- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Аббревиация как способ образования новых слов в русском языке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015578 |
Тема: | Аббревиация как способ образования новых слов в русском языке |
Содержание
Аббревиация как способ образования новых слов в русском языке Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Словообразование как способ пополнения словарного состава современного русского языка……………………………………………………5 1.1 Словообразование как наука…………………………………………..5 1.2 Способы словообразования в современном русском языке……...…9 1.3 Аббревиация как способ словообразования………………………...15 Глава 2. Понятие аббревиатур…………………………………………...20 2.1 Понятие аббревиатуры……………………………………………….20 2.2 Типы аббревиатур…………………………………………………….22 Заключение………………………………………………………………..26 Список использованной литературы…………………………………….28 Введение Существование языка немыслимо без постоянного обогащения, развития особенно самой подвижной его части ? словарного состава. В современном обществе наблюдаются разнообразные способы пополнения словаря. Высока сейчас роль заимствований, а также и других процессов, происходящих в языке. Лексика, в первую очередь, призвана отражать все, что происходит в общественной жизни, в развитии производства и в других областях человеческой деятельности, а также в развитии мышления, поскольку язык «функционирует как система материальных, чувственно воспринимаемых языковых знаков, система, способная обеспечить общение людей». Аббревиация – образование аббревиатур и усечение слов как способ словообразования (в лингвистике), (от лат. abbrevio — ‘сокращаю’) — способ словообразования, при котором новое слово образуется из частей слов, входящих в исходное словосочетание. Аббревиация сейчас – явление популярное и встречается на всех уровнях языка. Следует отметить, что этот способ словообразования развился в русском языке достаточно мощно только в период после Октябрьской революции 1917 года. Именно после «аббревиатурного взрыва» 1917 года он обрел продуктивность и получил общеязыковое распространение. Благодаря этому выработались и укрепились основные разновидности и модели создания аббревиатур, начался и продолжается до сих пор процесс совершенствования аббревиации и норм ее функционирования.К нашему времени в изучении аббревиации достигнуты несомненные успехи. Преодолен «барьер недоверия» к сокращению, который мешал более глубокому изучению этого языкового процесса. В 30—40-е гг. XX века утверждалось, что аббревиатуры в русском языке идут на убыль, считалось научным долгом осудить аббревиатуры и зачислить их в категорию «неполноценных» слов, засоряющих язык и не имеющих [Алиева: 54]. Несмотря на всю борьбу с аббревиацией, сам факт длительного и непрекращающегося использования сокращенных слов утвердил обратное. Более того, аббревиация достигла зрелости не только в русском, но и в других языках, и это дало новые перспективы исследованиям. Аббревиация и аббревиатура – связанные между собой понятия.Аббревиатуры ? это существительные, состоящие из усеченных отрезков слов, входящих в синонимичное словосочетание, последний из которых (опорный компонент) может быть целым, неусеченным словом; (итал. abbreviatura - сокращение) ? слово, образованное сокращением словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв (ВВС) или по начальным звукам (ООН, вуз) слов, входящих в него.Аббревиация – это процесс, тогда как аббревиатура – результат этого процесса. Цель исследования – проанализировать аббревиацию с точки зрения образования новых слов. Задачи: * анализировать словообразование как науку; * выявить способы словообразования в современном русском языке; * проанализировать аббревиацию как способ словообразования; * рассмотреть понятие аббревиатуры; * раскрыть типы аббревиатур. Глава 1. Словообразование как способ пополнения словарного состава современного русского языка 1.1 Словообразование как наука Словарный состав современного русского языка подвижен. Он постоянно обогащается с помощью заимствования и образования новых слов. В современном русском языке существуют различные способы образования новых слов. Одним из продуктивных способов словообразования является сложение. Слова, образованные данным способом, получают новые свойства и характеристики. Лексический состав русского языка неоднороден по своему составу. Постоянно происходит обогащение словарного состава русского языка, одним из способов обогащения лексики является словообразование. Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования [1, с.34]. Словообразование современного русского языка сравнительно молодая отрасль языкознания. Важную роль в её становлении сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатова, разграничившие формы словоизменения и словообразования. Словообразование изучается с точки зрения анализа и синтеза. Словообразовательный анализ играет немаловажную роль в современном русском языке. Большое значение для развития теории и практики словообразовательного анализа имели труды В.А. Богородицкого, Г.О. Винокурова, В.В.Виноградова[7, с.207]. Словообразовательный анализ - это наиболее активно разрабатываемое направление изучения строения русского слова. Словообразовательный анализ устанавливает лишь обнаруживаемые в настоящее время, в современном русском языке, отношения между родственными словами и не учитывает этимологических связей, утраченных в ходе развития языка [7, с.207]. Словообразовательная система русского языка в настоящее время изучается как с позиции словообразовательного анализа, так и в плане синтеза словообразовательных отношений. В ходе синхронного словообразовательного анализа описывается структура производных слов, определяется способ их образования, устанавливаются их формально - семантические связи с родственными словами. Что касается словообразовательного синтеза, то это относительно новое, выделившиеся в 70-е годы ХХ в. направление в изучении словообразовательных отношений. Словообразовательный синтез опирается на выводы и положения словообразовательного анализа: используя такие понятия, разработанные в рамках аналитического направления, как "морфема", "производность", "производное слово" и др. [7, с.208]. Однако по своим целям словообразовательный синтез отчетливо противопоставлен анализу. Основные задачи научных исследований с позиций словообразовательного синтеза таковы: 1. Определение правил толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем, составляющих то или иное слово; в частности, толкование лексического значения глагола прибежать "достигнуть какого-либо места бегом" непосредственно вытекает из толкования значений входящих в него морфем: корня беж- (характеризующего такие, например, слова как бежать, бегать, бегун, бег, и имеющего значение "двигаться быстро, резко отталкиваться ногами от земли") и префикса при- ( имеющего значение приближения к какому - либо пространственному ориентиру: привезти, приплыть и т. п.). 2. Установление закономерностей выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определённым (заданным) словообразовательным значением (например глаголов, передающих значения начала действия: запеть, побежать, возненавидеть, разрыдаться и др.). К настоящему времени задачи словообразовательного синтеза решены еще не в полном объёме; есть, как показывают специальные исследования, и неразрешимые для современного состояния науки проблемы словообразовательного синтеза. Поэтому в учебной литературе система русского словообразования по традиции более подробно рассматривается с точки зрения анализа, а не синтеза [7, с. 208-209]. Предмет словообразование изучает образование слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально смысловое соотношение между производящим и производным [8, с.205]. Производные слова - это слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других однокоренных с ними слов: доброта - добрый, безвольный - воля. Так, производными будут являться такие слова лесной, лесистый, лесник и др. для которых слово лес будет являться производящим [4, с.222]. Производное слово характеризуется рядом признаков: 1. Дериват (новое слово, образованное при помощи аффиксов или непосредственно дезаффиксации) обладает свободной или достаточной членимостью. Слова, характеризующиеся недостаточной членимостью, в современном русском языке являются непроизводными: буженина, смородина. (достаточная членимость - членимость, при которой корневая морфема является повторяющей в языке и легко выделяется на основе сопоставления с однокорневыми словами, а аффикс является нерегулярным, недостаточная членимость - членимость, при которой легко выделяется регулярный аффикс, повторяющийся в одноструктурных словах, а корень является унирадиксоидом (уникальным связанным корнем): буженина, малина, крушина) [7, с.223]. Ядерный тип производности в русском языке составляют именно дериваты, которые имеют свободный корень: водный, ездок, смельчак. "К ядерным образованиям примыкают слова типа агитировать, агитатор, агитация. Корни слов такого типа характеризуются связанностью, не выступают в чистом, свободном виде" [8, с.139 – 140]. Дериваты с полной связанной членимостью, И.А. Ширшов относит к промежуточному типу (членимости), который "характерен для интернациональной и терминологической лексики, подвергающейся мощному воздействию со стороны производных ядерного типа". 2. Важнейший признак производного слова - словообразовательная мотивированность. Как уже отмечалось, его семантика и форма базируются на другом слове. Как отметил Г.О. Винокур, "значение слова с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы…" (8, с.421). Критерии производности слова признаётся обязательное существование в языке мотивирующей данный дериват единицы. "О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная"[8, с.421]. 3. Производное слово имеет бинарную структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказывать), и средство, при помощи которого он образован (суффикс-ни). Структура производного, таким образом, всегда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяются производящая база и словообразовательный формант, или дериватор. Производящая база - это основа мотивирующего слова или все мотивирующие слово. Производящая база может быть представлена и основами нескольких слов: белоснежный, лесоруб, гололёд [8, с.490].Важной частью словообразования является деривация. В современном русском языке принято различать дериваты системные и контекстуальные (языковые и речевые). Системные дериваты ("реальные" слова) построены в строгом соответствии со словообразовательными законами языка и фиксируются в толковых и иных словарях (писатель, самозабвенный, прочитать). Такие дериваты не создаются говорящим в процессе коммуникации, а воспроизводятся ими в готовом виде, "извлекаются" из словарного запаса, хранящегося в памяти. Среди контекстуальных дериватов, образуемых говорящим в речи по мере надобности, различают потенциальные слова и окказионализмы. Потенциальные слова - это обычно не фиксируемые словарями дериваты типа самозакрепощение, возражатель, проинтегрировать, создаваемые в случае необходимости в спонтанной речи по образцам высокопродуктивных словообразовательных типов. Окказионализмы - это авторские неологизмы, созданные в разговорной или художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей и поэтому четко противопоставлены как "реальным", так и потенциальным словам (что делает окказионализмы ярким стилистическим средством, широко используемым, например, в поэзии). Ср. отсутствующие в самых полных словарях русского языка окказиционализмы поэта Велимира Хлебникова, много экспериментировавшего со словом: самогнанец "тот, кто гонит сам себя" (Самогнанцы в даль, в чужбу…), всегорлый (от все и горло) и др. [8,. с.209]. Таким образом мы видим, что словообразование является наукой, которая изучается с точки зрения синтеза и анализа. 1.2 Способы словообразования в современном русском языке В современном русском языке есть немало различных способов словообразования. Способы словообразования - это типы выражения деривационных отношения с помощью определённых дериватов, в также сами классы производных слов, устанавливаемые с учетом характера дериватов. Первая последовательная научная классификация способов словообразования в русском языке была разработана В.В. Виноградовым в 1951, он выделил морфологический способ словообразования, противопоставленный неморфологическим способам: лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому [9, с.207]. Морфологический способ - это центральный способ русского словообразования "образование новых слов с помощью аффиксов" (префиксов, суффиксов и т.д.): лесник, пообедать, настольный. К нему в классификации В.В. Виноградов примыкает фонетико-морфологический способ - это приём создания слов при котором их образование происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождаются фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой - глушь, тихий - тишь. Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств.Лексико-семантический неморфологический способ - это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, "формирование омонимов путем распада одного слова на два": успевать ("хорошо учиться"), кулак ("зажиточный крестьянин "). Лексико-синтаксический неморфологический способ- это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния двух или более слов: умалишенный, сумасшедший, сегодня, семьсот. Морфолого-синтаксический способ в классификации В.В.Виноградова включает "все факты перехода слова из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово": рабочий, провожатый, караул (междометие), караул (сущ.) В современной же дериватологии (словообразовании) эта классификация способов словообразования может быть отнесена только к диахроническому словообразованию, выделенные В.В. Виноградовым способы (прежде всего неморфологические) позволяют дать ответ на вопрос, с помощью каких средств в истории русского языка было образованно то или иное слово. Например, появление в языке слова спасибо, созданного лексико-синтаксическим способом на базе устойчивого сочетания лексических единиц спаси Бог. Однако в 60-70г. ХХ в. классификация способов словообразования была радикально пересмотрена такими учеными как В.В. Лопатиным, И.С. Улухановым и Е.А. Земской. Названными учеными были обоснованы принципы классификации. В современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования [8, с.502]: аффиксальный, безафиксный, смешанный. Аффиксальный способ. К чистым аффиксальным способам относятся: префиксация, суффиксация, постфиксация [7, с.212]. Префиксация, или приставочный способ словообразования, характеризуется использованием такого форманта, как префикс:петь - запеть; писать - дописать; автор-соавтор; всегда - навсегда. Префиксация наиболее расположена в глагольном словообразовании, реже она используется в сфере прилагательных, существительных и наречий. Своеобразие приставки как препозитивной морфемы, занимающей позицию перед производящей основой, определяет особенности префиксации. Приставка наиболее автономна, чем суффикс. Она не оказывает заметного влияния на звуковой состав последующих морфов, поэтому для префиксального словообразования характерно отсутствие существительных морфонологических явлений на стыке форманта и производящей основы. Приставка всегда присоединена к целому производящему слову. Суффиксация, или суффиксальный способ словообразования, - наиболее распространенный способ русского словообразования. Он широко представлен в сфере разных частей речи, прежде всего существительных и прилагательных (оленёнок, переводчик, доброта, медный, ослиный и др.) Нулевая суффиксация является разновидностью суффиксального способа словообразования. Она особенно распространена в сфере образования имён с существительных: девербативов (отглагольных отвлеченных имён), деадъективов (отвлеченных существительных, мотивированных прилагательными) и оценочных существительных со значением лица: вылет, пробег, замена. Постфиксация или постфиксальный способ - аффиксальный способ, при котором средством выражения деривационного значения служит такой формант, как постфикс: радовать- радоваться, мыть- мыться. Постфикс, как и префикс, присоединяется к целому производящему слову, при этом дериват сохраняет его лексикограмматические свойства и относится к той же части речи: стучать-стучаться, белеть-белеться, красить-краситься. Безафиксные способы: - чистое сложение - это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном виде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (Волгоград, сорвиголова); - аббревиация - это сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание (госкомитет - государственный комитет, МГУ, ВУЗ, ООН). - сращение - это слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении. Для сращения характерны две основные словообразовательные модели: 1) "наречие + прилагательное или причастие": вечнозелёный, быстрорастворимый, многоуважаемый, вышеизложенный, маловысокохудожественные книги. (М.Зощенко); 2) "существительное + прилагательное или причастие": фосфорсодержащий, азотсодержащий. Последняя модель характерна для научной и технической терминологии, первая проявляет продуктивность в разных языковых сферах [9, с.507 – 508]. - усечение - это сокращение производящей основы по типу аббревиатур: заместитель - зам; магнитофон - маг; мерседес - мерс. Смешанные способы словообразования включают в себя: Префиксально-сложный - это смешанный способ адъективного и глагольного словообразования, когда сложение производящих основ сопровождается префиксацией (умиротворить - мир, мирить + у). Префиксально-суффиксально-сложный способ словообразования - это сложение производящих основ, которое сопровождается одновременно префиксацией и суффиксацией (повсеместный - все места + по- + -н-). Сращение с суффиксацией - это такой смешанный способ словообразования, при котором сращение элементов производящей базы сопровождается суффиксацией (ничегонеделание- ничего не делать + -ниj-; немогузнайка- не могу знать + -к-; потусторонний- по ту сторону). Сокращение с суффиксацией называется смещенный способ образования существительных, при котором сокращение производящей основы сопровождается суффиксацией (разг. велик - велосипед; разг. телик- телевизор). Сокращение с префиксацией и суффиксацией - это смешанный способ образования прилагательных типа разг. бесхозный "не имеющий хозяина", когда в сокращенной основе ( хоз-, ср. хозяин ) прибавляются одновременно префикс и суффикс. При суффиксально-сложном способе словообразования (называемой также сложением с суффиксацией) сложение производящих основ сопровождается суффиксацией. Этот способ используется при образовании существительных, прилагательных и наречий (мореплаватель - море, плавать + -тель; левобережный - левый, берег + -н-). К комбинированным аффиксальным способам относятся: Префиксально - суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в этом случае является комбинация двух аффиксов - приставки и суффикса. Эта комбинация возникает либо при одновременном присоединении аффиксов к производящей основе (снег - под-снеж-ник, рукав - на-рукав-ник). Префиксально - суффиксальный способ в современном русском языке - это наиболее распространенный комбинированный способ словопроизводства. Он представлен в сфере образования разных частей речи, однако особенно характерен для именного словопроизводства. Суффикс, входящий в комбинацию аффиксов, может быть и нулевым. Префиксация и нулевая суффиксация - способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных именами существительными со значением частей тела или деталей внешности: безглазый, безногий. Эта же комбинация аффиксов выражает деривационное значение и в небольшой группе существительных типа проседь, просинь. Префиксально-постфиксальный способ ограничен только сферой глагольного словообразования. Средством выражения деривационных значений служит комбинация префикса и постфикса ся (сь): дозвониться, докричаться, зачитаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому производящему слову, причём в качестве производящих, естественно, выступают только глаголы: голодать - изголодаться, сидеть - досидеться. Суффиксально - постфиксальный способ также характерен только для глагольного словообразования. Словообразовательное значение в этом случае выражает комбинация суффикса и постфикса. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: нужда - нуждаться, суета - суетиться. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. В качестве форманта выступает комбинация трех аффиксов: префикса, суффикса и постфикса ся. Способ этот соответственно представлен только в сфере глагольного словообразования. Мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот-обанкротиться, щедрый - расщедрица. Сложносуффиксальный способ. В сложных словах этого способа деривационное значение выражается комбинацией сложения суффикса. Словообразовательными формантами служат порядок (последовательность) объединяемых компонентов, аффикс и единое (главное) ударение. Сложносуффиксальный способ широко распространен в сфере образования имен: плоскостопие, северокавказский, честолюбец, дальневосточный. Суффикс, входящий в комбинацию словообразовательных средств, может быть нулевым: однолюб, лесоруб, сенокос, снегопад. В системе комбинированных аффиксальных способов русского словообразования отмечаются также сложно - префиксальный способ: оплодотворить, умиротворить. 1.3 Аббревиация как способ словообразования Аббревиация как способ словообразования изучается сравнительно недавно. Важную роль в её становлении сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатова, разграничившего формы словоизменения и словообразования. Аббревиация (или сложносокращенный способ словообразования) - это образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усечённом виде (госкомитет - государственный комитет). Аббревиация активно взаимодействует с другими способами словообразования. От аббревиатур могут образовываться новые слова с помощью традиционных способов словообразования: 1. словопроизводства; 2. словосложения; 3. конверсии. Взаимодействие аббревиации и словосложения привело к созданию в современном языке нового структурного типа частичносокращённых слов. Несмотря на то, что производные слова регистрируются в русском языке давно, объектом научных исследований эти лексические единицы стали совсем недавно, и работ, посвящённых изучению этого вопроса, пока немного. Что касается частоты употребления дериватов сокращений, то, как уже отмечалось выше, количество аббревиатурных производных остаётся небольшим. В последние годы наметился кризис перенасыщения языка инициальными аббревиатурами, неудобными для произношения и трудными для запоминания. Но язык справился с этим кризисом внутренними средствами: усилилась тенденция лексикализации аббревиатур, в результате чего появился качественно новый способ аббревиации - омоакронимия, под которой понимается создание сокращённых единиц, совпадающих по своей фонетической структуре с общеупотребительными словами. Омоакронимы - это совершенно особые, уникальные лексические единицы. В настоящее время омоакронимия является наиболее развитой и важной степенью аббревиации. Особенно охотно прибегают к омоакронимии при создании специальных терминов, что вполне объяснимо: обилие терминов затрудняет их запоминание, но "подогнанные" под какое-либо широко известное и всеми употребляемое слово, они быстро входят в речевой обиход, а потом закрепляются в языке, так как стереотипность форм сокращения даёт возможность легко сохранить их в памяти (ГЭС - Гидро-электро станция или ГЭС - ). В качестве модели выбирается не только наиболее знакомое слово, но и такое, чтобы его значение ассоциировалось с внутренней формой, смыслом этого термина. При этом в образовании омоакронимов тесно взаимодействуют морфологический и лексический аспекты: первый определяет структуру омоакронима, второй - его семантику. Это явление получило название коррелятивной аббревиации, под которой В. В. Борисов, всесторонне исследовавший особенности сокращённых единиц, и, особенно, акронимов, понимает процесс параллельного, одновременного создания сокращения и коррелята, а также случаи подбора новых коррелятов к уже существующим значениям. Аббревиация как способ словообразования представляет сложное, многогранное явление, уходящее своими корнями в далёкое прошлое. Распространение аббревиатур связывают с появлением в реальной действительности сложных денотатов, требующих для своего обозначения словосочетаний или сложных слов. Функция аббревиатуры в процессе коммуникации состоит в более экономном выражении мысли и устранении избыточности информации. В аббревиатурах информация передаётся меньшим числом знаков, поэтому "ёмкость" каждого знака больше, чем в соответствующих исходных единицах, что даёт основание рассматривать аббревиацию как один из видов оптимизации речевого сообщения. Актуальность аббревиации определяется потребностью в наименовании новых понятий и объектов. Дальнейшее развитие аббревиации представляется перспективным направлением. Языки в целом ни в малейшей степени не проявили тенденции к общему уменьшению аббревиатурных номинаций. Более того, сохранение оболочек - это глубоко значимый факт в истории аббревиации. По наблюдениям некоторых современных лингвистов, в слоговых и многосложных аббревиатурах используются специфические элементы морфологического характера, - так называемые "осколки морфем". Это не отдельные звуки или буквы, это и не целые корневые морфемы, но они обладают рядом признаков: семантически - опознавательностью, фонетически - произносимостью, функционально - оптимальностью структуры. Этот факт подтверждает высказывание известного лингвиста Е. Д. Поливанова, который рассматривал сокращённые слова в плане общей теории экономии языковых средств и считал, что тенденция к производству аббревиатур в языке настолько сильна, что в будущем возможна замена некоторых лексико-грамматических классов слов своеобразными морфемами, "потомками нынешних сокращений". Таким образом, аббревиатуры экономны по форме (экономят площадь печатной продукции и время устных сообщений), но в то же время они избыточны, поскольку их основной корпус требует расшифровки (полного несокращенного наименования). Дериваты, полученные указанным способом, называются аббревиатурами или сложносокращенными словами. Аббревиатура - в словообразовании: существительное, образованное из усечённых отрезков слов (исполком, комсомол), из таких же отрезков в сочетании с целым словом (роддом, запчасти), а также из начальных звуков слов или названий их начальных букв (АТС, МХАТ), сложносокращённое слово Толковый словарь русского языка 4-е изд., дополненное. Аббревиатура обычно синонимична исходному словосочетанию. Различаются следующие типы аббревиатур (классификация В.В. Виноградова): 1) буквенные - сложение названий начальных букв в производящих словах (МПГУ - Московский педагогический государственный университет); 2) фонемные - сложение начальных фонем производящих основ (РАН - Российская Академия наук); 3) буквенно-фонемные - например, в аббревиатуре ЦСКА - Центральный спортивный клуб армии. Объединены названия букв Ц и. С, а также. К и. А, произносимые вместе как КА; 4) слоговые - результат объединения начальных частей производящих основ (профком - профсоюзный комитет); 5) фонемно-слоговые - (ИМЛИ - Институт мировой литературы); 6) слого-словные - объединение начального элемента одного слова с другим словом, предоставленным в полном виде (Госдума - Государственная дума); 7) слого-словоформные - объединение начального элемента одного слова падежной формой другого слова (завбазой - заведующий базой); 8) слоговые «телескопические», так называемые начально-конечные (мопед - мотоцикл + велосипед). Одной из наиболее обоснованных в настоящее время теорий появления сокращений является концепция экономии речевых средств, получившая наибольшее развитие в трудах А. Мартине и Е. Д. Поливанова. Суть "экономного использования языка" заключается в обеспечении передачи максимального количества информации в единицу времени, то есть в повышении коммуникативной роли языка. С такой точки зрения именно экономное использование аббревиатур языком рассматривается, как один из способов концентрирования информации в целях повышения эффективности общения. Особое свойство производных слов - их формальная и семантическая связанность с другими лексическими единицами, структурная и смысловая обусловленность другими языковыми знаками, иначе говоря, их мотивированность. Благодаря последней производные слова образуют в языковой системе особый класс лексических единиц. В нём одновременно фиксируется, закрепляется сам словообразовательный процесс со всеми его участниками, и до тех пор, пока слово в какой бы то ни было свёрнутой или производной форме сохраняет следы этого процесса, оно удерживает свой статус деривата. Таким образом, одной из главных функций аббревиатур является передача максимального количества информации в единицу времени. Глава 2. Понятие аббревиатур 2.1 Понятие аббревиатуры С целью экономии времени коммуникации или общения, мы применяем широко известные сокращения слов или фраз. Сокращения фраз - является пропуском несущественных членов предложения, осуществляемый без потери магистрального смысла фразы (отдельных частиц, вспомогательных глаголов и т.д.). Сокращения слов - является пропуском отдельных букв и слогов в том или ином слове, а иногда - изъятие большой части слова, кроме отдельных букв. В английском языке каждый год появляется все больше и больше новых сложносокращенных слов, аббревиатур, а также других видов сокращений, возникает потребность в их правильном использовании и понимании. В словарях можно найти множество различных определений понятия "аббревиатура". Словарь лингвистических терминов О.С. Ахмановой описывает аббревиатуру в качестве: 1) (сложносокращенного слова) слова, которое состоит из сокращенных начальных элементов (морфем) того или иного словосочетания. 2) (инициального типа сложносокращенных слов, акронимов) слова, образованного при помощи сложения начальных букв слов или же начальных звуков [6, с.27]. В большом Энциклопедическом словаре под редакцией В.Н. Ярцевой мы можем найти следующее определение: аббревиатура - это существительное, которое состоит из усеченных слов, входящих в первоначальное словосочетание, или из усеченных компонентов первоначального сложного слова. Последний компонент может также являться целым (то есть неусечённым) словом [19, с.67]. Словарь русской лингвистической терминологии определяет понятие аббревиатуры следующим образом: "Аббревиатура" - существительное, образованное слиянием элементов или сегментов слов, входящих в исходное словосочетание или исходное сложное слово. Слово (сложносокращенное слово), составленное из сокращенных начальных элементов (сегментов) или морфем слов, входящих в исходное словосочетание или сложное слово. Например: АГУ - Адыгейский государственный университет; завмаг - заведующий магазином [3, с.11]. На наш взгляд, самое точное определение дано в словаре русской лингвистической терминологии, и на него в дальнейшем мы будем опираться в процессе своего исследования. Сложносокращенные слова (аббревиатуры) содержат в себе в основном несколько компонентов, каждый из которых в оригинальном словосочетании является или существительным, или прилагательным: * два компонента - филфак (философский факультет), зарплата (заработная плата), физрук (физкультурный руководитель), лесхоз (лесное хозяйство), полпред (полномочный представитель), ликбез (ликвидация безграмотности), домработница (домашняя работница), жилплощадь (жилая площадь), химчистка (химическая чистка), сантехника (санитарная техника) и т.д.; * три компонента - Мосгордума (Московская городская Дума), Минпромторг (Министерство промышленности и торговли), Госавтоинспекция (Государственная автомобильная инспекция). Аббревиация представляет собой особый тип языковых средств, поскольку длинные названия часто затрудняют восприятие не только научной информации. Согласно А.П. Миньяр-Белоручеву, аббревиатуры являются неотъемлемой частью научных текстов, придают им лапидарность и динамизм [20, с.97]. Огромный пласт сокращенной лексики возник в результате процессов глобализации и интернационализации. Аббревиация представляет собой образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде. Аббревиатура синонимична исходному словосочетанию. Создание аббревиатур - это способ, занимающий особое место среди других способов словопроизводства. Аббревиация связана с действием закона языковой экономии. На процесс появления сокращенных слов также существенно повлияла демократизация языка. Люди стремятся к упрощению лексического состав языка. Источником аббревиатур являются именные словосочетания, обозначающие предметы и явления. Такие словосочетания должны отвечать следующим условиям: 1. Иметь единое значение. 2. Обладать достаточной частотностью. 3. Быть социально значимыми и важными для тех лиц, которые употребляют данные словосочетания в речи. 4. Функционировать в речи, где ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: