представленное Конституцией право, в период 1993-1998 гг. субъекты Российской Федерации имели право: определять основы региональной государственной политики в области охраны здоровья граждан; предоставлять льготы по налогам, сборам и иным платежам в бюджет на цели охраны здоровья; обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие; лицензировать медицинскую и фармацевтическую деятельность, контролировать деятельность муниципальных лицензионных комиссий; координировать и финансировать научные исследования в области здравоохранения; осуществлять международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан. В период централизации 1998-2004 гг. эти полномочия были переданы федеральному центру или существенно изменены25.
     Г.Р. Колоколов отмечает, что за прошедшие несколько лет здравоохранение совершило переход от существовавшей в течение десятилетий государственной системы к более передовой, гибкой, отвечающей требованиям сегодняшнего дня системе социального страхования26.
     Издание законов о координации вопросов здравоохранения (о системе здравоохранения РФ) является конституционной обязанностью как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов27.
     Отрасль законодательства о здравоохранении, в настоящий период, регулируют следующие Федеральные законы: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября  2011 г. № 323-ФЗ28, «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ29, «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября  2010 г.  № 326-ФЗ30, «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ31, «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ32, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ33,  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ34, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ35, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ36, «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ37, «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г.  № 157-ФЗ38, «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ39, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ40, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ41, «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ42,  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ43, «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-144, «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. № 4180-145 и др.
     Кроме указанных федеральных законов, вопросы здравоохранения регулируются законами субъектов Российской Федерации, указами Президента РФ; постановлениями Правительства, постановлениями Главного государственного санитарного врача; распоряжениями Президента, Правительства, глав администраций; приказами, инструкциями, указаниями министерств и ведомств; актами представительных органов местного самоуправления; договорами, соглашениями, рекомендациями.
     Высказывание Г.Р. Колоколова, относительно 2005 года о том, что «действующее законодательство регулирует в основном административно-организационные и управленческие отношения в области здравоохранения, меньшее внимание уделяя механизмам правовой защиты пациентов, а формирование и утверждение правовых норм в области здравоохранения в ряде случаев опережает изменения, происходящие в общественном сознании людей, в восприятии содержания и значимости законодательного обеспечения вопросов взаимоотношения врача и пациента», актуально и на сегодняшний день, спустя 11 лет.
     Подводя итог, следует отметить, что назрела необходимость издания единого нормативно-правового акта и приведения в соответствии с ним, действующего законодательства, относительно российского здравоохранения.
     Основные положения данного акта, возможно развивать, в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»46 в котором выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, - 140.010.000, по следующим направлениям: управление в сфере здравоохранения; медицинское страхование; медицинские учреждения; лечебно-профилактическая помощь населению; обеспечение населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; порядок оказания медицинской помощи различным категориям граждан; медицинская документация; частная медицинская практика; предоставление платных медицинских услуг; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; медицинская экспертиза; санаторно-курортное лечение; иные вопросы, в том числе организация здорового питания.
    








ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО — ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

2.1. Нормативно-правовое обеспечение и основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 

     К органам управления здравоохранением относятся федеральные и региональные органы исполнительной власти, созданные для реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан (Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, министерства здравоохранения субъектов РФ, подведомственные им органы), а также органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья47.
     Медицинские организации - медицинские и иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность в качестве основной или дополнительной с соблюдением требований, предусмотренных для таких организаций Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»48.
     Главной ценностью страны является здоровое население.
     Только комплексное решение всех существующих проблем: духовно-нравственных, политико-правовых, социально-экономических, культурных помжет человеку быть здоровым. В связи с чем необходимо направить усилия государства на совершенствование политики государства в области здравоохранения. Выживание любого народа зависит от совершенства правового обеспечения в области здравоохранения, которые должны проявляться в соответствии возможностей государства потребностям населения.
     Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется, прежде всего, ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. За последние годы в стране сложилась крайне неблагоприятная обстановка в отрасли здравоохранения: снизились качество и доступность медицинской помощи населению; увеличилось число заболеваний социально опасного характера; медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения49.
     В современном государстве укрупняются и модернизируются учреждения здравоохранения, но, к сожалению, следует отметить, что на сегодняшний день система здравоохранения страны продолжает находиться в глубоком кризисе. На это указывают и те обстоятельства, что зачастую медицинские учреждения сталкиваются с фактами коррупции50.
     Причинами и условиями, которые порождают коррупционные преступления в сфере здравоохранения, являются: финансирование здравоохранения; низкие заработные платы медицинских работников; расслоения здравоохранения на оказание платных и бесплатных услуг, следовательно для «богатого» и «бедного» населения; повышенная латентность совершаемых медицинскими работниками коррупционных преступлений в сфере здравоохранения; солидарность работников здравоохранения в сокрытии коррупциогенных фактов.
     Анализ федерального законодательства в области здравоохранения показывает необходимость дальнейшей разработки, осуществления и реализации государственной политики в сфере здравоохранения. 
     Правовая политика в области здравоохранения - это меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях стабилизации и приспособления существующей системы здравоохранения к изменившимся условиям жизни населения. Конституционное право граждан в области здравоохранения является объективно необходимым для любого государства, так как здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим должно стать одним из наиболее приоритетных направлений в правовой, политической, экономической и социальной жизни страны и общества.
     Рассматривая здравоохранение как социальный институт, можно констатировать, что успешная охрана здоровья населения возможна только в рамках правовой и государственной политики в целом, потому что предполагает применение огромного арсенала разнообразных, в особенности политико-правовых, средств, направленных на создание социальных структур, институций и практик, поддерживающих и укрепляющих здоровье людей.
     Здравоохранение имеет ключевое значение для развития потенциала личности, общества и государства и, следовательно, для укрепления позиции государства на международной арене.
     Охрана здоровья населения является масштабной проблемой в силу необходимости формирования и распределения значительного (и вместе с тем ограниченного) объема дорогостоящих ресурсов, являющихся предметом борьбы разных лиц.
     Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, высокий уровень жизни всех представителей общества, равные возможности для удовлетворения бытовых условий жизни и трудовой деятельности разных соц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44